Куперс

Бухучет и анализ

Налог на детей в Китае

Содержание

В Китайской Народной Республике основным источником дохода государственной казны являются налоговые платежи. Это совсем не удивительно, учитывая тот факт, что к 2017 году населения Китая возросло практически до полутора миллиардов человек. В стране нет такого понятия, как теневая экономика, поэтому ежемесячно каждый гражданин выплачивает налоговые сборы. Налоги в Китае должны платить не только граждане страны, но и мигранты, приехавшие туда на работу. В данной статье будет рассмотрена специфика китайской системы налогообложения на примере конкретных видов налогов.

Налоговая система Китая достаточно сложная. Она состоит из большого количества налогов, которые можно поделить на 5 групп:

  1. Налоги с оборота
  2. Подоходные налоги
  3. Налоги с имущества
  4. Ресурсные налоги
  5. Налоги на определенные действия

Основную долю налоговых поступлений составляют налоги с оборота. В налоги с оборота входят:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на предпринимательство;
  • налог на потребление;
  • налог на транспорт;
  • налог на табачную продукцию.

Вторая группа налогов, составляющих приблизительно 1/4 часть от общей суммы налоговых поступлений, включает в себя налог на прибыль с доходов юридических и физических лиц.

Налоговая система Китая включает 25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций можно классифицировать по 8-ми группам:

  1. Группа налогов с оборота. Сюда входят налог на добавленную стоимость, потребительский налог и предпринимательский налог. Объектом налогообложения для этих налогов является объемы оборотов или реализации у налогоплательщиков в сфере производства, реализации или обслуживания.
  2. Группа налогов с дохода. Она включает налог на прибыль предприятий (применительно к таким предприятиям-резидентам, как предприятия, находящиеся в государственной собственности, предприятия, находящиеся в коллективной собственности, частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия), налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также подоходный налог с физических лиц.
    Объектом налогообложения здесь служит прибыль, полученная производителем или посредником, а также личные доходы физических лиц.
  3. Группа налогов за пользование ресурсами. Сюда входят налог за пользование природными ресурсами (природная рента) и налог за пользование землями городов и городских районов. Плательщиками этих налогов являются пользователи природных ресурсов и земель в городах и городских районах.
    Эти налоги отражают возмездный характер пользования государственными природными ресурсами и имеют своей целью регулировать доходы тех налогоплательщиков, которые имеют доступ к природным ресурсам.
  4. Группа налогов специального назначения. Это налог на поддержание городского строительства, налог на занимаемые пахотные угодья, регулирующий налог на инвестиции в недвижимость и налог на передачу оцениваемой недвижимости.
  5. Группа имущественных налогов. Сюда входят налоги с владельцев домов, налог на городскую недвижимость и налог на имущество, переходящее в порядке наследования (до настоящего времени не введен).
  6. Группа налогов и сборов, взимаемых при совершении определенных действий. Сюда входят налог на использование автотранспорта и судов, налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов, гербовый сбор, пошлина при продаже жилой недвижимости, налог с оборота ценных бумаг (до настоящего времени не введен), налог на забой скота и налог на банкеты.
    Объектом обложения этими налогами являются соответствующие действия налогоплательщика.
  7. Группа сельскохозяйственных налогов. Сюда входят сельскохозяйственный налог (включая налог с сельскохозяйственной деятельности) и налог на животноводство.
    Плательщиками этих налогов являются предприятия, организации или физические лица, получающие доходы от ведения сельского или животноводческого хозяйства.
  8. Группа таможенных пошлин. Таможенными пошлинами облагаются товары и другие объекты, импортируемые в Китай или экспортируемые из Китая.

Плательщиками налогов с оборота выступают предприятия (организации), их структурные подразделения и граждане. Правовой основой взимания этих налогов являются Временная инструкция по каждому налогу и Разъяснения по их исполнению, принятые Государственным советом 13 декабря 1993 года и Министерством финансов 25 декабря 1993 года соответственно.

Государственная Налоговая Администрация КНР является полномочным органом управления в сфере налогообложения на всей территории Китая. Она разрабатывает налоговые законопроекты и устанавливает планы сбора налогов на провинциальном уровне. Министерство Финансов КНР также время от времени издает циркуляры, содержащие вопросы, касающиеся налогообложения. Но сбор налогов на местном уровне является компетенцией Налоговой Администрации. Государственная Налоговая Администрация и Министерство Финансов, однако, оба имеют право принимать решения по таким вопросам, как уменьшение ставки налогов, предоставление иных налоговых льгот и исключений.

В 1994 году налоговая система Китая претерпела существенные изменения. В настоящее время все налоги КНР разделены на три отдельные группы:

  1. Центральные налоги, которые включают в себя таможенные пошлины, потребительский налог, НДС, взимаемый таможней, а также налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог), взимаемый с банков, финансовых организаций, государственных предприятий и иностранных торговых корпораций.
  2. Совместные налоги, включающие НДС, Налог на использование природных ресурсов, налог на ценные бумаги и бизнес-налог, взимаемый с других банков и страховых организаций.
  3. Местные налоги, включающие налог на прибыль предприятий, бизнес-налог от других источников, налог на недвижимость, подоходный налог с физических лиц, гербовые сборы и некоторые другие налоги, такие как налог на наследство и налог на повышение стоимости земли.

Государственные налоговые управления на местном уровне подконтрольны Государственной Налоговой Администрации, тогда как местные налоговые управления являются органами местного правительства. Государственные налоговые управления с местными налоговыми управлениями занимаются всеми налогами, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями

Предприятия с иностранными инвестициями должны зарегистрироваться в налоговых органах в течение 30 дней с момента получения лицензии на хозяйственную деятельность. При регистрации выдается свидетельство о регистрации, срок действия которого – 12 месяцев, с последующим продлением.

Налоги КНР

Ниже приводится краткий обзор налогов, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями. Следует учесть, что это не исчерпывающий список, и сюда не включены некоторые мелкие налоги. Это общая картина, дающая потенциальному иностранному инвестору базисную информацию об основных налоговых обязательствах в Китае. Кроме того, в различных регионах существуют различные местные налоги.
Налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог)

Данный налог применяется во всех ситуациях, когда имеет место:

  • Предоставление налогооблагаемых услуг
  • Передача нематериальных активов
  • Продажа недвижимости.

Данный налог исчисляется на основании товарооборота. Отчетность по нему и периодичность его оплаты – ежемесячные. Ставка налога различается в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:

Налог на прибыль предприятий

Применяется ко всем предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным компаниям, получающим доходы в Китае.

Размер налога устанавливается ежегодно в течение пяти месяцев после окончания года. Ежеквартальные платежи этого налога производятся на основании этой цифры, однако, при предоставлении ежеквартальных отчетов. Любые суммы, оплаченные свыше необходимой суммы налога, возвращаются или зачитываются в следующие периоды. Налог рассчитывается в юанях. Размер налога рассчитывается на основании валовой прибыли в течение года за минусом себестоимости, расходов и убытков. Ставка налога – 30% для предприятий, зарегистрированных в Китае. Для тех предприятий, которые в Китае не зарегистрированы, ставка составляет 20% (часто этот налог называется «удерживаемым»), и в случае отсутствия бухгалтерской отчетности в Китае, данный налог часто рассчитывается на основании общей суммы контракта. Существуют также ставки налога в размере 15% и 24%, которые применяются по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, учрежденным в некоторых специальных районах Китая и занимающихся определенной деятельностью. По данному налогу предприятиям с иностранными инвестициями, занимающимися определенными видами деятельности, могут предоставляться налоговые каникулы на срок до пяти лет.

Подоходный налог с физических лиц

Ставка налога является прогрессивной в зависимости от размера зарплаты, могут быть также некоторые региональные различия, а в некоторых случаях существует даже возможность для переговоров с налоговыми органами. Но, в общем, для иностранцев, работающих в Китае, применяются следующие ставки (Исчисление, отчетность и периодичность оплаты данного налога – ежемесячные):

Ежемесячный доход в размере 4000 юаней КНР налогом не облагается. (1 USD ~ 6 юаней КНР)

Сумма, превышающая размер 4000 юаней, облагается налогом по следующим ставкам:

4000 – 4500 5%

4501 – 6000 10%

6001 – 9000 15%

9001 – 24000 20%

24001 – 44000 25%

44001 – 64000 30%

64001 – 84000 35%

84001 – 104000 40%

104001 и выше 45%

Налог на добавленную стоимость

Исчисляется в размере17% и взимается при продаже товаров и некоторых услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает немедленно при выставлении инвойса (не после его оплаты), что означает, что НДС может должен быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг.

Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика не приветствуется со стороны Центрального Правительства, поэтому вскоре возможно прекращение существования подобной льготы.

Потребительский налог

Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных видах потребления, таких как сигареты, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он подлежит уплате всеми предприятиями и частными лицами при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров. Этот налог взимается только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется в зависимости от различных категорий потребления от 3 до 50%.

Удерживаемые налоги

Иностранные предприятия без легального присутствия в Китае облагаются в размере 20% от доходов, полученных из Китая (существуют некоторые региональные различия и различия по видам деятельности). К таким доходам относятся, например, проценты на капитал, арендные платежи, авторские гонорары и т.п. Это должно быть учтено и определено в счете, выставляемом китайскому предприятию (включая предприятия с иностранными инвестициями), чтобы оно могло «удержать» данный налог и передать его правительству. То есть китайское предприятие в данном случае выступает в роли агента правительства по сбору налогов. Предприятиям с иностранными инвестициями нужно здесь быть осторожными: Когда вы прибавляете к стоимости ваших товаров (работ, услуг) проценты, арендные или авторские платежи, подлежащие оплате иностранному предприятию согласно соответствующему договору или соглашению, эта прибавка будет рассматриваться как оплата средств иностранному получателю, с которых должен удерживаться налог. У предприятия с иностранными инвестициями, соответственно, возникнет обязательство по уплате удержанного налога в течение определенного периода времени, независимо от того были ли эти средства фактически оплачены иностранному предприятию или нет.

Налогообложение представительств иностранных компаний

Две наиболее распространенные ошибки, допускаемые представительствами иностранных компаний, это предположение, что все необходимые документы уже оформлены с момента получения регистрационного сертификата представительства, и что поскольку представительство не может заниматься торговой и иной хозяйственной деятельностью, оно не обязано платить налоги. Обе эти мысли неверны.

Представительство должно после получения регистрационного сертификата, также зарегистрироваться в налоговом управлении, которое выдает свидетельство о налоговой регистрации. Подразумевается, что представительство получает доход в виде средств, предоставленных ему для покрытия своих расходов в Китае. Этот доход подлежит налогообложению, и в данном случае применяется бизнес-налог и налог на прибыль иностранных предприятий. Представительство должно подавать отчетность по указанным налогам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от местонахождения существуют некоторые региональные различия), даже в том случае, если представительство освобождено от налогов. В случае невыполнения этой обязанности могут быть наложены серьезные санкции, а также возможно закрытие представительства.

В целом сумма налогов, взимаемых с представительства, составляет около 10% от произведенных им расходов.

Санкции за нарушения налогового законодательства

Никакие правительства не любят уклонения от налогов, и Китай в этом правиле не исключение. Штрафы за просрочку уплаты, за неуплату налогов и другие нарушения (незнание не является оправданием) могут быть суровыми – часто до пятикратной суммы задолженности с погашением также и основного обязательства. В случаях явного нарушения закона могут изыматься лицензии и конфисковаться средства. Если у вас имеются какие-либо сомнения в правильности исчисления и уплаты налогов – немедленно обращайтесь за профессиональной помощью, ибо этот вопрос один из тех, где лучше всего не допускать путаницы. Деньги, потраченные на хорошую консультацию намного меньше сумм штрафов и других санкций.

Основные налоговые льготы:

Вновь построенные здания освобождаются от налога в течение трех лет начиная с месяца окончания строительства. Реконструированные здания, затраты на восстановление которых превысили 1/2 затрат на новое строительство аналогичного объекта, освобождаются от налога в течение двух лет начиная с месяца окончания восстановительных работ. Другие льготы могут предоставляться соответствующими органами власти на местах.

Данный налог уплачивают организации и граждане, имеющие в собственности и эксплуатирующие автотранспортные средства и (или) водные суда на территории КНР.

Налоговая база для автотранспортных средств — их количество или нетто-тоннаж, налоговая база для водных судов — их нетто-тоннаж или общая грузоподъемность судна. Сумма налога определяется отдельно для автотранспортных средств и водных судов. Применяются и различные ставки налога:

Для автотранспортных средств: 60-320 юаней — для пассажирского транспорта, 16-60 юаней за тонну — для грузового транспорта, 20-80 юаней — для мотоциклов, 1,2-32 юаней — для безмоторных средств.

Для водных средств: 1,2-5 юаней за тонну — для моторных судов, 0,6-1,4 юаня за тонну груза — для безмоторных судов.

Формула расчета:

Сумма налога =Количество (нетто-тоннаж) автотранспортных средств * Соответствующую ставку налога за единицу

Сумма налога = Нетто-тоннаж (общая грузоподъемность) судна * Соответствующую ставку налога за единицу

Таможенные пошлины

Плательщики таможенных пошлин — грузополучатели, импортирующие разрешенные товары, и грузоотправители, экспортирующие разрешенные законодательством товары. Первые уплачивают импортные (ввозные) таможенные пошлины, вторые — экспортные (вывозные).

Ставки пошлин:

Различают ставки импортных пошлин и экспортных.

Ставки импортных пошлин подразделяются на общие и преференциальные. Общие применяются в отношении тех стран, с которыми КНР не заключила соглашения о льготном налогообложении, преференциальные — в отношении тех стран, с которыми КНР заключила соглашения о льготном налогообложении.

Освобождаются от уплаты пошлин: грузы (товары), стоимостью менее 10 юаней; рекламные изделия и образцы товаров, не предназначенные для продажи; товары, безвозмездно предоставленные международными организациями или иностранными представительствами.

Определенные льготы могут предусматриваться в международных соглашениях, заключенных КНР с другими странами.

По сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, ввозимым для доработки (переработки) или производства экспортно-ориентированной продукции могут сначала пошлины взиматься при ввозе этих изделий, а затем возвращаться в части, равной завершенному производству товаров или доработанных и направленных на экспорт изделий.

В связи с принятым курсом на вступление КНР в ВТО с 1994 г. правительство страны стало проводить реформу новой налоговой системы с учетом международных стандартов и принципов глобализации. Получив 11 декабря 2001 года членство в ВТО, Китай, прежде всего, должен был отменить подавляющее большинство нетарифных барьеров. Применительно к важнейшей отрасли, в которой занята основная масса населения — сельскому хозяйству — следовало реализовать обязательство к 2004 г. снизить общие тарифы с 31,5% до 15,2%. Это относилось и к банковской сфере, сфере информационных технологий, страхованию и т.д. В частности, были уменьшены таможенные тарифы на автомобили с 80–100% в 2001 г. до 25% к середине 2006 г.; к 2005 г. ликвидированы тарифы на импорт продукции информационных технологий.
Важнейшей задачей налоговой реформы после адаптационного периода (5 лет) стало не только изменение налоговой системы с учетом международных стандартов, но и максимальная защита, и поддержка слабых отраслей экономики.
В 1978–2005 гг. одной из задач являлось создание системы привлечения прямых иностранных инвестиций, поэтому особенностью налогового регулирования стала разработка системы налоговых льгот для предприятий с иностранным капиталом и их правовое оформление. Для организаций с участием иностранного капитала были установлены налоговые льготы, освобождения от налогов по территориальному принципу (например, при регистрации предприятия в особых экономических зонах). Организации с национальным капиталом, как правило, не могли пользоваться данными льготами.
Успехи реформы налоговой реформы 1994 года со временем выявили потребность в совершенствовании модели разграничения налогов, стандартизации ставок налогов, прежде всего по индивидуальному подоходному налогу.
Состоявшийся с 8 по 11 октября 2005 года 6-й пленум ЦК КПК XVI созыва выдвинул тезис «о необходимости еще большего внимания к социальной справедливости» и определил справедливость в качестве важного признака социалистического гармоничного общества и отметил, что следует постепенно формировать систему обеспечения социальной справедливости, главное содержание которой заключается в справедливости прав, шансов, правил и распределения. Решения Пленума подчеркивали, что необходимо обеспечить социальную справедливость через усиление хозяйственного строительства. Исходя из этого, реформирование налоговой системы в Китае на данном этапе направляется на создание равных условий налогообложения для предприятий с национальным и иностранным капиталом. Кроме этого, китайское правительство ввело поправки в Закон о взимании личного подоходного налога и повысило планку освобождаемых от налога личных доходов, что создало благоприятный общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности отечественных малых и средних предприятий.
Глобальный финансово-экономический кризис 2007–2009 годов создал благоприятную возможность для внутреннего экономического роста, продвинул экономику Китая в направлении к пятой стадии — «эпохе высокого массового потребления» (the age of high mass consumption). В целом, был осуществлен сдвиг в направлении от предложения на внешний рынок к внутреннему спросу, от экспортного производства к национальному потреблению. Это поставило проблему и положило реальное начало для того, чтобы перенести центр тяжести налогообложения с производства на потребление, приступить к разработке и введению экологических налогов .
Важной тенденций фискальной системы Китая в последние 30 лет является ее упрощение, нашедшее отражение, главным образом, в реформе 1994 г. Если в 1980-е гг. насчитывалось 37 различных видов налогов и сборов, то на современном этапе их число сократилось до 16. Одной из причин данного процесса является конкуренция с другими странами за прямые иностранные инвестиции. Понятно, что сокращение видов налогов обеспечивает совершенствование налогового планирования, учет и согласование интересов не только «собственников компании, но и других участников осуществления бизнеса — наемного персонала, прежде всего, топ-менеджеров, партнеров по бизнесу, органов публичной власти» .
Другой тенденцией налоговой системы КНР являются структурные изменения налоговых доходов. Эволюция налоговой системы Китая коррелируется с общемировой тенденцией сокращения доли косвенных налогов и увеличения доли прямых налогов. За пятнадцать лет, с 1994 г. по 2011 г., налоги на прибыль выросли, а налоги с оборота уменьшились примерно на 10%.
Также в ходе реформ обозначилась тенденция роста числа налоговых льгот и вычетов, учитываемых при налогообложении как физических, так и юридических лиц. Налоговые льготы являются инструментом против экономической неустойчивости и одним из факторов привлечения иностранных инвестиций. В процессе реформирования налоговой системы в доле налоговых поступлений от различных социально-экономических секторов были осуществлены большие изменения. Рассматривая разнообразие источников налоговых поступлений и тенденцию к равномерному распределению долей налоговых поступлений от различного рода экономических структур, можно прийти к следующим выводам: Китаю присуще разнообразие экономических структур; особенно быстрое развитие получают акционерная собственность и иностранные инвестиции; в Китае постепенно формируется рыночная экономическая система.
С точки зрения долгосрочной перспективы, целью улучшения налоговой структуры КНР должно быть приведение налоговой системы в соответствие с налоговыми структурами передовых стран мира посредством оптимизации, создания высокоэффективной, разумной налоговой системы, в которой центральное место занимал бы НДС, но при этом налогу на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц придавалось бы равное значение. Что касается структуры региональной льготной политики, то ее нельзя назвать рациональной. Льготы предоставляются экономически и социально благополучным восточным приморским районам. При этом постепенное ослабление привлекательности западных неразвитых регионов в глазах иностранных инвесторов отрицательно влияет на межрегиональное экономическое взаимодействие.
Конечным результатом оптимизации системы налогообложения должно стать создание биполярной налоговой структуры, составляющими которой выступают налог на прибыль предприятий и подоходный налог с физических лиц, с одной стороны, и налог на хозяйственную деятельность, с другой стороны, а прочие налоги являются вспомогательными. Вместе с тем, после утверждения местной системы налогообложения необходимо обеспечить устойчивость налоговой системы, и уже на этой основе заниматься совершенствованием и дальнейшей систематизацией.
В условиях глобализации величина налогового бремени — один из важнейших инструментов удержания национальных капиталов и привлечения иностранных инвестиций. О том, что реальное налоговое бремя в Китае ниже среднемировых значений, свидетельствует следующее. По данным МВФ, величина средних общих государственных доходов в мире (% от ВВП) составила в 31,72%, тогда как в Китае — 22,062% (на 9,66% меньше), в России — 36,164 (на 4,44% больше) .
Бюджетная система Китая является высокоцентрализованной с точки зрения доходов, и в то же время по расходам она одна из самых децентрализованных в мире. На местные органы власти приходится около 80% всех бюджетных расходов, при этом трансферты из центра составляют в среднем 40–50% расходов местных властей . Поэтому на XVIII съезде КПК, состоявшемся ноябре 2012 года, была поставлена задача «ускорять реформирование финансово-налоговой системы, оздоровлять систему соразмерения финансовых ресурсов с полномочиями центра и мест .., создавать систему местных налогов, формировать порядок налогообложения, идущий на пользу структурной оптимизации и социальной справедливости» . Налоговое реформирование в данном направлении неизбежно будет связано с инструментами межбюджетного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности регионов .
Продолжительный впечатляющий экономический рост в Китае привел к появлению крупных личных состояний. В конце 2013 года в Китае насчитывалось 157 миллиардеров (Гонконг — 75 миллиардеров — не учитывался), больше — только в США . Однако система китайского налогового законодательства, действующего с 1986 года, не предусматривает общегосударственное налогообложение крупных состояний, например, дорогостоящей недвижимости физических лиц. Но власти отдельных городов могут ввести такие налоги. «Пилотная реформа» применения налога на имущество при покупке вторых домов началась в 2011 году в муниципалитетах Шанхай и Чунцин. Ставка налога на недвижимость в Шанхае составила от 0,4 до 0,6%. В Чунцине налогом облагается недвижимость премиум-класса и новые качественные дома по ставке от 0,5 до 1,2%. С учетом обобщения последствий этого эксперимента, предполагается распространить применение налога на имущество в других городах.
В целом, анализ итогов развития показывает, что экономическая система КНР вызывает к жизни новую масштабную экономическую и налоговую реформу не только в целях развития предпринимательства, но и наполнения государственного бюджета.
Опыт Китая — выводы для России. Опыт Китая свидетельствует о том, что в процессе экономических реформ власти немало нарубили с плеча и наломали через колено. Но в Китае к концу 1970-х годов сумели на основе своего исторического опыта выработать стратегические подходы к экономическим и налоговым реформам: равномерность, последовательность и постепенность, взвешенный подход к оценке получаемых результатов. Так, приход к власти пятого поколения руководителей не имел резких политических и экономических последствий, никто и не подумал о смене экономического и политического курса.
Вряд ли то, что происходит в современной налоговой системе КНР, возможно в России. Около половины китайцев освобождены от уплаты налогов не потому, что власть имеет финансовые заделы, а вследствие массовой нищеты.
Вряд ли то, что происходит в современной налоговой системе России, возможно в Китае. Так, в России с декабря 2012 года значительно стало увеличиваться число индивидуальных предпринимателей, ликвидировавших свое дело (за месяц было ликвидировано около 120 тыс. ИП). Количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей за пять месяцев 2013 года достигло 531,9 тыс. человек. На 1 июня 2013 года количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,636 млн, на 1 января их было более 4 млн А этот бизнес крайне важен для рыночной экономики, поскольку она собственно с него и начинается. Сами предприниматели связывают это с решением правительства увеличить страховые взносы для самозанятых с 2013 года более чем в два раза .
Вместе с тем ряд выводов показателен. Выделим, на наш взгляд, наиболее существенные.
Налоговая система — составная часть экономической системы страны. Если, как утверждает Д.А. Медведев, состояние российской экономики «кислое» , то аналогичным является состояние налоговой системы. Успех или неуспех налоговой реформы — величина производная от вектора идеологии экономических реформ.
Если в основе экономической идеологии лежит представление о том, что рынок сам по себе — идеальный механизм, способный привести к полной занятости и полному удовлетворению потребностей всех членов общества, не терпящий государственного вмешательства, то отсюда напрашивается естественный вывод: всякая реформа несет в себе вред, поэтому лучшее правительство то, которое бездействует.
Неудачи в управлении экономикой естественным образом приводят к провалам в бюджетной политике.
В неудачах налоговых реформ нет и быть не может внешнего следа. Отметим, что налогообложение всегда национально, международной системы налогообложения просто не существует, поскольку налог, взятый сам по себе — продукт национального права. Ни один налог до настоящего времени не поступает в некий международный бюджет, минуя конкретные национальные налоговые органы. Следовательно, не только практика, но и теория налогообложения должна оставаться национальной. До тех пор пока международное право, способное создать налоговую систему со всеми ее атрибутами, отсутствует, нет и не может быть некоей международной системы налогообложения. Разумеется, заключаются межгосударственные соглашения, например, связанные с устранением двойного налогообложения, координацией налоговой политики с учетом межгосударственных соглашений. Однако это не изменяет природы налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, налоговой системы и налогообложения. Соответственно и налоговая система остаётся национальной. Исходя из этого, вполне логично формируется налоговое законодательство и система предупреждения криминальных деяний: всякое налоговое правонарушение рассматривается в данном качестве в рамках национальной правовой системы.
Видимым результатом международного взаимодействия национальных налоговых систем является налоговая конкуренция. В условиях глобализации при прочих равных условиях инвестиции (национальные и иностранные), а тем более реинвестиции, придут туда, где будет выше чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
В условиях глобализации при рациональном взаимодейст­вии может произойти их налоговая конвергенция, постепенное сближение национальных налоговых систем.
Существенным практическим аргументом против «международной системы налогообложения» является «борьба с размыванием налоговой базы, с разного рода офшорными схемами», ставшая мировой тенденцией. В частности, в 2012 году «через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов — это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами — выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны» .
Неудачи в налоговом реформировании напрямую отражаются на инвестиционном климате страны. Если идет массовый отток создаваемых в стране капиталов, по какой причине в ее экономику должны вкладываться иностранцы? Разумеется, налоговое стимулирование иностранных инвестиций полезно для страны, однако более перспективным является создание комплекса условий для предотвращения бегства национальных капиталов.
Что можно предложить, какие меры следует предпринять для того, чтобы в будущем, с одной стороны, избежать массовой ликвидации бизнеса, утечки капиталов, а с другой, — не допускать размывания налоговой базы? В обществе выживает не самый сильный и не самый слабый предприниматель, а тот, кто сумеет приспособиться. Следует разработать концепцию налогового таргетирования, которая должна, с одной стороны, отражать идеологию формирования налоговой базы а, с другой, — представлять собой комплекс мер, направленных на формирование и управление налоговой базой с таким расчетом, чтобы предприниматели успевали приспособиться к налоговым шокам.
Успешность или неудачи в налоговой реформе производны не только от экономического прогресса, но и от социально-психологического настроя общества. Общий результат зависит от того, проводится она в интересах населения страны или тех, кто ее проводит. Очевидно, масштабный приток инвестиций, массовая социальная поддержка реформы — залог расширения налоговой базы, а с ней и решение проблем наполнения бюджетов.
Отметим, в Российской Федерации сформировался малый слой очень богатых и влиятельных людей, контролирующих средства массовой информации, которые не заинтересованы в том, чтобы платить налоги. Они не нуждаются в нищенской государственной пенсии, поскольку нажили на всю оставшуюся жизнь. Они пользуются платными услугами здравоохранения высокого качества, отправляют жен и дочерей рожать детей и внуков в США, чтобы при достижении ими совершеннолетия гарантировать получение американского гражданства. Они не видят смысла в поддержании отечественного образования, так как их дети и внуки учатся за границей. И так далее. Но эта часть общества имеет гораздо больше возможностей публично пропагандировать мнение, будто вести честный бизнес в принципе невозможно в виду отсутствия у них культуры и традиций.
В ряде стран вдоль автотрасс с таким расчетом, что водитель не может не обратить внимания, размещены довольно занимательные плакаты с антиналоговой пропагандой, скажем, такие: «Лучший способ доказать ребенку пользу налога — это откусить у него 13 процентов от мороженого».
Вот характерный российский пример: «Выведение зарплат из «тени» — в высшей степени дорогое удовольствие… Оно обошлось бы примерно в треть оборота (продаж) предприятию, у которого высока доля заработной платы в себестоимости: именно такую величину — повторю, примерно треть оборота! — составили бы налоги. Очевидно, что подобным образом повысить свои налоговые платежи могут исключительно предприятия с прибылью выше трети продаж» .
В результате такого рода «научных» обоснований, «экономических расчетов», сформированных с определенной классовой позиции, пытаются сформировать иллюзию, будто низкие налоги повысят уровень их собираемости: стоит только уменьшить налоги, и все предприниматели тут же кинутся их добровольно, вовремя и полностью вносить: «выйти из «тени» для многих предприятий экономически невозможно, независимо от их желания», «любой предприниматель, как и любой работник, мечтает отказаться от «серых» зарплат и иных способов уклонения», «сейчас ставка обналичивания где-то 5–10%, в зависимости от обстоятельств. Все эти деньги предприниматели готовы отдать в виде налогов» и т. д.
Сколь же наивными нужно быть, чтобы в это верить!
Раньше, например в 1980-х гг., при неизмеримо более высоком уровне зарплаты и иных доходов билет на проезд в трамвае стоил три копейки, — и то не платили. Пользование телефоном-автоматом обходилось в две копейки, — и то пытались обманывать. На повышение качества налогового администрирования следует обращать внимание не только в период бюджетных кризисов, но и в период роста бюджетных доходов.
Авторы страшилок о налоговой нагрузке в России могли бы вспомнить пример Норвегии, в которой после отмены 80-процентного порога в 1974 г. числилось свыше 2000 граждан, выплативших более 100% подлежащего налогообложению дохода. А корабельный магнат Хильмар Рекстен (1897–1980) был обложен налогом в 491 процент .
Авторы страшилок о налоговой нагрузке в России не упоминают о том, что она гораздо ниже, чем во многих европейских странах. По данным за 2012 год, доля налогов в ВВП превышала 40% в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Исландии, Италии, Норвегии, Швеции . Уровень заработной платы в них с российским уровнем также не сравнить. Почему же предприниматели из этих стран не ринулись в Россию, почему нас не захлестнул давным-давно обещанный либеральными реформаторами «шквал инвестиций»? Очевидно, что корень проблемы кроется не в уровне налоговой нагрузки, модель «снижение налогов — экономический рост» не является сколь-нибудь рациональной гипотезой.
Возможно, для того, чтобы исчезли лозунги о том, что «повысить свои налоговые платежи могут исключительно предприятия с прибылью выше трети продаж», следует использовать опыт указания в кассовом чеке отдельной строкой адвалорных налогов при реализации товаров потребителю. Конечно, сегодня в России уже отсутствуют свободные объяснения методов, не ведутся колонки и рубрики в СМИ о том, как укрыться от налогов. Но в целом, без всеобщего декларирования доходов и источников собственности уровень собираемости налогов сам собой не повысится.
При этом само собой разумеется, что Налоговый кодекс должен быть прост и понятен каждому предпринимателю, как Устав караульной службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх