Куперс

Бухучет и анализ

Нарушение требований охраны труда УК РФ

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Зиядова Д.З. Мурзаева Д.Г.

1.1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НАРУШЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Светлой памяти нашего научного наставника -Астемирова Зайнутдина Астемировича — посвящается Зиядова Дурея Зиядиновна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор, заведующая Лабораторией. Место работы: Дагестанский государственный университет. Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии, лаборатория уголовно-правовых и криминологических исследований. E-mail: Zijadowa@mail.ru Мурзаева Джамиля Гаджиевна. Должность: преподаватель. Место работы: Дагестанский государственный университет. Подразделение: Юридический колледж. Email: dmurzaewa@yandex.ru

Аннотация

В статье обращено внимание на пробелы в уголовно-правовой норме, предусмотренной ст. 143 УК РФ; проведен исторический экскурс развития данного института в законодательствах советского периода; предлагаются некоторые направления совершенствования уголовного законодательства о нарушении требований охраны труда.

Цель: определить некоторые направления совершенствования уголовного законодательства о нарушении требований охраны труда.

Использовались следующие методы: опрос, анкетирование, анализ и обобщение материалов следственной и судебной практики, исторический и сравнительный методы.

Область применения результатов. Результаты работы могут быть использованы в деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере охраны труда.

Ключевые слова: нарушение требований, охрана труда, пробелы в законодательстве, исторический и сравнительно-правовой анализ, совершенствование законодательства.

CRIMINAL-LEGAL IMPACT OF THE VIOLATION OF REQUIREMENTS OF LABOR PROTECTION

Application results. The results can be used in the activity of subjects of prevention in the sphere of labor protection.

Государственная политика Российской Федерации в области охраны труда направлена на защиту жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Основной упор на здоровье и жизнь человека делается и в статье 143 УК РФ. Но, несмотря на главные позиции прав личности на жизнь и здоровье, данные уголовно-правовые нормы относятся к преступлениям небольшой (ч. 1 ст. 143 УК РФ) и средней тяжести (ч. 2 и 3 ст. 143 УК РФ). Как известно, охрана здоровья людей является более важной задачей государства, чем охрана их имущества. Как справедливо отмечал Ю. Вольдман, даже «за кражу (ч. 3 ст. 158 УК РФ) законодателем предусмотрен более строгое наказание, чем за преступное нарушение требований охраны труда»1.

Учитывая такую позицию законодателя, в рамках исследования обращено внимание на размеры наказания, установленные уголовным законодательством за преступное нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой последствия разной тяжести. В статье 143 УК РФ не дифференцирована уголовная ответственность в зависимости от числа потерпевших, то есть лиц, получивших тяжкий вред здоровью. Получается, причинение тяжкого вреда здоровью одному или десяткам лиц будет охватываться ч. 1 ст. 143 УК РФ.

В качестве пробела данной уголовно-правовой нормы следует указать на отсутствие уголовной ответственности за причинение средней тяжести вреда здоровью при нарушении требований охраны труда. В связи с этим на основе уголовно-правового анализа состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, мы предлагаем некоторые направления по совершенствованию уголовного законодательства о нарушении требований охраны труда. Прежде всего, следует изложить диспозицию ч. 1.1 ст. 143 УК РФ в следующей редакции: «Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека».

В целях дифференциации уголовной ответственности в зависимости от количества потерпевших целесообразно дополнить статью 143 УК РФ частью 2.1. следующего содержания: «деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, причинившее по неосторожности тяжкий или средней тяжести вреда здоровью двум или более лицам». Как правильно отмечала И.В. Бессонова, «дробная дифференциация уголовной ответственности в зависимости от вида физического вреда и количества потерпевших»2 может способствовать профилактике преступлений данной категории.

Пробелом действующего законодательства является и то, что уголовное законодательство сузило рамки криминализации путем исключения из уголовно-правовой нормы указания на угрозу причинения вреда. Исключение угрозы из диспозиции ст. 143 УК РФ изменило концептуальную позицию законодателя, который предвидел наступление тяжких последствий при нару-

1 Вольдман Ю. Защита прав и свобод в сфере труда в Уголовном кодексе // Российская юстиция. — 2000. — № 4. — С. 35-37.

2 Бессонова И.В. Нарушение правил охраны труда в уголовном праве России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2002. — С. 21.

7’2017

Пробелы в российском законодательстве

шении требований охраны труда. Мы предлагаем изменить диспозицию ч. 1 ст. 143 УК РФ и изложить в следующей редакции: «Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это нарушение создает угрозу причинения вреда здоровью или смерти, -наказывается …».

В уголовном законодательстве, в отличие от законов советского периода (УК РСФСР 1926 года и УК РСФСР 1960 года), отсутствует ответственность за грубое нарушение законодательства о труде. По нашему мнению, целесообразно восстановить в УК РФ ответственность за нарушение законодательства о труде. Мы предлагаем включить уголовно-правовую норму, регламентирующую ответственность за незаконное увольнение работников, служащих с работы, неисполнение решения суда о восстановлении на работе, а равно иное умышленное существенное нарушение законодательства о труде, совершенное должностным лицом государственного или коммерческого предприятия или учреждения из субъективных побуждений (Статья 143.1 УК РФ. Умышленное нарушение законодательства о труде). Как правильно отмечал З.А. Астемиров, «криминализация преступлений, совершенных по неосторожности имеет своей основой выраженные криминологические предпосылки. Само установление уголовной ответственности за те или иные деяния, независимо от того, умышленные они или неосторожные, выполняет предупредительно-профилактическую роль, оказывает ощутимое превентивное влияние на субъектов уголовной ответственности»3.

Одним из пробелов действующего уголовного законодательства является отсутствие ответственности руководителя предприятия или организации. Согласно УК РФ, ответственность за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности тяжкие последствия (причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерти), законодателем возложена на лицо, на котором лежала обязанность по соблюдению этих требований. Конечно, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению определенных требований охраны труда, несоблюдение которых способствовало причинению вреда здоровью и лишению жизни, должны нести уголовную ответственность. Согласно ст. 140 УК РСФСР (1960 г.) такая ответственность возлагалась и на руководителя («Нарушение должностным лицом правил по технике безопасности … «4). По справедливому мнению В.В. Воробьева, «исходя из предупредительного воздействия уголовного закона, оправдана необходимость возвращения к прежней редакции данной статьи, возлагавшей ответственность на лиц, на которых в силу трудовых функций возлагалась обязанность по обеспечению мероприятий по охране труда. И в случае причинения вреда здоровью человека по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей необходимо его привлечение к ответственности по общей норме УК (ч. 4 ст. 118)»5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязанность осуществления контроля за соблюдением работниками установленных требований охраны труда должна лежать на руководителе предприятия или

4 Уголовный кодекс РСФСР. — М., 1995. — С. 66.

5 Воробьев В.В. Уголовно-правовые и криминологические ас-

пекты борьбы с преступлениями в сфере трудовых отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Нижний-Новгород, 2002. — С.

организации. Об этом отмечено и в ст. 22 Трудового кодекса РФ («Работодатель обязан … обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны тру-да»6).

В теории уголовного права статью 143 УК РФ относят к преступлениям с двойной формой вины (в отношении к нарушению требований охраны труда — умышленная форма вины, а в отношении к наступающим последствиям — неосторожная форма вины). По нашему мнению, преступление, предусмотренное ст. 143 УК РФ, следует считать деянием, совершенным по неосторожности, учитывая, что сами по себе нарушения требований охраны труда не считаются преступлениями. В категорию преступных деяний они переходят только при наличии определенных законом наступающих по неосторожности последствий. «При неосторожном совершении общественно опасных деяний, субъект имеет дело с профессионально выученными правилами, хотя у него нет ясного осознания возможных последствий. Их осознание не должно вызывать сомнения для возложения ответственности за преступное последствие, которое в свою очередь должно быть в причинной связи с деянием субъекта, выразившимся в пренебрежении указанными правилами»7.

В судебной практике нарушение требований охраны труда относят к категории неосторожных преступлений, несмотря на отсутствие соответствующего подтверждения в уголовном законодательстве. В этой связи мы предлагаем статью 26 УК РФ дополнить частью четвертой в следующей редакции: «Преступление признается совершенным по неосторожности, если само деяние переходит в категорию преступных только при наличии определенных законом последствий, наступивших по неосторожности».

В заключение следует отметить, что невозможно строить эффективную систему профилактики преступлений в сфере охраны труда только на основе совершенствования уголовного законодательства. Важное значение имеет трудовая социализация граждан, работающих в предприятиях и организациях. Именно они должны выступать инициаторами создания нормальных условий труда и заботиться о своих правах, требовать их соблюдения от работодателей, в случае необходимости, обращаться в контролирующие и правоохранительные органы за защитой этих прав.

Список литературы:

2. Бессонова И.В. Нарушение правил охраны труда в уголовном праве России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2002.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста — 83,64%

6 Трудовой кодекс РФ. — М., 2017. — С. 16.

Константин БОНДАРЕНКО, ведущий специалист по пожарной безопасности и охране труда

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

В 1992 году впервые не только в Украине, но и на поприще бывшего СССР был принят Закон об охране труда, определяющий основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и принципы государственной политики в этой сфере, регулирующий отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливающий единый порядок организации охраны труда в стране.

Главной целью охраны труда является создание на каждом рабочем месте безопасных условий труда, безопасной эксплуатации оборудования, уменьшение или полная нейтрализация действия вредных и опасных производственных факторов на организм человека и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Важное место в охране труда занимает именно законодательное регулирование охраны труда.

Основным законом, гарантирующим право граждан на безопасные и здоровые условия труда, является Конституция Украины (ст. 43). Реализация этих прав осуществляется путем выполнения требований, изложенных в законодательных актах по охране труда, а именно в:

— КЗоТ;

— Законе № 1105;

— Законе об охране труда;

— Законе Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII;

— Законе Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII;

— Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XIII;

— Законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII;

— Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02.95 г. № 39/95-ВР;

— Законе Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.95 г. № 255/95-ВР;

— Законе Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Контроль и надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда, по безопасности проведения работ возложены на Государственной комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (далее — Госгорпромнадзор), Положение о которомутверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2006 г. № 1640.

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону (ст. 44 Закона об охране труда).

1. Дисциплинарная ответственность регулируется КЗоТ и предусматривает такие виды наказания, как выговор и увольнение (ст. 147).

2. Административная ответственность — это ответственность должностных лиц и работников перед органами государственного надзора, заключающаяся в применении к ним штрафных санкций.

Государственный надзор осуществляется путем проведения должностными лицами Госгорпромнадзора плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования, по результатам которых составляется соответствующий акт и предписание. При выявлении нарушений, которые могут угрожать жизни и здоровью работников, работы на предприятии или эксплуатация оборудования прекращаются, а должностные лица, допустившие нарушение, привлекаются к административной ответственности путем наложения штрафов.

Должностные лица предприятий могут быть привлечены к административной ответственности за:

— нарушение требований законодательства о труде и охране труда;

— уклонение от участия в переговорах о составлении, изменении или дополнении коллективного договора;

— нарушение или невыполнение коллективного договора;

— непредоставление информации для осуществления коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора;

— невыполнение законодательных требований органов государственного надзора за охраной труда, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Госпожарнадзора, Минтруда;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов по безопасному проведению работ в сферах производства;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывных материалов в сферах производства;

— невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды.

При повторном выявлении нарушений, составляющих угрозу здоровью и жизни работников, материалы проверки направляются в правоохранительные органы для соответствующего реагирования.

Также согласно ст. 23 Закона № 1105 страховые эксперты по охране труда Фонда социального страхования от несчастных случаев имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных этим Законом.

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.99 г. № 1109, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на водном, железнодорожном, воздушном транспорте и их заместители, а также главные государственные санитарные врачи объектов с особым режимом работы в пределах соответствующих административных территорий (объектов) имеют право выдавать постановления о наложении штрафа и в предусмотренных законом случаях применять финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства.

Статья 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение требований законодательных и других нормативных актов по охране труда влечет наложение штрафа на виновных лиц в следующих размерах:

— на работников — от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Лица, на которых наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы (ст. 43 Закона об охране труда).

3. Материальной ответственностью предусмотрено возмещение убытков, причиненных предприятиями работникам (или членам их семей), пострадавшим от несчастного случая либо профзаболевания.

Статья 130 КЗоТ предусматривает, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате нарушения возложенных на них трудовых обязанностей.

При этом права и законные интересы работников гарантируются путем установления ответственности только за прямой действительный ущерб, только в пределах и порядке, предусмотренных законодательством, и при условии, что такой ущерб причинен предприятию, учреждению, организации виновными противоправными действиями (бездействием) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полный размер причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При наличии указанных оснований и условий материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или криминальной ответственности.

На работников не может быть возложена ответственность за ущерб, относящийся к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за неполученную предприятием, учреждением, организацией прибыль и за ущерб, причиненный работником, находившимся в состоянии крайней необходимости.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно покрыть его полностью или частично. С согласия собственника или уполномоченного им органа работник может передать для покрытия причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

Статья 132 КЗоТ предусматривает, что за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Материальная ответственность сверх среднего месячного заработка допускается только в случаях, указанных в законодательстве.

Однако ст. 134 КЗоТ предусматривает случаи, на основании которых работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации. Приведем некоторые из них:

— между работником и предприятием, учреждением, организацией согласно ст. 1351 КЗоТ заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

— имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

— ущерб нанесен действиями работника, имеющими признаки действий, преследуемых в уголовном порядке;

— ущерб нанесен работником, бывшим в нетрезвом состоянии;

— ущерб нанесен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;

— в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей;

— ущерб нанесен не при выполнении трудовых обязанностей.

4. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и безопасности труда предусмотрена УКУ.

Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью пострадавшего, наказывается штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на такой же срок.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового (ст. 271 УКУ).

Кроме того, УКУ предусмотрена ответственность за нарушение специальных правил безопасности, которые касаются выполнения работ повышенной опасности и требуют квалификации согласно ст. 272 — 275 УКУ.

Ответственность за преступления, предусмотренные ст. 271 — 275 УКУ, наступает независимо от формы собственности предприятия, на котором работает виновное лицо.

Верховный Суд Украины разъяснил сроки, применяемые в диспозиции указанных статей. Понятие «вред здоровью пострадавшего» включает случаи, связанные с нанесением лицу средней тяжести или легких телесных повреждений. Понятие «угроза гибели людей или наступления иных тяжких последствий» следует понимать как изменение в состоянии производственных объектов, в результате которых «возникает реальная опасность для жизни людей или реальная опасность причинения (наступления) ущерба указанным в этих статьях благ». А тяжесть вероятных последствий определяется в зависимости от размера материального ущерба, ценности благ, подвергавшихся угрозе, количества лиц, которые могут пострадать от опасных действий и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх