Куперс

Бухучет и анализ

Проверка аптеки

Фото: iStock

Сотрудники прокуратуры начали активно проверять аптеки в связи с повышением цен на противовирусные лекарства. Об этом на своей странице в Facebook рассказал управляющий партнер компании «Гриц и партнеры» Дмитрий Гриц. Правда, по мнению юриста, часто такие проверки незаконны.

«Аптеки, аккуратно! Из-за ваших недобросовестных коллег, кто завысил цены на противовирусные лекарства, прокуратура тотально ходит с проверками по аптекам. Порой они незаконны», — написал Гриц.

По его словам, чаще всего сотрудники ведомства проверяют предельно допустимую надбавку на стоимость лекарственных средств, содержимое потребительских уголков и даже требования пожарной безопасности.

Дмитрий Гриц

управляющий партнер компании «Гриц и партнеры»

«Рекомендую обжаловать каждый приход, чтобы прокуратура не думала, что все им сойдет с рук, и они хотя бы заранее находила те самые «жалобы граждан», а не постфактум. И не ходили ко всем подряд (как сейчас)».

Юрист также отметил, что сотрудники прокуратуры не имеют полномочий проверять требования пожарной безопасности и потребительские уголки: «Проверять на превышение ПДН правильно, это придержит жесткую спекуляцию и ублюдство в желании нажиться на проблемах людей. Но вот под шумок пожарку и уголки проверять — это неправильно».

Ранее Inc. рассказывал, что траты китайцев в России сократились на 30% из-за коронавируса. По данным «Русского стандарта», помимо турбизнеса, из-за снижения потока китайских туристов потери несут торговля и музеи.

Заместитель директора ТФОМС Санкт-Петербурга Эдуард Гордеев рассказал в интервью интернет-порталу «Доктор Питер» за какие нарушения КРУ накладывает санкции на клиники и в каких случаях эти нарушения становятся причиной уголовных дел.

— Эдуард Алексеевич, с каждым годом Контрольно-ревизионное управление Территориального форда ОМС Санкт-Петербурга увеличивает число проверок, растут объемы штрафных санкций. Значит, в медучреждениях растет количество финансовых нарушений?

— Не могу сказать, что количество нарушений финансовой дисциплины растет. Был период, когда мы столкнулись просто с валом нарушений медицинскими организациями: приписки, нецелевое использование средств и все, что угодно. Если сравнивать с тем временем, можно сказать, что в многом проблема устранена. А если без сравнений, то да, суммы финансовых санкций по выявленным нарушениям растут, в том числе потому, что растут объемы финансирования медицинских учреждений — в 2018 году увеличение составило 18% по отношению к 2017-му, это очень большие деньги. Да и количество комплексных проверок, при проведении которых вероятность выявления финансовых нарушений высока, заметно увеличилось (за 2016 год — 74, за 2018-й — 81, а еще в 2015 году их было всего 18), наши проверки стали более масштабными по числу рассматриваемых вопросов. Учитывая, что, по законодательству, Терфонд может выполнять только так называемый последующий финансовый контроль, то есть контроль за уже израсходованными средствами ОМС, мы рассчитываем на взаимодействие с комздравом и райздравами по повышению финансовой дисциплины подведомственных им клиник.

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые, понятно, планируются на год вперед. Внеплановые мы проводим экстренно на предмет необоснованного получения или нецелевого расходования средств по обращениям правоохранительных органов, прокуратуры, Счетной палаты, ФОМС и так далее.

Плановые проверки делятся на тематические и комплексные. В ходе тематических — КРУ проверяет работу учреждения по определенному направлению, например, по диспансеризации, по обоснованности получения средств. При необходимости КРУ проводит контрольные проверки, чтобы выяснить, устранены ли обнаруженные ранее недостатки.

В ходе комплексной проверки, ревизоры рассматривают все направления финансовой деятельности: обоснованность получения средств, начисление и выплата зарплаты, расходы на закупки товарно-материальных ценностей и услуг, ремонты, правильность расходования средств в соответствии со структурой тарифа на оказание медицинской помощи по ОМС. И тут мы видим, что чем больше денег уходит в медучреждения, тем больший контроль объемов финансирования требуется. Например, в прошлом году мы выявили нарушений на 24 млн 200 тысяч рублей, а за полгода 2018-го уже на 17 млн рублей.

— Какие нарушения вы чаще всего выявляете?

— Использование средств сверх норм, установленных законами и нормативами. Прежде всего, речь идет о зарплате — большую часть средств медицинские организации получают именно на эту статью расходов. Обнаруживаются нарушения в тарификации, выплате надбавок и премий, заключении трудовых договоров и другие. В то время, как процесс начисления зарплаты для государственных учреждений здравоохранения, очень четко и недвусмысленно регламентирован, эти нарушения составляют более 40% от всех выявленных. Например, медсестрам, работающим в терапевтическом отделении, устанавливается оклад для медсестер хирургического отделения. Или неправильно начисляются отпускные.

Около 20% финансовых санкций применяются за использование средств ОМС на оплату медицинских услуг, оказываемых в подразделениях медицинских организаций, финансирование которых осуществляется из других источников.

Как известно, финансирование у нас многоканальное — медучреждения получают средства из бюджета и фонда ОМС, а также за платные услуги. Но например, есть услуги, которые должны оказываться за счет средств бюджета, а они оплачены из средств ОМС. Это может быть закупка медикаментов или продуктов питания при лечении иностранных граждан, проведение капитального ремонта, эти расходы финансируются из бюджета. Причем такие нарушения мы видим, как в государственных медицинских организациях, так и в негосударственных: последние не могут оказывать медицинские услуги по договору и использовать при этом, например, лекарственные препараты за счет средств ОМС.

— Какое наказание получают клиники за нарушения?

— Если выявлено нецелевое использование средств ОМС, медицинская организация должна вернуть всю сумму, потраченную не по назначению, в бюджет Территориального фонда в течение 10 рабочих дней. Эти деньги снова переходят в систему ОМС и расходуются на оказание медицинской помощи. Кроме того, медучреждение должно оплатить штраф в размере 10% от суммы, которая признана израсходованной не по целевому назначению.

Но бывает, в ходе проверок обнаруживается обыкновенное мошенничество. В таких ситуациях нарушения подпадают уже под Уголовный кодекс. Чаще всего это приписки, создание медицинских карт на несуществующих пациентов.

— Как писал «Доктор Питер» со ссылкой на прокуратуру Петербурга, после вашей проверки в отношении клиники «ОксиСмайл» были заведены уголовные дела. Прокуратура считает, что в клинике обманывали страховщиков.

— Комплексную проверку ООО «ОксиСмайл» мы проводили в прошлом году. И установили нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 512,8 тыс рублей при том, что медицинская организация всего получила из системы ОМС около 3,2 млн рублей (по акту проверки) на год. По закону, в медицинской организации должен вестись раздельный учет операций по средствам ОМС, чтобы можно было отследить их получение и расходование. В «ОксиСмайл» такого учета в полном объеме не было. Мы проверили все представленные документы, но по ним фирма не смогла подтвердить расходование средств ОМС на приобретение медикаментов, других расходных материалов и медицинских изделий для лечения пациентов по полису ОМС. Мы сделали вывод, что средства в сумме 2,5 млн рублей были использованы не по целевому назначению. В соответствии с законодательством, ТФОМС Петербурга направил в медицинскую организацию требование о необходимости вернуть сумму, израсходованную не по целевому назначению, а также оплатить штраф в бюджет фонда. На наше требование ООО «ОксиСмайл» не отреагировало, но обратилось в Арбитражный суд с заявлением о несогласии с выводами комиссии КРУ. Уже пройдены первая и апелляционная инстанции — суд подтвердил правомерность действий фонда.

Когда срок исполнения требования истек, а суммы нецелевого использования средств ОМС и штрафов в бюджет фонда не поступили, в соответствии с действующими правилами ТФОМС Петербурга направил материалы проверки «ОксиСмайл» в правоохранительные органы, а точнее, в прокуратуру Петербурга. Как сообщили СМИ, заведено два уголовных дела: следствие считает, что были еще и мошеннические действия — заводилась медицинская документация на пациентов, которым вообще не предоставлялись медицинские услуги.

— Была еще громкая история с Александровской больницей, где заведено уголовное дело на заместителя главного врача. Как сообщал Следственный комитет, там было выявлена такая документация на 200 человек.

— Это не наша история, правоохранительные органы проводят следствие самостоятельно. Она была очень резонансной и по поручению вице-губернатора мы проверили больницу в части необоснованного получения средств ОМС. Для проверки была запрошена первичная медицинская документация по 1 тысяче случаев стационарного лечения пациентов в 2017 году. Те документы, что проверялись правоохранительными органами там вряд ли были, они обычно изымаются во время следственных действий. По той первичной медицинской документации, что выборочно проверили мы, серьезных нарушений не обнаружено.

«Фармацевтические ведомости», 2006, N 4

ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Проверки соблюдения законодательства в сфере торговли во всех российских торговых организациях (в том числе, в аптечных учреждениях — аптеках, аптечных пунктах, аптечных киосках, аптечных магазинах) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эта служба подчинена Министерству здравоохранения и социального развития РФ и имеет свои отделения во всех регионах. Ранее подобные проверки проводили территориальные отделения Госторгинспекции. Теперь это ведомство ликвидировано, а его функции переданы Роспотребнадзору. Что и как могут проверять торговые ревизоры в аптечном учреждении, мы расскажем в нашей статье.

Виды проверок

Плановые проверки утверждает руководитель регионального управления Роспотребнадзора. Однако в плане, как правило, указывается только тема проверки (например, проверка правильности применения ККТ, проверка соблюдения правил торговли). А вот список конкретных аптечных учреждений, которые подлежат проверке, определяет территориальный отдел. Инспекторы обычно предупреждают аптеку за день-два до начала проверки.

Обратите внимание: плановую проверку одной и той же организации инспекция Роспотребнадзора может проводить не чаще одного раза в два года. Об этом сказано в ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Чаще всего проводятся целевые проверки. В подобной ситуации инспекторы приходят с проверкой по жалобе потребителя, которому продавцы аптеки чем-то насолили: продали некачественный товар, обсчитали и т.п. Как правило, ревизоры реагируют на подобные жалобы немедленно, не предупреждая заранее о предстоящем визите руководство аптечного учреждения. Поскольку в данном случае цель инспекторов — выявить конкретное нарушение, такую проверку и называют целевой.

Однако имейте в виду: по анонимным жалобам потребителей проверки не проводят (это не позволяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Отдельный вид целевой проверки — контрольная закупка.

Иногда причиной проверки служит информация, полученная из других контролирующих органов (например, из ГУВД). В таких случаях проводятся совместные проверки. Торговые инспекторы могут приехать в аптечное учреждение вместе с сотрудниками других ведомств: сотрудниками милиции, налоговой инспекции или таможенного комитета (если, например, речь идет о продаже незаконно ввезенных импортных препаратов). Но в этом случае все проверяющие должны быть вписаны в распоряжение о проведении проверки или иметь собственное распоряжение (по соответствующим ведомствам).

Срок проверки не может превышать один месяц. Так сказано в ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ. Однако на практике подобная проверка, как правило, длится значительно меньше.

На что обратить внимание в первую очередь

Придя в аптеку, инспекторы обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки, подписанное руководителем управления или его заместителем. Если эти документы вам не предъявили, проверяющих вы вправе не впустить.

Обратите внимание: на распоряжении должна стоять печать территориального отделения или управления Роспотребнадзора вашего региона.

Как правило, проверку проводит один инспектор. Однако если к вам пришли несколько человек, посмотрите, все ли их фамилии указаны в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот чиновник, фамилия которого есть в предъявленном документе. Кроме того, инспекторы не могут выходить за рамки тех вопросов, которые являются темой проверки.

Если проверяющие проводят контрольную закупку, проверка начинается иначе. Ревизоры предъявят удостоверения уже после того, как провели контрольные мероприятия и обнаружили нарушения. Подробно об этом читайте ниже.

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на территорию аптеки, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать:

— руководителя аптечного учреждения — на сумму от 1000 до 2000 руб.;

— других сотрудников, виновных в этом нарушении, — на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ).

Хотя справедливости ради надо заметить, что к подобным мерам инспекторам приходится прибегать крайне редко. Предупреждать организацию заранее о предстоящей проверке или нет, решает инспектор (обычно учреждение предупреждают только о плановой проверке). Он же определяет время (в пределах месячного срока) и место проведения проверки. Как правило, это непосредственно помещение аптечного учреждения.

Что проверяют

Инспекторы чаще всего проверяют:

— соблюдает ли аптечное учреждение правила розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

— имеются ли у аптечного учреждения сертификаты соответствия на реализуемые лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары;

— соблюдает ли аптечное учреждение установленные санитарные правила и нормы;

— имеются ли нарушения в порядке ценообразования при продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

— как аптечное учреждение использует контрольно-кассовую технику (ККТ), исправна ли она и зарегистрирована ли в установленном порядке в налоговой инспекции.

Рассмотрим порядок проведения проверок в вышеназванных случаях более подробно, уделив основное внимание выявляемым нарушениям и ответственности аптечных учреждений и их должностных лиц.

Типичные нарушения правил торговли

1. Нарушения правил розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Аптечное учреждение должно соблюдать требования, установленные действующим законодательством Российской Федерации в области фармацевтической деятельности и розничной торговли.

Правила розничной торговли едины на всей территории Российской Федерации и определены в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Кроме того, аптеки должны соблюдать Правила розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями, утвержденные Минздравом России 23 декабря 1999 г. за N 99/190.

В первую очередь торговые инспекторы обратят внимание на вывеску аптечного учреждения. Ее оформление должно соответствовать установленным требованиям.

Так, на вывеске аптечное учреждение обязано довести до сведения покупателей наименование своей организации, ее месте нахождения (юридический адрес) и режим работы. Если владелец аптеки (аптечного киоска) зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, он должен кроме этого предоставить покупателям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Здесь необходимо отметить, что режим работы государственных и муниципальных аптечных учреждений устанавливается по решению органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления. Режим работы аптечных учреждений иных организационно-правовых форм (ЗАО, ООО) устанавливается ими самостоятельно.

Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания аптечное учреждение определяет самостоятельно в соответствии с профилем своей деятельности.

Аптечное учреждение также должно предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии на право реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и других товаров, реализуемых населению, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателей местах.

В торговом зале аптечного учреждения должна быть следующая информация:

— телефон и адрес вышестоящей организации;

— копия лицензии на фармацевтическую деятельность;

— фамилии, имена, отчества и должности сотрудников, обслуживающих покупателей;

— группы населения, имеющие право на льготное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— номер телефона и режим работы справочной фармацевтической службы.

Помимо этой информации аптека обязана предоставлять покупателям сведения о реализуемых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения (на русском языке). Такие сведения, иначе говоря — маркировка, наносятся непосредственно на товар, его упаковку или этикетки и ярлыки, которые крепятся к упаковке. Кроме того, информация о товаре может быть в технической документации на него.

Помимо этого информация о наименовании и цене реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товарах должна предоставляться покупателям путем размещения товаров на витринах.

Так, лекарственные средства для внутреннего применения должны размещаться отдельно от средств для наружного применения. Внутри этих групп лекарства располагаются по терапевтическому признаку (средства от кашля, сердечные, от головной боли и т.д.). Отдельно в витринах размещают витамины, органопрепараты, дезинфицирующие средства, лекарственные травы, перевязочные материалы, предметы ухода за больными, санитарии и гигиены, мелкий инструментарий и оптику. Однако обратите внимание: лекарственные средства, требующие особых условий учета и хранения, размещению в витринах не подлежат.

При отпуске лекарственных средств продавцы аптечного учреждения обязаны информировать покупателей о правилах приема и особенностях хранения лекарственных средств.

Кроме того, по требованию покупателя продавец обязан предоставить дополнительную информацию о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах:

— сроке годности или сроке службы, если они установлены;

— производителе товара;

— гарантийном сроке, если он установлен для конкретного товара;

— сведения об основных потребительских свойствах товара;

— правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара.

В аптечном учреждении также должна иметься книга отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Она должна находиться на видном месте и быть оформлена в соответствии с требованиями к этому документу.

Если в ходе проверки будет выявлено, что аптечное учреждение продает лекарственные средства или изделия медицинского назначения без необходимой информации, ревизоры вправе оштрафовать:

— аптечное учреждение — на сумму от 5000 до 10000 руб.;

— предпринимателя или должностных лиц аптечного учреждения — на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 14.8. КоАП РФ).

2. Отсутствие сертификатов соответствия на реализуемые лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары.

Сертификат соответствия удостоверяет, что товар соответствует стандартам по качеству, комплектности и упаковке. Сертификат соответствия выдают организации и испытательные лаборатории, которые аккредитованы в Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии.

Список товаров, на которые обязательно нужно получать сертификат соответствия, содержит постановление Госстандарта России от 30 июля 2002 года N 64 (на отечественную продукцию) и письмо ФТС России от 15 июня 2005 г. N 01-06/19897 (на товары иностранного происхождения).

При продаже лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец в случае необходимости должен довести информацию о сертификации товаров до сведения покупателя.

В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:

— подлинник сертификата;

— копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат;

— товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком на основании подлинника сертификата или его заверенной копии, и содержание по каждому наименованию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат.

Товарно-сопроводительные документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя или поставщика с указанием его адреса и телефона.

Если у аптечного учреждения в необходимых случаях отсутствуют сертификаты соответствия, Роспотребнадзор вправе оштрафовать:

— аптечное учреждение — на сумму от 40000 до 50000 руб. (или через суд приостановить его деятельность на срок до 90 дней);

— должностных лиц аптечного учреждения или предпринимателя — владельца аптеки или аптечного киоска — на сумму от 4000 до 5000 руб. (ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ).

3. Нарушения установленных санитарных правил и норм.

Аптечное учреждение должно располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров при их хранении и реализации, соблюдать надлежащие условия торговли, а также установленные санитарные нормы и правила.

За продажу товаров с нарушением федеральных санитарных норм установлен такой же штраф, что и за отсутствие сертификатов. Ревизоры могут оштрафовать:

— аптечное учреждение — на сумму от 40000 до 50000 руб. (или через суд приостановить деятельность на срок до 90 дней);

— должностных лиц аптечного учреждения или предпринимателя — владельца аптеки или аптечного киоска — на сумму от 4000 до 5000 руб. (ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ).

4. Нарушения в порядке ценообразования при продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Перечень товаров, цены на которые регулирует государство, приведен в постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239. К таким товарам, в частности, относятся лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также продукты детского питания.

Реализуя лекарственные средства населению, аптечные учреждения должны учитывать установленные предельные торговые надбавки. Соответствующий документ — Предельные торговые надбавки к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которые предназначены для лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (приложение к приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22 декабря 2004 г. N 660-Пр/04, в редакции последующих изменений).

Цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары, реализуемые аптечным учреждением, а также иные условия реализации должны быть одинаковыми для всех покупателей.

За нарушения порядка ценообразования ответственность предусмотрена ст. 14.6. КоАП РФ. Ревизоры могут оштрафовать:

— аптечное учреждение — на сумму от 40000 до 50000 руб.;

— должностных лиц аптечного учреждения — на сумму от 4000 до 5000 руб.;

— предпринимателя — владельца аптеки или аптечного киоска — на сумму от 2000 до 2500 руб.

При этом аптечное учреждение обязано обеспечить наличие ценников на реализуемых лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах.

В ценниках должны быть указаны:

— наименование товара;

— его цена (в рублях и копейках);

— подпись материально ответственного лица, оформившего ценник;

— печать аптечного учреждения;

— дата оформления ценника.

Такие требования к оформлению ценников приведены в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, а также в п. 15 Правил розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями, утвержденных Минздравом России 23 декабря 1999 г. за N 99/190.

Покупатель аптеки имеет право проверить правильность цены на лекарственные средства. Ответственность за соответствие цен на упаковке с ценой в документах несет должностное лицо, назначенное приказом руководителя аптечного учреждения.

За отсутствие или неправильное оформление ценников ревизоры вправе оштрафовать:

— аптечное учреждение на сумму от 10000 до 30000 руб.;

— предпринимателя — владельца аптеки или должностных лиц аптечного учреждения — на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 14.15. КоАП РФ).

5. Нарушение правил работы с ККТ.

Нарушения правил работы персонала аптечного учреждения с ККТ обычно выявляются во время контрольной закупки. Проводится она, как правило, так. Ревизоры под видом покупателей приобретают несколько наименований товаров — лекарственных средств или изделий медицинского назначения.

Если проверяющие пришли по жалобе потребителя, то они, скорее всего купят те лекарственные средства, которые вызвали у потребителя претензии. Если же проверка плановая, то ревизоры выбирают товары на свой вкус.

Обратите внимание: после контрольной закупки проверяющие обязаны предъявить не только свои служебные удостоверения, но и распоряжение на проведение проверки, подписанное руководителем управления или его заместителем (то есть те же документы, которые требуются для проведения плановой проверки).

Здесь нужно обратить внимание руководителей аптечных учреждений на один важный юридический аспект. Закон, защищающий права фирм и предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ), не предоставляет проверяющим (в том числе и торговой инспекции) права проводить контрольные закупки.

Дело в том, что контрольная или проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям. Так сказано в ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Проводить оперативно-розыскные мероприятия могут только сотрудники ведомств, перечисленных в ст. 13 этого закона (в том числе сотрудники органов внутренних дел России). Торговые контролеры в их число не входят.

Однако на практике торговые инспекторы практически каждую проверку начинают с контрольной закупки. Законность подобных действий проверяющих в суде никто пока не оспаривал. Если вы хотите оспорить это, можете обратиться в суд. Возможно, он примет вашу сторону.

В ходе контрольной закупки ревизоры прежде всего проверяют, применяется ли контрольно-кассовая техника, не обманывают ли продавцы покупателей. Также инспекторы обращают внимание на качество обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил торговли.

Если продавец обсчитал проверяющих, они могут оштрафовать его на сумму от 1000 до 2000 руб. (ст. 14.7. КоАП РФ).

Оплата за отпускаемые лекарственные средства и изделия медицинского назначения должна производиться за полную стоимость наличными деньгами или с использованием кредитных карт через кассовый аппарат или с учетом льгот для отдельных категорий покупателей — в соответствии с действующим законодательством РФ.

Продавец обязан выдать покупателю кассовый чек.

На выдаваемом покупателям кассовом чеке должны отражаться следующие реквизиты:

— наименование аптечного учреждения;

— идентификационный номер налогоплательщика;

— заводской номер ККМ;

— порядковый номер чека;

— дата и время покупки;

— стоимость покупки;

— признак фискального режима.

Отсутствие в чеке хотя бы одного из указанных реквизитов может быть расценено проверяющими как неприменение ККТ.

За продажу товаров без применения ККТ торговая инспекция вправе оштрафовать:

— аптечное учреждение — на сумму от 30000 до 40000 руб.;

— предпринимателя — владельца аптечного учреждения или должностных лиц аптечного учреждения — на сумму от 3000 до 4000 руб. (ст. 14.5. КоАП РФ).

Обратите внимание: по этой же статье вас могут оштрафовать даже в том случае, если кассовый аппарат в аптечном учреждении имеется, но неисправен. Так, Пленум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении от 31 июля 2003 г. N 16 определил случаи, когда работа на неисправной контрольно-кассовой машине (ККМ) приравнивается к ее неприменению:

1). фактическое неиспользование ККМ (в том числе по причине ее отсутствия);

2). использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах;

3). использование ККМ, не включенной в государственный реестр;

4). использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

5). использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

6). пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Имейте в виду: кассовые аппараты контролеры проверяют особенно тщательно.

Осмотр ККТ производится на предмет соответствия требованиям регистрации. Параллельно проверяют наличие договора с центром технического обслуживания (ЦТО), наличие средств визуального контроля, маркировочной таблички ККТ, пломб и т.д.

После осмотра кассового аппарата проверяющим предписано тщательно исследовать имеющиеся контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и т.д. Также проверке подлежат нулевые чеки: их количество, время пробития (если их несколько в течение смены, устанавливается, чем была вызвана эта необходимость).

Далее проверяющие обратят внимание на такие документы, как журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4) и журнал вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8).

Имейте в виду: непредставление должностному лицу государственного органа истребуемых на проверку документов (представление искаженных документов) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 19.7. КоАП РФ:

— на аптечное учреждение — от 3000 до 5000 руб.;

— на индивидуального предпринимателя — владельца аптеки или аптечного киоска — от 100 до 300 руб.;

— на должностных лиц аптечного учреждения — от 300 до 500 руб.;

Очень важно обратить внимание и на такой момент. С точки зрения проверяющих, каждая контрольная закупка должна выявлять нарушения. Поэтому, чтобы проверка наверняка дала результат, ревизоры придумывают различные провокации. Однако помните: это незаконно. Суд не признает результаты проверки, если инспекторы спровоцировали продавца на нарушение.

Вот какие провокации встречаются на практике и неоднократно описаны в профессиональной литературе.

1. Проверяющий под видом покупателя выбирает лекарственные средства в большом ассортименте и дает продавцу крупную купюру. Продавец, получив деньги, выкладывает на прилавок перед покупателем товары, одновременно подсчитывая их стоимость.

Далее возможно два варианта развития ситуации.

А. Продавец, как правило, сначала отдает покупателю сдачу и только потом тянется к кассовому аппарату. В это время инспектор объявляет о контрольной закупке.

Б. «Покупатель» делает вид, что торопится. Забирает товары и уходит, не дожидаясь кассового чека. В это время другой проверяющий уличает продавца в неприменении ККТ.

2. Ревизор заходит в аптечное учреждение и просит продать ему дорогостоящие лекарственные средства или изделия медицинского назначения. Продавец пробивает чек и выдает требуемые товары. Затем «покупатель» вдруг «вспоминает», что он забыл купить еще какое-нибудь недорогое лекарственное средство, например, капли от насморка, и дает продавцу деньги с учетом их стоимости.

Как только продавец передает лекарства «покупателю», проверяющий объявляет контрольную закупку. Налицо неприменение ККТ: продавец не пробил чек за капли.

Обратите внимание: в тех случаях, когда контролеры спровоцировали нарушение, будут полезны свидетели. Их показания могут помочь оспорить в суде доказательства проверяющих как добытые незаконным путем.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки инспектор составляет акт. В акте должно быть указано, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. Один экземпляр акта остается у вас, второй инспектор забирает себе.

Кроме того, инспектор должен сделать отметку в журнале проверок. Такой журнал должен быть в каждой организации (на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ). Инспектор отмечает причину и результат проверки, свои данные (Ф.И.О.), ставит подпись и штамп. Если к вам придет инспектор с плановой проверкой раньше срока (с прошлой плановой проверки прошло менее двух лет), смело показывайте ему журнал. Свой визит ему придется отложить.

Но может быть и другая ситуация. Плановая проверка у вас была, допустим, вчера. А сегодня в инспекцию Роспотребнадзора поступила жалоба от покупателя, недовольного работой вашего аптечного учреждения. В таком случае, несмотря на только что прошедшую плановую проверку, встречи с инспектором не избежать. Но такая проверка будет уже не плановой, а целевой.

Если инспектор все-таки найдет у вас какие-либо нарушения (а в 99% случаев так оно и происходит), он выносит предписание об устранении этих самых нарушений. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на закон) и в какой срок эти нарушения необходимо устранить. Этот срок должен быть реальным.

Инспектор может приехать проверить, как вы выполнили его предписание (это мероприятие называется повторной (или контрольной) проверкой). Однако такую проверку можно предотвратить, если вы заранее (до срока, установленного в предписании) представите инспекторам документы, подтверждающие, что предписание выполнено.

По результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как аптечному учреждению, так и его должностным лицам.

Однако имейте в виду: чтобы предъявить штраф, инспектор должен составить соответствующий протокол — протокол об административном правонарушении. Кроме того, по закону инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев.

Начисленные штрафы лучше заплатить. Имейте в виду: если вы не заплатите штраф добровольно, инспектор направит постановление в банк, чтобы взыскать штраф из денежных средств организации с ее расчетного счета — ведь постановление инспекции Роспотребнадзора — это исполнительный документ (так сказано в п. 6 ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве»). Если же на счетах фирмы нет денег, постановление направляется приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Директор аудиторской фирмы

«АКАДЕМИЯ АУДИТА»

А.ЕЛИН

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: пиловочник продажа по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Готовимся к проверке Роспотребнадзора
Скачать: Статья. Готовимся к проверке Роспотребнадзора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх