Куперс

Бухучет и анализ

Группы членства

Вся история социологической мысли есть история научных подходов и методов построения теории общества.

Общество – это определившийся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивый, универсальный способ организации социальных связей и отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Признаки общества:

  1. территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором складываются и развиваются социальные связи и отношения между индивидами;
  2. наличие собственного названия и самоидентификация;
  3. пополнение преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  4. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаи-модействия;
  5. автономность и высокий уровень саморегуляции. Жизнь общества ре-гулируется и управляется теми социальными институтами и организациями, на основании тех норм и принципов, которые создаются внутри самого общества;
  6. наличие устойчивых социальных образований, связей, отношений и их функциональная целесообразность;
  7. интегрирующая сила. Общество осуществляет социализацию новых поколений людей, включая их в сложившуюся систему ценностей, норм, пра-вил.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В различных социологических концепциях, в вопросе о том, какой же функциональный компонент общества определяет облик общества в целом, предпочтение отдавалось либо экономической составляющей (экономический детерминизм К.Маркса), либо системе ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества (культурный детерминизм П.Сорокина), либо образу мыслей, прогрессу разума человека (детерминизм О.Конта).

Типология обществ

Различные типы классификации обществ основываются на выделении наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы об-ществ от других. Устойчивым в социологии считается деление обществ на простые (традиционные) и сложные (современные). Критерием выступает степень социальной дифференциации и число уровней управления.

К. Поппер различает два типа обществ, на основании степени свободы индивида и отношений социального контроля. Закрытое общество – общество, характеризующееся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, авторитарной идеологией, коллективизмом (Спарта, Нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма, Пруссия). Открытое общество – общество, которое отличается динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом (Древние Афины, современные западные демократии).

О. Конт различал три стадии развития общества: от теологического типа общества через метафизический – к индустриальному типу. В основе изменения и становления обществ лежит прогресс разума человека. К. Маркс предложил типологию обществ, в основании которой лежали экономические факторы. История развития общества представляет собой смену пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых основывается на определенном способе производства материальных благ и уровне развития производственных отношений, которым соответствует социально-классовая структура общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).

Распространенным в социологии является деление обществ на традици-онные, индустриальные и постиндустриальные, на основании изменения технологического строя, который сказывается на организации всей системы социальных связей и отношений (Д. Белл, У. Ростоу).

Модернизация – процесс перехода от одной стадии развития общества к другой. Различают первичную модернизацию, примером которой является промышленная революция в Англии в XVIII веке, происходящая естественным образом, и вторичную модернизацию, не являющуюся результатом естественного хода развития общества. Она привносится «извне», осуществляется с привлечением помощи «стран-первопроходцев».

Социальные изменения. Социальное развитие

Социальные изменения – переход социального объекта из одного со-стояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нём образцах поведения.

Виды социальных изменений:

  1. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – структурные изменения;
  2. изменения, затрагивающие социальные процессы (в сфере социальных взаимодействий, взаимоотношений различных общностей);
  3. изменения, касающиеся функций различных социальных систем – функциональные социальные изменения;
  4. изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

Социальный прогресс – тип развития социальной сферы, при котором она в целом или отдельные её элементы переходят на более высокую в качественном отношении ступень, стадию развития.

В целом развитие человечества от первобытного общества к современному может быть охарактеризовано с точки зрения нарастания прогрессивных социальных изменений. К некоторым областям социальной жизни понятие прогресса неприменимо (культура, искусство, религия). Здесь можно говорить лишь об эволюционных изменениях. Противоречивый характер социального прогресса проявляется в том, что в социальной жизни абсолютного прогресса, как совершенствования социального устройства всех сфер жизнедеятельности общества в направлении нарастания позитивных изменений так же, как и абсолютного регресса, не существует.

Важнейшим условием нормального существования любого общества является социальная стабильность. Социальная стабильность – процесс воспроизводства социальных структур и отношений в рамках целостности всего общества. Социальная стабильность достигается за счёт своевременного осуществления назревших социальных изменений и предполагает постоянное развитие при сохранении устойчивости.

Социальное поведение и социальный контроль

Массовое социальное поведение – образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами массового социального поведения являются массы, толпа, публика, социальные группы и индивиды.

Массы – большое количество людей, которых нельзя объединить ни в какую организацию, в соответствии с общими признаками, интересами, условиями жизнедеятельности и т.д.

Толпа – внешне не организованная социальная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих её индивидов, имеющая единый объект внимания и сходное эмоциональное состояние.

Публика – большая группа людей, объединенных на основе общих интересов, но внешне не организованная. В отличие от толпы у публики возможно проявление рационального мышления.

Индивиды являются субъектами массового социального поведения в том случае, когда их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, принимают массовый характер (демографический взрыв).

Проблемами массового социального поведения, межгруппового взаимодействия занимается психологическое направление в социологии. В развитии данного направления следует выделить: «Психологию народов» (В. Вунд), «групповую психологию» (Г. Лебон, Г. Тард), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид).

«Групповая психология» изучает непосредственно сущностные характеристики группового и массового поведения. Определяющим фактором общественной жизнедеятельности выступает, согласно Г. Лебону (1841-1931) («Психология толп»), «коллективная душа», основу которой составляют психологические механизмы. Доминирование в «коллективной душе» бессознательных субстратов психики обуславливает общность инстинктов, чувств, настроений, стремлений большой группы людей, которую Г. Лебон определяет как толпу. Толпа является, по мнению Г. Лебона, движущей силой истории (представляющей собой смену культурного доминирования рас) и играет решающую роль на новом этапе развития европейской цивилизации с конца XIX века («эра толпы»). Г. Лебон сформулировал психологический закон «духовного единства толпы»: нахождение в толпе ведёт к образованию «коллективной души», которая подавляет рациональные начала и превращает индивидов в иррациональные субъекты, стремящиеся к некритической реализации внушённых им идей.

Виды толпы:

  1. Организованная толпа – объединяет индивидов в единое целое на основе единства инстинктов, чувств, страстей. Но в толпе не только и не столько соединяются отдельные качества индивидов, взятые в среднем значении, сколько образуются новые черты: нетерпимость; импульсивность, раздражительность; утрата чувства ответственности как сдерживающего начала; быстрая смена реакций от разрушения до самопожертвования; восприимчивость к внушению; осознание неодолимой, необузданной сдерживающими факторами силы; заражённость общей идеей.
  2. Однородная толпа имеет ряд разновидностей:
    а) секта, объединяющим моментом в которой служат верования;
    б) каста, объединяющая индивидов на основе общности условий существования и воспитания;
    в) класс, образующийся под влиянием одинакового образа жизни.
  3. Разнородная толпа:
    а) анонимная (уличная) толпа, образующаяся под влиянием внушения и отличающаяся полным отсутствием чувства ответственности;
    б) неанонимная (совещательная) толпа, объединяющая индивидов с це-лью решения вопросов, имеющих общественное значение, и осознающая ответственность за принятие правильных решений.

Г. Тард (1843-1904)(«Законы подражания», «Общественное мнение и толпа») определяет социологию, как науку, изучающую психологию взаимо-действия между людьми, которое составляет основу общественного развития и всех социальных процессов. И общество, таким образом, является продуктом взаимодействия индивидов и возникающих при этом взаимодействии межиндивидуальных социальных отношений.

Г. Тард развивает теорию «трёх основных социальных процессов»: подражание (повторение), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация), на основе которой формулирует три универсальные социальные закономерности.

  1. Закон подражания. Подражание, рассматриваемое как изначальный элемент социальности, возникает в процессе межличностных взаимодействий и является движущей силой общественного прогресса в силу природной склонности людей усваивать и повторять новации в общественной жизни, обогащающие культуру народа. Закон подражания заключается в том, что любое нововведение в сфере социальных отношений распространяется от социальных верхов к социальным низам. Три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и традициям, обдуманное подражание. Теория подражания делает предметом социологического исследования процесс межличностного взаимодействия.
  2. Закон противоположения (оппозиции) выражается в борьбе сторонников различных социальных изобретений, которая способствует поиску альтернативного варианта подражания и выработке определённого направления социального взаимодействия. Оппозиция, таким образом, является необходимым фактором развития социальных отношений и динамики социального прогресса.
  3. Закон приспособления (адаптации) выражается в приспособлении людей посредством развития к новшествам и изменившимся условиям социальной жизни посредством развития сотрудничества как основного момента социальных отношений.

Анализируя деятельность больших социальных групп, действующих на арене социальной жизни, Г. Тард определил их как толпу и публику. Толпа – большая социальная группа слабо, но непосредственно связанных индивидов, объединённых на основе коллективной психологии, поведение которых иррационально. XX век Г. Тард определял не как «эру толпы», а как век публики. Публика – группа индивидуумов, физически разделённых, но связанных духовно на основании общих увлечений или убеждений. Публика характерна для развитых обществ, поскольку основным средством её формирования являются средства массовой информации. Она несёт на себе отпечаток индивидуальности её создателя и вдохновителя. Действие публики более разумно и осмысленно, и этим она отличается от толпы. Хотя не исключена возможность превращения публики в толпу. В ходе исторического развития основной задачей является постепенная замена толпы публикой, что выразится в распространении интеллектуализации и терпимости в обществе.

В целом, следует отметить, что и Г. Лебон и Г. Тард в своей трактовке социологического психологизма вскрыли механизмы внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, таких как механизм межгрупповой агрессии, стихийного поведения индивидов в толпе, эффект группового принятия решений, роли лидера толпы или публики и т.д., что является актуальным и сегодня, когда большие массы людей вовлечены в решение назревших проблем социальной жизни.

Классификация массового социального поведения в соответствие с мас-штабами и степенью организации.

1. Социальные движения – массовые действия большой социальной группы, направление на удовлетворение потребностей и обеспечение группо-вых или общественных интересов.

Социальные движения:
а) революционные движения – стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
б) реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, которые способствуют более эффективному ее функционированию;
в) движения сопротивления – социальные движения, которые имеют цель не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения; г) социальное движение экспрессивного типа стремится сформировать собственную систему ценностей в соответствии с поставленной целью;
д) терроризм – движение, осуществляющее применение силы против людей или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, социальных, религиозных планов.

2. Коллективное поведение – массовые, спонтанные реакции людей на критические, внезапно возникающие ситуации. Субъект коллективного поведения – толпа. Среди основных особенностей коллективного поведения следует выделить: несоответствие определённым стандартам, экстремальность поведения индивидов, наличие определённой социальной ситуации, способствующей проявлению основных свойств толпы как субъекта коллективного поведения (высокий уровень безработицы, тяжёлое социально-экономическое положение населения и т.д.).

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается марксистский подход к типологии обществ?
  2. В чем сущность процесса модернизации?
  3. В чем заключается различие между такими понятиями как «социальные изменения» и «социальное развитие»?
  4. Раскройте содержание понятия «социальная стабильность».
  5. Охарактеризуйте различные типы социальных движений.
  6. Охарактеризуйте субъекты массового социального поведения с точки зрения представителей «групповой психологии».

К началу Быстрый переход: Типология обществ; Социальные изменения. Социальное развитие; Социальное поведение и социальный контроль;

Классификация малых групп

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Определение малой группы и ее границы

Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы.

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада».

Хотя на уровне здравого смысла представляется резонной мысль о том, что малая группа начинается с диады, с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады.

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). В практике исследований можно найти самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30—40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Представляется, что если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний». Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие и необходимость классификации. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации.

Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,

2) деление их на «формальные» «неформальные»,

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов.

Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Поэтому в социальной психологии были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид.

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; «группы членства” и «референтные группы”.

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы —это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники”, например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов —они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения («структура власти”). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове «формальный” не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и «неформальные” группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура «власти”. Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.

Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход) , несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина «референтная группа”: иногда —как группа, противостоящая группе членства, иногда —как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.

Единицы анализа форм организации человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия «связи” и «отношения”. В современных гуманитарных науках «отношение” считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, «связь”—это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь —это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др.

В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками некоторой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: позиция —единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус —единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль —единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль —единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: «Он нашел свое место в жизни”(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).

Такое «место” определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но «построить позицию” невозможно раз и навсегда, обретение «места в жизни”—событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. «На том стою и не могу иначе!”— в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) — это «врожденная социальность”: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. «Стать истинным дворянином”, «стать истинным офицером”—значит «отлиться по форме” заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни —не только сословных, но даже национальных и семейных.

Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей —их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли —это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.
Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории «социальных ролей”, но описаны как общая характеристика любых человеческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления.

Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли «лидера”, «умника”, «шута”, «козла отпущения”, «дурочки”, «мальчика для битья”, «красотки”, «недотроги”, «аутсайдера”и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые отношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, выразительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана) , богатство воображаемого плана, бескорыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и намеренно играть навязанную ему роль (например, роль «жертвы” или «обидчика”) , способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь привести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характерными видами связей внутри них. Так, общности с социал -органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения —от относительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общностях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ролевые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и ролевыми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чужой стране с незнанием языка до «театральной программки”, где «все роли уже расписаны”. В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени выражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в «коммунитас”—всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в «формальной структуре”— множественную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятельности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал «сам”—по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

Социальная организованность —объединение с целевой детерминацией деятельности

Малая группа —форма социальной организованности. Характер связей и отношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она проявляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социальных организованностях?

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами.

Выше мы различили два типа человеческих сообществ: «социальную структуру”(организованность) и «коммунитас” (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия) , так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером —это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего —его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае —неизбежна смена лидера.

Команда с командиром —здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.

Отряд с предводителем (вожатым) —наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители) , и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).

Коллектив с советом —хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.

Корпорация, партия с вождем —как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин) , либо с главным функционером-организатором; способ управления —на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом —наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели «рассыпают” конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

См. также

Группы

  • Воздействие состава группы
  • Группы: их виды, размеры, структура
  • Детский коллектив
  • Индивидуумы и группы
  • История исследования малых групп
  • Личность и группа. Проблема взаимоотношений
  • Понятие и структура малых групп в психологии
  • Понятия малой группы и коллектива
  • Проблема общности в социальной психологии
  • … и другое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх