Куперс

Бухучет и анализ

Налоги право

Газета «Учет, налоги, право» — незаменимый помощник бухгалтеров и главных бухгалтеров российских предприятий и организаций, а также аудиторов, представителей малого бизнеса, юристов, специализирующихся на налоговом законодательстве.

Каждую неделю в нашей газете:

  • Все события и новости от специалистов министерств и ведомств о готовящихся изменениях в профессиональной сфере;
  • Решения самых острых проблем в рубриках «Горячая линия» и «Консультации»;
  • Новейшие нормативные акты с комментариями;
  • Эксклюзивные материалы арбитражной практики;
  • «письма» — ответы на вопросы подписчиков дают опытные аудиторы, юристы, работники налоговых органов.

Ключевые разделы газеты:

  • Картина недели : все профессиональные новости за неделю;
  • Новые документы: оперативные комментарии к свежим законам, постановлениям и письмам;
  • Вносим ясность: недвусмысленные разъяснения по сложным вопросам;
  • Работа без проблем: результативные решения налоговых и учетных проблем;
  • На хорошем счету: налоговое планирование, финансовый анализ, руководство бухгалтерией;

Газета выходит еженедельно по вторникам, тиражом более 98 тысяч экземпляров, и распространяется в Москве и Московской области по подписке и в розницу, а так же в 84 регионах России по подписке.

Приложение «Официальные документы»

Законы, постановления и письма министерств и ведомств за истекшую неделю. Новые документы появляются в приложении сразу после их обнародования – зачастую быстрее, чем в электронных базах данных. Тексты документов публикуются без сокращений. Удобное содержание позволяет выделить наиболее важные документы.
Приложение распространяется только по подписке вместе с газетой «Учет. Налоги. Право». Объем – 8-24 полосы.

Региональные выпуски газеты

Московский: еженедельно вместе с основной газетой читатели получают региональную вкладку объемом 8 полос. География распространения: Москва и Московская область.

Уральский: ежемесячно вместе с основной газетой читатели получают региональную вкладку объемом 8 полос. География распространения: Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Республика Башкирия, Ханты-Мансийский автономный округ.

Сибирский: ежемесячно вместе с основной газетой читатели получают региональную вкладку объемом 8 полос. География распространения: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Алтайский и Красноярский край, Республика Алтай.

Северо-западный: еженедельно подписчики получают газету объемом 24 полосы, включающую не только федеральные, но и региональные материалы. География распространения: Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Тематические выпуски газеты

Начиная со второго полугодия 2007 года подписчики газеты регулярно получают новые тематические страницы к газете (дополнительно 8 полос).

Сам себе юрист: как все решить без юридической службы. Гражданское, трудовое и корпоративное право: что важно знать главбуху, у которого нет под рукой юриста. Контрольные точки в поступающих документах: что проверить и исправить, чтобы не попасть в ловушку. Разрешение конфликтов без суда.

Безопасное налоговое планирование: как сегодня сэкономить на налогах. Надежные способы снижения налоговых платежей. Идеи и готовые решения для налогового планирования. Свежий рейтинг безопасности налоговых схем.

Беспроигрышный налоговый спор: как доказать свою правоту инспекции. Какие способы учета приводят к спорам с налоговиками. Когда отстаивать свою правоту до конца, а с чем спорить не стоит. Как использовать в своих интересах отдел налогового аудита инспекции.

Техника безопасности налоговой проверки . Как снизить риски камеральных и выездных проверок всех налогов, а также проверок применения ККТ, кассовой дисциплины, проверок с участием милиции и др. Материалы построены на реальных фактах и секретных документах налоговиков.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. Кутафина»

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«НАЛОГОВОЕ ПРАВО РФ»

для студентов очной формы обучения Института прокуратуры,

Института финансового и банковского права, Института адвокатуры,

заочной формы обучения Института правоведения

на 2011/12, 2012/13 учебные годы

Москва — 2011

Составители:

кандидат юридических наук, старший преподаватель Л.Л. Арзуманова

Ответственный редактор:

доктор юридических наук, профессор Е.Ю. Грачева

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговое право РФ» для студентов очной и заочной форм обучения на 2011/12, 2012/13 учебные годы. – М.: МГЮА, 2010.

Учебно-методический комплекс составлен с использованием справочно-правовой системы «Гарант»

Введение …………………………………………………………………………………….4

Тематические планы…………………………………………………………………………5

Программа дисциплины…………………………………………………………………….8

Учебная литература………………………………………………………………………..10

Нормативные правовые акты………………………………………………………………11

Методические указания к изучению дисциплины……………………………………….12

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения…………………..16

Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..19

Введение

Дисциплина «Налоговое право РФ» является подотраслью финансового права, т.е. имеет тесную и непосредственную связь с курсом «Финансовое право».

Курс изучается в течение одного семестра.

По окончании семестра студенты всех форм обучения сдают экзаменационный зачет.

Целью и задачами дисциплины является: комплексное изучение студентами вопроса в области налогового права и исследования данных, накопленных юридической наукой, изучение и обобщение действующего законодательства, с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации, российского законодательства, а также сложившейся практики применения налогового законодательства.

Тематические планы Тематический план для студентов Института прокуратуры

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Лек.

Сем.

Сам. раб.

История возникновения налогов. Налоговая система Российской Федерации

Предмет и метод налогового права. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений

Налоговый контроль. Обжалование решений (актов, действий/бездействий) налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налогообложение физических лиц

Налогообложение юридических лиц

Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами (косвенные налоги)

Целевые налоги

Специальные налоговые режимы.

Иные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ

Итого

Ю.В. ГОНЧАРОВА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Механизм налогового администрирования не способен функционировать без правового регулирования. При этом формальная определенность правового регулирования механизма налогового администрирования в настоящее время состоит в том, что законодатель не оформляет уже фактически сложившиеся общественные отношения, а на основе действия общих принципов налогообложения моделирует их заново с учетом необходимости обеспечения публичных интересов. На основе этого и происходит построение современной модели взаимодействия административного права и налогового права в рамках налогового администрирования. В данной модели функцию разрешения и урегулирования споров (конфликтов) публичных и частных имущественных интересов выполняет и та, и другая отрасли права.

Уяснение формальной определенности правового регулирования механизма налогового администрирования позволяет нам определить мотивацию законодателя, использующего этот термин, а именно что он понимает под налоговым администрированием в тексте закона, тогда как трактовка данного понятия им не предлагается. В частности, законодатель понимает под налоговым администрированием организационно-распорядительную деятельность органов государственной власти (в первую очередь налоговых органов), направленную на исполнение налоговой обязанности посредством процессуального оформления прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений.

Заметим, что интерес современной юридической науки к налоговому процессу обозначился после принятия первой части НК РФ именно в связи с наличием в нем значительного числа процессуальных норм. До принятия НК РФ налогово-процессуальные нормы находились в зачаточном, нормативно неоформленном состоянии. Такое положение тормозило дальнейшее развитие налогового законодательства, создавало трудности для судебной и правоприменительной практики .

Осуществление кодификации налогового законодательства и достижение необходимого уровня законодательной регламентации налоговых правоотношений позволяют говорить о появлении в налоговом праве новых институтов, а именно о «налоговом процессе», включающем в себя, в частности, «производство налогового контроля» и «производство по делам о налоговых правонарушениях» .

Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что налоговый процесс как предмет регулирования исследован недостаточно подробно. Понятие налогового процесса в тексте НК РФ отсутствует . В налоговом праве нет важнейших норм-принципов, раскрывающих содержание налоговых процедур, налогового процесса, контрольно-надзорных мероприятий. Пока налоговый процесс носит дискретный, характер, что обусловливает сложности и противоречия в административной деятельности по реализации многих налоговых правоотношений.

Несмотря на это, НК РФ как кодифицированный законодательный акт позволяет определить систему законодательных актов, содержащих особую группу правовых норм, регулирующих механизм налогового администрирования. В частности, ст. 1 НК РФ устанавливает следующую систему налогового законодательства: Налоговый кодекс; федеральные законы о налогах и сборах; законы и нормативные акты о налогах и сборах субъектов РФ; нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Указанная система налогового законодательства содержит немало дискуссионных вопросов.

Так, например, определяя в ст. 1 НК РФ состав налогового законодательства, законодатель не включил в него Конституцию РФ. Для одних ученых это является основанием не относить Основной закон государства к источникам налоговых правоотношений , для других Конституция РФ выступает только в качестве общей нормативной основы налогового права; непосредственно налогово-правовые нормы, по их мнению, Конституция РФ не содержит .

По нашему мнению, Конституция РФ является основополагающим элементом системы налогового законодательства, регулирующего механизм налогового администрирования. Конституция РФ содержит принципы, являющиеся базовыми для налогового процессуального права (ст. 57, п. 3 ст. 75), устанавливает компетенцию органов власти в сфере налогов и сборов (п. 3 ст. 80, ст. 106, п. «б» ст. 114), является источником правового регулирования института обжалования в налоговом праве .

Центральное место среди источников права, регулирующих механизм налогового администрирования, занимает НК РФ. Часть первая НК РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России, в т.ч. в рамках исследуемого вопроса: основания возникновения (изменения, прекращения) и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и

обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Долгое время в редакции НК РФ, в т.ч. в юридической сфере, регулирующей порядок применения тех или иных норм, существовала масса неясностей и пробелов. Например, из-за отсутствия четкого определения понятий «налоговая проверка» (ст. 87 НК РФ), «дополнительные мероприятия налогового контроля» (ст. 101, 101.1 НК РФ) налоговые органы в рамках проведения данных мероприятий часто действовали произвольно и по своему усмотрению могли проводить проверки практически круглый год .

С 1 января 2007 г. в рамках осуществления мер по совершенствованию налогового администрирования на основании Федерального закона от 27.07.2006 № 137-Ф3 вступил в силу комплекс поправок и изменений в часть первую НК РФ. Изменено более 65 % норм . Большинство изменений нацелены на то, чтобы улучшить положение налогоплательщиков, например, в части детализации процедуры вынесения решения по итогам налоговых проверок, повышения гарантий прав налогоплательщика при проведении выездных проверок, детализации перечня обязанностей налоговых органов и др. . Однако многие юристы считают, что другая часть явно ухудшает его. Например, это относится к установлению целого ряда различных вариантов исключений при проведении выездной проверки, которая в итоге может быть затянута на срок до 15 месяцев . Важно, что большая часть поправок носит редакционный характер и не меняет сложившейся системы налогового администрирования.

Источниками правового регулирования механизма налогового администрирования также могут выступать федеральные законы о внесении изменений и дополнений в НК РФ. Например, за период с 2005 по 2007 гг. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ было рассмотрено более 200 проектов федеральных законов, вносящих изменения и поправки в НК РФ . Однако все они пока решают локальные вопросы налогового администрирования, не внося радикальных изменений в налоговое законодательство.

Между тем в рамках совершенствования правового регулирования механизма налогового администрирования существует целый ряд серьезных проблем, требующих законодательного разрешения. В частности, многие компании реализуют оффшорные модели развития бизнеса в России. Не упорядочены процедуры досудебного разрешения налоговых споров. Критерии оценки рискованности крупнейших налогоплательщиков не в полной мере соответствуют действительности и являются слишком обобщенными. Несмотря на обилие концептуальных наработок, органами власти мало сделано для автоматизации процесса налоговых проверок. Полностью между собой не скоординированы взаимоотношения между таможенными, налоговыми и правоохранительными органами. Актуальным является введение понятия консолидированного налогоплательщика .

К актам налогового законодательства, регулирующим механизм налогового администрирования, относятся также федеральные законы и иные нормативные акты, действовавшие на территории России на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные законодателем утратившими силу. Такие акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним. В частности, в настоящее время действует Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» — федеральный закон, безусловно входящий в состав налогового законодательства, хотя и не упомянутый в Общей части НК РФ.

Повышенное внимание правовой науки вызывают региональный и местный аспекты налогового правотворчества. Однако в условиях высокой централизации налоговой системы страны возможности субъектов РФ в правовом регулировании механизма налогового администрирования ограничены.

НК РФ не относит к законодательству о налогах и сборах акты Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти иных уровней. Однако эти акты при соблюдении определенных условий могут выступать источниками правового регулирования механизма налогового администрирования, не входя при этом в состав налогового законодательства.

Свои особенности, определенные в ст. 5 НК РФ, имеет и вступление в силу актов налогового законодательства. В частности, правила по данному вопросу учитывают серьезность последствий введения новых налогов и (или) сборов и существенно изменяют общий порядок вступления в силу федеральных законов. По предмету действия нормативные правовые акты о налогах и сборах распространяются на все отношения в сфере налогового администрирования.

Налоговое законодательство действует в отношении лиц, признаваемых участниками налоговых правоотношений в соответствии со ст. 9 НК РФ. В данной статье не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но следует признать, что они также относятся к участникам отношений, регулируемых

законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.

В соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Тем не менее между налогоплательщиками и налоговыми органами нередко возникают споры, касающиеся возможности использования ведомственных писем в качестве основания для подтверждения прав налогоплательщиков по вопросам налогообложения .

Властный характер налоговых правоотношений предполагает значительное и активное участие в них органов государственной власти, что, в свою очередь, предопределяет широкую правоприменительную деятельность и большое количество правоприменительных актов, различных как по субъектам, их издавшим, так и по своему значению.

Судебные решения, принимаемые по конкретным делам, связанным с налоговыми отношениями, также относятся к правоприменительным актам в сфере налогообложения. Одновременно решения суда можно отнести и к актам толкования права, поскольку они содержат казуальное толкование правовых норм. Особое место в системе правовых актов, в том числе и принимаемых по вопросам, связанным с налогообложением, занимают акты высших судебных инстанций — Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.

Таким образом, видно, что создание эффективной системы и структуры налогового законодательства по правовому регулированию механизма налогового администрирования является широкой и весьма сложной задачей.

Правовое регулирование механизма налогового администрирования представляет собой систему нормативных правовых актов межотраслевого характера, выполняющих функцию по разрешению и урегулированию споров (конфликтов), реализации публичных и частных имущественных интересов в налоговой сфере.

Литература

1. Демин А.В. Налоговый кодекс в системе источников налогового права России (к итогам кодификации налогового законодательства) (Материал подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2007) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Кузнеченкова В.Е. Проблемы теории правоохранительного налогового процесса // Право и политика. 2005. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Давыдова М.В., Пантелеев А.И. Понятие и предмет налогового процессуального права // Финансовое право. 2006. № 3.

4. Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права / Под ред. М.В. Карасевой. СПб.: Питер, 2003.

5. Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. № 7.

6. Кузнеченкова В.Е. Право на обжалование в системе категорий налогового процесса // Финансовое право. 2004. № 5.

7. Паршакова А.Н. Проблемы источников налоговых норм // Современное право. 2005. № 6.

8. Зрелов А.П. Недоработки в правовом регулировании налогового администрирования, или Новые ошибки в части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2006. № 12.

10. Фадеев Д.Е. Совершенствование налогового администрирования: взгляд бизнеса // Налоги (газета). 2008. 1 мая.

11. Титов А.С. Анализ законодательных инициатив, имеющих своим предметом правовое регулирование налогового администрирования // Российский следователь. 2007. № 9.

12. Смирнов Е.Е. Налоги и закон: пока решаются локальные правовые проблемы // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2008. № 1.

14. Береснева Н.В. Ненормативный характер писем ФНС России // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх