Куперс

Бухучет и анализ

Кем работать в ординатуре

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N АКПИ17-764

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 20 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 212н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 212н (далее — Приказ) утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры (далее — Порядок). Нормативный правовой акт опубликован 8 июня 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) 7 июня 2017 г., N 46976.

Порядок регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — поступающие) на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры (далее соответственно — организации, программы ординатуры).

Прием от поступающих документов, необходимых для поступления, урегулирован в разделе III Порядка.

В пункте 20 данного раздела установлен перечень фактов, которые фиксируются в заявлении о приеме, в частности при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр — отсутствие у поступающего диплома об окончании ординатуры или диплома об окончании интернатуры (если поступающий подает заявление о приеме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приеме, возможно путем обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки) (абзац девятый).

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим абзац девятый пункта 20 Порядка в части, возлагающей на поступающего фиксирование факта об отсутствии у него диплома об окончании интернатуры (если поступающий подает заявление о приеме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приеме, возможно путем обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки), ссылаясь на то, что данная норма ограничивает прием в ординатуру на обучение на места в рамках контрольных цифр при наличии диплома об окончании интернатуры, нарушает его права, свободы и законные интересы, закрепленные и гарантированные частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), на бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые. По мнению административного истца, послевузовское профессиональное образование в интернатуре не приравнивается законом к высшему образованию, поскольку пунктом 3 части 8 статьи 69 приведенного закона к получению второго или последующего высшего образования по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки отнесены лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки, а пунктом 7 части 1 статьи 108 Закона послевузовское профессиональное образование в ординатуре, установленное в Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, приравнивается к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры. Помимо этого, Б. ссылается на письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) от 11 ноября 2015 г. N 05-ПГ-МОН-38998, в котором разъясняется, что пункт 8 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ не рассматривает получение образования по схеме «интернатура — ординатура» или «интернатура — аспирантура» как получение второго высшего образования, в связи с чем одновременное обучение по образовательным программам ординатуры и интернатуры, а также по образовательным программам аспирантуры и интернатуры возможно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В обоснование административного иска Б. указал, что он имеет диплом об окончании интернатуры по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», имеет намерение поступать в ординатуру по указанной специальности на место, финансируемое за счет ассигнований из федерального бюджета, а действующий Порядок препятствует ему участвовать в конкурсе в рамках конкретных цифр приема.

Б., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Минздрав России, Минобрнауки России и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка, не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права административного истца.

В судебном заседании представитель Минздрава России А., представитель Минобрнауки России Г. и представитель Минюста России С.Н. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков и заинтересованного лица, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (статья 1).

Частью 12 статьи 82 данного закона закреплено, что порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения является Минздрав России (пункт 1), к полномочиям которого подпунктом 5.2.117(1) пункта 5.2 названного положения отнесено утверждение порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры (по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, является Минобрнауки России (пункт 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466).

Реализуя предоставленные полномочия, Минздрав России по согласованию с Минобрнауки России разработал и утвердил Порядок.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Порядок, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее — Правила N 1009).

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ установлены следующие уровни профессионального образования в Российской Федерации: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Получение профессионального образования уровня «высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации», осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) (пункт 5 части 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

В силу части 4 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ к освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Ранее действовавший Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) в статье 25 предусматривал, что послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования (пункт 1). Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (пункт 2).

Получение послевузовского профессионального образования было предусмотрено и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования (пункт 7 статьи 6). Такой формой являлась интернатура как первичная годичная послевузовская подготовка для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования. Лица, обучавшиеся в интернатуре медицинских высших учебных заведений, согласно пункту 1 статьи 18 названного федерального закона являлись слушателями учреждений системы послевузовского профессионального образования. По окончании интернатуры слушателям присваивалась квалификация врача-специалиста.

В соответствии со статьей 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным этим федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу названного федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным данным федеральным законом в соответствии с частью 2 этой статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом (часть 3). Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 г.

Статьей 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год (часть 4). Лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, а к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры (часть 4.1).

Положения частей 4 и 4.1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ применяются до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. С 1 сентября 2017 г. эти положения не применяются (часть 9 статьи 101 данного закона).

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ получение профессионального образования уровня «высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» для медицинских и фармацевтических работников осуществляется только по результатам освоения программ ординатуры.

Из приведенных норм закона следует, что уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе интернатуры соответствует уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программе ординатуры.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ гарантировал право каждого человека в Российской Федерации на бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые (часть 3 статьи 5).

Исходя из положений пункта 3 части 8 статьи 69 данного закона обучение по программам ординатуры лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры, является получением второго или последующего высшего образования.

Пунктом 6 Порядка определено, что прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно — контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и в рамках договоров об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее — договоры об оказании платных образовательных услуг). Число обучающихся по программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр. Контрольные цифры распределяются по результатам публичного конкурса.

Оспариваемое требование пункта 20 Правил об указании в заявлении о приеме при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр на отсутствие у поступающего диплома об окончании ординатуры или диплома об окончании интернатуры (если поступающий подает заявление о приеме на обучение по той же специальности, которая указана в дипломе об окончании интернатуры, или получение специальности, указанной поступающим в заявлении о приеме, возможно путем обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки) соответствует приведенным нормам закона.

Довод административного истца о том, что послевузовское профессиональное образование в интернатуре не приравнивается к высшему образованию, основан на неправильном толковании норм как ранее действовавшего, так и ныне действующего закона, относящих осуществление образовательной деятельности по программам интернатуры к высшему профессиональному образованию.

Не может быть признана состоятельной ссылка административного истца на письмо Минобразования России от 11 ноября 2015 г. N 05-ПГ-МОН-38998, поскольку проверка законности оспариваемого нормативного правового акта или его части может быть осуществлена только на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, к числу которых данное письмо не относится.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 20 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 212н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Важным и логичным шагом развития законодательства в сфере обращения лекарственных средств стало урегулирование взаимоотношений между фармацевтическими компаниями и медицинскими и фармацевтическими работниками.

Напомним, что на сегодняшний день существует ряд ограничений, которые не позволяют фармкомпаниям использовать недобросовестные способы продвижения своих товаров на рынок. Так, например, ст. 74 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее – «Основы охраны здоровья») запрещает медицинским и фармацевтическим работникам принимать от фармкомпаний денежные средства, подарки, заключать с компаниями соглашения о продвижении определенных лекарственных средств и т.п. Аналогичные запреты только уже для фармацевтических компаний содержатся в ст. 67.1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств). Однако, как это часто бывает, правовые нормы не охватывают всех ситуаций, возможных на практике. Помимо непосредственно врачей, уже имеющих высшее образование, в медицинских организациях практикуется множество интернов, попробуем разобраться, распространяются ли на них те же самые ограничения, что и на медицинских работников.

Согласно ч. 4 ст. 100 Основ охраны здоровья лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), а к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры.

Исходя из этого в соответствии с образовательными стандартами, относящимися к ординатуре, обучение должно проходить в очной форме. Обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год. График обучения определяется учебным планом.

Следует отметить, что с 1 сентября 2016 г. прекращается набор на программу интернатуры (ч. 4 ст. 108 Закона об образовании), однако лица, поступившие до указанного момента в интернатуру, продолжают обучение до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.

Согласно п. 13 ст. 2 Основ охраны здоровья медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Под медицинской деятельностью, в свою очередь, понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях

Медицинской деятельностью в соответствии с ч. 1 ст. 69 Основ охраны здоровья право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ранее – сертификат специалиста, постепенный переход на систему аккредитации начался с 1 января 2016 г.).

Таким образом, с точки зрения буквального толкования лицо, обучающееся по программе интернатуры, не является медицинским работником, ввиду того, что свидетельство об аккредитации специалиста (сертификат специалиста) невозможно получить до окончания интернатуры.

Однако буквальное толкование закона приводит нас к парадоксальным выводам. Оно позволяет фармацевтическим компаниям организовывать продвижение лекарственных средств через интернов как будущих специалистов без ограничений, предусмотренных Основами охраны здоровья и Законом об обращении лекарственных средств. Аналогично возможно и влияние через интернов непосредственно на уже практикующих специалистов. На наш взгляд, в данном случае необходимо не просто системно толковать законодательство, но и исходить из целей введения данных норм.

В соответствии с Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 № 44 (применяется в части, не противоречащей действующему законодательству) «Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения».

В соответствии с ч. 5 ст. 69 Основ охраны здоровья лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Минздрава России № 419н от 27.06.2016 г.). Иными словами, законодатель не исключает возможность осуществления медицинской деятельности без полного соответствия ч. 1 ст. 69 Основ охраны здоровья.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, не содержит должности врача-интерна (в отличие от ранее действующей). Однако включает в себя такую должность, как врач-стажер, на которую может быть принят интерн.

Кроме того, представляется, что распространение ограничений, предусмотренных ст. 74 Основ охраны здоровья, на интернов возможно по аналогии, исходя из цели введения данной нормы.

Таким образом, с точки зрения буквального толкования лица, обучающиеся по программе интернатуры, не являются медицинскими работниками в связи с отсутствием у них свидетельств об аккредитации специалиста, и на них не распространяются ограничения, предусмотренные ст. 74 Основ охраны здоровья. Однако, принимая во внимание наличие вышеприведенных подзаконных актов и ч. 5 ст. 69 Основ охраны здоровья, на основе расширительного толкования возможно распространение ограничений, предусмотренных ст. 74 Основ охраны здоровья, и на интернов в силу осуществления ими медицинской деятельности в определенных случаях.

Младший юрист Юридической фирмы BRACE, Шадрин Алексей

В январе 2020 года окончательно вступили в силу последние поправки для поступления в ординатуру. А 28 января Владимир Путин сказал, что ординатура должна стать на 100% целевой на дефицитных направлениях. Что теперь нужно делать будущим врачам, чтобы продолжить обучение, и как усложнились (или нет) для них правила — в материале «МБХ медиа».

«Я разговариваю с пластиковой головой»

«Ты заходишь в кабинет и комментируешь каждое свое действие вслух, например, «я помыла руки с использованием дезинфицирующего раствора». На тебя смотрят камеры, в комнате вообще никого. Ты разговариваешь с пластиковой головой как с пациентом, называешь ее по имени — это важно, чтобы ты пациентов не перепутал. Задаешь вопросы: «как вы себя чувствуете? какие жалобы?». Потом начинаешь осмотр. Ты сама должна поверить в то, что перед тобой сидит пациент. Всем, кому ни рассказываю, смотрят на меня, как не знаю на кого — я разговариваю с пластиковой головой», — рассказывает Оксана, выпускница стоматологического специалитета и ординатор.

Так начинается аккредитация, которую будущие врачи сдают по окончанию университета. Практическую часть студенты отрабатывают на специальных станциях, в кабинетах, где находится пациент-манекен. Будущее уже наступило — каждая комната «симулирует» ситуацию из врачебной практики, сломался ли у пациента зуб или он пришел на диспансеризацию. Таких станций обычно пять-шесть, одна из них общая для всех — где манекену нужно сделать сердечно-легочную реанимацию. Остальные «станции» отличаются в зависимости от направления: никто не заставит терапевта делать операцию, а невролога — лечить зубы.

Сама аккредитация состоит из трех этапов: тестирование, практическая часть и задачи. Для успешной сдачи экзамена необходимо ответить минимум на 70% вопросов, а максимальное количество баллов, которое можно получить за тест — 100. Студенты сравнивают эту систему с ЕГЭ: для тестовой части и для задач существует банк заданий.

Баллы за аккредитацию пригодятся дипломированным врачам для поступления в ординатуру, в которой они за два года должны получить специализацию. Без нее выпускник сможет работать разве что участковым терапевтом или педиатром. Во время ординатуры будущий врач чаще всего работает в медицинском учреждении, посещает лекции и сдает зачеты.

В ординатуру студент поступает не только по аккредитации, учитывают и индивидуальные достижения. Варианты поступления разные: если баллы высокие, то можно поступить на бюджетное место, однако их не так много. Есть ещё один бесплатный вариант обучения — целевое место. В этом случае государство компенсирует затраты на обучение, а выпускник после ординатуры должен будет несколько лет проработать в определенном медицинском учреждении. Третий вариант — заплатить за обучение.

Иногда поступление на целевое направление может стать хорошим решением — особенно если абитуриент изначально знает, где именно он хочет работать после окончания учебы. Студентка ординаторской программы «судебно-медицинская экспертиза» Светлана рассказала «МБХ медиа», что она поступила на целевое, потому что хотела пойти работать в областной центр СМЭ. Теперь она точно сможет устроиться туда на работу. «Целевое гарантировало мое трудоустройство именно в это учреждение. В принципе, стопроцентное трудоустройство это огромный плюс, так как многие специальности не очень востребованы, и в целом трудоустройство довольно проблематично», — объяснила она.

28 января Владимир Путин уже поручил правительству увеличить количество целевых мест на медицинских программах — по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» они будут составлять 70 и 75%, а в ординатуре по дефицитным специальностям — до 100%. О последнем еще в октябре говорила глава Минздрава Вероника Скворцова — по ее мнению, это поможет устранить дефицит медицинских работников. Студенты-медики, в свою очередь, часто выступают против таких изменений. Антон, студент ординатуры по специальности «детская хирургия», считает что увеличивать количество целевых мест неправильно. «Это не очень справедливо, никакой свободы выбора. Человек хочет работать в определённом месте, а ему не дают возможности. Платная ординатура стоит больше 360 тысяч рублей в год, для людей из провинции это нереальные деньги», — рассказал он «МБХ медиа».Фото: Елена Афонина / ТАСС

Красный диплом «кровь из носу» или работа в поликлинике

В 2017 году условия поступления в ординатуру кардинально поменялись. Раньше все зависело от результатов устного вступительного экзамена. Ответы оценивались по пятибалльной шкале, а вопросы каждый вуз или НИИ готовил свои. В 2016 году студентка Анна поступила на бюджетную ординатуру в томский НИИ кардиологии: «Ништяков никаких для поступления не было. Был устный экзамен с комиссией, который я выучила и сдала. А еще на четыре места было три человека, поэтому в любом случае не поступить было нереально». Анна рассказала «МБХ медиа», что на красный диплом и другие дополнительные баллы за статьи и достижения тогда смотрели только в случае спорной ситуации.

С 2017 года в ординатуру поступали только по результатам аккредитации и индивидуальных достижений, вступительные экзамены упразднили полностью. Если раньше вопрос о том, давать или не давать дополнительные баллы за индивидуальные достижения, решали отдельные учреждения, то сейчас правила четко регулируются Минздравом. Баллы можно получить за красный диплом, за научные достижения или за стаж работы в государственном медицинском учреждении. Студентку-стоматолога Яну нововведения застали врасплох — правила поменяли, когда она училась на последнем курсе. «То есть ты четыре года учился и никогда не думал о том, что тебе кровь из носу будет нужен этот красный диплом. Пролетаешь и с президентской стипендией, и с дипломом, если у тебя за это время есть хотя бы четверка. Я считаю, что это не очень честно», — пожаловалась она в разговоре с «МБХ медиа».

Система аккредитации с 2017 года остается той же, а вот количество баллов, которые можно получить за индивидуальные достижения, меняют из года в год. В 2017 году за диплом с отличием можно было получить целых 100 баллов. Так в 2017 году Елена поступила в НГУ на специальность «акушерство и гинекология», хотя в тот год, по ее словам, количество бюджетных мест на ее направление сократили на 70%.

Многие студенты были недовольны: окончить медицинский вуз без единой четверки очень сложно. В последующие годы эта цифра стала меньше.

Получить дополнительные баллы можно за правительственные стипендии, за стипендию Президента РФ и за публикации в научных изданиях. В 2019 году в список достижений, помогающих при поступлении, добавили олимпиаду «Я — профессионал», которую проводит Яндекс. Это нововведение многие раскритиковали: пользователи «Вконтакте» пишут, что диплом этой олимпиады и ответы на ее задания несложно купить.

С 2020 года Минздрав увеличил количество баллов, которые можно получить за работу в медицинских и фармакологических учреждениях. А если абитуриент работал в селе или в рабочем поселке, то баллов дают еще больше. Именно эти изменения вызвали наибольшее недовольство: в комментариях во «Вконтакте» к новости об изменениях правил поступления пользователи рассуждают о том, что прилежные студенты, которые уделяли время учебе, а не работе, места в ординатуре получить не смогут, а те, кто плохо сдал экзамены и «от безысходности» пошел после окончания вуза работать в поликлинику, внезапно получат эту возможность.

Голосование за изменение правил поступления в ординатуру в 2020 году было опубликовано на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Причем ничего конкретного в тексте проекта не было, лишь слова «приказываю внести изменения» и номера приказов от имени министра здравоохранения Вероники Скворцовой (ни даты, ни подписи нет). Сводка поступивших предложений к проекту на сайте не была размещена, хотя этого требует законодательство. Пользователи сайта редко участвуют в таких голосованиях, но против этого проекта проголосовали 855 человек. Несмотря на это, проект все равно приняли.

«Выгнать всех в поликлиники»

Создатель ординаторской программы «Высшая школа онкологии» и директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев считает, что правила поступления в ординатуру меняют только для того, чтобы устранить проблему с нехваткой кадров. «Это не касается, по большому счету, самой ординатуры. Как правило, критерии поступления меняют ровным счетом для того, чтобы было невозможно в нее попасть. Чтобы максимально осложнить эту ситуацию для поступающих. Чтобы всех выгнать в поликлиники», — рассказывает он.

Минздрав не отрицает, что правила меняют для того, чтобы закрыть дыры в первичном звене и дать преимущество при поступлении тем, кто уже успел поработать в поликлинике, лучше всего — в сельской. В ведомстве уже отметили сокращение дефицита работников в регионах благодаря программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Но врачей все равно не хватает.

По словам экс-министра здравоохранения Вероники Скворцовой, «сохраняющаяся острота кадровой проблемы в первичном звене» требует дополнительных мер, в том числе изменения количества целевых мест и правил поступления в ординатуру. Скворцова утверждала, что в ординатуру сразу после шестого курса должны идти только «круглые отличники с опытом научной работы», а остальным надо набраться опыта. На канале «Россия 1» Скворцова рассказала, что вернуть распределение выпускников медвузов «был бы самый простой вариант», но сделать это невозможно в соответствии с Конституцией.

Студентка ординатуры челюстно-лицевой хирургии Катя рассказывает, что она сама пошла после окончания вуза на год работать в поликлинику участковым врачом, чтобы получить дополнительные баллы — она плохо сдала аккредитацию и не смогла сразу поступить в ординатуру. «Я считаю, что давать баллы за работу в поликлинике не так плохо — должны же за эту работу хоть чем-то вознаграждать», — рассказывает она. После года работы Катя пересдала экзамен, получила дополнительные баллы и все-таки смогла поступить. По словам студентки, она бы не пошла работать в поликлинику, если бы не условия поступления.

Еще одна проблема ординатуры в России — ее высокая цена. По рассказам студентов, она может достигать 800 тысяч рублей за два года. Некоторым даже приходится специально пропускать год, чтобы накопить денег — именно так поступила студентка-стоматолог Яна. Часто поэтому многие выпускники специалитета идут работать терапевтами в поликлинику — у них просто нет возможности оплатить ординатуру и получить специальность.

Студенты по-разному оценивают перемены. Кто-то считает, что давать большое количество баллов за работу в поликлиниках — правильно. «Сама инициатива хорошая, потому что студент должен увидеть практику в полной мере. Это он поймет, только когда будет работать. Он вообще хоть что-то видит и понимает, хочет ли он вообще оставаться в медицине дальше, — говорит Яна. — Это важный момент, потому что быть врачом — это не только отучиться. Нужно иметь стержень и большое желание вообще помогать людям». Фото: Михаил Джапаридзе / ТАССМногие недовольны: правила постоянно меняются, учебные достижения обесцениваются, а приоритет отдается тем, кто успел поработать. К тому же, все это касается преимущественно людей с российским гражданством — иностранных студентов брать на работу просто невыгодно из-за проблем с налогами.

До 2017 года в России существовала еще и интернатура. Туда, как и в ординатуру, поступали после окончания специалитета. Разница была в том, что интернатура длилась только год и была менее специализированной. Фоминцев считает, что ее упразднение не вызвало никаких проблем. «Это упростило все. Просто внутри какой-то большой разницы нет. Что из интернатуры доктор не выходил готовым доктором, что из ординатуры тоже не выходит», — рассказал он. Некоторые студенты соглашаются, что интернатура не давала полноценного образования. «Интернатура — это тебя кидают в больницу и ты работаешь. Опять же, кто захочет работать бесплатно?», — рассуждает студентка ординатуры Яна.

Почему сложно стать хорошим врачом даже после ординатуры

У нынешнего формата ординатуры остается множество проблем. В ординатуре до сих пор нет систематического образования. «Формально оно есть, но на деле ординаторы работают, как рабы помощниками врачей. Если они попадают к хорошему куратору, который хочет людей учить, что-то получится. Если к плохому — то нет», — утверждает Илья Фоминцев. На самом деле не все врачи даже допускаются до «реальной» практики: студенты могут быть помощниками не врачей, а вузовских преподавателей, а опыта лечения не иметь. «Если был бы хоть какой-то смысл в этой ординатуре, какие-то фишки, новые знания и опыт, это одно. Но этого нет, — рассказывает ординатор-стоматолог Яна. — Преподаватели говорят, что если хочешь практику, то приобретай свои материалы и инструменты. Один только наконечник, если он не китайский, стоит 25 тысяч рублей».

«Все минусы ординатуры приводят к тому, что у выпускников нет компетенции для работы врачом», — говорит Илья Фоминцев. По его мнению, подавляющее число людей после ординатуры не чувствуют себя готовыми работать доктором: только около 35% заявляют, что они готовы самостоятельно работать, а 65% уверенными в этом себя не чувствуют. «И, честно говоря, эти 35%, которые заявляют, что они могут, тоже вызывают сомнения», — рассказывает директор Фонда профилактики рака.

С ним согласны и многие студенты. Яна получит специализацию только на курсах повышения квалификации: «Устроиться после специалитета сложно. Вот мы выпустились, в дипломе — «врач-стоматолог общей практики». Такой специальности в больницах нет, там нужны специалисты — терапевт, хирург, ортопед, детский стоматолог, ортодонт. И после ординатуры мы тоже выйдем без специализации».

Руководитель общества специалистов «Международное медицинское сотрудничество» Марина Мамаева говорит, что медицинское образование стоит оценивать по результатам: «Если сравнить современного врача после клинической ординатуры и врача советской системы, то результат не в пользу нынешнего положения. Не нужно изобретать велосипед». По мнению Мамаевой, следует вернуться к прежней советской системе медицинского образования, включая клиническую ординатуру и интернатуру. «Главная проблема современного медицинского образования в стране — потеря квалифицированных кадров из-за унизительно низких зарплат, бесконечного «реформирования» в сторону бюрократизма и схематизма, фактически запрет на развитие клинического мышления и личной инициативы».

Илья Фоминцев считает, что ординатура должна быть дольше двух лет, а студенты должны получать достойную оплату за работу: «Должна быть система, при которой все участники процесса понимают, зачем это происходит, какой конечный результат они хотят получить».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интернатура и ординатура в медицине – это финальные формы получения врачебного образования с активным уклоном на проведение практики в лечебных учреждениях.

Что такое интернатура в медицине?

Интернатура – это первичная, последипломная форма обучения будущего медработника, начинающаяся сразу после окончания профильного вуза.

В процессе учебы, учащиеся закрепляют полученные теоретические знания на практике под строгим руководством заведующего кафедры. Студентам не разрешается самостоятельно устанавливать окончательный диагноз или назначать экспериментальное лечение, так как их уровень знаний не предполагает ответственности за проделанные действия.

По завершению обучения и успешно-пройденной аттестации, интерну выдается диплом специалиста соответствующего образца, подтверждающий наличие необходимого уровня знаний в выбранном медицинском направлении.

Окончание интернатуры и получение диплома – это обязательное условие для выпускников всех медицинских учебных заведений, желающих стать практикующими врачами. Для тех, кто планирует вести научную деятельность в НИИ, прохождение интернатуры необязательно.

Что такое ординатура?

Ординатура – это конечная ступень получения высшего последипломного образования для выпускников медицинских вузов после интернатуры, научно-исследовательских институтов и т.д.

Главная цель поступления в ординатуру – это получение исчерпывающих знаний по выбранной профессии, необходимых для открытия частной врачебной практики или получения должности в государственной структуре здравоохранения.

Основные задачи ординатуры:

  • углубленное изучение выбранной медицинской специальности (методологические, клинические, медико-социальные направления и т.д.);
  • уклон на практическое применение полученных знаний, выработка необходимых умений, навыков для дальнейшей работы.

После окончания учебы и положительных результатах аттестации, ординатору выдается сертификат, наделяющий правом ведения самостоятельной медицинской практики (без диплома об окончании интернатуры недействителен).

Привилегии при обучении в ординатуре

  1. Зачисление на бюджет после успешного прохождения конкурсной основы предоставляет право самостоятельное дальнейшее трудоустройство.
  2. Размер стипендии зависит от нормативных документов по выбранной специальности или от решения организации, направившей специалиста (условие актуально для целевой ординатуры).
  3. Надбавка к основной стипендии полагается только ординаторам, поступившим на места, финансируемые Минздравом Российской Федерации.
  4. Обучающимся специалистам полагаются каникулы, продолжительность которых не превышает срок отпуска практикующего врача по выбранной специальности.
  5. При досрочном выполнении установленного рабочего плана, ординатор имеет право окончить учебу раньше срока. Основное условие – общее время обучения не должно быть ниже 75% от заявленных условий.
  6. Во время обучения, разрешается взять академический отпуск (болезнь, рождение ребенка и т.д.). Оформление перерыва осуществляется только на основании соответствующего документа.

Если у вас возникли вопросы, связанные с написанием медицинской диссертации или подбором необходимой темы для будущей научной работы, обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы начинаем сотрудничество только после заключения официального юридического договора.

Целевая ординатура и ее особенности

Целевая ординатура – это обучение специалистов в соответствии с условиями договора, заключенного между учреждением, занимающимся повышением квалификации медработников и соответствующим учебным заведением.

В отличие от клинической ординатуры, специалисты обязуются продолжить врачебную практику в учреждении, направившем их на учебу. Рабочее место, должность прописывается в договоре отдельным пунктом. Медработник имеет право на досрочное расторжение трудовых соглашений с указанным учреждением.

Чем отличается ординатура от интернатуры

  • различные уровни подготовки (в интернатуре обобщеннее, чем в ординатуре);
  • в ординатуру принимают только специалистов, закончивших интернатуру;
  • после окончания ординатуры, выпускники могут претендовать на ведение частной практики или престижное рабочее место в государственном медучреждении (заведование отделение, должность главного врача и т.д.).

Кто такие интерны?

Интерны – это студенты, обучающиеся на выпускных курсах медицинских вузов. Обучение строится по условиям официального трудового договора.

Подготовка рабочих кадров проходит под наблюдением куратора проекта в строгом соответствии с календарным планом. Отчет о выполнении фиксируется в дневнике и еженедельно проверяется, подписывается руководителем.

При провальной попытке прохождения аттестации с первого раза, интерну выдается удостоверение о прохождении интернатуры. Для поступления в ординатуру и возможности работать практикующим врачом, необходимо повторно пройти экзаменацию.

Кто такие ординаторы?

Ординаторы – это специалисты, проходящие обучение в клинической или целевой ординатуре по выбранному медицинскому направлению.

Как проходит обучение ординаторов?

  1. Семинары, лекции, практические занятия.
  2. Обход пациентов, разбор основных и сопутствующих диагнозов.
  3. Подготовка докладов для выступления на научных конференциях, симпозиумах.

Основные отличия интернов от ординаторов

Интерн отличается от ординатора тем, что он является выпускником медицинского учреждения, проходящим практику под руководством куратора, не занимаясь непосредственным проведением лечебной деятельности.

Входит ли интернатура/ординатура в стаж медработника?

По нормативным документам, интернатура является подвидом обязательной вузовской подготовки, поэтому такое обучение не входит в трудовой стаж. В течение этого периода, интерн не является медиком-специалистом. Начисление медицинского стажа – только после успешной сдачи обязательной аттестации.

Обучение в ординатуре входит в трудовой стаж, так как считается работой по специальности.

Сколько лет длится обучение?

Срок прохождения интернатуры – 1 год (вместе с отпуском).

Обучение в ординатуре составляет два года (на очном отделении) и до пяти лет (на заочной форме или по истечению непредвиденных обстоятельств, связанных с беременностью, продолжительной болезнью и т.д.).

От чего зависит стоимость?

Цена обучения в интернатуре/аспирантуре зависит от месторасположения медицинского ВУЗа, престижности выбранного направления, а также других условий (требования контракта, руководства и т.д.).

При оформлении договора на платное обучение, плательщиком может быть физическое и юридическое лицо.

Пример ориентировочной стоимости в региональном медицинском ВУЗе

Для расчета примерной стоимости учебы в ординатуре, ознакомьтесь с вилкой расценкой, представленной в таблице.

Как поступить в интернатуру?

К обучению в интернатуре выбранного медицинского учреждения, допускаются лица, успешно сдавшие государственные экзамены по специальности. Иностранные граждане принимаются на условиях международных договоров или на платной основе.

Существует две формы обучения в аспирантуре – бюджетная и платная.

Чтобы пройти зачисление на бюджет, финансируемый Минздравом РФ, следует пройти предварительный конкурсный отбор или соответствовать условиям целевого приема по договору.

Обучение на платной основе осуществляется по договору с юридическим/физическим лицом, оплачивающим услуги ВУЗа.

Вступительные экзамены

Поступление в интернатуру прямо пропорционально зависит от требований вуза – это может быть собеседование или тестирование знаний. Возможность пересдачи в текущем учебном году исключается.

Зачисление лиц происходит по итогам испытаний, а полученные результаты фиксируются в протоколе процедуры. Окончательное решение сообщается лицу не позднее, чем через пять дней после оглашения результатов приемной комиссии или за две недели до начала учебы.

При обучении на контрактной основе, зачисление осуществляется после двухстороннего подписания договора об обучении, предоставления копий квитанций об оплате.

Как поступить в ординатуру?

В ординатуру могут поступить граждане РФ после окончания интернатуры, иностранцы с возможностью подтверждения уровня знаний, необходимого для зачисления в ВУЗ. Количество бюджетных мест определяется решением Минобразования и науки РФ.

Порядок начисления дополнительных баллов для поступления в ординатуру

Согласно современным стандартам, поступление в ординатуру зависит от уровня баллов, присваиваемых за разные врачебные достижения. Если специалисту не удалось заработать нужное количество баллов до назначенной даты, его поступление автоматически откладывается до следующего года.

Примеры расчетов подробно описаны в таблице.

  1. Интернатура – это последние годы обучения выбранной специальности. Обучение можно продолжить в другом медицинском вузе.
  2. В ординатуру можно поступить только с дипломом интернатуры.
  3. Успешное окончание ординатуры – возможность открыть частную врачебную практику.
  4. Стоимость обучения зависит от местонахождения вуза, престижности направления.
  5. Учеба в ординатуре входит в трудовой стаж, а в интернатуре – нет.

Компания «Диссертация» – это профессиональная помощь в написании сложных технических статей, диссертаций, ВКР и дипломов. Чтобы заказать работу, обратитесь к нашим менеджерам, по контактным данным, указанным на сайте. Мы начинаем сотрудничество только после оформления официального юридического договора. Будем рады вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх