Куперс

Бухучет и анализ

Как рассчитать накладные расходы от ФОТ

Экономические науки

УДК 338.47

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ И ОТРАЖЕНИЯ ИХ В УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Аннотация. Организация учета себестоимости услуг является важным управленческим аспектом оптимизации затрат. Затраты автотранспортных предприятий обладают спецификой отражения в учете, поскольку требуют особенного подхода в виду сложности и многообразия хозяйственных операций, участвующих при формировании себестоимости транспортных услуг.

Ключевые слова: себестоимость, затраты, транспорт, калькуляция, проводка, регистра, документ.

Keywords: cost, costs, transport, costing, cabling, register, document.

Транспортные организации, которые самостоятельно устанавливают тарифы на свои услуги, используют для этого плановую себестоимость и определенный процент прибыли. По факту данные показатели могут отличаться — как в большую, так и в меньшую сторону, и задача бухгалтера — оптимизировать их. Для этого требуется информация о плановых и фактических показателях. От того, насколько объективно оценена себестоимость, во многом зависят расходная составляющая бюджета транспортного предприятия, эффективность использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Если они используются неэкономно, то себестоимость увеличивается и, как следствие, уменьшается прибыль (в худшем случае она может даже превратиться в убыток).

На финансовый результат влияют не только расходы по обычным видам деятельности, но и прочие расходы. Проконтролировать и те и другие, когда они учитываются в совокупности, проблематично, поэтому затраты обычно делятся по объектам калькулирования. Это позволяет акцентировать внимание на наиболее важных отклонениях плановых значений от фактических и своевременно принимать решения, не допуская ухудшения положения предприятия (в том числе банкротства) в условиях финансовой нестабильности .

Перечислим затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств (рисунок 1):

Рисунок 1. Затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств.

В соответствии с инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на транспорте в составе материальных расходов учитываются затраты на топливо для автотранспортных средств в пределах норм, утвержденных Минтрансом. Сверхнормативные же расходы топлива, превышающие рассчитанные в соответствии с нормами значения, включаются в состав прочих расходов, не формирующих себестоимость оказываемых предприятием услуг

Эти нормы справедливы для предприятий с основными видами деятельности перевозки грузов (пассажиров).

Перерасход вызван техническими неисправностями автотранспорта, особыми условиями работы транспортных механизмов, использованием транспортных средств не по назначению. Перерасход топлива, произошедший по причине технической неисправности транспортных средств или в результате их работы в сложных дорожных и климатических условиях, как вынужденные потери предусматривается в нормах расхода ГСМ либо относится на прочие затраты (сверх норм).

Если перерасход не обоснован и вызван использованием транспортных средств в личных целях, то такой перерасход относится на расчеты с работником, который компенсирует недостачу.

При этом важно помнить, что расчеты по ГСМ могут проводиться как в наличном порядке (через подотчетное лицо), так и в безналичном порядке (оплата через банк). На оценку ГСМ и порядок списания выбор способа осуществления расчетов влияния не оказывает.

Состав расходов транспортной организации, регламентируемый 25 главой НК РФ приведен на рисунке 2.

Рисунок 2. Расходы на реализацию транспортных услуг .

Описанный подход (не по сущности, а по результатам) отвечает так называемому компонентному учету, предусмотренному международными методологами, когда из объекта выделяются компоненты.

В сфере эксплуатации автомобильного транспорта есть два вида страхования, один из которых предполагает страхование ответственности за причинение вреда владельцем ТС, а другой — страхование самого объекта повышенной опасности как имущества. В обоих случаях затраты на страхование являются текущими расходами. При этом, возникает вопрос, нужно их распределять на срок действия договора страхования или списать сразу. На этот вопрос нет однозначного ответа, есть аргументы в пользу обоих вариантов. Возможно применять счет учета расчетов (60 или 76) и постепенно списывать с него затраты на страхование в соответствующие текущие расходы (прямые или косвенные — счет 20 или 26).

Кроме того, к расходам по эксплуатации автотранспорта относятся расходы по оплате труда, транспортный налог, плата за загрязнение окружающей среды, и другие аналогичные расходы.

Принятый порядок списания расходов на страхование автотранспорта и ответственности автовладельца, а также порядок списания других затрат, в отношении которых есть варианты учета (например, на проведение капремонта), закрепляются в учетной политике организации.

Важно закрепить наиболее эффективный для транспортной организации метод отражения затрат в учете и списания их в уменьшение финансовых результатов, поскольку от этого зависит налоговая нагрузка и чистая прибыль компании. При этом часть предприятий организуют учет транспортных расходов в полном объеме, используя исключительно 20

счет «Основное производство», выделив к нему соответствующую систему субсчетов (расходы на грузовые перевозки, расходы на пассажирские перевозки и т.п.), а часть — используют фактические все предлагаемые планом счетов калькуляционные счета учета затрат. Выбор метода зависит от количества автомобилей в организации, их разнообразия, объема осуществляемых перевозок. Естественно, что более эффективной является максимально аналитичная система учета затрат, однако для этого требуется использование соответствующего программного обеспечения. В условиях малых предприятий это не всегда является целесообразным.

Таким образом, учет затрат по эксплуатации автотранспорта довольно сложный и трудоемкий процесс, требующий от бухгалтера знания нормативно-правовых актов в области бухгалтерского и налогового учета. Для более глубокого понимания особенностей отражения расходов в транспортной организации, целесообразным представляется исследование практического примера, который представим на примере ООО «Транссевер», расположенного в г. Ханты-Мансийск.

Синтетический учет расходов по эксплуатации пассажирского автотранспорта в ООО «Транссервис» организован на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства.

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи».

Величина расходов, связанных с реализацией по маршрутным пассажирским перевозкам и прочей деятельности, калькулируемая на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20-1 — «Коммерческие перевозки»;

20-2 — «Диагностика автомобилей»;

20-3 — «Заказные перевозки»;

20-4 — «Аренда для стоянки автомобилей».

При формировании расходов по видам деятельности обеспечена группировка следующих элементов: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие расходы.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией услуг, отражающие на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство» в последующем списываются на отдельные субсчета счета 90 «Продажи»:

90-1 — «Коммерческие перевозки»;

90-2 — «Диагностика»;

90-3 — «Заказные перевозки»;

90-4 — «Аренда».

Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

На основании Главной книги ООО «Транссервис» рассмотрим корреспонденцию счетов по счету 20-1 «Коммерческие перевозки», оказание транспортных услуг на Восточно-Таркосалинском, Ханчейском, Стереховом и Добровольском месторождениях за 2016 г. (Таблица 1).

Таблица 1

Корреспонденция счетов по счету 20-1 «Коммерческие перевозки», оказание транспортных услуг на Восточно-Таркосалинском, Ханчейском, Стереховом и Добро_вольском месторождениях, за 2016 г._

Дт Кт Содержание Сумма, руб.

20-1 70 Путевой лист автобуса. Начислена заработная плата водителям автобуса. 9 928 526,72

20-1 69-1 Разработочная таблица. Начислены отчисления в фонды социального страхования и обеспечения 2 998 415,07

20-1 02 Ведомость начисления амортизации. Начислена амортизация по транспортным средствам. 1 894 291,98

20-1 10-5 Расшифровка по счету 10- 5 «Запасные части». Списаны запасные части. 1 244 147,34

20-1 10-3 Карточка учета ГСМ. Списание ГСМ. 5 989 084,23

20-1 97 Расшифровка по счету 10-5 «Автошины». Списаны автошины. 128 553,05

20-1 60 Акт о выполненных работах. Списана сумма по ремонту сторонними организациями. 554 119,36

20-1 26 Бухгалтерская справка. Списаны общехозяйственные расходы. 3 642 804,97

90-1 20-1 Списана фактическая себестоимость на финансовые результаты. 26 379 942,72

Приведем пример расчета некоторых статей:

1) Расчет потребности в основных материальных ресурсах

На основе расчета производственной программы по эксплуатации подвижного состава определяют потребность и затраты на топливо, смазочные материалы и шины. Общий годовой пробег автомобилей _общ=343 553,62 км в зимнее время _общ.з,км 1общ.з= 1обш/12 * Нз

где № -число месяцев эксплуатации в зимнее время. _общ.з=(343 553,62/12 ) *4 =114 517,87 км в летнее время _общ.л 1-общ.л= 1-общ- 1-общ.з

_общ.л=343 553,63 — 114 517,87=229 035,75 км

Средние нормы расхода топлива литров на 100 км пробега:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в летнее время НТл=37 л на 100км

в зимнее время НТз= НТл+ (Кз /100) * НТл = 42,55 л на 100 км

где Кз -коэффициент надбавки для зимних условий, %

Отоп.з= 48 727,35 л

Расходы топлива в летнее время

Qтоп.л=84 743,23 л

Расход топлива автомобиля на линии Qтоп., л: Отоп = Отоп.з+ Отоп.л Qтоп =133 470,58 л

Внутригаражный расход топлива Q топ.гар.л 0топ.гар=0,5% * Отоп

где 0,5% -норма расхода топлива на внутригаражные и технические нужды. Qтоп.гар = 667,35 л

Трансмиссионное масло, консистентная смазка, керосин, обтирочные материалы, прочие материалы составляет 745 632,54

Всего затрат на смазочные и эксплуатационные материалы 5 989 084,23 руб.

2). Определение годового фонда заработной платы водителей

Фонд основной заработной платы водителей определяется с учетом систем и форм оплаты труда, устанавливаемых самостоятельно. Для водителей, работающих на повременной оплате, устанавливается доплата за классность до 15%.

Начисление заработной платы производиться исходя отработанного времени, квалификационного разряда, часовой тарифной ставки первого разряда, в качестве которой принимается размер прожиточного минимума, действующий в регионе.

Исходными данными для расчета фонда повременной заработной платы водителей Фпов зп являются автомобиле-часы в наряде Ач и часовые тарифные ставки водителей Сч (3-го класса).

Премии водителям Пр начисляются в процентах от повременной заработной платы, в среднем 20 %:

Пр=1 838 616 * 20% =367 723,2 руб.

А V • V V у-ч V I V V

Фонд основной заработной платы водителей 3 класса, с часовой тарифной ставкой 176,79 руб. с учетом доплат и надбавок составляет 2 482 131,6 руб.

Общий фонд заработной платы водителей, с учетом заработной платы за неотработанное оплачиваемое время, руб. Фобщ. = 9 928 526,72руб.

3) Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения производятся исходя из следующих ставок:

— Пенсионный фонд РФ — 22% — 2 184 275,88 руб.

— Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) — 2,9% — 287 927, 27 руб.

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1% -506 354,86 руб.;

— Страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (класс 1) — 0,2% — 19 857, 05 руб.

Общая сумма = 2 998 415,07 руб.

4) Амортизация подвижного состава, срок полезного использования 7 лет, норма амортизационных отчислений на год 14,28%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ао = 13 265 350*14,28% = 1 894 291,98

При определении себестоимости 1 часа эксплуатации транспорта общую сумму затрат делят на выполненный объем работ, средняя себестоимость эксплуатации 1 часа автобуса на данном направлении составляет 711,82 руб.

Таким образом, после определения себестоимости одного часа транспортных работ -производится определение полной себестоимости выполненных работ и закрытие производственных и операционных счетов.

Каждый закрытый счет в дальнейших расчетах не используется, и на него не относят суммы калькуляционных разниц.

По данным отчетных калькуляций выявляют и списывают калькуляционные разницы по работам транспорта, после чего определяют финансовый результат транспортной компании.

Таким образом, организация учета себестоимости транспортных компаний достаточно специфична и требует не только определённых знаний бухгалтера, но и специализированного программного обеспечения. По итогам сформированной системы учета целесообразно определить эффективность применения закреплённых в учетной политике методов отражения затрат, что будет являться основанием для принятия решений по совершенствованию системы учета и выбора наиболее выгодных методов формирования себестоимости транспортных услуг и отражения их в учете организации.

Основными методами совершенствования организации учета в ООО «Транссевер» являются:

— создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей;

— выбор оптимального метода списания ТЗР;

— сближение методов бухгалтерского и налогового учета в списании фактической себестоимости материалов.

Литература:

2. Дубовик И.И. Эксплуатация ТС // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. №6. С. 33-35.

4. Мальцева Т.А. Современные системы учета затрат и калькулирования себестоимости (на примере транспортных услуг) // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организации Материалы V международной научно-практической конференции. Тамбов: Тамбовский государственный универистет им. Г.Р. Державина. 2016. С. 111-119.

5. Налоговый кодекс РФ

6. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от18 апреля 2013 г. № НА-37-р О введении в действие методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

2. Dubovik I.I. Jekspluatacija TS // Transportnye uslugi: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie. 2014. №6. S. 33-35.

5. Nalogovyj kodeks RF

7. Kalinina T.B. Uchet zatrat i kal’kulirovanie sebestoimosti na avtotransportnyh predprijatijah

Особенности оформления сметной документации интересуют руководителей крупных предприятий. В законодательстве нашей страны четко прописана структура учета только для сфер строительства и медицины. При этом на крупных производствах составление такого рода документации является необходимым условием. Далее вы узнаете, как посчитать накладные расходы в смете, а также что относится к накладным расходам.

Что такое накладные расходы в смете

Смета представляет собой план, который необходим для расчета операций с финансовыми средствами предприятия. Она бывает двух типов: доходная и расходная. Второй тип сметы содержит все данные о затратах предприятия на создание и реализацию продукта труда за определенный период.

Она включает в себя несколько основных элементов. К ним относятся затраты на заработную плату работников, затраты на оплату налоговых пошлин, аренду помещений и так далее. Всё это является накладными расходами.

Накладные расходы — это одна из статей, которая включает в себя затраты предприятия на обслуживание производства, организацию, управление им, а также строительные, отделочные и другие типы работ.

Стоит отметить, что их нельзя относить к затратам основного процесса производства товара и услуг, так как они является залогом правильного работы предприятия.

Оформление накладных расходов в смете необходимо, чтобы провести учет всех затрат предприятия, которые были направлены не на производство товара. Он позволяет контролировать движение финансовых средств компании относительно покрытия других операций.

Что включают в себя накладные расходы

При заполнении сметы нужно учитывать состав накладных расходов, а именно:

  • Ремонтные работы помещения или оборудования, которые принадлежат организации;
  • Заработная плата работникам, а также дополнительное образование и повышение квалификации;
  • Оплата налоговых пошлин;
  • Транспортные услуги компании;
  • Оплата аренды помещений;
  • Потери, которые может понести предприятие из-за выпуска готовой бракованной продукции;
  • Оплата услуг рекламных и консультационных агентств.

Для удобства распределения накладные расходы экономисты советуют объединять в четыре группы:

  • Содержание управленческого аппарата(общепроизводственные);
  • Содержание рабочей силы (общехозяйственные);
  • Производство, организация и реализация товаров;
  • Другие непроизводственные расходы (коммерческие).

Стоит отметить, что в законодательстве нашей страны не существует четкого определения «Накладных расходов». Исключением являются строительство и медицина.

Необходимым этапом расчета накладных расходов является определение процентов.

По каждой статье затрат они установлены отдельно, так:

  • Для административно-хозяйственных затрат — 43,45%;
  • Для обслуживания сотрудников – 37,32%;
  • Для организации, управления работами при строительстве различных объектов – 15,7%;
  • Для других статей, к которым относятся амортизационные затраты, оплата государственных пошлин, долгов кредитным организациям – 3,53%.

Как считать накладные расходы в смете

Для того чтобы произвести расчет накладных расходов в смете, необходимо определить некоторые критерии на основании деятельности предприятия. Большинство специалистов разделяют их по функциональности и объему производства. К нему относится:

  • Нормативы по строительным работам. Они применяются при оформлении сметы по инвестициям и тендерам;
  • Нормативы по монтажным строительным ремонтным работам. Они используются для составления рабочих проектов, а также выплатам ним;
  • Нормативы, которые утверждаются в индивидуальном порядке при монтажных ремонтных и строительных работах. Они находят свое применение в укрупненных нормах накладных расходов.

Существует несколько методов расчета в бухгалтерской смете:

  • Расчёт производится пропорционально фонду заработной платы сотрудникам предприятия, которые работают на основном производстве.

Чаще всего он находит применение на тех предприятиях, на которых производство продукции осуществляется ручным трудом. Также в том случае, если фирма имеет большой штат сотрудников, такой способ расчёта будет самым оптимальным;

  • Метод распределения расходов прямо пропорционально общему объему продаж выпускаемой продукции. Его используют организации, в которых все участки производства полностью автоматизированы;
  • Для расчёта нередко используют формулу — отношения прямых затрат на создание одной единицы товара к его общей сумме. Данный метод используют в том случае, если прямые затраты компании в несколько раз превышают накладные расходы;
  • Если вы не хотите допустить ошибку, то одним из самых действенных способов будет отдельный расчёт каждый статьи расходов предприятия;
  • Если вы работаете на предприятии, которое производит сразу несколько разновидностей продукции, оптимальным решением будет выбор комбинированного метода расчета.

Одним из вариантов такого способа расчёта является распределение коэффициентов общехозяйственных накладных затрат прямо пропорционально фонду оплаты труда сотрудников предприятия. При этом общее число производственных затрат должно быть прямо пропорционально всем материальным затратам предприятия.

Для проведения учета и организации планирования накладных расходов фирмы, большинство бухгалтеров вычисляют суммарную стоимость издержек производства на хозяйственную деятельность компании.

После этого необходимо провести расчёт общей величины накладных расходов. Нужно внести в смету одной единицы продукция компании. Такую процедуру нужно провести для каждого наименование товара.

Расчёт себестоимости товара должен быть произведен в соответствии с установленными правилами законодательства Российской Федерации.

Стоит отметить, что в учетной политике организации должны быть прописаны критерии, по которым необходимо производить расчет. Они должны составляться с использованием сведений предыдущих периодов работы, а также должны учитывать будущие изменения.

Большинство бухгалтеров производят такие расчёты по окончанию определенного периода, которые устанавливаются руководством предприятия самостоятельно.

Учебный курс АССА

Цели

После изучения этого раздела Вы сможете:

  • объяснять, что является производственными и непроизводственными накладными расходами;
  • перечислить четыре этапа калькуляции расходов на товар или услугу;
  • дать определение калькуляции с полным распределением затрат;
  • распределить прямые затраты по соответствующим единицам затрат;
  • пропорционально распределить производственные накладные расходы по соответствующим центрам затрат.

Производственные и непроизводственные накладные расходы

Как объяснялось в блоке 4, все накладные расходы (или косвенные затраты), возникающие в процессе производства, называются «производственными накладными расходами». Все накладные расходы, порождаемые вне процесса производства, относятся к «непроизводственным накладным расходам».

Задание

Приведите по два примера производственных и непроизводственных накладных расходов.

Примерами производственных и непроизводственных накладных расходов являются:

  • производственные накладные расходы:

— заводские эксплуатационные расходы;
— расходы конструкторского бюро;
— расходы на обеспечение контроля качества;
— расходы на обеспечение контроля.

  • непроизводственные накладные расходы:

— жалованье непроизводственным рабочим;
— расходы бухгалтерии;
— административные расходы;
— расходы по реализации;
— расходы на распространение.

Когда Вы определяете, какие затраты являются производственными или непроизводственными, задайте себе вопрос -возникают ли эти затраты физически при производстве продукции или реализации услуги? Если да, то речь идет о производственных накладных расходах, а если нет, то это непроизводственные накладные расходы.

Непроизводственные накладные расходы обычно исключаются из расчета себестоимости продукции или услуг. Причина заключается в том, что эти расходы не относятся исключительно к доведению товара или услуги до продажного вида. Включение этих затрат может привести к расчету «себестоимости» продукции или услуги, которая будет завышена именно на долю непроизводственных накладных расходов, не связанных с созданием продаваемой единицы.

Непроизводственные накладные расходы могут быть полностью или частично включены в себестоимость продукции или услуги в том случае, если накладные расходы или их часть являются исключительно результатом производства соответствующей единицы затрат, и оценка этого элемента может быть произведена с достаточной определенностью.

Компания Инвент Лтд собирается начать выпуск новой продукции в дополнение к имеющемуся ассортименту, и финансовый директор компании впервые анализирует расчеты затрат на производство этой продукции. Ожидается, что выпуск новой продукции не окажет воздействия на общефирменные торговые накладные расходы, но директор замечает, что его помощник включил их в свои расчеты. Помощник также исключил любые затраты на новый парк транспортных средств, созданный для перевозки новой продукции к пункту продажи. Следует ли финансовому директору проявлять беспокойство?

Финансовому директору следует обеспокоиться, так как расчеты затрат на эту продукцию имеют два основных недостатка. Это означает, что окончательная величина себестоимости продукции, на которой будут основываться важные решения, является неточной.

Недостатки заключаются в том, что:

1 Общефирменные торговые накладные расходы включены в расчеты затрат. Такие «общефирменные» накладные расходы являются непроизводственными накладными расходами, которые возникнут независимо от того, производится новая продукция или нет. Следовательно, элемент таких затрат не может быть начислен на продукцию и не должен быть включен в расчет ее себестоимости.

2 Расходы на новый парк транспортных средств для перевозки товара не включены в расчеты затрат. Этот парк создается только по причине выпуска компанией новой продукции и не возник бы в случае отмены выпуска. Таким образом, с точки зрения калькуляции затрат на новую продукцию, эти обычно непроизводственные накладные расходы в действительности являются «прямыми» по своей природе и должны быть включены в расчет затрат на данную продукцию.

Калькуляция затрат на продукцию или услугу

При исчислении затрат на продукцию или услугу необходимо применять поэтапный подход. Он обеспечивает наиболее точное определение величины конечных затрат на продукцию, которая, в свою очередь, окажется полезной для руководства.

Сбор данных о затратах
|
Распределение прямых затрат по единицам затрат
|
Пропорциональное распределение производственных накладных расходов по центрам затрат
|
Перераспределение производственных накладных расходов из центров затрат на единицы затрат

Обратите внимание на то, что этот процесс калькуляции используется для определения «полной» себестоимости произведенной продукции (или полных производственных затрат на единицу продукции). Этот метод определения расходов называется калькуляцией с полным распределением затрат.

Другой подход к калькуляции, известный как система калькуляции по предельным затратам, будет рассмотрен в последующих блоках этого модуля.

Этап сбора данных о затратах описывался в предыдущем блоке. Остальные этапы будут рассмотрены в этом и следующем блоках.

Распределение прямых затрат

По определению, прямые затраты могут быть распределены непосредственно на отдельные единицы затрат. Прямые затраты должны легко устанавливаться по причине своей прямой связи с единицами затрат.

Труд производственных рабочих, затраченный на единицу затрат, и материалы для основного производства, учтенные в этой единице, являются примерами прямых затрат.

Распределение прямых затрат на единицы затрат является простым процессом ввиду очевидной связи, постоянно существующей между ними. Например, для рекламного агентства единицей затрат может быть определенное задание, и расходами на оплату труда производственных рабочих будет оплата труда тех лиц, на которых возложено выполнение этого задания.

Эта простая процедура подтверждает тот факт, что она является важным этапом в процессе калькуляции затрат на любую продукцию или услугу. Ошибка в распределении прямых затрат повлечет за собой получение неточных данных о расходах и может привести к принятию решений, приносящих ущерб деятельности предприятия. Также заслуживает внимания и то, что прямые затраты часто составляют значительную часть себестоимости единицы, особенно на производственном предприятии.

Поэтому при распределении прямых затрат важно позаботиться о том, чтобы обеспечить определение всей величины таких расходов и чтобы только соответствующие единицы затрат, к которым они относятся, были включены в этот процесс.

Пропорциональное распределение производственных накладных расходов

Накладные расходы, называемые также косвенными затратами, могут быть проанализированы:

  • как относящиеся к единственному центру затрат, например, жалованье рабочему неосновного производства, который работает только в одном отделе;
  • как единая величина, распределяемая среди различных центров затрат на некоторой справедливой основе, например, общая сумма арендной платы, начисляемая предприятию в отношении занимаемых им помещений;
  • как общая сумма расходов обслуживающего центра затрат, включая материалы, заработную плату и другие расходы, начисляемые на этот центр.

Там, где накладные расходы могут быть начислены непосредственно на один центр затрат без использования оценок и допущений, говорят, что затраты распределены на это структурное подразделение. Имеющиеся накладные расходы должны возникать исключительно от существования именно этого отдельного центра затрат. Только в этом случае распределение будет соответствующим.

Однако большинство накладных расходов не возникает исключительно по причине существования одного центра затрат, а связано с группой различных центров затрат или даже с предприятием в целом. Поэтому невозможно отнести такие затраты непосредственно на отдельный центр затрат. В таких ситуациях единственно возможным является распределение накладных расходов по различным подразделениям, к которым они относятся, на какой-то разумной основе.

Существует большое количество основ для пропорционального распределения накладных расходов, но ключевым фактором в выборе наиболее подходящей для определенного вида расходов основы является то, что «используемая основа должна быть единственной, наиболее точно отражающей сферу действия затрат на практике».

Например, если предприятие арендует занимаемый им завод, то тогда самой подходящей основой для пропорционального распределения накладных расходов в виде арендной платы по различным центрам затрат на предприятии является занимаемая площадь. Причина заключается в том, что арендная плата обычно выплачивается в соответствии с размером площади. Таким образом, чем больше площадь, занимаемая центром затрат, тем большая часть накладных расходов по арендной плате распределяется на него.

Ниже приведены другие примеры основ для пропорционального распределения и тип накладных расходов, для которых они могут быть использованы:

прямые затраты труда часто используются для пропорционального распределения всех производственных накладных расходов на производственных предприятиях
объем расходы на отопление
машино-часы электроэнергия
стоимость реального основного капитала износ, страхование
количество служащих столовая и уборка помещений

Выберите основу для распределения накладных расходов, руководствуясь здравым смыслом и вашей осведомленностью в делах предприятия.

Процесс пропорционального распределения довольно прост. Например предположим, что накладные расходы в сумме $10,000 распределены между тремя отделами в соответствии с затратами труда в количестве 300, 400 и 300 часов. Тогда накладные расходы распределяются на пропорциональной основе следующим образом:

Часы Распределенные затраты
$
Отдел 1 300 3,000 (300/1,000×10,000)
Отдел 2 400 4,000
Отдел 3 300 3,000
1,000 10,000

Укажите напротив каждого вида накладных расходов, перечисленных ниже, какую основу Вы бы использовали для распределения расходов по соответствующим центрам затрат, к которым они относятся.

  • Жалованье заведующему отделом.
  • Износ машинного оборудования.
  • Уборка помещений.
  • Борьба с вредителями.

Существует много вариантов ответов, но Вы можете остановиться на следующих:

  • Жалованье заведующему отделом: количество служащих в каждом центре затрат, где он/она работает, или прямые затраты труда для каждого центра затрат.
  • Износ машинного оборудования: стоимость реального основного капитала или машино-часы для каждого отдела.
  • Уборка помещений: количество служащих или любую основу, наилучшим образом отражающую способ уборки.
  • Борьба с вредителями: площадь или уровни запасов (если запасы являются основным фактором, привлекающим вредителей, например, мукомольная компания).

Приведенное выше упражнение показывает тип проблем, возникающих на практике при пропорциональном распределении накладных расходов по центрам затрат. Во-первых, на практике будет неизменно существовать большое количество основ, которые можно выбрать для каждого вида накладных расходов. При выборе подходящей основы проконсультируйтесь с руководителем, занимающимся вопросами затрат, так как он лучше всех знает основу, на которой возникают расходы, и, следовательно, как нужно эти затраты распределять.

В заключение, при калькуляции накладных расходов необходимо понимать, что Вы пытаетесь добиться «наилучшей оценки» затрат на продукцию или услугу, предлагаемые предприятием. Невозможно рассчитать расходы на статью с точностью «до ста процентов», если речь идет о косвенных затратах. Будьте готовы при необходимости использовать допущения и оценки, но помните о том, что они должны быть обоснованными. Всегда выбирайте тот вариант, который обеспечит вам получение самых точных данных о затратах.

Контрольное задание

Компания XYZ Лтд изготавливает и продает садовые домики. Перед продажей каждый домик проходит через три этапа производства:

  1. машинная обработка
  2. сборка
  3. отделка

На основании представленной информации распределите накладные расходы компании по трем производственным центрам затрат (отделам), указанным выше:

Косвенные затраты $000
Жалованье зав.отделом 30
Арендная плата 200
Страхование оборудования 40
Износ 50
Хранение сырья 70
390

Ответы на контрольное задание

Всего Основание для распределения Машинная обработка Сборка Отделка
$ $ $ $
Жалованье зав.отделом 30 Трудозатраты 8.75 11.25 10.00
Арендная плата 200 Площадь 80.00 60.00 60.00
Страхование оборудования 40 Стоимость оборудования 20.00 13.00 7.00
Износ 50 Стоимость оборудования 25.00 16.25 8.75
Хранение сырья 70 Потребление материалов 49.56 9.29 11.15
390 183.31 109.79 96.90

Арендная плата: может быть также распределена на основании объема в зависимости от того, какая основа наиболее подходит к конкретным условиям предприятия и на какой основе выплачивается арендная плата.

Затраты на хранение часто погашаются в соответствии с объемом, но так как у нас нет указания на то, какой объем хранилища используется каждым из отделов, то он не может быть использован в этом случае в качестве основы для распределения затрат на хранение. Количество материалов, потребляемых каждым отделом, было использовано для распределения затрат на хранение, поскольку хранение было характерным для сырья и наиболее подходящей основой для нас в случае с компанией XYZ Лтд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх