Куперс

Бухучет и анализ

Малокомплектные сельские школы

Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Библиографическое описание:

В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ). До настоящего времени более 70 % всех школ расположены в сельской местности, из них около 60 % являются малокомплектными. Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем.

Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека.

Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы МКШ, прежде всего, зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.

С начала 90-х гг. ХХ в. российская сельская школа функционирует в новых экономических условиях развития общества, характеризующихся переходом к рыночной экономике, созданием правового и демократического государства. Кардинальные изменения, происходившие в нашем обществе, не могли не затронуть школу.

После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По данным Минобрнауки РФ, в 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000 году — около 67 тыс., в 2010-2011 годах — менее 49 тысяч. Почти все они были ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет. И в наши дни процесс закрытия школ происходит достаточно активно.

В Законе РФ «Об образовании» декларировалось, что СМКШ финансируется независимо от числа учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и «новой системы оплаты труда» учителям процесс ликвидации школ активизировался. Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет. Сегодня в России на смену малокомплектным школам приходят крупные школы, в которые детей из разных деревень возят на специальных школьных автобусах или устраивают в школы-интернаты, где они не только учатся, но и живут.

Недостаточное внимание вопросам социального развития села, взгляд на СМКШ как на неперспективную, практика объединения малочисленных классов, основанная на укрупнении сельских школ, проводившаяся в 70-е годы ХХ в., привели к значительной миграции сельского населения. Это обернулось опустением малых сел и деревень, дальнейшим сокращением пропашных земель, падением сельскохозяйственного производства.

Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам СМКШ. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема сельской школы была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст – проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. Сегодня мы видим, сколь губительны оказались последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство агрогородов, ликвидация так называемых, неперспективных деревень и т.п.). Сложности современного села в значительной степени связаны с последствиями названных преобразований.

СМКШ сегодня остро нуждаются в особой организации педагогического процесса, в специфических подходах к развитию личности ребенка, учитывающих многие региональные, социально-экономические культурные факторы.

Российская педагогическая энциклопедия приводит следующее определение малокомплектной школы: «Малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся» . Терминологическое обозначение средних школ и классов с малой наполняемостью как школ «малокомплектных» произошло по аналогии с начальной школой. До начала 70-х годов ХХв. термин «малокомплектная» применялся только к начальной школе, в которой учащиеся двух, трех, четырех классов объединялись в один класс – комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом – комплектом работал один учитель. В 70-е годы в понятие малокомплектная школа начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей:

  • отсутствие параллельных классов;

  • отсутствие одного или нескольких классов;

  • объединение начальных классов в один или два класса комплекта;

  • разобщенность территории школьного микрорайона;

  • безальтернативность образовательного пространства. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования;

  • недостаточное оснащение школ современным оборудованием;

  • малочисленность учительского состава;

  • полифункциональность деятельности сельского учителя. Многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности);

  • особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социальнопедагогических функций;

  • слитность с природным окружением. Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе.

  • малочисленность родительского коллектива;

  • низкий образовательный ценз родителей;

  • «педагогическое одиночество» – ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег.

  • большая значимость трудового воспитания. Занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе.

  • тесная связь с народными традициями. Воспитание в сельской школе строится с учетом народных традиций.

Эти условия МКШ отмечают в своих работах Ф.С. Авдеев, М.И. Зайкин, Г.Ф.Суворова, А.М. Цирульников и другие исследователи.

Условия работы сельской малокомплектной школы весьма специфичны.

Выполнение МКШ своих общеобразовательных функций связано с отходом от дидактических стереотипов, которые сложились в практике большой школы. Многие хорошо зарекомендовавшие себя в большой школе методы и приёмы педагогического взаимодействия в условиях малочисленного класса теряют свою значимость, не обеспечивают необходимого образовательного и воспитательного эффекта, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.

Многочисленность сельских школ, специфика их функционирования обусловили интерес к ним исследователей.

В 80-е — 90-е годы ХХ в. обучение и воспитание детей в сельской школе интересовало представителей экономики, народного образования, социологов, психологов. Появился большой пласт научно-педагогической литературы по вопросам развития и совершенствования деятельности МКШ. Здесь следует упомянуть работы А.Е.Кондратенкова, И.М.Косоножкина, Н.Д.Неустроева, Е.Г.Осовского, Г.Ф.Суворовой.

Школоведческие аспекты развития сельской МКШ рассмотрены в работах Е.С.Березняка, Л.Г.Борисовой и др. Вопросы подготовки и повышения квалификации сельских учителей исследованы Ф.С.Авдеевым, А.Н.Чаловым, В.П.Артемьевым. Проблемы воспитания сельских школьников волновали таких исследователей, как П.А.Жильцов, А.Ф.Иванов, Н.К.Лазарева.

В 90-е г. г в сельской местности появляются новые образовательные учреждения: гимназии, лицеи, «школы крестьянского хозяйства» и др. Растет число национальных школ на селе. Разработка моделей национальных школ происходит на альтернативной основе с учетом социально-экономической ситуации в регионе.

Однако наряду с положительными тенденциями существует еще целый ряд проблем. Иногда увлечение новыми формами организации обучения происходит без принципиального изменения содержания образования, а рост объема учебной информации – без пересмотра технологии обучения. Это ведет к перегрузке учащихся, ухудшению здоровья детей, снижению качества образования. Многие вопросы дидактико-методического обеспечения педагогического процесса в СМКШ по-прежнему нуждаются в разрешении. Особенно остро ощущается потребность в разработке вопросов обучения и воспитания в современной сельской малокомплектной школе на дидактическом уровне.

В настоящее время есть объективная необходимость в создании новых основ организации сельской малокомплектной школы, что предполагает принципиальное изменение концептуальных подходов в области образования – проектирование развивающихся, вариативных, культуросообразных сельских школ. Это потребует создания специальных технологий вариативной организации и самоорганизации сельской школы, выявления методик диагностики, изучения и управления развитием сельских школ, в особенности инновационного типа, культурных процедур педагогических решений в области сельского образования. Необходимо написание добротных школьных учебников с учетом специфики организации обучения в малых группах.

Знание специфики функционирования МКШ является особенно актуальным для выпускников педагогических вузов, который готовит кадры в том числе и для сельской школы. Для сельской малокомплектной школы нужен учитель с принципиально иным набором профессиональных компетенций и главное среди них – умение сопровождать ребенка в образовательном процессе – и дистанционно, и в профильном обучении, и в плане ориентации выбора профессионального образования. Это предполагает принципиально иные технологии обучения и воспитания. Для педагога сельской школы особенно значимо не просто передать знания, а научить ребенка самостоятельному умению учиться, «дать удочку». Сегодня в педагогических вузах и колледжах необходимо разнообразие содержания, форм и методов подготовки сельского учителя.

Сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будет существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Поэтому программа развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в национальной доктрине образования.

Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.

Литература:

Малокомплектные сельские школы

Особенности малокомплектных сельских школ

Специфическая особенность урока в малокомплектной школе состоит в том, что при одновременных занятиях с двумя классами учитель непосредственно уделяет ученикам вполовину меньше времени, чем в обычных условиях, а остальную часть учебного времени в силу необходимости отводит самостоятельной работе учащихся. Несмотря на такие неблагоприятные условия обучения, малокомплектная школа должна давать тот же объем знаний и на таком же уровне, как и школа, где учитель работает с одним классом. Для этого учителю ежедневно приходится готовить по 8 уроков одного, а то и разных предметов, а на каждом уроке так распределять время, чтобы успеть объяснить новый материал, дать задание для самостоятельной работы, проверить ее результаты, оценить знания учащихся.

Специфика работы такой школы такова, что исключительно большое значение приобретает организация учебного процесса. Это в свою очередь определяется несколькими факторами: структурой комплекта, расписанием занятий, планированием уроков, организацией труда учителя и учеников в ходе урока. Рассмотрим каждый из этих факторов.

Очень важно, какие классы будут объединены в комплекте. Опыт показывает, что целесообразно объединять комплект разновозрастных детей, потому что учитель может больше работать с младшим классом, так как учащиеся старшего класса лучше подготовлены к выполнению самостоятельной работы.

При составлении расписания важно учитывать особенности учебных предметов с точки зрения возможности организации самостоятельной работы детей на уроке. Поэтому традиционным при составлении расписания в малокомплектной школе было объединение уроков по таким предметам, один из которых дает большие, а другой — меньшие возможности для самостоятельной работы учащихся. На уроках русского языка, труда, изобразительного искусства, литературы, отдельных уроках математики такая возможность представляется больше, чем на уроках химии, биологии, географии, физ. воспитания и т.п. Важно и такое обстоятельство: проводя одновременно в двух классах уроки по одному предмету, учитель имеет возможность использовать их для однотемных занятий. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что работоспособность учащихся на последних уроках снижается, поэтому разумно поставить в расписании 5-6 уроком физкультуру, пение, рисование, трудовое обучение, ОБЖ. Разнообразный характер деятельности сокращает утомляемость. Но и тут есть трудности. Если в 5 классе 7 уроков русского языка, то в 7 — 4, приходится совмещать русский и литературу, либо литературу и историю, где несложно установить межпредметные связи. Таким образом, при составлении расписания уроков в малокомплектной школе учитываются самые важные педагогические требования, чтобы в конечном счете достичь максимально возможную в данных условиях эффективность учебного процесса.

Следующий не менее важный вопрос — это планирование системы уроков. Успешно используется тематическое планирование, суть которого состоит в том, что по каждой теме или нескольким темам в пределах отведенного программой времени составляется перечень тематических уроков, уроков развития речи, уроков внеклассного чтения, контрольных уроков, уроков повторения и т.п. Такое планирование предупреждает возможные просчеты учителя в распределении времени, помогает корректировать уроки, рекомендует вид урока и его содержание.

Учитель, планируя урок в зависимости от содержания и дидактических целей, определяет время на подготовку учеников к усвоению нового материала, на его объяснение и закрепление. При этом в плане фиксируется содержание работы по каждому из перечисленных видов. Это важно для планирования урока как при работе с одним классом, так и в малокомплектной школы. Но в последнем случае особое значение приобретает дополнительный фактор: переходы учителя от работы с одним классом к занятиям с другим, т.е. чередование самостоятельной работы учеников и их работы под непосредственным руководством учителя.

Никакой единой и постоянной структуры урока быть не может, она зависит от его содержания, воспитательных и дидактических целей. Структура урока определяется его этапами: орг. момент, проверка домашнего задания, сообщение новых знаний (закрепление, повторение), задание на дом, организованное завершение урока. Конечно такая структура урока условна, но в той или иной мере встречаются на большинстве уроков.

Искусство планирования учебного процесса в малокомплектной школе состоит в том, чтобы предусмотреть в структуре каждого урока четко очерченные этапы, законченные и целостные по содержанию, дидактическим целям, организации работы учеников и учителя. Нельзя одновременно вести урок с двумя классами сразу, опытные учителя такие уроки строят иначе. Тщательно объяснив задание для выполнения самостоятельной работы, учитель полностью переключается на занятия с другим классом. Именно такая организация урока обеспечивает успех в условиях малокомплектной школы. Большие самостоятельные работы можно использовать лишь в 7-9 классах, так как учащиеся 5-6 классов еще не могут долго концентрировать внимание на одном предмете, использование нескольких видов работ, требующих разных приемов действий, не позволяет ученикам должным образом сосредоточиться. Следовательно, большой объем заданий для самостоятельной работы на уроке делает ее неуправляемой и малоэффективной.

Конкретная структура урока и, следовательно, его план определяются также содержание учебных занятий в каждом классе. В зависимости от этого уроки в малокомплектной школе делятся на три вида:

уроки, на которых в обоих классах изучается новый материал;

уроки, на которых в одном классе изучается новый материал, а в другом только повторяется или закрепляется новый материал;

уроки, в которых в обоих классах проводится закрепление или повторение ранее пройденного.

Планируя непосредственную работу с учениками, учитель обычно предусматривает:

краткую проверку уровня знаний учащихся, усвоение программного материального (в форме краткого устного опроса);

объяснение материала на основе самостоятельного проведения учащимися подготовки к усвоению новых знаний.

При этом особое внимание обращается на разъяснение учащимися сущности формируемых понятий и проверку усвоения их учениками;

первичное закрепление материала, изученного на данном уроке, с показом наиболее рациональных приемов применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений;

обобщение изученного материала (по теме, разделу) с осуществлением необходимых внутрипредметных связей, подведением учащихся к обобщениям и выводам.

Содержание эффективной самостоятельной работы учащихся на уроке может составить:

самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного материала, необходимого для изучения нового материала;

упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с использованием приемов, преподанных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации;

различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а также с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.

Учитывая, что темп самостоятельной работы не у всех учащихся одинаков, при подготовке заданий для подобного вида работы детей на уроке следует предусмотреть и заранее записать на доске или на карточке резервные задания, которые ученики будут выполнять без особых напоминаний.

Зайкин М.И. в своей работе «Обучение в малочисленных классах» говорит о стереотипах в обучении в классах с малой наполняемостью . Он выделяет следующие стереотипы и предлагает пути их избегания в школе на практике:

1. Ориентация на среднего ученика. В учебной практике отмечалось, что малочисленный класс предоставляет учителю возможность для оперативного контроля за ходом учебно-воспитательного процесса, охватывающего всех учащихся; для оказания действенной педагогической помощи каждому ученику; для изучения индивидуально-психологических особенностей всего класса в целом и каждого из учеников. Так как все дети по своим учебным возможностям отличаются друг от друга, методические средства и приемы обучения должны быть своими для каждого.

2. Преобладание фронтальной работы. Уменьшение численности учащихся с 30-40 до 1-5, очевидно, должны привести к сокращению расстояния между учителем и учениками, что предполагает точное знание уровня подготовленности каждого. Возникает быстродействующая обратная связь, позволяющая оперативно изменять методику обучения, темп изложения материала, его объем, сложность. Учебную работу, обеспечивающую такую связь деятельности учителя и учащегося. Можно назвать диалоговой. Диалог — индивидуальная работа, рассчитана на конкретную личность.

3. Установка на непрерывный контроль. Установка на непрерывный контроль ведет к излишней опеке каждого действия школьника, что лишает его самостоятельности. Поэтому отдельные функции учительского контроля могут с успехом реализовываться в малочисленных классах самими учащимися при организации взаимо- и самоконтроля по специальным листам.

4. Жесткая связь контроля и оценки. Жесткая связь контроля и оценки не способствуют установлению доверительного взаимоотношения между учителем и учащимися. Они знают, что каждое слово у них оценивается. Путь преодоления стереотипа в расширении практики содержательных оценок и уменьшении балловых, т.е. нужна оценка конечного результата, иногда даже лишь за всю тему.

5. Перенос структуры урока.

Процесс усвоения новых знаний сложный и длительный. Он включает в себя первичное знакомство с новыми фактами, выявление их характерных признаков и связей, обобщения и выводы, запоминание всего основного, что составляет сущность изучаемого материала, введение его в систему ранее усвоенных знаний, тренировочные упражнения, постоянное повторение, систематизация приобретённых знаний и умений.

Любой учебный материал правомерно считать усвоенным в том случае, если ученик:

обнаруживает правильное понимание изучаемых фактов, связей, отношений, закономерностей и правил;

сохраняя приобретенные знания в памяти, быстро извлекает и систематизирует, использует их в определенных ситуациях;

умеет доказать достоверность изученных фактов и положений;

умеет использовать приобретенные теоретические знания при решении различных учебных и практических задач.

Урок сообщения новых знаний — это обычно урок, на котором обычно начинается усвоение нового материала, продолжающееся на многих последующих уроках. Наибольшее распространение так называемых комбинированных уроков тем и объясняется, что на каждом из них более полно обнаруживается естественный ход процесса усвоения знаний: сочетание знакомства с новыми учебными вопросами и продолжения работы по осмыслению и закреплению ранее полученных порций познавательного материала, что способствует более прочному усвоению знаний. На уроке вводится большая порция нового материала, который на последующих уроках лишь закрепляется, приводится в систему. Важно то, что на подобном уроке участвует не только произвольное внимание, направленное на запоминание учебного материала урока, но и служит его непроизвольному запоминанию, а постоянное обращение учеников к ранее изученному материалу вырабатывает у них способность быстрой мобилизации своих знаний и опыта для решения поставленных задач, а это в свою очередь обеспечивает формирование осознанных умений.

Существуют следующие методы первичного ознакомления учащихся с новым материалом:

наблюдение (на уроках биологии, химии, русского языка и др.);

демонстрации (на уроках физики, черчения, алгебры и т.д.);

рассказ (на уроках истории, литературы, обществознания и т.п.);

беседа (на уроках истории, литературы, обществознания и т.п.);

работа с учебником (на всех уроках);

План воспитательной работы с обучающимися малокомплектной школы (1, 3, 4 класс) методическая разработка на тему

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

Арличенкова Л.В. Ф.И.О.

«___»______________ 2016 г.

ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ОБУЧАЩИМИСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (1, 3, 4 класс)

НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Дмитриева Светлана Николаевна

2016-2017 учебный год

Основные педагогические принципы:

  • Люби детей!
  • Защищай их любовью и правдой!
  • Не навреди!
  • Ищи в КАЖДОМ ребёнке «хорошее»!
  • Учи детей думать и любить.
  • Ни дня без новизны!
  • Учи и воспитывай, опираясь на природу ученика!
  • Настрой добротворчества в каждом школьном дне!
  • Учи ребёнка видеть боль другого,

учи защищать других

от тревог и несчастий!

Основной постулат – уважать и любить людей, делать добро!

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
  • Познай мир и себя.
  • Стремись найти свою цель в жизни.
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.
  • Лучше отдай свое, чем возьми чужое.

Качества личности, формируемые в процессе воспитательной работы с классным коллективом:

  • интерес к самому себе;
  • самопризнание себя как личности;
  • управление собой;
  • уважение чужого мнения;
  • любознательность и вовлеченность в деятельность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • желание действовать и совершать поступки;
  • ответственность за свои поступки.

  1. Циклограмма классного руководителя……………………………5
  2. Визитка класса…………………………………………………………6
  3. Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год…………………………………………………………………………………….7
  4. Педагогическая характеристика класса на 2016-2017 учебный год……………………………………………………………………………………14
  5. Социальный паспорт класса……………………………………….16
  1. Работа с родителями…………………………………………………20
  1. Члены родительского комитета……………………………………20
  2. Посещение родительских собраний за 2016-2017 учебный год……………………………………………………………………………………21
  3. Десять заповедей для родителей…………………………………..22
  1. Воспитательная программа на 2016-2017 учебный год……………………………………………………………………………………23
  2. Задачи воспитательной работы с классом на 2016-2017 учебный год……………………………………………………………………………………24
  3. План воспитательной работы на 2016-2017 учебный год…………………………………………………………………………………….25
  4. Сотрудничество с коллегами………………………………………38
  5. Повседневная деятельность и эпизодические мероприятия……………………………………………………………………….39
  1. Циклограмма классного руководителя

ЕЖЕДНЕВНО:

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся.

2. Организация питания обучающихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с обучающимися.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

1. Проверка дневников обучающихся.

2. Проведение мероприятий в классе (по плану).

3. Работа с родителями (по ситуации).

4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5. Встреча со школьным врачом по справкам о болезни обучающихся.

КАЖДЫЙ МЕСЯЦ:

1. Встреча с родительским активом.

2. Совещание по планированию работы (по графику).

ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Совещание классных руководителей.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

4. Проведение родительского собрания.

ОДИН РАЗ В ГОД:

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел обучающихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные класса.

  1. Визитка класса

Девиз:

Плыви вперёд, не стой на месте. Борись, дерзай, но только вместе. Планета Знаний – наш маршрут, Учеба, труд – вперед ведут!

Наши законы:

Закон дружбы:

Один за всех и все за одного

Закон времени:

Точность – вежливость королей

Закон слова и дела:

Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.

Закон поднятой руки:

Если поднята рука,

Значит – все молчат пока.

Закон дома:

Класс наш – нам общий дом.

Чистоту храните в нём.

Закон песни:

Без песни ни дня, без песни ни шагу.

В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.

Закон природы:

Мир природы – мир прекрасный.

Не губи её напрасно.

Заповеди обучающихся:

  • Не отнимай чужого, но и всё своё не отдавай.
  • Попросили – дай, попытаются отнять – старайся защищать.
  • Не дерись без обиды, не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Из-за отметки не плач, будь гордым.
  1. Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год
  1. Характеристика класса

В малокомплектном классе обучалось 8 человек. Во второй класс поступил 1 обучающийся – Чернышов Павел, в третий класс поступили 6 обучающихся, в четвертый класс поступила 1 обучающаяся – Васильева Милана.

Учебный год начали 8 обучающихся (6 мальчиков и 2 девочки). Все эти обучающиеся обучались вместе в классе – год назад. Таким образом, данный коллектив считаю уже сложившимся. Дети дружат, охотно помогают друг другу в учебной и игровой деятельности. После школы ребята поддерживают эти добрые отношения с одноклассниками. На уроках дети активны, любознательны, проявляют устойчивый интерес к любой учебной деятельности. Дети владеют навыком самостоятельной работы, работают в парах и в группах.

Не снижается познавательная активность класса и во внеурочной деятельности. Дети посещают внеурочные занятия. Большинство активно участвуют в занятиях спортом, добровольно принимают участие в трудовых делах.

Все дети дружны, не наблюдается проявление какой-либо нетерпимости, неприязни, агрессии.

Обязанности дежурных по классу дети исполняют добровольно (с согласия родителей) и добросовестно.

Все обучающиеся класса принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, делах.

В классе нет детей, злостно пропускающих учебные занятия.

  1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе

Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года (защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы школы; воспитывать стремление к здоровому образу жизни; изучать личностные качества обучающихся; складывающие отношения в классном коллективе; содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды; создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника), являлись целесообразными, так как они способствовали воспитанию всесторонне развитой личности.

Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших школьников.
За прошедший учебный год была проведена работа по следующим направлениям:

  • учебная деятельность: участие в математическом конкурсе «Кенгуру», онлайн-олимпиаде по математике Олимпиада «Плюс», предметных районных олимпиадах, Всероссийской контрольной работе по предметам, научно-исследовательской конференции «Хочу все знать!»;
  • развитие личности обучающихся: участие в общешкольных мероприятиях («25 сентября – День освобождения Смоленщины», «Осенний бал», «А ну-ка, девочки!», «День защитника Отечества», «День победы», «День математики», «День физики», «День биологии», «День русского языка и литературы», «День истории», «День начальных классов», «Прощай, Азбука!»), благотворительной акции «Моя семья в Рождество»;
  • работа с классным коллективом: участие в общественно-полезном труде, субботниках, уход за комнатными растениями;
  • взаимодействие с родителями: классные родительские собрания: «Режим дня – это важно!», «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома», «Узнать можно лишь тогда, когда учишься…», «Эмоции – положительные и отрицательные», «Итоги учебного года. Перелистывая журнал»», выставка рисунков: «Моя любимая мамочка», конкурс рисунков «Моя семья»;
  • здоровье обучающихся: беседы по пропаганде здорового образа жизни: «Режим дня», «Правила личной гигиены», «Вредные привычки»;
  • формирование сознательности: беседы по правилам поведения: «Как вести себя в школе, в классе, во время перемены, дома», «Правила поведения на дороге»;
  • патриотическое воспитание: литературно-музыкальная композиция «День рождения школы», спортивная игра «Зарница».

Мероприятия в классе проходили на высоком уровне, дети с удовольствием готовились к ним. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участия.

Каждый воспитанник класса – это личность. Если возникают конфликты – это не влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решаются путем мирного диалога.
Поставленные перед коллективом в 2015-2016 учебном году задачи, считаю выполненными.

  1. Уровень сплоченности коллектива

Обучающиеся класса по мере своих способностей всегда готовы принять участие в делах класса.

  1. Уровень воспитанности

Высокий уровень воспитанности у следующих обучающихся: Аркадьев Павел, Солдатова Наталья, Смирнов Роман. Остальные обучающиеся – находятся на допустимом уровне.

  1. Реализация воспитательных задач, поставленных в учебном году

Цели и задачи воспитательной работы были направлены на создание условий для оптимального развития обучающихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, работниками школы, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрылись творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива – задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.

Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все обучающиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, т.к. ребята еще не в состоянии самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, хотя я как классный руководитель старалась провести дело так, как будто все придумали сами ребята, а учитель их поддержал. Ребята, видя поддержку учителя, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Заметным событием в жизни класса стал, проведенный в первом полугодии праздник «Синичкин день», где ребята показали ответственное отношение к подготовке и проведению праздника, вдохновленные успешным выступлением перед своими одноклассниками и учителями.

  1. Участие в общешкольных делах

Мероприятия, вызвавшие наибольший интерес у детей: по предметам: конкурс «Кенгуру», Олимпиада «Плюс», районные олимпиады по предметам; общешкольные, районные, классные дела: «Новый год к нам идет!»,»23 февраля – День защитников Отечества «, праздник «А ну-ка, девочки!», «Синичкин день», КТД «Прощай, Азбука!», «Моя семья в Рождество»; спортивные соревнования: спортивная игра «Зарница».

  1. За прошедший учебный год заслуживают поощрение:

  1. Васильева Милана (обучающаяся 4 класса): грамотами – участие в районных предметных олимпиадах, благотворительной акции «Моя семья в Рождество»; сертификатами – участие в математическом конкурсе «Кенгуру», Олимпиада «Плюс».
  2. Аркадьев Павел (обучающийся 3 класса): грамотой – хорошую учёбу, участие в районных предметных олимпиадах, сертификатами – участие в математическом конкурсе «Кенгуру», Олимпиада «Плюс», научно-исследовательской конференции «Хочу все знать!».
  3. Емин Сергей (обучающийся 3 класса): грамотой – хорошую учебу, участие в районных предметных олимпиадах, сертификатом – участие в математическом конкурсе «Кенгуру», Олимпиада «Плюс».
  4. Малков Михаил (обучающийся 3 класса): грамотой – участие в районных предметных олимпиадах, сертификатом – Олимпиада «Плюс».
  5. Саватеев Олег (обучающийся 3 класса) грамотами – участие в районных предметных олимпиадах, сертификатом – Олимпиада «Плюс».
  6. Смирнов Роман (обучающийся 3 класса) грамотами – участие в районных предметных олимпиадах, сертификатом – Олимпиада «Плюс».
  7. Солдатова Наталья (обучающаяся 3 класса): грамотой – хорошую учебу, участие в районных предметных олимпиадах, сертификатом – участие в математическом конкурсе «Кенгуру», Олимпиада «Плюс», научно-исследовательской конференции «Хочу все знать!».

8. Работа с «трудными» детьми

1. Саватеев Олег. На уроках часто невнимателен. Данный ученик нуждается во внимании со стороны педагогического коллектива.

2. Смирнов Роман. На уроках внимателен. Данный ученик нуждается во внимании со стороны педагогического коллектива (болезненный ребенок).

3. Чернышов Павел. На уроках внимателен. Данный ученик нуждается во внимании со стороны педагогического коллектива (болезненный ребёнок, сформированности навыков учебной деятельности (чтении, математических вычислений)).

9. Работа с родителями

В 2015 — 2016 г. проведено 4 родительских собрания, организованы индивидуальные консультации для пап и мам по вопросам обучения и воспитания детей. В основном все родители посещали собрания.

В состав родительского комитета входили: Солдатова Ксения Сергеевна, Саватеева Оксана Алексеевна, оказывали помощь в течение года и другие родители: Антонова Татьяна Васильевна. Родители помогали в организации учебного процесса, организации сладких столов, с удовольствием посещали мероприятия, подготовленные ребятами.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот не хватает контроля со стороны родителей.

10. Общие выводы

Воспитательная работа в малокомплектном классе была многоплановой.
Считаю, что участие ребят в классных, общешкольных и районных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива.

Таким образом, можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива – удовлетворительной.

  1. Педагогическая характеристика класса

на 2016-2017 учебный год

В малокомплектном классе 8 обучающихся: 7 мальчиков и 1 девочка. Поступил в 1 класс – Черкесов Иван. Переведена в 5 класс основной школы: Васильева Милана.

В д. Перчиха проживает 3 обучающихся: Аркадьев Павел, Ёмин Сергей, Смирнов Роман, в д. Селище проживает 5 обучающихся: Малков Михаил, Саватеев Олег, Солдатова Наталья, Чернышов Павел, Черкесов Иван.

В классе есть дети с высокими, средними и ниже среднего учебными способностями. В классе есть обучающиеся, которые могут в дальнейшем учиться на «4» и «5» – Аркадьев Павел, Ёмин Сергей, Солдатова Наталья, а есть обучающиеся, у которых средний – Малков Михаил, Саватеев Олег, Смирнов Роман, и ниже среднего уровень учебных способностей – Чернышов Павел. Не смотря, на разный уровень сформированности учебных навыков, все обучающиеся положительно относятся к школе.

Общий темп деятельности класса – средний. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно хорошо, отмечается средний уровень познавательной активности. Правила поведения на уроке соблюдаются. Активность на уроках хорошая. Все обучающиеся вовлечены во внеурочную интеллектуальную деятельность.

Следует отметить, что в результате совместной работы обучающихся, учителей, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива.

Трудных детей в классе нет. Все дети готовы к школе: у них есть школьная форма, школьные принадлежности.

Коллектив сплочённый. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. Ребята с удовольствием поздравляют друг друга с днём рождения, делятся впечатлениями, обсуждают новости. На переменах многие любят рисовать, приносят и показывают товарищам интересные книги, играют в настольные и подвижные игры. Нормы поведения и общения, в основном, соблюдают.

В классе все дети имеют поручения. Ответственно относятся к дежурству в классе, по школе. На замечания реагируют адекватно, стараются исправиться.

С большим уважением относятся к учителям.

Родители в основном оказывают должное внимание воспитанию своих детей.

Классный руководитель: Дмитриева Светлана Николаевна

5. Социальный паспорт класса

1. Общее количество обучающихся – 8 (7 мальчиков, 1 девочка)
2. Общее количество семей – 8
3. Многодетные – 2
4. Полные – 2
5. Малообеспеченные – 4
6. С опекаемыми детьми – нет
7. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении – нет

5.1 Карта класса

5.2 Список обучающихся начальных классов

на 2016-2017 учебный год

  1. Черкесов Иван Максимович – 11 сентября 2009 года
  2. Чернышов Павел Иванович – 10 ноября 2006 года
  3. Аркадьев Павел Александрович – 29 июля 2006 года
  4. Емин Сергей Валерьевич – 20 ноября 2006 года
  5. Малков Михаил Андреевич – 28 декабря 2005 года
  6. Саватеев Олег Александрович – 1 мая 2006 года
  7. Смирнов Роман Иванович – 4 июня 2006 года
  8. Солдатова Наталья Алексеевна – 22 марта 2007 года
  1. Актив класса

Должность

Ф.И.О. министров

Обязанности

Министры охраны законности и порядка

Смирнов Роман Иванович, Черкесов Иван Максимович

Контролирует дежурство по классу, поздравления с днем рождения, поздравления с праздниками, чествование победителей

Министр здравоохранения

Малков Михаил Андреевич

Фиксирует пропуски занятий, информирует о заболеваемости обучающихся класса, следит за личной гигиеной обучающихся, прослеживает за чистотой в классе

Министр образования

Аркадьев Павел Александрович

Помогает в учебе отстающим одноклассникам, помогает классному руководителю в организации учебной деятельности обучающихся

Министр физкультуры и спорта

Саватеев Олег Александрович

Контролирует посещение уроков физической культуры, утренней гимнастики. Ведет утреннюю гимнастику, следит за наличием спортивной формы, готовит детей к спортивным конкурсам

Министр финансов

Чернышов Павел Иванович

Следит за сохранностью мебели в классе

Министр охраны природы

Солдатова Наталья Алексеевна

Заботится о комнатных растениях в классе, разводит комнатные растения

Министр творчества

Ёмин Сергей Валерьевич

Подбирает материалы для интеллектуальных игр, викторин, проводит конкурсы рисунков, чтецов и т. д.

Наши школьные заповеди:

  • приходить в школу вовремя;
  • здороваться с учителями и товарищами;
  • внимательно слушать учителя во время урока;
  • не бегать и не кричать на переменах;
  • ходить по коридору и по лестнице спокойно, придерживаясь правой стороны;
  • не мешать окружающим;
  • обязательно выполнять требования дежурного по школе;
  • беречь учебники и школьное оборудование.
  1. Дни рождения обучающихся класса

Ф.И.

Месяц

Дата рождения

Солдатова Наталья

Март

Саватеев Олег

Май

Смирнов Роман

Июнь

Аркадьев Павел

Июль

Черкесов Иван

Сентябрь

Чернышов Павел

Ноябрь

Ёмин Сергей

Ноябрь

Малков Михаил

Декабрь

6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: активизация деятельности родительского коллектива в жизни класса и школы; педагогическое просвещение родителей.

Задачи: создать единое сообщество обучающихся, учителя и родителей; провести информационно-просветительскую работу с родителями.

Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:

  • последовательное двустороннее общение;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • привлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.

6.1 Члены родительского комитета

План работы родительского комитета:

  • помощь в организации родительских собраний;
  • установление контактов с родителями обучающихся;
  • организация в классе мероприятий учебного и внеучебного плана (классных часов, праздников, экскурсий);
  • организация родительского патруля;
  • организация ремонта и уборки кабинета.

6.2 Посещение родительских собраний за 2016-2017 учебный год

Обучающиеся

Фамилии, имена и отчества родителей

Дата проведения собрания

Мама

Папа

    Черкесов Иван

    Черкесова В.В.

    Черкесов М.А.

      Чернышов Павел

      Чернышова А.И.

        Аркадьев Павел

        Аркадьева О.С.

          Ёмин Сергей

          Ёмина А.В.

            Малков Михаил

            Малкова Н.А.

              Саватеев Олег

              Саватеева О.А.

              Саватеев А.Н.

                Смирнов Роман

                Смирнова А.С.

                  Солдатова Наталья

                  Солдатова К.А.

                  6.3 Десять заповедей для родителей

                  Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

                  Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

                  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

                  Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

                  Не унижай!

                  Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

                  Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

                  Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

                  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

                  Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

                  7. Воспитательная программа на 2016-2017 учебный год

                  «Я + ТЫ = МЫ»

                  Я среди людей и для людей.

                  Цель: формирование положительной Я — концепции обучающегося школы на основе ФГОС.

                  Задачи:

                  1. Социальные: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы гимназии
                  2. Диагностические: изучение личностных качеств обучающихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
                  3. Воспитательные: воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого обучающегося.
                  4. Здоровьесберегающие: охрана здоровья обучающихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого обучающегося, укрепление здоровья на основе вовлечения обучающихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.

                  8. Задачи воспитательной работы с классом

                  на 2016–2017 учебный год:

                  1. Учебно-воспитательную работу на уроках и во внеурочное время подчинить формированию у обучающихся начал нравственных отношений: к товарищам, к старшим и малышам, к окружающему миру, к природе; формировать и развивать нравственно-патриотические представления обучающихся об Отечестве и его истории.
                  2. Помогать обучающимся осваивать новые навыки учебного труда (проектная деятельность, работа с тестами, сбор материалов «Портфолио обучающегося»), прививать навыки и формировать положительное отношение к самообслуживанию и общественно полезному труду.
                  3. Продолжать работу по формированию детского коллектива, формированию нравственных взаимоотношений, умению давать честную оценку и самооценку, накапливать положительный опыт общения в детском коллективе.
                  4. Открывать детям мир прекрасного в природе и искусстве, совершенствовать умения детей в выразительном чтении, изобразительной деятельности, музыке; привлекать всех обучающихся к художественной самодеятельности.
                  5. Давать санитарно-гигиенические знания и формировать навыки личной гигиены.
                  6. Знакомить с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения при возникновении чрезвычайной ситуации и учить действовать без паники в соответствии со сложившейся обстановкой.
                  7. Вместе с родителями работать над организацией здорового рационального питания и правильного режима дня обучающихся.
                  1. План воспитательной работы на 2016-2017 учебный год

                  1 четверть

                  Работа с родителями

                  Работа с трудными обучающимися

                  1. Встреча с родителями перед началом учебного года (подготовка кабинета).

                  1. Выявление трудных обучающихся.

                  2. Проведение родительского собрания: «Нормы и критерии оценок в начальной школе».

                  Выбор классного родительского комитета.

                  2. Индивидуальные беседы с родителями в школе.

                  3. Контроль посещаемости уроков и внеурочной деятельности.

                  3. Индивидуальные беседы. Посещение на дому семей с целью обследования жилищно-бытовых условий.

                  4. Индивидуальная помощь в освоении программного материала.

                  2 четверть

                  Работа с родителями

                  Работа с трудными обучающимися

                  1. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий.

                  1. Контроль посещаемости уроков и внеурочных занятий.

                  2. Проведение родительского собрания: «Здоровье детей – залог успешного обучения».

                  2. Индивидуальные беседы с родителями.

                  3. Заседание общеклассного родительского комитета по подготовке к новогоднему празднику.

                  3. Индивидуальная помощь в освоении программного материала.

                  4. Индивидуальные беседы. Посещение на дому семей с целью контроля соблюдения режима дня.

                  4. Привлечение обучающихся к конкурсам, внеклассным мероприятиям.

                  3 четверть

                  Работа с родителями

                  Работа с трудными обучающимися

                  1. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий.

                  1. Контроль посещаемости уроков и внеурочных занятий.

                  2. Проведение родительского собрания: «Вместо детей? Вместе с детьми».

                  2. Индивидуальные беседы и дополнительные занятия.

                  3. Заседание общеклассного родительского комитета по подготовке к праздникам 23февраля и 8 марта.

                  3. Привлечение обучающихся к конкурсам, викторинам, внеклассным мероприятиям.

                  4. Привлечение мам и пап к проведению классных праздников «Вперед, мальчики!», «А ну-ка девочки!»

                  4. Организация досуга во время каникул.

                  4 четверть

                  Работа с родителями

                  Работа с трудными обучающимися

                  1. Привлечение родителей к проведению классных мероприятий.

                  1. Контроль посещаемости уроков и внеурочных занятий.

                  2. Проведение родительского собрания: «Техника чтения. Важно или нет? Итоги 4 года обучения».

                  2. Индивидуальные беседы с родителями.

                  3. Заседание общеклассного родительского комитета по подготовке праздника по окончании 4класса.

                  3. Привлечение обучающихся к конкурсам, викторинам, внеклассным мероприятиям.

                  4. Индивидуальные беседы. Посещение семей детей «группы риска».

                  4. Организация досуга во время каникул.

                  1. Сотрудничество с коллегами

                  Задачи:

                  • придерживаться доброжелательного отношения с коллегами;
                  • оказывать возможную методическую помощь коллегам по работе (по их личной просьбе и указанию администрации школы).
                  • развивать и совершенствовать опыт взаимодействия с коллегами своей школы и школ района (в рамках работы РМО) по обучению и воспитанию детей.

                  План воспитательной работы малокомплектной школы

                  Цель воспитательной работы — воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.

                  Основные задачи:

                  • Формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни.
                  • Воспитывать гражданина, патриота.
                  • Развивать творческую активность учащихся.
                  • Совершенствовать работу школьного соуправления.
                  • Создавать условия для организации работы дополнительного образования.
                  • Повышать профессиональное мастерство классных руководителей.
                  • Совершенствовать работу с родителями.

                  Фрагмент

                  № п/п

                  Мероприятия

                  Срок

                  Ответственный

                  Праздник «Здравствуй, школа» – общешкольная линейка.

                  Уроки Знаний.

                  Совет актива (культмассовиков)

                  Озеленение школы, пересадка цветов.

                  В течение месяца

                  Смотр отрядных уголков

                  Итоги трудовой четверти

                  На празднике

                  Праздник «Золотая осень»

                  Выставка «Цветы и фантазия»

                  Выставка «Чудо овощи»

                  Конкурс рисунков «Мы за трезвый образ жизни»

                  Неделя туризма

                  Неделя добра

                  Участие в районных мероприятиях

                  по отдельному плану

                  Анкетирование «Школьная тревожность»

                  3 неделя

                  Утверждение расписания кружковой работы.

                  Полный текст материала План воспитательной работы малокомплектной школы смотрите в скачиваемом файле.
                  На странице приведен фрагмент.

                  Токмакова Марина Вячеславовна → Публикатор
                  30.09.2015 0 6540 817

                  Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
                  стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
                  и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

                  Вход | Регистрация

                  Добавить комментарий

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                  Наверх