Куперс

Бухучет и анализ

Критерии охраноспособности авторского права

Согласно подпункту 3.3.9 пункта 3.3 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1693-2009 «Информатизация. Термины и определения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.08.2009 N 42 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — СТБ 1693-2009), под веб-сайтом понимается совокупность веб-страниц, физически находящихся на одном веб-сервере и объединенных одним именем, общей тематикой и системой навигации. Частным случаем размещения веб-сайта в сети Интернет является интернет-сайт. Одновременно отметим, что в СТБ 1693-2009 также даются определения понятий «веб-страница» и «веб-сервер». Так, согласно подпункту 3.3.10 пункта 3.3 СТБ 1693-2009 веб-страница — форма представления информации, созданная с использованием языка разметки гипертекста, имеющая уникальный веб-адрес и доступная для просмотра с помощью специальных программных средств.
Итак, сайт можно определить как совокупность объединенных общей идеей (замыслом, темой) и, как правило, дизайном веб-страниц (документов Интернета). Т.е. сайт представляет собой совокупность объектов, а не целостный объект. В его основе может лежать компьютерная программа, дизайн сайта в целом и каждой страницы в отдельности, наполняемость материалами (товарный знак или знак обслуживания, фирменное наименование производителя (исполнителя) либо продавца, графическое исполнение, текст, рекламу и т.д.). Сайт сложен по своей структуре. Это и компьютерная программа, и наполняющие сайт иные произведения. Часть из них может быть создана самостоятельно, часть — заимствована из различных источников. Все они охраняются и, в случае нарушения имущественных прав на них, подлежат правовой защите лишь при определенных условиях.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17.05.2011 года N 262-З
1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения.
2. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.);
устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.);
звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и др.);
изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео- фотокадр и др.);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и др.);
электронной, в том числе цифровой;
в иной форме.
Полагаю, что Интернет-сайт может быть отнесен к объектам авторского права только в том случае, если он представляет собой результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме, обладает признаками творческой новизны, индивидуальности и неповторимости.
В ходе осуществления деятельности могут возникнуть ситуации, когда организации-конкуренты создают сайт-двойник. Следует обратить внимание, что понятие «сходство до степени смешения» в авторском праве не используется. Объекты авторского права, в отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, не предназначены для индивидуализации товаров и оказываемых услуг.

В авторском праве нарушением исключительных имущественных прав правообладателя может являться несанкционированные воспроизведение, распространение произведений, их переработка, перевод произведений на другие языки, импорт и другие способы использования, прописанные в статье 16 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».
Факт нарушения конкретного имущественного права, в частности права на переработку произведения, и подлежит доказыванию в ходе судебного разбирательства: нарушение права на компьютерную программу, на дизайн сайта в целом и на каждую его страницу, на размещенные на страницах сайта произведения — статьи, фотографии и т.д.
При этом следует иметь в виду, что интернет-сайт и все его составляющие не подлежат самостоятельной охране и защите, и не могут быть признаны объектами авторского права, если при их создании не были соблюдены права авторов (правообладателей) каждого из произведений, включенных в состав защищаемых произведений, то есть созданы с нарушением законодательства об авторском праве.
Фактически могут быть следующие нарушения прав:
на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, используя их на страницах сайта или в доменном имени. Нарушение может заключаться в использовании не только идентичных объектов интеллектуальной собственности, но и сходных до степени смешения (к примеру, доменное имя сайта-двойника отличается от товарного знака или фирменного наименования одной буквой);
графическое исполнение (дизайн), текстовое наполнение сайта и иные объекты авторского права.
Возможные способы защиты.
Обращение в суд
Исковые заявления подаются в коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.
В зависимости от вида нарушаемых прав в иске можно потребовать:
— запретить использовать на сайте или в его доменном имени товарный знак, фирменное наименование, идентичные или сходные до степени смешения;
— запретить использовать произведение, охраняемое авторским правом (дизайн, текстовое наполнение и т.д.);
— возместить убытки;
— выплатить компенсацию, предусмотренную законодательством;
— компенсировать судебные расходы, в том числе расходы на фиксацию доказательств нарушения, на юридическую помощь и т.д.
Привлечение к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП
Законодательство предусматривает ряд иных способов защиты, которые могут применяться в зависимости от характера нарушения и целей правообладателя.
Если деятельность сайта-двойника связана с реализацией контрафактной продукции, целесообразно обратиться с заявлением в органы внутренних дел с требованием привлечь нарушителя к ответственности по ст. 9.21 КоАП за незаконное использование авторских прав и прав промышленной собственности.
Преимущество данного способа заключается в возможности конфисковать предмет административного правонарушения, в том числе контрафактный товар. Но если с помощью сайта-двойника реализуется товар, введенный в гражданский оборот владельцем товарного знака или с его согласия (т.е. в установленном порядке), конфисковать такой товар в силу исчерпания прав невозможно.

Привлечение к ответственности за недобросовестную конкуренцию
Продвижение товаров, работ, услуг с использованием сайта-двойника потенциально может составлять недобросовестную конкуренцию. Недобросовестная конкуренция представляет собой действия, способные вызвать смешение представления о хозяйствующих субъектах, товарах или предпринимательской деятельности конкурентов. При этом учитывается не только наличие сайта-двойника, но и иные недобросовестные действия конкурента. В таком случае необходимо обратиться в органы Комитета государственного контроля или антимонопольные органы с заявлением о недобросовестной конкуренции в отношении законного правообладателя. К ответственности за данное правонарушение могут привлекаться должностные лица, ИП и юридические лица. К физическому лицу — администратору домена или владельцу информационного ресурса этот способ применить нельзя.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
В рекламе не допускается использовать наименования организаций, товарные знаки и (или) знаки обслуживания, эмблемы и иную символику, изображения имущества организаций или граждан, если нет права на такое использование.
Пострадавшая сторона может добиваться привлечения нарушителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 12.15 КоАП в силу нарушения требований законодательства о рекламе. Этот способ защиты эффективен в ситуации, когда реклама, в том числе на сайте-двойнике, содержит незаконно используемый товарный знак, знак обслуживания или фирменное наименование.
При этом для получения положительного результата при обращении за защитой необходимо соблюсти ряд условий, а именно:
1. Наличие у истца (заявителя) прав на объекты, входящие в состав сайта.
Необходимо обеспечить охрану товарного знака в Беларуси путем национальной или международной регистрации в отношении всех используемых классов товаров, работ и услуг, а также максимально полную охрану иных объектов интеллектуальной собственности.
В соответствии со сложившейся практикой правом на защиту исключительных прав обладает только правообладатель или лицо, которому он предоставил такие права на основании:
— зарегистрированного в Беларуси договора франчайзинга с эксклюзивным правом на использование лицензионного комплекса;
— зарегистрированного в Беларуси или Международным бюро ВОИС договора исключительной лицензии в отношении товарного знака;
— договоров исключительной лицензии в отношении иных объектов интеллектуальной собственности;
— договоров на создание объектов интеллектуальной собственности, договоров уступки, которые подтверждают факт уступки исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
2. Важно правильно определить ответчика (нарушителя). В таком качестве может выступать:
— организация, фактически использующая сайт-двойник, на котором находится информация о ней;
— администратор доменного имени и зарегистрированный владелец сайта. Если информацию об указанных лицах нельзя получить из публичных источников, необходимо направить адвокатский запрос или ходатайствовать, чтобы этих лиц установил суд (орган, ведущий административный процесс).
Если тот, кто фактически использует сайт, администратор домена или владелец информационного ресурса — разные лица, при рассмотрении дела судом они привлекаются в качестве соответчиков.
Если доменное имя находится вне зоны by или бай, установить надлежащего ответчика затруднительно. В таком случае один из способов защиты — обращение в органы внутренних дел. Они могут установить нарушителя в рамках рассмотрения административного дела о нарушении авторских, смежных прав и прав промышленной собственности. В последующем полученную информацию можно будет использовать в рамках судебного разбирательства.
3. При формировании доказательственной базы лицу, которое планирует обратиться за защитой своих прав, необходимо провести нотариальную процедуру осмотра сайта. Это позволит зафиксировать нарушение и предотвратить модификацию информации нарушителем уже после начала разбирательства.
Кроме того, может потребоваться дополнительное время, чтобы получить выписку из торгового реестра (в случае обращения иностранной организации), выписки из реестров ВОИС, из ЕГР и т.д. Целесообразно также получить заключение экспертов о степени смешения, провести социологические исследования для подтверждения позиции истца (заявителя).
В случае обращения с иском к юридическому лицу или ИП необходимо соблюдать претензионный порядок урегулирования спора.
После получения положительного решения важным этапом является его исполнение. Решение коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда вступает в законную силу немедленно. Однако нередко администраторы доменного имени сайта-двойника решение суда не исполняют и продолжают нарушать исключительные права. Тогда правообладателю (истцу по делу) необходимо самостоятельно предпринять ряд действий. Прежде всего надо обратиться к регистратору домена с уведомлением о нарушении прав администратором домена. К уведомлению следует приложить решение суда. Именно регистратор регистрировал доменное имя сайта-двойника. Фактического доступа к редактированию его содержания регистратор не имеет. Но на основании уведомления он не позже следующего дня должен обязать администратора домена устранить нарушения законодательства. Администратор домена обязан устранить допущенные нарушения в течение семи дней. В противном случае в семидневный срок регистратор направит в Оперативно-аналитический центр при Президенте сведения о нарушениях с предложением исключить доменное имя сайта-двойника из реестра национальной доменной зоны.
Материал подготовила директор ООО «Время Приключений» Куцер Юлия Игоревна.
ООО «Время Приключений» является членами Республиканского союза туристической индустрии.

В условиях современного развития общества проблемы правового регулирования правовых отношений, складывающихся в области интеллектуальной собственности, приобретают все большее значение. Актуальность авторского права, в том числе объектов авторского права, их роль и значение в мире настоятельно требуют подробного исследования критериев охраноспособности произведений науки, литературы, искусства, программ для ЭВМ и баз данных, ранее обсуждавшихся в юридической литературе преимущественно в теоретическом аспекте. Кроме того, исследование критериев охраноспособности приобретает огромное прикладное значение. Согласно законодательству большинства стран мира, для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата, хотя, очевидно, нужно исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату. В связи с этим представляется интересной позиция ряда французских авторов, которые, анализируя развитие авторского права в эпоху высоких технологий, предложили считать произведение творческим в случае, если оно создано в результате индивидуализированного интеллектуального усилия.

В последнее время в авторском праве наблюдается тенденция, направленная не столько на охрану творческого результата или на охрану творческой деятельности, сколько на создание механизма, направленного на защиту финансовых и иных инвестиций создателя (изготовителя). Так, согласно Директиве 96/9/ЕС лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов (изготовитель базы данных), обладает исключительным правом на составляющие базу данных материалы. То есть охраняются прежде всего произведенные изготовителем базы данных значительные качественные и количественные вложения.

Области человеческой деятельности, в которых возможно творчество, чрезвычайно разнообразны. Основой творчества является база знаний и достижений, созданная всеми предшествующими поколениями. В определенной степени, учитывая имеющуюся в отечественном законодательстве презумпцию творческого характера произведения, лицо, оспаривающее авторское право, должно будет доказать, что произведение создано интеллектом, разумом другого лица или что при создании данного произведения использовалось иное произведение, созданное разумом другого лица, причем все усилия и творческий вклад автора более позднего произведения нс позволяют считать его самостоятельным. В любом случае, творческий характер деятельности по созданию любого произведения предполагается до тех пор, пока не будет доказано иное.

Вместе с тем совсем непростой задачей до настоящего времени является решение проблемы об отграничении объектов, охраняемых авторским правом, от результатов творческой деятельности, охраняемых иными институтами, а также от неохраноспособных интеллектуальных продуктов и продуктов, в которых присутствует минимальный творческий уровень.

Объекты авторского права, как уже отмечалось ранее, охраняются в связи с их формой и возникают с момента создания этих результатов. Идейное содержание, в отличие от формы его выражения, способно к присвоению.

Произведения науки, литературы и искусства — это результаты творческой деятельности, отличительной чертой которых является их форма, представляющая собой совокупность их внешнего облика с внутренней организацией материала. Форма всегда уникальна, будь то литературное, музыкальное произведение или произведение изобразительного искусства. Независимо от автора оригинала она неповторима, не может быть создана самостоятельно и даже воспроизведена другим лицом. Охрана на указанные объекты может быть закреплена автоматически в силу факта создания произведения и с момента такого создания.

Упоминание о творческом характере деятельности как одном из признаков произведения встречаются еще в российской дореволюционной литературе. А. В. Панкевич писал о таком признаке, как «…присутствие психической деятельности автора. Умственная деятельность имеет целью или обобщение мыслей, или достижение нового результата в области промышленности. Деятельность эстетическая проявляется в выражении образа, возникшего в душе артиста, образа звучащего или пространственного».

Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными. Критерий оригинальности является необходимым для авторско-правовой охраны и защиты практически всех литературных, драматических, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства во всех странах мира. Мы наблюдаем, что в последнее время происходит изменение концепции определения оригинальности произведений, что связано как с изменением восприятия обществом тех или иных объектов охраны и защиты авторских прав, изменением экономической и культурной ценности таких объектов для общества, так и с изменением отношений общества к творческому труду автора произведений.

Хотя в доктрине авторского права некоторые авторы выделяют, помимо существенной новизны произведения, включаемой другими учеными в признак творческого характера, и его воспроизводимость, которую часть исследователей считают неотделимой от объективной формы (о воспроизводимости упоминалось и в Основах гражданского законодательства 1925 г.), однако в современном законодательстве о ней не сказано.

Между тем в и. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» дано следующее разъяснение: «…само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права». Квинтэссенция данной формулировки может привести к нескольким альтернативным выводам: во-первых, позицию судов можно понять так, что творчество — это и новизна, и уникальность, и оригинальность, при этом список не ограничен, и толкование критерия может быть расширено; во-вторых, возможно, суд имел в виду, что творчество — это комплексная категория, которую невозможно определить простым перечислением составляющих элементов. Только совокупность условий может свидетельствовать о творческом характере произведения, однако составляющие этой совокупности могут меняться. Правильной представляется первая позиция. Хочется думать, что вышестоящие судебные инстанции стремятся дать ориентир для нижестоящих судов, не исключая возможности иного толкования. Опрометчиво не учитывать и второй подход к определению творчества, однако этот подход затрудняет решение вопроса о критериях охраноспособности объекта на практике.

Суммируя вышеизложенное, позиция российских судов заключается в том, что специального обоснования творческого характера деятельности в отношении традиционных объектов авторского права (литературных, аудиовизуальных, музыкальных, произведений изобразительного искусства) не требуется. Соответствие же особому уровню творческих усилий требуется в случае наличия в произведении нетворческой составляющей, например при использовании информации производителя в рекламных буклетах, стандартном расположении материалов в театральных программах, в рекламных слоганах и названиях произведений.

Отечественная судебная практика выработала презумпцию, согласно которой «..люка не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом». Такое предположение еще больше снижает уровень охраны, так как автор, защищая, например, свое право на неприкосновенность произведения, должен доказать, что та или иная обработка, аранжировка, окрашивание не созданы творческим трудом соответствующего обработчика (аранжировщика и др.). Применительно к авторскому праву оценке подвергается право на создание производных произведений, которое рассматривается как законодательно установленный барьер, устранение которого поощряет создание новых произведений с минимальным творческим началом, что влечет снижение культурной ценности новых произведений и уменьшение общественного благосостояния из-за ограничения свободы творчества и свободы доступа к культурным ценностям.

Можно взять за основу опыт Великобритании с учетом положений Регламента Совета ЕС № 6/2002 от 12 декабря 2001 г. «О промышленных образцах Европейского сообщества» в отношении единства юридической судьбы прав, к примеру, на произведения дизайна через кумулятивную охрану дизайна авторским и патентным правом. Ввиду того, что российское право не знает трехзвенной системы охраны произведений дизайна, не предусматривает открытого перечня подлежащих регистрации прав на промышленные образцы и их обременений, более того, содержит нормы, противоречащие принципу единства судьбы исключительных прав на первоначальный и производные объекты, эти предложения будут новыми и интересными.

Относительно стабильной является практика, сложившаяся в отношении картографических произведений: к их творческому характеру суды предъявляют минимальные требования, поскольку невозможно выделить какой-либо элемент в отдельности (шрифт, масштаб, цвет), так как карта представляет собой единый объект авторского права, сочетание их всех и создает ее оригинальность.

В отношении названия произведений, как уже отмечалось ранее, действует исключение из общего принципа: право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием. Так, Президиум ВАС РФ своим постановлением от 2 декабря 1997 г. № 4894/97 не признал название

«Энциклопедия для детей» объектом авторского нрава, мотивировав это тем, что оно не является оригинальным и не может использоваться самостоятельно. Это название не было признано объектом авторского права по той причине, что не соотносилось публикой ни с каким конкретным произведением, а воспринималось ею лишь как родовое обозначение.

Очень часто создание определенного объекта требует участия многих лиц и объединения разнородных результатов творческой деятельности, причем удаление даже одного такого результата из сложного объекта может привести к невозможности использования данного объекта в целом. Это весьма характерно для производства современной массовой продукции, программного обеспечения и т.д. В качестве примеров сложных объектов в ГК РФ указываются кинофильмы, телевизионные передачи, иные аудиовизуальные передачи, театрально-зрелищные представления. Для таких случаев законодательство предусматривает следующее: при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняется право авторства и другие личные неимущественные права на этот результат. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

С этой точки зрения важно отметить, что аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной и последующей фиксации. Аудиовизуальные произведения представляют собой относительно новый, достаточно своеобразный объект, для которого многие традиционные положения авторского права, действующие с момента его возникновения, нуждаются в корректировке.

На ранних этапах развития кинематографа ему нередко отказывали в творческой составляющей и, как следствие, не признавали объектом авторского права. Кинофильм не вписывался в устоявшееся к тому времени представление о художественном творении. То обстоятельство, что съемка кинофильма и его демонстрация осуществлялись при помощи технических приспособлений, давало повод отрицать творческий элемент в создании кинематографических произведений. Практика начала XX в.

трактовала такие произведения как чисто механическое воспроизведение ранее созданных произведений литературы и искусства. Но уже в 1908 г. в Бернскую конвенцию была включена статья, устанавливающая охрану кинопроизведений, носящих оригинальный характер. Возникнув в области фотографического искусства и начав с простейшего соединения фотографических снимков, т.е. с фотографического изображения того, что в действительности существует, кинематография перешла в область творчества, создавая композиции и изображая по этим композициям то, что творит фантазия.

Традиционные объекты авторского права, если сравнивать с аудиовизуальными произведениями, достаточно просты. Однако с развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, не могут быть созданы одним лицом, к тому же по характеру они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом. Каждый из участников процесса творит свое произведение, на которое он имеет авторское или смежное право, но все вместе они образуют новый сложный объект.

Аудиовизуальное произведение — единое произведение, и все входящие в него результаты творческой деятельности отдельных лиц должны иметь единый правовой режим, единый срок охраны и т.п. Различный правовой режим сделал бы невозможным использование аудиовизуального произведения, его коммерческую эксплуатацию и вообще вовлечение в гражданский оборот. Такой правовой режим, установленный действующим законодательством для аудиовизуального произведения, соответствует интересам не только правообладателя, но и отвечает потребностям всех участников сложного творческого процесса. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, — как существовавших ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и пр.) — сохраняют авторское право каждый на свое произведение.

Исключительное право на аудиовизуальное произведение возникает с момента создания этого произведения у его изготовителя (кино- или телестудии, студии видеозаписи). Изготовитель аудиовизуального произведения, т.е. лицо, организовавшее изготовление такого произведения, вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом. Особенность заключается в том, что авторы сами не в состоянии создать законченный фильм, он может быть претворен в жизнь только во взаимодействии со студией-изготовителем в порядке осуществления заключенного, например, договора заказа. Поэтому по времени ни у кого раньше, чем у студии, право на аудиовизуальное произведение не возникает, хронологически она первая, но юридически право тем не менее остается производным.

Однако авторами данного произведения, у которых появляются первоначальные авторские права на аудиовизуальное произведение в целом, являются: режиссер-постановщик; автор сценария; автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Авторы других произведений, составляющих в своей совокупности аудиовизуальное произведение, обладают авторским правом только в отношении своих произведений. В их число входят: автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, звукооператор, художник-постановщик, художник по костюмам, монтажер, дизайнер и др. Как видим, над аудиовизуальным произведением работает большая группа лиц. Поэтому в литературе часто указывают на то, что не совсем ясно, из чего исходил законодатель, устранив из числа авторов аудиовизуального произведения, например, оператора или художпика-постаповщика. Но неоспоримо, что аудиовизуальное произведение — это не сумма, а именно система творческих вкладов, и поэтому его авторство — понятие сложное.

Еще одним субъектом исключительных прав на кинематографическое произведение считается изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер). Продюсер фильма — это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма (п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Закон разрешает сценаристу и композитору использовать свои произведения в дальнейшем, независимо от коллективно созданного произведения. Сложнее дело обстоит с актером, художником по костюмам или оператором. Они ведь гоже являются авторами созданных ими образов. Считается, что созданным произведением имеет право распоряжаться продюсер. Но только при условии, что ему переданы по договору исключительные права на конкретный вид использования произведения.

Заключение с авторами аудиовизуального произведения договоров на создание произведения означает передачу или предоставление каждым из них изготовителю аудиовизуального произведения прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, предоставление доступа к произведению, сообщение в эфир или по кабелю либо любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения (и. 2 ст. 1270 ГК РФ), а также прав на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если договором не предусмотрено иное. Особенностей, связанных с созданием и использованием аудиовизуальных произведений, немало. Но важно все возможные в будущем нюансы и коллизии предусмотреть в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Таким образом, при решении вопроса о том, является ли произведение независимо от вида объектом авторского права необходимо выделить следующие признаки: во-первых, творческий характер деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; во-вторых, объективную форму выражения .

В качестве определенного итога можно отметить, что в любом произведении различают структурные элементы формы произведения и элементы его содержания. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относят: язык, художественные образы, последовательность изложения материала, а к элементам содержания — тему, сюжет, идейные достоинства и т.н. Элементы содержания различных произведений не являются оригинальными, т.е. могут быть повторно созданы другими лицами, работающими независимо от первого автора и, соответственно, авторским правом не охраняются. Однако элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме.

По ранее действовавшему законодательству использование элементов содержания чужого произведения в новой форме именовалось «созданием нового, творчески самостоятельного произведения»‘ и могло осуществляться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого было использовано, и источника заимствования. В настоящее время только по моральным соображениям автор, использовавший в своем произведении идею, метод, процесс из чужого произведения, должен дать ссылку на источник заимствования.

В связи с этим представляются бесперспективными попытки увеличить количество критериев для признания того или иного произведения объектом авторского нрава путем внедрения в законодательство дополнительных «формальностей». Такое положение существует в современном авторском праве благодаря теории естественного права, возникшей в XVIII в. Это объясняется тем, что теория естественного права основана на том неоспоримом тезисе, что право автора, изобретателя — неотъемлемое, природное право человека и гражданина, результат его духовного творчества.

Между тем динамика развития авторского права, гармонизация законодательства об охране авторских прав и, как следствие, общность законодательных подходов предопределяют формирование общих для национальных правопорядков критериев охраноспособности. Общий подход к определению таких критериев возможен при условии максимального сближения авторско-правовых систем различных государств с точки зрения охраны личных неимущественных прав авторов, возникновения авторских прав с момента создания произведения, охраны интересов автора в форме предоставления ему исключительного (имущественного) права на использование произведения.

  • См.: Static С. La protection des programmes d’ordinateurs par le droit d’auteur dansles pays d’Europe continentale. Dossiers Brevets 1979 IV. Paris, 1979. P. 5; Les grands arretsde la proprie’te’ intellectuelle / Sous la direction de M. Vivant. Paris : Dalloz, 2004. P. 121—123.
  • В качестве средства разрешения данной проблемы было предложено учение об охраняемой форме и неохраноспособном содержании произведения. Об учении Фихте см.: Каша-пин А. В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российскоми иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. Т. 7. 2007. № 2.
  • Панкевич А. В. Объект авторского права // Записки Новороссийского университета.Т. 25. Новороссийск, 1878. С. 156.
  • См.: Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. С. 17—19; Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы, искусства. Казань, 1972.С. 44-61.
  • Абсолютная новизна произведения недостижима, поэтому вводится понятие существенной новизны, под которой понимается проявление творческой самостоятельностиавтора, использование значительного количества новых элементов в произведении. Невозможно требовать от автора, чтобы содержание произведения было совершенно новым, таккак на каждого писателя большое влияние оказывает и среда, в которой он живет, и ранеесозданные работы аналогичной тематики.
  • Пункт 28 Постановления № 5/29 // СПС «Гарант».
  • См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2010 г. № 09А11-6425/2010-ГК; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2011 г. по делу № Л-56-14726/2010.
  • В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова, отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются.
  • См.: Дозорцев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3-4.
  • Кинофильмы создавались как аттракцион, первые фильмы в Америке в конце XIX в.показывали еще не в кинотеатрах, а в так называемых «никель-одеонах» и «пенни-аркадах»(будочках, напоминавших автоматы для продажи газированной воды). За монетку зрительмог посмотреть в щелочку небольшой фильм или кинопрограмму. Никто, естественно,не задумывался об обеспечении правовой защиты таких произведений, и их не признавалирезультатами интеллектуального труда.
  • См.: Канторович Я. А. «Кинематографическое» право // Право. 1912. № 3—4.
  • См.: Дозор цев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение.
  • «Признание режиссера-постановщика, сценариста и автора оригинальной музыкив качестве авторов аудиовизуального произведения, с одной стороны, основывается на том,что они внесли значительные творческие вклады в аудиовизуальное произведение, но с другой — является в значительной мере условным. И авторство на аудиовизуальное произведение — это авторство «в силу закона”, а не потому, что они создали аудиовизуальное произведение». См: Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах.С. 98-99.
  • Ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например,авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии, на каждом экземпляре которых было указаноимя автора, место и год выпуска в свет.
  • Вместе с тем многие произведения, традиционно охраняющиеся авторским правом,к высокой сфере прекрасного искусства, литературе имеют весьма отдаленное отношение.Д. Липцик утверждает, что большинство произведений, являясь результатом творческоготруда автора, имеют утилитарную функцию. К данной категории произведений можно отнести, в частности, модели, чертежи, произведения архитектуры. См.: Липцик Д. Авторскоеправо и смежные права. С. 93—96.
  • «Так, общая идея о предоставлении авторско-правовой охраны таким результатам,которые имеют творческий характер, может быть реализована в национальных правопо-рядках, судебной практике, доктрине в различных формах. Если в одних случаях критерийтворчества прямо закрепляется в качестве условия охраноспособности (действующее российское законодательство), то в других странах данная идея реализована в форме совокупности требований к индивидуальности (оригинальности) произведения и создания произведения в результате творческого труда человека». См.: Катании А. В. Творческий характеркак условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве.
  • См.: Пункт 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.
  • Ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например,авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии, на каждом экземпляре которых было указаноимя автора, место и год выпуска в свет.
  • Гаврилов Э. П. Комментарий Закона «Об авторском праве и смежных правах». М, 1996.С. 3.
  • Так, депонирование у нас — это факультативная платная услуга, которая предоставляется, например, Российским авторским обществом (РАО). Автору выдается именноесвидетельство на его произведение за определенным номером и с указанием даты выдачи.В некоторых случаях депонирование может сыграть решающую роль в разрешении судебного спора: свидетельство будет являться доказательством того, что произведение одногоавтора возникло ранее произведения другого автора.

Регистрация авторских прав на произведения науки, литературы, искусства: книгу, рассказ, статью, песню, программу, сайт, метод, методику, гипотезу, идею

Регистрация и нормативные положения
Международный статус
Выбор регистратора
Принципы регистрации
Каталоги регистрации
Осуществление регистрации
Пояснения и комментарии по теме

Регистрация и нормативные положения

Согласно нормативным положениям государственная регистрация произведений литературы, науки, искусства не осуществляется. Однако, практика доказывает необходимость подтверждения авторских прав. Наиболее распространённым и эффективным способом такого подтверждения является регистрация. По юридическому статусу это добровольная регистрация произведений науки, литературы и искусства. Опыт работы, например, Российского авторского общества (РАО) подтверждает целесообразность и надёжность такой защиты. Однако этот сервис РАО по своему содержанию в настоящее время уже не соответствует потребностям большей части авторов.

Базовым нормативным положением, определяющим существо и содержание «Регистрации авторских прав» является положение об авторстве произведения (ст. 1257 ГК РФ). Отсюда следует, что данные регистрации должны как минимум содержать следующие данные:

Совокупное фиксирование указанных данных в независимом источнике / хранителе информации должно обеспечивать подтверждение авторских прав.

Следует обратить внимание, что закон не устанавливает требования установления или идентификации личности автора, а требует только указания имени на оригинале или экземпляре. Поэтому требования удостоверяющих личность документов (например, паспорт) по основаниям депонирования, регистрации, публикации не соответствуют закону. Но такие требования организация-регистратор может выдвинуть по другим основаниям.

Автор по своему желанию может указывать на оригинале, экземпляре произведения или прилагать к нему различную информацию. Целью и содержанием этой информации может быть идентифицирование произведения, автора или иного правообладателя или информация об условиях использования произведения (ст. 1300 ГК РФ). Этим положением не надо пренебрегать и следует давать как можно больше информации способствующей идентификации автора и произведения. При этом следует учитывать, что авторские права распространяются не только на произведение в целом, но и на название, а также на его отдельные части, которые могут иметь самостоятельное значение. Поэтому можно приводить характеристики этих частей произведения и пояснения к ним.

В соответствии с положениями Бернской конвенции (редакция 1971 г.), зафиксированные в РФ тем или иным способом, авторские права действительны в 164 странах мира (в соответствии с особенностями национального права).

Другими словами, Ваши авторские права действительны практически во всём мире. Но их осуществление возможно в соответствии с законодательством соответствующей страны.

Выбор регистратора

При выборе организации-регистратора следует принимать во внимание следующие характеристики организации и условия регистрации:
— организация должна быть специализированной и независимой,
— не должна запрашиваться избыточная информация,
— должна быть возможность приведения дополнительных и развёрнутых характеристик произведения,
— должна быть возможность быстрого и лёгкого доступа к произведению для его демонстрации.

Принципы регистрации

Наша организация «Некоммерческое Партнёрство содействия в защите интеллектуальных прав «Интелл=Защита» осуществляет регистрацию произведений науки, литературы, искусства по заявлению авторов (добровольная регистрация) на данном сайте. Основными принципами регистрации являются:
— соответствие российскому законодательству,
— совмещение регистрации и электронной публикации,
— неприкосновенность произведения,
— оперативность регистрации,
— формирование достаточной доказательной базы,
— возможность одновременной защиты (самостоятельных) частей произведения,
— разделение произведений по тематике и назначению,
— возможность дополнительных описаний и расширенных комментариев,
— индивидуальный подход (в случае ручной регистрации).

Каталоги регистрации

Указанные принципы мы организуем путем регистрации и публикации произведений в наших каталогах:

1. Каталог депонирования произведений науки, литературы, искусства.
Публикация и регистрация факта существования данного произведения в определенной объективной форме выражения на данную дату с указанием автора.

2. Каталог регистрации произведений малых форм.
Регистрация авторских прав на «произведения малых форм».

3. Каталог регистрации авторства и приоритета авторских прав.
Регистрация описания идей, концепций произведений и их авторства. Регистрация авторских прав на сопутствующие произведения.

4. Каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов.
Регистрация авторских прав на изображение коммерческих обозначений и текст слоганов, девизов.

5. Регистрация интеллектуальной собственности сайтов.
Регистрация интеллектуальной собственности сайтов как совокупности отдельных произведений сложного объекта интеллектуальной собственности.
С помощью регистрации в указанных каталогах можно защитить:

1. Название произведения.
2. Право авторства.
3. Имена авторов и/или их псевдонимы.
4. Право авторства на идею или творческий замысел произведения.
5. Авторские права на произведение в целом и его составляющие

Путём регистрации в указанных каталогах можно осуществить также альтернативные способы защиты интеллектуальной собственности, например, осуществить защиту обозначений для товаров вместо товарного знака или защитить дизайн изделия вместо оформления патента на промышленный образец.

Регистрацию в каталогах можно осуществлять двумя путями:

1. Самостоятельно через автоматизированные формы сайта.
Для этого надо нажать на кнопку «самостоятельно» и заполнить поля формы.

2. Через администрацию сайта.
Для этого нужно отправить необходимые материалы администрации сайта по электронной почте. Нажмите на кнопку «Через администрацию» и получите необходимые рекомендации.

Указанные кнопки находятся на основных страницах разделов, указанных выше.

Пояснения и комментарии по теме

1. Регистрация авторских прав на произведение науки, литературы, искусства является добровольным актом автора произведения.

2. Целесообразность регистрации заключается в подтверждении прав автора.

3. Смысл регистрации заключается в однозначном фиксировании соответствия имени автора, даты создания произведения и наличия самого произведения в объективной форме выражения на эту дату.

4. Права автора на произведение действительны в 164 странах мира.

5. Знак охраны авторского права — ©, «Copyright» служит только «для оповещения о принадлежащем правообладателю исключительном праве на произведение» (ст. 1271 ГК РФ).

6. В других странах проставление знака © обязательно.

7. Кодовые номера международных стандартов учета объектов авторского права никак не влияют на их охраноспособность и служат только для идентификации и учета. Наиболее распространёнными из них являются: для книг – ISBN, для журналов – ISSN, для фонограмм ISAN. Другие коды мало используются.

Для регистрации произведений перейдите на страницу «Депонирование»
и нажмите одну из кнопок
«Самостоятельно» или «Через администрацию»

Для регистрации произведений малых форм перейдите на страницу «Защита авторских прав» и нажмите одну из кнопок
«Самостоятельно» или «Через администрацию»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх