Куперс

Бухучет и анализ

Коллегиальная форма управления

Коллегиальность как принцип принятия решения органом управления

Определение 1

Коллегиальный орган управления – это элемент системы публичного управления, характеризующийся относительной самостоятельностью и участвующий в реализации управленческих функций государства в рамках своих полномочий посредством принятия решений по осуществлению поставленных управленческих задач группой должностных лиц.

Современная государственно-правовая наука не сформировала единого подхода к пониманию принципов коллегиальности и единоначалия. При этом большая часть правоведов относит эти категории к организационным принципам управления, которые могут реализовываться как обособленно, так и в сочетании.

Выбор конкретного инструмента принятия управленческих решений связан со следующими факторами, характеризующими, как сферу управления, так и субъекта управления:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • характер управленческой функции, реализуемой органом публичного управления;
  • специфика объекта, на которое направлено управленческое воздействие;
  • цели реализации управленческого воздействия;
  • особенности разрешаемых в процессе функционирования органов публичного управления вопросов;
  • характеристика последствия управленческого воздействия и пр.

Замечание 1

Единоначалие как принцип принятия управленческих решений представляет собой специфическую организационно-управленческую деятельность, в процессе которой управленческие решения принимаются по воле одного лица, например, руководителя органа или отдельного подразделения. Коллегиальность как форма принятия управленческого решения требует участия в управленческой деятельности определенной группы должностных лиц или ее представителей.

Единоначальная и коллегиальная формы принятия управленческих решений дополняют друг друга и строятся на взаимодействии руководителя и коллектива. Итак, единоначалие как форма принятия управленческого решения реализуется через делегирование полномочий от высшего уровня управления к низшему; коллегиальность, в свою очередь, реализуется посредством представительства низшего уровня управления в высшем или непосредственного взаимодействия низшего уровня и высшего. Таким образом, управленческое воздействие сочетает в себе как единоначалие, так и коллегиальность, и все субъекты управленческого процесса в различной степени являются участниками коллегиального или начального принятия решений.

Коллегиальность как необходимый принцип деятельности органов управления

Коллегиальная форма принятия управленческих решений давно известна истории государственно-правового развития. Возникновение и закрепление в сфере публичного управления коллегиальной формы принятия управленческих решений связано со следующими причинами государственно-правового развития:

  • необходимость учреждения органов законодательной власти;
  • необходимость учреждения органов судебной власти;
  • необходимость выстраивания системы сдержек от произвола должностных лиц, реализующих исполнительную функцию государственной власти;
  • стремление к исключению разных ошибок в процессе принятия управленческих решений отдельными ветвями власти, отдельными отраслевыми органами власти и пр.;
  • необходимость согласования интересов всех субъектов управленческого воздействия на общественные отношения для целей эффективного развития государства и др.

Фактически коллегиальность выступает инструментом защиты от субъективности в принятии управленческих решений, имеющих важное социальное значение, которое могло бы иметь место, если бы решение принималось отдельным чиновником.

Так, например, нормативно-правовые акты высшего уровня всех развитых стран, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются посредством широкого многоступенчатого коллегиального рассмотрения в парламентах. В судебной системе коллегиальное принятие решений используется как инструмент системы обжалования в апелляционной и надзорных инстанциях, где рассмотрение поступивших жалоб реализуется судьями коллегиально. Кроме того, органы высшего управления система обеспечения правосудия такие, как совет судей, квалификационная коллегия судей, также при принятии решения используют принцип коллегиальности.

Принцип коллегиальности широко используется в исполнительных органах власти. Так, высшие органы управления развитых стран сегодня представляет собой коллегиальные органы – правительство, кабинет министров, совет министров и др.

Коллегиальные органы управления действует и на международном уровне: практически все международные организации, определяющие основные направления международной кооперации государств, действует коллегиально.

Принцип коллегиальности действует на более низких уровнях, в частности, в системе образования функционируют педагогические, научно-технические советы, которые осуществляют коллегиальное управление организацией обучением и деятельности конкретной организации образования.

Правительство как коллегиальный орган управления

Конституционное и федеральное законодательство характеризуют федеральное правительство в качестве высшего коллегиального органа исполнительной власти. Управленческие решения принимаются правительством страны на заседании. Управленческое решение считается принятым при наличии общего согласия членов правительства страны. При этом имеются исключения: член правительства может предложить председательствующему на заседании провести голосование по вопросу, по которому общее согласие достигнуто не было или по которому голосование еще не проводилось. В таком случае управленческое решение может быть принято большинством голосов от числа тех членов, которые присутствуют на заседании. Когда в процессе голосования определяется равенство голосов, решающим является голос председательствующего.

Замечание 2

Итак, орган публичного управления признается коллегиальным в том случае, когда управленческие решения, входящие в его компетенцию, принимаются посредством участия, образующих его состав членов.

Управление МОУ Центром «Истоки»осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

1. Единоличным исполнительным органом Центра является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Центра. Директор Центра назначается Департаментом на основании трудового договора.

2. Общее руководство Центром осуществляет выборный коллегиальный орган управления – Совет Центра (далее – Совет). Деятельность Совета регламентируется Уставом МОУ Центра «Истоки». Совет формируется из числа работников Центра, учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся. Кандидатуры в члены Совета выдвигаются на соответствующих собраниях коллективов. В Совет могут входить представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, представители общественности. В состав Совета по должности входит директор Центра.

3. Коллегиальный орган управления, в состав которого входят все работники, для которых МОУ Центр «Истоки» является основным местом работы – Общее собрание работников МОУ Центра «Истоки».

4. Педагогический совет МОУ Центра «Истоки» является коллегиальным органом управления, осуществляющим организацию образовательного процесса. В состав Педагогического совета входят директор Центра, его заместители, все педагогические работники Центра. В работе Педагогического совета по мере необходимости могут принимать участие представители учредителя, представители иных коллегиальных органов управления Центра, а также учащиеся и их родители (законные представители) с правом совещательного голоса. Председателем Педагогического совета является директор Центра.

МОУ Центр «Истоки» не имеет структурных подразделений.

Цифровая трансформация бизнеса затронула уже большую часть бизнес-процессов крупных компаний, и в том числе то, как работают их руководители. Большинство рабочих вопросов сейчас можно решить со смартфона или планшета, что особенно важно для топ-менеджеров, которые много времени проводят в командировках и деловых поездках. Редкий процесс, который еще не полностью автоматизирован, — проведение совещаний и заседаний на высшем уровне.
Система для автоматизации совещаний ИСКО «Ареопад» обеспечит эффективность работы коллегиальных органов крупных распределенных организаций и поможет принимать быстрые и вместе с тем взвешенные решения в удаленном режиме. Благодаря интеграции с другими информационными системами, «Ареопад» позволяет организовать сквозной процесс работы коллегиальных органов и контролировать ход исполнения решений совещаний.
Система включена в единый реестр отечественного ПО, в том числе ее версия на Sailfish Mobile OS Rus.
Преимущества
Высокая скорость внедрения. Система управления и автоматизации совещаний и заседаний вводится в эксплуатацию в срок от 1 месяца, включая развертывание системы на ваших серверах, настройку взаимодействия с почтовым сервером и службой каталогов.
Полная защита информации от несанкционированного доступа в соответствии с ГОСТ (отечественными стандартами криптографии). Используемый криптопровайдер — КриптоПро CSP.
Возможность полного отказа от печатных документов. Как следствие, сокращение трудозатрат на печать документации к совещанию и дальнейшее уничтожение бумажных копий.
Отсутствие избыточного набора функций. Фокус системы на нужной вам бизнес-функции оперативного принятия решений.
Качественный UX. Максимально удобный в использовании, интуитивно понятный пользовательский интерфейс приложения для управления совещаниями.
Возможность интеграции со сторонними системами: любыми системами электронного документооборота, видео-конференц-связи и другими системами с помощью программных интерфейсов (API).
Возможность предоставления информации и материалов на нескольких языках. Английская локализация мобильного клиента для иностранных коллег.
Версия приложения для всех современных мобильных операционных систем (iOS, Android), в том числе и для российской операционной системы Sailfish Mobile OS RUS. Интеграция с Office Online для совместного аннотирования и редактирования документов.

Оценка Экспертной группы

на этапе внедрения в 2013 г. — подтверждение соответствия требованиям Стандарта («зеленый светофор»)

на этапе мониторинга в 2014-2015 г. — подтверждение соответствия требованиям Стандарта («зеленый светофор»)

на этапе мониторинга в 2015-2016 г. — подтверждение соответствия требованиям Стандарта («зеленый светофор»)

на этапе мониторинга в 2016-2017 г. — подтверждение соответствия требованиям Стандарта («зеленый светофор»)

О коллегиальном совещательном органе при РЭК

В Хабаровском крае действует экспертный совет комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края – коллегиальный совещательный орган, включающий представителей делового сообщества.

Положение об экспертном совете Комитета утверждено постановлением Губернатора края от 27 августа 2010 г. № 107. В 2013 году в Положение внесены необходимые изменения в целях расширения функционала в соответствии с требованиями Регионального инвестиционного стандарта.

Постановлением Правительства края от 18.04.2014 № 120-пр внесены изменения в постановление Правительства края от 26.05.2011 № 153-пр «О взаимодействии органов исполнительной власти Хабаровского края по согласованию, утверждению и осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на территории Хабаровского края», в части участия экспертного совета Комитета в рассмотрении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

В состав экспертного совета Комитета, утвержденного распоряжением Губернатора Хабаровского края от 02.04.2004 № 247-р (в редакции распоряжения Губернатора Хабаровского края от 22.05.2017 № 267-р) на основе предложений предпринимательских объединений края, включены представители делового сообщества:

Блюм Дмитрий Вячеславович — председатель межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Хабаровского края, директор общества с ограниченной ответственностью «Академресурс», кандидат технических наук;

Вождаева Ирина Анатольевна — член общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Управление ЖКХ»

Тарасевич Алла Александровна — член правления Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Лидер технологий», кандидат социологических наук

Фоменко Светлана Ивановна — председатель Хабаровской межрегиональной организации общественной организации «Всероссийский Электропрофсоюз»

Шкавера Сергей Владимирович — заместитель генерального директора исполнительной дирекции регионального объединения работодателей «Союз работодателей Хабаровского края».

Возможность участия в принятии решений по установлению тарифов и утверждению инвестиционных программ субъектов естественных монополий закреплена пунктами 5, 9 Положения об экспертном совете Комитета.

Заседания экспертного совета Комитета:

  • 2013 г. – 1 заседание,
  • 2014 г. – 4 заседания,
  • 2015 г. – 5 заседаний,
  • 2016 г. – 4 заседания.

С протоколами заседаний экспертного совета Комитета можно ознакомиться на странице Комитета, размещенной на официальном сайте Правительства края, в разделе «Коллегиальные и совещательные органы».

В декабре 2014 года создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Хабаровского края (Межотраслевой совет).

Межотраслевой совет — постоянно действующий совещательно-консультативный орган при Губернаторе Хабаровского края, целью деятельности которого является обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций потребителей при осуществлении деятельности по государственному регулированию цен, достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемых субъектами естественных монополий услуг для потребителей.

Основные задачи Межотраслевого совета:

  • участие в разработке и обсуждении на ранних стадиях формирования стратегических документов Хабаровского края, которые могут определять перечень инвестиционных объектов субъектов естественных монополий, подлежащих последующему включению в инвестиционные программы субъектов естественных монополий (схемы территориального планирования Хабаровского края, прогнозы социально-экономического развития Хабаровского края и др.);
  • осуществление потребительского контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий;
  • обеспечение взаимодействия потребителей с комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края, субъектами естественных монополий, исполнительными органами государственной власти Хабаровского края, осуществляющими функции по контролю или согласованию инвестиционных программ субъектов естественных монополий (далее – инвестиционные программы).

Основные функции Межотраслевого совета:

  • Разработка предложений по повышению эффективности реализации инвестиционных программ, по внесению в них соответствующих изменений.
  • Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий.
  • Организация сбора и обобщение предложений потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий.

Заседания Межотраслевого совета:

  • 2015 г. – 2 заседания,
  • 2016 г. – 4 заседания,
  • 2017 г. – 3 заседания (по состоянию на 01.07.2017)

С положением, составом и протоколами заседаний Межотраслевого совета можно ознакомиться на официальном сайте Правительства края в разделе «Комиссии и советы при Губернаторе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх