Куперс

Бухучет и анализ

Как стать чиновником

По соцопросам многие школьники мечтают стать чиновниками. Хотя те же опросы показывают, что как раз чиновникам и политикам люди у нас доверяют меньше всего.

Стать чиновником Петя решил год назад, в 10-м классе. Причины две: желание получить хорошее образование и, как бы это пафосно ни звучало, изменить жизнь в стране к лучшему. Несмотря на стереотипы, считает, что чиновник – профессия благородная.

«Я хочу получить высшее образование, достаточно хорошее, я не хочу идти учиться на неопределенные профессии, типа африканистики или океанографа. Я хочу востребованную профессию, поэтому я сюда пришел», – говорит абитуриент Петя Тарасов.

О востребованности профессии говорит количество поступающих: конкурс – 10 человек на место. Стоимость за год обучения – от 220 до 270 тысяч рублей. Учиться бесплатно можно, но сложно. На курсе 500 студентов. Бюджетных мест – всего 40.

«Основная масса тех, кто имеет возможность поступить на бюджетное место, это победители олимпиад всероссийских и некоторых других, которые к ним приравнены, и льготные категории: сироты, инвалиды. Для того, чтобы поступить просто по ЕГЭ – это балы должны быть близко к 300. По 3 предметам имеется в виду», – говорит Владимир Ботнев, декан факультета ГМУ.

Сдают будущие чиновники математику, русский и обществознание. А перед приемом проходят собеседование: рассказывают о себе, своей семье, друзьях и увлечениях. Преподаватели говорят: чтобы быть чиновником лидерские качества не обязательны. Гораздо важнее общительность, хорошая память и ответственность.

«Психологический портрет чиновника нарисовать сложно, это разноплановая работа. Где-то нужны организаторы, где-то нужны лидеры, где-то на каком-то уровне службы государственный нужен просто человек усидчивый, исполнительный, и нельзя туда сажать лидера, потому что результат будет отрицательный», – говорит Инна Базылева, директор центра по развитию карьеры.

Основные предметы, которые изучают будущие чиновники, – право и экономика. Преподаватели спрашивают строго, экзамены приходится сдавать по несколько раз. Но о том, что выбрали такой факультет, студенты не жалеют.

«Первое, что на меня повлияло, это семья. Потому что у меня крестный работает в госорганах. Он много рассказывал о своей работе. А потом мне небезразлична судьба страны, судьба своего города», – говорит Лиза Казакова, студентка 1-го курса.

«Я сам сирота, мне государство помогло, я на бюджете учусь, квартиру мне дали. Я бы, наверное, еще больше помогал. Потому что помощь действительно нужна», – говорит Георгий Сорокин, студент 1-го курса.

Преподаватели говорят, с каждым годом государственная служба привлекает их подопечных все больше. По статистике, на третьем курсе 40 процентов студентов решают идти в бизнес. Чаще всего, родительский. А 60 – на госслужбу.

«Мы как-то сидели с ректором и посчитали, что 100 человек нынешней государственной думы выпускники нашей академии. Я не знаю, гордится этим или скрывать это, но это некий факт», – говорит Игорь Барциц, директор Института государственного управления.

Выпускники академии становятся ведущими менеджерами, чиновниками или депутатами. Вот только кузницы высококлассных управленческих кадров для всей России из академии пока не получается. Абитуриенты, приехавшие поступать в Москву из регионов, обратно не возвращаются.

Федеральный чиновник в России за первый квартал этого года в среднем получил 75 тысяч рублей. А людей этой профессии – целая армия. По данным Росстата около двух миллионов человек.

Рассказываем, как попасть на работу в администрацию города и на какую зарплату можно рассчитывать на муниципальной службе.

— Хочу тёплое местечко в администрации. Как попасть без связей?

По данным Росстата на 2018 год, в Кировской области числилось 23,4 тысячи работников государственных органов власти и органов местного самоуправления, к которым как раз и относится местная городская администрация.

Полная информация о требованиях к квалификации, о порядке приёма на работу, обязанностях, ограничениях, связанных со службой, оплате труда содержится в федеральных и региональных законах «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе». Механизмы трудоустройства на государственную гражданскую и муниципальную службу в целом схожи, мы рассмотрим порядок трудоустройства в администрацию города Кирова.

Бывший сотрудник одного из территориальных управлений администрации на условиях анонимности рассказал, что устроиться специалистом в целом несложно.

— Я устраивался по рекомендации, пришёл из другой сферы, со средним образованием, — рассказал он. — При приёме на работу я проходил три собеседования: два в районном ТУ и одно — в городской администрации. На мою должность конкурсов не проводят, но смотрят на человека и его стремление работать. По зарплате выходит от 17 до 78 тыс. рублей. Карьерный рост возможен после получения высшего образования. Продвижение по службе происходит примерно раз в три года. При мне было, что получали «вышку» и поднимались на ступень выше от специалиста до главного специалиста и начальника отдела. Кабинетные специалисты работают с 8 до 17 часов, если есть сильная загрузка, то выходят к 7:30 и работают до 19 часов, но это индивидуально.

Как требования предъявляются к муниципальным служащим?

Должности муниципальной службы делятся на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. К высшим относятся глава администрации и его заместители, к главным — начальники департаментов и управлений и их заместители, к ведущим — начальники отделов в составе департаментов и консультанты, к старшим — главные специалисты и ведущие специалисты 1 категории, к младшим — специалисты и специалисты 2 категории.

Требования к опыту работы на муниципальной службе зависят от того, на какую должность претендует соискатель. Так, чтобы работать на высшей должности, нужно обладать стажем работы на главной должности не менее двух лет или отработать по специальности не менее пяти лет. Чем ниже должность, тем ниже требования к стажу. Для младших должностей он вовсе не требуется, то есть работать мелким служащим можно хоть сразу после окончания вуза, но только если полученная специальность соответствует профилю работы.

Наличие высшего образования обязательно для высших, главных и ведущих должностей. Для старших и младших должностей нужно высшее или среднее специальное образование. Полученная специальность также должна соответствовать профилю работы. Для каждой конкретной должности муниципальной службы существуют должностные инструкции. В них прописывается, по какой специальности или направлению подготовки нужно получить образование, чтобы претендовать на определённую должность, а также какие законы нужно знать и какими профессиональными навыками обладать. Кроме того, в инструкции перечислено, чем именно должен заниматься чиновник на конкретной должности.

Некоторые инструкции опубликованы, их можно найти, забив в поисковике «должностная инструкция Киров». Например, чтобы работать консультантом отдела спортивно-массовой и организационной работы управления по делам молодёжи, физической культуре и спорту (это ведущая должность), нужно получить образование по специальности «государственное и муниципальное управление» или «физическая культура» и иметь стаж муниципальной или государственной службы не менее двух лет либо стаж работы по специальности не менее четырёх лет. Нужно уметь организовывать работу с различными органами власти, работать с документами, собирать и систематизировать информацию и так далее.

Что такое классный чин?

Классный чин — степень пригодности чиновника для той или иной деятельности на основании наличия у него необходимых знаний, навыков и умений. Система классных чинов в муниципальной службе аналогична системе воинских званий в армии (прапорщики, старшие и младшие офицеры и т.д.). У муниципальных служащих существует 15 чинов: от секретаря муниципальной службы 3 класса до действительного муниципального советника 1 класса.

Первый классный чин муниципальному служащему присваивается по результатам квалификационного экзамена, а также за особые отличия в службе. Кроме того, для получения следующего чина нужно отслужить определённый срок. Например, для повышения до муниципального советника 3 и 2 класса — не менее двух лет.

Очередной классный чин не присваивается чиновникам, если у них есть дисциплинарные взыскания или в отношении них проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Как попасть на работу?

Вакансии публикуют в газете «Наш город», также их можно посмотреть на сайте горадминистрации. Наличие рекомендаций и знакомств при устройстве на работу лишними не будут, но конкурс придётся пройти в любом случае (за исключением тех, кто претендует на младшую должность — для них проведение конкурса не требуется). Он проводится следующим образом. Сначала кандидаты отправляют необходимые конкурсной комиссии документы (заявление, анкета, медсправка, сведения о доходах и так далее), затем проходят тестирование на знание законов, русского языка и правил делопроизводства, после чего их ждёт собеседование. Комиссия состоит из 5-7 человек. Она оценивает кандидата в баллах и принимает решение простым большинством голосов. При этом в конкурсе должны участвовать не менее двух кандидатов, а состав конкурсной комиссии должен быть таким, чтобы не возникало конфликта интересов.

Не допустить к конкурсу могут из-за неправильного оформления документов, несоответствия квалификационным требованиям и в связи с ограничениями, установленными при поступлении на муниципальную службу. К последним относятся, например, наличие заболевания, препятствующего исполнению полномочий, возраст старше 65 лет, близкое родство с главой администрации или другим чиновником, в подчинении которого будет находиться соискатель.

Какую зарплату платят чиновникам?

По темеПо данным Росстата, средняя зарплата кировских чиновников, которые работают в федеральных органах исполнительной власти (миграционная, антимонопольная, налоговая службы, Пенсионный фонд и т.д.), в 2018 году в среднем составляла 38,2 тыс. рублей. В региональных органах исполнительной власти (правительство Кировской области, служба занятости, Госжилинспекция, служба по тарифам и т.д.) служащие получают в среднем по 35,3 тыс. рублей, в органах местного самоуправления (районные, городские и сельские думы и администрации) — 25,7 тыс. руб. до вычета НДФЛ. Для сравнения: средняя зарплата в Кировской области, по подсчётам Кировстата, в январе 2019 года составила 27,4 тыс. рублей.

Зарплата полностью «белая», плюс возможны премии. У сотрудников администрации города Кирова она устанавливается в соответствии с «Положением об оплате труда муниципальных служащих…». Зарплата состоит из оклада и ежемесячных и иных дополнительных выплат. К ежемесячным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

3) ежемесячное денежное поощрение;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) ежемесячная надбавка за классный чин.

К иным дополнительным выплатам относятся:

1) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

2) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

3) материальная помощь (выплачивается в течение календарного года в размере двух должностных окладов в случае необходимости: смерти близкого родственника, продолжительной болезни и т.п.).

Так, оклад главы городской администрации, согласно Положению, составляет 19,5 тыс. рублей, у главного специалиста — 7,9 тыс. рублей, у специалиста — 4,3 тыс. рублей. При стаже муниципальной службы от года до пяти лет начисляется дополнительно 10% от оклада, от 15 лет — 30%. Надбавка за особые условия труда у главы администрации составляет 210%, у главного специалиста — 90%, у специалиста — 60%. В зависимости от классного чина ежемесячная надбавка составляет от 711 до 2 423 рублей. Ежеквартальная премия за выполнение особо важных и сложных задач — до 60% от оклада. Материальная помощь выплачивается в течение календарного года — в размере двух должностных окладов. Таким образом, начинающий чиновник без стажа муниципальной службы, младший специалист, секретарь муниципальной службы 3 класса, не работающий со сведениями, составляющими гостайну, может рассчитывать на зарплату чуть более 11 тысяч рублей без учёта премии за выполнение особо сложных задач.

Какой график работы вас ждёт?

Работа чиновников администрации регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка. Они определяют рабочее время и время обедов. С понедельника по четверг служащие трудятся с 8 до 17 часов, по пятницам — до 15:45. Сотрудники на младших и старших должностях обедают с 11:30 до 12:15, на высших, главных и ведущих — с 12:15 до 13 часов.

Что запрещено чиновникам

Полный список запретов перечислен в ст. 14 Закона «О муниципальной службе в Кировской области». Например, нельзя получать подарки и вознаграждения в связи с должностным положением. Нельзя быть членом органа управления коммерческой организации, заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц. Нельзя публично высказывать и давать оценку деятельности горадминистрации, если это не входит в должностные обязанности. Запрещается использовать преимущества должностного положения в целях политической агитации.

Коротко о главном:

  • Устроиться на работу в администрацию можно, пройдя конкурс. Нужно соответствовать квалификационным требованиям, успешно сдать тест на знание законов и зарекомендовать себя на собеседовании.

  • Высшее образование и опыт работы для младших специалистов необязателен. Для остальных должностей нужно высшее образованию по профилю работы. Также оно необходимо для продвижения по службе.

  • Оклад чиновников зависит от должности. Также они получают различные надбавки.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх