Куперс

Бухучет и анализ

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей

Для определения наличия признаков банкротства определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст.4 Закона о банкротстве).

Для определения наличия признаков банкротства принимается во внимание размер обязательств без учета неустойки (штрафы, пени), процентов за просрочку платежа, убытков, подлежащих возмещению за неисполнение обязательства и иных финансовых (экономических) санкций, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

В остальных случаях состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются так: если денежные обязательства (обязательные платежи) возникли до принятия судом заявления о признании должника банкротом, но заявлены после принятия судом такого заявления и

  • до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, — то их состав и размер определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства;
  • после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, — то их состав и размер определяются на дату открытия конкурсного производства (с открытием конкурсного производства срок исполнения всех обязательств считается наступившим).

Если денежные обязательства (обязательные платежи) выражены в иностранной валюте, — то их состав и размер определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком РФ, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном законом о банкротстве (ст.4 Закона о банкротстве).

Если должник оспаривает требования кредиторов, то размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом.

Определение размера денежных обязательств

При определении размера денежных обязательств учитываются (ст.4 Закона о банкротстве):

  • размер денежных обязательств, в том числе
    • размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги,
    • суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником,
    • размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения,
    • и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов,
  • обязательные платежи (т.е. налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды).

Напомним, что денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ (ст.2 Закона о банкротстве).

Обратите внимание на определение денежного обязательства — таковыми не являются обязательства по оплате труда, т.к. эти отношения регулируются трудовым законодательством, а в определении четко указано, что имеются в виду только гражданско-правовые договоры (см. ст.420 ГК РФ), т.е. основания, предусмотренные ГК РФ, см. также Отличительные признаки трудовых договоров от гражданско-правовых

Что не учитывается при определении размера денежных обязательств

При определении размера денежных обязательств не учитываются (ст.4 Закона о банкротстве):

  • обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью,
  • обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору,
  • обязательства по выплате авторского вознаграждения,
  • а также обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающими из такого участия,
  • подлежащие уплате неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции.

Новая редакция Ст. 63 ГК РФ

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к Статье 63 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Общие положения о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в комментируемой статье 63 ГК РФ, могут быть дополнены и конкретизированы в иных законах и иных нормативных правовых актах.

Ликвидационная комиссия, заняв место органов управления, принимает все меры к выявлению материального положения ликвидируемой организации, т.е. определяет суммы кредиторской и дебиторской задолженности и управляет ее имуществом. Она не ограничивается публикацией объявления (хотя это необходимо), но и направляет известным кредиторам письменные уведомления о предстоящей ликвидации.

2. Итогом первого этапа деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) является промежуточный ликвидационный баланс.

Если судить по содержанию комментируемой статьи, за учредителями (иными органами юридического лица) остается лишь право утверждать ликвидационные балансы. Даже право давать распоряжения банку о списании средств со счета (ст. 854 ГК РФ) переходит к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору). Надо полагать, учредители в данном случае действуют не каждый в отдельности, а в виде коллегиального органа, если их более одного.

3. Важной задачей ликвидационной комиссии является продажа имущества, принадлежащего ликвидируемой организации (кроме учреждений), если его денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Продажа производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений, установленном ГПК, Законом об исполнительном производстве и другими нормативными правовыми актами.

4. Окончательный баланс является итогом деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) по расчетам с кредиторами и отражает финансовое положение ликвидируемого юридического лица.

5. Правило п. 6 комментируемой статьи 63 ГК вытекает из п. 2 ст. 120 ГК (учреждение отвечает только в объеме принадлежащих ему денежных средств) и п. 5 ст. 115 (собственник казенного предприятия несет по долгам последнего субсидиарную ответственность).

6. Согласно п. 7 оставшееся имущество передается учредителям унитарных предприятий и учреждений как собственникам (абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК РФ) и учредителям хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов как имеющим обязательственные права требования к ликвидируемой организации (абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ).

При недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов последние (если имеются основания, предусмотренные Законом о банкротстве) вправе обратиться в суд с иском о признании должника несостоятельным (банкротом) (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру конкурсных отношений, целью которой являются формирование и реализация конкурсной массы (имущества должника) с последующим как можно более полным удовлетворением требований кредиторов в соответствии с принципами очередности, соразмерности и пропорциональности.

Очерёдность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 201.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой:

в 1 очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

во 2 очередь — расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

в 3 очередь производятся расчеты в следующем порядке:

в 1 очередь — по денежным требованиям граждан — участников строительства;

во 2 очередь — по требованиям Фонда защиты участников строительства, которые перешли к нему в результате осуществления выплаты возмещения гражданам;

в 3 очередь — по денежным требованиям граждан о возмещении убытков;

в 4 очередь производятся расчеты с другими кредиторами (например, по требованиям о неустойке).

До 30 ноября 2019 года МОО «Центр защиты прав потребителей» БЕСПЛАТНО оказывает юридическую помощь ДОЛЬЩИКАМ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в том числе, осуществляет подготовку для граждан заявлений в Арбитражный суд Орловской области о вступлении в Реестр требований кредиторов.

Телефон Центра: 633-499. Адрес: г. Орел, ул. Салтыкова — Щедрина, д. 34, каб. 232.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх