Куперс

Бухучет и анализ

Малокомплектные школы

Малокомплектные школы располагаются в тех населенных пунктах, где нет достаточного количества детей для организа­ции начальной школы с полным комплектом классов. Малокомплектная начальная школа — это школа без параллель­ных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Есть шко­лы, где отдельные классы могут отсутствовать вовсе. Появление и распространение этого типа школ обусловлено неравномерностью расселения людей. Раньше ма­локомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они возникают даже в крупных населенных пунктах. Появилось но­вое сочетание основной и средней школы с малокомплектной.

Малокомплектная школа — начальная школа, в которой учите­лей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновре­менно снесколькими классами.

Выделяют несколько типов малокомплектных школ:

• в однокомплектной школеодин учитель обучает детей всех классов;

• в двухкомплектнойобучение ведут два учителя, причем каждый — в двух классах одновременно;

в трехкомплектной— работа распределяется между тремя учи­телями: двое ведут по одному классу, а третий — два класса.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями:

• отдаленностью от больших городов;

• сложившимися отношениями между людьми;

• отсутствием других очагов культуры в населенном пункте;

• нестабильностью коммуникации (телевидения, почты).

На качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности- организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Отсюда, как следствие, школа становится центром вос­питательной работы с детьми и взрослым населением, а учи­тель — ее организатором и проводником. Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерна. В одних регионах их численность уменьшается, в других, наоборот, возрастает. Кроме уже названных причин — уменьшения рождае­мости и значительной миграции, на этот процесс влияет изменение структуры производства. Пока есть школа, живет поселок, действу­ет рудник, эксплуатируется магистраль.

У малокомплектных школ есть опреде­ленные преимущества. Главное — небольшое число учеников в шко­ле, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность ор­ганизовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 20— 30 учениками напоминает большую семью. Отношения между пе­дагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллек­тивах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиган­ства, других правонарушений, характерных для больших школ. Ка­ждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством специ­фических трудностей, обусловленных именно небольшим количес­твом учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать законо­мерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети по­лучают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные, способные ученики. А если класс маленький, их мо­жет и не оказаться. Тогда и учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Диффе­ренцировать учеников по классам, по способностям в такой школе тоже нельзя.

В малокомплектных школах работают один или два учителя. Должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их функции выполняют учителя. Учитель малокомплектной шко­лы — не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: его обя­занности простираются от глубокой профессиональной диагности­ки до ремонта помещения. Школа — часто единственный очаг куль­туры в поселке. Она открыта всегда и для всех.

Малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: есть среди них крохотные — на 2—3.ученика; есть и побольше — на 40—50 детей; есть и такие, где отсутствуют один или два класса. У большинства школ слабая материальная база. Поэтому и условия их деятельности специфичны. Педагогические закономерности приобретают неповторимый, конкретный характер. В этой связи общие педагогические положения, методические рекомендации требуют творческого переосмысления. Эти обстоятельства, а также отдален­ность малокомплектных школ от методических центров, ставят учителей в условия постоянного педагогического поиска.

Сложность работы учителя-классовода обусловливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8—12 уроков, распределять внимание между двумя-тремя классами. Усложняет работу неравномерная наполняемость классов. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учеб­но-воспитательной работы. Их нельзя использовать дважды.

Но есть и плюс — не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане — качество обучения и воспитания. Если он видит, что детям трудно, то снижа­ет темп, достигая прочности усвоения. Сэкономить время можно при выполнении легких заданий. Здесь нет второгодников. Если ученик даже не очень хорошо усвоил про­граммный материал, то его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение, ко­торое обеспечивает малокомплектная школа, — важный способ уп­рочения знаний.

Эффективность работы начальной малокомплектной школы оп­ределяется общими и частными условиями. Первые указывают на принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, а вторые связаны с конкретной организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитатель­ной работой.

Общими условиями являются:

— материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т. п.);

— экономические (например, наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т. п.);

— санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т. д.);

— экологические (прежде всего место расположения школы);

— отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повыше­ния квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.;

Названные условия мало зависят от учителей. Но они фактичес­ки задают те принципиальные возможности, которые определят уровень работы школы, качество обучения и воспитания.

К частным условиям относятся:

— рациональное объединение классов в комплекты;

— правильное составление расписания уроков;

— выбор эффективных методов обучения, воспитания, правильное сочетание их в технологическом процессе;

— определение наиболее целесообразной структуры урока в соответ­ствии с поставленной целью;

— оптимизация содержания урока;

— правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы;

— рациональное чередование самостоятельной работы учеников с ра­ботой под руководством учителя;

— формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобре­тать знания;

— рациональное использование наглядности и слова на различных эта­пах получения знаний, формирования умений;

— научная диагностика развития, уровня обученности и воспитанно­сти школьников;

— систематический контроль знаний, умений, основанный на принци­пах гуманистической педагогики;

— разумное руководство разновозрастными объединениями детей;

— применение технических средств обучения;

— использование личностно ориентированного обучения и воспитания.

При соединении классов в комплекты исходят из того, сколь­ко: 1) классов; 2) в каждом из них учеников; 3) учителей в шко­ле. Если в школе один учитель, вариантов нет: он объединяет все классы в один комплект. Если два-три учителя, то они могут соз­давать комплекты, руководствуясь такими соображениями: а) равное число учеников; б) личные склонности; в) педагогичес­кая целесообразность. Учитываются также: сложность про­граммы в каждом классе; уровень подготовленности учеников; опыт и квалификация педагога; преемственность в работе (со­хранить ее или, наоборот, не принимать во внимание); нагрузка, которую имел классовод в предыдущем году; размер классной комнаты и др.

В любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы. На­пример, если в один комплект соединены 1-й и 3-й классы, то в пер­вом полугодии учитель вынужден больше внимания уделять 1-му классу. И лишь тогда, когда первоклассники «зачитают», он пере­ключается на 3-й класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут ра­ботать самостоятельно — ведь они уже достаточно овладели об­щеучебными и специальными умениями.

При составлении расписания учебных занятий основном используются два подхода:

• первый состоит в сочетании уроков по одному предмету, т.е. однопредметные уроки. Например, учитель планирует первый урок математики в I и III классах, второй урок — русский язык в I и III классах;

• второй подход предполагает сочетание разных предметов на одном уроке, разнопредметные уроки. Например, первый урок — математика (I кл.) и русский язык (III кл.), второй урок — русский язык (I кл.) и математика (III кл.).

Какие предметы целесообразно соединять в расписании — одинаковые или разные? Если объединить одинаковые, то учите­лю легче планировать урок, переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой. При таком сочетании можно ино­гда проводить уроки на одну и ту же тему, в частности, уроки чтения, физкультуры, природоведения, труда, музыки (пения). Уроки чтения чаще всего объединяют с уроками языка. Про­водить одновременно занятия по математике и языку в двух классах очень сложно. Только в одном классе следует проводить уроки математики, языка, природоведения. Для все­го комплекта целесообразно планировать уроки физкультуры, музыки (пения), труда, а также экскурсии, работу на пришколь­ном участке.

Выбор варианта зависит от индивидуальных склонностей учи­теля.

Для младших школьников, у которых еще нет прочно сложив­шейся системы мышления, не имеет принципиального значе­ния, какие учебные предметы будут сочетаться на уроке. Успех урока в малокомплектной школе зависит от сочетания объяснения учителя и самостоятельной работы. Объяснение должно быть кратким за счет меньшего количества поясняю­щих примеров и дополнительных рассуждений. Оно должно раскрывать главное, основное положение, от которого зависит характеристика всего материала. Учитель сосредоточивает внимание на том, чтобы учащиеся поняли систему нового учебного материала.

После объяснения он дает краткую инструкцию о том, как нужно выполнять самостоятельную работу. Проверяет, готов­ность школьников к работе и затем переходит работать с другим классом. Здесь он также проводит объяснение, сосредоточивая внимание на главных аспектах и системе нового материала, и дает самостоятельную работу.

Так, сменяя виды работ, контролируя процесс выполнения са­мостоятельных работ, учитель ведет уроки.

Преимущество комплекта 1—2 классов — возможность проводить об­щие однотемные уроки. При этом лучше осуществляется преем­ственность обучения, удовлетворяется потребность учеников примерно одного возраста в общении. Но есть и недостатки. Один из наиболее очевидных — непроизвольное завышение требова­ний в 1-м классе и снижение их во 2-м. Практически ученики обоих классов овладевают одной и той же программой на одном и том же уровне.

Расписание уроков зависит от того, какие классы-комплекты об­разованы. В смежных классах (1—2, 2—3, 3—4) целесообразно со­единять одинаковые предметы. В комплектах 1—3, 2—4, 1—4 воз­можны и другие сочетания. Здесь одинаковых предметов мало, поскольку учебные планы этих классов существенно отличаются. Составляя расписание, руководствуются установленными требова­ниями, которые в данном случае никаких исключений не имеют. Учитываются прежде всего годовая, недельная и суточная динамики работоспособности детей. Последовательность уроков на протяже­нии недели и дня обусловливается физиологическими особенностя­ми младших школьников. Наиболее продуктивные дни — вторник и среда, а уроки — второй и третий. В эти дни и часы в расписании должны стоять самые трудные предметы. На протяжении недели с помощью уроков, требующих меньших усилий от учеников, — ри­сования, музыки (пения), физкультуры, труда — учитель может управлять динамикой работоспособности, чтобы не допускать пе­реутомления.

При организации учебно-воспитательного процесса следует помнить, что особого внимания требуют первоклассники. Еще в 60-е годы был предложен проект работы с ними в первом полугодии в ре­жиме сокращенных уроков (В. П. Стрезикозин). Рекомендован следующий распорядок. Первые два урока по 30 мин проводятся для первоклассников отдельно. Следующие два урока по 40 мин — вместе с другими классами. Заключительные, если в них есть не­обходимость, длятся по 35 мин. Со второго полугодия, когда пер­воклассники начинают работать самостоятельно, можно умень­шить время занятий с ними и обратить больше внимания на другой класс.

Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обя­зательно должны быть учтены.

Воспитательный процесс в малокомплектной школе— это подчиненная общей цели цепь развивающихся воспитательных си­туаций (воспитательных дел). Он опирается на общие принципы, подчиняется общим закономерностям. Младшая школа преобразует его в мягкое, щадящее взаимодей­ствие воспитателей с детьми.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной шко­ле определяются условиями, о которых уже говорилось выше. Дети, растущие в селах и отдаленных поселках, более воспитаны жизнью. Она сформировала у них те качества, которые с трудом при­виваются на городском асфальте. Все дети и взрослые друг друга знают. Нет уничтожающей почти половину воспитательных усилий в городах анонимности и безразличия. Дети развиваются в разно­возрастном коллективе. Отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти и многие другие качества не приходится формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, кото­рые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, ле­ность, неаккуратность, необязательность становятся предметом вос­питательной заботы.

В воспитательном процессе малокомплектной школы сли­ваются три потока: 1) воспитательная работа на уроках; 2) вне­урочная и внеклассная воспитательная работа; 3) воспитание обще­ственной средой населенного пункта.

Воспитательная работа осуществляется в форме воспитатель­ных дел (ВД). В их основе лежат два подхода — дея­тельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, обще­ственной, художественной, спортивной, ценностно-ориентиро­вочной и свободного общения, а второй — органичного «сращива­ния» всех видов деятельности в едином процессе. ВД одновремен­но содержит в себе влияния нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом выделяется стержневая идея, которая совпадает с од­ним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.).

Общешкольных ВД не должно быть много: 3—4 дела в год. Дело готовится сообща. Учитель вместе с детьми составляет план, распределяет обязанности. Если это праздник, посвященный определенному событию, то он должен быть ярким, запоминающимся. Устраивается конкурс на символ и девиз праздника, готовятся призы и подарки. Учитель будет помо­гать, но не подменять детей. Избегать мелочной опеки — постоян­ное правило. Пусть будет не все так красиво, зато сделано самими детьми: детскому неумению нет порицания.

При организации конкретных ВД, требующих специальных объ­яснений и демонстраций (сбор лекарственных трав, посадка деревь­ев, цветов и т. д.), учитель обращается за помощью к местным спе­циалистам — медсестре, агроному, леснику, механизатору.

Воспитательная работа в однокомплектной школе осуществля­ется одним учителем, в двукомплектной — двумя с распределением обязанностей. Это требует согласованности, взаимопонимания, об­щего плана работы. Планирование воспитательной работы осуществляется в свободной форме или форме, предложенной региональ­ным воспитательным центром. План может быть еженедельным, по­месячным или на полугодие. Иногда классоводы игнорируют пла­нирование. План необходим, чтобы видеть перспективу, знать, к чему идем. Но главное, естественно, не красиво расписанные планы, а кон­кретные дела.

Следует постепенно работать над отдельными качествами личности. Важное направле­ние умственного воспитания в 1-м классе — подготовка к система­тическому учению. В этот сложный период школьной адаптации учитываются ожидания ребенка, его готовность к школьному тру­ду. Важное условие — атмосфера доверия к ребенку, забота о его эмоциональном и физическом благополучии, создание развиваю­щей среды. Единая система педагогических действий, единые тре­бования, предъявляемые ребенку в семье и школе, способствуют вы­работке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в овладении нравст­венными нормами поведения, выработке привычек, легче осваива­ет навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения.

Моральное воспитание младших школьников предполагает фор­мирование их нравственного сознания и поведения в неразрывном единстве. Это достигается определенными упражнениями. Созда­ются ситуации, в которых ученики могут проявить нравственные качества — честность, отзывчивость, заботливость, внимательность, доброту не на словах, а в конкретных поступках.

Трудовое воспитание имеет главной целью воспитание трудолю­бия, уважения к труду, людям труда, расширение представлений о профессиях. Особое значение приобретает внеклассная и внешко­льная деятельность. Дети участвуют в посильных практических делах — уборка территории и помещений, озелене­ние села, участка, мелкий ремонт мебели, присмотр за цветами, теп­лицей и т. п. Большинство сельских школ имеет сад с цветником, поле, на котором проводятся наблюдения и опыты. Можно выра­щивать фрукты и овощи, собранный урожай пойдет на приготовле­ние обедов для всей школы. На кружковых занятиях народно-ре­месленнического направления, кроме выполнения практических ра­бот — плетения, выжигания, резьбы, раскраски и т. п., проводятся беседы на темы: «Культура родного края», «Народные ремесла», «Народное творчество» и т. п. с приглашением родителей, бабушек и дедушек.

В сельской местности особую актуальность приобретает эколо­гическая направленность дел. Она требует единства трудового, эсте­тического, умственного, физического воспитания, решения такого рода задач имеют реальную пользу. Сперва на экскурсиях в приро­ду устанавливаются объекты, требующие охраны. Дети наблюдают за ними, потом включаются в практическую деятельность по охра­не растений и животных.

Эстетический вкус развивается в повседневной жизни. Экскур­сия с детьми на природу, прогулка по улице села, предметы окру­жающего быта могут стать источником приобщения к прекрасно­му. Эстетическое воспитание неразрывно связано с искусством. Ли­тература, музыка, живопись, народное творчество должны стать по­стоянными спутниками школьной жизни.

Таким образом, воспитательная работа в малокомплектной школе тоже имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется умствен­ное, физическое, трудовое, моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей каждого класса. Оно имеет ярко выраженную гуманистическую и личностную направленность.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какая школа называется малокомплектной? В чем ее особенности?

2. Выделите преимущества и недостатки малокомплектной школы.

3. Перечислите условия эффективности работы малокомплектной школы.

4. Назовите возможности соединения классов в комплекты.

5. Как составляется расписание уроков?

6. Каковы особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе?

7. Выделите особенности планирования воспитательной работы в малокомплектной школе.

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Распространены во мн. странах, гл. обр. в сел. местности. В СССР до нач. 70-х гг. термин «мало-комплектная» применялся в отношении к нач. школе, в к-рой учащиеся двух, трёх или четырёх классов объединялись в один класс-комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом-комплектом работает один учитель. Если в начальной М. ш. 2 или 3 класса-комплекта, то в ней работают соответственно 2 или 3 учителя. В Рос. Федерации с 1990/91 уч. г. оплата труда учителя нач. М. ш. исчисляется за каждый класс независимо от кол-ва детей, поэтому объединение детей разных классов в один комплект не является обязательным.

Специфика нач. М. ш., обусловливающая нек-рую усложнённость педагогического процесса, состоит в необходимости самостоят. работы учащихся одного класса в то время, когда учитель занят с др. классом. Решению этой проблемы способствуют специально разработанные для М. ш. дидактич. материалы, к-рые содержат алгоритмич. указания, направляющие деятельность учащихся. В ряде М. ш. внедряются также лингафонные устройства, к-рые в известной мере подменяют деятельность учителя и т. о. оптимизируют самостоят. работу учащихся.

В 70-е гг. в понятие «малокомплектная школа» начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняе-мостью классов. Многие М. ш. характеризуются не только наличием классов-комплектов в нач. звене, но и отсутствием нек-рых классов ср. ступени.

Малая наполняемость классов М. ш. ср. и ст. ступени ограничивает возможность применения ряда пед. методов и приёмов, обусловливает повышенный контроль и опеку со стороны учителя, снижает темп урока, но в то же время создаёт лучшие условия для индивидуализации обучения.

В пед. практику постепенно внедряются особые формы организации уч. занятий, к-рые снижают отрицат. последствия малой наполняемости классов: однотемные и повторительные уроки при вертикальном объединении двух классов; блок уроков, включающий урок-лекцию, уроки самостоят. работы и уроки обобщения и контроля; уроки-зачёты, на к-рых учащиеся ст. классов опрашивают младших. наиб. сложная форма — обобщающе-повторит. уроки для учащихся классов одной параллели разных М. ш.

В малонаселённых регионах Рос. Федерации удельный вес М. ш. в структуре шк. сети постепенно возрастает. М. ш. становится одним из гл. селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского х-ва.

М. ш. обладает рядом преимуществ перед обычной. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совм. работы с семьёй, тесный контакт с производств. окружением, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником — эти и нек-рые др. особенности позволяют организовать уч.-воспитат. процесс на высоком уровне эффективности.

Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на уч. деятельность и преподавание в М. ш. оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие кинотеатров, музеев, крупных б-к, более низкий образоват. уровень населения и др. Это усугубляется тем, что из-за недифференциров. подхода к оплате пед. труда в неполных средних и средних школах учителям нек-рых специальностей не хватает нагрузки для получения полной ставки заработной платы. Отсутствие в М. ш. параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Чтобы обеспечить уч. нагрузку в пределах нормы, одному учителю приходится вести неск. предметов. Науч. рекомендаций о распределении предметов между учителями-предметниками нет, и практически распределение осуществляется произвольно, исходя из потребностей школы. Такие условия предъявляют высокие требования к подготовке педагогов М. ш.

Общая методика обучения и воспитания эффективна лишь в классах с обычной наполняемостью. В малых же классах использование этой методики приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей, низкой эффективности уч.-воспитат. приёмов и методов.

Несмотря на известные недостатки и высокие экон. затраты на содержание М. ш., их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.

Решению мн. проблем М. ш. способствует объединение неск. школ по терр. признаку. В такие объединения на равных правах входят как пед., так и ученич. коллективы неск. М. ш. Терр.-метод. объединения позволяют расширить круг пед. средств и методов, оптимизировать уч.-воспитат. работу.

О направлении методических рекомендаций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Хабаровского края
ПИСЬМО
от 23 декабря 2008 года N 04-17-7757
О направлении методических рекомендаций

Руководителям органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования

Министерство образования Хабаровского края направляет для использования в работе методические рекомендации по организации учебных занятий в начальных классах малокомплектных школ края.
Просим довести данные рекомендации до педагогических коллективов подведомственных малокомплектных школ.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Заместитель министра — начальник
управления общего образования
A.M. Король

Рекомендации по организации учебных занятий в начальных классах малокомплектных школ края

Преподавание в малокомплектной начальной школе имеет ряд особенностей. Из-за малого количества учащихся, детей приходится объединять в классы-комплекты, в одном помещении с разновозрастными учащимися работает один учитель.
Класс-комплект — это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе, согласно постоянному расписанию.
Формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей (п. 2.9.10. СанПиН 2.4.2.1178-02).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02) допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещённых классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трёх-четырёх классов — не более 15 детей.
Для предупреждения утомления обучающихся следует сокращать продолжительность совмещённых (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 минут (кроме урока физической культуры). Продолжительность совмещённых уроков сокращается до 40 минут, последних уроков до 35 минут. В 1 классе согласно базисному учебному плану 2004 г. продолжительность уроков — 35 минут — весь учебный год.
Таким образом, выбор принципа объединения классов в комплект зависит от объективного фактора (число учащихся каждого класса и число первоклассников, стабильности условий и числа учителей).
Организация учебного процесса в классе, где одновременно под руководством одного учителя в одном помещении обучаются ученики первых, вторых, третьих и четвёртых классов, имеет ряд особенностей, отличающих его от учебно-воспитательного процесса в школе, где один учитель работает с детьми одного класса. Соответственно, и урок в объединённом классе отличается от урока с одной возрастной группой и по структуре, и по организационным формам.
Главная особенность урока в объединённом классе — обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке. Чтобы объяснить учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без его непосредственного руководства, выполнить то или иное задание. И пока ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новое, спрашивает пройденное, разъясняет очередное задание для самостоятельной работы ученикам другого класса.
Вторая особенность урока — чередование работы учащихся под непосредственным руководством учителя, работы с учителем и самостоятельной по заданию учителя или собственному выбору.
Третья особенность — зависимость объёма самостоятельной работы и времени, отводимого на её выполнение, от объёма и времени работы учителя с другим классом.
Количество чередований этапов урока зависит от многих условий: характера расписания (разнопредметное и однопредметное), содержания учебного материала, степени умения учеников самостоятельно работать, а также возрастных возможностей детей. Так, первоклассники в состоянии сосредоточенно работать не более 5 минут, поэтому и количество этапов их самостоятельной деятельности должно соответствовать их возможностям. Они ещё не владеют даже самыми простыми учебными умениями, помощь учителя им нужна постоянно.
Чем старше ученики, чем большим числом умений они владеют, тем больше возможностей для самостоятельной деятельности. Как правило, в один урок включаются две-три самостоятельные работы, иногда пять. Но дробность самостоятельной работы может привести к разрушению целостность восприятия учебного материала.
В общем виде структуру уроков можно представить так

Этапы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I этап

Общий этап работы под руководством учителя

II этап

Работа с учителем

Самостоятельная работа учащихся

III этап

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Самостоятельная работа

IV этап

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Самостоятельная работа

Vэтап

Перемена, отдых

Самостоятельная работа

Работа с учителем

VI этап

Общий этап работы с учителем — подведение итогов урока

Рациональное соединение классов — один из важных компонентов успешной работы на уроке. При объединении классов в один комплект наибольшую трудность вызывает первый класс. Возможные варианты объединения его с другими классами начальной школы.
Первый и второй классы. Положительным в таком объединении становится близость возраста и то, что первый класс — пропедевтический. В этом варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: для первоклассников — показ образца, для второклассников — повторение и упражнение в правильном действии. Произвольность внимания у первоклассников — 5 минут, у второклассников — 8 минут. Объединение позволяет работать в парах сменного состава.
Недостатком объединения 1 и 2 классов в комплект является неумение детей обоих классов работать самостоятельно не только из-за несформированности этого умения, но и потому, что дети фактически не владеют беглостью и правильностью чтения, что затрудняет работу с учащимися обоих классов.
Первый и третий классы. Положительным в этом варианте объединения становится то, что ученики третьего класса умеют работать самостоятельно, и время их произвольного внимания — 10-12 минут. Это позволяет учителю организовать самостоятельное выполнение довольно сложных заданий. Относительная подготовленность третьеклассников даёт возможность им помогать учителю в качестве консультантов — «учителей» при использовании технологии коллективного способа обучения.
Недостаток варианта — соблазн и возможность увеличить время и объём самостоятельной деятельности третьеклассников с тем, чтобы высвободить время для работы с первоклассниками.
Первый и четвёртый классы. В данном варианте не следует уделять больше времени первоклассникам за счёт учеников четвёртого класса, организуя их самостоятельную работу, так как четвёртый класс — выпускной, за этот год повторяется и обобщается учебный материал по всему начальному звену на качественно ином уровне. У детей этого возраста появляются новые возможности мыслительной деятельности.
Исходя из специфики малокомплектной школы — обязательности самостоятельной работы учащихся на каждом уровне, основной критерий объединения классов в комплект — возможность детей работать вне постоянного руководства учителя. И с этих позиций объединение в один комплект 1 и 3 классов, 2 и 4 — самое целесообразное.
Обучаясь в классе-комплекте, ученик должен научиться:
— сосредоточиваться на выполнении задания;
— не слушать объяснений учителя для другого класса;
— не обращать внимания на картинки и другие демонстрационные материалы, предназначенные не им;
— не слушать ответы учеников другого класса;
— моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
В связи с этим в классах-комплектах необходимо больше, чем в обычных классах, уделять внимания умению школьников самостоятельно работать.
Самостоятельная работа — это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, которая проводится без участия учителя. Самостоятельная работа развивает активность детей, формирует произвольное внимание, учит сосредоточенно заниматься своим делом, игнорируя происходящее вокруг.
Для учеников 1-4 классов доступны и посильны следующие виды самостоятельных работ:
— подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками и таблицами и т. п.);
— самостоятельное изучение нового материала, проводимое по детальной инструкции;
— упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;
— разнообразные тренировочные упражнения;
— контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.
По форме самостоятельные работы могут быть устными и письменными. Устные применяются редко. Чаще всего применяются письменные самостоятельные работы, которые необходимо разнообразить, чтобы равномерно нагружались все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Длительность самостоятельных работ зависит от сложности заданий и возможностей учащихся. Длительность необходимо дозировать от класса к классу, постепенно приучая детей выполнять самостоятельную работу за определённое время.

Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке

Класс

1 полугодие, мин.

2 полугодие, мин.

1-й

2-й

3-й

4-й

Самостоятельная работа выполняет в классе-комплекте преимущественно учебные и контрольные функции. В зависимости от целей и задач её практикуют на всех этапах урока. Чаще всего учителя на самостоятельную работу выносят закрепление и повторение (около 60 % всего объёма), реже — усвоение нового материала (около 20 %), остальная часть самостоятельной работы предназначается для выполнения проверочных работ (около 20 %). Проверочные работы необходимы для контроля знаний, умений, способов их применения. На каждом уроке детям предлагаются работы разнообразного вида и назначения: подготовительные, обучающие, проверочные.
Подготовительные самостоятельные работы предлагаются ученикам с целью повторить изученный материал, который будет необходим для понимания нового знания (этап актуализации знаний). Задания учитель подбирает таким образом, чтобы создалась проблемная ситуация с затруднением или удивлением. То есть помимо заданий на пройденный материал, необходимо включать задания на новый материал. Это даст возможность детям определить проблему, которую им предстоит решить самостоятельно или совместно с учителем.
Самостоятельные работы при изучении нового материала возможны, если у учеников нет проблем с чтением и пониманием прочитанного. При этом хорошо развиваются познавательные способности детей, а главное — успешно формируются навыки самообразования.
Обучающие самостоятельные работы дети выполняют на уроках применения или закрепления нового знания. Их цель — выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Такие самостоятельные работы предполагают наличие подробных инструкций по выполнению того или иного задания (в виде алгоритма).
На заключительных этапах уроков предлагаются проверочные работы. Их цель: контроль качества усвоения учебного материала.
Эффективность самостоятельной работы зависит от её организации. Планируя и предлагая самостоятельную работу в классе-комплекте, необходимо:
— хорошо понимать её цели;
— отчётливо видеть её место и роль в структуре данного урока;
— ориентироваться в требованиях определённого уровня овладения учебным материалом;
— учитывать уровень подготовленности и возможности учеников;
— определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени;
— искать рациональные способы проверки работ;
— правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.
Не все предметы и не все уроки одного предмета предоставляют одинаковые возможности для организации самостоятельной работы. Больше всего их на уроках русского языка (иностранного языка), математики, рисования и трудового обучения. Меньше — на уроках литературного чтения и окружающего мира. Уроки музыки и физкультуры проводятся только с участием учителя.
Важную роль в организации самостоятельной работы на всех уроках играют указания: инструкции, алгоритмы, предписания, опорные схемы и т. д. Раздаточный материал содержит «опоры» — готовые образцы, примеры выполнения заданий, рассуждений или действий. Инструкции необходимы для самостоятельной работы.
Больше всего ученику нужна помощь при освоении нового вида работы. В этом случае методика рекомендует в индивидуальных карточках или на доске записывать планы (алгоритмы, инструкции) размышлений. Сначала эти инструкции подробные. Но со временем они становятся всё более сжатыми.
Ответственная роль в поддержании интереса детей и эффективности обучения принадлежит учебникам. Следует остановиться на каком-то одном учебнике, для того, чтобы хорошо изучить его содержание, привыкнуть к учебнику и подготовить комплект раздаточных материалов.
Чтобы облегчить детям работу с учебником, целесообразно:
— в случае необходимости изменять последовательность действий, предложенных в учебнике;
— вводить краткие дополнительные инструкции по выполнению заданий;
— дополнять инструкции алгоритмическими требованиями, к которым привыкли дети.
Любые инструкции должны быть понятны детям.
В условиях работы с двумя классами у учителя особенно остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Если классы и уроки сочетаются так, что один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой — при непосредственном участии педагога, то потерь времени удаётся избежать.
Резервы сбережения времени кроются не только в рациональном соединении классов, правильно организованной самостоятельной работе учащихся, но и в грамотно составленном расписании занятий.
Малокомплектные школы могут работать в режиме, как пятидневной недели, так и шестидневной. Режим работы начального звена не зависит от того, какой из учебно-методических комплектов школа использует. При составлении расписания педагогами учитываются особенности разных учебных предметов с точки зрения возможности организовывать самостоятельную работу детей на уроке. Чаще всего в расписании используется однопредметное совмещение (математика с математикой, русский язык с русским языком), т.к. учителю легче сосредоточиться, не приходится переключаться с одной области знаний на другую, появляется возможность предлагать учащимся общие задания на разном учебном материале, что в конечном итоге позволяет повысить продуктивность обучения.
В условиях подобного совмещения в расписании предусматривается проведение уроков технологии, физической культуры, изобразительного искусства, музыки. При этом в определённой мере обеспечивается дифференциация содержания занятий с учётом различия программ каждого класса. В расписании часть дня отводится для работы только с одним классом.

Примерное однопредметное совмещённое расписание

Комплект

Комплект

Дни недели

N урока

1 класс

3 класс

2 класс

4 класс

Вторник

Математика

Математика

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Окружающий мир

Окружающий мир

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Математика

Окружающий мир

Окружающий мир

Технология

Технология

Технология

Литературное чтение

Литературное чтение

В соответствии с рекомендациями по организации обучения первоклассников в адаптационный период (Письмо Минобразования и науки РФ N 408/13-13 от 20.04.2001 г.) в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, предлагается на четвёртых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса: экскурсии, уроки театрализации и т. п.
Возможно расписание уроков со «сдвинутым» началом занятий, где учащиеся начинают занятия не одновременно. Первый урок учитель работает с учениками одного класса. В это время, как правило, учащиеся изучают новый материал вместе с учителем, идёт формирование умений использовать теоретические знания для решения практических задач, (устный) индивидуальный опрос.
Ко второму уроку приходят дети другого класса, входящего в комплект, и, как правило, два урока, реже три, учитель занимается с двумя классами одновременно. Затем ученики одного класса уходят домой или в группу продлённого дня, а учитель с оставшимся классом продолжает работать. По второму расписанию уроки для 1 и 4 классов начинаются в 8 ч. 30 мин., а для 2 и 3 классов — в 9 ч. 15 мин.

Расписание уроков со «сдвинутым» началом занятий

Комплект

Комплект

Дни недели

NN урока

1 класс

3 класс

4 класс

2 класс

Вторник

Литерное чтение

Русский язык

Русский язык

Математика

Математика

Русский язык Математика

Математика

Литературное чтение

Литературное чтение

Технология

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Технология

Литературное чтение

Русский язык

С позиций интересов школьников и учителя при контингенте свыше 10-12 человек в комплекте такая организация занятий может считаться оптимальной при всей внешней непривлекательности, сложности, кажущихся перегрузок учителей.
Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обязательно должны быть учтены.
Проведение любого урока — это творческий индивидуальный процесс. Однако существует ряд обязательных требований, которые должны выполняться. Необходимо:
— определить место конкретного урока в системе и структуре учебного предмета;
— исследовать материал конкретного урока, соотнести с требованиями стандарта;
— выбрать оптимальные методы и приёмы обучения;
— продумать дидактические средства обучения (задания в учебнике, наглядность, раздаточный материал, проверить исправность технических средств обучения);
— распланировать свой урок по минутам в каждом классе, установив — где работа будет выполняться под руководством учителя, где и когда дети будут выполнять самостоятельные задания;
— предусмотреть, что будут делать дети, где они почувствуют затруднения, когда наступит усталость и необходимо будет сделать физкультминутку;
— продумать, как облегчить детям сложности познавательного труда;
— взвесить воспитательные возможности изучаемого материала и постараться внести в канву урока решение воспитательных задач;
— продумать, как осуществить личностно ориентированное обучение и воспитание;
— составить план-конспект урока.
Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану. Для его структуры характерны не этапы урока, а переходы: «с учителем — самостоятельно», «самостоятельно — с учителем». В поурочных планах учителя малокомплектной школы появляются графы «работа с учителем» и «самостоятельная работа».
Большое внимание необходимо уделить в плане общим этапам работы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу — слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание, работают с дневниками наблюдений.
В объединённых классах иногда проводятся однотемные уроки. Их появление обусловлено тем, что в программах отдельные темы повторяются, дополняются от класса к классу новыми сведениями. Такие уроки сопровождаются наглядностью, а при наличии, используются и компьютерные технологии. В плане урока, должна быть чётко, по минутам, расписана работа детей под руководством учителя в одном классе и самостоятельная работа — в другом. Возможны однотемные уроки и уроки с общими этапами.
Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, и качество обучения в ней напрямую зависит от умения учителя организовать учебные занятия с младшими школьниками в разновозрастных классах.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Педагогический и финансовый вакуум малокомплектных школ (МКШ) усилен отсутствием их доступа к широкополосному интернету. «Интернет – это сейчас базовый сервис, как питьевая вода и электричество, – заявил экономист Касымхан Каппаров. – Государство должно решить вопрос с интернетом, а компьютеры люди сами купят, как заинтересованные в образовании лица». Прозвучало это в ходе экспертного обсуждения аналитической группы «Кипр» (при поддержке Фонда Сорос-Казахстан) по теме «Малокомплектные школы РК: проблемы и перспективы в качественном и цифровом измерениях».

Тема малокомплектных школ заставила по-новому взглянуть на планы правительства оставить из 7,5 тысяч сел и аулов только 1,5 тысячи. Власти не ставят жесткой даты претворения данной стратегии в жизнь и обещают не ликвидировать неперспективные населенные пункты насильно, однако естественную тревогу подобные вещи все равно вселяют. На сельских территориях республики продолжаются процессы депопуляции, из-за чего поговорка «у степи тысяча глаз» уже не является актуальной.

Одна из базовых причин, заставляющих жителей небольших населенных пунктов покидать их в пользу крупных сел, райцентров и городов – вопросы образования. Сельские МКШ – могут быть начальными, основными (до 9-го класса) и полными – без параллельных классов и где учитель часто ведет урок физики или химии с учениками разных классов одновременно, сильно проигрывают в конкуренции с городскими обычными школами.

«Самая главная проблема, которая была выявлена в исследовании – это отсутствие широкополосного доступа к интернету в малокомплектных школах», – сообщил Жаслан Нурбаев, регионовед. Он выступил с презентацией «Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования в малокомплектной школе». Изучение проводилось на базе Кустанайской области в 2018 году, а вообще лидер по удельному весу МКШ в стране – это Северо-казахстанская область, где 79% школ являются малокомплектными.

Г-н Нурбаев сам окончил сельскую школу, в которую в 1997 году привезли компьютеры, но лично он до 1999 года видел их только в целлофане. Потом компьютерами все-таки стали пользоваться, но интернета в школе не было. Знание ситуации изнутри помогло исследователю в практической работе. Кстати, 82,2% школьных компьютеров в Кустанайской области требуют замены (в среднем по Казахстану данный показатель 35%). А вот к широкополосному интернету подключены 37% всех школ области.

Из противоречий школьных реформ Жаслан Нурбаев отдельно остановился на том, что власти обещают к 2020 году 100% сельских школ обеспечить учебным оборудованием, но только 40% из них получат широкополосный интернет.

Отсутствие хорошего интернета приводит к тому, что в МКШ «заполнение электронного дневника превращается в пытку»; «учителям очень трудно повышать свой профессиональный уровень»; «нет возможности проводить заседания в магнитных школах (к ним прикреплены МКШ в качестве учебно-методических реципиентов) и ресурсных центрах в онлайн-режиме»; «отсутствует доступ к специализированным учебным сайтам». «В итоге все это приводит к большому разрыву или неравенству в качестве образования между учащимися сельских и городских школ», – заключил докладчик.

«В Алматы масса школ не имеет учителей-предметников. Из-за этого дети в полном объеме не проходят кучу предметов», – сообщил Марат Шибутов, член Общественного совета г. Алматы. В общем, ситуация с образование в южной столице, где имеется дефицит 57 тысяч школьных мест, тоже ненормальная.

Г-н Шибутов заметил, что Бразилию ряд исследователей называет «Белиндия, потому что там 10% живут как в Бельгии и 90% как в Индии». По его мнению, Казахстан движется в аналогичном направлении.

«Закрывать малокомплектные школы – это закрывать села, – считает Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента. – Кто решил, что из теперешних 7,5 тыс. чел должны остаться 1,5 тысячи?».

В ходе экспертного обсуждения много внимания было уделено объемам бумажной работы, в которую с головой погружены учителя и директора школ, хотя она никак не влияет на качество урока. «Контроль – это только одна из составляющих управления, – акцентировал Ерлан Смайлов, модератор «Кипра». – Государство не должно структурировать учителей, оно должно прокладывать широкополосный интернет».

Мания государственных органов все максимально унифицировать, не обращая внимания на региональные, местные и индивидуальные особенности, экспертами охарактеризована как вредная и неприемлемая.

«Пока мы не решим вопрос оплаты труда преподавателей МКШ – проблема никак не решится», – заявил Талгат Килыбаев, начальник отдела методического обеспечения АО «НЦПК «Өрлеу». В насточщее время учитель одновременно проводит занятие со школьниками разных возрастов по программам различных классов, а получает зарплату как за один обычный урок.

«На сегодня малокомплектные школы – это своего рода отражение огромного числа проблем всей сельской местности Казахстана. Соответственно, решение этих проблем – это прерогатива не только министерства образования», – подчеркнул Жаслан Нурбаев. Он навскидку перечислил акиматы, министерства цифрового развития, сельского хозяйства, здравоохранения, финансов, которые тоже должны заниматься комплексным решением проблемных вопросов.

«Из-за нехватки информационно-коммуникативных технологий, высокопрофессиональных учителей, у сельских детей будут соответствующие знания. В итоге это приведет к массовой деградации на селе», – указывает Гульнар Умарова, председатель родительского совет общественности г. Нур-Султана.

«Те дети, которые не получают качественного образования, не будут конкурентоспособны на новых рынках труда, – отметил г-н Смайлов. – Если не решить эти проблемы сейчас, ими придется заниматься тогда, когда эти дети достигнут 20 лет».

В МКШ какой вопрос ни возьми – везде проблемы. Разве что в школах без интернета интернет-зависимость не донимает учащихся.

***

МБОУ «Пичпандинская СОШ» 2017-2018 уч год

доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Подготовила учитель начальных классов — Поршина О.И.

Малокомплектная школа – это не особое образование, это образование в особых условиях.

Термин «малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве, регулирующем

вопросы образования в статье №29 закона Российской Федерации «О социальном развитии села» от

21.12.1990 года №438-1, где сказано, что «общеобразовательные школы всех типов, включая

малокомплектные, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из

потребностей населения, без ограничения численности населения…».

Рекомендуется объединять учащихся в следующие классы-комплекты: 1 – 3 и 2 – 4.

Учебные программы, учебники, основные задачи обучения, воспитания и развития

подрастающего поколения едины как для сельской и городской школы, так и для сельских

малокомплектных школ. Единственное, что нужно учесть – нежелательны разные

общеобразовательные программы. Но преподавание в малокомплектной школе имеет ряд

специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, а с другой – усложняющих управление

учебно-воспитательным процессом.

Отличия малокомплектной школы.

Небольшая наполняемость классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия

малокомплектной школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в

одном из классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют

учебные задания. Учитель занимается с учениками другого класса.

Учитель включает в урок 2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой под

руководством учителя. Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с

учителем – самостоятельная деятельность – работа с учителем.

Время, выделяемое на самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени

необходимого для работы учителя с другим классом. Объём самостоятельной работы

значителен и время составляет от 15 до 30 минут.

Содержание эффективной самостоятельной работы учащихся на уроке может составить:

самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного

программного материала, необходимого для усвоения новых знаний;

упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с

использованием примеров, преподанных учителем, и детально разработанных учебных

заданий с элементами алгоритмизации;

различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных

знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально

разработанные учителем, а так же с постоянным обращением к теоретическим сведениям

и правилам, изложенным в учебнике.

При подготовке к уроку учитель должен:

всегда рационально планировать учебное время, отводимое на самостоятельную работу

учащихся,

учитывать, что темп работы не у всех детей одинаков. Следует предусмотреть и заранее

записать на карточке или доске резервные задания. Которые ученики должны выполнять без

особых напоминаний.

Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при её проведении

соблюдать следующие условия:

При проведении самостоятельной работы необходим полный инструктаж по её содержанию.

Целесообразно использовать памятки, алгоритмы, схемы, опорные карточки.

Дифференциация. Дифференцированное обучение является формой индивидуального,

невозможного без знаний и учёта особенностей учащихся. При учёте индивидуальных

особенностей учащихся учителю необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития

каждого школьника, как он усваивает программный материал, в чём испытывает

затруднения. Дифференцированное и индивидуальное обучение реализуется в основном

через сочетание групповой и индивидуальной работы при классно-урочной системе

преподавания. Чётко организуя работу учащихся, учитель имеет возможность уделить

несколько больше внимания слабым и медлительным учащимся.

Например: самостоятельное задание для учащихся 4-го класса – даётся карточка со

словосочетаниями для всех, но

1 уровень – выполняет задание – вставить пропущенные буквы,

2 уровень –дополнительно выписывают имена прилагательные,

3 уровень – дополнительно составляют предложения с данными словосочетаниям и

подчёркивают главные члены предложения.

Либо оба класса пишут математический диктант: 15, 6, 8, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

Первое задание даётся для 1-го класса. А другое – для 3-го класса. Каждый выбирает то, что

им нужно.

Учащиеся первого класса должны обвести однозначные числа , а двузначные — .

Учащиеся третьего класса – в первый столбик записывают найденную сумму всех двузначных чисел,

а во второй – сумму однозначных.

«Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой работы

ученик лишается на какое-то время привычной для него опёки со стороны учителя, остаётся один на

один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы

и, опираясь на собственные знания, умения, навыки, на собственную наблюдательность.

Сообразительность, а иногда изобретательность, найдут пути её решения, и довести его до

благополучного конца».

Формы организации обучения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Обучение и общение для школьников не отделимы. Обучение – это общение между теми, кто

имеет знания и теми, кто их приобретает.

Общение может происходить непосредственно и опосредованно.

Опосредованное общение даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы. При

индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание ( читает, пишет, решает задачу, ставит

опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает, никто в этот

отрезок времени с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение имеет три разновидности или три случая различного построения:

Парная (в общении участвуют только два человека).

Групповая (один говорит, два и более слушают).

Коллективная (работа в парах переменного состава).

Учитель сам выберет такую форму работы, которая помогает каждому ребёнку раскрываться как

личности, найти своё место, почувствовать эмоциональный комфорт.

Типы урока

Уроки, на которых в обоих классах изучается новый материал.

Уроки, на которых в одном классе изучается новый материал, а в другом – только

повторяется и закрепляется ранее пройденное или проводится письменный учёт знаний.

Уроки, на которых в обоих классах проводится закрепление или повторение ранее

пройденного.

Структура урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в

других типах школ, но проверка, изучение нового материала, закрепление сохраняется.

Например, в условиях занятий нескольких классов этап подготовки выглядит так: учитель

разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после самостоятельной работы

детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений. Деятельность учителя распадается на

два этапа введение и обобщение или подведение итогов, разрываемых работой учащихся и

связанных единой целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала.

Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий, которые предусматривают

либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую

необходимость воспроизведения.

В малокомплектной школе учитель не имеет возможности показать приёмы применения

полученных знаний в практической деятельности, поэтому после объяснений приёмов

использования новых знаний учащихся переходят к самостоятельной письменной работе.

Каждый учитель должен учитывать строгое распределение времени, фиксировать содержание

работы на каждом этапе, обеспечить по возможности законченность и целостность каждого этапа

урока со всех точек зрения: содержание, дидактические цели, организация работы учащихся. Для

этого учитель заранее составляет поурочный план, где определяется содержание и

последовательность работы не только учеников, но и учителя. Рациональная структура урока, на

котором в двух классах изучается новый материал была описана З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой.

Организация такого урока складывалась следующим образом:

Этапы

урока

1 класс

3 класс

Организация и содержание занятий в каждом классе.

Объяснение нового материала с

меньшей опорой на пройденное.

Объяснение нового материала с

большей опорой на пройденное.

Организация и содержание работы по этапам урока.

1 этап

2 мин.

Работа с учителем.

Объяснение подготовительного

задания.

Самостоятельная работа.

Упражнение по ранее подготовленным

заданиям.

2 этап

3 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Объяснение подготовительного

задания.

3 этап

15 мин

Работа с учителем.

Объяснение нового, первичное

закрепление, разъяснение заданий

для последующего закрепления.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

4 этап

12 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление

нового материала. Разъяснение

заданий для последующего

закрепления.

5 этап

5 мин

Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление

нового материала. Разъяснение

заданий для последующего

закрепления.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

6 этап

5 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Проверка результатов работы, разбор

ошибок. Задание на дом.

7 этап

3 мин

Совместная работа учащихся всех классов с учителем.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Методы обучения.

На этапе ознакомления с новым учебным материалом методы обучения, за исключением метода

беседы, почти не претерпевают никаких изменений. Как и при работе с одним классом, ведущим

методом остаётся объяснение учителя. Но значительная часть учебного материала требует иного

метода – метода беседы. Который несколько модифицируется.

Компоненты беседы:

наблюдение за специально отобранным материалом,

анализ рассмотренного явления по вопросам учителя, подводящим учащихся к

определённому выводу,

выведение закономерности, правила, вывода,

заключение учителя, содержащее в себе точное определение понятия, правила,

показ применения изученного в практической деятельности.

В малокомплектной школе первые два этапа – наблюдение и анализ учебного материала –

сливаются в одну форму письменной работы, выполненной детьми самостоятельно. Этот этап

беседы начинается разъяснением учителя, в котором указываются цели задания и приёмы его

выполнения. Далее дети работают по указаниям. Вопросам, предписаниям, заранее

подготовленным на плакатах или доске. А беседой остаётся этап выведения закономерности,

вывода. Точная формулировка правила либо проговаривается учителем, либо читается учащимися в

книге.

Почти не претерпевают изменений методы изучения нового материала на уроках русского языка6

первичное чтение текстов; объяснение новых непонятных слов; подготовка к написанию изложений

и сочинений.

Единственное в условиях малокомплектной школы учитель лишён возможности многократно

повторять разбор – рассуждение.

Пошаговое задание — это когда каждый «шаг» выделен рамкой кадра (обычно от 6 до 9 кадров).

Левая часть листа для заданий, а правая – ответы для самопроверки.

Содержание 2шагов» 9кадров) разнообразно. Но для них характерны: сочетания компонентов:

разъяснение и материал для выполнения практического упражнения;

предписания о приёмах и последовательности переработки данной порции учебного

материала или выполнения практической работы;

подкрепление в виде правильного ответа, подтверждающего ученику достоверность

результатов выполненной работы;.

Последовательность кадров и содержание предписаний обеспечивают правильный ход

мыслительной деятельности на уроке и наиболее рациональные приёмы практических действий,

предусмотренных учебным заданием.

Почти в каждом кадре задания предусматриваются те или иные практические действия ученика

на применение умственной порции новых знаний или повторяемого материала.

Ученик получает такое задание вложенным в конверт. Верхний и нижний края обрезаны.

Выполнив одну порцию задания, ученик выдвигает из конверта лист на один кадр, при этом

открывается текст для проверки.

Сегодня ты познакомишься с

предложениями, в которых дословно

передаётся чья-либо речь. Спиши

предложение. Найди в нём дословно

переданные слова пионервожатого.

Подчеркни их двумя чертами

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут

ученики четвёртого класса».

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут

ученики четвёртого класса».

Слова пионервожатого переданы дословно,

так как они были сказаны пионервожатым, —

это прямая речь.

1)

Учительница сказала: «Работу

выполняйте работу без помарок».

2)

Человек сказал Днепру: «Я тебя

Прочитай предложение. Найди в них

прямую речь. Подчеркни её двумя чертами.

1)

Учительница сказала: «Работу

выполняйте работу без помарок».

2)

Человек сказал Днепру: «Я тебя

стеной запру».

стеной запру».

Использование лингафонной установки можно заменить обыкновенным плейером. Наушники

позволяют ученикам работать вполне самостоятельно и не реагировать на всё, что в это время

происходит в другом классе, + такое слушание звукозаписи никак не отражается на работе

остальных учеников. Имитация работы с учителем: по указаниям, записанным на плёнку, пишут

словарные и выборочные диктанты, проводят грамматический разбор, работают над текстами

рассказов и стихов, решение задачи, упражняются в устном счёте и т.д.

Строение: даётся порция учебного материала и указание о способах его переработки, после чего

вводится рабочая пауза, во время которой учащиеся фиксируют в тетради результаты своей работы.

Затем следует подкрепление для самопроверки и даётся новое задание, вопрос или новая порция

материала. Такое построение учебной звукозаписи обеспечивает непрерывность работы каждого

ученика в заданном ему темпе.

Работа по звукозаписи не может вытеснить другие формы самостоятельной работы, так как

требует большого напряжения внимания учеников и высокой интенсивности труда,

следовательно её не следует давать на уроке более чем на 10-15 минут,

необходимо предоставлять ученикам и полную самостоятельность при выполнении ряда

заданий на уроке, без этого нельзя сформулировать установочные навыки.

Во многих случаях звукозаписи могут применять и на разных этапах урока, тогда их общий объём

будет значительно большим. более разнообразными могут быть и функции учебных звукозаписей.

В малокомплектной школе изменяются и сами задания по грамматическому разбору.

Например:

Задание в массовой школе: Прочитай слова, начинающиеся с гласной буквы.

Задание в малокомплектной школе:

Прочитай про себя слова, начинающиеся с гласной, и выпиши их.

Изменения методов и приёмов работы касаются и таких упражнений, как диктанты. Например:

предупредительный диктант – учитель предлагает вспомнить какое-то правило и

«продиктовать» на это правило свои примеры, можно указать страницу учебника и

предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют

самостоятельно, учитель использует время их работы для занятий с другим классом.

Затем учитель диктует предложения, а учащиеся записывают их. Далее ученики

коллективно или индивидуально самостоятельно находят нужное слово и выделяют

орфограмму.

Объяснительный диктант – под диктовку учителя ученики записывают предложения,

а потом по заданию вспоминают или отыскивают в учебнике правило, определяющее

правописание указанных учителем слов, и проверяют нужные орфограммы.

Коллективно под руководством учителя выясняют, верно ли выполнили работу.

Эффективен в условиях малокомплектной школы творческий диктант. Учащиеся

сами составляют и записывают предложения с орфографически трудными словами,

заранее написанными учителем на доске или индивидуальной карточке.

Преобладают методы устных фронтальных проверок, позволяющие при меньшей затрате времени

получать сведения о знаниях всех учеников.

Рекомендации учителю:

Больше времени уделять: а) тому классу, где изучается новый материал, б) младшим классам.

Длительная непрерывная самостоятельная работа совершенно недопустима для учащихся 1

и 2 классов.

Целесообразно один из этапов урока выделять для самостоятельной работы во всех классах,

чтобы учитель имел возможность наблюдать за ходом этой работы и в конце урока подвести

её итоги.

Число этапов учебной работы на одном и том же уроке в разных классах может быть

различным: нескольким этапам в младших классах будет соответствовать один этап

(самостоятельная работа) в старших классах. Однако во всех случаях завершения этапов

должно совпадать, так как иначе учителю будет невозможно чётко организовывать свою

работу на уроке.

Планируя непосредственную работу с учениками, учитель должен предусматривать:

Краткую проверку уровня знаний учащихся, усвоения программного материала (в форме

краткого устного опроса).

Объяснение материала на основе самостоятельно проведённой учащимися подготовкик

усвоению новых знаний. При этом особое внимание обращается на разъяснение учащимся

сущности формируемых понятий и излагаемых правил и проверку усвоения их учениками.

Первичное закрепление материала, изученного на данном уроке, с показом наиболее

рациональных приёмов применения полученных знаний при выполнении разнообразных

упражнений.

Обобщение изученного материала (по теме или разделу программы) с осуществлением

необходимых внутри-предметных связей, подведением учащихся к обобщениям и выводам.

Организация учебных занятий.

Учебные занятия с учащимися можно строить по следующим вариантам:

1 вариант.

1 и 2 уроки – по 35 мин. с 1-м кл.

3 и 4 уроки – по 40 мин. с обоими кл.

5 и 6 уроки – по 35 мин. с 3-м кл.

2 вариант.

1,2,3 уроки по 35 мин. с 1-м классом

4 урок – по 40 мин. с обоими классами

5,6,7 уроки по 35 мин. с 3-м классом.

В «чистом виде» этот опыт не может быть одобрен, но, если работу учителя грубо брать за 24

академических часа в неделю, то это будет 4 часа в день. В первом варианте будет затрачиваться

230 мин (3часа 50 мин), а во втором варианте – 255 минут (4 часа 15 минут). Лучше сократить

продолжительность части уроков, но иметь возможность систематически. Хотя бы часть дня,

заниматься с одним классом отдельно. За 35 минут сделаешь больше, чем за 40 минут

совместных занятий. Астрономическое время учителя практически будет соответствовать норме

ставки.

Требование к учебному оборудованию.

Оборудование классной комнаты и рабочего места учителя в особенности должны

предоставлять ему возможность быстро давать задания ученикам и без потери времени

заменять их в ходе урока;

Учебные аппараты и приборы должны быть таковы, чтобы применение их на занятиях с

одним классом не мешало работе учеников другого класса.

Наглядные пособия и карточки-задания должны содержать не только материал для

самостоятельной работы учеников на уроке, но и краткие указания о последовательности и

способах её выполнения

Использованная литература.

В.П.Стрезикозин «Организация занятий в малокомплектной начальной школе» — 1968 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх