Куперс

Бухучет и анализ

Норма уборки помещений

Ответ от 03.02.2013 18:08

Переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) не повлек за собой своевременной разработки необходимой нормативной правовой базы. Поэтому, несмотря на отмену ЕТС, на практике продолжают использоваться ряд нормативных актов, разработанных в 90-е годы, в том числе и по регламентации труда младшего обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях.
Норма убираемой площади была предусмотрена в Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ*(1) (далее — Типовые штаты). Согласно п. 14 Типовых штатов должность уборщика служебных помещений устанавливалась из расчета 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 ед. должности на школу.
В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в две смены, — 0,25 ед. должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, — 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, используемой учащимися этих смен и группами продленного дня.
Тем самым фактически была установлена норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.
Однако Типовые штаты утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ N 177*(2).
В то же время ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ*(3) гласит, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Таким образом, из положений федерального законодательства следует, что норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Что касается должностных обязанностей, то пока еще не отменено Постановление Минтруда РФ N 31*(4), которым утверждена характеристика работ для должности уборщика. Так, уборщик служебных помещений осуществляет уборку холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон; влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода, удаление пыли с потолка, влажную протирку стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц; подметание и мытье площадки перед входом в подъезд; мытье пола, влажную уборку стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта; сбор и перемещение мусора в установленное место; чистку и дезинфицирование санитарно-технического оборудования в местах общего пользования, а также получает моющие и дезинфицирующие средства, инвентарь и обтирочный материал.
Таким образом, мытье стен, окон входит в должностные обязанности уборщика служебных помещений.
При формировании должностных обязанностей уборщиков, в том числе регламентации периодичности проведения различных видов уборки, можно использовать Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве*(5), содержащие нормы обслуживания, времени и нормативы численности на вспомогательные работы (уборка производственных, служебных и культурно-бытовых помещений, полотерные, стеклопротирочные, столярные, погрузочно-разгрузочные, складские работы, техническое обслуживание и текущий ремонт радиотелевизионной аппаратуры и слаботочного оборудования и другое), выполняемые на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства любых организационно-правовых форм.
Помимо норм уборки различных видов служебных и культурно-бытовых помещений, в указанном сборнике приведена периодичность их выполнения. Так, удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником полов должно производиться ежедневно, влажная протирка — один раз в неделю, мытье — один раз в месяц. Сухая протирка столов, шкафов, книжных полок — ежедневно, влажная протирка стульев — один раз в неделю и так далее. Влажная протирка стен, отопительных приборов (радиаторов) должна проводиться четыре раза в год, оконных блоков с подоконниками — один раз в неделю. Подметание пыли с потолков должно производиться два раза в год. С такой же периодичностью должны мыться и окна.
Что же касается размеров оплаты труда уборщика служебных помещений (да и других должностей хозяйственного персонала), то согласно ст. 133 ТК РФ в действующей в данное время редакции месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому месячная заработная плата для уборщика служебных помещений должна превышать МРОТ исходя из нормы убираемой площади, а доплата за расширение зоны обслуживания должна увеличивать сумму заработной платы по сравнению с МРОТ. В то же время сумма такой доплаты уже может быть ниже МРОТ, иными словами, нормы законодательства не заставляют образовательное учреждение выплачивать техническому работнику, работающему более чем на ставку заработной платы, за каждую выполняемую на ставку норму труда (в частности, убираемой площади) сумму, превышающую МРОТ.

Нормы уборки помещений уборщицами

Звоните: +7 (495) 744-59-05

Уборка производственных и офисных помещений регламентируется определенными правилами и нормами. В том, что касается норм площади уборки для одной уборщицы, то в отношении производственных помещений есть определенные нормативы, но при уборке офисных помещений имеет значение не столько площадь помещений сама по себе, сколько особенности организации данных помещений (их назначение, степень заставленности предметами обстановки, характер использования, тип и объем убираемых отходов и т.д.). Поэтому чаще всего нормы площади уборки в расчете на одну уборщицу определяются в индивидуальном порядке с учетом временных затрат на выполнение основных и дополнительных функций.

Тем не менее, существуют определенные вехи, на которые можно ориентироваться при определении размеров площади уборки. Например, на производственных предприятиях нормативная площадь на одну уборщицу устанавливается в минутах на квадратный метр. При этом учитывается также вид отходов, образующихся в процессе производства (жидкие, летучие и сыпучие отходы, металлические или древесные и так далее), масса убираемого мусора. Принимая во внимание все факторы, нормы уборки производственных помещений варьируют в очень широком диапазоне. Для безотходного производства в расчете на 1 квадратный метр они составляют 2 минуты для подметания и 6 минут для мытья пола с использованием моющих средства.

В отношении уборки служебных помещений, офисов, бизнес-центров действующим законодательством строго не предусмотрены нормы площадей для уборки. Нормативы, установленные еще во времена Советского Союза, оговаривают, что нормы могут составлять от 400 кв. м до 1000 кв. м. на человека.

Например, норма обслуживания уборщицей за смену при минимальной заставленности служебного помещения может быть 560 кв.м., а при максимальной заставленности – 320 кв. м., в то же время при уборке просторных вестибюлей допускается норма до 1100 кв. м. Уборка санузлов требует больших временных затрат, поэтому норма площади в расчете на одну уборщицу составляет 185-200 кв. м. для туалетов, 300 кв. м. для душевых.

При расчете размеров площади уборки одной уборщицы следует учитывать и то, какие приспособления используются в процессе уборки. Очевидно, что подметание веником требует больше времени, чем очистка коврового покрытия пылесосом; точно так же, как и мытье поля в холле шваброй или применение поломоечной машины.

Таким образом, при определении норм уборки помещений уборщицами учитываются различные факторы. Соответственно, размер площади уборки одной уборщицы устанавливается в индивидуальном порядке.

В конце первого полугодия 2017 года в силу вступит приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении типовых норм труда на уборку служебных и культурно-бытовых и производственных помещений».

Что же нам пророчат новые нормативы?

Новые нормативы уборки определят время работ для сотрудников клининговой сферы. Весь документ делится на 2 больших раздела:

  • уборка служебных и культурно-бытовых помещений,
  • уборка производственных помещений.

В каждом разделе выделяются типы помещений и виды уборки, применяемые для них.

Какие показатели содержат в себе нормативы?

Нормативы определяют периодичность и состав работ по уборке, а также время, затрачиваемое работником на ту или иную процедуру. Исходя их этих данных, определяется численность уборщиков, требуемых на помещение.
Например, для уборки офисных площадей общим размером 9300 кв.м. необходимо 20 человек, для уборки кабинета в 100 квадратов – не менее 6 работников. Чтобы убрать 4780 кв.м. производственных помещений, в штате должно быть не меньше 10 работников.
Также согласно нормативу письменный стол должен протираться сухой тряпкой каждый день, а влажной – 1 раз в неделю. Удалять пыль с полов нужно ежедневно, протирать влажной тряпкой – раз в неделю. Мыть пол с применением моющих средств требуется раз в месяц.
Особый интерес представляет коэффициент заставленности помещения. Он определяет норму времени, затрачиваемую человеком на уборку этой площади. Коэффициент рассчитывается просто: это отношение площади, занимаемой предметами, к общей площади помещения.
Если же в указанном списке работ организация не находит какой-либо способ уборки, она в праве разработать собственные нормы.

Карта чистоты

Нормативы также диктуют необходимость разработки карт чистоты для каждой зоны, обслуживаемой уборщиком. В этих картах обозначаются границы зон обслуживания, маршруты, периодичность и способ уборки, применяемые средства и инвентарь. В картах также прописывается нормативное время выполнения уборки.

А что сказано про производственные помещения?

Вторая часть документа посвящена уборке производственных помещений.
Они разделены по следующим группам:

  • 1 группа — помещения производства, не имеющего отходы (производство электроэнергии, газовые котельные, аппаратурные процессы производства, складские помещения и т.п.);
  • 2 группа — помещения производства, дающего древесные отходы (лесопиление и деревообработка, производство фанеры, стандартных домов, деталей из дерева, деревянной тары, мебели, деревянной домашней утвари и других изделий, подготовительные процессы производства целлюлозы и т.п.);
  • 3 группа — помещения производства, дающего легковесные, жидкие, сыпучие мелкогабаритные производственные отходы (производство текстильных и швейных изделий, производство пищевых продуктов, изделий из кожи и их заменителей, парфюмерно-косметическое производство, производство строительных и отделочных материалов, основные процессы стекольного и 14 фарфорофаянсового производства, производство предметов культурного назначения, сборочно-монтажные цехи, цехи гальванопокрытий, переработки пластмасс);
  • 4 группа — помещения производства, дающего металлические отходы в виде стружки, обрезков и т. п. (ремонтно-механические мастерские и цехи; заготовительные цехи и участки в производствах железобетонных конструкций, изделий из жести, кузнечные, прессовые цехи и т.п.);
  • 5 группа — помещения производства, дающего отходы литья, огнеупорный мусор, угольную пыль и не требующие тщательной их уборки (производство чугуна, стали, трубопрокатное производство, производство угольных и торфяных брикетов, литейные цехи и т.п.).

Для каждой группы производственных помещений устанавливается своя периодичность уборки и количество персонала, требуемое для этой работы.

При каких условиях нормативы можно разрабатывать самим?

Министерство труда и социальной защиты утверждает, что нормативы разрабатывались на основе тестов, проведенных в 45 различных организациях. Однако при этом стоит взять во внимание, что некоторые тесты производились с учетом простейшего инвентаря (оцинкованное ведро, деревянная швабра, тряпка и веник).
Если же в организации применяются современные методы уборки с новейшим инвентарем, то авторы документа предлагают им разрабатывать собственные нормативы уборки.
К одной из новых технологий можно отнести систему безведерной уборки. Ярким представителем этой системы в России является система безведерной уборки СВЭП (SWEP) от Vileda Professional. Зачастую она применяется в медицинских учреждениях и лабораториях, где показатели гигиеничности стоят во главе угла.

На сегодняшний день уже 217 организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории РФ, внедрили систему СВЕП. Из них 6 — клиенты нашей компании в Сибири. При этом еще 18 медицинских учреждений находятся на стадии тестирования системы и еще более 30 планируют ее внедрение в ближайшие 3 года.

Проконсультируйтесь со специалистами нашей компании и начните экономить время и силы персонала уже через несколько дней. Мы проводим обучение младшего медицинского персонала новому методу уборки, после чего его производительность возрастает до 1000 кв.м. мойки пола за 1 смену.

Безведерная система уборки уничтожает 99,9% болезнетворных бактерий (Лабораторный отчёт BMA, Labor, Германия, апрель 2011; научный отчет ФГУН НИИД Роспотребнадзора, 2008г). Использование метода СВЕП Хай-Спид полностью соответствует требованиям Министерства Здравоохранения об обеспечении эпидемиологической безопасности медицинских учреждений.

Посмотрите видео, чтобы детально рассмотреть систему безведерной уборки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх