Куперс

Бухучет и анализ

Нужна ли лицензия на репетиторство

Содержание

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Допустимо ли осуществление образовательной деятельности в отсутствие лицензии? Какие виды образовательных услуг не подлежат лицензированию?

В силу п.40 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон №99-ФЗ) лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ (ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Образовательная деятельность лицензируется в порядке, определенном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 (далее по тексту — Положение).

Осуществление образовательных услуг без лицензии

А в каких случаях возможно осуществление образовательных услуг без лицензии?

Положением предусмотрен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ.

В Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы. Данный перечень включает в себя реализацию:

  • основной общеобразовательной программы дошкольного, начального, основного, среднего общего образования;

  • основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также программы подготовки специалистов среднего звена;

  • основной профессиональной образовательной программы высшего образования;

  • основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих,

  • программы повышения квалификации рабочих, служащих;

  • дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих, предпрофессиональных программ, а также программ повышения квалификации;

  • дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

А поэтому если компания оказывает данные услуги (например, реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации) без специального разрешения, то привлечение к административной ответственности по п.2 ст.14.1 КоАП РФ правомерно (Постановление АС Дальневосточного округа от 03.06.2015 г. №Ф03-1863/2015).

Важно!

Приведенный Перечень является исчерпывающим. Практически это означает, что не входящие в данный Перечень образовательные услуги лицензированию не подлежат. Например, деятельность в форме разовых лекций, консультаций, тренингов, выставок, конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

Таким образом, вывод о том, подлежат или нет оказываемые услуги лицензированию, необходимо делать на основании перечня.

В каких органах можно получить образовательную лицензию?

Осуществляя деятельность, не являющуюся образовательной без лицензии на законных основаниях, налогоплательщики могут столкнуться с налоговыми проблемами в части обоснованности применения льготы НДС. Так, в одном из арбитражных споров налогоплательщику при осуществлении основного вида деятельности — дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОВВЭД 80.10.1) было отказано в применении льготы в части НДС (ст.149 НК РФ). Однако, суд со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении ВАС РФ от 28.10.2010 г. №7334/10 отметил, что деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, не являющихся образовательными, не отнесена Законом №99-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Поэтому отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не может служить основанием к отказу учреждению в праве на льготу по НДС (Постановление АС Уральского округа от 03.02.2015 г. №Ф09-9649/14).

Однако в том случае, когда лицензия необходима (например, НКО осуществляла социальную адаптацию детей, имеющих общие нарушения зрения, речи и слуха путем обучения прикладному искусству, творческой деятельности) и в нарушении п.4 ст.52 ГК РФ в уставе НКО осуществление образовательной деятельности в качестве цели не указано, суд может принять решение о ликвидации организации (Апелляционное определение ВС РФ от 14.10.2015 г. №23-АПГ15-1).

Кроме того, осуществление образовательной деятельности без лицензии приводит к административной и уголовной ответственности. Административная ответственность установлена п.2 ст.14.1 КоАП РФ и предусматривает штрафы для граждан от 2 тыс. до 2 тыс. пятисот рублей, на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей и на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Уголовная ответственность может наступить в случае, если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В этом случае взимается штраф в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (п.1 ст.171 УК РФ).

Статья актуальна на 01.06.2016

В последнее время деятельность частного преподавателя становится все более востребованной. Ни для кого уже не секрет, что индивидуальные занятия позволяют лучше развивать глубокое понимание предмета, мгновенно замечать слабые стороны в понимании того или иного материала, а также без труда устранять ошибки. Всерьез выбрав для себя эту работу в качестве основного источника дохода, вы неизбежно задумаетесь над вопросом, нужна ли лицензия репетитору.

Репетиторство – это форма индивидуальной трудовой педагогической деятельности, и, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», лицензированию не подлежит. Квалификация учителя, а также профессиональные навыки подтверждаются наличием диплома о высшем образовании. Также очень желательно, чтобы частный преподаватель умел находить общий язык с учениками. Для этого понадобятся не только знания по психологии и педагогике, но также и опыт работы в школе.

Несмотря на то, что лицензия репетитору не нужна, проведение частных уроков является предпринимательской деятельностью, а при отсутствии регистрации в качестве ИП она является незаконной, поэтому налоговые органы имеют полное право наложить на вас штраф. Единственный выход избежать этой ситуации – оформить свидетельство индивидуального предпринимателя. Конечно, в таком случае придется делиться своими доходами с государством, зато появится много дополнительных возможностей, благодаря которым ваш достаток может значительно возрасти. Все это, конечно же, касается, педагогов, которые обучают «на дому».

Рассмотрим и другой вариант. Например, у преподавателя есть способности организатора и желание вести свой бизнес. В этом случае он вполне может открыть репетиторский центр. А когда речь идет об образовательном учреждении (то есть о юридическом лице), в Кодексе РФ об административных нарушениях, а также в Законе РФ «Об образовании» существуют поправки о том, что если репетиторские услуги оказываются нелегально, такое нарушение грозит штрафом в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Чтобы этого не случилось, организации нужна лицензия на осуществление преподавательской деятельности.

Доходы репетитора могут быть довольно значительными, но если о его незаконной деятельности станет известно соответствующим органам, кроме налогов придется платить еще и штраф. Так что вам необходимо решить для себя, стоит ли игра свеч. Ведь заниматься частными уроками и при этом не нарушать закон есть смысл лишь в том случае, если вы решили посвятить этому делу основную часть своего времени.

В марте я опубликовал запись «Записки директора языковой школы о проверках госорганов”. Запись не только помогла многим коллегам избежать штрафов, но и позволила им сэкономить время на исследовании законодательства. Добрые отзывы о записи побудили меня написать продолжение. Как и раньше, я убеждён, что любая проверка госорганов — это важная и полезная форма аудита. В абсолютном большинстве то, что от нас, языковых школ, требуется в плане обеспечения безопасности учеников и качества оказания образовательных услуг — это верные необходимые требования. Хотя в записи будут представлены и некоторые исключения из этого общего правила )))

Предлагаю разобрать несколько актуальных кейсов.

Кейс 1. Нужна ли языковой школе лицензия на образовательную деятельность?

Да, нужна, причем на все адреса вашей школы. Я много езжу по России с визитами в языковые школы разных городов. Иногда владельцы небольших школ доказывают, что можно провести курсы английского языка как «клубную деятельность”, «репетиторство”, «консультационную деятельность”. Не буду объяснять свою позицию, но скажу, что не наблюдал ни одного случая, когда организация, оказывающая услуги обучения на курсах английского языка, получила предписание от прокуратуры за отсутствие лицензии на образовательную деятельность и выиграла суд. Ни одного! На самом деле всё просто: учителю ставят задачу, он реализует образовательный процесс определёнными педагогическими методами и приводит ученика к результату. Это образовательная деятельность, независимо от того, длится она 144 часа или 15 минут. А образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Мораль. Лицензия на образовательную деятельность нужна всем организациям, обучающим английскому языку.

Хорошие новости. Получить лицензию — это не всегда быстро, но и не очень сложно, зато очень полезно. Во-первых, все проверяющие органы к вам добры, потому что вы сами их позвали ))) . Представители этих органов охотно дают полезные советы и время на исправление недостатков. Во-вторых, то, что надо исправить, нужно НЕ проверяющим органам, а именно нам, коллеги. Согласитесь, что нам самим хочется иметь школы, соответствующие пожарным и санитарным требованиям и работающие по качественным образовательным программам. В-третьих, лицензия на образовательную деятельность — это наше конкурентное преимущество, так как ученики могут подать документы на налоговый вычет и вернуть большую сумму денег. Некоторые школы большими буквами на сайте указывают цену за занятие уже с учётом налогового вычета — интересная отстройка от конкурентов. И, наконец,лично я отдал бы детей только в школу, имеющую лицензию.

Кейс 2. Нужны ли учебные программы в частной языковой школе?

Конечно. Мы знаем, что программа курса — это живой инструмент, который может меняться в процессе реализации курса. Но, чтобы программу менять, её надо написать ))) Как-то кто-то прокомментировал мою запись про контроль качества в частных языковых школах фразой: «Учителя бегут из общеобразовательных школ в частные, чтобы не писать программы, а вы их тоже программы писать заставляете!”. Ну, во-первых, не так уж и массово бегут ))) . Во-вторых, негативный образ частной языковой школы как «шаражкиной конторы” ушёл, к счастью, в прошлое. Наконец, я не видел ни одного учебника по методике преподавания английского языка, где было бы написано, что программы курсов не нужны. Они необходимы именно как значимый методический инструмент, а не как формальность. А ещё они нужны по требования законодательства РФ (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). К документам, которые у вас могут запросить проверяющие органы, относятся список программ по уровням образования, календарно-учебный график, дополнительная образовательная программа для дошкольников, дополнительная образовательная программа для школьников (1-6 классы), дополнительная образовательная программа для школьников (7-11 классы), дополнительная образовательная программа для взрослых, учебные программы по каждому курсу. Интересно, что иногда речь идёт и о «рабочих программах”. Мы такого понятия в действующем законе не нашли. Поясню: образовательная программа является более общей для всего образовательного учреждения, а учебная программа (то, что иногда называют «рабочей программой”) — конкретная программа для конкретного курса, написанная на основе одной из образовательных программ. Кроме того, вы обязаны разместить все эти программы на сайте вашей организации.

Мораль. Вы должны иметь целый блок программных документов.

Хорошие новости. Наличие образовательных программ 1) позволит сделать процесс обучения более системным и, соответственно, качественным; 2) даст возможность структурировать уже готовые курсы; 3) будет большим конкурентным преимуществом при продаже услуг корпоративным клиентам.

Кейс 3. Что требуется разместить на сайте языковых школ?

В этом году и Роспотребнадзор, и прокуратура начали работать онлайн. Внимательно смотрели сайты частных школ на соответствие части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому документу, на сайте у вас в разделе «Информация об учреждении” должна быть размещена следующая информация:

  • основные сведения об учреждении
  • структура управления организацией
  • органы управления организацией
  • информация о руководстве
  • лицензия на образовательную деятельность
  • решение учредителя
  • свидетельство о государственной регистрации
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе
  • устав
  • правила внутреннего трудового распорядка
  • положение о защите персональных данных сотрудников
  • положение о защите персональных данных учеников
  • договоры на обучение
  • ссылка на федеральные государственные образовательные стандарты
  • внутренние образовательные документы организации
  • информация о педагогическом составе
  • информация о материально-техническом обеспечении и оснащённости образовательного процесса
  • информация о стипендиях и иных видах материальной поддержки
  • положение об оказании платных образовательных услуг
  • вакантные места для приёма
  • документы по программам обучения (список в предыдущем кейсе).

Нормально так, да? ))) Моя первая реакция — не отдам! ))) Договоры вычитаны юристами, положения и программы составляли месяцам, жалко как-то. Потом понял, что воспроизвести образовательные процессы на основе только этих материалов, конечно же, не получится, успокоился и выложил все требуемые документы на сайт Школы Дмитрия Никитина. Да, где-нибудь обязательно напишите фразу: «Обучение ведётся на русском языке”. За её отсутствие на сайте меня дважды судили )))) . Оправдали, но всё же… )))

Кстати, суть нарушения описана в части 2 статьи 5.57 КоАП РФ. Часто суды оправдывают языковые школы за неполное размещение требуемой на сайте информации на основе пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда №5 от 24.05.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где разъясняется, что при определении малозначительности должен учитываться характер совершённого правонарушения, роль правонарушения, размер причинённого вреда и тяжесть наступивших последствий. Согласитесь, что как вред для общества, так и тяжесть последствий от неразмещённых учебных программ на сайте не очень велики.

Мораль. Проконсультируйтесь с юристом, какие документы должны быть размещены на сайте, и выложите их, чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами!

Хорошие новости. Многие коллеги размещают требуемые документы на сайтах так, что найти их практически невозможно. А мне, наоборот, наличие таких документов на главной странице сайта Школы кажется конкурентным преимуществом. Конечно, я не буду заменять ссылки на главные услуги ссылкой на данный раздел, но прятать в глубине сайта тоже не буду: некоторые въедливые клиенты на самом деле смотрят и программы, и положения и на основе их наличия/отсутствия делают выбор. Не стоит говорить, что корпоративных клиентов этот раздел тянет как магнит )))

Кейс 4. Возрастные ограничения на рекламной продукции

Одну мою коллегу, директора образовательного учреждения, вызывали в прокуратуру, а потом два раза судили (мировой суд и районный суд, оба оправдали) за то, что на размещенной в городе рекламной афише с приглашением на концерт не были указаны возрастные ограничения, то есть не было одного из таких знаков.

«Отягчающим обстоятельством” действий коллеги было то, что во время концерта дети-подростки исполняли рок-музыку, а она «может содержать призывы к насилию».

Хорошие новости. Теперь вы знаете, что лучше бы поставить на рекламные афиши знаки с возрастными ограничениями. Ваши юристы проконсультируют вас, какое может быть оптимальное соотношение знаков и контента.

Кейс 5. Зачем и как организовывать детское питание во время летних программ дополнительного образования?

Некоторые коллеги — директора языковых школ — перестали оказывать услугу «летний городской языковой лагерь», так как форма работы «городской лагерь» — это, во-первых, не совсем то, что хочет получать клиент языковой школы; во-вторых, эта форма работы накладывает на языковую школу очень большой объём дополнительной работы и согласований. Именно поэтому коллеги во многих городах России летом предлагают не детские городские языковые лагеря, а дополнительные образовательные программы. Часто их делят на собственно учебную программу (4 часа в день: занятия иностранными языками) и присмотр за детьми (4 часа в день: собственно присмотр, развивающие занятия, развлекательные мероприятия). Клиент может отдать ребёнка как на одну из программ, так и на обе. Обычно, конечно же, родителю удобнее отдать ребёнка в языковую школу на весь день, при этом заключить два договора: один на первую половину дня, другой — на вторую. И тут начинается интересное. Если ребёнок находится в вашей языковой школе более 4 часов, вы должны обеспечить его питанием. Это значит найти учреждение общепита, которое имеет право кормить детей, и обязательно заключить с ним договор на обслуживание детей, находящихся в лагере. Ланчбоксы не подходят, также как и питание в кафе, с которыми вы не заключили договор.

Хорошие новости. Заключить договор не сложно. Организация питания детей по договору сразу же позволит отсеять недобросовестные кафе, которых испугает ответственность за предоставление некачественных услуг, оговоренная в договоре. Серьёзный подход к организации питания детей — это большое конкурентное преимущество языковой школы.

Кейс 6. Нужно ли новым филиалам существующей языковой школы проходить проверки госорганов при открытии?

Если вы собрались расширять бизнес и открывать новые школы в вашем городе, вам потребуется внести новые адреса в лицензию на образовательную деятельность. Для этого вам необходимо получить разрешения (заключения) от Роспотребнадзора и МЧС.

Мораль. При выборе помещения для новых филиалов вашей школы держите в голове требования, которые предъявляются к школьным помещениям проверяющими органами: всё равно придётся проводить эти помещения через проверки на соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарных норм.

Хорошие новости. Именно понимание необходимости получения разрешений позволяет с самого начала максимально серьёзно подходить к выбору помещений для новых школ.

Представленные в записи кейсы помогут вам не только избежать неприятностей во время проверок госорганами, но и сделать вашу школу более привлекательной для клиентов, поскольку люди, готовые платить деньги за образование, хотят получать услуги в серьёзной организации, которая ведёт свою деятельность легально и несёт ответственность за свою работу.

Многие образовательные организации, особенно если это организации, связанные с дополнительным образованием детей или взрослых, ведут свои занятия по нескольким адресам, сведения о которых вносятся в лицензию.

На практике возможно наступление многочисленных последствий, в результате которых по указанному в лицензии адресу становится невозможным продолжать обучение и срочно требуется переезд на новое место. Или случается так, что открывается возможность проводить занятия по месту нахождения обучаемых и приступить к процессу необходимо уже завтра.

Но закон не допускает поспешности при организации образовательной деятельности. Прежде чем приступить к обучению на новом месте, заранее необходимо подготовить документы для переоформления лицензии. Только после получения на руки нового документа можно начинать занятия по обновленному адресу.

На деле же получается так, что в силу незнания или невозможности своевременно предпринять предусмотренные Законом действия, обучающая организация приступает к образовательному процессу без переоформления необходимых приложений. Если данное нарушение зафиксирует инспектор, от ответственности уйти не получится.

В качестве примера можно рассмотреть одно из судебных дел, решение по которому принято Кировским районным судом 12 октября 2018 года.

Основания привлечения образовательной организации к ответственности

В районный суд поступил административный материал в отношении бюджетного учреждения ОДО «Омская станция юных натуралистов».

Учреждение в сентябре 2015 года оформило бессрочную лицензию, чтобы иметь возможность обучать детей и взрослых по дополнительным образовательным программам. В приложении к ней имелся перечень из шести адресов, по которым такая деятельность велась.

В сентябре 2018 года при проверке Общества было обнаружено следующее:

  • организация обучает детей в здании, адрес которого не указан в лицензии на ведение образовательной деятельности;
  • у юридического лица не было документов, подтверждающих законность нахождения ее педагогов в помещениях, где велись занятия;
  • кабинеты по указанному адресу не прошли проверку на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Инспектор квалифицировал данные нарушения по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Согласно данному пункту, ответственность налагается на некоммерческие организации, которые ведут свою деятельность при отсутствии разрешения, если законом на них возлагается обязанность по его получению.

Представитель Общества пояснил, что по месту проведения занятий находится школа-интернат. В данной школе обучаются дети с ограниченными возможностями, и они нуждались в проведении с ними занятий. Общество признало свою вину и пояснило, что занятия приостановлены до получения необходимой лицензии.

Дело передано на рассмотрение районному суду.

Какие требования необходимо соблюсти для того, чтобы образовательный процесс считался законным

Законом № 273-ФЗ (об образовании в РФ) предусматривается, что организация может обучать людей только при наличии специальной лицензии (ч. 1 ст. 91).

Лицензия — это документ строго образца, его форма устанавливается нормативным правовым актом. К лицензии, как правило, оформляются приложения, которые становятся единым целым с ней. В приложениях подлежит отражению определенная законом информация:

  • о применяемых обучающей организацией разновидностях образования;
  • об уровнях образовательного процесса, а если речь идет об обучении профессиональным навыкам, то отражаются сведения о конкретных специальностях, а также по каким направлениям идет обучение и какую квалификацию получит обучаемый;
  • о местах нахождения объектов, на которых ведется обучение. Данное правило не касается профессионального обучения.

Если у организации имеются филиалы, на каждый из них формируется отдельное приложение с указанием его наименования и адреса.

Закон определяет, что образовательная организация представляет собой некоммерческую структуру, предоставляющую услуги по обучению. Такие услуги должны являться для компании приоритетными и предоставляться только после оформления разрешения (п. 40 ч. 1 ст.12 Закона о лицензировании № 99-ЗФ).

В ст. 3 Закона № 99-ФЗ раскрывается, что понимается под местом оказания услуг или конкретного вида деятельности. В качестве такового может выступать отдельное здание или помещения внутри него, а также другие подходящие объекты. Указанные площади должны использоваться для обучения и находиться у получателя лицензии на законных основаниях (например, быть на праве собственности или в аренде и т.п.). У таких объектов обязательно должен быть почтовый адрес либо иные сведения, дающие возможность каким-либо образом обособить их от других. Если компания обучает в том же месте, где она зарегистрирована, то адреса могут совпадать. Законом такие ситуации допускаются.

Правила переоформления лицензии стали поводом для переквалификации нарушения

Порядок изменения данных в лицензии указан в ст. 18 Закона № 99-ФЗ. Если у организации вдруг изменился адрес места обучения, то в лицензию в обязательном порядке вносятся новые данные.

При этом указано, что до внесения новых сведений в лицензию организация вправе продолжать обучение по адресам, уже имеющимся в приложении к ней.

Таким образом, если лицензиат планирует вести образовательную деятельность в другом месте, он не имеет права заниматься этим, пока в лицензию не будут внесены сведения о новом адресе.

Если лицензия не переоформлена, а юрлицо приступило к обучению по новому месту работы, то такие действия будут расцениваться как нарушение законодательства о лицензировании.

Из смысла статьи 91 Закона № 273-ФЗ также следует, что осуществлять лицензируемую деятельность можно только по адресам, указанным в приложении к лицензии.

Так как Учреждение обучало детей не по указанному в приложении к лицензии адресу, тем самым им допущено нарушение условий, содержащихся в разрешительном документе.

Указанное подпадает под состав правонарушения, предусмотренного второй частью статьи 19.20 КоАП РФ. Поэтому судья переквалифицировал действия Учреждения на другую часть этой же статьи. Такая возможность у него имелась в силу позиции, закрепленной в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5, так как в результате новой квалификации положение Учреждения не ухудшилось.

Также в протоколе было указано на отсутствие у Учреждения документов, на основании которых оно могло вести обучение в школе-интернате. Отсутствовали и документы, свидетельствующие об соответствии кабинетов, в которых проходили занятия, требованиям пожарной безопасности.

Необходимость в получении этих документов обусловлена действующими нормативными правовыми актами в области лицензирования. А отсутствие требуемой документации указывает на грубое нарушение лицензионных условий.

Так, в постановлении Правительства РФ № 966, которым устанавливаются правила выдачи разрешений на ведение деятельности в сфере образования, указано, что у лицензиата в обязательном порядке должны быть документы, указывающие на принадлежность используемых им для обучения объектов. Кроме того, данные объекты должны отвечать требованиям безопасности.

Учитывая изложенное, допущенное Учреждением нарушение подпадает под действие третьего пункта ст. 19.20 КоАП РФ, а именно оказание услуг с грубейшим нарушением условий разрешительной документации. Штраф за данный проступок для организаций составляет от 150 тыс. до 250 тыс. рублей, либо приостановление работы до 90 суток.

Но переквалификация правонарушения на третью часть указанной статьи повлекла бы для Учреждения ухудшение его положения, что не допускается Верховным судом РФ согласно его позиции, выраженной в постановлении Пленума № 5.

Поэтому судья не принял во внимание нарушения, касающиеся отсутствия документов в отношении объектов, где велось обучение, а также документов о безопасности данных помещений.

Как следует из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, организация считается виновной в совершенном проступке, когда у нее были все возможности для исполнения норм закона, но, несмотря на это, они были нарушены.

Вменяемое Учреждению нарушение после переквалификации влекло ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Учреждение признало свою вину, что служило смягчающим обстоятельством.

Судья учел опасность проступка Учреждения, а также то, что оно было совершено впервые, принял во внимание признание им своей вины и посчитал возможным применить наказание в виде предупреждения.

Таким образом, чтобы образовательный процесс не прервался неожиданно для обучающих и обучаемых, необходимо:

  • заранее позаботиться о правильном оформлении всех разрешительных документов;
  • приступать к занятиям по новому адресу только после переоформления приложений к лицензии;
  • заблаговременно оформить документацию в области пожарной безопасности и на право пользования помещениями.

Что касается квалификации указанного в примере проступка, когда обучающие занятия проводятся при наличии лицензии, но не в соответствии с прилагаемыми к ней условиями, то неправильно вести речь об отсутствии разрешительного документа. В такой ситуации проступок выражается в несоблюдении лицензионных требований, и организация должна быть наказана по части 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Вопрос-ответ

Вопрос: «На нашей площадке ВУЗ проводил занятия по физкультуре, в лицензии у них указан наш адрес. В этом году госконтракт ВУЗ заключает с другой площадкой, адрес другой площадки в лицензии нет. Мы можем обратиться с жалобой?» Ответ: В соответствии с Федеральным законом 99-ФЗ от 01.01.2018г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 18 прописан ответ на Ваш вопрос, точнее о разрешении вопроса лицензиата. Если организация осуществляет вид деятельности по адресу, который не указан в лицензии (при этом не важно юридический адрес или фактический), то организация обязана обратиться в лицензионный орган для переоформления лицензии. Так как речь идёт об учебном заведении, то ВУЗу нужно так же будет предоставить документы о том, почему произошла смена площадки. Возможно, новая площадка более комфортная, безопасная или оснащена спортивным комплексом, который необходим для занятий.
Ваши действия в отношении ВУЗа должны быть следующие. На имя руководителя ВУЗа направляется письмо с указанием нарушений, можете указать в письме закон и статью, которую мы указали. Также Закон «Об образовании» ст.91 будет в помощь. В ней прописано, что при смене адреса переоформлять учебному учреждению лицензию не надо, если это только является дополнительным образованием, а не основным. Если руководство ВУЗа никак не прореагирует на Ваше письмо, то Вы имеете полное право обратиться в лицензионный орган с заявлением о нарушении. Вопрос: «Где прописаны места осуществления образовательной деятельности?» Ответ: Образовательное учреждение является юридическим лицом, для которого определены требования статьи 52 п.2 и статьи 54 ГК РФ о наименовании и месте нахождения. Если говорить коротко, то местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации. По этому адресу проходят контрольные проверки различных государственных служб (ФНС, пожарная инспекция, Роспотребнадзор). Однако, к образовательным учреждениям применяются не только статьи Гражданского кодекса, но и дополнительные законодательные Акты, в связи со спецификой деятельности.
Положение о лицензировании образовательной деятельности от 28.10.2013 г № 966 в статье 4 с приводятся требования, которые должны быть соблюдены для получения соискателем лицензии для осуществления образовательной деятельности. То есть, помимо того, что у юридического лица должен быть адрес, у него в обязательном порядке должен быть объект недвижимость (в собственности или аренде), которое соответствует определенным нормам (нормы гигиены, безопасности, технической оснащенности). Поэтому, выбирая место для образовательного учреждения нужно, в первую очередь, определиться с объектом, адресом, а потом уже подавать документы на лицензирование деятельности. Вопрос: «Может ли школа выдать аттестаты если не переоформлены лицензия и свидетельство об аккредитации в связи с изменением адреса не указанному в лицензии?»
Ответ: Федеральный закон «О лицензировании» в статье 18 определяет, что переоформлению подлежат лицензии, если изменяется адрес юридического лица. Так же, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» говорится о том, что переоформление аккредитации необходимо, если адрес юридического лица изменился.
То есть, пока не будут переоформлены оба документа, школа не получит бланки аттестатов для своих выпускников. Если при переоформлении лицензии, еще допускается вести образовательную деятельность, то вот с аккредитацией все по-другому, образовательную деятельность школы прекращают. Надо отметить, что такие ситуации бывают крайне редко. Министерство Образования в каждом городе, ежегодно держит на контроле вопрос лицензирования и аккредитации школ. Если срок первого или второго документа подходит или истекает в середине года, или же, происходит ситуация, при которых необходимо переоформить документацию, то образовательному учреждению напоминают или содействуют в скорейшем разрешении проблемы. Вопрос: «Что если оплачивалась коммуналка здания ВУЗа, которое не включено в образовательную лицензию?»

Ответ: Министерство образования и науки РФ, а также Рособрнадзор в рамках «Положения о лицензировании образовательной деятельности» предусматривают функционирование ВУЗов (государственного и коммерческого образца) при наличии разрешительной лицензии. В данном документе указывается место нахождения здания образовательного учреждения. Возможны ситуации, когда у ВУЗа отозвали (приостановили / аннулировали по окончанию срока) лицензию или лишили организацию аккредитации по программе обучения, но при этом заведение продолжает прием абитуриентов и выдает студентам дипломы собственного образца.

По поводу оплаты счетов за коммунальные услуги за счет собственных денежных средств ВУЗа, который работает без лицензии, — в части правоспособности данные действия ничем не ограничиваются. Администрация платит по коммунальным счетам без необходимости получения разрешения от государственных органов, поскольку финансирование нелицензированного ВУЗа не ведется, поэтому и не регулируется конкретными субъектами. Механизм финансово-хозяйственной деятельности ВУЗа ведется, исходя из принятого устава, и правовым нарушением не признается.

Вопрос: Почему юридический адрес образовательной организации находится в квартире? Ответ: Так происходит, когда юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги, зарегистрировано по домашнему адресу учредителя или директора. Однозначного запрета в Законодательстве по этому поводу нет. Если деятельность организации не нарушает интересов других граждан, то фирма имеет право зарегистрироваться по домашнему адресу управляющего ей лица. Законность оснований здесь основывается на условии того, что директор или учредитель должен быть прописан в этой квартире. К тому же, если деятельность организации не нарушает норм жилищного и гражданского Законодательства, то это не противоречит законам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх