Куперс

Бухучет и анализ

Квалификационные классы судей таблица

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются:

высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь;

высший, первый и второй квалификационные классы – заместителям Председателя и судьям Верховного Суда Республики Беларусь;

первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), районных (городских) и специализированных судов, а также судьям областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска);

второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы – судьям районных (городских) и специализированных судов.

Одновременно с назначением на должность судьям, впервые назначаемым на должность судьи районного (городского) и специализированного судов, присваивается пятый квалификационный класс, на должность судьи экономического суда области (города Минска) – четвертый квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс в пределах, определенных частью второй настоящей статьи, исходя из опыта и стажа предыдущей работы в качестве стажера судьи, государственного арбитра, секретаря судебного заседания, прокурорского работника, сотрудника органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, работника органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иного государственного служащего.

При назначении на должность судьи лица, имеющего класс государственного служащего (чин, звание), ему может быть присвоен более высокий квалификационный класс судьи, чем предусмотрено частью второй настоящей статьи, но не более чем на два класса.

При поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса.

Разъяснения о порядке проведения квалификационной аттестации судей

Квалификационная коллегия судей Оренбургской области в связи с поступающими обращениями, относительно квалификационной аттестации судей, дает следующие разъяснения.

С 01 января 2013 года введен в действие Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ).

В связи с этим просим обратить внимание на то, что существенное изменение претерпели положения Закона Российской Федерации от
26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей) и связанные с ним нормативные акты в части, регулирующей срок и порядок проведения квалификационной аттестации судей.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 269-ФЗ с 01 января 2013 года утратило силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года № 4960-I «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей».

В настоящее время срок и порядок проведения квалификационной аттестации судей регулируется статьей 20.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 269-ФЗ), а также статьей 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации
22 марта 2007 года, с изменениями, внесенными 24 октября 2013 года (далее – Положение о ККС).

Если ранее квалификационной аттестацией судьи признавалась оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», то в настоящее время, в числе прочих критериев, оценке подлежат также результаты судебной деятельности, нравственные качества судьи, а также соответствие его требованиям Кодекса судейской этики (пункт 1 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Судья, подлежащий квалификационной аттестации, не вправе отказаться от ее прохождения (пункт 7 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Не подлежат квалификационной аттестации судьи, пребывающие в отставке, в том числе привлеченные к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном законом (пункт 8 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Судьи, имеющие квалификационные классы, подлежат квалификационной аттестации после истечения срока пребывания в соответствующем квалификационном классе (пункт 7 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Число квалификационных классов увеличено с 6 до 10: в настоящее время по результатам квалификационной аттестации судьям присваиваются высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются:

— высший и первый — председателям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— первый, второй, третий, четвертый и пятый — председателям, заместителям председателей, судьям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным правам;

— пятый, шестой и седьмой — председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов;

— седьмой, восьмой и девятый — мировым судьям (пункты 2 и 3 статьи 20.2 Закона о статусе судей, пункт 5 Положения о ККС).

Срок пребывания в седьмом-девятом квалификационных классах установлен в два года; в пятом и шестом квалификационных классах — три года, в первом – четвертом квалификационных классах – четыре года.

Срок пребывания судьи в высшем квалификационном классе не устанавливается (пункты 4, 5 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Срок пребывания судьи в первом, пятом и седьмом квалификационных классах не устанавливается, если он является предельным по замещаемой должности (пункт 5 статьи 20.2 Закона о статусе судей)

Судьи, имеющие первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для них предельным по замещаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года (пункт 7 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Вместе с тем, на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 20 июня 2013 года, в случае, когда два квалификационных класса, присвоенные в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года № 4960-1 в результате приведения в соответствие с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» объединены в один квалификационный класс, следует руководствоваться единым подходом при исчислении срока пребывания в квалификационном классе и определения дня последней аттестации:

— председателям, заместителям председателя, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов, имевшим на 1 января 2013 года второй или третий квалификационный класс, приведенный в соответствие к шестому, срок пребывания в квалификационном классе следует исчислять со дня присвоения третьего квалификационного класса;

— председателям, заместителям председателя, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов, имевшим на 1 января 2013 года четвертый или пятый квалификационный класс, приведенный в соответствие к седьмому, срок пребывания в квалификационном классе следует исчислять со дня присвоения пятого квалификационного класса;

— мировым судьям, имевшим на 1 января 2013 года третий или четвертый квалификационный класс, приведенный в соответствие к восьмому, срок пребывания в квалификационном классе следует исчислять со дня присвоения четвёртого квалификационного класса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Ответов на вопросы, поступившие от руководства судов и председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации в связи с вступлением в силу с
01 января 2013 года Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 269-ФЗ, утвержденных Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 25 января 2013 года, течение установленных пунктом 4 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» сроков пребывания в соответствующем квалификационном классе исчисляется со дня последней аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

В то же время, приведение квалификационных классов в соответствие с новой редакцией Закона о статусе судей, действующей с 01 января 2013 года, не является квалификационной аттестацией судьи, а потому не влечет иного исчисления срока пребывания судьи в квалификационном классе.

Квалификационные классы судьям присваиваются с соблюдением последовательности присвоения и сроков пребывания в соответствующих квалификационных классах, соответствующих замещаемой должности судьи (пункт 6 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Судьи, назначенные на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, подлежат квалификационной аттестации не ранее чем через девять месяцев, но не позднее чем через один год со дня назначения их на соответствующую должность (пункт 7 статьи 20.2 Закона о статусе судей).

Те же сроки проведения квалификационной аттестации установлены и для впервые назначенных судей.

Следует, однако, помнить, что присвоение квалификационного класса судье, впервые назначенного на указанную должность, осуществляется по результатам прохождения профессиональной переподготовки.

При этом порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки, а также основания освобождения судьи от прохождения профессиональной переподготовки определяются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (пункт 1 статьи 20.1 Закона о статусе судей в редакции Федерального закона от 01 июля 2010 года № 135-ФЗ), а мировых судей законами субъектов Российской Федерации.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации проводят квалификационную аттестацию по представлению председателей верховных, краевых, областных и равных им судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, арбитражных судов субъектов Российской Федерации:

— судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

— председателей, заместителей председателей, судей районных, городских, межрайонных судов;

— мировых судей (подпункт 6 пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», пункт 1 Положения о ККС).

По истечении восьми месяцев работы вновь назначенного судьи, а также судьи, назначенного на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, и не менее чем за два месяца до истечения срока пребывания судьи в квалификационном классе председатель соответствующего суда обязан направить в соответствующую квалификационную коллегию судей представление о проведении квалификационной аттестации судьи (пункт 10 статьи 20.2 Закона о статусе судей, пункт 2 Положения о ККС).

Представление о квалификационной аттестации судьи, имеющего первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для него предельным по занимаемой должности, направляется в квалификационную коллегию судей не менее чем за один месяц до истечения трехлетнего периода после последней аттестации (там же).

К представлению о квалификационной аттестации прилагаются:

1) справка, содержащая персональные данные и сведения о трудовой деятельности судьи, представляемого к квалификационной аттестации, а в отношении судьи, впервые назначенного на должность судьи, — также сведения о прохождении им профессиональной переподготовки или об освобождении от ее прохождения в установленном порядке;

2) характеристика, содержащая оценку профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи, представляемого к квалификационной аттестации;

3) справка о количестве рассмотренных судебных дел за период, прошедший со дня последней аттестации, а для вновь назначенных судей и судей, назначенных на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, — со дня назначения на должность;

4) справка о количестве судебных дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, количестве отмененных или измененных судебных актов с указанием причин нарушения сроков и причин отмены или изменения судебных актов (пункт 11 статьи 20.2 Закона о статусе судей, пункт 2 Положения о ККС).

Судья вправе самостоятельно обратиться в соответствующую коллегию судей с заявлением о проведении его квалификационной аттестации в перечисленные выше сроки (пункт 12 статьи 20.2 Закона о статусе судей, пункт 3 Положения о ККС).

По результатам квалификационной аттестации соответствующая квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих решений:

1) о присвоении судье очередного (внеочередного) квалификационного класса;

2) об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе.

При оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе (за исключением случаев наличия у судьи предельного квалификационного класса по замещаемой должности)повторная квалификационная аттестация судьи проводится по представлению председателя соответствующего суда или по заявлению судьи не ранее чем через один год и не позднее чем через три года после принятия решения по результатам квалификационной аттестации соответствующей квалификационной коллегией судей (пункты 13-14 статьи 20.2 Закона о статусе судей, пункт 5 Положения о ККС).

Предлагаю учесть приведенные положения закона о сроках проведения квалификационной аттестации, а также требованиях, предъявляемых к содержанию и форме документов, прилагаемых к представлениям в отношении федеральных и мировых судей, подлежащих квалификационной аттестации.

По всем имеющимся вопросам относительно квалификационной аттестации судей необходимо обращаться в аппарат квалификационной коллегии судей Оренбургской области по адресу: г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 31, каб. 107 или по телефону 8 (3532) 40-80-62.

Уважаемые участники и гости съезда, коллеги!

За прошедший после VIII Всероссийского съезда судей четырехлетний период Высшей квалификационной коллегией судей проделана значительная работа по осуществлению своих полномочий.

Период оказался непростым для системы квалификационных коллегий судей. С одной стороны, требовалось сохранить все положительное, что было достигнуто, с другой стороны, пришлось работать в новых реалиях, в условиях динамично развивающегося законодательства, что требовало оперативного реагирования. Были приняты более 20 федеральных законов, внесших изменения в Закон о статусе судей и Закон об органах судейского сообщества. Они затронули основные направления деятельности квалификационных коллегий, такие, как отбор кандидатов на судейские должности, квалификационная аттестация и привлечение судей к дисциплинарной ответственности. Эти изменения, а также расширение полномочий коллегий потребовали совершенствования Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, а также принятия мер, направленных на формирование единообразной практики коллегий.

Кратко обозначу основные события, повлиявшие на работу квалификационных коллегий в отчетном периоде.

Во-первых, с 1 января 2013 г. вступила в силу новая система квалификационных классов. При этом законодатель возложил на Высшую квалификационную коллегию судей обязанность установить порядок проведения квалификационной аттестации. Он был оперативно разработан, нашел нормативное закрепление в статье 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, и в январе–марте 2013 г. коллегии привели квалификационные классы всех действующих судей страны в соответствие с новым законодательством.

Новая система квалификационных классов и выявленные на практике пробелы привели к неоднозначному толкованию отдельных положений закона. В этой связи в рамках компетенции Высшей квалификационной коллегией были выработаны и даны соответствующие рекомендации квалификационным коллегиям.

Вторым событием (вторым по хронологии, но первым по важности для всей страны) явилось принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в ее составе двух новых субъектов. Возникла необходимость оперативно обеспечить кадрами суды, созданные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Отбор кандидатов осуществлялся в соответствии с требованиями специальных законов, и вся нагрузка легла на Высшую квалификационную коллегию: в короткий промежуток времени количество поступивших заявлений возросло на 40 процентов. Благодаря слаженной работе и согласованности позиций с органами, осуществляющими проверочные мероприятия, задача была выполнена успешно и в срок. О высоком качестве работы говорят результаты судебного обжалования принятых решений и заключений — все они оставлены Верховным Судом Российской Федерации в силе.

Четыре года вместили в себя не только ударные нагрузки в короткие периоды, но и повседневную работу. Поэтому я отчитаюсь не только о работе Высшей квалификационной коллегии судей, но и приведу данные о работе коллегий субъектов Российской Федерации. Мы делаем одно дело: у нас общие цели и задачи, повседневная практика ставит перед нами общие вопросы, и это требует выработки единых подходов.

Постановлением VIII Всероссийского съезда судей перед органами судейского сообщества поставлен ряд задач, и на заседании в январе 2013 года Высшей квалификационной коллегией судей был утвержден план мероприятий по их выполнению. Итог такой: план выполнен в полном объеме. Тезисно обозначу результаты.

С января 2013 года Высшей квалификационной коллегией судей в соответствии с графиком работы были проведены 24 заседания. Кроме того, состоялись 7 внеплановых и 1 внеочередное заседание с выездом в город Севастополь. С превышением запланированного количества заседаний работали и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Кроме участия в коллегиальных заседаниях члены Высшей квалификационной коллегии судей занимались вопросами общего характера. Среди них можно отметить участие в подготовке законопроектов, касающихся вопросов регулирования правового статуса судей и полномочий органов судейского сообщества, в том числе вносимых Верховным Судом Российской Федерации, проектов постановлений Пленума Верховного Суда.

Так, были подготовлены и направлены по компетенции свыше 80 отзывов на различные проекты нормативных правовых актов. С участием Высшей квалификационной коллегии был доработан и в последующем принят ряд федеральных законов. Наиболее важными для деятельности квалификационных коллегий судей являются федеральные законы, которыми:

— конкретизировано понятие дисциплинарного проступка, предусмотрен новый вид дисциплинарного взыскания – замечание, установлен срок давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;

— установлен порядок отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

По инициативе Высшей квалификационной коллегии судей в июне 2016 г. были внесены изменения в Положение о порядке направления запросов при осуществлении проверок в Федеральную службу по финансовому мониторингу, в соответствии с которыми председатели квалификационных коллегий направляют запросы в отношении претендентов на должности судей и лиц, занимающих указанные должности, их супругов и несовершеннолетних детей непосредственно в этот орган. Это позволило получать необходимую информацию, обсуждать ее с участием претендентов и мотивировать решения.

В некоторых случаях Высшая квалификационная коллегия возражала против внесения тех или иных изменений в нормативные правовые акты. Так, например, нами было высказано отрицательное мнение о следующих предложениях:

— по установлению на федеральном уровне процедуры квалификационной аттестации и установлению системы квалификационных классов судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

— по изменению норм представительства в составе квалификационных коллегий судей субъектов за счет уменьшения численности судей в коллегиях, что, по нашему мнению, не соответствует международным стандартам формирования органов судейского сообщества;

— по изменению порядка привлечения судей к административной ответственности.

В конечном итоге эти предложения были отклонены.

Изложенное говорит о растущем взаимопонимании при взаимодействии Высшей квалификационной коллегии с государственными органами в поиске путей решения проблем, связанных с развитием судебной системы.

Совершенствование нормативной правовой базы деятельности квалификационных коллегий обусловило необходимость внесения изменений в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Высшей квалификационной коллегией судей принят ряд решений, согласно которым Положение дополнено девятью новыми статьями, касающимися вопросов квалификационной аттестации судей, принятия почетных или специальных званий и наград, определения связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей, обжалования решений и заключений в Высшей квалификационной коллегии, информирования о своей деятельности.

Изменена редакция семи статей Положения, в том числе урегулирован порядок проверки жалоб о совершении судьей дисциплинарного проступка, предусмотрена возможность аудио- и видеопротоколирования заседаний квалификационных коллегий судей.

Необходимо сказать, что Положение, принятое в марте 2007 г., с тех пор не раз подвергалось корректировке. Однако это не говорит о его недостатках. Наоборот, это свидетельствует о том, что Положение является гибким механизмом, необходимым для успешной реализации норм федеральных законов.

Высшей квалификационной коллегией судей в рамках оказания методической помощи коллегам в субъектах федерации с председателями коллегий проведены два семинара-совещания, 13 видеоконференций. По их результатам подготовлены ответы на возникающие в практике вопросы, рекомендации по актуальным направлениям деятельности, предложения по совершенствованию законодательства.

Отмечу, что рекомендации квалификационным коллегиям остаются важным инструментом для совершенствования нашей деятельности в условиях изменяющегося законодательства. При этом, формулируя мнение по тем или иным вопросам деятельности, в том числе при наличии пробелов законодательства, Высшая квалификационная коллегия ориентируется на судебную практику и правовые позиции Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

Основным и особо важным направлением работы коллегий остается отбор кандидатов на судейские должности.

За период с января 2013 г. по сентябрь 2016 г. Высшая квалификационная коллегия и квалификационные коллегии субъектов РФ рассмотрели более 26 тысяч заявлений претендентов. Почти каждое десятое из них рассмотрено Высшей квалификационной коллегией, это более четырехсот заявлений в год, а в 2014 году – более тысячи. В связи с формированием судейского корпуса Республики Крым и Севастополя только в ходе трехнедельного выездного заседания были рассмотрены 529 заявлений претендентов на 462 должности судей и руководителей судов. Рекомендованы 372 претендента, то есть 70 процентов лиц, обратившихся за рекомендацией.

Статистика отчетного периода говорит о том, что в год за рекомендацией кандидатом на должность судьи обращались около семи тысяч претендентов, а в прошлый период – более девяти тысяч, то есть имеет место тенденция к снижению общего числа заявлений претендентов. На наш взгляд, это обусловлено объективной причиной: претенденты стали более взвешенно подходить к оценке возможности успешно пройти конкурс.

В текущем периоде более 19 тысяч претендентов получили положительные заключения о рекомендации кандидатом на должность судьи, из них 1614 кандидатов рекомендованы Высшей квалификационной коллегией судей. При этом Высшая квалификационная коллегия рекомендовала около 75 процентов, а квалификационные коллегии в среднем – 73 процента претендентов.

Как видим, доля кандидатов, рекомендованных в коллегиях разных уровней, отличается незначительно. Эти показатели являются результатом выработки единых подходов к оценке качеств претендентов, а разница объясняется тем, что претендентами в Высшей квалификационной коллегии в основном являются судьи.

Но 25–27 процентов претендентов не получают рекомендацию коллегий. Много это или мало? К слову сказать, в 90-е годы этот показатель составлял 12, а в прошлом отчетном периоде – 15 процентов.

Следует признать, что в современных условиях, когда к кандидатам предъявляются более высокие требования, а к их анкетным данным – более скрупулезное отношение, участие в конкурсе на замещение вакантной должности судьи становится, с учетом серьезности конкурсного фильтра, своего рода испытанием. Пристальное внимание к каждой кандидатуре не является прихотью квалификационных коллегий, это отражение современных реалий, оно преследует единственную цель – отобрать действительно достойных кандидатов, а для этого необходимо выяснить все обстоятельства, значимые для принятия итогового решения о назначении лица на должность судьи.

Здесь я не могу не остановиться и на позиции членов Высшей квалификационной коллегии в оценке статьи 9 Кодекса судейской этики, которая, надеюсь, Съездом будет изменена.

Безусловное соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных Законом о статусе судей, соблюдение положений Закона о противодействии коррупции являются одной из гарантий рекомендации претендента на должность. Понятие конфликта интересов и личной заинтересованности применительно к судебной деятельности, как известно, дано в статье 3 Закона о статусе судей, и положения статьи 9 Кодекса судейской этики не могут применяться в отрыве от нее. Но с сожалением приходится констатировать, что в связи с буквальным пониманием пункта 4 статьи 9 Кодекса судейской этики – без учета положений Закона – судейское сообщество потеряло немало грамотных судей с безупречной репутацией, в действиях которых имелось лишь формальное несоблюдение этой нормы Кодекса при фактическом отсутствии конфликта интересов.

Вызывает озабоченность увеличение числа кандидатов, получивших положительное заключение коллегий, но не рекомендованных к назначению кадровой комиссией. Причины отклонения, я думаю, всем известны. В этой связи руководители судов, советы судей, управления Судебного департамента должны принимать более активное участие в подборе претендентов. На такое участие председателей судов в комплектовании штата судей ориентировал и Президент Российской Федерации в феврале 2016 г.

Не менее важным направлением работы коллегий остается квалификационная аттестация судей.

Вначале несколько слов хочу сказать о новой системе квалификационных классов и новом порядке проведения аттестации.

Не вдаваясь в тонкости, отмечу, что в ходе преобразования квалификационных классов был выявлен ряд пробелов, которые побудили Высшую квалификационную коллегию инициировать подготовку соответствующего законопроекта, направленного на защиту интересов судей. Инициатива была поддержана Верховным Судом Российской Федерации, и Пленум внес законопроект в Государственную Думу. Правильность позиции коллегии о необходимости внесения в закон изменений подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2015 г. Но, к сожалению, до сих пор закон не принят, хотя проблемы – например, предельного класса по занимаемой должности при наличии в судах судей с классом выше предельного по занимаемой должности, аттестации таких судей, преобразования прежних классов судей, вернувшихся после 1 января 2013 г. в судебную систему, – остались и требуют решения.

В отчетном периоде более 37 000 судей прошли аттестацию, из них в прежних классах оставлены около 5 процентов.

Практика квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации показывает наличие проблем соблюдения сроков квалификационной аттестации, связанных с несвоевременным внесением представлений председателями соответствующих судов.

В целом квалификационная аттестация судей, как справедливо отмечалось моим предшественником на прошлом Съезде, является основной формой участия квалификационных коллегий в выполнении важной задачи совершенствования судопроизводства через повышение уровня работы каждого судьи.

Но в достаточной ли мере существующий порядок отвечает главной цели аттестации – адекватно отражать имеющийся уровень квалификации судьи? По результатам аттестации коллегия вправе принять одно из двух решений: о присвоении очередного либо внеочередного квалификационного класса или об оставлении в ранее присвоенном классе. При этом судья, которому не присвоен очередной квалификационный класс, представляется к аттестации не ранее чем через год, но не позднее чем через три года, а для судьи, имеющего предельный класс по занимаемой должности, вне зависимости от итогов его деятельности за три года предусмотрено одно решение – об оставлении в ранее присвоенном квалификационном классе.

На наш взгляд, было бы справедливо с учетом отрицательной оценки результатов работы судьи, имеющего предельный класс по занимаемой должности, рассматривать вопрос об обязательном прохождении им повторной аттестации ранее предусмотренного законом трехлетнего срока – например, через год, а в случаях, когда низкие результаты работы свидетельствуют о пренебрежительном отношении судьи к выполнению судейских полномочий, применять меры дисциплинарной ответственности в соответствии с установленной процедурой. Но это требует совершенствования порядка проведения квалификационной аттестации судей, предусмотренного статьей 202 Закона о статусе судей, чтобы мотивировать к поддержанию своего профессионального уровня, улучшению результатов судебной деятельности.

За отчетный период решениями Высшей квалификационной коллегии судей прекращены полномочия почти шестисот судей, решениями квалификационных коллегий субъектов – более пяти тысяч, и в подавляющем большинстве (91 процент) это уход в отставку по собственному желанию. По другим основаниям прекращены полномочия более пятисот судей.

Досрочно в связи с совершением дисциплинарного проступка, по подп. 13 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей, прекращены полномочия 88 судей.

И коль скоро речь зашла о дисциплинарной ответственности, которая всегда вызывала особый интерес – как у судей, так и у общественности, назову несколько цифр. За отчетный период всеми коллегиями было рассмотрено более восьмисот представлений о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, из них удовлетворены 743. В прошлом периоде более одной тысячи судей были привлечены к дисциплинарной ответственности, были удовлетворены около 80 процентов представлений.

Снижение количества дисциплинарных производств, на наш взгляд, связано с более четким закреплением в законе понятия и критериев дисциплинарного проступка. Поэтому и меньше стало необоснованных представлений.

Говоря о наложенных дисциплинарных взысканиях, необходимо отметить, что новый вид взыскания – замечание – оказался востребован для случаев малозначительности совершенного судьей дисциплинарного проступка Доля таких взысканий составила около 30 процентов, но из года в год проявлялась тенденция к росту: если в 2013 году было принято 23 решения о наложении взыскания в виде замечания, в 2014 – 45, в 2015 – 64, то за 9 месяцев 2016 года – 70.

В настоящее время дисциплинарное производство не регламентировано в законе и урегулировано лишь в нормативном акте корпоративного характера – статьях 27 и 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Что касается прекращения полномочий председателя (заместителя председателя) суда с сохранением за ним полномочий судьи (п. 11 ст. 61 Закона о статусе судей), то необходимо обратить внимание на то, что само по себе такое прекращение полномочий не является дисциплинарным проступком и не влечет за собой связанных с ним негативных последствий.

Решениями квалификационных коллегий досрочно прекращены полномочия 54председателей и заместителей председателей судов с сохранением полномочий судьи. Из них в 51 случае решения приняты по заявлениям самих должностных лиц, а в трех случаях – по представлению председателя вышестоящего суда, обращению совета судей и на основании заключения комиссии в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей руководителя суда.

За отчетный период Высшая квалификационная коллегии судей прекратила отставку восьми судей. Решениями квалификационных коллегий субъектов прекращена отставка 464 судей.

В подавляющем большинстве решения принимались по заявлениям самих судей – в связи с намерением заняться работой, не разрешенной законом для судей в отставке.

В законодательстве не предусмотрена возможность прекращения отставки судьи по его собственной инициативе, и хотя коллегии применяют аналогию закона, встает ряд сопутствующих вопросов, которые необходимо учитывать. Например, в какой срок судье необходимо обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о прекращении его отставки – до трудоустройства или в течение определенного времени после поступления на работу, сохраняется ли квалификационный класс судьи в случае, если его отставка прекращена не в связи с нарушением закона.

В связи со значительным увеличением объема работы в судах и наличием вакантных должностей судей остается востребованным институт привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судьи.

Высшей квалификационной коллегией судей в текущем периоде было принято 19 положительных заключений о привлечении судей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей судьи, квалификационными коллегиями субъектов – почти полторы тысячи.

При этом семь представлений с просьбой дать положительное заключение коллегиями оставлены без удовлетворения.

Разделяя мнение, что этот институт требует совершенствования, считаем необходимым еще раз повторить, что к исполнению обязанностей судьи может быть привлечен лишь почетный судья, то есть имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет, и порядок привлечения судьи в отставке к исполнению обязанностей судьи федерального суда существенно отличается от порядка привлечения к исполнению обязанностей мирового судьи, который привлекается решением законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Привлечение же судьи в отставке к исполнению обязанностей судьи федерального суда производится приказом председателя вышестоящего суда. Он не вправе привлекать судью в отставке к исполнению обязанностей судьи того федерального суда, в который он не назначался Указом Президента Российской Федерации. Это правило закреплено в Положении о работе квалификационных коллегий судей, и соответствующие рекомендации давались Высшей квалификационной коллегией судей.

В отчетный период решениями Высшей квалификационной коллегии судей дано согласие Председателю Следственного комитета Российской Федерации на возбуждение уголовных дел в отношении 11 судей. В удовлетворении двух представлений о даче согласия отказано.

Решениями квалификационных коллегий субъектов дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 41 судьи, в отношении одного судьи в отставке дано согласие на привлечение его в качестве обвиняемого.

В основном судьи, в том числе бывшие и находящиеся в отставке, подвергаются уголовному преследованию за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, вынесение заведомо неправосудного судебного акта и, к сожалению, за преступления, относящиеся к категории коррупционных.

В ходе заседаний коллегиями рассматривались и другие вопросы, отнесенные к их полномочиям.

Высшая квалификационная коллегия судей так же, как и суды, наделена полномочием по рассмотрению жалоб на решения квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации. Возможность альтернативного обжалования оказалась востребованной. В отчетном периоде этим правом воспользовались около 45 процентов желающих обжаловать решения коллегий. Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 161 жалобу на решения и заключения квалификационных коллегий. В 111 случаях (это почти 70 процентов) жалобы оставлены без удовлетворения, 46 жалоб удовлетворены, четыре решения и заключения изменены.

Для сравнения: в судебном порядке рассмотрены жалобы на 198 решений и заключений коллегий субъектов. Из них 50 удовлетворены, изменены три решения и заключения, а 145 оставлены без удовлетворения.

Не только цифры, но и анализ принятых решений показывают, что подходы к оценке законности и обоснованности решений коллегий субъектов практически идентичны как у Высшей квалификационной коллегии, так и у судов.

О качестве решений, принимаемых Высшей квалификационной коллегией судей, говорят следующие цифры: 60обжалованныхрешений и заключений Высшей квалификационной коллегии судей оставлены без изменения, шесть претерпели незначительные изменения, и лишь одно решение об отказе в даче согласия на возбуждение в отношении судьи уголовного дела отменено.

Что касается обращений граждан, то в отчетный период в квалификационные коллегии субъектов их поступило более 149 тысяч, в Высшую квалификационную коллегию судей – более 40 тысяч. Эти цифры превышают показатели прошлого периода.

Говоря о характере обращений, отмечу, что основную массу из года в год составляют жалобы, в которых заявители выражают несогласие с судебными актами или процессуальными действиями и требуют от коллегий привлечь судью к дисциплинарной ответственности.

Многие жалобы содержат просьбы, разрешение которых не относится к компетенции органов судейского сообщества в силу закона, – например, истребовать дело, проверить и отменить судебный акт, дать указание судье или председателю, возбудить уголовное дело и другие. Конечно, коллегии не вправе рассматривать такого рода обращения.

Но обращения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, в том числе о фактах нарушения требований антикоррупционного законодательства, направляются в компетентные органы для проверки достоверности изложенных в них сведений или проверяются квалификационными коллегиями самостоятельно.

Коллегии не стоят в стороне от работы по противодействию коррупции. Было бы неправильным считать, что противодействие коррупции является отдельным направлением работы коллегий. В действительности оно пронизывает всю деятельность коллегий.

Для повышения эффективности работы по противодействию коррупции начиная с 2013 года Высшая квалификационная коллегия разрабатывает и утверждает ежегодный план, результаты исполнения которого заслушиваются в конце отчетного периода на ее заседании. Кроме того, актуальные вопросы деятельности коллегий по этому направлению обсуждены в ходе семинаров-совещаний, внесены изменения в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей; ведется мониторинг средств массовой информации на предмет выявления публикаций, содержащих информацию о несоблюдении судьями федеральных судов требований антикоррупционного законодательства; проводятся обобщения практики квалификационных коллегий.

Высшей квалификационной коллегией судей разработаны и внедряются в практику квалификационных коллегий новые формы документов, способствующих реализации законодательства по вопросам предоставления претендентами сведений о доходах и имуществе, конфликта интересов, принятия судьями наград и почетных званий и по другим вопросам деятельности коллегий.

Подобная работа проводится и в квалификационных коллегиях субъектов РФ, где разрабатываются и утверждаются свои планы, которые коллегии представляют в Высшую квалификационную коллегию; и квалификационные коллегии ежеквартально сообщают о состоянии работы в этом направлении.

Информация о работе по противодействию коррупции озвучена на открытых заседаниях ВККС, освещается средствами массовой информации, размещена на сайте Высшей квалификационной коллегии.

Информационный портал квалификационных коллегий судей совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации полностью модернизирован, и с 2014 года введен в эксплуатацию электронный сервис подачи обращений. С момента его ввода в эксплуатацию в Высшую квалификационную коллегию в электронном виде поступило свыше 9 тысяч обращений.

Активное внедрение современных информационных технологий делает нашу работу более открытой и продуктивной. Полагаем, что за период, прошедший с прошлого Съезда, в этом направлении изменилось многое.

В Высшей квалификационной коллегии судей, а также во многих коллегиях субъектов введена система смс-извещения лиц, принимающих участие в заседаниях коллегии, инициировано введение в практику работы коллегий аудио- и видеопротоколирования.

Еще одним из нововведений, которое уже приносит пользу, стало создание в Высшей квалификационной коллегии электронного архива, который предоставил возможность получать доступ к документам коллегии в электронном виде.

Считаю также, что шире необходимо использовать возможности видеоконференций при проведении заседаний. Стоит отметить, что в отчетном периоде видеосвязь Высшей квалификационной коллегией использовалась при рассмотрении ряда вопросов, например, когда судья не мог явиться по болезни или иным причинам, но пожелал участвовать в заседании.

Основные результаты деятельности Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей субъектов публикуются в ее «Вестнике», который решает важные задачи информирования прежде всего, судей и квалификационных коллегий в вопросах единообразного применения законов, касающихся статуса судей. По просьбам председателей коллегий и в целях более широкого использования его потенциала Высшей квалификационной коллегией принято решение об увеличении с 2017 года периодичности выпуска «Вестника ВККС РФ» с четырех до шести раз в год.

Отчет о работе будет неполным, если я не скажу о роли аппаратов коллегий.

Вы знаете, что нет освобожденных от основной работы членов квалификационных коллегий, и основная нагрузка по подготовке материалов лежит на работниках их аппаратов. Так, аппаратом Высшей квалификационной коллегии обработано более 65 тысяч входящих и качественно, в установленные сроки подготовлено свыше 250 тысяч исходящих документов.

Аппараты коллегий формируются из государственных гражданских служащих Судебного департамента и его управлений в субъектах. Между тем, как показывают результаты ознакомления, не все аппараты квалификационных коллегий субъектов укомплектованы надлежащим образом. Проблемы кадровой обеспеченности известны.

Со своей стороны, Высшая квалификационная коллегия судей принимает меры к исправлению такой ситуации: введена и успешно действует система стажировок секретарей в аппарате Высшей квалификационной коллегии, осуществляется консультативная помощь, как на основании запросов, так и в ходе стажировок. По отзывам с мест и из анализа допускаемых ошибок можно сделать вывод, что этого мало. В этой связи я предложил бы новому составу Высшей квалификационной коллегии последовать примеру Совета судей Российской Федерации и проводить семинары-совещания председателей квалификационных коллегий совместно с секретарями коллегий.

Таковы основные итоги работы Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации за отчетный период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх