Куперс

Бухучет и анализ

Критерии для проверки налоговой

Налоговый риск с точки зрения налогоплательщика – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика: доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки. Такие обстоятельства могут быть связаны с возникшими разногласиями между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, либо же признанием сделки недействительной (притворной или мнимой), которые могут обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени.
Налоговый риск с точки зрения государства – это вероятность недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за применения налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве.
Поэтому нельзя забывать, что снижение налоговых платежей всегда вызывает живой интерес у налоговых органов, что сказывается на увеличении налоговых рисков у налогоплательщиков.
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Данная Концепция с одной стороны, повышает налоговую грамотность и дисциплинированность налогоплательщиков, а с другой — выявляет наиболее вероятные «зоны риска», позволяя налоговым органам своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

В настоящее время это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Информация к размышлению: В 2011 году налоговыми органами проведено 20 (6%) выездных налоговых проверок со значительными доначислениями в размерах превышающих 10 млн. руб., общая сумма начислений по которым составила 64 266 млн. руб. или 64% от общей суммы начислений по результатам выездных налоговых проверок.
Критерии риска совершения налоговых правонарушений были использованы при отборе на проведение выездных проверок всех 218 организаций. Отбор на проведение выездных проверок физических лиц также проводился исходя из оценки наибольшей вероятности обнаружения налоговых правонарушений и обеспечения поступления в бюджет неуплаченных налогов. В правоохранительные (следственные) органы налоговыми органами направлено 57 материалов налоговых проверок для принятия правового решения о возбуждении уголовного дела на сумму неуплаты налогов в размере 628 785,2 тыс. руб., из них оплачено в ходе проведения мероприятий — 210 122 тыс. руб. По 15 материалам следственными органами возбуждены уголовные дела на сумму 393 443 тыс. руб., оплачено 65 830 тыс. руб. Раньше налогоплательщик узнавал, что он включен в план проверки, когда к нему в офис приходили проверяющие с решением о ее проведении. Сейчас он может без труда самостоятельно определить вероятность такого визита или перспективу включения его в план выездных проверок и последующих мероприятий налогового контроля, основываясь на «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

Одним из основных критериев самостоятельной оценки налоговых рисков для налогоплательщиков является размер налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка налогоплательщика не должна быть ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Рассчитывается она как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Среднеотраслевой уровень налоговой нагрузки (в процентах) по основным видам экономической деятельности, приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. Все желающие могут оценить риски проведения налоговой проверки, используя специальную таблицу «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах».
Следует обратить внимание, что в расчет необходимо включать сумму налога к уплате. Так, налог на добавленную стоимость следует показывать в расчете уже с учетом вычетов за соответствующий период, а налоги, в отношении которых организации выполняют функции налоговых агентов, например НДФЛ, учитывать в расчетах нецелесообразно.
Как правило, низкая налоговая нагрузка включает в себя другие признаки, характеризующие налоговый риск, но являющиеся самостоятельными критериями:
— убыточность финансово-хозяйственной деятельности: риск включения в план проверок повышается, если в бухгалтерской или налоговой отчетности присутствуют убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение 2 и более календарных лет).
— высокая доля налоговых вычетов: в налоговой отчетности не должны отражаться значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Так, доля вычетов по НДС в общей сумме начисленного налога, рассчитанная за период 12 месяцев, не должна превышать 89%.
— отклонение уровня рентабельности: уровень рентабельности по данным бухучета организации не должен отклоняться (в сторону уменьшения) более чем на 10% от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
— опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг): этот критерий в большей степени касается налога на прибыль. Если при сопоставлении темпов роста расходов и доходов данные налоговой и финансовой отчетности не соответствуют друг другу – вероятна проверка. Разницу между результатами (прибылью или убытком), полученными по данным бухгалтерского учета и отраженными в налоговых декларациях, необходимо обосновать,
— выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ: размер среднемесячной выплаченной зарплаты на одного работника не дол жен быть ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Сверяться следует с данными территориальных органов статистики по субъекту РФ, размещенными на их официальных сайтах, а также в статистических сборниках, бюллетенях и др.
— неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы: показатели, с учетом которых организации предоставляется право применять специальный налоговый режим, не должны в течение календарного года неоднократно (дважды и чаще) приближаться к предельным значениям (менее 5%), установленным НК РФ.
— отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год: этот критерий касается размера профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей. Доля таких вычетов, заявленных ИП в декларации о доходах, не должна превышать 83%.
— построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин: обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
— непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
— ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском: это деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.
— неоднократное снятие с налогового учета в связи с изменением места нахождения, т.н. миграция.
Очень важно учитывать, что в случае, если налоговый орган в ходе камеральной проверки выявил несоответствия в показателях (ошибки в налоговой декларации, противоречия между сведениями в представленных документах и т. п.), налогоплательщику следует представить необходимые пояснения.
При отсутствии объективных причин, препятствующих представлению пояснений, его могут вызвать в налоговый орган и потребовать представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести в документы соответствующие исправления в срок, установленный НК РФ, в случае неисполнения требований (непредставление необходимых пояснений при несоответствии показателей), повышается вероятность проведения выездной проверки.
Таким образом, регулярное проведение самостоятельной оценки налоговых рисков, как в ходе осуществления хозяйственных операций, так и по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, позволит налогоплательщику своевременно их устранить и в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и другая информация о порядке проверок налогоплательщиков размещается на официальном интернет-сайте ФНС России.

Их ровно 12. Как месяцев в году или как стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на нее и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает, по каким критериям она оценивает ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков ФНС выпустила Приказ от N ММ-3-06/333@, в котором указаны эти критерии:

  1. Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так: сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  2. По балансу у вас убытки больше 2 лет подряд.
  3. Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  4. Расходы по отчетности растут быстрее, чем доходы.
  5. Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основанием для выездной проверки могут стать жалобы граждан о выплате «серых» зарплат.
  6. Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн. рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн. руб. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юр.лиц 25% от общей доли.
  7. Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  8. Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» — компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  9. Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на ее запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  10. Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведет к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой, и следить за такой компанией труднее.
  11. Уровень рентабельности по отчетности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для данного вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  12. Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.

Последний пункт сам по себе неясен, поэтому мы хотим рассказать что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы. Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет все меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес. Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведется непрерывно, поэтому налоговая знает к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчетности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берется, почему применяется пониженный тариф и так далее. На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у нее есть. При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Еще — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, не посвященным во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас. Мы, в свою очередь, всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума, насколько это зависит от нас. Но если проверка все-таки пришла, то от штрафов обычно не отвертеться. И тут задача бухгалтера состоит в том, чтобы штрафы эти свести к минимуму.

P.S. Некоторые опытные бухгалтеры на больших предприятиях на этот случай имеют заготовленные «ошибки», которые и «позволяют» найти налоговикам. Но это уже совсем другая история…

по 5-бальной шкале 5 из 5 на основе 7 оценок

В рамках текущего обслуживания информируем о Приказе ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, которым внесены изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложения № 1, № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок уточнена в части перечня критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Такой критерий рисков как непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности дополнен следующим образом: «непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.».

В связи с этим общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, дополнены абзацем следующего содержания: «необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов,… а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.)».

Установлено, что «при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию».

Кроме того, Приказом № ММВ-7-2/297@ утверждены показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности (в процентах) и показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности (в процентах) за 2011 год, с помощью которых налогоплательщики могут самостоятельно оценить риск их включения в план выездных налоговых проверок.

Напомним, что налоговые органы при отборе объектов для выездных налоговых проверок помимо прочего обращают внимание на тех налогоплательщиков, у кого налоговая нагрузка ниже средней по отрасли либо уровень рентабельности значительно отклоняется от среднестатистического для данной сферы. Однако отметим, что даже соответствие налогоплательщика всем утвержденным налоговым органом показателям не исключает возможности проведения в отношении него выездной налоговой проверки.

По состоянию на 21.05.2012 информация об опубликовании Приказа ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ отсутствует, однако документ был размещен в справочно-правовых базах и может быть направлен Вам дополнительно по Вашему запросу.

Исп. Кобякова Е.

Выездная налоговая проверка: критерии для проведения

Визит на предприятие сотрудников фискальных органов не придает оптимизма ни владельцам, ни руководителям. В статье расскажем о критериях проведения выездной налоговой проверки, согласно положениям одного из нормативных документов Федеральной налоговой службы

№5 ОКТЯБРЬ 2018

Для возможности самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, Федеральной налоговой службой была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

В указанной концепции общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые используют налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, являются:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже среднего уровня налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (конкретном виде экономической деятельности).

Целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и выручки (оборота) в целом за календарный год.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня среднемесячной заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 7 марта 2017 г.

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
  • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
  • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
  • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
  • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
  • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх