Куперс

Бухучет и анализ

Организации с долей государственного участия

Ведомство считает необходимым отказаться от критерия наличия госучастия в капитале банков при их отборе для оказания ряда услуг и получения субсидий

Об этом 19 июля 2018 года заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Александр Разин сообщил в ходе расширенного заседания Президиума Совета Ассоциации банков России (Ассоциация «Россия») на тему «Конкуренция в финансовом секторе. Разгосударствление банковского сектора России».

Александр Разин рассказал участникам заседания о ключевых факторах, негативным образом влияющих на состояние конкуренции на финансовом рынке, в частности, на банковском рынке.

Так, по его словам, одними из таких факторов являются исключительные привилегии и специальные отношения с государством отдельных игроков, в первую очередь, выразившиеся в установленных в нормативных правовых актах требованиях к размеру собственных средств и наличию государственного участия в капитале кредитных организаций для получения ими права доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг, например, привлечению временно свободных средств федерального или регионального бюджета во вклады.

«Такая система требований является неоправданной, поскольку размер и факт наличия госучастия не являются показателями устойчивости банка, которые могли бы спрогнозировать сохранность бюджетных средств в последующем», – пояснил Александр Разин.

Такие требования являются именно административными барьерами и устанавливают дискриминацию в отношении меньших, но также финансово устойчивых банков без государственного участия.

По словам спикера, в целях решения сложившейся ситуации ФАС России считает необходимым в отношении деятельности по привлечению средств, например, госбюджета во вклады, а также выдачи банковских гарантий заменить критерии наличия определенного размера и госучастия в уставном капитале банка на критерий наличия кредитного рейтинга определенного уровня. При этом в отношении государственных и иных программ субсидирования кредитования необходимо установить конкурентные механизмы получения таких субсидий без предъявления каких-либо требований в целом.

Переходя к другим возможным направлениям работы по разгосударствлению финансового сектора, представитель службы рассказал о предложениях по введению антимонопольного контроля за приобретением государством и аффилированными с ним лицами акций и долей хозяйственных обществ, в том числе финансовых организаций Российской Федерации.

Он также рассказал, что в целях выравнивания условий для конкуренции, ФАС России выступает за запрет использования в рекламе финансовых услуг и деятельности информации о наличии прямого или косвенного государственного участия.

Это предложение обусловлено тем, что при размещении рекламы своих услуг кредитные организации все чаще для привлечения клиентов акцентируют внимание не на условиях предлагаемых ими услуг, включая стоимость, а на наличие в их уставном капитале госучастия, в некоторых случаях создавая в рекламе ложное впечатление об их исключительной надежности по сравнению с другими банками.

В этих же целях ФАС России предлагает запретить органам государственной власти РФ и ее субъектов, органам местного самоуправления, организациям, выполняющими их функции и участвующим в оказании государственных и муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам заключать договоры об оказании финансовых услуг, консультировать по вопросу оказания таких услуг и размещать рекламу этих услуг в своих помещениях и на занимаемых ими территориях.

«Перечисленный мною блок мероприятий по снижению влияния государства на банковскую систему нашел отражение в проекте правительственной «дорожной карты» по развитию конкуренции в отраслях экономики, в разработке которой приняли участие, в том числе Минфин России и Банк России. Конкретные проекты актов при этом будут прорабатываться в специально созданных ФАС России рабочих группах, в состав которых, помимо представителей исполнительной и законодательной властей и Банка России, вошли представители бизнес-сообщества», – заключил Александр Разин.

Справка:

Результаты проведенного ФАС России мониторинга состояния конкуренции на банковском рынке за период с 2011 по 2017 гг. показали следующее:

— наблюдается ярковыраженное и устойчивое лидирующее положение 1 или 2 групп лиц банков с государственным капиталом с преимущественной тенденцией к его дальнейшему укреплению; конкуренция со стороны иных игроков практически отсутствует;

— доля банков с государственным участием на федеральных рынках банковских услуг к началу 2018 года составляла от 70 до 78%;

— на региональных рынках банковских услуг доля государственных банков в 55-70 субъектах Российской Федерации превышала федеральное значение, а в 27 из них – превышала 90%;

— концентрация абсолютного большинства региональных рынков (от 48 до 82 субъектов Российской Федерации) является крайне высокой – доля тройки лидеров на этих рынках составляет от 58 до 100%;

— количество региональных рынков, где в тройку лидеров входили только госбанки увеличилось с 9-27 рынков в 2011 году до 33-58 рынков в 2017 году.

Доля государства в российской экономике составляет 33%. Такие данные привел Международный валютный фонд (МВФ) в своем недавнем исследовании. По подсчетам экспертов фонда, всего треть добавочной стоимости в РФ генерирует государственный сектор, остальные две трети производятся частными компаниями и предпринимателями.

Вместе с тем, у российских экономистов другие данные. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) полагают, что на долю государства приходится 70% производимого добавочного продукта, в Центре стратегических разработок (ЦСР) – 46%. При этом компании с госучастием получают максимум госфинансирования, льгот и субсидий, что ухудшает конкуренцию и замедляет рост ВВП. По мнению экспертов, для повышения экономической активности в стране необходимо возобновить приватизацию госактивов и снизить уровень госмонополизма.

Елена Александрова

Госмонополизм наступает

Больше всего государственной собственности наблюдается в таких отраслях российской экономики, как коммунальное хозяйство, добыча полезных ископаемых, транспорт, финансы, производство электроники и оборудования. Частными отраслями остаются сельское хозяйство, пищевая промышленность, обрабатывающие производства, за исключением переработки нефти и газа, а также торговля.

Как отмечают эксперты МВФ, 33% ВВП в 2016 году обеспечило госуправление – 13,5% и госпредприятия – 19,3%. Примечательно, что еще в 2014 году МВФ оценивал долю госсектора в российской экономике на уровне 70%, однако в последнем обзоре фонд изменил методику оценки и построил свои выводы на основе официальных данных об объемах реализации в различных отраслях промышленности, а также занятости в бюджетном секторе.

Официальная статистика относит дочерние предприятия крупных корпораций, таких как «Газпром» и «Роснефть», к частному сектору, а большинство исследователей полагают, что это госсектор.

В финансовом секторе долю государства в добавленной стоимости МВФ оценил не по выручке, а по активам. В итоге получились прежние 70% – отношение активов государственных банков к совокупным активам банковского сектора.

По данным МВФ, доминирование государства в финансовом секторе является особенностью России. Добавим, что за счет банковской чистки, проводимой ЦБ РФ, эта цифра быстро увеличивается, так как процедура санации обанкротившихся банков предполагает, что после избавления от токсичных активов они должны быть проданы. Однако частные финансовые организации не готовы их покупать, и Центробанк бесплатно передает банкротов госбанкам.

По мнению доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Сергея Хестанова, доля государства в банковском секторе на уровне 70% примерно соответствует показателю огосударствления экономики в целом, то есть структура собственности отражает структуру капитала.

По подсчетам ЦСР, с 2006 по 2016 год доля государственного сектора в ВВП выросла с 39,6% до 46% (см. рисунок 1. Доля госсектора в ВВП РФ), при этом увеличилось количество предприятий, прямо или косвенно контролируемых государством.

Рис. 1. Доля госсектора в ВВП РФ, %.

Источник: ЦСР.

По оценкам ФАС, с 2005 по 2015 год вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос с 35% до 70%, а в последнее время на фоне санкций госсектор еще больше укрепился, особенно в банковском секторе и промышленности. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, увеличение количества предприятий с госучастием в капитале обусловлено санкционным давлением на Россию. «Чем больше санкций действует, тем активнее происходит огосударствление», – заявил он в интервью газете «Коммерсантъ» в сентябре 2018 года.

Аналитики международного рейтингового агентства Moody’s отмечают, что доминирование государственного сектора, составляющего от 40% до 50% российской экономики, а также монополизация рынков препятствуют росту инвестиций и производительности труда в России.

С ними согласен заведующий отделом рынков капитала Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН Яков Миркин, который сравнивает долю государства в экономике и банках на уровне 70% со свинцовым грузом, тянущим экономику вниз. Ухудшает ситуацию, по его мнению, тот факт, что, забирая в бюджет до 40% ВВП, государство мало тратит на социальные нужды. Россия занимает 118 место в мире по расходам на здравоохранение (5,6% ВВП), практически вдвое отставая от лидера – Норвегии (10% ВВП). На образование тратится 3,8% ВВП – это 88 место в мире, отмечает эксперт. При этом лидеры – Израиль и Норвегия – расходуют 5,7% и 7,7% ВВП соответственно.

Миллиарды для ГУПов

Эксперты ЦСР обращают внимание на то, что объем госзакупок в России превышает 6 трлн рублей в год (6% ВВП) и правила, которые устанавливает государство в этом секторе, определяют многие экономические процессы в стране.

По их подсчетам, в 2017 году около 11% госзаказа составляли контракты с организациями госсектора экономики, еще 16% – с госкорпорациями и 73% – c частными компаниями, к которым относятся и «дочки» госкомпаний (см. рисунок 2. Структура контрактов по трем секторам). При этом более половины стоимости контрактов госсектора и компаний с государственным участием (КГУ) – крупные и сверхкрупные контракты с ценой от 100 млн рублей.

Рис. 2. Структура контрактов по трем секторам (в среднем по году, 2016-2017 гг., %).

В исследовании ЦСР отмечается, что в сегменте «государство для государства» доминируют крупные поставщики: 17 ГУПов и 17 бюджетных учреждений (казенных предприятий) забирают в год около 40% всех контрактов (см. таблицу 1. Поставщики госсектора, работающие в форме ГУП, в 2017 г.). Речь идет о представителях космической отрасли, организации оборонно-промышленного комплекса, научно-исследовательских институтах и операторе российской государственной почтовой связи ФГУП «Почта России». Также госкомпании являются поставщиками услуг в сфере организации коммунальной инфраструктуры, благоустройства территорий и электроэнергетики.

Табл. 1. Поставщики госсектора, работающие в форме ГУП, в 2017 г. (млн руб.).

Наименование поставщика

Стоимость контрактов

ФГУП «Ремонтно-строительное управление» Управления делами Президента РФ

47 132

ФГУП «Почта России»

26 428

ФГУП «Управление ведомственной охраны» Министерства транспорта РФ

14 727

ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»

11 533

Государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация»

8 377

ГУП города Москвы «Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» Департамента здравоохранения города Москвы

8 122

ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда РФ

7 863

Источник: ЦСР

Кроме того, к государственному сектору экономики в России относятся охранные предприятия, ремонтно-строительные фирмы, организации автодорожной отрасли, дилеры медтехники и фармации, торговые посредники. Госпредприятия в этих секторах составляют конкуренцию частным компаниям.

«Что касается инфраструктурных предприятий сферы коммунальных услуг, то их устойчивое присутствие в списке крупнейших поставщиков говорит о том, что в экономике сложился особый уклад их работы. В его основе — государственная собственность и бюджетные средства. Фактически речь идет о госсекторе, где превалируют административные отношения, а взаимодействие строится по принципу «задание – выполнение», – отмечается в исследовании ЦСР. Из этого можно сделать вывод, что именно государство является бенефициаром высоких тарифов на коммунальные услуги и ему выгодно держать их на максимальном уровне.

Среди организаций госсектора, поставляющих товары, оказывающих услуги и выполняющих работы по госзаказу, много тех, на которые возложены функции в области строительства зданий и сооружений, дорожного строительства и дорожного хозяйства, оборота лекарственных препаратов и медицинских изделий. В нормальных рыночных условиях они являются объектами частного предпринимательства. В России доля таких госорганизаций составляет до 60%. И это при том, что в расчете ЦСР учитывались только лидеры, занимающие крупные доли рынка.

Следствием такого огосударствления экономики является монополизм и низкое качество услуг при высоких ценах. «В ряде сфер госзакупок и, как следствие, отраслей экономики контрактные отношения привели к кристаллизации государственных структур, замыкающих на себе производство продукции и создание общественных благ, которыми, как правило, занимается частный бизнес», – отмечается в исследовании.

Высока доля государственных структур в оказании услуг здравоохранения, образования, научных исследований и экспериментальных разработок. Интересно, что в России в отличие от других стран мира у государственных организаций крупные доли присутствия на рынках услуг оптовой торговли, розничной торговли автотранспортными средствами, складирования и вспомогательных транспортных услуг. В нормальных рыночных условиях эти коммерчески привлекательные сферы обслуживаются бизнесом.

«Действительно, государство в лице административных структур активно проникает в традиционно рыночные сферы. Административная система теснит бизнес в поставках продукции пищевой промышленности и в общественном питании, в обслуживании зданий и инженерных услугах, в поставках разнообразной готовой продукции, на транспорте и в иных традиционно рыночных областях. Госсектор соперничает с бизнесом в сфере информационных технологий и услуг, в информационном бизнесе и массовых коммуникациях», – полагают эксперты ЦСР.

В конечном итоге это приводит к снижению эффективности функционирования рыночных механизмов – нарушаются принципы равенства компаний во взаимоотношениях с государством. Возникает конфликт интересов собственника и государства, которое должно обеспечить для всех государственных и частных компаний равные правила ведения бизнеса. Конкурентные механизмы (конкуренция через повышение эффективности или улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции) замещаются в данном случае административным ресурсом и лоббистскими возможностями. Как следствие, экономика начинает пробуксовывать, что выражается в снижении темпов роста и усиливающемся технологическом отставании от более успешных стран на макроуровне.

Повышение размера прямой государственной собственности ведет к снижению производительности труда и показателей рентабельности, а также к росту долговой нагрузки, отмечается в исследовании ЦСР.

Прогнозы и перспективы

По мнению главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, в ближайшие три года доля государства в экономике России не изменится. При этом снижение доли государства в рыночных сферах деятельности – это один из фундаментальных факторов экономического роста.

«Однако мы видим, что вопрос приватизации пока поставлен на паузу. За три года всего 24 млрд рублей запланировано получить от приватизации. Так мало никогда еще не планировалось», – отметил А.Кудрин на недавно прошедшем Гайдаровском форуме.

Напомним, что еще три года назад правительство собиралось к 2019 году продать 8% акций АЛРОСА, 35% – ВТБ, 25% – РЖД, а также доли в «Совкомфлоте», НМТП, ОЗК, ГТЛК и других компаниях с госучастием. Но этим планам мешали то плохая конъюнктура рынка, то санкции, то смена частных собственников (в НМТП и ОЗК), и в целом – отсутствие стратегических инвесторов, готовых купить государственные пакеты акций по хорошей цене.

Правительство не отказывалось от приватизации, оно ведет непубличный поиск инвесторов и готово рассмотреть продажу активов, если на них будет спрос, говорил глава Минэкономразвития Максим Орешкин в декабре 2018 года.

Вместе с тем, для снижения доли государства в экономике ведомство предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, работающих на конкурентных рынках, а также разработать план выхода Банка России из капитала санируемых банков.

Морские порты №2 (2019)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх