Куперс

Бухучет и анализ

Кадры индустрии план график

10.14. РОЛЬ МИГРАЦИИ В КОНКУРЕНЦИИ ЗА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА

Щербаков Владимир Петрович, аспирант РАНХиГС при Президенте РФ.

Аннотация: в статье исследуются основные направления миграции как в зарубежных странах, так и в России; анализируются особенности конкуренции за кадры высшей квалификации на мировом рынке труда. Автором представлены экономические меры решения иммиграционной проблемы, в том числе рассматриваются меры селективной миграционной политики.

Ключевые слова: миграция, труд, человеческий

капитал, экономика.

IMMIGRATION ROLE IN THE COMPETITION FOR HIGHLY-SKILLED PERSONNEL IN THE WORLD MARKET OF WORK

Keywords: migration, work, human capital, economy.

В последнее десятилетие XX в. стало очевидным изменение направленности иммиграционной политики развитых стран в их стремлении восполнить недостаток рабочей силы на национальном рынке труда с помощью трудовых мигрантов с высокой профессиональной подготовкой. В 2000-е гг. такая политика и всё большее регулирование национальных законодательных баз с целью обеспечения преимуществ для притока высококвалифицированных кадров привели к росту конкуренции между самими развитыми странами на международном рынке труда за работников с высоким уровнем человеческого капитала.

Конкуренция за кадры высшей квалификации на мировом рынке человеческого капитала видна и на примере эмиграции из России. По данным Росстата России, по контракту выезжало из всего объема российских исследователей, работавших за рубежом, 29,2% в США и 15,5% в Германию. На третьем месте расположилась Индия, в которую по контракту уезжали 10,3% наших исследователей.

Государственная политика США в сфере международной миграции специалистов особенно активна, поэтому остановимся на некоторых проблемах и успехах этой страны в интеллектуальной миграции в сравнении с другими странами с ярко выраженной селективной политикой в отношении иммигрантов. Важной проблемой для США остается нехватка преподавателей по ряду научно-технических

дисциплин, что заставляет правительство проводить активную миграционную политику по привлечению соответствующих кадров из-за рубежа. Она приводит к определенным успехам. Например, среди докторов наук, работающих в Америке, доля выходцев из-за рубежа составляла в начале 2000-х гг. 37%.

Упрощенную схему, минующую сложную процедуру найма специалистов из-за рубежа, предусмотренную законодательством, ввели Великобритания, Ирландия, Нидерланды и Франция для удовлетворения повышенного спроса на специалистов в области ИКТ, биотехнологий, образования, медицины и некоторых других.

Например, в Великобритании эта упрощенная схема позволяет получить миграционную визу не более чем за неделю; такой срок не может не являться весомым стимулом для желающих испытать себя в новых условиях работы, включая более высокие стандарты жизни.

Меры миграционной политики в Ирландии включают такое важное новшество, как право смены работодателя в рамках своей квалификационной категории для специалистов-иммигрантов в области ИТ и квалифицированных медсестер. Подобные и даже более широкие по охвату категорий занятости меры были введены соответствующим французским законом 2006 г., когда при прерывании контракта по категории «служащий», что означает его продолжительность более года, и даже контракта по категории «временный работник», разрешение на работу иммигранта во Франции остается в силе.

Французская и германская (как наиболее четко акцентированные) постановка вопроса о проблемах интеграции иммигрантов в принявшее их сообщество, о выборе модели такой интеграции (в том числе усилившееся в 2010-2011 гг. мнение о необходимости отказа от политики мультикультурализма),

предусматривающей ассимиляцию иммигрантов во французское общество, актуально для практически всех стран ОЭСР.

Американская иммиграционная политика страдает определенным перекосом, влияющим на потребности экономики скорее негативно. Правительство, а особенно крупнейшие корпорации осознают эту проблему и пытаются (первые) или настаивают (вторые) на ее решении, но заметных сдвигов во второй половине 2000-х гг. не произошло. Так, среди въезжающих в страну в середине 2000-х годов доля въехавших по квотам занятости составляла всего 16% от всех мигрантов или 150 тыс. человек, в то время как число нелегальных иммигрантов по имеющимся оценкам составляет 200-300 тыс. ежегодно.

Таким образом, определенное невнимание к трудовой миграции или повышенное приоритетное внимание к гуманитарным направлениям приводит к большим объемам нелегальных потоков, востребованных экономикой. Это происходит на фоне огромных затрат американского правительства на укрепление своих границ для пресечения потока нелегалов. Если в 2001 финансовом году затраты на укрепление границы с Мексикой составляли 4,6 млрд долл., то в 2007 г. они возросли до 10,4 млрд, а численность пограничников выросла на 63%1.

1 Economic Report of the President. — Wash., 2007.

Щербаков В. П.

РОЛЬ МИГРАЦИИ В КОНКУРЕНЦИИ ЗА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ

КАДРЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА

Как бы в противоположность американским усилиям по укреплению границ, эффективность затрат на которые довольно сомнительна (мы имеем в виду сравнение затрат и результатов), во Франции государственные расходы на интеграцию мигрантов занимают 6-е место в национальном бюджете и составили в 2008 г. 12 млрд 45 млн евро.

Успешность экономического пути решения иммиграционной проблемы привела к насыщенности американской науки выходцами из других стран. В таких её областях, как компьютерные, инженерные науки, биология, математика, а также в медицине и наукоемких отраслях экономики доля иностранцев-специалистов высшей квалификации составляет от трети до половины всех американских специалистов2.

В России необходимо отказаться от приоритета такого направления демографической политики, как сдерживание оттока населения из восточных районов в западные. Приоритетом должна стать миграционная политика привлечения на временной и даже постоянной основе специалистов в эти регионы из зарубежных стран на основе селективной политики, отдающей преимущество высококвалифицированным работникам.

Необходимо четко осознавать, что, во-первых, проблему депопуляции, например, Дальнего Востока, о которой говорит В. И Мукомель, нельзя решить в отрыве от депопуляции населения всей страны3]. Во-вторых, не решив вопроса о привлекательности развития экономики восточных регионов за счет инновационных отраслей и отраслей «новых информаций и знаний», рассматриваемых как комплекс промышленных, научно-исследовательских и образовательных единиц, бесполезно затрачивать средства на поощрение внутренней миграции.

Без такого подхода в миграционной политике, увязанной с политикой макроэкономической, мы не решим проблемы человеческого потенциала этого важного, если не важнейшего, субрегиона, и завязанного на него развития высокотехнологичной экономики. Пока же регион развивается при доминировании сырьевой направленности, что еще раз продемонстрировали планы Еврейской автономной области по разработке нового месторождения и вывоза руды для выплавки металла в Китай. Тема китайской миграции постоянно присутствует как в научной, так и периодической печати, она важна не только для российской экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для США также очень важно регулировать потоки мигрантов из крупнейших стран мира — Китая и Индии. Индийская диаспора пока второй крупнейшей страны мира Индии, которая уже в следующем десятилетии станет первой, насчитывала в 2011 г. свыше 40 млн чел, из них пять крупнейших диаспор находятся в США, Малайзии, Бирме, Саудовской Аравии и Южной Африке. Важно отметить, что в таких странах, как

2 Супян В.Б. Эволюция трудовых ресурсов, формирование человеческого капитала, «экономика знаний» и политика миграции в США // Труд за рубежом. — 2009. — № 3.

3 Мукомель В.И. Миграционная политика России для Дальнего Востока: цели, акторы, компетенции. — Стратегическое планирование на межрегиональном, региональном и городском уровнях: каким будет Дальний Восток после кризиса. Серия «Научные доклады». — М., 2010.

США, Великобритания, Канада, Сингапур и Австралия индийские иммигранты имеют более высокий средний уровень дохода и более высокий уровень образования, чем коренное население этих стран.

Индия является крупнейшим получателем денежных переводов мигрантов на родину, только из США переводы мигрантов составляют 4% валового внутреннего продукта Индии. В США, где индийская диаспора составляет менее 1% всего населения страны, её представители составляют 13% среди студентов высших учебных заведений. 67% индийцев, живущих в Америке, имеют по крайней мере степень бакалавра и выше, в то время как эта же доля для всего населения страны составляет только 28%.

Столь впечатляющий качественный уровень индийских мигрантов относится не только к США, в Канаде люди индийского происхождения в 2 раза превышают соответствующую долю выпускников вузов или обладателей профессиональных степеней. В Великобритании 40% всех студентов-медиков и докторов, состоящих в национальной службе здравоохранения, составляют выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш.

Все эти примеры более высокого качества человеческого капитала иммигрантов, выходцев из развивающихся стран, по сравнению с коренным населением развитых стран позволяют сделать вывод о целесообразности не только селективной иммиграционной политики для привлечения требующейся рабочей силы, но и о таком регулировании миграции, которое не препятствует, а, напротив, способствует притоку высокообразованных специалистов или желающих стать такими специалистами — молодежь, стремящуюся получить высшее образование, многие из которых останутся в стране-реципиенте.

По последнему обследованию Университета Эссекса, доход этнических индийцев составляет в Британии 15860 фунтов стерлингов (около 26 тыс. долл.) на одного занятого, что выше всех других этнических групп в стране и близко к доходам децильной медианной группы занятого населения страны. Средний уровень безработицы среди индийцев в 2 раза ниже общего уровня безработицы.

В недавно опубликованных данных по обследованиям домашних хозяйств в США средний доход домохозяйства составил 50 тыс. долл., в то время как аналогичный доход этнических индийцев -90 тыс. долл. Индия по данным Всемирного банка уже не один год занимает первое место по объему поступающих денежных переводов индийских иммигрантов домой. Россия всегда подчеркивала важность самых дружественных отношений с этим государством. Не пришло ли время подумать о самом широком привлечении индийских специалистов для заполнения вакансий российского рынка труда, регулируя со стороны государства их приемлемо высокий уровень оплаты труда и простоту процедуры въезда.

Список литературы:

1. Economic Report of the President. — Wash., 2007.

2. Мукомель В.И. Миграционная политика России для

Дальнего Востока: цели, акторы, компетенции. —

Стратегическое планирование на межрегиональном,

региональном и городском уровнях: каким будет

Дальний Восток после кризиса. Серия «Научные доклады». — М., 2010.

3. Супян В.Б. Эволюция трудовых ресурсов,

формирование человеческого капитала, «экономика

знаний» и политика миграции в США // Труд за рубежом. — 2009. — № 3.

Reference list:

1. Economic Report of the President. — Wash., 2007.

РЕЦЕНЗИЯ

В последнее десятилетие XX в. стало очевидным изменение направленности иммиграционной политики развитых стран в их стремлении восполнить недостаток рабочей силы на национальном рынке труда с помощью трудовых мигрантов с высокой профессиональной подготовкой, поэтому статья, рассматривающая вопросы миграции, написана на актуальную в современных условиях тему.

Рассматривая особенности конкуренции за кадры высшей квалификации на мировом рынке труда, автор приходит к научно обоснованному выводу , о целесообразности не только селективной иммиграционной политики для привлечения требующейся рабочей силы, но и о таком регулировании миграции, которое не препятствует, а, напротив, способствует притоку высокообразованных специалистов или желающих стать такими специалистами -молодежь, стремящуюся получить высшее образование, многие из которых останутся в стране-реципиенте.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.

Кандидат экономических наук,

консультант Фонда развития науки

и поддержки молодых ученых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. В. Блохин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх