Куперс

Бухучет и анализ

Порядок привлечения депутата к административной ответственности

kyiveuromarathon

Украинцы отмечают День Конституции. И один из самых волнующих вопросов сегодня (кроме тех, что относятся к четырехдневному уикенду и шашлыкам) – когда, наконец, будут внесены изменения в Основной закон и 450 депутатов станут «прикосновенными»? Мы попытались разобраться с историей вопроса и посмотрели на международный опыт. Что из этого вышло – читайте далее.

Что такое депутатская неприкосновенность?

Это юридическая гарантия, которая защищает депутатов от уголовного преследования, ареста и привлечения к ответственности на уровне с обычными гражданами. Главная цель – защита народных избранников от политических преследований, охрана независимости законодательной ветви власти.

Депутатская неприкосновенность делится на два вида: политическую и уголовную. В первом случае депутаты не несут ответственности за голосование, выражение взглядов и мнений во время выполнения своих профессиональных обязанностей. Эта категория называется депутатский индемнитет.

kyiveuromarathon

Уголовная защита требует обязательного согласия парламента касательно преследования или ареста нардепа. Иммунитет обычно действует в течение срока полномочий парламента со дня избрания или со дня принятия присяги.

История введения депутатской неприкосновенности

Категория неприкосновенности впервые была законодательно закреплена в 1889 году – в Билле о правах английского парламента. Кроме того, что акт запрещал королю без согласия парламента издавать новые законы, приостанавливать действующие, взимать налоги и держать в мирное время армию, он также провозглашал свободу парламентских дебатов, выборов и подачи петиций.

Билль о правах завершил «Славную революцию» 1688-1689 годов и закрепил преимущество власти парламента над властью монарха.

Со временем институт неприкосновенности в разных странах был значительно расширен.

Неприкосновенность депутатов в разных странах мира

Неприкосновенность депутатов есть во всех правовых государствах, однако ее степень в каждой стране определяется по-своему. Например, в Великобритании, Канаде, Испании и Ирландии иммунитет нардепов распространяется только на гражданские дела. То есть подозреваемого в уголовном преступлении могут задержать.

В Германии, Австрии, Латвии и Словакии неприкосновенность действует и в отношении административных дел, в Молдавии – относительно всех правонарушений, кроме специально определенных законом.

kyiveuromarathon

В Португалии она отменяется, если за умышленное нарушение закона депутату грозит более трех лет тюрьмы, а в Швеции – более двух.

В Австрии, Грузии, Турции, Франции и Португалии неприкосновенным является не только депутат, а и его офис, дом, авто. В Бельгии иммунитет имеют также министры, члены региональных советов. В Германии – только депутаты нижней палаты.

Во многих странах член парламента пользуется иммунитетом только во время сессий – в США, Японии, Великобритании, Ирландии, Бельгии. В США не требуется согласия палаты на арест ее члена, если ему инкриминируется государственная измена, тяжкое преступление или «нарушение мира», что квалифицируется как уголовно-наказуемый проступок.

В Албании, Турции, Белоруссии, Хорватии депутатский иммунитет не распространяется на случаи совершения любого тяжкого преступления.

Почти во всех странах мира депутат теряет неприкосновенность, если был задержан во время совершения преступления.

Интересным нюансом также является то, что отказаться от неприкосновенности по собственному желанию практически невозможно. Объяснение достаточно простое: иммунитет – это не личная привилегия депутата. Поэтому разрешение на лишение неприкосновенности должен в каждом отдельном случае предоставлять парламент. Именно такая схема действует и в Украине. Единственным исключением в Европе является Швейцария.

Депутатская неприкосновенность в Украине

Украинские народные избранники имеют абсолютную неприкосновенность: как индемнитет, так и иммунитет. Это закреплено ст. 80 Конституции. То есть для ареста, обыска личных вещей нардепа, его прослушивания требуется согласие Верховной Рады. Также парламентарии не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в ВР и ее органах, за исключением ответственности «за оскорбление или клевету». Однако не вспоминается ни один случай, когда у депутата отбирали иммунитет за оскорбление.

Процедура снятия неприкосновенности в Украине

Для того чтобы лишить народного избранника иммунитета, генпрокурор должен внести соответствующее представление в Верховную Раду. Кстати, относительно каждого вида меры пресечения нужны отдельные представления. После этого народный депутат, в отношении которого внесено представление, может предоставить письменное объяснение в регламентный комитет, который в свою очередь предоставляет свои выводы. Затем вопрос выносится на голосование парламентариями.

Украинское фото

Как видим, такая процедура дает возможность депутату выиграть время, чтобы найти оправдание или же перед голосованием бежать из страны.

Кого из украинских депутатов лишали неприкосновенности?

За время независимости неприкосновенность потеряли 17 нардепов. Однако к ответственности были привлечены далеко не все. В 1994 году за злоупотребление служебным положением и незаконный вывоз средств мандат отобрали у Ефима Звягильского. Еще до решения парламента он уехал в Израиль, где скрывался до 1997 года, пока обвинения не были сняты. Звягильский вернулся не только в Украину, но и в Верховную Раду.

В 1999 году за отмывание средств и присвоение около 400 млн долл. неприкосновенности лишили Павла Лазаренко. По иронии судьбы, на момент голосования в парламенте он также не был в Украине. Его задержали уже в США, где он, кстати, просил политического убежища. Все же его посадили под арест. Судебный процесс до сих пор продолжается.

Николая Агафонова лишили неприкосновенности и арестовали вслед за Павлом Лазаренко (в 2000 году) как сообщника. Его судили за хищение государственного имущества в крупных размерах и сокрытие доходов в иностранных финучреждениях. Через полгода после пребывания под арестом экс-депутата освободили под залог в связи с ухудшением состояния здоровья. В 2002 году Агафонов умер от инсульта.

В 2000 году неприкосновенности заочно лишился Виктор Жердицкий. Его обвинили в хищении денег, предназначенных для выплат остарбайтерам Второй мировой войны. В немецкой тюрьме он провел почти шесть лет, после возвращения в Украину обжаловал решение немецкого суда, выиграл апелляцию и получил более 100 тыс. евро компенсации.

В 2009 году ГПУ попросила Раду лишить неприкосновенности Виктора Лозинского. Нардеп сам написал заявление, и парламент единогласно его удовлетворил. Лозинский стал первым, у кого отобрали мандат за убийство, а не за финансовые махинации.

Вышел на волю по «закону Савченко», отсидев всего около пяти лет.

В 2014 году за сепаратизм был лишен неприкосновенности Олег Царев. Рада дала разрешение на его задержание и арест. В 2015 году ГПУ начала процедуру его заочного осуждения. Сейчас он находится в розыске.

В 2015 году в духе голливудских фильмов снимали неприкосновенность с Игоря Мосийчука. Его обвинили во взяточничестве и задержали прямо в Верховной Раде. Однако впоследствии Высший административный суд признал незаконным постановление парламента из-за нарушения регламента. Мосийчук продолжает работать нардепом.

В 2015 году Сергея Мельничука обвинили в бандитизме и отобрали мандат. Суд избрал ему меру пресечения в виде залога, уголовное производство против него продолжается.

В том же году неприкосновенности лишился Сергей Клюев. Ему инкриминируют мошенничество, присвоение имущества в особо крупных размерах и злоупотребление служебным положением. С 2015 года находится в розыске СБУ, до 2017 года его также искал Интерпол. Примечательно, что он до сих пор остается народным депутатом Украины.

В 2016 году Александра Онищенко обвинили в организации преступной схемы, которая нанесла государству убытков на 3 млрд грн. Во время голосования Радой за лишение неприкосновенности, задержание и привлечение к уголовной ответственности нардеп находился за пределами Украины. Объявлять его в международный розыск Интерпол отказался.

В 2016 году Рада разрешила привлечь к уголовной ответственности нардепа Вадима Новинского. Его обвинили в похищении человека. До суда дело так и не дошло, подозрение так и не было вручено, расследование ГПУ продолжается. При этом Новинский продолжает работать нардепом.

В 2017 году не только потерял неприкосновенность, но и попал под арест Михаил Добкин. Однако через несколько дней он вышел под залог. Его подозревают в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением.

kyiveuromarathon

Борислава Розенблата лишили неприкосновенности в 2017 году по подозрению в злоупотреблении властью и получении взяток за продвижение изменений в Налоговый и Таможенный кодексы. Суд избрал ему меру пресечения в виде залога и надел электронный браслет. Впоследствии залог был внесен, срок ношения браслета истек, а сам Розенблат подал против Украины иск в Европейский суд по правам человека. Продолжает работать в Раде.

Максима Полякова в 2017 году лишили иммунитета по аналогичным подозрениям, как и по Розенблату – в лоббировании интересов «янтарной мафии». Поляков внес залог, но не сдал паспорт и отказался носить электронный браслет. За что прокуратура требует взыскания с него компенсации в казну государства.

Олеся Довгого лишили неприкосновенности в тот же год – за злоупотребление служебными обязанностями ради незаконного отчуждения земли. Впоследствии генпрокурор подписал ему сообщение о подозрении. В декабре 2017 года уголовное дело против Довгого было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

В 2018 году Рада разрешила лишить неприкосновенности и арестовать Евгения Бакулина, которого подозревают в причастности к делу о так называемых «вышках Бойко», в присвоении свыше 3 млрд грн. На момент голосования он находился за границей. Впоследствии ГПУ объявила ему о подозрении. На допросы он так и не явился. Объявлен в розыск.

В 2018 году лишилась неприкосновенности также нардеп Надежда Савченко. Ее обвинили в подготовке терактов против высшего руководства государства. Находится под стражей.

Отметим, в мае 2018 года генпрокурор Юрий Луценко внес в Раду представление на снятие неприкосновенности с депутатов Александра Вилкула, Дмитрия Колесникова и Сергея Дунаева. Однако регламентный комитет вернул председателю ВР эти представления.

А внесенное генпрокурором представление на нардепа Александра Пономарева комитет признал неправомерным.

Не первая попытка: Когда же в Украине отменят депутатскую неприкосновенность?

За годы независимости инициатива об отмене депутатской неприкосновенности звучала от многих народных избранников. Особенно во время выборов. Даже были попытки – в 2000, 2007, 2014 и 2016 годах. Из президентов соответствующее предложение поддерживал Виктор Ющенко, а Петр Порошенко даже разработал законопроект.

Фото из открытых источников

В 2015 году он предлагал лишить иммунитета депутатов и судей. Рада направила документ в Конституционный суд, который признал отдельные положения законопроекта соответствующими Конституции, однако сделал ряд оговорок касательно неприкосновенности судей. Высказалась по поводу законопроекта и Венецианская комиссия. Она согласилась, что смысл в ограничении депутатской неприкосновенности есть, но нужно продумать предохранители против открытия политически мотивированных производств в отношении нардепов. Впоследствии депутаты сняли этот законопроект с рассмотрения.

Летом 2017 года в Раду был внесен новый законопроект. А осенью того же года свой документ предложил на рассмотрение нардепам президент. По своей сути они отличаются только тем, что согласно инициативе Порошенко, изменения должны вступить в силу с 1 января 2020 года.

8 июня 2018 года КСУ признал парламентский законопроект соответствующим Конституции. А вскоре, 19 июня, аналогичное решение было вынесено и относительно президентского документа. Однако при этом в КСУ подчеркнули, что такие изменения могут повлиять на выполнение депутатами своих функций.

Конституционный суд Украины. Архивное фото Фото из открытых источников

Теперь для принятия закона нужны 300 голосов депутатов. По прогнозам главы Верховной Рады Андрея Парубия, это может произойти уже в сентябре.

Итак, мяч теперь на поле депутатов. Станут ли предвыборные обещания реальностью – узнаем совсем скоро. Надеемся, что до новых выборов.

(глава 241 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964)

Статья 1851

В соответствии со статьей 98 Конституции Российской Федерации вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. О внесенном Генеральным прокурором Российской Федерации представлении Председатель Государственной Думы извещает депутатов Государственной Думы (статья 1851 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964).

Статья 1852

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, а также на привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

2. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

3. Если представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, внесены в палату в период между сессиями Государственной Думы, данные представления рассматриваются Государственной Думой в течение семи дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы или после дня окончания работы депутатов с избирателями (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

(Статья 1852 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 1853

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй статьи 1852 настоящего Регламента, предварительно рассматриваются Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Решением Государственной Думы от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

2. По результатам рассмотрения представлений Генерального прокурора Российской Федерации Комиссия Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики готовит проект постановления Государственной Думы и в соответствии с частью второй статьи 93 и со статьей 94 настоящего Регламента вносит его на рассмотрение палаты (часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 1853 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 1854

1. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы с участием Генерального прокурора Российской Федерации и депутата Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации. Отсутствие на заседании палаты без уважительной причины любого из указанных лиц или их обоих не является препятствием для рассмотрения данного вопроса Государственной Думой.

2. Рассмотрение вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности начинается с выступления Генерального прокурора Российской Федерации. Затем слово для выступления предоставляется представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, который докладывает о решении комиссии по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, после чего выступает депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

3. Депутаты Государственной Думы вправе задавать вопросы Генеральному прокурору Российской Федерации, представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, депутату Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

4. По окончании ответов на вопросы депутатов Государственной Думы перед голосованием выступают депутаты Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 1854 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 1855

1. Решения Государственной Думы о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, принимаются по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если соответствующее решение будет принято большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Согласие Государственной Думы на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, считается полученным, если за дачу согласия проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Решение Государственной Думы по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы, проект которого вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в соответствии со статьей 1853 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 1855 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

Статья 1856

В случае поступления в Государственную Думу сообщения о прекращении уголовного дела или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы, на лишение неприкосновенности которого было дано согласие Государственной Думы, Государственная Дума на своем ближайшем заседании принимает постановление о признании постановления Государственной Думы, указанного в части третьей статьи 1855 настоящего Регламента, утратившим силу. Проект соответствующего постановления вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Принятое постановление в трехдневный срок направляется Генеральному прокурору Российской Федерации или в соответствующий суд (статья 1856 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

5 июля 1997 года N 17-ЗКО

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

(в ред. Законов Курской области

от 11.12.97 N 35-ЗКО; от 14.03.98 N 5-ЗКО;

от 28.04.98 N 10-ЗКО)

Принят Курской областной Думой 25 июня 1997 г.

Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Курской областной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

Статья 1. Депутат областной Думы

Депутатом Курской областной Думы (далее — депутат областной Думы) является избранный населением области представитель, уполномоченный осуществлять законодательную (представительную) власть в Курской областной Думе и иные полномочия, предусмотренные Уставом (Основным Законом) Курской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области.

Депутат областной Думы не может одновременно являться депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или органов местного самоуправления. (в ред. Закона Курской области от 14.03.98 N 5-ЗКО)

Статья 2. Статус депутата областной Думы

Статус депутата областной Думы определяется Уставом (Основным Законом) Курской области и настоящим Законом.

В своей деятельности депутат областной Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Курской области, законодательством области, Регламентом областной Думы.

Депутату областной Думы при осуществлении депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей, установленных настоящим Законом и другими законами области, Регламентом областной Думы.

Статья 3. Срок полномочий депутата областной Думы

Срок полномочий депутата областной Думы начинается со дня его избрания и прекращается по истечении времени созыва областной Думы, в которую он избран. (в ред. Закона Курской области от 14.03.98 N 5-ЗКО)

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата областной Думы

Полномочия депутата областной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

д) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;

е) смерти депутата.

Полномочия депутата областной Думы прекращаются досрочно также в случаях:

а) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа); Подпункт

б) утратил юридическую силу и исключен. Закон Курской N 5-ЗКО.

в) самороспуска областной Думы в случае, предусмотренном п.2 статьи 42 Устава (Основного Закона) Курской области; г) роспуска областной Думы в случаях, предусмотренных п.3 и 4 статьи 42 Устава (Основного Закона) Курской области.

Решение о прекращении полномочий депутата областной Думы в случаях, указанных в части первой настоящей статьи и в пунктах «а» и «б» части второй настоящей статьи, принимается областной Думой и оформляется постановлением областной Думы.

Полномочия депутата областной Думы в случаях, предусмотренных в пунктах «в» и «г» части второй настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска областной Думы.

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата областной Думы, информационный знак на автомобиле депутата областной Думы (в ред. Закона Курской области от 11.12.97 N 35-ЗКО)

Депутат областной Думы имеет соответствующее удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим полномочия депутата областной Думы, и нагрудный знак установленного областной Думой образца, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

Положение об удостоверении депутата областной Думы, образец и описание его утверждаются в порядке, определяемом постановлением областной Думы.

Удостоверение является документом, дающим право беспрепятственно посещать все органы государственной власти области, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения, присутствовать на заседаниях их органов.

Информационный знак на автомобиле депутата областной Думы представляет собой аналог нагрудного знака депутата областной Думы в четырехкратном увеличении.

Положение об информационном знаке на автотранспорте депутата областной Думы и его описание утверждаются в порядке, определенном постановлением областной Думы.

Информационный знак на автомобиле депутата областной Думы дает право парковки автомобиля на стоянках, независимо от ведомственной принадлежности.

Информационный знак прикрепляется на лобовом стекле автомобиля депутата областной Думы в правом верхнем углу и действителен при предъявлении удостоверения депутата областной Думы. (в ред. Закона Курской области от 11.12.97 N 35-ЗКО)

Статья 6. Формы депутатской деятельности депутата областной Думы

Формами депутатской деятельности депутата областной Думы являются:

а) участие в заседаниях областной Думы;

б) участие в работе постоянных и временных комиссий областной Думы;

в) участие в выполнении поручений областной Думы;

д) работа с избирателями;

е) участие в работе заседаний, совещаний, проводимых исполнительными органами государственной власти области, внесение предложений и рекомендаций;

ж) обращение с депутатским запросом;

з) обращение с вопросом к должностным лицам исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Уставом (Основным Законом) Курской области, нормативными правовыми актами областной Думы, Регламентом областной Думы.

Статья 7. Условия осуществления деятельности депутата областной Думы

Депутат областной Думы осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, определяется областной Думой.

Статья 8. Взаимоотношения депутата областной Думы с избирателями

Депутат областной Думы поддерживает связь со своими избирателями.

Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Депутат областной Думы принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, ведет прием граждан, изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения.

Депутату областной Думы в его избирательном округе администрацией района или руководителем соответствующего органа местного самоуправления для осуществления полномочий депутата предоставляются транспорт, помещение, оборудованное мебелью, необходимой оргтехникой, средствами связи, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяется для этого помещение.

Статья 9. Депутатская этика

Депутат областной Думы обязан соблюдать правила депутатской этики, утвержденные областной Думой. Ответственность за нарушение указанных правил устанавливается Регламентом областной Думы.

Статья 10. Сведения о доходах депутата областной Думы

Депутат областной Думы в установленном законодательством порядке представляет в налоговые органы Российской Федерации, находящиеся на территории области, декларацию о доходах.

Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию через средства массовой информации.

Статья 11. Право законодательной инициативы депутата областной Думы

Депутат областной Думы имеет право законодательной инициативы, которая осуществляется в форме внесения в областную Думу:

а) законопроектов и поправок к ним;

б) законодательных предложений о разработке и принятии новых законов области;

в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство области либо о признании законов утратившими силу.

Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом областной Думы определяется Уставом (Основным Законом) Курской области, Регламентом областной Думы.

Статья 12. Участие депутата областной Дум в заседаниях

ее комиссий

Депутат областной Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым областной Думой, а также комиссией, членом которой он является.

Депутат областной Думы реализует на заседаниях областной Думы, соответствующих комиссий предоставленные ему права в соответствии с Регламентом областной Думы.

Депутат областной Думы принимает личное участие в заседаниях областной Думы, заседаниях комиссий, членом которых он является.

При невозможности присутствовать на заседании областной Думы, на заседании соответствующей комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом председателя областной Думы, председателя комиссии.

Освобождение депутата областной Думы от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в областную Думу, подписанного ее председателем или лицом, исполняющим его обязанности. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

Для выполнения депутатских обязанностей депутату областной Думы по его заявлению может предоставляться один день в неделю.

Руководители администраций районов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций не вправе препятствовать депутату в осуществлении указанных в настоящей статье его полномочий.

Статья 13. Право депутата областной Думы на безотлагательный, внеочередной прием должностными лицами и депутатский запрос

По вопросам своей депутатской деятельности депутат областной Думы пользуется правом безотлагательного внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами, расположенных на территории Курской области органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава МВД, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Депутат, группа депутатов областной Думы вправе обращаться с запросом к председателю областной Думы, губернатору области, другим должностным лицам исполнительных органов государственной власти области, прокурору области, начальнику Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курской области, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории области, должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию. Депутатский запрос вносится на заседание областной Думы в устной или письменной форме.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании областной Думы) или письменной форме не позднее, чем через пятнадцать дней со дня его получения или в иной, установленный областной Думой срок.

Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании областной Думы либо доводятся до сведения всех депутатов областной Думы иным путем.

Депутат областной Думы пользуется правом безотлагательного предоставления слова в рамках регламента во время заседаний, совещаний, массовых мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти области и органов местного самоуправления, внесения предложений и рекомендаций.

Статья 14. Обращение депутата областной Думы с вопросом к губернатору области, должностным лицам исполнительных органов государственной власти области на заседании областной Думы

Депутат, группа депутатов областной Думы вправе обращаться с вопросом к губернатору области и любому должностному лицу исполнительных органов государственной власти области на заседании областной Думы.

В Регламенте областной Думы предусматривается время для обращения депутатов с вопросом к губернатору области и другим должностным лицам исполнительных органов государственной власти области и ответов на них.

Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующую комиссию областной Думы, что является основанием для приглашения данного лица на заседание областной Думы.

В случае, если приглашенный не имеет возможности прибыть на заседание областной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ по существу предварительно заданного вопроса. В этом случае ответ данного лица доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании областной Думы.

Статья 15. Неприкосновенность депутата областной Думы

Депутат областной Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные или служебные и используемые транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутат областной Думы не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании, другие действия по вопросам депутатской деятельности (соответствующие статусу депутата), в том числе и по истечении срока полномочий.

Вопрос о лишении неприкосновенности депутата решается по представлению прокурора области областной Думой.

Статья 16. Право депутата областной Думы на бесплатный проезд

Депутат областной Думы на территории области имеет право бесплатно пользоваться внутриобластным железнодорожным и автомобильным транспортом, всеми видами городского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов.

В случае, если продажа билетов в автобусах межрайонных сообщений производится с указанием номера места, то проезд осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентствах или непосредственно при посадке в автобус.

Бесплатный проезд депутата на всех видах городского и областного пассажирского транспорта, за исключение такси, и в поездах осуществляется по предъявлению удостоверения депутата областной Думы.

Затраты, связанные с проездом депутатов областной Думы, компенсируются транспортным организациям из бюджета области на основании соглашений, заключаемых областной Думой с соответствующими организациями, в порядке, определенном статьей 18 настоящего Закона.

Статья 17. Право депутата областной Думы на первоочередное поселение в гостинице

Администрации государственных и муниципальных гостиниц на территории Курской области обязаны в течение часа предоставить депутату областной Думы отдельный номер с телефоном при условии телефонизации гостиницы с последующим предоставлением счета о расходах областной Думе.

Статья 18. расходов, связанных с материальным

обеспечением деятельности депутата областной Думы

Расходы органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата областной Думы, оплачиваются за счет областного бюджета путем перечисления средств на счета соответствующих организаций.

Депутату областной Думы, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности, сохраняется средний заработок по месту основной работы.

Произведенные расходы возмещаются областной Думой по счетам предприятий, учреждений и организаций за счет областного бюджета.

Командировочные расходы по установленным нормам возмещаются депутатам областной Думы по предъявлению депутатом соответствующих документов.

Статья 19. Право депутата областной Думы на получение и распространение информации

Депутат областной Думы в установленном порядке своевременно обеспечивается документами, принятыми областной Думой, администрацией области, иными органами государственной власти области, а также другими информационными и справочными материалами.

При обращении депутата областной Думы в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации, расположенные на территории области, должностные лица обеспечивают депутата информацией и предоставляют документы по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.

Депутат областной Думы имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации области. Материалы, предоставляемые депутатом областной Думы в средства массовой информации, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом областной Думы.

Редактирование представленных депутатом областной Думы материалов без его согласия не допускается.

Статья 20. Освобождение депутата областной Думы от призыва на военную службу и военные сборы

Депутат областной Думы освобождается на срок полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

Статья 21. Гарантии трудовых прав депутата областной Думы

Депутат областной Думы в течение срока своих полномочий не может быть переведен на нижеоплачиваемую работу или понижен в должности, уволен по сокращению штата.

Срок полномочий депутата областной Думы, работающего на профессиональной постоянной основе в областной Думе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

Депутату областной Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Депутату областной Думы, работающему на постоянной основе, устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере месячной заработной платы соответствующей должности заместителя губернатора области.

Иные гарантии трудовых прав депутатов областной Думы определяются действующим законодательством.

Статья 22. Права депутата областной Думы в случае роспуска (самороспуска) областной Думы

В случае роспуска (самороспуска) областной Думы на депутата областной Думы, работающего на профессиональной постоянной основе, распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в статье 22 настоящего Закона. Депутату областной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском (самороспуском) областной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста.

Депутаты областной Думы, работающие на профессиональной постоянной основе, получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения срока полномочий депутатов из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий, но не более одного года.

Статья 23. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата областной Думы

Депутату областной Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Депутату областной Думы предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 15 календарных дней за счет средств областного бюджета.

Дополнительно оплачиваемый отпуск присоединяется к основному отпуску в 30 календарных дней и предоставляется полностью или по частям, при этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

Статья 24. Использование средств связи депутатом областной Думы

Депутат областной Думы в связи с осуществлением им депутатских полномочий имеет право пользоваться всеми видами связи, которыми располагают органы государственной власти области и органы местного самоуправления, предприятия (в том числе гостиницы), учреждения, организации на территории области.

Расходы депутата областной Думы по использованию средств связи предприятий, организаций, учреждений в связи с осуществлением депутатской деятельности возмещаются указанными организациями за счет средств областного бюджета в порядке, определенном статьей 18 настоящего Закона.

Статья 25. Право депутата областной Думы на жилую площадь

Депутату областной Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, не имеющему жилой площади в г. Курске, по его заявлению в течение трех месяцев со дня начала профессиональной работы на постоянной основе в областной Думе данного созыва предоставляется жилая площадь для проживания, в том числе с членами семьи. Жилая площадь не подлежит приватизации.

На период до получения жилой площади депутату областной Думы предоставляется отдельный гостиничный номер.

Статья 26. Помощники депутата областной Думы

Депутат областной Думы вправе иметь до двух помощников, работающих по трудовому договору (контракту).

Депутат областной Думы вправе также иметь до трех помощников, работающих на общественных началах.

Помощникам депутата, работающим как на общественных началах, так и по трудовому договору (контракту), выдается удостоверение единого образца.

Статья 27. Прием на работу и увольнение с работы помощников депутата областной Думы

Прием на работу и увольнение с работы помощника депутата областной Думы производится по представлению депутата областной Думы в указанный в представлении срок распоряжением председателя областной Думы.

Статья 28. Права и обязанности помощника депутата областной Думы

В связи с выполнением должностных обязанностей помощник депутата:

а) проводит предварительный прием избирателей и иных лиц, а также ведет запись на прием к депутату областной Думы;

б) получает по поручению депутата областной Думы в органах государственной власти области, органах местного самоуправления, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях информационные и справочные материалы, необходимые депутату для осуществления депутатской деятельности;

в) выезжает по поручению депутата областной Думы в служебные командировки в пределах области;

г) выполняет иные поручения депутата областной Думы, связанные с депутатской деятельностью.

Помощник депутата имеет право:

а) по письменной заявке депутата пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории соответствующего избирательного округа;

б) получать адресованные депутату почтовые и телеграфные отправления;

в) на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, на территории Курской области, в поездах и автобусах пригородных сообщений в пределах соответствующего избирательного округа.

Статья 29. Условия и порядок оплаты труда помощника депутата областной Думы

Депутату областной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда помощников в размере одной второй от должностного оклада депутата областной Думы, работающего на постоянной основе.

В пределах указанного фонда оплаты труда депутат самостоятельно определяет должностные оклады своих помощников, порядок и размеры их премирования.

(в ред. Закона Курской области от 27.04.98 N 10-ЗКО)

Командировка помощнику депутата оформляется распоряжением председателя областной Думы по представлению депутата.

За время командировки помощнику депутата выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по найму жилого помещения и транспортные расходы (при командировке за пределы соответствующего избирательного округа или региона) в порядке и размерах, установленных законодательством о служебных командировках в пределах Российской Федерации.

Расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности помощника депутата областной Думы, возмещаются за счет средств областного бюджета в порядке, определенном статьей 18 настоящего Закона.

Статья 30. Ответственность за невыполнение законных требований депутата областной Думы

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений законных требований депутата областной Думы либо создание ими препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равно представление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата областной Думы влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 31. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата Думы, членов его семьи и других его родственников

Неправомерное воздействие на депутата областной Думы, членов его семьи, каким-либо образом оказанное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 32. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата областной Думы

Оскорбление депутата областной Думы, в том числе при исполнении депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде, влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Ответственность за нарушение неприкосновенности депутата областной Думы

Нарушение положений, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 34. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального

опубликования.

Губернатор

А. РУЦКОЙ

г. Курск

На муниципальном уровне согласно ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ-131) предусмотрена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления перед населением. Основанием для наступления ответственности, отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке. То есть первоначально должно быть принято решение суда, установившего факт противоправных действий народных избранников. И лишь потом возможно инициирование процедуры отзыва депутата населением, но инициатива должна исходить исключительно от граждан – жителей муниципального образования. Безусловно, прав А. Лепс, отмечающий, что «если народ обладает правом избрания парламента, но не наделен правом отозвать или каким-либо образом призвать выборных лиц к ответственности, тезис о народном суверенитете не реализован должным образом».
Поэтому для того, чтобы это право граждан стало реальностью, важно, на наш взгляд, выяснить, в каких случаях возможно привлечение народных избранников к ответственности, налагаемой в судебном порядке. С учетом того, что согласно российскому законодательству возможно наступление следующих видов юридической ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Начнем с уголовной ответственности. Согласно ст. 447 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ в отношении депутата, представительного органа местного самоуправления применяется особый порядок производства по уголовным делам. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата принимается руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по субъекту РФ. В соответствии с ч. 9 ст. 40 ФЗ-131 депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Тем не менее данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Но если в рамках уголовного судопроизводства будет вынесен обвинительный приговор суда, то в соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 40 ФЗ-131 процедура отзыва депутата вообще не может быть применена. Поскольку в этом случае полномочия депутата прекращаются досрочно. Причем неважно, совершено преступление депутатом в процессе исполнения своих полномочий или он выступал просто в качестве физического лица, последствия будут одинаковыми.
Особенности наступления административной ответственности. Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Но депутат единолично не может выступать в качестве юридического лица, так как только представительный орган в целом обладает полномочиями юридического лица (ч. 9 ст. 35 ФЗ-131). Поэтому он может быть привлечен к административной ответственности только как физическое лицо, выступающее в качестве избранного народного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ предусмотрено наступление ответственности специфического субъекта – должностного лица, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Но под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Исходя из этого определения очевидно, что депутат, выступая только как народный избранник, не является должностным лицом. И, соответственно, не может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
В рамках данной статьи мы не рассматриваем вариант, когда депутат одновременно возглавляет представительный орган и является главой муниципального образования – высшим должностным лицом муниципального образования – или исполняет обязанности председателя представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации в муниципальных образованиях, имеющих статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения. Депутат во всех этих случаях выступает, безусловно, уже в качестве выборного должностного лица, а мы рассматриваем ответственность лица, являющегося исключительно депутатом представительного органа муниципального образования.
Только две статьи КоАП РФ – 5.17. и 5.50. – предусматривают наступление административной ответственности, налагаемой в судебном порядке в отношении лиц, избранных депутатами. Ответственность наступает, во-первых, за непредставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений. Во-вторых, за невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, с нарушением требований законодательства о выборах, неперечисление в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями.
В обоих случаях устанавливается и возможно применение судом единственного вида административного наказания – наложение административного штрафа. Но дело об административном правонарушении может и не дойти до судебного разбирательства. Так как следует иметь в виду, что вновь избранный депутат может и должен быть предупрежден соответствующей избирательной комиссией о необходимости своевременности предоставления сведений о средствах избирательного фонда. Далее, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», законодательно установлена обязательность исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу. Это должно привести к тому, что депутат не только понесет ответственность за свои противоправные действия (бездействия), но, более того, он будет обязан исполнить решения суда – совершить все необходимые действия и понести административное наказание в виде штрафа. Так как согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание.
Вместе с тем при назначении судом административного наказания депутату учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность – добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба. Кроме того, согласно ст. 4.5 КоАП РФ существует срок давности привлечения к административной ответственности. Поэтому постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. В противном случае согласно п. 6 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В тоже время лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ). В результате избранный депутат может быть подвергнут процедуре отзыва в течение чуть более одного года с момента совершения административного правонарушения.
Но для того чтобы отозвать депутата, должен быть обязательно соблюден ряд условий. Во-первых, требуется проявление инициативы населением муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума. Во-вторых, инициативная группа по проведению отзыва депутата должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников в поддержку инициативы его проведения. В-третьих, депутат местного самоуправления будет считаться отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). То есть в этом случае голосование проводится по правилам, установленным для мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. В случае голосования по отзыву депутата устанавливается фактически порог явки избирателей, потому что выразить свою волю должны (обязательно!) не менее половины всех избирателей. И это в то время, когда для избрания депутата на муниципальном уровне требуется относительное большинство голосов избирателей, т.е. для избрания депутата требуется значительно меньше голосов, нежели для его отзыва. Значит, для отзыва местных депутатов устанавливаются более жесткие требования, чем для победы на выборах. Это является, по мнению М. В. Масловской, дефектом избирательного права − явное неравенство между такими двумя формами непосредственной демократии, как муниципальные выборы и голосование по отзыву депутата.
В этой связи, на наш взгляд, было бы уместным и для процедуры отзыва отменить порог явки избирателей. И для того, чтобы депутат считался отозванным, за его отзыв должно проголосовать более половины принявших участие в голосовании избирателей или большее число, чем было подано за избрание данного лица. Однако это правило возможно применить для выборов по мажоритарной избирательной системе. Так как в случае использования смешанной или пропорциональной системы выборов практически невозможна реализация нормы об отзыве депутата на муниципальном уровне. В силу того, что при пропорциональной системе судьбу депутата решает политическая партия, по спискам которой он был избран. Вследствие этого нельзя применить смешанную систему, по причине нарушения равенства статуса депутатов в зависимости от вида применяемой избирательной системы.
Таким образом, соблюдение всех условий, установленных законом для реализации отзыва депутата представительного органа муниципального образования, совершившего административный проступок, по сути, попросту исключает возможность отзыва. Т.к. для того, чтобы отозвать депутата, недостаточно, чтобы он понес наказание, назначенное судом и возместил причиненный вред, дал избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Необходимо еще чтобы абсолютное большинство избирателей проголосовало за данное решение. Безусловно, последнее действие самое трудно реализуемое как в силу объективных причин – это дорогостоящая акция, так и субъективных причин – невысокая активность населения. Исходя из этого некоторые авторы полагают, что если правонарушение очевидно, да к тому же сам факт противоправного деяния депутат установлен судом, следует лишать депутата мандата по решению того представительного органа муниципального образования, в который он избран. Но тем самым, как мы считаем, население лишается возможности непосредственно влиять на данный процесс, т.е. утрачивает право на отзыв депутата, что не допустимо.
Согласно ст. 255 Гражданско-Процессуального Кодекса РФ могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих. Но суть дела в том, что депутат не выступает единолично в качестве органа местного самоуправления или должностного лица. Обусловлено это тем, что депутат является членом коллегиального органа – представительного органа муниципального образования. Соответственно, с одной стороны, все решения принимаются им не единолично, а посредством голосования всех депутатов и, по общему правилу, для принятия решения требуется большинство голосов. С другой стороны, за решения, принятые представительным органом, ответственность наступает не перед населением, а исключительно перед государством (ст. 73 ФЗ-131).
Согласно ст. 76 ФЗ-131 предусмотрена ответственность перед физическими и юридическими лицами опять-таки только органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (а не депутатов) в порядке, установленном федеральными законами.
В рамках конституционного судопроизводства вообще не предусмотрено рассмотрение конституционности решений, действий (бездействий) депутатов представительных органов муниципальных образований. Полномочия Конституционного Суда РФ ограничиваются решением исключительно вопросов права, вследствие этого суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, поскольку это входит в компетенцию иных судов.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена законодательством РФ для должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства. По общему правилу она налагается вышестоящим должностным лицом в отношении лица, находящегося у него в подчинении, а не в судебном порядке, но депутат муниципального образования не относится к должностным лицам. Дисциплинарная ответственность депутатов является специальной дисциплинарной ответственностью, поскольку их трудовые функции связаны с особыми условиями труда, и регламентируется такая ответственность на муниципальном уровне специальным нормативным актом − регламентом представительного органа.
Поэтому привлечение депутата к дисциплинарной ответственности если и возможно, то исключительно в соответствии с регламентом представительного органа. Разумеется, в данном случае привлечение к ответственности депутата производится представительным органом. Но это не судебный порядок привлечения к ответственности, и он осуществляется не населением, а депутатским корпусом. Поэтому население очевидно не может отозвать депутата за дисциплинарный проступок.
В связи с этим заслуживает внимания точка зрения В.И. Фадеева, который полагает, что в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены не только к органам и должностным лицам местного самоуправления, но также и к себе, так как население самостоятельно формирует муниципальные органы и непосредственно решает ряд вопросов местного значения. Соответственно, население будет расплачиваться за свою «ошибку» из своего «местного» бюджета, поскольку процедура голосования по отзыву депутата финансируется исключительно за счет бюджетных средств муниципалитета. Поэтому право отзыва должно, как правило, использоваться в случаях, когда исчерпаны иные средства обеспечения деятельности депутата или выборного должностного лица.
Таким образом, де-юре население может отозвать депутата представительного органа муниципального образования за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.17 и 5.50 КоАП РФ. Но де-факто это сделать крайне затруднительно потому, что для этого требуется установление, исключительно судом, противоправности решения, действия (бездействия) депутата, и если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Доказательством этого является то, что подобная процедура отзыва пока так ни разу и не была доведена до завершения в рамках действующего муниципального законодательства России.
Поэтому, видимо в перспективе, на законодательном уровне следует зафиксировать и иные санкции перед населением помимо отзыва депутатов, например вынесение предупреждений, заслушивание отчетов и т.п. То есть необходимо законодательно урегулировать и сделать реально осуществимым институт отзыва депутатов муниципальных образований, тем более что федеральное законодательство не препятствует развитию этого института.

< предыдущая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх