Куперс

Бухучет и анализ

Размер программного продукта

Программное обеспечение информационных технологий

Результаты освоения темы

Изучая данную тему, вы будете знать:

  • что такое компьютерная программа и для чего нужны компьютерные программы;
  • какое бывает программное обеспечение компьютерных информационных технологий;
  • как можно классифицировать и использовать такое программное обеспечение;
  • какие бывают технические средства информатизации и их классификацию.

Основные понятия:

  • Hardware, Software и Brainware;
  • Программа и системное программное обеспечение;
  • Операционная система, утилиты и драйверы;
  • Инструментальное и прикладное программное обеспечение;
  • Интегрированные пакеты или пакеты прикладных программ;
  • Классификация компьютерных технических средств информационных технологий;
  • Архитектура компьютера;
  • Системы SOHO и СМБ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Компоненты программно-аппаратных компьютерных средств
Обычно для обозначения основных компонент программно-аппаратных компьютерных средств используют следующие термины:

Software – совокупность программ, используемых в компьютере или программные средства, представляющие заранее заданные, чётко определённые последовательности арифметических, логических и других операций.

Hardware – технические устройства компьютера (“железо”) или аппаратные средства, созданные, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств.

Brainware – знания и умения, необходимые пользователям для грамотной работы на компьютере (компьютерная культура и грамотность).

Работой компьютеров, любых вычислительных устройств управляют различного рода программы. Без программ любая ЭВМ не больше, чем груда железа. Компьютерная программа (англ. “Program”) обычно представляет собой последовательность операций, выполняемых вычислительной машиной для реализации какой-нибудь задачи. Например, это может быть программа редактирования текста или рисования.

Программа — это упорядоченная последовательность команд, предназначенная для решения разных задач с помощью компьютерной техники и технологии; точная и подробная последовательность инструкций на понятном компьютеру языке с указанием правил обработки информации.

Совокупность программ, используемых при работе на компьютере, составляет его программное обеспечение.

Программное обеспечение (ПО) – это программные средства информационных технологий. Они подразумевают создание, использование компьютерных программ различного назначения и позволяют техническим средствам выполнять операции с машиночитаемой информацией.

Компьютерные программы, также как и любая другая машиночитаемая информация, хранятся в файлах. Пишутся (составляются, создаются) программы программистами на специальных машинных алгоритмических языках высокого уровня (Бейсик, Фортран, Паскаль, Си и др.). Хорошая программа содержит: чётко определённые и отлаженные функции, удобные средства взаимодействия с пользователем (интерфейс), инструкцию по эксплуатации, лицензию и гарантию, упаковку. Программы для пользователей могут быть платными, условно-бесплатными, бесплатными и др.

Существуют классификации программного обеспечения по назначению, функциям, решаемым задачам и другим параметрам.

По назначению и выполняемым функциям можно выделить три основных вида ПО, используемого в информационных технологиях:

Рис. 8.1. Структура ПО по назначению и функциональному признаку.

Общесистемное ПО– это совокупность программ общего пользования, служащих для управления ресурсами компьютера (центральным процессором, памятью, вводом-выводом), обеспечивающих работу компьютера и компьютерных сетей. Оно предназначено для управления работой компьютеров, выполнения отдельных сервисных функций и программирования. Общесистемное ПО включает: базовое, языки программирования и сервисное.

Базовое ПО включает: операционные системы, операционные оболочки и сетевые операционные системы.

Операционная система (ОС) – это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для автоматизации планирования и организации процесса обработки программ, ввода-вывода и управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ, других вспомогательных.

ОС запускает компьютер, отслеживает работу локальных и сетевых компьютеров, планирует решение с их помощью задач, следит за их выполнением, управляет вводом-выводом данных и др.

Основная причина необходимости ОС состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьютера и управления его ресурсами – это операции очень низкого уровня. Действия, которые необходимы пользователю и прикладным программам, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций. Например, для выполнения процедуры копирования файла необходимо выполнить тысячи операций по запуску команд дисководов, проверке их выполнения, поиску и обработке информации в таблицах размещения файлов на дисках и т. д. Операционная система скрывает от пользователя эти подробности и выполняет эти процедуры.

Выделяют однопрограммные, многопрограммные (многозадачные), одно и многопользовательские, сетевые и несетевые ОС.

Сетевые ОС – это комплекс программ, обеспечивающих обработку, передачу, хранение данных в сети; доступ ко всем её ресурсам, распределяющих и перераспределяющих различные ресурсы сети.

Операционная оболочка – это программная надстройка к ОС; специальная программа, предназначенная для облегчения работы и общения пользователей с ОС (Norton Commander, FAR, Windows Commander, Проводник и др.). Они преобразуют неудобный командный пользовательский интерфейс в дружественный графический интерфейс или интерфейс типа “меню”. Оболочки предоставляют пользователю удобный доступ к файлам и обширные сервисные услуги.

Языки программирования – это специальные команды, операторы и другие средства, используемые для составления и отладки программ. Они включают собственно языки и правила программирования, трансляторы, компиляторы, редакторы связей, отладчики и др.

Отладка программы (англ. “debugging”) – это процесс обнаружения и устранения ошибок в компьютерной программе; этап компьютерного решения задачи, при котором происходит устранение явных ошибок в программе. Она осуществляется по результатам, полученным в процессе тестирования компьютерной программы, и производится с использованием специальных программных средств – отладчиков.

Отладчик (англ. “debugger”) – это программа, позволяющая исследовать внутреннее поведение разрабатываемой программы. Обеспечивает пошаговое исполнение программы с остановкой после каждой оператора, просмотр текущего значения переменной, нахождение значения любого выражения и др.

Трансляторы – это программы, обеспечивающие перевод с языка программирования на машинный язык компьютеров.

Сервисное общесистемное ПО для ОС включает драйверы и программы-утилиты.
Драйверы – это специальные файлы ОС, расширяющие её возможности и включаемые в её состав для организации настройки ОС на использование различных устройств ввода-вывода, установки региональных параметров (языков, форматов времени, даты и чисел) и т.д. С помощью драйверов можно подключать к компьютеру новые внешние устройства или нестандартно использовать имеющиеся устройства.

Программы-утилиты – это полезные программы, дополняющие и расширяющие возможности ОС. Некоторые из них могут существовать отдельно от ОС. К этому классу программ можно отнести архиваторы, программы резервного копирования и др.

Кроме того, сервисное общесистемное ПО включает тестовые и диагностические программы, программы антивирусной защиты и обслуживания сети.

Тестовые и диагностические программы предназначены для проверки работоспособности отдельных узлов компьютеров, работы программ и устранения выявленных в процессе тестирования неисправностей.

Антивирусные программы используют для диагностики, выявления и устранения вирусных программ, нарушающих нормальную работу вычислительной системы.

Инструментальное программное обеспечение или инструментальные программные средства (ИПО) – это программы-полуфабрикаты или конструкторы, используемые в ходе разработки, корректировки или развития других программ. Они позволяют создавать различные прикладные пользовательские программы. К ИПО относят: СУБД, редакторы, отладчики, вспомогательные системные программы, графические пакеты, конструкторы обучающих, игровых, тестирующих и других программ. По назначению они близки к системам программирования.

Прикладное программное обеспечение (ППО) или прикладные программные средства используются при решении конкретных задач. Эти программы помогают пользователям выполнять необходимые им работы на компьютерах. Порой такие программы называют приложениями.

ППО носит проблемно-ориентированный характер. В нём обычно выделяют две составляющие: пользовательское и проблемное прикладное программное обеспечение.

К пользовательскому ППО относят: текстовые, табличные и графические редакторы и другие подобные программы, например, учебные и досуговые.

Набор нескольких пользовательских программ, функционально дополняющих друг друга и поддерживающих единую информационную технологию называют пакетом прикладных программ, интегрированным пакетом программ илиинтегрированным программным обеспечением. Пакеты программ выполняют функции, для которых ранее создавались специализированные программы. В качестве примера приведём ППП Microsoft Office, в состав которого входят: текстовый и табличный процессор, СУБД Access, Power Point и другие программы.

Проблемное ПО – это специализированное ППО, например, бухгалтерские программы, программы в области страхования и др.

Кроме перечисленных, отметим следующие прикладные программы: учебные, обучающие и тренажёры, мультимедийные, развлекательные, в т.ч. компьютерные игры, справочные (энциклопедии, словари и справочники) и др.

Любые компьютерные программы работают на каких-либо технических средствах информационных технологий.

3. Технические средства информационных технологий
Практически любые компьютерные технические средства (ТС) по назначению можно разделить на универсальные – для использования в различных областях применения и специальные, созданные для эксплуатации в специфических условиях или сферах деятельности, например, в сложных климатических условиях. В большинстве случаев используются универсальные ТС, применение которых снижает финансовые затраты на снабжение расходными материалами и ремонт, позволяет применить типовые решения, облегчает их освоение, эксплуатацию и др.

Универсальные ТС в значительной степени одинаковы для применения в разных сферах и областях, что позволяет их систематизировать. Однако предложить единую для всех систему классификации пока не удаётся, из-за значительного отличия этих средств друг от друга по параметрам, областям применения, разнообразию фирм изготовителей, появлению новых ТС, включающих средства, отличающиеся по принципу действия и другим параметрам. Поэтому рассмотрим условное деление компьютерных ТС.

Компьютер — это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

По назначению универсальные компьютеры обычно относят к категории “SOHO” (Small Office Home Office), т.е. предназначенных для использования в небольших офисах или как домашние персональные компьютеры, а также предназначенным для использования в среднем и малом бизнесе (СМБ).

Персональные компьютеры (ПК) – это информационно-вычислительные устройства, ресурсы которых, как правило, направлены на обеспечение деятельности одного работника (пользователя). Это самый многочисленный класс средств вычислительной техники. Наиболее известны компьютеры типа IBM PC и Macintosh фирмы Apple.

Компьютеры, выпускаемые другими фирмами и отвечающие всем основным требованиям и параметрам, предъявляемым основной фирме-изготовителю (например, IBM), называют совместимыми. Вместе они составляют клон (например, клон IBM-совместимых компьютеров). Таких фирм в мире насчитывается несколько сотен.

Кроме того, компьютеры, выпускаемые ведущими фирмами-производителями, называют “brand-name”. Хорошие компьютеры фирм, мало известных на рынке компьютеров, называют “no-name”, а компьютеры национальной марки – “local-name”. В России такие ПК обычно называют “russian-name” или “local rassian-name”.

Кроме того, существуют корпоративные компьютеры, супер-, квантовые, нанокомпьютеры и др.

Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) – это вычислительные системы (ВС), обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские ВС, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами. К нему подсоединяется большое число рабочих компьютеров с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиатура, устройство позиционирования типа “мышь” и, возможно, устройство печати). В качестве таких рабочих мест корпоративного компьютера обычно используют ПК.

Суперкомпьютеры – это ВС с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов, например, с производительностью свыше 100 мегафлопов (1 мегафлоп – миллион операций с плавающей точкой в секунду). Основная их технология – это реализация принципа параллельной или конвейерной обработки данных, т.е. одновременного выполнения нескольких действий. К ним относят и высокопроизводительные мини ЭВМ, объединяемые общей шиной с общей памятью. Представляет многопроцессорный и (или) многомашинный комплекс, работающий на общую память и общее поле внешних устройств. Архитектура основана на идеях параллелизма и конвейеризации вычислений.

В квантовом компьютере основной “строительной” единицей является кубит (англ. аббревиатура “qubit” означает “Quantum Bit”) и используются элементарные логические операции (дизъюнкция, конъюнкция и квантовое отрицание), с помощью которых организуется логика их работы.

С точки зрения габаритных размеров, расположения и формы системного блока ПК делятся на горизонтальные настольные (плоские “Desktop”, особо плоские “Slim”) и вертикальные в виде башни (англ. “tower” – башня): настольные “MiniTower” – малоразмерная конструкция, “MidiTower” и “MidllTower” – среднеразмерная конструкция и напольная полноразмерная конструкция – “BigTower”, а также переносные.

В некоторых конструкциях ПК в одном корпусе располагают монитор и системный блок, образующие единую конструкцию –моноблок (Apple, переносные ПК).

Переносные компьютеры включают ноутбуки (Laptop – “наколенник”, Notebook – “блокнот”, планшетный, Lifebook), карманные ПК (КПК), электронные справочники, переводчики и другие компактные системы.

Персональный компьютер – это универсальное техническое устройство, конфигурацию (состав) которого можно изменять по мере необходимости. При этом существует понятие базовой (стандартной) конфигурации, которое не статично и отражает уровень развития в данной предметной области.

Практически все компьютеры имеют однотипную структуру (архитектуру) и состоят из устройств (блоков, плат, модулей, карт), являющихся важными и необходимыми или полезными (без которых компьютер может работать).

Архитектура компьютера определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера.

В современной стандартной конфигурации ПК содержит: системный блок, дисплей (монитор), клавиатуру и манипулятор “мышь”. Порой сюда же включают и печатающее устройство (принтер).

ПК состоит из внутренних и внешних устройств. К внутренним устройствам относят процессоры и внутреннюю память (ПЗУ, ОЗУ и Кэш).

ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) – это специальная основная внутренняя память (англ. “main memory”), позволяющая быстро записывать в неё и считывать из неё необходимую информацию. Она представляет массив кристаллических ячеек. ОЗУ непосредственно связанно с процессором, предназначено для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.

Кэш-память (англ. “Cache Memory”) – это сверхоперативная (сверхбыстрая) память, которая располагается как буфер между процессором и ОЗУ, а также в накопителях на жёстких магнитных дисках и др. Она способствует повышению производительности работы компьютера и служит для уменьшения количества тактов ожидания процессора при обращении к более медленной памяти.

ПЗУ (постоянное запоминающее устройство или, по-английски, “Read-Only-Memory”, “ROM”), предназначено для хранения не требующих изменения данных: системных программ; программ, управляющих работой процессора, дисплея, клавиатуры, принтера, внешних устройств компьютера, запуска и остановки компьютера; служебных программ диагностики, контроля и др. Это энергонезависимое устройство, изготовленное в виде микросхемы.

Внешние устройства условно делятся на собственно внешние и периферийные устройства. Некоторые специалисты считают, что внешние устройства, расположенные внутри системного блока или непосредственно рядом с ним надо называть просто внешними устройствами ПК. Те же из них, которые удалены от системного блока на полтора и более метров относятся к внешним периферийным устройствам.

Некоторые внешние устройства имеют три варианта подключения к ПК:

1) внутри системного блока на материнской плате – встроенные или интегрированные;
2) внутри системного блока, вставляемые в дочерние разъёмы материнской платы (в слоты) – внутренние;
3) вне системного блока, подключаемые к одному из его портов ПК – внешние.

Кроме того, внешние устройство по типу выполняемых функций делятся на устройства: ввода, вывода, хранения данных и манипуляторы.

К устройствам ввода информации относят клавиатуру, дигитайзер (графический планшет), сканер и др.

В состав устройств вывода информации входят мониторы (дисплеи) и принтеры (в т.ч. плоттеры).

Манипуляторы называют порой местоуказателями за то, что они являются координатными устройствами. Наибольшее распространение из них получили манипуляторы “мышь”, “трекболл” и “джойстик”.

Внешние устройства хранения составляют внешней памятью. К ней относят: диски, дискеты и другие (например, твёрдотельные) запоминающие устройства прямого доступа на магнитных, оптических, магнитооптических и иных носителях информации. Информация, на внешних носителях энергонезависима, т.е. не зависит от того, включен или выключен компьютер.

Внешние устройства к системному блоку ПК подключаются с помощью специальных портов – точек подключения внешних устройств к компьютеру.

Порты – это электронные схемы, содержащие один или несколько регистров ввода-вывода и позволяющие подключать периферийные устройства компьютера к внешним шинам микропроцессора. Последовательный порт (COM) обменивается данными с процессором побайтно, а с внешними устройствами — побитно. Параллельный порт (LPT) получает и посылает данные побайтно. Современным быстродействующим портом является USB. Он обеспечивает высокую скорость ввода-вывода и питание некоторых, последовательно подключаемых к нему, устройств.

К внешним устройствам относят также и устройства мультимедиа, многие из которых ныне входят в состав стандартной конфигурации ПК: аудио- и видеоадаптеры (Sound Blaster, Video Blaster), микрофоны, наушники, звуковые колонки, веб-камеры и другие.

Основные выводы

Следует усвоить, что в компьютерах используется различное программное обеспечение – программы, представляющие на понятном компьютеру языке последовательность инструкций, в которых указаны правила обработки данных. ПО делится на необходимое для: управления ПК, служебного использования, программирования, выполнения различных видов работ, обучения, отдыха и т.д. Программы, как и любые иные компьютерные данные, хранятся в файлах.

По назначению и выполняемым функциям выделяют три крупных класса ПО: системное, инструментальное и прикладное ПО. Каждый из них включает ряд подклассов. Системное ПО – это операционные системы (в т.ч. драйверы и утилиты), операционные оболочки и сетевые операционные системы, тестовые и диагностические программы, языки программирования, антивирусные программы и др.

Инструментальное ПО или инструментальные программные средства – это программы-полуфабрикаты или конструкторы (СУБД, конструкторы обучающие, игровые, тестирующие и другие программы). Прикладное ПО, кроме отдельных программ включает прикладные программы, объединённые в пакет и образующие ППП или интегрированное прикладное ПО.

Следует запомнить, что наиболее часто применяются универсальные технические средства (в том числе компьютеры), аналогичные для разных предметных областей, что позволяет их классифицировать. Обычно выделяют: персональные (настольные и переносные), SOHO и СМБ, корпоративные, квантовые и суперкомпьютеры.

ПК делятся на горизонтальные (“Desktop”) и вертикальные (“Tower”) настольные, напольные (“BigTower”) и переносные (Notebook, планшетные, Lifebook, карманные ПК, электронные справочники, переводчики и другие компактные системы).

ПК стандартной конфигурации состоит из: системного блока, дисплея (монитора), клавиатуры, манипулятора “мышь”. Порой в этот состав включают и печатающее устройство (принтер).

Архитектуру ПК составляют внутренние и внешние устройства. К внутренним устройствам относят процессоры и внутреннюю память (ПЗУ, ОЗУ и Кэш).

Внешние устройства по типу выполняемых функций делят на устройства ввода, вывода, хранения информации и манипуляторы. Они включают клавиатуру, дисплей, мышь, сканеры, принтеры, накопители данных и др.

Внешние устройства условно делятся на собственно внешние и периферийные устройства. Внешние устройства, удалённые от системного блока на определённое расстояние называют периферийными устройствами.

Некоторые внешние устройства имеют три варианта подключения к ПК: внутри системного блока на материнской плате (интегрированное или встроенное), вставляемые в дочерние разъёмы материнской платы (в слоты – внутреннее), а также вне системного блока, подключаемые к одному из его портов (внешнее).

Внешние устройства хранения – машиночитаемые носители электронных данных – называют внешней памятью. К ней относят: диски, дискеты и другие (например, твёрдотельные) запоминающие устройства прямого доступа на магнитных, оптических, магнитооптических и иных носителях информации.

К внешним устройствам относят также и устройства мультимедиа, многие из которых ныне входят в состав стандартной конфигурации ПК: аудио- и видеоадаптеры (Sound Blaster, Video Blaster), микрофоны, наушники, звуковые колонки, веб-камеры и другие.

Контрольные вопросы

Ответьте на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте какие программные средства используются для решения информационных задач.

2. Изобразите на схеме классификацию программных средств решения информационных задач.

3. Какие программы входят в состав системного программного обеспечения информационных технологий?

4. Дайте характеристику компьютерным операционным системам.

5. Назовите, какие программы входят в состав инструментального программного обеспечения.

6. Охарактеризуйте виды прикладного программного обеспечения.

7. Дайте классификацию технических средств информатизации.

8. Назовите основные типы компьютеров, их назначение и возможности использования.

9. Охарактеризуйте супер- и квантовые компьютеры.

10. Перечислите внутренние устройства ПК и дайте им характеристику.

11. Назовите внешние устройства ПК и дайте им характеристику.

12. Назовите варианты подключения к ПК внешних устройств.

Урок 26Практическое зачётное занятие по части 2 «Программное обеспечение информационных технологий»

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Практическое зачётное занятие по части 2 «Программное обеспечение информационных технологий»

К зачёту

Современному компьютеру никак нельзя обойтись без программ. Ведь именно программы определяют возможности компьютера: что он будет делать — поможет свести бухгалтерский баланс или позволит побродить по всемирной сети Интернет. Большинство программ правильнее было бы называть программными продуктами, ведь зачастую на их создание требуется не меньше затрат, чем на производство самого компьютера. Практически любая программа, если это специально не оговорено, является коммерческим продуктом, который продается наравне с компьютерами.

Под программным обеспечением (ПО) информационных систем понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники. В самом общем плане программное обеспечение для вычислительной техники может быть разделено на базовое (системное) и прикладное.

Базовое (системное) ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ. Базовое ПО настолько тесно связано с аппаратными средствами, что его иногда считают частью компьютера.

Прикладное ПО непосредственно нацелено на решение профессиональных задач пользователя.

БАЗОВОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В состав базового ПО входят:
• операционные системы;
• сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства);
• программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля);
• инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интерпретаторы, ассемблеры).

Операционная система

Операционная система (ОС) — это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами персонального компьютера. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.

Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ПК и следит за ходом ее выполнения; анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания о том, что необходимо сделать, если возникли трудности.

Операционные системы персональных компьютеров делятся на однозадачные и многозадачные.

В однозадачных ОС пользователь в один момент времени работает с одной конкретной программой (задачей). Примером таких ОС служат операционные системы MS-DOS, MSX.

Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами, и количество программ зависит от мощности системы. В качестве примера можно привести операционные системы всех версий Microsoft Windows, UNIX, OS/2, Linux, Mac OS.

Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей и предназначены для обеспечения доступа ко всем ресурсам вычислительной сети. Примером таких систем являются Novell Net Ware, Microsoft Windows-NT, UNIX, IBM LAN.

Сервисное программное обеспечение

Сервисное программное обеспечение — это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделять на средства, улучшающие пользовательский интерфейс, защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа, восстанавливающие данные, ускоряющие обмен данными, программы архивации-дезархивации и антивирусные средства.

Программные средства антивирусной защиты обеспечивают Диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вирусов.

Термином ≪вирус≫ обозначается программа, способная размножаться, внедряясь в другие программы, совершая при этом различные нежелательные действия.

Наиболее распространенными антивирусными российскими программами являются DRWeb и AVP. В качестве примера архиваторов можно привести WinZip и WinRAR.

Программы технического обслуживания

Под программами технического обслуживания понимается совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом.

Они включают в себя средства диагностики и тестового контроля правильности работы ПК и его отдельных частей, а также специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды информационной системы в целом, в том числе программно-аппаратный контроль, осуществляющий автоматическую проверку работоспособности системы.

В качестве примера тестовой программы можно привести программу Doctor Hardware, пакет Checklt для Windows.

Инструментальное программное обеспечение

Система программирования — это комплекс средств, включающих в себя входной язык программирования, транслятор, машинный язык, библиотеки стандартных программ, средства отладки оттранслированных программ и компоновки их в единое целое.

Транслятором языков программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования в машинный код.

В системах программирования транслятор переводит программу, написанную на входном языке программирования, на язык машинных команд конкретной ЭВМ. В зависимости от способа перевода с входного языка программирования трансляторы подразделяются на компиляторы и интерпретаторы.

В компиляции процессы трансляции и выполнения программы разделены во времени. Сначала компилируемая программа преобразуется в набор объектных модулей на машинном языке, которые затем собираются (компонуются) в единую машинную программу, готовую к выполнению и сохраняемую в виде файла.

Интерпретатор осуществляет пошаговую трансляцию и немедленное выполнение операторов исходной программы, при этом каждый оператор входного языка программирования транслируется в одну или несколько команд машинного языка.

Особое место в системе программирования занимают ассемблеры, представляющие собой комплекс, состоящий из входного языка программирования ассемблера и ассемблер-компилятора.

Ассемблер представляет собой мнемоническую (условную) запись машинных команд и позволяет получить высокоэффективные программы на машинном языке.

ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Прикладное программное обеспечение предназначено для разработки и выполнения конкретных задач (приложений) пользователя.

Прикладное программное обеспечение работает под управлением базового ПО, в частности операционных систем. Они являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от необходимости знать, как выполняет компьютер те или иные функции и процедуры по обработке информации.

В состав прикладного ПО входят пакеты прикладных программ различного назначения и рабочие программы пользователя.

Пакет прикладных программ (ППП) — это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса.

Различают следующие типы прикладного ПО:
• общего назначения;
• методо-ориентированное ПО;
• проблемно-ориентированное ПО;
• ПО для глобальных сетей;
• ПО для организации (администрирования) вычислительного процесса.

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЕМЕЙСТВА WINDOWS

Самой распространенной в мире многозадачной операционной системой для персональных компьютеров является ОС Windows, созданные фирмой Microsoft.

Среда Windows, претерпев ряд изменений и поменяв несколько версий, успела стать привычной рабочей средой для миллионов пользователей по всему миру. Состояние рынка программного обеспечения подтверждает рост популярности Windows. Сегодня большинство программных приложений разработано именно для среды Windows, начиная с текстовых редакторов и бухгалтерских программ и заканчивая разнообразными играми с прекрасной графикой и спецэффектами.

В чем причина такого успеха, почему она стала такой популярной? Просто операционная система Windows была создана для самого широкого круга пользователей и, прежде всего, для обычных людей, никак не связанных с программированием и компьютерной техникой.

На сегодняшний день семейство операционных систем с графическим интерфейсом семейства Windows включает следующие модели: Windows-9x, -NT, -2000, -Me, -XP.

Любая операционная система семейства Windows, загружаемая автоматически после включения компьютера, проста и интуитивно понятна благодаря хорошему пользовательскому интерфейсу.

Интерфейс системы — это связующее звено между пользователем и компьютером. Интерфейс определяет внешний вид экрана, распределение функций по клавишам и способ, которым пользователь разъясняет системе, что он хочет выполнить.

В состав операционной системы Windows входят следующие модули:
• программный модуль, управляющий файловой системой;
• командный процессор, выполняющий команды пользователя;
• драйверы устройств, обеспечивающие управление работой устройств ПК и согласование обмена данными с другими устройствами;
• программный модуль, обеспечивающий графический пользовательский интерфейс;
• сервисные программы и справочная система.

Одним из основных достоинств системы является многозадачность, обеспечивающая возможность запуска и работы сразу с несколькими приложениями. Например, можно запустить текстовый редактор Ms Word и программу обработки графических файлов Photo Editor.

Основные возможности Windows, такие как простой и понятный пользовательский интерфейс, встроенная поддержка русского языка, подсказки и советы, простота и удобство настройки, позволяют даже новичку легко ориентироваться и чувствовать себя уверенно всего за несколько часов работы на компьютере.

Загрузка Windows

Запуск операционной системы происходит автоматически после включения ПК клавишей Power на системном блоке. Сначала компьютер проверяет работоспособность своих основных устройств, затем возможно вам придется ввести пароль пользователя и сетевой пароль, если ПК подключен к сети.

После загрузки среды Windows на экране появляется так называемый Рабочий стол (Desktop), в левой нижней части которого расположена кнопка Пуск (Start).

Что бы вы ни делали, она всегда видна на экране и всегда доступна. Если она скрыта, то при перемещении курсора в нижнюю часть листа она появится.

С помощью этой кнопки можно выполнять практически все необходимые действия, поэтому начать работу даже неподготовленному пользователю достаточно просто: подведите указатель мыши к этой кнопке и щелкните по ней левой кнопкой мыши.

При этом откроется Главное меню Windows. Оно служит для быстрого запуска программ и созданных документов, для организации поиска и обращения к справке.

Главное меню Windows можно открыть и с помощью клавиатуры — одновременным нажатием клавиш и .

В структуру главного меню входят два раздела: обязательный и произвольный. Пункты произвольного раздела пользователь может задавать по своему желанию. Иногда такие пункты образуются автоматически при установке приложений (например, Ms Office).

Обязательный раздел имеет следующую структуру.

Программы — предоставляет доступ к приложениям, установленным на ПК.

Избранное — открывает доступ к логическим папкам пользователя, в которых могут размещаться часто используемые документы, ярлыки WEB-документов и WEB-узлов Интернета. Если пользователей несколько, то каждый может иметь свою группу избранных папок.

Документы — обеспечивает доступ к последним документам, с которыми работал пользователь.

Настройка — осуществляет доступ к основным средствам настройки, в частности к папкам ≪Панель управления≫ и ≪Принтеры≫.

Найти — позволяет запустить средства поиска, установленные на компьютере. Основным является раздел ≪Файлы и папки≫, с помощью которого осуществляется поиск объектов в файловой структуре.

Справка — производит запуск справочной системы Windows.

Выполнить — открывает окно для запуска приложений.

Завершение сеанса — завершает работу одного пользователя и передает работу другому, если у ПК имеется несколько зарегистрированных пользователей.

Завершение работы — открывает диалоговое окно для завершения работы с операционной системой.

Основную часть экрана занимает Рабочее поле. На нем располагаются значки: Мой компьютер, Мои документы, Internet Explorer, Корзина, соответствующие одноименным папкам. Там же могут находиться ярлыки папок. Набор значков и ярлыков выбирает сам пользователь, поэтому их количество и перечень может быть различным.

Выход из Windows

Если вы закончили работу, сохраните в файлах все документы, которые были созданы или изменены. Завершите исполнение всех приложений MS DOS, которые еще остались открытыми, поскольку они не закрываются автоматически при завершении работы с Windows.

Потом нажмите кнопку Пуск, выберите пункт Завершение работы…, затем команду Выключить компьютер.

Компьютер выключится автоматически или выдаст на экран сообщение о том, что компьютер можно выключить. Нажатием на кнопку питания выключите его.

При выключении компьютера без выполнения этих операций может произойти:
• утрата несохраненных документов;
• засорение жесткого диска ненужными временными файлами, которые создаются приложениями и автоматически удаляются только при их нормальном завершении;
•засорение жесткого диска потерянными кластерами (кластер — участок поверхности диска), которые появляются при внезапном отключении питания;
• потеря параметров настройки, которые выставлены в текущем сеансе работы.

Организация работы в среде Windows

Практически все программы для Windows разработаны в соответствии с единым стандартом пользовательского интерфейса. Преимущество такого подхода в том, что во всех стандартизованных прикладных программах пользователь имеет дело с одними и теми же меню, окнами и другими основными элементами.

Попав даже в совершенно незнакомую, но стандартизованную по интерфейсу программу, пользователь чувствует себя уверенно, ≪как дома≫, ведь ему все знакомо — система меню, формат окон, элементы управления. Поэтому пользователь быстро осваивается с новой программой, потратив на это совсем немного времени.

Комфорт при работе с Windows в значительной степени базируется на использовании мыши — маленького устройства с двумя или тремя кнопками. С ее помощью в среде Windows пользователь может выдавать команды, активизировать операции, маркировать (отмечать) и переносить тексты и многое другое.

При работе с мышью в основном используется ее левая кнопка — кнопка ≪действий≫. Как правило, применяются три основные операции с мышью.

Выделение элемента или объекта на экране выполняется с помощью однократного щелчка левой кнопки мыши после установки ее указателя в виде стрелки на выделяемый объект или его название.

Выполнение действий над объектом производится с помощью Двойного нажатия (двойной щелчок — двойной клик) левой кнопки мыши.

Перемещение осуществляется с помощью ≪буксировки≫ (перетаскивания) по полю экрана того или иного элемента или изменения его размера. Для выполнения буксировки следует поместить курсор мыши на выделяемый объект, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить элемент в нужное положение на экране, этот прием называется Drag&Drop (протяни и брось). Одним из наиболее важных приемов при работе с Windows является использование правой кнопки мыши. Эта кнопка — настоящий инструмент исследователя, универсальный и практически безопасный. Правая кнопка мыши вызывает контекстное меню с перечислением всех операций, которые вы можете выполнить с выделенным объектом. Щелкнув правой кнопкой мыши по экрану, увидите контекстное меню экрана.

Окно. Свойства экрана

Во время работы на панели задач создаются кнопки, соответствующие всем открытым приложениям, документам и окнам папок. Щелчком по кнопке можно быстро переключаться между окнами. Панель индикации занимает правый край панели задач. Некоторые программы создают в этом месте специальные служебные значки, с помощью которых можно получить информацию. Сюда выводятся показания системных часов компьютера. Состав значков панели индикации зависит от того, какие программы на компьютере установлены.

Настройка Панели задач. Методом перетаскивания панель задач может располагаться вдоль любой стороны экрана монитора. Размер панели настраивается протягиванием. Для изменения свойств панели задач необходимо вызвать соответствующее контекстное меню.

В правом углу панели задач может отображаться текущее время и состояние индикатора клавиатуры Ru (русский)/En (английский). Заметим, что переключение на русский язык и обратно можно производить не только на панели задач переключателем Ru/En, но и одновременным нажатием комбинации клавиш — или -.

Чтобы вернуться к работе с одной из запущенных программ, достаточно лишь щелкнуть по соответствующей ей кнопке в панели задач.

Windows-окно

Каждая программа работает в своем окне — специально оформленном участке экрана. Запустим программу текстового редактора Word (Пуск/Программы/Microsoft Word) и рассмотрим ее окно.

Все компоненты оконного интерфейса стандартизованы. В верхней части окна располагается его заголовок с именем программы и именем документа, который открыт в нем в данный момент.

Чтобы переместить окно, наведите курсор мыши на заголовок окна и перетащите его на новое место.

В правом верхнем углу находятся кнопки управления. Нажатием на кнопку мы закрываем окно.

Зачет по теме
«Программное обеспечение информационных технологий»
для 8 класса

Вариант 1

1. Как вы понимаете, что такое информация?

2. Перечислите виды информации, воспринимаемые человеком. Приведите примеры.

3. Что такое кодирование?

4. Изобразите схему передачи информации.

5. Приведите примеры нематериальных моделей для объекта «дом».

6. Что такое линейный алгоритм? Приведите примеры.

7. Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже:
IVAN.DOC
LIN?.EXE
КУКУ.BMP
Поле Чудес.ЕХЕ
TREE*/BMP
A.B.TXT

Вариант 2

1. Какую роль играет информация в жизни человека?

2. Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.

3. Что такое код?

4. Что такое носитель информации? Приведите примеры.

5. Приведите примеры материальных моделей для объекта «дом».

6. Что такое линейный алгоритм? Приведите примеры.

7. Выберите допустимые имена папок:
Программы
EXS.*XE
TXT
Это моя папка
Arch?
School

Баланс-Сервис

  • 1С-Битрикс (17)
    • 1С-Битрикс: Сайт конференций
    • 1С-Битрикс: Виртуальная машина (бесплатно)
    • 1C-Битрикс: Управление сайтом (6)
      • 1С-Битрикс: Управление сайтом — Первый сайт
      • 1С-Битрикс: Управление сайтом — Старт
      • 1С-Битрикс: Управление сайтом — Стандарт
      • 1С-Битрикс: Управление сайтом — Эксперт
      • 1С-Битрикс: Управление сайтом — Малый бизнес
      • 1С-Битрикс: Управление сайтом — Бизнес
    • 1С-Битрикс: Корпоративный портал (2)
      • 1С-Битрикс: Корпоративный портал — Холдинг
      • 1С-Битрикс: Корпоративный портал — Совместная работа
    • Решения для государственных организаций (2)
      • Внутренний портал государственной организации
      • Официальный сайт государственной организации
    • Решения для здравоохранения (2)
      • Портал органа управления здравоохранением
      • Сайт медицинской организации
    • Решения для Интернет-магазина (1)
      • Интернет-магазин
    • Решения для образования (2)
      • Сайт школы
      • Внутренний портал учебного заведения
  • Eset (11)
    • ESET Firewall
    • ESET NOD32 для Kerio WinRoute Firewall
    • ESET NOD32 Gateway Security for Linux/ BSD /Solaris
    • ESET NOD32 for Lotus Domino
    • ESET NOD32 for Linux/BSD
    • ESET NOD32 for Kerio Mail Server
    • ESET NOD32 for Microsoft Exchange
    • ESET NOD32 Smart Security Business Edition
    • ESET NOD32 Business Edition
    • ESET NOD32 Smart Security 4
    • Антивирус ESET NOD32 4
  • Microsoft (13)
    • Совместные продукты 1С и Microsoft
    • Microsoft Office Home and Business
    • Get Genuine Windows Agreement
    • Office (7)
      • Office
      • Microsoft Office для дома и учебы
      • Microsoft Office Базовый
      • Microsoft Office Профессиональный
      • Microsoft Office Стандартный
      • Microsoft Office Профессиональный плюс
      • Microsoft Office Корпоративный
    • Windows (3)
      • ОС Windows® 7 Профессиональная
      • Windows Small Business Server
      • Windows Server
  • Лаборатория Касперского (11)
    • Kaspersky Anti-Spam
    • Антивирус Касперского для Windows Servers Enterprise Edition
    • Kaspersky Security для почтовых серверов
    • Kaspersky Tablet Security
    • Kaspersky Endpoint Security для Linux
    • Kaspersky Endpoint Security для Windows
    • Kaspersky Endpoint Security для Mac
    • Kaspersky Small Office Security
    • Kaspersky ONE
    • Kaspersky Internet Security
    • Антивирус Касперского
  • entensys (6)
    • Сертифицированная версия UserGate Proxy & Firewall 5.2.F
    • GateWall Mail Security
    • KinderGate Родительский Контроль
    • UserGate Mail Server
    • GateWall DNS Filter
    • Прокси-сервер UserGate
  • 1С (54)
    • 1С:Предприятие 8 (54)
      • Модуль 1C:Аренда и управление недвижимостью для 1С:ERP
      • 1С:Предприятие 8. ERP Управление строительной организацией 2
      • 1С:Предприятие 8.ERP Энергетика 2
      • 1С:Предприятие 8. ERP Агропромышленный комплекс 2
      • Модуль 1C:PM Управление проектами для 1С:ERP
      • 1С:ERP+PM Управление проектной организацией 2.0
      • Защищенный программный комплекс «1С:Предприятие 8.2z»
      • 1С:Документооборот государственного учреждения 8
      • 1С:ERP Управление предприятием 2.0
      • 1С:Розница 8. Салон оптики
      • 1С:Розница 8. Книжный магазин
      • 1С:Розница 8. Магазин автозапчастей
      • 1С:Розница 8. Магазин строительных и отделочных материалов
      • 1С:Розница 8. Магазин бытовой техники и средств связи
      • 1С:Розница 8. Ювелирный магазин
      • 1С:Платежные документы 8
      • 1С:Розница 8. Магазин одежды и обуви
      • 1С:Предприятие 8. Набор для бухгалтерии образовательного учреждения
      • 1С:Зарплата и кадры образовательного учреждения 8
      • 1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом Проф
      • 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
      • 1С:Предприятие 8. Управляющий. Стандарт
      • 1С:Управление автотранспортом Стандарт
      • 1С:Розница 8. Аптека
      • 1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность
      • 1С:Медицина. Поликлиника
      • 1С:Медицина. Больничная аптека
      • 1С:Медицина. Зарплата и кадры бюджетного учреждения
      • 1С:Медицина. Клиническая лаборатория
      • 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8
      • 1С:Предприятие 8. Воинская часть
      • 1С:Бюджетная отчетность 8
      • 1С:Государственные и муниципальные закупки 8
      • 1С:Документооборот 8 КОРП
      • 1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП
      • 1C:Бухгалтерия 8. Базовая версия
      • 1С:CRM ПРОФ
      • 1С:Бухгалтерия 8
      • 1С:Бухгалтерия 8 КОРП
      • 1С:Бухгалтерия 8. Учебная версия (+CD)
      • 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8 КОРП
      • 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8
      • 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8
      • 1С:Комплексная автоматизация 8
      • 1С:Консолидация 8
      • 1С:Налогоплательщик 8
      • 1С:Управление небольшой фирмой 8
      • 1С:Предприятие 8.3 Версия для обучения программированию
      • 1С:Предприниматель 2015
      • 1С:Розница 8
      • 1С:Управление торговлей 8
      • 1С:Упрощенка 8
      • Комплекты «1С:Предприятие 8»
      • 1С:Свод отчетов 8 ПРОФ
  • 1С-Рарус (8)
    • 1С-Рарус: Факс Коммуникатор
    • 1С-Рарус:SMS Коммуникатор
    • 1С-Рарус:СофтФон, Проф
    • 1С-Рарус:СофтФон+SMS и Факс Коммуникаторы
    • Альфа-Авто:Автосалон + Автосервис + Автозапчасти ред.4.0
    • 1С:Предприятие 8. Общепит.
    • Альфа-Авто:Автосервис для «1С:Бухгалтерии 8»
    • Альфа-Авто:Автосервис+Автозапчасти, ред. 4 на платформе «1С:Предприятие 8»
  • Dr.Web (18)
    • Dr.Web Security Space
    • Антивирус Dr.Web Pro
    • Dr.Web для Symbian OS
    • Dr.Web® CureNet!™
    • Dr.Web Mail Gateway
    • Dr.Web для Kerio MailServer
    • Dr.Web для MIMEsweeper
    • Dr.Web для почтовых серверов Unix
    • Dr.Web для IBM Lotus Domino
    • Dr.Web для почтовых серверов MS Exchange 2000/2003/2007
    • Dr.Web для просвещенной России!
    • Dr.Web Enterprise Suite
    • Комплект Dr.Web «Универсальный»
    • Комплект Dr.Web «Малый бизнес»
    • Консольные сканеры Dr.Web
    • Антивирус Dr.Web для Linux
    • Антивирус Dr.Web для Windows
    • Dr.Web Бастион для Windows
  • Panda (10)
    • TrustLayer Mail
    • Panda Malware Radar
    • Panda Managed Office Protection
    • Panda GateDefender Integra
    • Panda Security for Enterprise
    • Panda Security for Business
    • Panda GateDefender Performa
    • Panda Antivirus Pro
    • Panda Internet Security
    • Panda Global Protection
  • АвтоДилер (3)
    • АвтоНормы
    • АвтоПланирование
    • АвтоКаталог
  • Агент+ (1)
    • АМС «Агент+»
  • ВДГБ (6)
    • ВДГБ: Бухгалтерия для некоммерческой организации
    • ВДГБ: Сайт управляющей компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
    • ВДГБ: 1С: Председатель ТСЖ
    • ВДГБ: Ломбард 3
    • ВДГБ: Учет продуктов питания и калькуляция блюд для государственных учреждений 8
    • ВДГБ: Автотранспорт и учет ГСМ для государственных учреждений
  • Гендальф (1)
    • Хранитель V для рабочей станции
  • ЗАО «ЛИК» (2)
    • ПО ЛИК модуль БИЗНЕС для 1С 8.2/8.3 (обычное и управляемое приложение)
    • ПО ЛИК модуль КОНТРАГЕНТ для 1С 8.2/8.3 (обычное и управляемое приложение)
  • ИТРП (1)
    • ИТРП: Программа бюджетирования и система управления финансами предприятия
  • КАМИН (12)
    • 1С-КАМИН: Зарплата для бюджетных учреждений. Версия 5.5
    • 1С-КАМИН:Зарплата для школ. Версия 5.5
    • КАМИН:Тарификация. Версия 2.0
    • 1C-КАМИН:Учет ГСМ и запчастей. Версия 2.0
    • КАМИН:Квартплата. Версия 2.0. Конфигурация для 1С:Предприятия 8
    • КАМИН:Общепит. Версия 3.0 Конфигурация для 1С:Предприятия 8.2
    • КАМИН:Кадровый учет 3.0
    • 1С-КАМИН:Зарплата. Версия 5.0
    • КАМИН: Учет ГСМ для государственных учреждений. Версия 1.0. Конфигурация для 1С:Предприятия 8
    • КАМИН:Зарплата для бизнеса. Версия 4.0. Конфигурация для 1С:Предприятия 8.2
    • КАМИН:Расчет заработной платы для бюджетных учреждений. Версия 3.5. Конфигурация для 1С:Предприятия 8
    • КАМИН:Расчет заработной платы 3.0
  • ООО «Март» при содействии ООО «Хронобус» (1)
    • 1С:Библиотека Колледжа
  • Совместное решение «1С» и «КТ:Алкоголь» (ООО «Компьютерные технологии 2000») (0)
  • Совместное решение 1С и ВДГБ (1)
    • 1С:Предприятие 8. Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Совместное решение 1С и Сервер (1)
    • 1С:Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ
  • Совместное решение: 1С и 1С-Рарус (1)
    • 1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом
  • Совместное решение: 1С и ИМПУЛЬС-ИВЦ (3)
    • 1С:Подрядчик строительства 4.0 Управление финансами
    • 1С:Подрядчик строительства 3.0. Управление строительным производством
    • 1С:Бухгалтерия строительной организации
  • Совместное решение: 1С и НПЦ «Прогтехника» (2)
    • 1С:Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств, редакция 3
    • 1С:Воинская часть 7.7
  • Совместное решение: 1С и ООО «Хронобус» (1)
    • 1C:Школьная библиотека
  • Совместное решение: 1С и Ортикон (0)
  • Совместное решение: 1С и ЭРТИ (0)
  • Софт-Баланс (3)
    • Трактиръ: Nano
    • Конфигурация Трактиръ: Front-Office
    • Конфигурация Трактиръ: Back-Office
  • Хеликс (1)
    • Хеликс: Фитнес центр 8

WEBURSITET.RU

01.03.2018 18:48

Текстовая расшифровка третьего видеоурока курса Введение в профессию аналитика.

Давайте более подробно рассмотрим виды требований, и будем при этом пользоваться классификацией Вигерса. Возможно, многие из вас уже с этой классификацией знакомы. Я для каждого вида требований приведу пример.

Вот эта картинка Вигерса, о которой я уже говорил, и на которой он перечислил различные виды требований. Эти названия уже, пожалуй, общеприняты. Большинство аналитиков их понимает, но иногда всё-таки путаются. Давайте мы по ним пройдёмся.

В курсе будет эта терминология использоваться довольно активно, потому что когда мы будем говорить о методах разработки требований, мы всегда будем подразумевать какой-то определенный вид требований в соответствии с этой классификацией.

Самый первый вид требований: бизнес-требования. Что это такое, обобщённо? Описание высокоуровневых целей организации или заказчика, достигаемых посредством разрабатываемой системы.

Я понимаю, что эти определения несколько суконным языком написаны. Но я взял их из книги Вигерса, и мы попробуем перевести их на простой человеческий язык.

Что дает описание бизнес требований? Описывает бизнес-идею, без реализации которой продукт не будет нужен потребителю. Это описание тех самых проблем и возможностей, для решения или реализации которых создается продукт.

Например, если мы разрабатываем сайт поиска авиабилетов, мы можем описать в бизнес-требованиях, какие возможности он предоставляет.

Например, посетителю сайта он обеспечивает возможность подобрать оптимальный по цене маршрут, чтобы сэкономить деньги. Также позволяет сэкономить время планирования поездки, потому что поиск авиабилетов на разных сайтах разных авиакомпаний и их сравнение всегда требует большого количества времени. Поэтому многие пользуются подобными сервисами именно для того, чтобы сэкономить время.

Авиакомпаниям дает возможность использовать дополнительный канал продаж авиабилетов. Владельцу сайта дополнительно может дать возможность продавать на сайте что-то ещё. Например, дополнительные услуги для путешественников — бронирование машин, заказ гостиниц, заказ такси и так далее.

Вполне можно включить такой перечень возможностей в Концепцию, и эти бизнес-требования будут определять образ нашего продукта в целом и влиять на способ его разработки.

Тут я должен сделать оговорку, и я её сделаю ещё не раз в этом модуле, что те примеры, которые я привожу, достаточно искусственны в том смысле, что они не похожи на реальные формулировки требований в реальных документах. Но мы будем изучать собственно методы разработки бизнес-требований, и там мы поймем, что за этими формулировками стоит перечень заинтересованных лиц (в данном случае вот они перечислены: посетитель сайта, авиакомпания, владелец сайта — это всё заинтересованные лица), перечень предоставляемых возможностей, а за этими возможностями стоят какие-то проблемы, которые решает сайт.

В конечном итоге при описании требований они будут выглядеть несколько иначе. Но для того, чтобы понять, что стоит за этим видом требований, я привел такой пример. В данном случае этот перечень возможностей — бизнес-требования к сайту поиска авиабилетов.

Часто бизнес-требования путают с бизнес-правилами, потому что они начинаются со слова «бизнес». Что понимается под бизнес-правилом? Положение, определяющее или ограничивающее какие-либо стороны бизнеса. Я не буду перечитывать то, что написано у Вигерса, а лучше сразу покажу на примерах, что за этим стоит.

За этим стоят, во-первых, какие-то документы, регламентирующие на уровне законов или отраслевых стандартов (или ещё каких-то стандартов) то, как должен работать наш продукт. Если, например, мы разрабатываем банковскую систему, то там есть огромное количество правил, которые генерируют Центробанки. Если говорить о России, то это наш Центральный Банк, который выпускает различные инструкции, и банковская система должны обязательно им следовать.

Это законы. Сейчас это становится более актуальным для интернет-проектов в нашей стране, потому что выпускается всё больше законов, регулирующих эту отрасль.

Это могут быть ещё какие-то общепринятые или стандартные функции и алгоритмы, которые должны быть реализованы в системе. Ну, первое что приходит в голову, — например, алгоритм расчёта НДС, который тоже является бизнес-правилом.

То есть, ещё раз, это такие требования, принятые в практике бизнеса, либо в законодательстве, либо в отрасли, которые мы в любом случае должны исполнять при реализации нашей системы.

Ну вот, собственно, пример, ставший актуальным как раз в этом году, и ещё не все интернет-сайты об этом знают. Были приняты два федеральных закона, которые затрагивают практически все сайты, используемые для продаж чего-либо.

Во-первых, закон о персональных данных, накладывающий требования по реализации определенных функций на сайте, и не только на сайте. То есть сайт интернет-магазина должен учитывать требования закона при хранении и обработке персональных данных покупателей.

И второй закон, который тоже был принят в этом году. Если что-то продается на сайте с использованием электронных денег или банковских карт, то к сайту должна быть подключена онлайн-касса.

Вот простой и очевидный пример того, как бизнес-правила влияют собственно на требования к сайту. Вы понимаете, что за этими бизнес-правилами будут стоять более детализированные требования к тому, как эти правила реализовать — какие-то интерфейсы, какие-то функции, определённое поведение сайта в разных ситуациях.

Следующий вид требований: пользовательские требования.

Это большой класс требований. Я его, наверное, достаточно подробно описал, когда говорил о втором — пользовательском — уровне требований. Описывает конкретный способ использования продукта конечным пользователем.

Как я уже сказал, основная масса существующих методов разработки требований относится именно к этому уровню. Use Cases, User Stories, «персоны» и ещё некоторые методы, не так часто используемые. Лучше всего проработанные, концептуально завершенные, они как раз относятся к уровню взаимодействия людей с продуктом. Но это естественно, потому что продукты, в основном, до сих пор создаются для людей.

Здесь может быть очень много разных примеров. Я даже не стал их детализировать.

Например, мы можем описать пошаговый сценарий покупки авиабилета на выбранный маршрут, и сам этот сценарий, собственно, и будет формой представления пользовательских требований.

Мы можем описать требования в виде набора user stories, например, для интернет-магазина. Если я хочу выполнить покупку на сайте интернет-магазина, то мне нужно будет реализовать user stories для сравнения товаров, для добавления в корзину, для управления корзиной и оформления заказа, для онлайн-оплаты. Каждая user story имеет определенный формат, который не представлен на этом слайде.

Каждая user story — это такой единичный кусок, unit при разработке требований, обладающий своими собственными характеристиками, и разработанный по определённому методу.

Это всё примеры пользовательских требований. Их может быть ещё больше, как я говорил, но этих достаточно, я думаю, для понимания.

Атрибуты качества. Более детально мы атрибуты качества рассмотрим ещё сегодня на этом вебинаре.

Что за этим стоит? Свойство продукта, выраженное через описание характеристик, важных для пользователей или разработчиков. Тоже несколько суконное определение.

Есть понятие качества программного обеспечения или качества программного продукта. Для него есть стандарты, там есть своя теория, есть методы определения качества, его оценки, обеспечения качества. И за этим стоит множество разных точек зрения на то, как должен работать программный продукт.

Мы сегодня эти точки зрения рассмотрим на этом вебинаре, а пока три примера, которые разные точки зрения представляют.

Я снова делаю оговорку: то, что здесь написано, это не сами атрибуты качества, а то, как могут выглядеть требования, которые эти атрибуты качества представляют по отношению к создаваемому продукту.

Например, время загрузки главной страницы и карточки товара не должно превышать 3 секунд при нагрузке до 20 посетителей в минуту. Это требование отражает атрибуты качества «производительность» и «надёжность». Производительность — это время загрузки страницы, а надёжность — это какую нагрузку должен держать сайт.

База данных сайта должна устанавливаться на сервера mysql или MS SQL Server или Oracle без необходимости внесения изменений в установочные скрипты. Это, опять же, конкретное представление требования, которое отражает такой атрибут качества как «переносимость». Мы можем наш разработанный сайт устанавливать в разном окружении, и при этом должны быть реализованы эти требования, чтобы мы могли использовать разные системы баз данных.

Сайт должен быть адаптирован для мобильных устройств. Это может вам показаться спорным, но это требования тоже отражают атрибут качества. Удобство использования тоже является атрибутом качества. Сейчас он больше известен под словом «юзабилити», которое в стандарте последнем так и переведено: «удобство использования».

Эти три примера, конечно, совсем не отражают всё многообразие атрибутов качества, но мы на это многообразие сегодня ещё посмотрим. Пока для нас важно только, что стоит за этим за этим видом требований.

Я должен сказать, что книга Вигерса уже выдержала три издания, и он в каждом издании эту картинку немножко меняет. Он перемещает отдельные виды требований между разными уровнями, он иногда меняет зависимости между ними. Это нормально, и это отражает тот факт, что в общем-то все требования на самом деле связаны друг с другом. Почему я об этом вспомнил: потому что раньше бизнес-правила у него находились на втором уровне, а сейчас он их поднял наверх, на уровень бизнес-требований.

Следующий вид требований — это ограничения. Условия, которые модифицируют требование или набор требований, сужая выбор возможных решений. Обычно это внешние по отношению к системе условия или принятые ранее решения.

Мы лучше всего знаем, наверное, ограничения технические, которые часто отражаются в ТЗ, исходя из имеющихся возможностей заказчика или разработчика.

Например: сервер приложений сайта должен разрабатываться на языке Java. Почему? А потому что, например, у заказчика есть множество специалистов, которые могут эту джаву сопровождать, и все другие его сервера приложений тоже работают в этом окружении.

Или похожий пример: сайт должен устанавливаться на определенную версию операционной системы.

Это самые простые виды ограничений, бывают и более сложные. Это ограничения, которые мы должны учитывать ещё до начала разработки системы, и они сужают область возможных решений в процессе её разработки.

Внешние интерфейсы. Описание интерфейса между системой и пользователем, другой системой или оборудованием.

Этот вид требований становится все более актуальным в эпоху интернета, потому что сейчас интернет-приложения всё больше сращиваются друг с другом, находят какие-то интерфейсы для взаимодействия и, в общем, представляют всё более единую среду. Если в эпоху первых больших машин этот вид требований был не очень актуален, то сейчас он иногда даже начинает замещать и вытеснять пользовательские требования. Я говорил, что большинство систем до сих пор разрабатывается для людей, но уже появляются системы, которые разрабатываются для взаимодействия машин друг с другом. Поэтому внешние интерфейсы становятся всё более важный частью требований.

Ну например, что это может быть.

API социальной сети для репоста публикаций сайтов. Если вы хотите реализовать и сайт, и страничку вашей компании в Фейсбуке, но не хотите вручную переносить туда все новости, то вам нужно будет разработать специальное приложение, которое будет это делать за вас автоматически. Это, собственно, и есть пример внешнего интерфейса.

Спецификации взаимодействия с платежным агрегатором для оплаты на сайте — тоже распространённый внешний интерфейс. Если вы принимаете оплату в любом интернет-магазине, то должен быть реализован такой интерфейс взаимодействия с платежным агрегатором. Это определенная спецификация передачи данных, и она собой представляет описание внешнего интерфейса.

Ещё пример: протокол взаимодействия с сервером транспортной компании для резервирования и оплаты билетов. Уже приведенный пример для авиакомпаний: единая точка для возможности сравнить и купить билеты разных авиакомпаний. Для такого сервиса очень важными тоже являются внешние интерфейсы взаимодействия с разными внешними сервисами резервирования и оплаты билетов.

Системные требования — это самый запутанный вид требований у Вигерса. Он, по-моему, пишет, что тоже взял его из каких-то других документов. В книге системные требования упоминаются только в самом начале и в одной из глав книги, посвященной архитектуре. Поэтому в результате под системными требованиями люди понимают всё, что угодно.

В оригинале это требования к продукту, содержащему несколько подсистем. То есть это некоторые требования, которые описывают то, как эти подсистемы должны между собой взаимодействовать.

Я знаю, что во многих компаниях термин «системные требования» используется для всего третьего уровня требований. Практически все знают, что такое бизнес-требования, что такое пользовательские требования тоже все прекрасно понимают. А вот на этом (третьем) уровне я предлагаю использовать термин «требования к реализации», Вигерс предлагает использовать термин «функциональные требования», но я знаю несколько компаний, где для обозначения этого всего использовуют термин «системные требования».

Но, тем не менее, если мы придерживаемся терминологии Вигерса, то можно привести такие примеры системных требований, то есть именно требований к системе, состоящей из нескольких подсистем.

Доступ к операциям со счётом (речь идет об интернет-банке) должен обеспечиваться через единый сервер приложений, с которым взаимодействуют клиентские приложения, три разных: интернет-банк в браузере пользователя, либо интернет-банк в мобильном приложении на телефоне, либо интернет-банк в отдельном Java-приложении, которое запускается на компьютере пользователя (обычно это обеспечивает более высокую защиту с использованием каких-то ключей, и поэтому даёт больше возможностей в управлении своим счётом). В данном случае это требование описывает систему в целом, и нам становится понятно, что у нас есть разные варианты клиентской части приложения, но все эти варианты должны работать с единым сервером.

Функциональные требования. Я говорил, что мне не нравится называть так целый уровень требований именно потому, что в этом случае он перемешивается вот с этим видом требований, и получается некоторая путаница.

На самом деле, в это яйцо на картинке Вигерса включается всё, что не попало в остальные виды требований. Это описание требований к системе в разнообразных форматах, которые, собственно, описывают, как она должна функционировать.

Если прочитать определение Вигерса, это «описание функциональности, которая должна быть реализована в разрабатываемой системе, чтобы пользователь мог выполнить свои задачи в рамках бизнес-требований». Нам станет чуть более понятным, почему здесь присутствует слово «функциональные» сегодня, когда мы вспомним, что такое автоматизированные системы.

Давайте пока просто на примеры посмотрим. Но эти примеры, наверное, не отражают и на пять процентов (а может быть, и на один процент) всё разнообразие методов представления этих требований, потому что они очень сильно зависят от разрабатываемой системы.

Например, на сайте должен быть реализован поиск статей по ключевым словам и по проставляемым тегам. Это дает нам требования к поиску или, собственно, к функции «поиск» — что должно быть реализовано на сайте.

Ещё пример: операции оплаты со счёта должны быть доступны только с использованием двухфакторной авторизации. Тоже функциональное требование, которая ограничивает нас в реализации разных видов операций работы со счётом в интернет-банке.

Может быть, это не самые лучшие примеры. Я честно признаюсь, что я очень долго думал над этим слайдом, но у меня просто мысль растекается, потому что, как я уже говорил, большинство требований, которые не укладываются в другие виды требований, можно назвать функциональными. Как правило, технические задания или спецификации требований состоят из множества предложений, каждое из которых можно отнести к функциональным требованиям.

Давайте мы на этом закончим обзор видов требований. Это такой очень верхнеуровневый обзор, который даёт только, собственно, определения. Так, чтобы в рамках курса, когда мы будем говорить о бизнес-правилах, вы их не путали с бизнес-требованиями, или чтобы вы понимали, чем пользовательские требования отличается до внешних интерфейсов. В общем, эта часть просто задаёт определенную терминологию.

Учебник по информатике (курс лекций) / 3.Программные средства / 3.1. Уровни программного обеспечения

3.1. Уровни программного обеспечения

Программные средства – это набор программ, которые и заставляют аппаратную часть системы выполнять необходимые действия, «оживляют» компьютер. Эту часть компьютерной системы принято называть «software».

В свою очередь, программное обеспечение современных компьютеров принято разделять на две большие группы: системные программы и прикладные программы. Это разделение носит условный характер, поскольку существуют программы, которые имеют черты, присущие обеим группам.

Системные программы необходимы для обеспечения работы самого компьютера. Их работа часто остается незаметной для пользователя, однако они распределяют ресурсы компьютера, управляют работой его устройств, прохождением других программ и т.д. Системные программы компьютеров представлены, как правило, операционными системами. К этой же группе часто относят различные системы программирования, тестирующие и обслуживающие программные средства.

Прикладные программы, или просто приложения, представляют собой самую многочисленную группу программ. Это именно те программы, ради которых и создавались компьютеры. Прикладное программное обеспечение ориентировано на проблемную область, для которой предназначены программы. Например, программы и программные пакеты математических расчетов, программы обработки статистической информации, программы создания и редактирования текстов и т.д. Прикладные программы создаются самим пользователем или приобретаются.

Яркой особенностью программного обеспечения любого компьютера является то, что оно имеет уровневую структуру. Многоуровневая организация вычислительной среды представлена на рисунке:

Организация вычислительной среды

Эта структура является достаточно условной и, в зависимости от степени детализации, число уровней может измениться.

Независимо от того, на сколько уровней разделена вычислительная среда, неизменным остается одно: каждый последующий уровень базируется на предыдущем. Это означает, что программы, находящиеся на более высоком уровне, не могут работать без тех программ, которые находятся ниже.

Уровень 1. На самом низшем – первом уровне находится базовая система ввода-вывода – BIOS. Она занимает промежуточное положение между техническим и программным видами обеспечения. Поэтому её относят к микропрограммному обеспечению. С помощью BIOS реализуются связи технической и программной компонент вычислительной системы. Как и всё остальное программное обеспечение, микропрограммы — это набор команд, но подобно техническому обеспечению этот набор не носит временного характера, а находится в постоянной памяти компьютера.

Кратко рассмотрим назначение BIOS. Любой компьютер имеет множество внутренних и внешних компонент. Для реализации управления необходимо точно знать, какие компоненты содержит компьютер, их параметры, и как к ним можно обратиться при работе. Безусловно, если бы все компьютеры имели единую конфигурацию, этих проблем бы не было. Однако современные компьютеры тем и хороши, что пользователь может сам компоновать вычислительную систему для своих нужд, сообразуясь со своими возможностями. BIOS может настраиваться на определенную конфигурацию технических средств, имеющихся в распоряжении пользователя. При включении компьютера BIOS производит тестирование каждого из компонентов машины и читает настройки компьютера. В дальнейшем с помощью BIOS выполняются все операции по работе с устройствами компьютера, поскольку, говоря техническим языком, BIOS содержит постоянную адресную часть кодов управления для обслуживания системных вызовов.

Уровень 2. На втором уровне вычислительной среды находится операционная система (ОС). Операционная система занимает особое место среди всех системных программ, поскольку простота и удобство работы на компьютере во многом определяется установленной на нём операционной системой.

Операционная система представляет собой комплекс программ, которые обеспечивают пользователю и прикладным программам способы общения с устройствами компьютера. Принято говорить, что операционная система предлагает пользователю интерфейс – методы и средства управления компьютерным процессом.

В отличие от BIOS операционная система гораздо больше по размерам, поэтому на неработающем компьютере она хранится на устройствах внешней памяти (обычно на жестком диске). После включения компьютера ОС автоматически загружается в его основную память и берет на себя все функции управления, осуществляя их через BIOS.

Уровень 3. На этом уровне находятся программы, дающие возможность пользователю решать свои прикладные задачи. Многие из этих программ имеют универсальное назначение, например, системы обработки текстов, электронные таблицы, системы управления базами данных, системы обработки графических изображений и пр. Сюда же следует отнести системы программирования, то есть программные комплексы, предназначенные для создания прикладных программ. Поскольку программы третьего уровня являются рабочим инструментом пользователя, их называют инструментальными. Спектр этих программ весьма широк и зависит от поля деятельности и профессиональных интересов пользователя. Следует сказать, что иногда инструментальные программы не выделяют в отдельный уровень, а часть их относят к программам пользователя, другую – в состав ОС. Однако в любом случае инструментальные программы работают под управлением операционной системы, в свою очередь, управляя прикладными программами пользователя. Инструментальные программы располагаются на внешних носителях и загружаются в память по мере необходимости.

Уровень 4. Этот уровень содержит самое большое количество программ. Здесь находятся результаты работы пользователя в конкретной области его деятельности, например, текстовые документы, результаты расчетов, графические иллюстрации, прикладные программы. В общем, на последнем уровне располагается всё, что создано с помощью инструментальных программных средств и работает под их управлением.

Таким образом, иерархия уровней организации вычислительной среды организована так, что программы, находящиеся на высокой ступеньке, не могут работать без тех программ, которые находятся ниже. Поэтому наиболее ценные для пользователя программы и приложения, расположенные на верхних уровнях, не могут функционировать без системных программ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх