Куперс

Бухучет и анализ

Налог на ЛПХ

Минфин России выпустил письмо, разъясняющее порядок применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества (письмо Минфина России от 6 июня 2019 г. № 03-05-04-02/415001).

По общему правилу для вышеуказанных участков установлена пониженная предельная налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3% кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса). При этом, по сложившейся судебной практике, для применения такой ставки необходимо учитывать не только категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, но и целевой характер использования таких земель (определение ВАС РФ от 19 февраля 2014 г. № ВАС-1310/14).

Законодательством установлено, что подсобное хозяйство ведется гражданином и членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для таких целей (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). Такое же правило действует и в отношении участков для садоводства и огородничества (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ).

А значит, пониженные ставки применяются некоммерческими организациями и физлицами, непосредственно использующими земельные участки в личных, а не в коммерческих целях (определение ВС РФ от 18 мая 2015 г. № 305-КГ14-9101). Если же организации используют их не по прямому назначению (например для перепродажи), то в этом случае применяются обычные ставки, устанавливаемые муниципальными органами и не превышающие 1,5% кадастровой стоимости. Такой позиции придерживаются и суды (решение ВАС РФ от 11 марта 2013 г. № ВАС-17640/12, определение ВС РФ от 20 июня 2018 г. № 301-КГ18-7425).

В НК РФ уже внесены соответствующие изменения, но вступят в силу они только в 2020 году (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ). До тех же пор налоговое ведомство рекомендует в этом вопросе руководствоваться сложившейся судебной практикой.

1 С текстом письма Минфина России от 6 июня 2019 г. № 03-05-04-02/41500 можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил правительству до 15 мая разработать механизмы легализации личных подсобных хозяйств (ЛПХ), один из упомянутых в поручении вариантов – введение на селе налога на самозанятых. Эксперт ОНФ, вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Ольга Башмачникова уверена, что любое решение в этом вопросе должно быть взвешенным. Налог на владельцев личных подсобных хозяйств может увеличить темпы миграции и серьезно ухудшить уровень жизни сельского населения.

По данным последней всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., в стране – 17,5 млн личных подсобных хозяйств граждан. Из них лишь 50 тыс. подворий приносят своим владельцам основной доход. Даже 2 млн личных подсобных хозяйств, которые производят продукцию не только для нужд семьи, но и на продажу, получают с этого доход, который помогает людям просто выживать.

«Поэтому ни в коем случае нельзя допустить, чтобы основная доля личных подсобных хозяйств подпала под налоговый режим. Им и так тяжело живется, и облагать такие хозяйства налогом просто недопустимо», – считает Ольга Башмачникова.

Причины, которые побудили правительство искать варианты легализации личных подсобных хозяйств, эксперту понятны. Данные переписи показывают, что 1% личных хозяйств имеют земельные участки более 20 га. Некоторые ЛПХ по размеру сопоставимы со средним фермерским хозяйством.

«Сейчас малые предприниматели и фермеры, сталкиваясь с трудностями, переходят в статус личного подсобного хозяйства, чтобы их оставили в покое. А государство пытается остановить этот процесс при помощи налога на профессиональный доход. Но эта мера не стимулирует развитие, а останавливает его. Чтобы люди, имеющие подворья, наоборот, захотели перейти в предприниматели, а действующие предприниматели в этом статусе остаться, нужно другое: сделать доступными для малых хозяйств господдержку, кредитные ресурсы, информационно-консультационное сопровождение, упростить налогообложение, оградить фермеров от лишних проверок», – пояснила Башмачникова.

По мнению эксперта Народного фронта, вместо введения новых налогов стоит организовать два других процесса: системно поддерживать малые крестьянские (фермерские) хозяйстве, что позволит им как минимум сохраниться, и развивать существующие личные подсобные хозяйства через программы социального лифта и кооперацию. Здесь гораздо важнее стимулирующие меры, нежели ограничивающие.

«Полную определенность могли бы внести поправки в закон «О личном подсобном хозяйстве», где стоит прописать размер хозяйства (по площади земельных угодий, поголовью или по объему выручки), которое считается личным подсобным и не уплачивает налоги. А дальше люди должны понимать: хочешь расти – можешь получить серьезную поддержку от государства и развивать производство. Но уже как предприниматель, платящий налоги. И с цифрами здесь нужно быть очень осторожными, чтобы не наломать дров», – прокомментировала Ольга Башмачникова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх