Куперс

Бухучет и анализ

ОКВЭД 59 11

Этапы кинопроизводства

Создание кинофильма или телесериала состоит из трех больших периодов. Эти этапы кинопроизводства часто имеют англоязычное звучание:

  1. препродакшн
  2. продакшн
  3. постпродакшн

То есть, — подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный периоды. Подразумевается, что сценарий уже написан или близок к окончательному виду. Без готового сценария не имеет никакого смысла собирать команду и начинать подготовку. Сценарий начнет диктовать все необходимые условия с момента его утверждения заказчиком — это локации, количество героев, сложность постановки, необходимость графики. Если сценария еще нет, то период его написания называется сценарным, и на этом этапе работают только решающие фигуры – сценарист, редактор и продюсер с заказчиком. Когда сценарий утвержден, заказчик выделяет продюсеру средства на производство, и начинается этап подготовки.

препродакшн

Подготовительный этап производства фильма или телесериала начинается задолго до съемок. В это время нужно собрать команду из специалистов основных цехов – пригласить режиссера, оператора-постановщика, который приведет с собой всю операторскую группу, художника-постановщика. На этом этапе очень важной фигурой становится второй режиссер по планированию. От его опыта зависит, насколько удобно и эффективно будет составлен календарно-постановочный план, будут ли удачно найдены объекты съемок. Режиссер с оператором предлагают решения каждой сцены. Довольно часто привлекается художник-раскадровщик, чтобы можно было заранее увидеть возможные монтажные решения. В этом периоде художник-постановщик готовит эскизы объектов, художник по костюму подбирает одежду, кастинг-директор ведет переговоры с актерами. Подготовительный период в кинопроизводстве – самый сложный, ведь в нем пока только абстрактно соединяются в одно целое масса людей для создания художественного произведения. И от изменения равновесия в этом периоде зависит и будущий успех в периоде съемок.

продакшн

Съемочный период – это очень напряженный этап. Съемочная группа во главе с режиссером-постановщиком каждый день трудится минимум по 12 часов. Фильм снимается по предварительно составленным графикам на каждую смену. Нужно придерживаться отведенного времени на съемку конкретных сцен, успевать снимать все запланированное на день, следить за всеми мелочами. Ведь ошибки при съемках очень дорого обходятся продюсеру. В съемочном периоде все цеха работают в полную силу. Группа состоит из нескольких десятков человек – половина из них относится к техническому персоналу. Операторы, художники, декораторы, гримеры, костюмеры, осветители, рабочие, водители, администраторы работают в любую погоду, в дождь, в мороз и в жару. На съемочной площадке главный – режиссер. От него зависит дисциплина и творческое решение, он должен уметь творить в условиях строжайших ограничений. Актеры также перевоплощаются строго по графику — в этом суть съемок кино. Продюсер несет общую ответственность за происходящее на съемочной площадке. Он часто приезжает и контролирует процесс.

постпродакшн

После окончания съемочного периода начинается этап постпродакшн – или монтажно-тонировочный период. Здесь вступают в работу режиссер монтажа, специалисты по графике, по озвучиванию. Также может привлекаться композитор для написания оригинальной музыки. Этот период может длиться намного дольше самих съемок. Но обычно, при производстве телесериалов, он не превышает по времени съемочный этап. Окончательно готовый кинофильм или сериал утверждается ОТК телеканала и принимается к эфиру. Через эти этапы кинопроизводства проходят все фильмы — и высоко бюджетные, и даже студенческие короткометражки. И экономия на каком-то из них никогда не оправдает себя.

ОКВЭД код 2020г. — 59.11

Эта группировка включает:
— производство кинофильмов, видео- и телевизионных фильмов (телесериалов, документальных фильмов и т.д.) или телевизионной рекламы
Эта группировка не включает:
— копирование фильмов (кроме воспроизведения записанных на пленку кинофильмов для показа в кинотеатрах), а также копирование аудио- и видеокассет с компакт-дисков или цифровых видеодисков с оригинальной матрицы;
— оптовую торговлю видеокассетами, компакт-дисками, цифровыми видеодисками с записями;
— оптовую торговлю чистыми видеокассетами, компакт-дисками;
— розничную торговлю видеокассетами, компакт-дисками, цифровыми видеодисками;
— монтаж телевизионных программ;
— звукозапись и запись книг на магнитные, электронные и цифровые носители;
— телевещание;
— создание телевизионных программ для показа на телеканале;
— обработку пленок, кроме используемых в кинопромышленности;
— деятельность личных продюсеров или театральных агентов или агентств;
— прокат видеокассет и цифровых видеодисков для широкого круга потребителей;
— наложение субтитров в режиме реального времени (одновременно) для телепередач в прямом эфире, встреч, конференций и т.д.;
— самостоятельную деятельность актеров, художников-мультипликаторов, режиссеров, театральных художников-декораторов и технических специалистов
Эта группировка включает:
— монтаж телевизионных фильмов, например редактирование, перезапись с пленки на пленку, дублирование, наложение субтитров, включение сведений об авторах, наложение сурдоперевода, производство компьютерной графики, наложение анимационных и специальных эффектов, проявку и закрепление кинопленок, а также деятельность лабораторий по проявке кинопленки и деятельность специальных лабораторий по созданию анимационных фильмов
Эта группировка также включает:
— деятельность хранилищ киноматериалов и др.

Путеводитель в Цифровое видео

  1. Выбор видеокамеры
    • использование цифровой фотокамеры в качестве видеокамеры
    • выбор аксессуаров
  2. Основные правила съемки
    • хранение видео
  3. Захват и обработка видео
    • оборудование для захвата и обработки видео
    • оцифровка 8-мм кинопленок
    • требования к ПК
  4. Монтаж. Основы для начинающих
    • Pinnacle Studio
    • семейство Adobe
    • Sony Vegas
    • Ulead VideoStudio
    • прочие видеоредакторы
    • бесплатное программное обеспечение для обработки видео (New!)
    • работа со звуком
  5. Создание спецэффектов (композитинг)
    • фильтры, плагины и прочие программы
  6. Вывод готового фильма, перекодирование
    • создание DVD/Blu-ray дисков (авторинг)
  7. Обработка видео с использованием технологии NVIDIA CUDA (New!)
  8. Глоссарий терминов
  9. ЧаВо — Часто задаваемые Вопросы
  10. Формат AVCHD — вопросы и ответы
  11. Цифровое видеонаблюдение

Редакция часто получает письма примерно следующего содержания: Подскажите, пожалуйста, почему при захвате с моей камеры я вижу на экране монитора какие-то горизонтальные полоски?». Или: «Имеет ли мне смысл установить новую версию видеоредактора, с помощью которой я смогу создавать фильмы с высоким разрешением? И можно ли выжать из моей miniDV камеры такое разрешение? А если я буду захватывать не через iLink, а с помощью видеошнура, подключив его ко входу моей видеокарты, количество деталей в видео увеличится?». «Задай мне вопрос, и я скажу, кто ты» — это перефразированное изречение работает здесь на все 100%. Если первый вопрос совершенно невинен, и говорит лишь о недостаточной информированности автора в области особенностей форматов видео, то настырность автора №2 выдает полное его нежелание что-либо изучать и знать, собственными ошибками упорно набивая себе шишки. Самый же распространенный тип писем просто сбивает с толку: «Приобрел камеру, съездили на отдых, где я заснял около четырех кассет. А что дальше, не подскажете?» Подсказать-то нетрудно. Если, конечно, у слушателя найдется пара суток чистого времени, а под рукой — все необходимые аппаратно-программные принадлежности, на примере которых мы станем подсказывать.Конечно, вы понимаете, что такое просто невозможно. Давайте пожалеем свои головы, и поучимся на чужом опыте, шаг за шагом изучив тонкости индустрии Цифрового видео.

P.S. Ссылки на статьи, опубликованные ранее, либо не вошедшие в Путеводитель, но отвечающие на поставленные здесь вопросы, вы можете найти в Архивах статей соответствующих подрубрик Путеводителя.

1. Выбор видеокамеры

В настоящее время на рынке представлено более сотни моделей любительских видеокамер, и цель статей, представленных в этой теме — помочь начинающим видеолюбителям, не слишком углубляясь в теорию, выбрать лучшую для его круга задач видеокамеру за наименьшие деньги. Читать…

— использование цифровой фотокамеры для видеосъемки

Использование цифровой фотокамеры в качестве видеокамеры… Фраза, вызывающая восторг и оптимизм у одних, и снисходительную улыбку, а то и презрительную усмешку — у других. Попробуем разобраться, что же это такое — дополнительная функция, позволяющая полностью отказаться от использования «отдельной» видеокамеры, или совершенно бесполезная игрушка, происки маркетологов. Читать…

— выбор аксессуаров

Как правило, производитель любой видеокамеры старается что-то «недовложить» в коробку. Цель очевидна: желание дополнительного заработка на продаже фирменных аксессуаров, без которых невозможно полноценное использование аппарата. Ну а как иначе можно трактовать тот факт, что в комплекте с видеокамерой поставляется аккумулятор, позволяющий вести съемку не более получаса? А отсутствие в коробке соединительного кабеля, кассет, дисков? Все это придется покупать самостоятельно, и вероятность наткнуться на подделку здесь очень высока. Читать…

2. Основные правила съемки

Давайте проведем эксперимент. Представьте себе, что ваша голова — это видеокамера. Соответственно, глаза — объективы. Направьте взгляд на любой объект. А теперь, зафиксировав положение глаз, начинайте энергично мотать и вертеть головой в разные стороны, вверх-вниз, влево-вправо, по кругу… И снова влево-вправо, вверх-вниз… Восхищены? Неужели нет? Так почему же вы думаете, что зрителю понравится наблюдать такую карусель на экране телевизора? Вывод: камеру нужно держать двумя руками, не дыша и не двигаясь. А лучше — совсем не касаться аппарата, штатив-то и пульт ДУ для камеры не зря изобрели. Читать…

— хранение видео

Итак, имеем целью сохранить на долгие годы снятые и/или обработанные материалы в как можно лучшем качестве (а то и вовсе в оригинале). Каждому ясно, что срок такого хранения будет зависеть в первую очередь от выбранного носителя. Стоимость хранения также впрямую связана с выбором. Что надежней и вместе с тем выгодней: DVD-диски, miniDV кассеты, жесткий диск компьютера? А может, существуют еще какие-то варианты? Обсуждение в Конференции…

3. Захват и обработка видео

Почти все программы редактирования видео и даже DVD-авторинга имеют функцию захвата. Какие-то из них работают только с цифровыми устройствами, какие-то не гнушаются захватывать и аналоговый сигнал. Однако, кроме собственно программы, для захвата цифрового видео требуется еще одна малость: плата IEEE1394 и специальный кабель. Читать…

— оборудование для захвата и обработки видео

Если в теме, рассмотренной выше, все кажется предельно простым и ясным (цифровая видеокамера -> IEEE1394 -> ПК), то в случае с оцифровкой аналогового сигнала дело обстоит совершенно иначе. Под источником аналогового сигнала можно понимать любой прибор, воспроизводящий телевизионный сигнал с параметрами, соответствующими утвержденным стандартам. Для того, чтобы оцифровать этот сигнал, превратить его в поток нулей и единиц, требуется специальное устройство. Читать…

— оцифровка 8-мм кинопленок

Несмотря на то, что снимать 8-ми миллиметровыми (8 мм и Супер 8 мм) кинокамерами прекратили еще в 80-90 годы прошлого века, интерес к оцифровке накопленных за несколько десятилетий домашних киноархивов до сих пор не ослаб. Пусть эти кинопленки и не обладают высоким качеством изображения, зато содержат очень важную для многих, и, главное — неповторимую информацию о годах собственной юности, о людях старшего поколения, традициях и особенностях ушедших времен… Читать…

— требования к ПК

Споры по поводу выбора компьютера для видеомонтажа никогда не утихают. Что лучше: Intel или AMD, Western Digital или Seagate, Asus или Gigabyte, Cola или Pepsi — все эти вечные вопросы из года в год вызывают эмоциональнейшие дискуссии самого разного уровня во всех уголках Рунета. Принимаясь за такую щекотливую тему, чувствуешь себя канатоходцем перед выступлением — на такую тревожную, неопределенную и обманчивую стезю предстоит вступить. Читать…

4. Монтаж

Этот материал рекомендуется к прочтению в первую очередь тем пользователям, кто слабо представляет себе процесс нелинейного монтажа видео. Что означает «нелинейный», зачем с места в карьер применять неизвестные термины? Не беспокойтесь, в статье мы во всем разберемся. В отличие от простого (линейного) монтажа, когда видео переписывается непосредственно с источника, нелинейный тем и примечателен, что работа ведется с уже имеющимся на жестком диске компьютера материалом. Таким образом, трудиться можно не спеша, всегда дозволяется вернуться к тому или иному сюжету и отредактировать его заново. Читать…

— Pinnacle Studio

Представлять, а тем более рекламировать Pinnacle Studio нет особой нужды. Так получилось (и не в последнюю очередь благодаря грамотной политике руководства компании Pinnacle), что программные продукты этой марки являются лидерами продаж на российском рынке любительского монтажа. Именно поэтому мы посвящаем Pinnacle Studio отдельную рубрику. Несложный интерфейс с интуитивно понятными элементами управления, отсутствие мудреных и оттого раздражающих настроек — вот те плюсы, которые заставляют пользователя выбирать именно этот продукт. Читать…

— семейство Adobe

Корпорация Adobe давно и успешно ведет разработку программного обеспечения для нелинейного монтажа. С недавних пор Adobe развивает свои продукты в двух направлениях, каждое их них имеет различное назначение. Так, если программа Adobe Premiere Pro позиционируется как решение для профессионалов, то Adobe Premere Elements предназначается в первую очередь для домашних пользователей. Пакеты эти различаются не только ценой, но и (само собой) функциональностью. Благодаря такому разделению, профессионал, работающий в Pro-версии, всегда уверен в результате своей работы. В свою очередь, и начинающий пользователь не почувствует себя обделенным: Elements способен реализовать любую фантазию домашнего монтажера. Читать…

— Sony Vegas

Своеобразный интерфейс, оригинальный подход к построению рабочего пространства — лишь малая часть особенностей этого видеоредактора. Разработчики Sony смотрят в будущее, все их силы сосредоточены не столько на усовершенствованиях программного функционала (он и так уже хорошо отработан), сколько на поддержке самых новых и передовых форматов записи и распространения контента. Читать…

— Ulead VideoStudio

Мощный и многофункциональный комбайн, который в части поддержки новых форматов видео с легкостью утрет нос любой профессиональной монтажной программе. Надежная и быстрая работа, отсутствие ошибок в программном коде и невысокие системные требования — пожалуй, идеальный вариант для домашнего видеомонтажера. Читать…

— прочие видеоредакторы

Почему, спросите вы, двум предыдущим видеоредакторам посвящены целые рубрики, в то время, как уйма великолепных, известных и простых в освоении программ снесены в одну тему? Дело в том, что подавляющее большинство несложных любительских программ для редактирования видео являются почти точными копиями друг друга; научившись работать в одной, вы с легкостью освоите и другую. Такие программы часто называют комбайнами за то, что помимо захвата и монтажа они позволяют еще и создать диск с фильмом. Одинаково несложный подход к монтажу по принципу «step by step», типичные приемы работы, и, увы, одинаково ограниченные возможности — вот основные признаки того, что перед вами типичный любительский комбайн. Исключениями из этого «софтопарка» являются, конечно же, два великолепных образчика — Canopus Edius и SONY Vegas, которым, мы надеемся, вскоре достанутся отдельные рубрики. Читать…

— бесплатное программное обеспечение для обработки видео

Кто может быть автором бесплатной программы? Да кто угодно, от прыщавого неофита с его «Hello World!» до обезображенного интеллектом гения-одиночки. Оставим студента-кодомана наедине с его произведениями, и попытаемся понять мотивацию профессионала. Что заставляет таких людей, зачастую не имеющих времени побриться, имеющих светлейшие, гениальные мозговые клетки, тратить своё время на создание кода, которым будут пользоваться тысячи или даже миллионы пользователей по всему миру, не дав при этом ни копейки и ни цента автору? Что угодно, но только не куча свободного времени. Читать…

— работа со звуком

Вы когда-нибудь пытались смотреть фильм без звука? Удручающее впечатление, не правда ли? Особенно скучным становится такой просмотр, если на экране не происходит ничего из ряда вон выходящего, не взрываются автомобили, не рушится дом — проще говоря, отсутствует «экшн». А ведь создатели фильма затратили на озвучание своего творения немало времени и сил — почти столько же, сколько на сам монтаж. Не зря звукооператоры часто ставят себе и только себе в заслугу успех того или иного кинопроизведения: впечатление, создаваемое музыкой и звуковыми эффектами, бывает даже сильнее, чем от видеоряда. Снятые вами бытовые сценки, день рождения, отдых на курорте… Попробуйте оставить оригинальный звук без изменения, и что у вас получится? Да то же самое, что и в жизни, только еще тоскливее. Ведь вдвойне тоскливо созерцать скучный быт, находясь в точно таком же обыденном окружении.

5. Создание спецэффектов (композитинг)

Чаще всего любительское видео представляет собой собрание бытовых сцен, которые, будучи дорогими сердцу автора, все же не являются образцами режиссерско-операторского искусства. Как раз поэтому ваши зрители неудержимо зевают в телевизор, будучи вынужденными наблюдать первые шаги малыша, затянутую речь гида или продолжительное скучное застолье. Не мучайте себя и своих близких, безжалостно вырезайте из фильма все эпизоды, не содержащие каких-либо действий. Но это лишь полдела — оставшиеся эпизоды все равно нельзя назвать заслуживающими пристального внимания. Вот здесь-то и пригодятся специальные эффекты, уж с их-то помощью вы сумеете приковать взгляд зрителя на все время демонстрации фильма. Читать…

— фильтры, плагины и прочие программы

Те, кто уже работал в программах нелинейного монтажа, знают о существовании в них генераторов эффектов (проще говоря — фильтров). Некоторые фильтры позволяют «почистить» видео от шумов, изменить цветовые оттенки, добавить или убрать контрастность и насыщенность. Другие служат для изменения геометрии картинки, добавления или наложения дополнительных объектов, включая геометрические фигуры или надписи. Однако зачем ограничиваться скудным набором, ведь возможности видеоредактора могут быть значительно расширены за счет подключения сторонних плагинов. Основное преимущество такого плагина в том, что операцию, для которой он предназначен, можно проделать, не выходя из основной программы. Читать…

6. Вывод готового фильма, перекодирование

В зависимости от вашей конечной цели данный этап может явиться окончательным звеном во всей производственной цепочке. Так, если вам необходимо создать видео для просмотра его на iPod, достаточно будет выбрать в параметрах вывода соответствующую заготовку (предустановку, или пресет). Если же возможности выбранного вами видеоредактора не предусматривают создание видео для мобильных устройств — к вашим услугам специализированные программы-перекодировщики. Читать…

— создание DVD/Blu-ray дисков (авторинг)

Пожалуй, эту тему можно считать завершающей весь процесс создания фильма. Несмотря на все возрастающую популярность мобильных и иных форматов видео, DVD-видео по прежнему сохраняет за собой лидирующую позицию; подавляющее большинство фильмов доходит до зрителя именно в этом формате. Как же создаются все эти красивые и сложные меню, возникающие на экране телевизора и предваряющие просмотр фильма? Каким образом отмечаются начала и окончания сцен в фильмах, как делается многоканальный звук и титры на разных языках? Читать…

7. Обработка видео с использованием технологии NVIDIA CUDA

CUDA — это название архитектуры NVIDIA, созданной для реализации параллельных вычислений на графическом процессоре. Перенос сложных расчётов с центрального процессора на графический процессор, которым оборудована любая современная видеокарта Nvidia, может дать многократный прирост производительности в процедурах, где требуется долго и нудно считать. По этой причине вполне объяснима увлечённость разработчиков к этой новой архитектуре неграфических вычислений на графическом процессоре. В свою очередь, программы для работы с видео здесь особенно интересны по одной простой причине: именно обработка видео всегда требовала и требует немалых вычислительных мощностей. Читать…

8. Глоссарий терминов

Похоже, весь мир ополчился против беззащитного человека. Каждое мало-мальски приметное в мире техники (и не только) событие, новая технология, прибор — да что угодно — кроме своего определения и названия обязательно имеют еще и аббревиатуру. Эти вездесущие условные обозначения используется везде и всюду, взгляните хоть на одежную этикетку. Как ни стараешься запомнить иное буквосочетание, а все равно регулярно консультируешься с Google. Да что там аббревиатура… Иногда встречается такой неудобоваримый термин, что без глубокого знания предмета это слово невозможно запомнить в принципе! В этой рубрике мы стараемся собрать воедино те аббревиатуры и термины, которые могут встретиться вам в процессе знакомства с индустрией цифрового видео.

9. ЧаВо — часто задаваемые вопросы

«Истина где-то рядом»; для того, чтобы найти отгадку, вовсе необязательно одолевать массивы информации. Попытайте счастья — вдруг здесь найдется ответ и на ваш вопрос? Читать…

10. Формат AVCHD — вопросы и ответы

Стандарт AVCHD для бытовых видеокамер, кроме собственно формата сжатия видео AVC, регламентирует обязательное использование аудиокодека AC3 (Dolby Digital) и контейнера Transport Stream (расширение файла M2TS/MTS). Несоответствие хотя бы одному параметру не позволяет называть такое видео AVCHD.

Читать…

11. Цифровое видеонаблюдение

Цифровое видеонаблюдение — тема, выходящая за привычные рамки Цифрового видео. Здесь нет и не может быть упоминания ни о монтаже, ни о способах съёмки. Основные требования, предъявляемые к системам видеонаблюдения — следить, фиксировать и докладывать. В современных системах видеонаблюдения всё чаще встречаются самые разные технологии, от захвата и записи видео до беспроводной передачи потока. В данном разделе читатель сможет найти обзоры различного оборудования для построения систем видеонаблюдения, начиная от самых недорогих, и заканчивая системами видеонаблюдения премиум-класса.

Читать…

Цифровое видео

Цифровое видео — совокупность технологий записи, обработки, передачи и хранения изображения и звука. Основное отличие от аналогового видео заключается в том, что видеосигнал и звук кодируются и передаются не в исходном виде, а после аналогово-цифрового преобразования в потоки видео- и звукоданных. В большинстве случаев цифровое видео подвергается компрессии для уменьшения объёма данных, предназначенных для передачи и хранения. Цифровое видео может распространяться на различных видеоносителях, посредством цифровых интерфейсов в виде потока или файлов.

Формирование потока видеоданных

Компонентное видео

Основная статья: Компонентное видео

Оптическое изображение формируется с помощью объектива на светочувствительной матрице видео- и телевизионных камер, телекинопроекторов, цифровых фотоаппаратов, камерафонов или планшетов, веб-камер, камер систем видеонаблюдения и других подобных устройств. С помощью различных систем производится цветоделение изображения для получения монохромных полутоновых компонент трёх основных цветов.

Преобразование цветоделённых компонент RGB в Y’CrCb

После применения гамма-коррекции сигналов R, G, B производится их преобразование для получения сигнала яркости Y’ и двух цветоразностных сигналов: R’-Y’ и B’-Y’. В соответствии с 601-й рекомендацией ITU-R применяется кодирование по следующим формулам для перевода компонентного видеосигнала в цифровую форму:

Y ′ = 0.299 ⋅ R ′ + 0.587 ⋅ G ′ + 0.114 ⋅ B ′ C R = 0.713 ⋅ ( R ′ − Y ′ ) C B = 0.564 ⋅ ( B ′ − Y ′ ) {\displaystyle {\begin{aligned}Y’&=&0.299\cdot R’&+0.587\cdot G’+0.114\cdot B’\\C_{R}&=&0.713\cdot (R’&-Y’)\\C_{B}&=&0.564\cdot (B’&-Y’)\end{aligned}}}

При передаче таких сигналов, возможно восстановление исходных составляющих цветов: красной (R), синей (B) и зелёной (G), которые используются в большинстве систем отображения видеоинформации, например в мониторах.

Уровни видео

Полученные компоненты Y’, Cr, Cb квантуются с разрядностью 8 или 10 бит. Однако не все уровни используются для передачи сигналов яркости. Например, для 8 битного кодирования из 256 доступных уровней только 220 используются для передачи сигнала яркости (диапазон 16-235), а остальные — для сигналов синхронизации. При 10-битном кодировании — используется 877 уровней. Для цветовых компонент используется только 225 уровней в 8-битной системе и только 897 дискретных уровней видео в 10-битной системе.

Цветовая субдискретизация

Форматы цветовой субдискретизации Основная статья: Цветовая субдискретизация

При дискретизации Y’, Cr, Cb компонент видеосигнала для сокращения скорости потока применяется так называемая цветовая субдискретизация. Если дискретизация каждого компонента производится с одинаковой частотой, такая схема будет называться 4:4:4. Однако она редко применяется на практике, из-за её избыточности. Для цифровых видеостандартов принято базовое соотношение 4:2:2, которое означает, что цветоразностные компоненты Cr, Cb передаются с горизонтальной чёткостью, в два раза меньшей чёткости яркостного сигнала, потому что человеческий глаз более чувствителен к изменению яркости, чем цвета. При этом частота дискретизации для яркостного сигнала Y’ устанавливается равной 13,5 Мегагерц, что в два раза больше, чем для цветоразностных сигналов Cr и Cb — 6,75 Мегагерц.

В целях дальнейшего сокращения избыточности сигналов цветности применяются схемы с соотношением 4:2:0 и 4:1:1. В последнем случае горизонтальная чёткость цветоразностных сигналов снижается до четверти от полного разрешения сигнала яркости. Оба варианта 4:1:1 и 4:2:0 вдвое сокращают пропускную способность по сравнению с представлением без субдискретизации.

Для сигналов ТВЧ согласно части II Рекомендации ITU-R 709-3 установлены частоты дискретизации сигналов яркости 74,25 МГц и цветности 37,125 МГц.

Стандарты разложения

Основные стандарты разложения Основная статья: Стандарт разложения (телевидение)

Стандарты разложения цифрового видео определяют следующие параметры:

  • количество видимых строк. Для записи и передачи цифрового видео, также как и аналогового, применяют разложение его на отдельные строки, то есть последовательное сканирование и передача элементов каждой горизонтальной строки. Для видео и телевидения стандартной чёткости эти значения равны 480 или 576 строк, с повышенной четкостью — 720. Для видео высокой чёткости (англ. HD) — 1080.
  • режим развёртки («p» или «i»). Для сокращения передаваемого потока вдвое применяется чересстрочная развёртка, при которой каждый кадр передается двумя последовательными полукадрами — полями. Поле состоит из телевизионных строк. Одно поле содержит чётные строки, второе — нечётные. Такой режим развёртки обозначается значком «i» от англ. interlace. Такой режим был разработан в эпоху аналогового телевидения, когда не было возможности передавать сигналы с широкой полосой пропускания. Также первые цифровые форматы и даже HD использовали этот режим для уменьшения видеопотока. Недостатком такого режима является наличие эффекта «гребёнки» на движущихся объектах при воспроизведении на устройствах отображения с прогрессивной (построчной) развёрткой, для устранения которого применяют деинтерлейсинг. При построчной передаче всего кадра таких проблем не возникает, однако ширина полосы пропускания или поток такого видеосигнала будет вдвое большими. При прогрессивной развертке частоты дискретизации для схемы 4:2:2 будут равными для Y’ — 27 МГц, для Сr/Сb — 13,5 МГц.
  • частота кадров — частота смены кадров за единицу времени, как правило, за секунду. Из-за различных стандартов, принятых в разных странах, в телевизионном вещании, кино и видео производстве появилось значительное число различных стандартов, которые могут частично или полностью поддерживать различные видеоустройства. Основными являются:
    • на основе форматов семейства PAL: 50i, 25p, 50p
    • на основе форматов семейства NTSC: 60i, 29.97p, 30p, 59.94p, 60p
    • киноформаты: 23.98p, 24p

Также немаловажным параметром является соотношение сторон кадра видеоизображения. Типичными форматами для видео являются стандартный 4:3 (1,33:1) или широкоэкранный — 16:9 (1,77:1). Широкоэкранный режим иногда записывается на видео со сжатием по горизонтали до 4:3, а при воспроизведении растягивается. Такая технология называется цифровым анаморфированием и при записи широкоэкранных фильмов дает возможность более эффективно использовать кадр телевидения стандартной четкости. Корректное отображение закодированного формата обеспечивается его автоматическим распознаванием при помощи служебного бита AR (англ. Aspect Ratio) и пакетов WSS (англ. Wide Screen Signaling) или AFD (англ. Active Format Description). Вся эта информация о формате изображения и расположении экранных каше (англ. Bar Data) передаётся в 23-й строке кадрового гасящего импульса видеопотока.

Форматы цифрового кодирования и сжатия

Видеопоток

Видеопоток — это временна́я последовательность кадров определённого формата, закодированная в битовый поток. Скорость передачи несжатого видеопотока с чересстрочной разверткой разрядностью 10 бит и цветовой субдискретизацией 4:2:2 стандартной четкости будет составлять 270 Мбит/с. Такой поток получается если сложить произведения частоты дискретизации на разрядность каждой компоненты: 10 × 13,5 + 10 × 6,75 × 2 = 270 Мбит/с. Однако, расчет размера получаемого файла, содержащего несжатый видеопоток, производится несколько иначе. Сохраняется только активная часть строки видеосигнала. Для представления в пространстве Y’, Cr, Cb рассчитываются следующие составляющие:

  • количество пикселей в кадре для яркостной компоненты = 720 × 576 = 414 720
  • количество пикселей в кадре для каждой цветностной компоненты = 360 × 576 = 207 360
  • число битов в кадре = 10 × 414 720 + 10 × 207 360 × 2 = 8294400 = 8,29 Мбит
  • скорость передачи данных (BR) = 8,29 × 25 = 207,36 Мбит / сек
  • размер видео = 207,36 Мбит / сек * 3600 сек = 746 496 Мбит = 93 312 Мбайт = 93,31 Гбайт = 86,9 ГиБ

Расчёт скорости передачи данных:

Для формата 4:2:2 BR = BD × (W + 0,5 × W × 2) × H × FR = BD × 2 × W × H × FR Для формата 4:1:1 BR = BD × (W + 0,25 × W × 2) × H × FR = BD × 1,5 × W × H × FR Для формата 4:2:0 BR = BD × (W × H + 0,5 × W × 0,5 × H × 2) × FR = BD × 1,5 × W × H × FR Для формата 4:4:4 BR = BD × 3 × W × H × FR BR — скорость передачи данных, бит/с, W и H — ширина и высота кадра в пикселях, BD — разрядность для каждой компоненты, бит на пиксель FR — кадровая частота, кадров/с

В таблице приведены скорость передачи несжатого видеопотока и размер требуемого пространства для часовой записи наиболее распространенных стандартов.

Видеокомпрессия

Основная статья: Сжатие видео

Из-за относительно высокой скорости передачи несжатого видеопотока широко используются алгоритмы видеокомпрессии. Видеокомпрессия позволяет сократить избыточность видеоданных и уменьшить передаваемый поток, что позволит передавать видео по каналам связи с меньшей пропускной способностью или сохранять видеофайлы на носителях с меньшей ёмкостью.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 сентября 2016 года.

Форматы цифровой видеозаписи

Следующая таблица показывает характеристики большинства видеоформатов и типов применяемой субдискретизации цветоразностных компонент, а также другие связанные с ними параметры, такие как скорость передачи данных и степень сжатия.

HD видео

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 сентября 2016 года.

Цифровые видеоинтерфейсы

  • SDI и HD-SDI
  • HDMI (видео и аудио без сжатия). Обязательно HDCP.
  • IEEE 1394
  • DVI (только видео без сжатия). Возможно HDCP.
  • DisplayPort (видео и аудио без сжатия). Поддерживает DPCP, планируется как улучшенная полная замена HDMI.
  • DVB-ASI — для передачи транспортного потока MPEG-TS

Примечания

Литература

Ссылки

  • Рекомендация МСЭ-R BT. 601-7 (03/2011) Студийные параметры кодирования цифрового телевидения для стандартного 4:3 и широкоэкранного 16:9 форматов
  • Digital video (англ.)
  • Standard Definition Versus High Definition Video Formats
  • Video bitrate calculator

Видео/аудио

Аудио

Музыка

Растровые

  • DNG
  • FPX
  • FLIF
  • GIF
  • HEIF
  • ICER
  • ICO
  • ILBM
  • JBIG2
  • JBIG
  • JPEG XR (HD Photo)
  • JPEG/JP2/JPEG-LS
  • MNG
  • EXR
  • PCX
  • PNG
  • PSD
  • PNM
  • Raw
  • TIFF
  • TGA
  • WBMP
  • WebP
  • XCF
  • PGF
  • Анимационные: APNG
  • Без потерь: BMP
  • Включая сжатие с потерями: BPG

Векторные

  • SWF
  • AI
  • CDR
  • EPS
  • PS
  • SVG
  • VRML
  • EMF
  • WMF
  • X3D
  • XPS
  • 3D: 3DS
  • Анимационные: SVG

Комплексные

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Что такое Кинопроизводство

Кинопроизводство — это одна из основных отраслей кинематографии. Она включает в себя художественно-творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, продвижение на рынке. Характер фильма определяет размеры и тип съемочной команды, необходимой для создания кино. Во многих голливудских приключенческих фильмах проводится набор актеров и съемочной группы численностью до тысячи человек, внедряется сложная компьютерная графика, в то время как в малобюджетное, независимое кино может быть привлечено всего несколько человек, зачастую с минимальным гонораром. Кинопроизводство распространено по всему миру, везде используются различные технологии и оборудование, а сам процесс проходит в различных финансовых условиях, начиная от государственной поддержки документалистики в Китае, и заканчивая ориентированными на прибыль проектами, снятыми на американских киностудиях.

Производственный цикл создания фильма состоит из пяти основных этапов:

  • Проектирование
  • Предварительная подготовка
  • Съемки
  • Пост-производство
  • Распространение

Полный цикл кинопроизводства в Голливудском стиле, как правило, занимает 3 года. Первый год уделяется планированию и проектированию. Второй год включает в себя предварительную подготовку и съемки, и уже третий год включает в себя пост-производство и распространение продукта.

Проектирование

Это этап, когда идея воплощается в жизнеспособный сценарий. Продюсер фильма находит историю, которая может быть взята в книгах, других фильмах, правдивых историях, оригинальных идеях, и т.д. После того, как тема, или базовая история, была определена, подготавливается краткий конспект в виде пошагового описания сцен, с акцентом на драматургию. Предварительная версия сценария готова. Это от 25 до 30 страниц описания сюжета, настроения и характера сцен, с краткими диалогами и описанием декораций, часто содержащих наброски в виде рисунков, чтобы наглядно представить ключевые моменты.

Сценарий пишется в течение шести месяцев, возможно, переписывается несколько раз, чтобы улучшить драматизм, ясность, структуру, характеры, диалоги и общий стиль сюжета. Однако, продюсеры часто опускают предыдущие шаги и используют готовые сценарии, которые специальным образом обрабатываются и подготавливаются. Дистрибьютор фильма должен быть ознакомлен со сценарием на ранней стадии для оценки возможного интереса к фильму и, следовательно, его финансового успеха. Голливудские дистрибьюторы примут взвешенный подход к ведению бизнеса, и учтут такие факторы, как: жанр фильма, целевая аудитория, исторический успех подобных фильмов, актеры, которые могут появиться в фильме и потенциальные режиссеры. Все эти факторы влекут определенную привлекательность фильма для возможной аудитории и, следовательно, увеличивают число занятых мест в зрительском зале на премьере. Фильмы редко приносят прибыль от одних лишь показов в кинотеатрах, поэтому необходимо учесть продажи DVD и распространения коммерческих прав на продукцию.

Краткое представление фильма далее подготавливается и представляется потенциальным финансистам. Если этот шаг успешен и фильму дают «зеленый свет», то финансовая поддержка предоставляется, как правило, крупными киностудиями, советом киноиндустрии или независимыми инвесторами. Согласовывают сделку и подписывается контракт.

Предварительная подготовка

В предварительной подготовке фильм проектируется и разрабатывается план. Формируется съемочная группа и производственные отделы. Художники-иллюстратори и художники-постановщики создают эскизы для визуального планирования сцен перед съёмкой. Также будет учтен бюджет фильма в проектировании сцен.

Продюсеру необходимо нанять людей для выполнения следующих функций:

  • Режиссер, несет главную ответственность за съемку фильма и управляет творческим процессом.
  • Ассистент режиссера, руководит планированием съемок и следит за материально-техническим обеспечением производства.
  • Руководитель кастинга, занимается подбором актеров согласно сценарию. Как правило, проводит прослушивание всех кандидатов. Ведущих актеров выбирают очень тщательно, и часто выбор основан на репутации или на звездном статусе.
  • Управляющий по месту съемки. Большинство кадров снимается в студийных съемочных павильонах, но иногда необходимы кадры на открытом воздухе или в специальных помещениях.
  • Руководитель производства, следит за бюджетом и графиком съемок. Он ведет отчетность от лица финансиство фильма и студийного производственного управления.
  • Оператор-постановщик, или кинооператор, выполняет съемку сцен фильма. Он сотрудничает с режиссером, его ассистентом и со звукорежиссером.
  • Арт-директор, руководит декорационно-художественным отделом, отвественен за декорации, костюмы, грим, укладку волос и пр.
  • Дизайнер-технолог, создает внешний вид декораций, костюмов, грима и прически, сотрудничает с арт-директором.
  • Художник-постановщик, создает визуальные образы, чтобы помочь режиссеру и дизайнеру-технологу доносить свои идеи до съемочной команды.
  • Звукорежиссер, следит за качеством звука во время съемок. Сотрудничает с режиссером, оператором, ассистентом режиссера.
  • Звукооператор, добавляет звуковые эффекты и усиливает звуковую атмосферу фильма.
  • Композитор, создает новую музыку для фильма.
  • Хореограф, создает и координирует движения и танец — как правило, для мюзиклов. В некоторых фильмах нанимается хореограф по борьбе.

Съемки

Здесь в действительности и происходит создание фильма. На этой стадии съемочная группа расширяется, в работу включаются мастер по съемочной технике, руководитель по сценарию, помощники режиссера, оператор-постановщик, редактор изображения и редактор звука. Это лишь наиболее расспространенные функции в процессе кинопроизводства, и отдел производства в праве добавить уникальные должности с учетом особенностей фильма.

Обычный съемочный день начинается с того, что ассистент режиссера ознакамливает команду с дневным планом съемок. Подготавливается и проверяется съемочная аппаратура и декорации. Идет настройка света, камеры и звукозаписи. В это же время актеров одевают в костюмы, наносят макияж и делают прическу. Актеры репитируют сцены под руководством режиссера. Затем сцены вновь репитируют и согласуют со съемочной группой звуко- и кинооператоров. Затем, снимается сцена с таким количеством дублей, какое режиссер посчитает нужным.

В каждом дубле используется хлопушка с соответствующей маркировкой, чтобы на стадии пост-производства редактору было легче отслеживать съемочный процесс. На хлопушке отмечают сцену, дубль, режиссера, оператора, дату и название фильма и снимают это на кадр. Хлопушка также выполняет функцию синхронизации в работе видео- и звукозаписи. Звук записывается отдельно от картинки и в дальнейшем будет сопоставляться в пост-производстве.

Далее режиссеру необходимо проверить, удачным ли вышел кадр. Руководитель по сценарию, операторы изображения и звука в своих отчетных листах отмечают каждый дубль как удачный или неудачный. В каждом отчетном листе отмечается вся необходимая информация обо отснятом дубле.
Когда сцена снята, режиссер объявляет о сворачивании съемок, и съемочная группа принимается за демонтаж декораций. Режиссер утверждает график съемок на следующий день и в производственный отдел отправляется отчет о ходе продвижения работы. Он включает в себя отчеты от руководителей по сценарию, звуку и изображению. Актерам и съемочной группе выдаются информационные листы о том, где и когда будет проходить следующий съемочный день.

В кинопроизводстве, использующем традиционную кинопленку, необработанный негатив съемочных дублей передается вечером в лабораторию для обработки. После обработки пленка возвращается из лаборатории, и режиссер этим же вечером просматривает результаты, возможно консультируясь вместе с руководителями отделов и актерами. Для производств с использованием цифровых технологий, кадры сохраняются на компьютере и просмотриваются как обычно.

По завершению съемок обычно организовывается вечер, где собирается вся съемочная группа с актерами и выражаются слова благодарности за их усилия.

Пост-производство

На данном этапе фильм монтируется. В современном кинопроизводстве разделяют 2 способа монтажа: внутрикадровый (линейный) монтаж и межкадровый (нелинейный) монтаж.

Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер, пр.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.

При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), часто с использованием специального программного обеспечения, после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.

В случае киноплёнки процесс нелинейного монтажа происходит вручную: монтажёр с применением монтажного стола под руководством кинорежиссёра режет плёнку в нужных местах, а затем склеивает фрагменты в выбранной режиссёром последовательности.

Гибридный видеомонтаж имеет достоинства первых двух (нелинейная видеомонтажная система играет роль видеоисточника). Недостаток — более высокая цена.

Первой задачей редактора-монтажера является в грубой форме нарезать и собрать сцены, сопоставляя отдельные отснятые кадры. Это выполняется с целью отобрать лучшие кадры и отсеять мусор. Следующим шагом будет уже более детальная работа с кадрами и создание ровного потока кадров, переходящего в цельный видеорассказ. На данном этапе обрезка, т.е. укорачивание сцен до нескольких минут, секунд или даже кадров, завершена. Режиссер и продюсер фильма просматривают результаты и утверждают его, подразумевая, что больше изменений не будет. Затем вручную или автоматически редактор заполняет документ, содержащий список нарезанных сцен с описанием исходных отснятых кадров для финального монтажа.

Когда смонтированная картинка утверждена, фильм передается из рук редактора в звуковой отдел для обработки и создания звуковой дорожки. Тут синхронизируютя голоса в сочетании со звуковыми эффектами, фоном, музыкой, пр. Если качество синхронной звукозаписи не удовлетворяет режиссёра или звукорежиссёра, проводится озвучивание фильма в студии. На экран проецируется изображение, проводится несколько репетиций, во время которых актёры добиваются, чтобы артикуляция на экране совпадала с произносимым звуком. Затем записывается фонограмма. После этого на монтажном столе проводят её монтаж и синхронизацию.

Видео и звук компонуются, результатом чего является низкокачественная проба фильма. Высокое качество пробы в зависимости от типа съемки создается соответствующими способами обработки пленки.

Наконец, набирают целевую аудиторию для просмотра фильма, по отзывам которой возможно проводятся дополнительные доработки и изменения.

Распространение

Это последний этап, когда фильм выходит в кинотеатрах, или, иногда, на DVD, VCD или VHS. Фильм дублируется, что требуется для проката в кинотеатрах. Идет реклама фильма, готовятся пресс-релизы, плакаты и другие рекламные материалы.

Фильм обычно в начале представляется на вечере, с анонсом, пресс-релизами, интервью с представителями прессы. Фильм демонстрируется на пресс-просмотре, возможно на кинофестивалях. Также имеет смысл создать веб-сайт для сопровождения фильма. Фильм демонстрируется в определенных кинотеатрах, и DVD, как правило, выходит несколькими месяцами позже. Лицензионные права на фильм и DVD, также, обычно, продаются и распространяются по всему миру. Любая прибыль делится между дистрибьютором и производственной киностудией.

Независимое кино

Фильмы снимаются также и за пределами киностудий, это так называемое независимое кино. После введения технологии DV способы кинопроизводства стали более доступными. Кинематографисты могут в принципе снимать и монтировать фильмы, создавать и редактировать звук и музыку, и полностью собрать готовый кинопроект на домашнем компьютере. Однако, в то время как условия кинопроизводства демократизировались, финансирование, распределение и сбыт остаются трудными для осуществления вне традиционной системы. Большинство независимых кинематографистов рассчитывают, что их заметят на кинофестивалях, и они смогут продать свой фильм. Тем не менее, интернет позволяет сравнительно недорого распространять независимое кино, а многие кинематографисты выкладывают свои фильмы в онлайн для критики и признания. Хотя на этом много и не заработаешь, режиссер все равно может найти спонсоров с помощью веба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх