Куперс

Бухучет и анализ

МДС что это в строительстве

Как и обещали нам на последнем круглом столе по ценообразованию, подписан Приказ Минстроя России № 421/пр от 04.08.2020 «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации».

Знаковый документ в жизни каждой строительной организации, который заменяет «Библию сметчика» — главную методику МДС 81-35.2004.

и вступает в силу с 5 октября 2020 г (нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу) после публикации в федеральном реестре сметных нормативов.

Внимание! Отмена МДС 81-35.2004

Минстроем РФ старая методика МДС 81-35.2004 признана не подлежащей применению и утратившей силу (постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004г. №15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», а также приказ Минрегионразвития №220 от 01.06.2012 и приказ Минстроя РФ от 16.06.2014 №294/пр).

Вице-премьер Марат Хуснуллин (напрямую отвечающий за стройку): «Зарегистрирована Методика определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов капитального строительства, которая в том числе позволит сделать ценообразование в госзаказе более объективным и полным.

Методика устанавливает, что необходимо включать в сводно-сметные расчеты, за что должно платить государство. Очень рекомендую ознакомиться с документом людям, работающим в строительной отрасли».

Важные изменения, в связи с утверждением Методики определения сметной стоимости строительства (вместо МДС 81-35.2004):

  1. Изменена структура локальных сметных расчетов. Позиция сметного расчёта – составной элемент, состоящий из единичной расценки и связанных с ней неучтённых материальных ресурсов. Изменяется порядок формирования итогов по позициям локальной сметы.
  2. Порядок применения и округления результатов вычисления поправочных коэффициентов к стоимостным и к количественным показателям локальной сметы (очень мудрёный! теперь, чтобы перебить смету из одной сметной программы в другую — будет то ещё мучение).

  3. Новые варианты применения индексов перевода в текущий уровень цен с подробным описанием вариантов применения.

  4. Новая структура итогов объектной сметы. Отображение в итогах объектной сметы данных по элементам прямых затрат, накладным расходам, сметной прибыли, стоимости оборудования и перевозки.

  5. Печатные формы документов, структура и новый порядок их заполнения. Печатные формы дополнены новыми графами и полями для вывода дополнительных данных. Образцы сметных расчетов. (см. локалки для базисно-индексного и ресурсно-индексного метода расчетов).

  6. Конъюнктурный анализ и кодирование прайс-листов (очень недооцениваемый многими пункт! А мы ведь об этом уже подробно писали ранее). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике и подписываются застройщиком или техническим заказчиком — см.Приложение 1 к приказу — форму по конъюнктурному анализу.

  7. Включение в сводный сметный расчет затрат на банковские гарантии и страхование (ранее было — за счет своей прибыли), что позволит облегчить финансовую нагрузку (при цене строительства в 100 млн рублей экономия на банковских гарантиях и страховании составит порядка 1-1,5 млн рублей).

  8. Включение в сметный расчет и затраты на противоэпидемиологические мероприятия (COVID-19 в том числе).

  9. Новые требования к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы.

И многое другое: странное, противоречивое, непонятное и вызывающее вопросы. Как следствие — внесение изменений в алгоритмы работы сметных программ. Повезло тем, у кого есть подписка на годовое обновление.

В связи со скорым введением в действие новой методики рекомендуем всем специалистам сметного дела ознакомиться с ней.

Пользователи, имеющие действующую годовую подписку на обновление сметной программы, получат новые версии сметной программы без дополнительной оплаты. Новые версии будут содержать новый функционал, изменения в алгоритмы работы, для соблюдения всех новых требований к определению сметной стоимости строительства и своевременного учета последующих изменений в нормативных документах.

Сами внимательно изучаем. И даже пообщались с одним из авторов методики, который ответил на вопросы сметчиков и с разработчиком сметной программы.

Совместно с Союзом инженеров-сметчиков подготовлен специализированный авторский материал по новой Методике определения сметной стоимости строительства (взамен МДС 81-35.2004): «Новая Методика определения сметной стоимости строительства», продолжительность — около 3,5 часов. С ответами на вопросы! В т.ч. ответы предоставляются каждому участнику! Стоимость участия (предоставляется запись) — 5 500 рублей.

Заказчик в любом случае вправе требовать от вас подтверждения ваших затрат — не важно — включены они в смету .прошедшую экспертизу, или не включены.

Судам это не интересно (тем более гос.контракт). Нет подтверждающих документов — работы не выполнялись, затрат не было — так считают заказчики и суд поддержит гос.заказчика.

Твёрдая цена договора не значит, что вам должны оплатить всю сумму, даже если работы не выполнены. Если вы не выполнили ряд работ по договору, то цена за эти работы вычитается из цены договора.

А КС подписываются или уже подписаны?

Что касается методики: однажды мне заказчик тоже на них ссылался (не помню какие конкретно методики), я проверил их — они были не зарегистрированы Минюстом.
Я ответил заказчиком, что это не является нормативным актом, они носят рекомендательный характер, и поэтому, обязательному исполнению с нашей стороны не подлежат. Что-то в этом роде.

Если откроете МДС 81-35.2004 — там тоже написано «носят рекомендательный характер. «.

У нас именно подрядчик обязуется сдать результат работ заказчику.
Каким образом заказчик должен принять работы, если их результат на объекте он не видит, а подрядчик результат и затраты на него не подтверждает?
Значит, заказчик вполне законно отказывает в приёмке.

Какая разница — включены работы в смету или нет. Они не выполнены (нет подтверждения их выполнения), значит они не принимаются.

Согласен, пусть проверяет объём и качество

Может быть я что-то не так понял.

Да, на приемку работ расходы не влияют.
Но, т.к. подписывается КС, то принимаются сразу работы и их стоимость.
Если в акте КС-2 отдельной строчкой выделено «непредвиденные расходы 2%», а Заказчик не знает, что это за расходы, откуда они взялись и куда пошли деньги, то он их вправе не принимать.

У меня такое понимание.
Если я не прав, что возможно, то прошу разъяснить поподробнее, почему.

Работы принимаются, а не их стоимость. Стоимость уже определена и должна учитываться при оплате принятых работ.

КС-2 применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров.

Поэтому там никак не может быть строчки «Непредвиденные расходы». Может быть «непредвиденные работы» в граф «Наименование работ»?

Ну да, с этим соглашусь, не правильно сказать что принимается стоимость.
Но стоимость как минимум подтверждается сторонами в КС.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установ­ление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в вы­полнении проекта.

Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков. При оп­ределении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.

Точность оценки стоимости проекта влияет на размер резерва на покрытие непредвиденных расходов, если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние на проект потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Определение структуры резерва на пок­рытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.

При первом подходе резерв делится на две части: общий и специальный (рис. 4).

Общий резерв должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы. Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

Многие практики считают, что надбавки на покрытие роста цен долж­ны учитываться отдельно от непредвиденных расходов. Это особенно актуально, когда контракты предусматривают изменение условий платежа или пересмотр условий контрактов в соответствии с публикуемыми индексами инфляции. Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на зарплату, материалы, субконтракты.

А. Резервы, оговоренные контрактом
Общие Специальные
Изменения в росте цен Специальные дополнения Иск по контракту
Б. Определение непредвиденных резервов по категориям затрат
Рабочая сила Материалы, оборудование Субконтракты
Комплексы работ

Рис. 4. Определение структуры резерва

Видео (кликните для воспроизведения).

на покрытие непредвиденных расходов

Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связан­ного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта. Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большого числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету. Резерв не должен исполь­зоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетвори­тельной работы. В общем случае резерв может использоваться для следующих целей:

· выделение ассигновании для вновь выявленной работы по проекту;

· увеличение ассигновании на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств;

· временное формирование бюджета с учетом работ, для которых не­обходимые ассигнования еще не выделены;

· компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.д., возникающих в ходе работы над проектом.

Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков. Непредвиденные расходы включаются в бюджет как самостоятельная статья и утверждаются ответственным руководителем. После выполнения работы, для которой вы­делен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить пла­новое и фактическое распределение непредвиденных расходов и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта.

В простых проектах бюджет для покрытия непредвиденных расходов может быть передан в распоряжение менеджера проекта, который получает право использовать его в течение определенного времени или для опреде­ленных елей.

Если, например, увеличение объема работ предусмотрено и принято, бюджет менеджера проекта, для покрытия непредвиденных расходов увеличи­вается, а использованная часть резерва может быть отнесена на общую смету проекта.

Определенная часть средств, предназначенная для покрытия непред­виденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна остаться под прямым контролем высших руководителей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8881 —

| 7208 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Определенная в договоре подряда сумма непредвиденных расходов не является экономией подрядчика, а сами такие расходы требуют обоснования

Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно (ст. 711 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в договоре, не является экономией подрядчика применительно к ст. 710 ГК РФ, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов (см., например, постановление АС Московского округа от 17.05.2017 № Ф05-4858/2017 по делу № А40-215738/2015).

Таким образом, обосновать непредвиденные расходы придется. В противном случае суд откажет в иске. Здесь необходимо исходить из двух посылок.

Во-первых, любые расходы по договору подлежат оформлению с предоставлением оправдательных первичных документов в силу правил бухгалтерского учета.

Во-вторых, отсутствие в договоре специального условия по порядку оформления непредвиденных расходов не означает отсутствие обязанности по их обоснованию, а свидетельствует о том, что порядок предъявления к оплате таких расходов регулируется теми же положениями договора, которыми регулируются порядок и сроки предъявления к оплате выполненных работ (услуг), иных договорных обязательств.

Работы, услуги, выполненные за счет резерва средств на непредвиденные расходы, подлежат оформлению актами о приемке выполненных работ с приложением исполнительной документации (чеки, сертификаты и проч.).

Что касается непредвиденных расходов в сумме, превышающей установленный договором лимит, то здесь необходимо учитывать следующее. На основании п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в соответствии со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В силу п. 3 этой же статьи подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации моменты и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Подрядчик, не выполнивший обязанность, установленную п. 3 ст. 743 ГК РФ, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 4 ст. 743 ГК РФ).

Теперь что касается угроз заказчика. В принципе ничто не препятствует ему заявить подобное требование. При этом есть вероятность, что суд удовлетворит его, если вы действительно нарушили качество работ.

Как установлено ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ). Из разъяснений, данных в п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», следует, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

Статьей 721 ГК РФ предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

При этом согласно п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 заказчик не лишен права представить суду возражения по качеству работ, принятых по двустороннему акту, и обязан оплатить только те работы, качество которых соответствует договору.

Данной позиции придерживаются и арбитражные суды округов. Так, например, АС Северо-Западного округа в постановлении от 27.10.2015 № Ф07-7369/2015 по делу № А56-68433/2013 констатировал: «…суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на представление истцом в материалы дела подписанных актов формы КС-2, ответчик имеет право заявить возражения по качеству, объему и стоимости принятой работы».

Необходимо также учитывать, что п. 5 ст. 720 ГК РФ предусмотрено, что при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.

Лимитированные затраты в смете

Любые работы начинаются с составления сметы. Так при составлении сметы изучается объект, проект, необходимое сырье, рассчитывается возможное количество отходов, определяется объем работ. Составить смету необходимо до начала выполнения работ, чтобы понимать объем необходимых затрат. Иногда заказчик изучая смету, считает не нужным выделять средства под определенные затраты, однако это не правильно, так как в процессе осуществления работ очень часто возникают непредвиденные затраты. На практике же не раз было подтверждено, что чем более детально в смете учтены все расходы, тем меньше в реальности будет их перерасход. Итак, для того чтобы избежать неприятностей в будущем, следует изначально в смету заложить лимитированные траты.

Что такое лимитированные затраты в смете

При расчете стоимости работ учитывается группа затрат, которые называются лимитированные, и определяются по установленным сметным нормативам в процентной ставке от того или иного элемента сметной стоимости.

К лимитированным тратам, как правило, относят:

  • расходы, которые пойдут на строительство временных некапитальных построек;
  • неожиданные издержки;
  • перевозки сотрудников к месту работы;
  • командировки рабочих;
  • дополнительные расходы при выполнении строительно – монтажных работ в зимнее время и т.д.

Транспортные затраты в смете

Транспортные расходы одна из самых важных статей затрат при ведении учета на предприятии, поэтому возникает необходимость правильного документального сопровождения. Так как эти расходы состоят из всех затрат предприятия, связанных с необходимостью организовать доставку материалов и рабочих, бумаги подтверждающие их также могут отличаться как по форме, так и по составлению и расчетам.

В некоторых случаях транспортные расходы состоят лишь из услуги доставки материалов. В то же время данные расходы могут состоять из большого количества других компонентов, которые связаны оплатой труда водителя, страховых взносов, амортизацией транспортного средства, а также трат на топливо. Это возможно в случаях, когда представитель покупателя будет осуществлять доставку лично с использованием собственного транспорта.

Непредвиденные затраты в смете

Как уже указывалось, при расчете всех издержек, не всегда есть возможность предвидеть необходимые расходы. Расходы, которые не предусмотрены сметой относятся к непредвиденным затратам, то есть неожиданные расходы. Непредвиденные затраты включают в себя расходы связанные с оплатой штрафов, пени, неустойки, несвоевременное выполнение обязательств. Непредвиденных затрат можно избежать при условии формирования резервного фонда, который и будет покрывать эти расходы.

Временные траты в смете

К временным издержкам относятся расходы, связанные с возведением временных зданий и сооружений и траты на работы, которые проводятся в зимнее время при минусовой температуре. Рассмотрим их более подробно.

При осуществлении строительства объекта возникает необходимость в возведении некапитальных зданий, которые будут способствовать, как и процессу проводимого капитального строительства, так и для создания более комфортных условий для работников. К временным постройкам относятся:

  • подъездные пути;
  • платформы для хранения стройматериалов;
  • мастерские, гаражи, склады.

Уменьшить затраты на возведение временных построек возможно, если использовать разборные блочные конструкции, которые не требуют огромных денежных вложений.

Что касается трат на строительные работы в зимнее время, то к ним относятся временное отопление зданий, в которых производятся строительные работы, при которых необходимо соблюдать положительную температуру, очистка рабочих мест от снега и т.д.

Итак, любое строительство начинается из составления сметы. Включив в смету лимитированные траты, заказчик в будущем может получить должный результат, избежав непредвиденных расходов.

Лучший показатель качества любых видов работ — довольный заказчик. Довольный же заказчик — лучшая реклама, которая будет работать безпроигрышно. Составляя правильную смету на работы, вы заблаговременно ставите в известность своего партнера о предстоящих затратах. Заказчик доволен в том случае, когда та сумма, на которую он рассчитывал, совпадает с фактической суммой затрат. Схема действует и в обратном направлении когда сумма в смете не совпадает с фактической суммой затрат, это может привести не только к недовольству сторон, но и к неудобным ситуациям, когда инвестор не имеет возможность покрыть все дополнительные расходы, ибо рассчитывал на другую сумму затрат. Подобный исход событий станет антирекламой.

Следуя вышеуказанным инструкциям, учитывая каждый указанный пункт, каждое физическое/юридическое лицо предоставляющее любые виды услуг (виды, где предоставляется смета работы), сможет заблаговременно, высчитываются основные расходы, которые выделяются на производство продукции и ее реализацию, и косвенные на поддержку производства, поставить своего заказчика в известность о предстоящих расходах.

Будьте уверены, это застрахует вас от многих неприятных ситуаций в будущем.

Необходимость подтверждения непредвиденных расходов предусмотренных в локальной смете

В муниципальном контракте на работы по техническому перевооружению сети газопотребления в локальной смете предусмотрены непредвиденные расходы 2%. Нужно ли подтверждение расходов на эти 2%? Как понять что были эти непредвиденные расходы?

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены (п.4.96 МДС 81-35.2004). Данная позиция отражена в Постановлении ФАС ВВО от 21.02.2014 № А79-3657/2013.

Согласно п. 3.5.9.1. Письма Госстроя России от 29.12.1993 № 12-349, в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте. Этот резерв определяется от итога глав 1-12, но не более 2 процентов по объектам социальной сферы и 3 процентов для объектов производственного назначения, и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.

Как составить техническую документацию и смету к договору строительного подряда и внести в них изменения: советы заказчику

Ситуация 1. Дополнительные работы по стоимости не превышают 10 процентов общей стоимости строительства по смете и не меняют характер работ.

В таком случае заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию по своей инициативе без согласия на то подрядчика (п. 1 ст. 744 ГК РФ). При этом инициатива может исходить и от него. Однако «право на изменение подрядчиком объемов работ, выполняемых по договору строительного подряда, в одностороннем порядке не предусмотрено» (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 октября 2014 г. по делу № А08-6668/2010).

Этот алгоритм рассчитан на ситуации, когда дополнительные работы не влекут обязанности изменить сметную стоимость строительства. Это возможно, если стороны предусмотрели в смете денежные средства на оплату непредвиденных расходов, которых нет в технической документации. Если такого резерва нет, то все дополнительные работы нужно оплатить отдельно.

С ситуацией, когда заказчик правомерно в одностороннем порядке изменил документацию, столкнулся Арбитражный суд Дальневосточного округа. Заказчик изменил техническую документацию к договору по устройству стен из кирпича и монтажу перемычек в двух домах. Изменения касались перепланировки двухкомнатных квартир в однокомнатные с 3-го этажа по 5-й в первом доме и с 2-го по 5-й – во втором. Суд признал: «В данном случае корректировка технической документации. не изменила характер предусмотренных договором работ, их стоимость не превысила указанного значения» (постановление от 28 декабря 2015 г. № Ф03-5701/2015 по делу № А73-8438/2014*).

Ситуация 2. Дополнительные работы по стоимости превышают 10 процентов общей стоимости строительства по смете или меняют характер работ.

В таком случае стороны должны согласовать дополнительную смету и уже на основе нее внести изменения в техническую документацию (п. 2 ст. 744 ГК РФ). Дополнительную смету можно оформить как дополнение к договору подряда в простой письменной форме.

Если инициатор изменения – заказчик, то есть риск, что он не сможет договориться с подрядчиком о размерах дополнительной сметы. В таком случае заказчик не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в техническую документацию.

ПИСЬМО ГОССТРОЯ РОССИИ от 29.12.1993 № 12-349

3.2. Объектные сметные расчеты (сметы)

3.5.9. О резерве средств на непредвиденные работы и затраты

3.5.9.1. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте. Этот резерв определяется от итога глав 1-12, но не более 2 процентов по объектам социальной сферы и 3 процентов для объектов производственного назначения, и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8.
Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.*

ПОСТАНОВЛЕНИЕ, МЕТОДИКИ ГОССТРОЯ РОССИИ ОТ 05.03.2004 №№ 15/1, МДС 81-35.2004

Объектные сметные расчеты (сметы)

4.33. Объектные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять в текущем уровне цен по образцу № 3, приведенному в приложении № 2 к настоящей Методике, на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет) с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат».

С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ и предусматриваемые в составе главы «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства, — в соответствующем проценте для каждого вида работ или затрат от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам, либо в размерах, определяемых по расчету;

часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, с учетом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты

4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1–12 (1–9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4–8 в зависимости от стадии проектирования.

Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% — для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

— уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

— ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;

— изменениями проектных решений в рабочей документации и т.д.

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

СНиП IV-10-84

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Правила определения прочих затрат, включаемых в сметы

на строительство

Дата введения 1984-10-01

РАЗРАБОТАНЫ с участием НИИЭС Госстроя СССР.

ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. № 162.

Настоящие строительные кормы и правила устанавливают основные правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство. В главе приводятся:

общие положения;

состав прочих затрат;

правила определения размера прочих затрат.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Прочие затраты являются составной частью сметной стоимости строительства, включаются в отдельную графу сметной документации и могут относиться как к строительству в целом, так и к отдельным объектам и работам.

1.2. Прочие затраты, относящиеся к строительству в целом, учитываются в отдельных главах сводного сметного расчета в графе 7 в виде лимитов средств, расходуемых заказчиком для возмещения (компенсации) соответствующих затрат.

Возмещение (компенсация) прочих затрат строительно-монтажных организаций производится в порядке, установленном Госстроем СССР, Стройбанком СССР и Госбанком СССР, пропорционально стоимости выполненных за соответствующий период и числящихся в незавершенном производстве работ.

1.3. Прочие затраты, относящиеся к отдельным объектам и работам, учитываются в соответствующих локальных и объектных сметах, определяющих сметную стоимость вида работ или объекта.

Порядок включения в сметы и возмещения прочих затрат, относящихся к отдельным объектам и работам, устанавливается Госстроем СССР.

1.4. В главе освещены только те прочие затраты, которые являются общими для многих видов строительства и наиболее часто встречаются в практике.

Для проектируемой стройки состав прочих затрат должен уточняться исходя из конкретных местных условий осуществления строительства.

2. СОСТАВ ПРОЧИХ ЗАТРАТ

2.1. Для возмещения прочих затрат, относящихся к строительству в целом, в главу 1 сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» включаются средства:

на отвод земельного участка, в том числе на выдачу архитектурно-планировочных заданий и красных линий застройки;

на разбивку основных осей зданий и сооружений;

связанные со сносом зданий и сооружений, числящихся в основных фондах государственных, кооперативных (в том числе колхозных), а также общественных предприятий и организаций;

на возмещение стоимости плодово-ягодных, защитных и иных выращенных хозяйством многолетних насаждений;

на оплату стоимости незавершенного сельскохозяйственного производства (вспашка, внесение удобрений, посев и другие работы);

на возмещение стоимости урожая сельскохозяйственных культур и других убытков землепользователей, связанных с изъятием земельных участков или временным занятием их;

связанные с возмещением стоимости сносимых домов и строений, принадлежащих гражданам по праву личной собственности;

на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель под строительство;

на компенсацию ряда других затрат.

2.2. Для возмещения прочих затрат, относящихся в основном к деятельности подрядных организаций, в главу 9 сводного сметного расчета «Прочие работы и затраты» включаются средства:

на премирование за выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий;

на премирование за ввод в действие в срок производственных мощностей и объектов соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, а также предприятий и объектов, строящихся на компенсационной основе;

на организованный набор рабочих, в том числе затраты, связанные с привлечением студенческих строительных отрядов (кроме средств на организацию их работы и обслуживание);

на выполнение научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ для осуществления принятых в проекте технических решений (кроме работ, связанных с сооружением экспериментальных установок и приобретением оборудования);

на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами, агрегатами и производствами, не обеспеченными в составе комплекта поставки оборудования такими системами, в том числе по разработке программного обеспечения конкретных систем для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, финансирование которых осуществляется в установленном порядке за счет капитальных вложений;

на возмещение затрат, связанных с выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет и предоставлением дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы;

на возмещение затрат, связанных с применением процентных надбавок к заработной плате за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

связанные с применением аккордной оплаты труда в строительстве;

связанные с командированием работников строительно-монтажных организаций для выполнения строительных работ;

связанные с командированием работников для монтажных и специальных строительных работ только в части увеличения расходов в связи с выполнением указанных работ в местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате (районный; за работу в пустынных, безводных и высокогорных районах), в части увеличения расходов на командирование для выполнения строительных и монтажных работ на объектах производственного назначения, титульные списки которых утверждаются Советом Министров СССР, а также на объектах, строящихся на основе компенсационных соглашений;

на выплату надбавок за подвижной или разъездной характер работы;

связанные с расходами на перебазирование строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую;

связанные с перевозкой работников автомобильным транспортом к месту работы и обратно;

на возмещение других затрат.

2.3. Для возмещения прочих затрат, относящихся в основном к деятельности заказчика, в главу 10 сводного сметного расчета «Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия (учреждения) и авторский надзор», включаются средства:

на содержание дирекций строящихся предприятий, зданий и сооружений;

на осуществление авторского надзора проектных организаций;

на проведение геодезических наблюдений за перемещением и деформациями зданий и сооружений.

2.4. Для возмещения прочих затрат, относящихся к деятельности заказчика, в главу 11 сводного сметного расчета «Подготовка эксплуатационных кадров» включаются средства на подготовку эксплуатационных квалифицированных рабочих кадров для вновь строящихся и реконструируемых объектов.

2.5. Для возмещения прочих затрат, относящихся к деятельности проектной организации, в главу 12 «Проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета включаются средства для оплаты проектных и изыскательских работ, выполняемых на данном строительстве.

2.6. Для возмещения прочих затрат, относящихся к отдельным объектам и работам, в соответствующие локальные и объектные сметы включаются средства:

на возмещение разницы между действующими оптовыми ценами и предельными ценами на материалы, изделия и конструкции, установленными Госстроем СССР для учета в объемах строительно-монтажных работ;

на изготовление и установку художественных изделий, а также на проведение других работ силами творческих организаций.

3. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПРОЧИХ ЗАТРАТ

3.1. Размер прочих затрат определяется по установленному нормативу, а при его отсутствии — на основе составляемого проектной организацией расчета.

3.2. Средства на отвод земельного участка, в том числе на покрытие затрат по выдаче архитектурно-планировочных заданий и красных линий застройки, определяются расчетом на основании прейскуранта цен на оплату указанных работ и затрат, утверждаемого Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.3. Средства на разбивку основных осей зданий и сооружений, перенос их в натуру и закрепление пунктами и знаками определяются расчетом на основании Сборника цен на проектные и изыскательские работы для строительства, утверждаемого Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.4. Средства, связанные с возмещением стоимости (компенсация) сносимых зданий и сооружений, числящихся в основных фондах государственных, кооперативных (в том числе колхозных), общественных предприятий и организаций, предусматриваются в размере балансовой стоимости с учетом износа сносимых зданий и сооружений и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета. Стоимость работ по их разборке включается в графы 4 и 8 сводного сметного расчета.

3.5. Средства на возмещение стоимости плодово-ягодных, защитных и иных выращенных хозяйством многолетних насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, урожая сельскохозяйственных культур и других убытков землепользователей, связанных с изъятием земельных участков или временным занятием их, определяются в порядке, установленном Минсельхозом СССР, Минфином СССР и Минюстом СССР по поручению Совета Министров СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.6. Средства, связанные с возмещением стоимости (компенсация) сносимых домов и строений, принадлежащих гражданам по праву личной собственности, определяются по оценочным нормам, действующим в союзных республиках, с учетом износа домов и строений и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета. Средства на выполнение работ по разборке домов и строений, транспортированию и складированию материалов от разборки выделяются отдельно в графе 4 в составе строительных работ.

3.7. Средства на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель под строительство определяются по нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд, утверждаемым Советами Министров союзных республик, и включаются в графы 4, 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.8. Средства на премирование за расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, за ввод в действие в срок производственных мощностей и объектов соответствующих отраслей народного хозяйства, определяются по нормам, установленным Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР и Президиумом ВЦСПС для отраслей народного хозяйства и промышленности Положением о премировании за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.9. Средства, необходимые для возмещения затрат по организованному набору рабочих, в том числе связанные с привлечением студенческих строительных отрядов (кроме средств на организацию их работы и обслуживание), определяются проектной организацией по расчету (в порядке, установленном Госстроем СССР) на основании данных раздела проекта по организации строительства. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.10. Средства на выполнение научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ для осуществления принятых в проектной документации технических решений (кроме работ, связанных с сооружением экспериментальных установок и приобретением оборудования) определяются сметным расчетом на основании материалов проекта (рабочего проекта), в котором приводятся перечни этих исследований и работ с краткой характеристикой и обоснованием необходимости их выполнения, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.11. Средства на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами, агрегатами и производствами, не обеспеченными в составе комплекта поставки оборудования такими системами, в том числе по разработке программного обеспечения конкретных систем для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, финансирование которых осуществляется в установленном порядке за счет капитальных вложений, определяются сметным расчетом на основании материалов проекта (рабочего проекта) и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.12. Средства на возмещение затрат, связанных с выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет и предоставлением дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы, определяются по нормам, устанавливаемым Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.13. Средства, необходимые для возмещения затрат, связанных с применением процентных надбавок к заработной плате за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не включенных в единичные расценки на строительные и монтажные работы и не учтенных в нормах накладных расходов), определяются на основе данных строительно-монтажных организаций и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.14. Средства на возмещение затрат, связанных с применением аккордной оплаты труда в строительстве, определяются по отчетным данным строительно-монтажных организаций, при отсутствии таких данных у вновь созданных строительно-монтажных организаций, силами которых предполагается осуществить данное строительство, — по нормам и в порядке, устанавливаемым Госстроем СССР. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.15. Средства на возмещение затрат, связанных с командированием работников строительно-монтажных организаций для выполнения строительных и монтажных работ, определяются сметным расчетом, составляемым исходя из предполагаемого количества командируемых работников и сроков их пребывания на стройке, на основании раздела проекта (рабочего проекта) по организации строительства и исходных данных подрядчика, подтвержденных вышестоящей организацией. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.16. Средства на возмещение затрат, связанных с выплатой надбавок за подвижной или разъездной характер работы, определяются сметным расчетом по данным строительно-монтажных организаций. При отсутствии таких данных они принимаются по норме и в порядке, устанавливаемым Госстроем СССР. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.17. Средства на возмещение затрат, связанных с расходами на перебазирование строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую, определяются сметным расчетом, составленным генеральным подрядчиком и согласованным соответствующим министерством (ведомством) со Стройбанком СССР или Госбанком СССР, или по их поручению — с подведомственными учреждениями, финансирующими строительство. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.18. Средства на покрытие убыточности эксплуатации транспортных средств на специальных маршрутах городского пассажирского транспорта, организуемых для работников строительных организаций в том случае, когда такая необходимость и возможность их открытия установлена разделом проекта (рабочего проекта) по организации строительства, определяются проектной организацией сметным расчетом на основании данных предприятий городского пассажирского транспорта и продолжительности строительства по проектной документации. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Средства на возмещение затрат по перевозке рабочих и служащих автомобильным транспортом к месту работы и обратно, если у строительно-монтажной организации имеется разрешение на ее возмещение сверх средств на временные здания и сооружения, а также если их местожительство (пункт сбора) находится на расстоянии более 3 км от места работы, а коммунальный городской или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить перевозку указанных работников, и не представляется возможным организовать в установленном порядке для работников указанных организаций специальные маршруты городского пассажирского транспорта, что должно быть подтверждено соответствующим исполкомом Совета народных депутатов, определяются сметным расчетом, составляемым проектной организацией на основании данных раздела проекта по организации строительства, но не более 2,5 % стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.19. Средства на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на проведение авторского надзора проектных организаций определяются по нормам, утверждаемым Госстроем СССР и выраженным в процентах общей сметной стоимости, учтенной в главах 1-9 сводного сметного расчета. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.20. Средства на проведение геодезических наблюдений за перемещением и деформациями зданий и сооружений определяются сметным расчетом с использованием цен на проектные и изыскательские работы, а также индивидуальных единичных расценок и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.21. Средства на подготовку эксплуатационных квалифицированных рабочих кадров, которые не готовятся системой профессионально-технических и других училищ для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяются в соответствии с положениями о порядке расчета численности квалифицированных рабочих для строящихся промышленных предприятий и размера включаемых в сметы средств, утверждаемыми министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Госкомтрудом СССР. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.22. Средства для оплаты проектных и изыскательских работ определяются по ценам на проектные и изыскательские работы для строительства, утверждаемым Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.23. Средства для возмещения разницы между действующими оптовыми ценами и предельными ценами на материалы, изделия и конструкции, устанавливаемыми Госстроем СССР для учета в объемах строительно-монтажных работ, определяются сметным расчетом и включаются в графы 7 и 8 объектных смет.

Справочники и нормативы / Индексы

Приложение N 1к постановлению Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 МДС 81-35.20

О применении коэффициентов см. письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 23.06.2004 N АП-3230/06.

Строительные и специальные строительные работы

N п/п Условия производства работ Коэффициенты
1 Производство строительных работ по возведению конструктивных элементов промышленных зданий и сооружений (фундаменты, элементы каркаса, стены, перекрытия и др.) внутри строящихся зданий при возведенной коробке здания, в случаях, когда это обосновано ПОС 1,20
2 Производство строительных и других работ в существующих зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других предметов, мешающих нормальному производству работ 1,20
3 Производство строительных и других работ в существующих зданиях и сооружениях в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования (станков, установок, кранов и т.п.) или загромождающих предметов (лабораторное оборудование, мебель и т.п.) или движения транспорта по внутрицеховым путям 1,35
3.1 То же, при температуре воздуха на рабочем месте более 40 °C в помещениях 1,50
3.2 То же, с вредными условиями труда, где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,50
3.2.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,35
3.3 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 36-часовой рабочей неделе 1,70
3.3.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,55
3.4 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 30-часовой рабочей неделе 2,05
3.4.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,90
3.5 То же, с вредными условиями труда при стесненности рабочих мест, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 24-часовой рабочей неделе 2,30
3.5.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 2,15
4 Производство строительных и других работ на открытых и полуоткрытых производственных площадках в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования или движения технологического транспорта 1,15
4.1 То же, с вредными условиями труда (наличие пара, пыли, вредных газов, дыма и т.п.), где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,25
5 Производство строительных и других работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, в том числе в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи 1,20
6 Производство строительных и других работ в закрытых сооружениях (помещениях), находящихся ниже 3 м от поверхности земли (кроме перечисленных в п. п. 10, 11) 1,10
7 Строительство новых объектов в стесненных условиях: на территориях действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов 1,15
8 Строительство инженерных сетей и сооружений, а также объектов жилищно-гражданского назначения в стесненных условиях застроенной части города 1,15
9 Строительство объектов в горной местности на высоте от 1500 — 2500 м над уровнем моря 1,25
9.1 Строительство объектов в горной местности на высоте от 2500 — 3000 м над уровнем моря 1,35
9.2 Строительство объектов в горной местности на высоте от 3000 — 3500 м над уровнем моря 1,5
10 Производство строительных и специальных строительных работ в подземных условиях в шахтах, рудниках, метрополитенах, тоннелях и других подземных сооружениях, в том числе специального назначения:
10.1 При отсутствии вредных условий производства работ, предусматривающих работу с сокращенным рабочим днем 1,68
10.2 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 36 часов 2,05
10.3 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 30 часов 2,40
10.4 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 24 часа 2,80
11 Производство строительных и специальных строительных работ в эксплуатируемых тоннелях метрополитенов в ночное время «в окно»:
11.1 При использовании рабочих в течение рабочей смены только для выполнения работ, связанных с «окном» 3,0
11.2 При использовании части рабочей смены (до пуска рабочих в тоннель и после выпуска из тоннеля) для выполнения работ, не связанных с «окном» 2,0

Примечания к таблице:

1. К работе вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, относится и работа внутри существующих зданий, внутренняя проводка в которых не обесточена.

Под охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи рассматривается участок земли и пространства, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положении) на следующие расстояния:

Линии напряжением, кВ м 1 2 1 до 20 10 35 15 110 20 150 25 220, 330 25 400 30 500 30 750 40 800 (постоянный ток) 30

2. Стесненные условия в застроенной части городов характеризуются наличием трех из указанных ниже факторов:

— интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обусловливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;

— разветвленной сети существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;

— жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;

— стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;

— при строительстве объектов, когда плотность застройки объектов превышает нормативную на 20% и более;

— при строительстве объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности, проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана.

3. При производстве строительных и других работ на открытых и полуоткрытых площадках с вредными условиями труда (п. 4.1), выраженными в виде наличия свинца, цинка, ртути либо пыли тяжелых металлов, а также радиации, размеры коэффициентов к нормам затрат труда и нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов принимаются по п. п. 3.2.1, 3.3.1, 3.4.1, 3.5.1 настоящей таблицы, а при наличии стесненности — по п. п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 данной таблицы.

4. К вредным условиям производства работ рекомендуется относить также работу в действующих предприятиях здравоохранения (туберкулезные диспансеры и т.д.), где в соответствии с действующим законодательством работникам основного производства установлен сокращенный рабочий день. В таких случаях рекомендуется руководствоваться п. п. 3.2.1 — 3.5.1, а при наличии стесненности — п. п. 3.2 — 3.5 настоящей таблицы.

5. Применение коэффициента при составлении сметной документации обосновывается в проектах. Одновременное применение нескольких коэффициентов (за исключением коэффициентов п. п. 5, 6 и 9, 9.1, 9.2) не рекомендуется. Коэффициенты, указанные в п. п. 5, 6 и 9, 9.1, 9.2, могут применяться вместе с другими коэффициентами. При одновременном применении коэффициенты перемножаются.

6. При строительстве объектов в горной местности на высоте более 3500 м над уровнем моря рекомендуется разрабатывать индивидуальные сметные нормы и единичные расценки.

Монтаж оборудования (монтажные работы)

N п/п Условия производства работ Коэффи- циенты
1 Производство монтажных работ в существующих зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других предметов, мешающих нормальному производству работ 1,20
2 Производство монтажных работ в существующих зданиях и сооружениях в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования (станков, установок, кранов и т.п.) или загромождающих предметов (лабораторное оборудование, мебель и т.п.) или движения транспорта по внутрицеховым путям 1,35
3.1 То же, при температуре воздуха на рабочем месте более 40 °C в помещениях 1,50
3.2 То же, с вредными условиями труда, где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-монтажники имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,50
3.2.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,35
3.3 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-монтажники переведены на сокращенный рабочий день при 36-часовой рабочей неделе 1,70
3.3.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,55
3.4 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-монтажники переведены на сокращенный рабочий день при 30-часовой рабочей неделе 2,05
3.4.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,90
3.5 То же, с вредными условиями труда при стесненности рабочих мест, где рабочие-монтажники переведены на сокращенный рабочий день при 24-часовой рабочей неделе 2,30
3.5.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 2,15
4 Производство монтажных работ на открытых и полуоткрытых производственных площадках в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования или движения технологического транспорта 1,15
4.1 То же, с вредными условиями труда (наличие пара, пыли, вредных газов, дыма и т.п.), где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-монтажники имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,25
5 Производство монтажных работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, в том числе в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи 1,20
5.1 То же, внутри работающих ТП и РП при наличии допусков 1,35
6 Производство монтажных работ в закрытых сооружениях (помещениях), находящихся ниже 3 м от поверхности земли (кроме перечисленных в п. п. 8, 9) 1,10
7 Монтажные работы в горной местности на высоте от 1500 — 2500 м над уровнем моря 1,25
7.1 Монтажные работы в горной местности на высоте от 2500 — 3000 м над уровнем моря 1,35
7.2 Монтажные работы в горной местности на высоте от 3000 — 3500 м над уровнем моря 1,5
8 Производство монтажных работ в подземных условиях в шахтах, рудниках, метрополитенах, тоннелях и других подземных сооружениях, в том числе специального назначения:
8.1 При отсутствии вредных условий производства работ, предусматривающих работу с сокращенным рабочим днем 1,68
8.2 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 36 часов 2,05
8.3 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 30 часов 2,40
8.4 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 24 часа 2,80
9 Производство монтажных работ в эксплуатируемых тоннелях метрополитенов в ночное время «в окно»:
9.1 При использовании рабочих в течение рабочей смены только для выполнения работ, связанных с «окном» 3,0
9.2 При использовании части рабочей смены (до пуска рабочих в тоннель и после выпуска из тоннеля) для выполнения работ, не связанных с «окном» 2,0

Примечания к таблице:

1. Под охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи рассматривается участок земли и пространства, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положении) на следующие расстояния:

Линии напряжением, кВ м 1 2 1 до 20 10 35 15 110 20 150 25 220, 330 25 400 30 500 30 750 40 800 (постоянный ток) 30

2. При производстве монтажных работ на открытых и полуоткрытых площадках с вредными условиями труда (п. 4.1), выраженными в виде наличия свинца, цинка, ртути либо пыли тяжелых металлов, а также радиации, размеры коэффициентов к нормам затрат труда и нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов рекомендуется принимать по п. п. 3.2.1, 3.3.1, 3.4.1, 3.5.1 настоящей таблицы, а при наличии стесненности — по п. п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 данной таблицы.

3. К вредным условиям производства работ рекомендуется относить также работу в действующих предприятиях здравоохранения (туберкулезные диспансеры и т.д.), где в соответствии с действующим законодательством работникам основного производства установлен сокращенный рабочий день. В таких случаях рекомендуется руководствоваться п. п. 3.2.1 — 3.5.1, а при наличии стесненности — п. п. 3.2 — 3.5 настоящей таблицы.

4. Применение коэффициента при составлении сметной документации рекомендуется обосновывать в проектах. Одновременное применение нескольких коэффициентов (за исключением коэффициентов п. п. 5, 6 и 7, 7.1, 7.2) не рекомендуется. Коэффициенты, указанные в п. п. 5, 6 и 7, 7.1, 7.2, могут применяться вместе с другими коэффициентами. При одновременном применении коэффициенты перемножаются.

5. При строительстве объектов в горной местности на высоте более 3500 м над уровнем моря рекомендуется разрабатывать индивидуальные сметные нормы и единичные расценки.

О применении коэффициентов см. письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.06.2004 N АП-3230/06.

Ремонтно-строительные работы

N пп. Условия производства работ Коэффи- циенты
1 Производство ремонтных работ в существующих зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других предметов, мешающих нормальному производству работ 1,20
2 Производство ремонтных работ в существующих зданиях и сооружениях в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования (станков, установок, кранов и т.п.) или загромождающих предметов (лабораторное оборудование, мебель и т.п.) или движения транспорта по внутрицеховым путям 1,35
2.1 То же, при температуре воздуха на рабочем месте более 40 °C в помещениях 1,50
2.2 То же, с вредными условиями труда, где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,50
2.2.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,35
2.3 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 36-часовой рабочей неделе 1,7
2.3.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,55
2.4 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 30-часовой рабочей неделе 2,05
2.4.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,90
2.5 То же, с вредными условиями труда при стесненности рабочих мест, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 24-часовой рабочей неделе 2,30
2.5.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 2,15
3 Производство ремонтных и других работ на открытых и полуоткрытых производственных площадках в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования или движения технологического транспорта 1,15
3.1 То же, с вредными условиями труда (наличие пара, пыли, вредных газов, дыма и т.п.), где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,25
4 Производство ремонтно-строительных работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, в том числе в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи 1,20
4.1 То же, внутри работающих ТП и РП при наличии допусков 1,35
5 Производство ремонтно-строительных работ в закрытых сооружениях (помещениях), находящихся ниже 3 м от поверхности земли (кроме перечисленных в п. п. 9, 10) 1,10
6 Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения 1,5
7 Ремонт инженерных сетей и сооружений, а также объектов жилищно- гражданского назначения в стесненных условиях застроенной части города 1,15
8 Ремонт объектов в горной местности на высоте от 1500 — 2500 м над уровнем моря 1,25
8.1 Ремонт объектов в горной местности на высоте от 2500 — 3000 м над уровнем моря 1,35
8.2 Строительство объектов в горной местности на высоте от 3000 — 3500 м над уровнем моря 1,5
9 Производство ремонтно-строительных работ в подземных условиях в шахтах, рудниках, метрополитенах, тоннелях и других подземных сооружениях, в том числе специального назначения:
9.1 При отсутствии вредных условий производства работ, предусматривающих работу с сокращенным рабочим днем 1,68
9.2 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 36 часов 2,05
9.3 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 30 часов 2,40
9.4 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 24 часа 2,80
10 Производство ремонтно-строительных работ в эксплуатируемых тоннелях метрополитенов в ночное время «в окно»:
10.1 При использовании рабочих в течение рабочей смены только для выполнения работ, связанных с «окном» 3,0
10.2 При использовании части рабочей смены (до пуска рабочих в тоннель и после выпуска из тоннеля) для выполнения работ, не связанных с «окном» 2,0
11 Ремонт отдельных конструктивных элементов зданий, расположенных в застроенном центре города:
11.1 Ремонт фасадов 1,15
11.2 Ремонт сложных кровель 1,25
11.3 Ремонт дворового и прилегающего к зданиям благоустройства в центре городов 1,10

Примечания к таблице:

1. Под охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи рассматривается участок земли и пространства, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положении) на следующие расстояния:

Линии напряжением, кВ м 1 2 1 до 20 10 35 15 110 20 150 25 220, 330 25 400 30 500 30 750 40 800 (постоянный ток) 30

2. Стесненные условия в застроенной части городов характеризуются наличием трех из указанных ниже факторов:

— интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обусловливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;

— разветвленной сети существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;

— жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;

— стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;

— при ремонте объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана.

3. При производстве ремонтных работ на открытых и полуоткрытых площадках с вредными условиями труда (п. 4.1), выраженными в виде наличия свинца, цинка, ртути либо пыли тяжелых металлов, а также радиации, размеры коэффициентов к нормам затрат труда и нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов рекомендуется принимать по п. п. 3.2.1, 3.3.1, 3.4.1, 3.5.1 настоящей таблицы, а при наличии стесненности — по п. п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 данной таблицы.

4. К вредным условиям производства работ рекомендуется относить также работу в действующих предприятиях здравоохранения (туберкулезные диспансеры и т.д.), где в соответствии с действующим законодательством работникам основного производства установлен сокращенный рабочий день. В таких случаях рекомендуется руководствоваться п. п. 3.2.1 — 3.5.1, а при наличии стесненности — п. п. 3.2 — 3.5 настоящей таблицы.

5. Применение коэффициента при составлении сметной документации рекомендуется обосновывать в проектах. Одновременное применение нескольких коэффициентов (за исключением коэффициентов п. п. 5, 6 и 8, 8.1, 8.2) не рекомендуется. Коэффициенты, указанные в п. п. 5, 6 и 8, 8.1, 8.2, могут применяться вместе с другими коэффициентами. При одновременном применении коэффициенты перемножаются.

6. При ремонте объектов в горной местности на высоте более 3500 м над уровнем моря рекомендуется разрабатывать индивидуальные сметные нормы и единичные расценки.

7. К сложным кровлям относятся скатные кровли стропильной системы: со скатом более чем на две стороны; с перепадом по высоте; с уклоном более 27°.

О применении коэффициентов см. письмо Росстроя от 14.02.2006 N СК-481/02.

Пусконаладочные работы

N пп. Условия производства работ Коэффи- циенты
1 Производство пусконаладочных работ в существующих зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других предметов, мешающих нормальному производству работ 1,20
2 Производство пусконаладочных работ в существующих зданиях и сооружениях в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования (станков, установок, кранов и т.п.) или загромождающих предметов (лабораторное оборудование, мебель и т.п.) или движения транспорта по внутрицеховым путям 1,35
2.1 То же, при температуре воздуха на рабочем месте более 40 °C в помещениях 1,50
2.2 То же, с вредными условиями труда, где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,50
2.2.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,35
2.3 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 36-часовой рабочей неделе 1,55
2.3.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,40
2.4 То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 30-часовой рабочей неделе 2,05
2.4.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 1,90
2.5 То же, с вредными условиями труда при стесненности рабочих мест, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 24-часовой рабочей неделе 2,30
2.5.1 То же, без стесненных условий, но при наличии вредности 2,15
3 Производство пусконаладочных работ на открытых и полуоткрытых производственных площадках в стесненных условиях: с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования или движения технологического транспорта 1,15
3.1 То же, с вредными условиями труда (наличие пара, пыли, вредных газов, дыма и т.п.), где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности 1,25
4 Производство пусконаладочных работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, в том числе в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи 1,20
5 То же, внутри работающих ТП и РП при наличии допусков, а также вблизи источников ионирующего излучения и в помещениях А и Б по пожароопасности и 1-й, 2-й и 3-й категории по взрывоопасности 1,35
6 Производство строительных и других работ в закрытых сооружениях (помещениях), находящихся ниже 3 м от поверхности земли (кроме перечисленных в п. п. 8, 9) 1,10
7 Пусконаладочные работы в горной местности на высоте от 1500 — 2500 м над уровнем моря 1,25
7.1 Пусконаладочные работы в горной местности на высоте от 2500 — 3000 м над уровнем моря 1,35
7.2 Пусконаладочные работы в горной местности на высоте от 3000 — 3500 м над уровнем моря 1,5
8 Производство пусконаладочных работ в подземных условиях в шахтах, рудниках, метрополитенах, тоннелях и других подземных сооружениях, в том числе специального назначения:
8.1 При отсутствии вредных условий производства работ, предусматривающих работу с сокращенным рабочим днем 1,68
8.2 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 36 часов 2,05
8.3 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 30 часов 2,40
8.4 При наличии вредных условий производства работ и сокращенной рабочей неделе — 24 часа 2,80
9 Производство пусконаладочных работ в эксплуатируемых тоннелях метрополитенов в ночное время «в окно»:
9.1 При использовании рабочих в течение рабочей смены только для выполнения работ, связанных с «окном» 3,0
9.2 При использовании части рабочей смены (до пуска рабочих в тоннель и после выпуска из тоннеля) для выполнения работ, не связанных с «окном» 2,0

Примечания к таблице:

1. Под охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи рассматривается участок земли и пространства, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положении) на следующие расстояния:

Линии напряжением, кВ м 1 2 1 до 20 10 35 15 110 20 150 25 220, 330 25 400 30 500 30 750 40 800 (постоянный ток) 30

2. При производстве пусконаладочных работ на открытых и полуоткрытых площадках с вредными условиями труда (п. 4.1), выраженными в виде наличия свинца, цинка, ртути либо пыли тяжелых металлов, а также радиации, размеры коэффициентов к нормам затрат труда и нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов рекомендуется принимать по п. п. 3.2.1, 3.3.1, 3.4.1, 3.5.1 настоящей таблицы, а при наличии стесненности — по п. п. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 данной таблицы.

3. К вредным условиям производства работ рекомендуется относить также работу в действующих предприятиях здравоохранения (туберкулезные диспансеры и т.д.), где в соответствии с действующим законодательством работникам основного производства установлен сокращенный рабочий день. В таких случаях рекомендуется руководствоваться п. п. 3.2.1 — 3.5.1, а при наличии стесненности — п. п. 3.2 — 3.5 настоящей таблицы.

4. Применение коэффициента при составлении сметной документации рекомендуется обосновывать в проектах. Одновременное применение нескольких коэффициентов (за исключением коэффициентов п. п. 5, 6 и 7, 7.1, 7.2) не рекомендуется. Коэффициенты, указанные в п. п. 5, 6 и 7, 7.1, 7.2, могут применяться вместе с другими коэффициентами. При одновременном применении коэффициенты перемножаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх