Куперс

Бухучет и анализ

Развитие платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Содержание

Платные услуги в здравоохранении

Ограниченность ресурсов в здравоохранении является важнейшим фактором развития платных услуг. Бюджетное финансирование и возможности фондов обязательного медицинского страхования не позволяют удовлетворять потребности населения в возрастающих объемах медицинской помощи. Несмотря на государственные гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, закрепленные в Основном законе (Конституции) Российской Федерации, частный сектор становится реальностью в здравоохранении.

В отрасли сложились предпосылки развития платных услуг. К ним относятся: стремление государства развиваться по пути социально ориентированной рыночной экономики, интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, изменение соотношения производства материальных благ и оказания услуг в пользу последнего, наличие мирового опыта развития отраслей, оказывающих услуги, в том числе в области медицины.

К общим предпосылкам можно добавить возможность оказания услуг без привлечения ограниченных государственных средств, наличие законодательной основы развития медицинских услуг, удовлетворение спроса населения на дополнительные услуги. Кроме того, открываются новые возможности для создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых научных разработок и технологий лечения пациентов, улучшения материального благосостояния медицинского персонала, повышения стимулов роста квалификации работников, улучшения качества медицинских услуг.

Вместе с тем развитие данного сектора экономики здравоохранения требует взвешенного подхода, осмысления всех возможностей государства, общества, населения при принятии решений в области социально-экономических реформ. Для этого нужны четкие представления не только о проблемах оказания медицинских услуг, но и знание категорий и понятий, с которыми постоянно сталкиваются работники органов управления здравоохранения, лечебных учреждений, население страны в целом. Прежде всего следует остановиться на содержании платной медицинской услуги.

Широкое понимание платной услуги предполагает возмездное ее оказание, т. е. за определенную плату, в узком смысле — осуществление предпринимательской деятельности. Медицинские учреждения относятся к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение цели, ради которой созданы. В процессе оказания платных медицинских услуг реализуется основная цель медицинских учреждений, поэтому они имеют право на предоставление услуг на платной основе.

Платные медицинские услуги могут быть оказаны в системе частной практики. В ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дано следующее определение частной медицинской практики: «Это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами».

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Платная медицинская услуга — это вид медицинской деятельности, включающей в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую, зубопротезную помощь и социальный уход, оказываемые сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Они могут оказываться организациями, которые относятся к государственной, муниципальной и частной медицине.

Основными принципами оказания платных медицинских услуг являются: добровольность, доступность и безопасность, соответствие качества услуги установленным требованиям и стандартам, соблюдение прав пациента и ответственность за их нарушение.

Развитие платных услуг имеет свою историю. Платная медицинская помощь в России существовала давно в форме самостоятельных хозрасчетных учреждений Москвы, Ленинграда, Киева.

С конца 80-х годов в целях улучшения использования оборудования, иногда очень дорогостоящего и уникального, оказания дополнительной профилактической, диагностической и лечебной помощи был принят ряд важных правительственных документов о стимулировании медицинской помощи на хозрасчетной основе. Лечебные учреждения получили возможность увеличить заработную плату персонала, достаточно низкую по сравнению с другими отраслями, а также направлять дополнительные средства на развитие материально-технической базы. Объем платной помощи был весьма незначительным. В дальнейшем, по мере обострения экономической ситуации в стране, резкого ухудшения финансирования отрасли платные услуги стали развиваться быстрыми темпами. Они превратились в достаточно весомый источник финансирования больниц.

Ситуация с оказанием платных услуг в Свердловской области характеризуется следующими данными. В 1993 г. населению области были оказаны услуг и на сумму 131,4 млрд р.; в 1994 г. — уже на 1008,1 млрд р. Далее объемы платных услуг быстро возрастали: в 1995 г. они составили 4204,4; в 1996 г. — 6117,9; в 1997 г. — 7835,4 млрд р. По данным Комитета государственной статистики, в 1999 г. населению области было оказано платных услуг во всех секторах реализации на сумму 10385,1 млн р., при этом в организованном секторе экономики — 79,6% их общего объема.

В Уральском регионе в 1999 г. было оказано платных услуг населению на сумму 40983 млн р. Население Свердловской области получило наибольший объем платных услуг; за ней следуют Челябинская область, Республика Башкортостан, Пермская область. Меньше всего платных услуг было оказано населению Курганской области.

Структура платных услуг населению области за 1999 г. характеризовалась следующими данными: бытовые услуги составляли 10,6%; услуги пассажирского транспорта — 24,3; связи — 9,7; жилищно-коммунальные — 18,5; туристско-экскурсионные — 4,6; медицинские — 6,6; образовательные — 7,1; прочие — 18,3%. Разброс показателей, характеризующих объемы платных медицинских услуг, весьма велик: от нескольких процентов до 70% в учреждениях, оказывающих диагностические и оздоровительные услуги. По Свердловской области объем платных медицинских услуг в 1999 г. составил 8%, в 2000 г. — 10%.

Мировая практика показывает, что за последние десятилетия динамично развивался рынок услуг, особенно таких, как компьютерные, информационные, управленческие. При этом наблюдалась их более высокая эффективность по сравнению с производственными отраслями экономики. Доля услуг в расходах населения превышает расходы на товары краткосрочного и долгосрочного пользования. Темпы роста цен на услуги выше, чем на другие статьи расходов населения.

В нашей стране сектор услуг также развивается быстрыми темпами, поэтому очень важно отработать четкий механизм предоставления платных услуг населению. В здравоохранении он включает в себя: правила предоставления платных медицинских услуг, их перечень, организацию, расчеты, формирование цены, организацию бухгалтерского учета, использование полученных денежных средств, контроль за соблюдением правил оказания услуг на платной основе и их качеством.

Общие правила оказания платных услуг учреждениями здравоохранения всех форм собственности регламентируются постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». В Свердловской области приняты постановления правительства от 16.07.97 г. № 595 «О платных услугах учреждений здравоохранения Свердловской области», от 05.05.99 г. № 544 «О платных услугах, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области». В них содержатся формы специального разрешения на право оказания платных медицинских услуг, основные требования и предельные тарифы на услуги.

Медицинские учреждения при заключении договоров должны обеспечивать клиента информацией о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и целевых комплексных программ, о стоимости услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

Важнейшим элементом реализации платных услуг населению является ценообразование. В настоящее время здравоохранение представлено бесплатной и платной медициной, поэтому цены формируются в соответствии с двумя вышеуказанными формами. В рыночном секторе здравоохранения, представленном коммерческими организациями, цены определяются с учетом спроса и предложения на услуги. Производитель услуг — учреждение здравоохранения формирует предложение, а покупатели — спрос. Продавец старается окупить затраты и получить прибыль, а покупатель заинтересован приблизить цену к издержкам на услугу. В условиях существенной конкуренции устанавливается цена, удовлетворяющая интересы продавца и покупателя.

Как видим, в процессе формировании цены есть много общего с ценообразованием на рынке услуг. Однако есть и отличия. Они обусловлены принадлежностью к социальной сфере, приоритетами в ценностях людей и их отношением к здоровью, уровнем доходов населения и др. Как правило, эти факторы способствуют удержанию цены на приемлемом для населения уровне.

Основной объем услуг (как в рамках системы обязательного медицинского страхования, так и платных медицинских услуг) оказывают государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Они реализуют услуги по ценам больше себестоимости, равной ей и меньше. В первом случае цена формируется исходя из полной себестоимости и планируемого процента прибыли. Процент прибыли или рентабельности обосновывается данными экономического анализа деятельности учреждения, программами его развития, направленными на улучшение материально-технической базы, обеспечение финансовой стабильности, увеличение заработной платы медицинского персонала.

Ранее было сказано, что цены не всегда возмещают расходы на оказание платных услуг. Ярким примером служит диагностическое исследование на магнитно-резонансных томографах. Это исследование очень дорогостоящее. Обычно расходы возмещаются только на одну треть, но лечебные учреждения продолжают оказывать данную услугу, потому что она дает высокий диагностический эффект, что достигается на основе использования прогрессивного оборудования. Диагностические центры, муниципальные больницы среди платных услуг планируют услуги по частичному возмещению затрат.

Ценообразование в здравоохранении является одной из сложнейших проблем. Идеальной методики ценообразования медицинских услуг в настоящее время не существует. Цены и тарифы находятся под воздействием уровня финансирования лечебных учреждений, который, как правило, не покрывает потребностей в медицинских услугах. Эта особенность отрасли определяет характер ценообразования, и в целом ценовую политику лечебных учреждений.

Выбор методики ценообразования зависит прежде всего от цели и задач учреждения, которые достигаются в процессе реализации платных услуг. Если цель состоит в компенсировании недостаточного финансирования, то цены и тарифы могут быть ниже рыночных. Если цель заключается в поиске резервов, необходимых для развития лечебного учреждения, то цены должны отражать все затраты на производство услуг и включать прибыль.

На порядок формирования цены на медицинскую услугу влияют такие факторы, как вид услуги (простая или сложная), наличие договора между производителем и потребителем услуг.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан право на бесплатную медико-санитарную помощь имеют граждане только по месту жительства. Медицинские услуги, не входящие в программу обязательного медицинского страхования, пациенты могут получить за плату. При оказании комплексной услуги, часть которой гарантируется государством, ее стоимость может быть различной для жителей, прикрепленных к больнице, и для остальных потребителей услуги. Кроме того, цены зависят от платежеспособности предприятий, с которыми заключены договоры на медицинское обслуживание. В этом цены могут быть максимально приближены к рыночным.

Порядок установления цен отличается большим разнообразием на различных территориях. Цены на платные услуги устанавливаются органами власти субъектов Федерации, органами управления здравоохранения, местными органами власти, медицинскими учреждениями. В результате одновременного регулирования цен со стороны перечисленных органов управления конкретные лечебные учреждения оказываются под давлением противоречивых управленческих решений по поводу предоставления платных медицинских услуг. Это осложняет деятельность лечебных учреждений, которые остаются наедине с экономическими проблемами и населением территории, как правило, не одобряющим развитие платных услуг. В период многочисленных избирательных кампаний к экономическим аспектам добавляются политические факторы, которые оказывают заметное влияние на формирование ценовой политики на медицинские услуги.

В настоящее время при оплате услуг используют внутренние цены, тарифы и договорные цены. Внутренняя цена характерна для системы бюджетного финансирования. Она предусматривает строгую регламентацию расходов по конкретным статьям сметы расходов и не включает в себя накладные расходы и рентабельность.

Тарифы на платные услуги — денежное выражение стоимости медицинской услуги, рассчитанной в соответствии с законодательством РФ и других субъектов Федерации. Тарифы могут возмещать затраты (все или частично) либо обеспечивать расширенное воспроизводство. Они могут разрабатываться на основе фактических и нормативных затрат. В первом случае речь может идти о затратной экономике с ценами выше рыночных. Переход на формирование тарифов по нормативам и стандартам обеспечивает научно обоснованные расчеты объемов финансирования здравоохранения с учетом всех предусмотренных классификацией затрат.

Медицинским учреждениям удобнее работать по собственным ценам на платные услуги, органам управления здравоохранением — по ценам, рассчитанным по единой методике. При этом реальные цены в отдельных учреждениях значительно отличаются друг от друга, поскольку в разной степени используются все виды ресурсов. Кроме того, уровень управления (федеральный, областной, муниципальный) также отражается на стоимости платных услуг. Разрушение вертикали управления здравоохранением привело к тому, что разные ветви власти по-разному формируют цены на услуги. Нередко пациент за аналогичную услугу в областном медицинском учреждении платит больше или меньше, чем в муниципальном.

Договорные цены на медицинские услуги широко используются при расчетах в системе добровольного медицинского страхования, в некоммерческих и коммерческих медицинских учреждениях. Они учитывают спрос и предложение, информацию о ценах в организациях-конкурентах, оказывающих аналогичные услуги. Такие цены учитывают полные затраты на медицинские услуги и сопутствующие работы, а также прибыль. Как правило, цена устанавливается затратным методом с учетом расходов на заработную плату, накладных расходов, рентабельности по усмотрению руководителей организации.

В общем виде цена медицинской услуги определяется исходя из себестоимости и прибыли, выраженной через норматив рентабельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость, входят:

  • затраты на оплату труда медицинского персонала и начисления;
  • прямые материальные затраты (стоимость медикаментов, перевязочных средств, питания; амортизация оборудования и многое другое);
  • накладные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, капитальный ремонт зданий и сооружений, коммунальные услуги и т. д.).

При этом учет доходов и расходов ведется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Особое внимание в процессе ценообразования уделяется структуре цены на платные медицинские услуги. Известно, что оказание медицинских услуг является очень трудоемким процессом, в котором заняты преимущественно высококвалифицированные работники. Поэтому значительный удельный вес в стоимости платной услуги имеют затраты на заработную плату с начислениями. При выборе методов оплаты труда необходимо учитывать условия труда и технологии оказания услуг, функции заработной платы — воспроизводственную, стимулирующую и социальную, нормативы по труду. Действующий в настоящее время порядок оплаты труда медицинского персонала в соответствии с Единой тарифной сеткой не отражает сложности и ответственности труда, его социальной значимости, поэтому он не должен быть использован при формирования цены.

Лечебные учреждения стараются использовать при расчетах цены такие рыночные категории, как «стоимость» и «цена рабочей силы», «издержки на производство услуги», «прибыль», «рентабельность» и т. д.

На дальнейшее развитие рынка медицинских услуг большое влияние оказывают не только методы формирования доходов лечебных учреждений, их структурных подразделений, но и их распределение. Участие медицинского персонала в распределении доходов, полученных конкретным подразделением больницы, способствует улучшению экономических показателей работы коллектива.

Доходы от платных услуг, как правило, используются в качестве дополнительного источника финансирования, способствующего эффективному функционированию учреждения. Они позволяют увеличить заработную плату персонала и тем самым снизить напряженность в трудовых коллективах, вызванную низкой оплатой труда.

По мере экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления законодательной базы, повышения государственной ответственности за здоровье населения проблемы платных услуг в здравоохранении будут решаться в пользу граждан РФ. При этом общество должно осознавать, что бесплатной медицины быть не может. Проблема состоит в том, чтобы установить долю ответственности за здоровье людей со стороны государства и населения и ответить на вопрос: кто и сколько должен платить за важнейшую человеческую ценность, каким является здоровье?

Платные услуги граждане получают по собственному желанию. Нормативными актами установлены правила, в соответствие с которыми должны оказываться медицинские услуги пациентам в учреждениях здравоохранения.

Правила предоставления платных услуг медицинскими организациями

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения может получить любой гражданин. Это право закреплено федеральным законом об охране здоровья населения. Также права и интересы застрахованных в системе ОМС лиц, а также тех, кто вносит оплату за услуги, регулируются законом о защите прав потребителей.

Основные правила, закрепленные правовыми документами:

  1. Поликлиника или больница, в которой проводятся дополнительные процедуры, обязано иметь оформленный перечень услуг и работ, составляющих лечебную деятельность. В данном перечне также указывается номер и наименование лицензии, дающей право ведение лечебной деятельности.
  2. Сроки выполнения услуги, объем работы, и иные требования устанавливаются сторонами при заключении договора.
  3. Заказчику при заключении потребительского договора должны быть даны все необходимые разъяснения по предоставляемым услугам. В государственных учреждениях пациента должны известить о том, какие услуги он может получить на бесплатной основе, в рамках государственных и территориальных программ. Если гражданин попадает под условия какой – либо программы, его обязательно должны уведомить об этом.
  4. Если потребитель отказывается от платных услуг, медицинская организация не вправе сократить объем оказываемых бесплатных услуг, положенных больному и назначенных врачом.
  5. Поликлиники и больницы, в которых гражданам оказывается любая помощь в рамках федеральных и региональных программ, имеют право на оказание не стандартных, дополнительных услуг, консультаций (с выездом на дом). Получить такую помощь можно лишь на платной основе. Существует возможность записаться в поликлинику и на условиях анонимности.
  6. Государственные медицинские организации и учредители, а также частные клиники устанавливают цены на все услуги самостоятельно, в соответствие с внутренней политикой организации, но при этом должны приниматься во внимание действующие общие тарифы.
  7. Лица, не зарегистрированные в России и временно пребывающие в стране также как и россияне, вправе получить помощь при условии, что требуется экстренная терапия с целью сохранения жизни. Остальные услуги, по собственному желанию, оказываются только по договору и при наличии полиса ДМС, который может быть оформлен на определенный срок.
  8. Министерство Здравоохранения устанавливает и закрепляет нормативными актами определенный порядок оказания услуг и выполнения лечебных мероприятий. Этот порядок должен строго соблюдаться. В ином случае организация теряет государственную лицензию и право на прием клиентов. Это относится также и к каждому конкретному врачу.
  9. Клиент должен иметь возможность ознакомиться с деятельностью клиники или больницы. Для этих целей создаются официальные сайты в Интернете, где выкладываются копии лицензий, список принимающих врачей, полный перечень услуг и цены. Также указывается полное юридическое наименование организации и точный адрес (адреса филиалов).
  10. На стойках информации предоставляются брошюры, дублирующие данные с официального сайта. Брошюры должны быть всегда доступны для посетителей, как и прейскурант.

После того, как договор будет подписан, а обследование проведено, заказчику дается полная информация о результатах. По желанию клиента могут быть включены в договор дополнительные консультации и процедуры. В брошюрах и на официальном сайте указываются данные не только самой организации, но и всех медицинских работниках.

Порядок оказания услуг по нормам ФЗ

Существует установленный законом общий порядок, которым руководствуются все лечебные учреждения, оказывающие услуги на платной основе:

  1. Клиент и медицинская организация договариваются о предоставлении конкретной услуги и составляют договор.
  2. Оказываемые услуги обязательно должны соответствовать стандартному качеству, если в договоре отсутствуют конкретные требования клиента.
  3. Пациент, как потребитель услуги, обязан сам, или через представителя, подписать согласие на получение услуг. Согласие должно быть информированным и полностью добровольным.
  4. По требованию потребителя, медицинский работник должен провести исследование и предоставить информацию о состоянии здоровья гражданина, о результатах исследований (в расшифрованном виде) и поставленном диагнозе. Также даются предупреждения о всех рисках и последствиях. Затем врач может уведомить пациента о необходимости пройти дополнительные обследования на платной основе.

Все дополнительные услуги, запрошенные клиентом, должны быть обозначены в договоре. Для этого можно использовать приложение к основному документу.

Образец правил предоставления услуг

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения оказываются населению только при соответствии основным требованиям, изложенным в Федеральном законе № 1006.

Образец официального документа:

Основные правила, содержащиеся в российском законодательстве:

  1. Гражданину должна быть предоставлена в письменном и устном виде вся информация о лечении и заболевании, поставленном диагнозе. Кроме того, врач должен уведомить о том, какие виды помощи могут быть получены бесплатно.
  2. Если человек обратился за помощью на бесплатной основе при наличии полиса обязательного страхования, эта помощь должна быть ему оказана в полной мере и бесплатно. Не допустим отказ врача в помощи, связанный с тем, что пациент не захотел оплачивать дополнительные анализы или обследования.
  3. Все, что не входит в программу Обязательного страхования, расценивается как платные услуги – анонимное лечение, индивидуальный медицинский пост, использование лекарств, не требующихся для поддержания жизни.
  4. Лечебное питание и медицинские изделия, предметы гигиены, не предоставляемые по стандартам медицинской помощи, должны оплачиваться пациентом.
  5. Учредители государственных, бюджетных и казенных организаций самостоятельно, но в соответствие с правилами, устанавливают цены на медицинские услуги.
  6. Существует определенная форма и перечень данных, которые должны быть предоставлены клиенту. Прямая обязанность регистраторов в клинике или больнице – предоставить посетителям всю информацию, которая представляет для них интерес – о стоимости услуг, квалификации врачей. Эти данные подтверждаются лицензиями и другими документами.
  7. При заключении договора на оказание услуг на платной основе, работник учреждения должен сообщить клиенту, какой врач будет проводить процедуры, какие методы могут быть использованы. Также дается предупреждение обо всех возможных последствиях и рисках.

Потребителям вся информация дается в сжатом, доступном виде. Должна присутствовать не только устная форма (консультации), но и наглядная – брошюры, сайт в Интернете, листовки и прейскурант, оформленный в соответствие с правилами. Список услуг и фамилии врачей также вывешиваются на отдельный стенд для посетителей.

Когда запрещено оказывать платные услуги

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения не могут оказываться, или оказываются с ограничениями в нескольких случаях (для государственных поликлиник):

  1. В случаях, когда пациенту нужна экстренная помощь или лечение, предусмотренное по государственной программе на бесплатной основе (консультация врача, назначение медикаментов, анализы).

    Предоставление платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения запрещено, если требуется экстренная помощь

  2. Пациент не дал свое согласие на проведение каких – либо лечебных манипуляций. Это относится к случаям, когда дополнительное вмешательство и процедуры требуются для сохранения жизни человека.
  3. Отсутствует прайс–лист с полным перечнем платных услуг и указанием цены на каждую из них.
  4. Информация о предоставлении платных услуг отсутствует на официальном сайте и в брошюрах учреждения. Оплата услуг должна осуществляться на кассе, с получением чека, но не в кабинете у врача.

Руководитель медицинского учреждения несет ответственность за то, каким образом оказываются платные медицинские услуги. Они должны предоставляться только при необходимости и на высоком уровне. Начальник отделения также изучает дела пациентов и принимает решение, требуется ли в конкретном случае предоставление тех или иных услуг.

Организация платных услуг

Прежде, чем оказывать медицинские услуги населению на платной основе, организация – поликлиника или больница, должна подготовить стандартный, единый бланк договора по образцу:

  • стандартные данные «шапка» документа, в которой указывают ФИО клиента, его жалобы и заказанные услуги, а также вписывается наименование самого учреждения, адрес и номер разрешительной документации (лицензии). Дополнительно можно указать особые требования клиента, например, чтобы лечение производил конкретный врач или просьба об анонимном осмотре. В последнем случае личные данные не указываются в стандартной медицинской карте;
  • список анализов, консультаций, обследований и лечебных процедур, заказанных клиентом. Они предоставляются только на основании договора;
  • дата обращения и фактического проведения процедур;
  • дата окончания мероприятий – указывается после посещения лечебного кабинета;
  • стоимость каждой услуги по прейскуранту и общая стоимость, которая будет указана в чеке;
  • способ оплаты;
  • обязательно отмечается ФИО лица, заключающего соглашение с клиентом;
  • отдельным пунктом прописываются все условия и ответственность каждой из сторон, которая наступит, если условия не будут соблюдены. Также можно указать, каким образом спор может быть решен самостоятельно;
  • порядок расторжения договора и внесения изменений, дополнительные вложения;
  • иные условия – по желанию сторон.

Все данные выносятся в смету, которая является одним из обязательных документов для частных и государственных больниц и поликлиник, где можно получить услуги по факту обращения. В договор данные переносятся из сметы, с которой клиент может ознакомиться в любой момент.

Лечебное учреждение обязано предоставлять платные услуги только после получения письменного согласия клиента.

Если во время оказания стандартных услуг, описанных в договоре, возникла экстренная ситуация, и появилась необходимость добавить другие услуги с целью устранения угрозы жизни, врачи любого медицинского учреждения обязаны оказать эти услуги на безвозмездной основе.

Организация услуг на иных условиях

Медицинские (платные) услуги населению на иных условиях могут быть предоставлены только:

  • при личном обращении гражданина, по его желанию;
  • по условиям территориальной программы;
  • в рамках целевых программ, введенных государством.

Под иными условиями понимают:

  1. Лечение в отдельной палате и с усиленным наблюдением, присутствие в палате сиделки.
  2. Предоставление больному медицинских препаратов, которые не являются необходимыми для поддержания жизни и работоспособности всех систем органов.
  3. Анонимные исследования.
  4. Дополнительные анализы, процедуры, проводимые по просьбе гражданина и при отсутствии показаний.

Граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, могут рассчитывать только на экстренную бесплатную помощь. В остальных случаях они обязаны оплатить лечение и консультации.

Организация анонимных услуг

Платные анонимные медицинские услуги должны оказываться в соответствие с нормами российского законодательства.

В учреждениях здравоохранения, где клиенты могут получить помощь в условиях анонимности, обязательно должны соблюдаться следующие требования:

  1. Анонимные медицинские услуги оказываются платно, после заключения договора, при условии, что организация имеет необходимую разрешительную документацию.
  2. Если медицинская организация действует в рамках государственной программы, то клиенты могут получать анонимные услуги.
  3. Также лечение на условиях анонимности можно получить в частных медицинских клиниках, но в некоторых случаях, например, если речь не идет о заболевании СПИДом или другими опасными болезнями.

Необходимые услуги клиент выбирает по прейскуранту, в котором обязательно должны быть указаны цены.

Правила предоставления услуг иностранцам, лицам без гражданства

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно или постоянно находящимися или пребывающими в России:

  • каждый человек имеет право на получение необходимой (экстренной) помощи в определенном объеме;
  • дополнительные услуги предоставляются по полису Добровольного медицинского страхования;
  • полис ОМС, по которому можно получить любые необходимые услуги, оформляется иностранным гражданам, оформившим вид на жительство.

Любой человек, находящийся в России, вправе получить экстренную медицинскую помощь по показаниям. Но при самостоятельном обращении в лечебное учреждение – частное или государственное, необходимо оплатить услуги по прейскуранту.

Порядок оказания услуг при самостоятельном обращении

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения предоставляются в следующем порядке:

  1. Клиенту предоставляют прейскурант и по требованию дополнительные документы – лицензию, выданную клинике и отдельным медицинским работникам.
  2. Оформляется договор, в котором указывают все выбранные услуги, ФИО врача – исполнителя, стоимость и сроки.
  3. Проводятся все лечебные мероприятия.
  4. Выносится медицинское заключение. Врач должен рассказать пациенту о результатах исследований, и о диагнозе. Назначается лечение.

Поликлиника или больница выдают клиенту квитанции о получении денежных средств, чеки и копию договора. Вся эта документация необходима организации для ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

Возможен ли возврат средств, на каких условиях?

Деньги, потраченные на лечение по платным программам, можно вернуть только в виде социального налогового вычета, либо, по договору, если услуга была не оказана, или оказана не по стандарту.

Возврат средств при оформлении вычета:

Кто может вернуть? Правовое регулирование Условия Как оформить возврат
Все граждане, уплачивающие подоходный налог – 13% (официально трудоустроенные), при условии, что лечение осуществлялось за собственные средства Ч.3 ст.219 п.3 НК РФ Гражданин, купивший лекарства, или оплативший лечение в государственной поликлинике, вправе оформить возврат.

Также его оформляют при оплате лечения детей, супруга.

Предоставляются документы:

  • декларация по форме 3НДФЛ (заполненная);
  • справка о выплаченных налогах — 2НДФЛ;
  • договор на оказание медицинских услуг, справка, подтверждающая оплату.

Если использовался полис ДМС, необходимо предоставить полис, чек, заключение врача и все платежные документы.

Все документы предоставляют в отделение ФНС.

Общая сумма возвращаемых средств не может превысить 120 000 руб. Для не дорогостоящего лечения установлен другой предел для вычета – 15 600 руб. Обратиться для получения вычета можно до истечения 3- летнего срока с момента лечения.

Прейскурант на медицинские услуги

Платные медицинские услуги оказываются по прейскуранту в учреждениях частного и государственного типа. Каждое учреждение здравоохранения, оказывающее дополнительные услуги на платной основе, предоставляет клиенту прейскурант с полным набором процедур и их стоимостью.

В Гражданском законодательстве РФ отмечается, что исполнение договора на оказание медицинских услуг, должно быть оплачено по той цене, которая была оговорена сторонами. Однако, изначально, стоимость устанавливается организацией и указывается в прейскуранте, который предоставляется клиенту для ознакомления.

Если государственное муниципальное лечебное учреждение устанавливает определенные цены на конкретные виды услуг, то в прейскуранте указываются эти цены, и по ним должны проводиться кассовые операции.

Лечебные учреждения, в том числе государственные, вправе самостоятельно устанавливать цены на платные, но не медицинские услуги, а также на все услуги, подразумевающие медицинское вмешательство, но с учетом установленных требований.

Обязательное условие – прейскурант обязательно должен быть на стойке регистрации. Клиенты могут получить его по запросу.

Официального требования в законодательстве относительно прейскуранта нет, но есть указания, данные в п.3 Постановления № 1006, которые должны соблюдаться. В законе отмечено, что любые услуги, предоставляемые на платной основе, должны быть указаны в лицензии. Такое же требование предъявляется и по отметке цен в прейскуранте.

На одни и те же услуги в разных клиниках могут быть установлены разные цены. Основанием для этого являются несколько факторов – тип оборудования, квалификация врачей, вид услуги – консультация или помощь, разный уровень затрат. Кроме того, услуги могут оказываться по наличному и безналичному расчету, в клинике или с выездом на дом, что также существенно влияет на конечную стоимость.

В прейскуранте должны быть обозначены все варианты – например, консультация терапевта с выездом на дом или в поликлинике – стоимость одной услуги в этом случае будет разной.

Любые платные консультации, анализы, исследования, выполняемые по запросу клиента при добровольном посещении клиники, должны быть оформлены по договору. При этом тот же клиент может получить и бесплатные медицинские услуги, если возникнет экстренная ситуация.

В учреждениях здравоохранения, где оказывается помощь на платной основе, обязательно должна быть брошюра и прейскурант, с которым клиент может ознакомиться в любой момент.

Аксинья Осина

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о платных медицинских услугах

О платных медицинских услуг:

ВОПРОС: Что означает термин «тарифы на медицинские услуги», чем это понятие отличается от цены или стоимости медицинских услуг?

Вопрос: Что означает термин «тарифы на медицинские услуги», чем это понятие отличается от цены или стоимости медицинских услуг?
Ответ: В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги (утвержденными Минздравом РФ 12.07.1992 г.) медицинская услуга — это вид медицинской помощи, оказываемый медицинскими работниками и учреждениями здравоохранения населению. Медицинская услуга выступает как специфический товар, обладающий, как и любой товар, определенной стоимостью, денежным выражением, которой является цена.
Например, в соответствии со ст. 24 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. N 1499-1 (в ред. от 23.12.2003 г.) цены (тарифы) на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховыми медицинскими организациями, территориальными органами государственного управления и профессиональными медицинскими ассоциациями (в случае отсутствия — ЛПУ) и должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.01.1996 г. N 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящий момент большинство медицинских организаций руководствуются временной Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг. Этот документ был утвержден 10.11.1999 г. Минздравом России (N 01-23/4-10) и Российской академией медицинских наук (N 01-02/41). Инструкция определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг.
Объектом расчета стоимости является медицинская помощь, которая может быть представлена перечнем простых медицинских услуг (отдельные исследования, манипуляции, процедуры, оперативные вмешательства), перечнем сложных медицинских услуг («койко-дни» в профильных отделениях стационаров) или перечнем комплексных медицинских услуг по законченным случаям поликлинического и стационарного лечения (медико-экономические стандарты).
Таким образом, вообще говоря, понятие тариф, цена, стоимость медицинской услуги являются идентичными понятиями и рассчитываются в предусмотренном законодательством порядке.
Однако, следует отметить, что на практике понятие «тарифы» чаще применяют к бесплатным медицинским услугам, оказываемым в рамках программ ОМС, тогда как понятие «цена» употребляют, в основном, в связи с платными медицинскими услугами.
Старший преподаватель
кафедры медицинского права
ММА им. И.М.Сеченова
Ю.В.ПАВЛОВА
26.12.2005

Квалификационные тесты по организации здравоохранения и общественному здоровью (стр. 10 )

кроме:

а) периодическое обучение на курсах усовершенствования в системе последипломного образования

б) участие в семинарах, симпозиумах, конференциях

в) обучение в ординатуре, аспирантуре

43. Специалист для проведения аттестации представляет в аттестационную комиссию

следующие документы, за исключением::

а) отчет о деятельности за 3 года

б) копии документов о повышении квалификации

в) направление-характеристику

г) копии опубликованных работ, докладов

д) заявление

044. Организация работы аттестационной комиссии включает:

1) рецензирование и оценку отчета специалиста о деятельности

2) рассмотрение представленных документов

3) собеседование для уточнения уровня знаний специалиста

4) беседу с руководителем учреждения о деятельности специалиста

5) компьютерную оценку знаний по квалификационным тестам

а) верно все перечисленное

б) верно 1), 2), 3) и 4)

в) верно 1), 2), 3) и 5)

045. Компьютерная программа работы с кадрами не включает:

а) полицевой учет специалистов

б) движение кадров

в) сведения об аттестации и переаттестации, повышения квалификации

г) семейное положение и его изменения

д) полицевой учет поощрений и наказаний

046. Структура органа управления здравоохранением не включает следующие подразделения:

а) функциональные

б) отраслевые

в) коллегиальные

г) вспомогательные.

047. Маркетинг-это

а) деятельность в сфере рынка сбыта

б) деятельность в сфере обмена

в) деятельность в сфере торговли

г) деятельность, включающая анализ, планирование, внедрение и контроль, а также сознательный обмен ценностями между субъектами рынка для достижения целей организации

048. Основными видами спроса являются все, кроме

а) отрицательного

б) скрытого

в) снижающего ( падающего)

г) нерегулярного

д) полноценного

е) недостаточного

ж) нерационального

049. К основным понятиям маркетинга не относят

а) нужды

б) потребности

в) запросы

г) услуги

д) обмен

е) обмен

ж) сделка

з) рынок

050. Менеджмент-это

а) интеллектуальная деятельность по организации бизнеса в конкретной ситуации

б) предпринимательская деятельность, связанная с направлением товаров и услуг от производителя к потребителю

в) совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли

051. Влияет ли среда ( определенность, неопределенность, время ) на процесс принятия решения

а) да

б) нет

052. Влияют ли личностные оценки руководителя на процесс принятия решения?

а) нет

б) да

053. Какие действия включают в себя командно-административные методы управления

1) планирование

2) стимулирование

3) лидерство

4) учет

5) налоги

6) мотивация

7) контроль

8) увольнение, наказание

а) верно 1), 2), 4), и 7)

б) верно 1), 4), 7), и 8)

в) верно 2), 3), 5) и 6)

054. Дайте характеристику стиля руководства, если руководитель принимает решения, как правило, единолично:

а) либеральный

б) авторитарный

в) демократический

055. Охарактеризуйте стиль руководства, если руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; деятельность подчиненных контролируется не только руководителем, но и общественными организациями

Отвлечься на Знакомства или Получить полный текст

а) либеральный

б) авторитарный

в) демократический

056. Расположите в должной последовательности этапы процесса контроля

1) сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами

2) принятие необходимых корректирующих действий

3) выработка стандартов и критериев

а) 1), 2), и 3)

б) 3), 1) и 2)

в) 2), 1) и 3)

057. Инструменты маркетинга — это

а) продукт – качество

б) ассортимент

в) цена

г) репутация

д) маркетинговая коммуникация

е) все средства, при помощи которых предприятие оказывает влияние на рынок

058. Все виды маркетинговой деятельности ориентированы прежде всего

а) на улучшение качества продукции

б) на получение прибыли

в) на потребителя

059. Укажите, какая фаза стратегического планирования является начальной

а) финансовое планирование

б) долгосрочное планирование

в) планирование с учетом внешних факторов

060. В процессе формулирования стратегии первым шагом является

а) изучение внешних факторов (внешний анализ)

б) критический самоанализ (внутренний анализ)

в) определение деятельности

061. Установите последовательность этапов маркетинга в здравоохранении

1) разработка оперативных и тактических планов действий

2) разработка стратегии действий

3) повышение эффективности и качества оказываемой медицинской помощи

4) непосредственное осуществление текущих и долговременных мероприятий

5) выявление основных тенденций изменения спроса

6) изучение и анализ потребностей

а) 6), 5), 2), 1), 4), 3)

б) 1), 2), 3), 4), 5), 6)

062. Рыночная методология маркетинга определяется

а) получением прибыли за счет увеличения объема продажи

б) получением прибыли за счет удовлетворения запросов потребителя

063. Сущность и особенности маркетинга в здравоохранении включают следующие положения:

а) изучение спроса на медицинские услуги

б) анализ потребности в здравоохранении

в) определение стоимости медицинских услуг

г) удовлетворение спроса

064. Маркетинг медицинской помощи — это

а) маркетинг лекарственных препаратов, инструментария, перевязочных материалов и т. д.

б) маркетинг медицинского и немедицинского персонала

в) маркетинг медицинских, фармацевтических и сервисных услуг

г) все вышеперечисленное

д) нет правильного ответа

065. С точки зрения управления маркетингу здравоохранения присущи такие функции, как

а) планирование, организация, координация, учет и контроль

б) наложение штрафных санкций, реорганизация руководства

в) все вышеперечисленное

066. К специфическим функциям маркетинга здравоохранения не относится

а) комплексное исследование рынков здравоохранения, включая анализ и прогноз конъюктуры

б) формирование комплекса медицинских услуг

в) формирование ценовой политики

г) формирование спроса и стимулирование сбыта

д) формирование условий и требований при заключении контрактов и договоров между субъектами рынков здравоохранения

067. Источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются

а) государственный бюджет

б) средства медицинского страхования

в) доходы от платных услуг населения

г) все вышеперечисленное

Отвлечься на Знакомства или Получить полный текст

068. Недостаток системы нормативного финансирования здравоохранения заключается:

а) в усредненности нормативов и их недостаточной обусловленности

б) в невозможности перераспределения средств бюджета

в) в директивности нормативов

г) в невозможности переноса недостатков финансовых средств на последующий год

д) все вышеперечисленные

е) нет правильного ответа

069. Особенности рынка медицинских услуг

1) определяется монополией «продавца» на предоставление услуг

2) предоставляет услуги — желательные и нежелательные

3) не требует лицензированной деятельности «продавца»

4) учитывает экономические возможности «покупателя» в приобретении желаемых услуг

а) верно все перечисленное

б) верно 1), 2), 4)

в) верно 2), 3), 5)

070. Цена на медицинские услуги должна быть

а) равна стоимости

б) больше стоимости

в) больше или меньше стоимости в зависимости от спроса на услуги

г) равна сумме денег, за которую потребитель готов приобрести, а производитель продать услугу (товар)

071. К условно — переменным относят расходы учреждения на

1) заработную плату основного персонала

2) приобретение медикаментов и перевязочных материалов

3) приобретение оборудования

4) питание больных

а) верно 1), 2), 3) и 4)

б) верно 3)

в) верно 1), 2), 3)

072. В себестоимость медицинских услуг не включаются

а) затраты на оплату труда персонала

б) начисления на заработную плату

в) оплата дополнительных (сверх установленных законом) отпусков

073. Принципу формирования рыночных цен отвечают

а) расчетная стоимость (себестоимость) медицинских услуг

б) цены на платные медицинские услуги населению, оформленные прейскурантами

в) договорные цены на медицинские услуги с предприятиями и организациями

074. Под рентабельностью понимают

а) часть денежной выручки учреждения, остающаяся после возмещения материальных затрат

б) чистый денежный доход учреждения, остающийся после возмещения материальных затрат и средств на оплату труда

в) отношение прибыли, полученной от предоставления услуги, к ее полной себестоимости

г) размер затрат, включенных в себестоимость

075. Существуют следующие виды цен на медицинские услуги, кроме

а) тарифа на медицинские услуги

б) государственных цен на платные услуги

в) бюджетных расценок

г) договорных цен

д) страхового тарифа

076. Цена медицинской услуги складывается из

а) себестоимости и прибыли

б) себестоимости, прибыли и рентабельности

в) только из себестоимости

077. Тарифы на медицинские услуги — это

а) стоимость медицинских услуг

б) денежные суммы, возмещающие расходы государственных(муниципальных) медицинских учреждений при оказании медицинской помощи

в) денежные суммы, возмещающие расходы медицинской организации по выполнению территориальной программы ОМС

078. К «прямым» затратам, определяющим себестоимость медицинской услуги, не относят

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Особенности предоставления платных медицинских услуг

Особенности предоставления платных медицинских услуг

Наиболее важным компонентом жизни любого человека является здоровье. Как правило, существует ряд факторов, так или иначе, негативно влияющих на наше здоровье. К таким факторам относятся: наследственные заболевания, влияния окружающей среды, эпидемии и т.п. В связи с чем, возникает необходимость обращений за медицинской помощью в специализированные медицинские учреждения. В современных условиях жизни становится очевидным, что не всегда удобно и возможно получить своевременную медицинскую помощь бесплатно. Таким образом, данная категория отношений входит в разряд, регулируемых Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ) Ведь по определению, которое дает вышеуказанный Закон РФ, потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако, отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, регулируются также ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее – Правила).Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

Ввиду того, что как и все услуги, медицинские также оказываются не всегда качественными, потребителю необходимо знать о своих правах и способах их защиты.

Начнем с того, кто же является второй стороной, оказывающей платные медицинские услуги, т.е. исполнителем.

«Исполнитель» — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации — юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика — физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом»Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

Порядок расторжения договора на оказание медицинских услуг

В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Порядок предоставления платных медицинских услуг

Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Ответственность исполнителя за оказание медицинских услуг ненадлежащего качества

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

Потребители вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

— назначить новый срок оказания услуги;

— потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

— потребовать исполнения услуги другим специалистом;

— расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.

В соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», в случае выявления недостатков оказанной услуги в течение гарантийного срока, потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю (медицинскому учреждению) с одним из следующих требований:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами; отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований).

В случае отказа медицинским учреждением добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ).

Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх