Куперс

Бухучет и анализ

Реестр субъекты малого предпринимательства

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП) — один из тех документов, который дает право участвовать в различных тендерах. Значит, этот документ должны заполнять компании и индивидуальные предприниматели, которые хотят стать поставщиками своих товаров/услуг/работ для госучреждений в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Скачать образец декларации соответствия

Как заполнить

Декларация составляется в произвольной форме, так как унифицированной формы просто нет (пп. «и» п. 1 ч. 2 ст. 51 44-ФЗ). Она должна включать условия, согласно которым компания или ИП признается малым предпринимателем. Подробные критерии прописаны в Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Основные признаки, согласно которым организации и ИП можно причислить к малому бизнесу:

1. Не более четверти уставного капитала организации может принадлежать государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям и благотворительным фондам.

2. Иностранные компании могут иметь долю в уставном капитале не более 49 %.

3. Среднесписочная численность должна укладываться в следующие рамки:

  • 15 человек — это максимальная численность, установленная для микропредприятий;
  • не более 100 человек должны работать на малом предприятии;
  • на среднем предприятии могут трудиться от 101 до 250 сотрудников.

4. Выручка от продажи по результатам прошлого года не должна выходить за пределы установленных лимитов (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265):

  • доход микропредприятия должен быть не выше 120 млн рублей;
  • малые предприятия сохранят свой статус при доходе до 800 млн рублей;
  • средние предприятия могут зарабатывать до 2 млрд рублей.

В декларации поставщик — участник закупок подтверждает данные критерии. Если тендер проводится только среди малых предприятий, несоответствие указанным критериям станет препятствием для участия в качестве поставщика.

Декларация о принадлежности к СМП составляется на фирменном бланке организации. Ее визирует директор и ставит печать. Затем декларация передается заказчику вместе с пакетом иных необходимых для участия в торгах документов.

В некоторых случаях форму декларации предоставляет непосредственно заказчик.

Пандемия коронавируса обострила проблему ошибок, связанных с отсутствием того или иного хозяйствующего субъекта, формально соответствующего всем признакам субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП), в Едином реестре субъектов МСП (далее — реестр МСП, реестр). Дело в том, что отсутствие компании в реестре МСП не позволяет ей воспользоваться преференциями и возможностями, предусмотренными для субъектов МСП в рамках оказания государственной поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Подробнее о том, как оспорить отказ ФНС России внести сведения в реестр МСП или решение об исключении из реестра, читайте в материале.

Реестр МСП начал функционировать с 1 августа 2016 г. Он размещен на сайте ФНС России по ссылке https://rmsp.nalog.ru/.

Впервые реестр был сформирован на основе сведений за 2015 календарный год исходя из новых критериев, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). В настоящее время действуют критерии отнесения компаний и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП, установленные ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

С тех пор, по общему правилу, сведения реестра автоматически обновляются ежегодно 10 августа на основе данных, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля соответствующего календарного года. Такие данные поступают в ФНС России в том числе в рамках представления налоговой отчетности, сведений о среднесписочной численности работников. Сведения поступают в ФНС России также от держателей реестра акционеров АО — регистраторов (ч. 6.1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ), аудиторов (ч. 6.2 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ) и иных организаций в порядке информационного взаимодействия. Исключения: сведения о вновь созданных компаниях и вновь зарегистрированных ИП вносятся в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о создании компании, регистрации физического лица в качестве ИП, равно как сведения о компаниях и об ИП, деятельность которых прекращена, исключаются из реестра 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ/ЕГРИП релевантных сведений.

Если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, ФНС России не внесет ее в реестр в текущем году (или исключит из реестра, если ранее компания уже была в него внесена). Равно как и нарушение установленных законом сроков передачи нужных данных, скорее всего, приведет к исключению сведений о компании из реестра.

Если компании, хотя и соответствующей всем параметрам субъекта МСП, нет в реестре, иным способом подтвердить свой статус в качестве субъекта МСП она не сможет — третьими лицами, в том числе государственными органами, принимаются во внимание именно данные реестра.

Между тем на практике встречаются позиции судов, полагающих, что нормы законодательства не свидетельствуют о том, что тот или иной субъект экономической деятельности приобретает статус субъекта МСП лишь с момента включения в соответствующий реестр. Иными словами, по их мнению, субъект, который хотя и не внесен в реестр, но фактически соответствует всем признакам субъекта МСП, является таковым (см., например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 № 08АП-9629/2018 по делу № А70-6230/2018, от 21.11.2018 № 08АП-10953/2018 по делу № А70-8835/2018).

Однако такая позиция во многом оторвана от реальной жизни, более того, не соответствует буквальному содержанию Закона № 209-ФЗ, который определяет субъекта МСП именно как субъекта, сведения о котором внесены в реестр (ч. 1 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Таким образом, если компания фактически соответствует критериям МСП, однако отсутствует в реестре, значит, надо разбираться, почему этой компании в реестре нет.

Обращение в ФНС России

В первую очередь отметим, что сервис, размещенный на сайте https://rmsp.nalog.ru/, позволяет заинтересованному лицу направить заявку на проверку сведений реестра в случаях отсутствия информации о нем в реестре либо некорректности данных реестра.

Дополнительно к направлению заявки через сайт ФНС России мы рекомендуем направить отдельное обращение в ФНС России с подробным обоснованием того, почему, по вашему мнению, компания должна быть в реестре, с приложением пакета подтверждающих документов (через сайт ФНС России, личный кабинет налогоплательщика или почтовым отправлением, однако в любом случае с обязательным сохранением доказательств направления обращения).

Есть вероятность, что исправленные данные будут внесены в реестр автоматически текущей датой, что не решит проблемы, поскольку для получения многих мер государственной поддержки в условиях распространения COVID-19 необходимо включение предприятия в реестр на дату 1 марта 2020 г. (см., например, постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»). В этой связи рекомендуем в просительной части обращения прямо указывать на включение компании в реестр МСП с даты не позднее 1 марта 2020 г., что, однако, не гарантирует того, что ФНС России пойдет навстречу заявителю.

Тем не менее компания при необходимости сможет подтвердить, что предприняла разумные и обоснованные меры к исправлению некорректных в отношении нее сведений реестра.

Обжалование действий ФНС России в суде

Также на практике встречаются случаи судебного обжалования невключения организаций в реестр МСП и исключения организаций из этого реестра.

Чаще всего отсутствие компании в реестре связано с тем, что она не отвечает либо перестала отвечать установленным Законом № 209-ФЗ критериям. В таком случае суды совершенно справедливо отказывают в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ФНС России по невключению компании в реестр или, напротив, действий ФНС России по исключению компании из реестра (см., например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 № Ф05-18312/2018 по делу № А40-208419/17-115-3715, от 19.04.2018 № Ф05-3967/2018 по делу № А40-124765/17, от 24.07.2017 № Ф05-7357/2017 по делу № А40-216724/2016).

Также, как показывает анализ судебной практики, отсутствие компании в реестре может быть связано с непередачей в срок в адрес ФНС России нужных сведений держателем реестра акционеров АО — регистратором, если речь идет об АО. Напомним, что на основании ч. 6.1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ именно регистраторы формируют перечень АО, соответствующих условиям для включения в реестр по состоянию на 1 июля текущего календарного года, для передачи в ФНС России с целью внесения таких обществ в реестр МСП. Передать такие сведения регистраторы обязаны в срок до 5 июля.

В случае пропуска регистратором срока передачи сведений данные об АО в реестр не попадают.

Суды подтверждают, что такой срок является пресекательным (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.08.2019 № Ф05-13024/2019 по делу № А40-227500/2018). Следовательно, в таком случае обращаться в суд с иском к ФНС России об обязании внести в реестр МСП сведения о соответствующем АО бессмысленно — вины ФНС России в отсутствии компании в реестре нет.

Равным образом если аудиторы не передали предусмотренные ч. 6.2 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о той или иной компании в ФНС России, что, в свою очередь, послужило основанием для невключения компании в реестр МСП, суд не признает действия (бездействие) ФНС России незаконными.

Однако на практике не исключены технические ошибки либо неправильная оценка самой ФНС России показателей того или иного хозяйствующего субъекта. Это может привести, соответственно, к принятию госорганом некорректного решения, связанного с ведением реестра.

Предмет доказывания

Поскольку очевидно, что отсутствие компании в реестре негативно сказывается на ее хозяйственной деятельности, нарушает ее права на получение льгот и иных мер поддержки, предоставляемых субъектам МСП, такая компания может обратиться в суд с заявлением к ФНС России о признании ее действий (бездействия) незаконными и выиграть дело — при условии, что ей удастся доказать определенные обстоятельства.

Так, для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий (ст. 13 Гражданского кодекса, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса):

  • несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

  • нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, если установит два вышеуказанных обстоятельства в совокупности, примет решение о признании действий (бездействия) государственного органа незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ) и возложит на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).

Подчеркнем, что просто обязать инспекцию произвести нужные манипуляции с реестром МСП вряд ли удастся: суд должен установить незаконность бездействия ФНС России по невключению компании в реестр или действий по исключению компании из реестра. Способ восстановления права в виде понуждения совершить определенные действия в такой категории дел является факультативным и следует судьбе основного требования (об оспаривании действий (бездействия)). Этот вывод следует из содержания п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ и подтверждается судами при рассмотрении конкретных дел (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 № 13АП-12171/2018 по делу № А56-69903/2017).

Таким образом, при формулировании требований важно помнить, что без оспаривания действий или бездействия инспекции требование об обязании инспекции совершить определенные действия, вероятнее всего, не будет удовлетворено судом.

В целом судебная практика знает положительные примеры разрешения дел о признании действий (бездействия) ФНС России незаконными в подобных ситуациях.

Пример из практики

В деле ООО «Юникон-ЗСК» против ФНС России компании удалось добиться признания незаконными действий налогового органа по исключению сведений о ней из реестра МСП. ФНС России неправильно оценила показатели компании, в частности, неверно определила структуру владения компанией, а также не учла факт состоявшейся реорганизации компании, что в совокупности повлекло за собой незаконное исключение компании-заявителя из реестра.

В итоге суд признал незаконными действия ФНС России и обязал ее восстановить сведения о компании в реестре МСП. Причем, как следует из информации с сайта https://rmsp.nalog.ru, ФНС России включила данные о компании в реестр задним числом: не с даты вступления в законную силу судебного акта, а с той даты, с которой, при правильном применении ФНС России норм законодательства, компания должна была быть включена в реестр. Даже несмотря на то, что суды не указали в судебных актах на их ретроактивное действие.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 № 09АП-27639/2018 по делу № А40-233138/17

Добавим, что ООО «Юникон-ЗСК» пошло дальше и в другом судебном деле даже попыталось взыскать с ФНС России убытки в виде упущенной выгоды в размере стоимости контракта (более 30 млн руб.), право на заключение которого оно могло получить, если бы сведения о компании числились в реестре. Однако суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований со ссылкой, в частности, на отсутствие причинно-следственной связи между действиями ФНС России по исключению общества из реестра и неполучением обществом дохода от исполнения контракта.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2020 № Ф05-189/2020 по делу № А40-269457/2018

Учитывая исключительный характер ситуации с COVID-19, сложно предсказать, каким именно будет подход государства, в том числе в лице судебных органов, в вопросах ведения реестра МСП, а также окончательного определения круга субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки в условиях пандемии. Тем не менее обоснованная необходимость в оспаривании содержания реестра МСП может возникнуть.

***

Резюмируя изложенное, выделим четыре главных процессуальных аспекта, которые нужно принимать во внимание в рамках судебного оспаривания содержания реестра МСП:

  • надлежащим ответчиком по таким категориям споров является ФНС России (а не территориальные налоговые инспекции), поскольку именно она является органом, уполномоченным вести реестр МСП;

  • дела об оспаривании действий ФНС России по исключению компании из реестра МСП или бездействия ФНС России по невключению компании в реестр относятся к делам, порядок рассмотрения которых регулируется главой 24 АПК РФ. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица (а не искового заявления), то есть рассмотрение таких дел производится в порядке заявительного, а не искового производства;

  • одного только требования о включении сведений о компании в реестр МСП в просительной части заявления недостаточно: прежде всего, необходимо просить суд признать незаконным бездействие ФНС России по невключению компании в реестр или действия ФНС России по исключению компании из реестра (в зависимости от фактических обстоятельств);

  • формулируя пункт просительной части заявления о включении сведений о компании в реестр, укажите на необходимость внесения таких сведений ретроспективной датой (датой, в которую, при правильном применении ФНС России норм законодательства, компания должна была быть включена в реестр). В отсутствие иных указаний в судебном акте, которым будет окончено рассмотрение дела по существу, нельзя исключить, что ФНС России внесет сведения в реестр МСП датой вступления в законную силу соответствующего судебного акта, что может не соответствовать интересам хозяйствующего субъекта.

В соответствии с Федеральным законом № 408-ФЗ, на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России, включая сведения, поступающие в рамках представления налоговой отчетности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России) 1 августа 2016 года сформирован единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр).
Так, Федеральный закон № 408-ФЗ внес изменения в часть 2 статьи 15 Федерального закона № 209-ФЗ, согласно которым с 1 августа 2016 года при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренной указанным Федеральным законом, от них нельзя будет требовать предоставления документов, подтверждающих соответствие условиям отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП. Реестр позволяет автоматически присваивать статус субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, его формирование и последующее ведение не потребуют от предпринимателей прохождения административных процедур, связанных с регулярным предоставлением дополнительных документов в целях подтверждения указанного статуса.

Исключаются из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – РСМСП) те субъекты МСП, которые (п.5,7 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):

  • не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • не отчитались по уплаченным налогам;
  • перестали отвечать условиям отнесения субъекта к МСП;
  • прекратили деятельность (исключены из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)).

Первое формирование и размещение сведений в РСМСП произошло 1 августа 2016 года (по состоянию на 1 июля 2016 года). Туда попали организации, которые в 2015 году соответствовали требованиям (в ред., действующей до 01.01.2016) к МСП по уровню выручки, количеству сотрудников и структуре капитала (п.10 ст.10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ). При этом в 2016 году при внесении сведений в РСМСПне учитывалась суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся МСП (Письмо ФНС России от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@).

В дальнейшем (в 2017 году и далее) сведения о принадлежности организаций и ИП к категории МСП должны автоматически обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п.1 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

  • об изменении регистрационных данных субъектов МСП;
  • об исключение юрлиц и ИП, прекративших свою деятельность;
  • о производимой продукции, участии в закупках (эту информацию может предоставить сам субъект).

На заметку: в общем случае критерии, которым должны отвечать организации, чтобы находиться в РСМСП:

Критерий

Предельное значение

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Средняя численность работников

15 человек

100 человек

250 человек

Доход (без учета НДС)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Структура уставного капитала

— суммарная доля участия государства, муниципалитетов, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (кроме инвестиционных) — 25%;

— суммарная доля участия компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, и (или) иностранных юридических лиц — 49%.

Льготы для малых предприятий году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, пользуются определенными льготами:

Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП.

Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.

Ведут упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании

  • амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц.
  • Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования.

В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций, не используя двойную запись.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Получают субсидии от региональных властей — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки.
  • Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество. Субъекты такого предпринимательства в 2019 имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Господдержка для малых предприятий в 2020 году:

Мера господдержки Можно или нет воспользоваться, если организацию исключили из реестра в августе 2020 года
Пониженные тарифы по страховым взносам Начиная с зарплаты за август 2020 года с выплат сверх 12 130 руб. в месяц на каждого работника начисляйте взносы по пониженной ставке 15 процентов. Взносы за апрель — июль не пересчитывайте, их нужно начислять по стандартной ставке 30 процентов Компанию включили в реестр МСП по данным, которые инспекторы взяли из отчетности за 2019 год. Казалось бы, она стала малым или средним предприятием уже с января 2020 года. Но налоговики считают, что пониженные тарифы по взносам можно применять лишь с 1-го числа того месяца, в котором организацию включили в реестр МСП (письма ФНС от 15.07.2020 № БС-4-11/11451@ и от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@)
Субсидии на зарплату Субсидии не положены, сроки для подачи заявлений на них уже истекли Чтобы получить субсидии на зарплату за апрель и май, нужно числиться в реестре МСП на 1 марта 2020 года (п. 1 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576)
Субсидия на дезинфекцию Субсидия не положена Срок для подачи заявления на субсидию еще не прошел. Но субсидия на дезинфекцию полагается лишь тем малым и средним компаниям, которые есть в реестре МСП на 10 июня 2020 года (подп. «б» п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 02.07.2020 № 976)
Списание налогов за II квартал Налоги за II квартал не спишут Эта мера господдержки распространяется только на те малые и средние компании, которые попали в реестр МСП по данным отчетности за 2018 год (ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172‑ФЗ). Обновление на 10 августа 2020 года проводится на основании отчетов за 2019 год. Поэтому права на списание налогов не дает
Нулевые тарифы по взносам за апрель — июнь Компания не вправе пересчитывать взносы за апрель — июнь по нулевым ставкам Тарифы на три месяца обнулили только для тех организаций, которые были в реестре МСП по данным отчетности за 2018 год (ст. 3 Закона № 172‑ФЗ). Компания попала в реестр на основании отчетов за 2019 год. Значит, не вправе пользоваться нулевыми тарифами, тем более задним числом
Автоматическая отсрочка по уплате налогов и взносов Отсрочка не положена Чтобы воспользоваться автоматической отсрочкой по уплате налога на прибыль за 2019 год, а также большинства налогов и взносов за I и II кварталы 2020 года, нужно числиться в реестре МСП на 1 марта (п. 1 постановления Правительства от 02.04.2020 № 409). Раз на эту дату компании не было в реестре, эта мера поддержки на нее не распространяется. Сроки для уплаты указанных налогов уже истекли. Если вы их до сих пор не уплатили, есть шанс получить отсрочку или рассрочку в упрощенном порядке. Но она полагается лишь компаниям из пострадавших отраслей

Самое ощутимое последствие для компании, которая «вылетела» из реестра МСП, — больше нельзя пользоваться пониженными тарифами по взносам. Они предназначены только для малого и среднего бизнеса (ст. 5 и 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102‑ФЗ).

Если компания утратила статус малой или средней, начиная с выплат за август считайте взносы по стандартной ставке 30 процентов (письма ФНС от 02.06.2020 № БС-4-11/9090@ и от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@). С одной стороны, это упростит работу бухгалтера. Ведь теперь не придется ежемесячно сравнивать зарплату каждого работника с МРОТ и использовать разные ставки взносов. Но, с другой стороны, общая сумма взносов увеличится. Это станет дополнительной нагрузкой для бюджета компании, что особенно тяжело в кризис.

Начислять меньше взносов вы сможете лишь после превышения годовых лимитов. Как только заработок сотрудника с начала 2020 года превысит 912 000 руб., компания перестает начислять по нему взносы на случай нетрудоспособности. А когда зарплата составит более 1 292 000 руб., с выплат сверх этой суммы пенсионные взносы нужно считать по ставке 10 процентов. Сэкономить на медицинских взносах не получится. По ним годового лимита нет, поэтому до конца года считайте взносы по обычной ставке 5,1 процента (п. 2 ст. 425 НК и постановление Правительства от 06.11.2019 № 1407).

Важно. Если до исключения из реестра МСП компания пользовалась пониженными тарифами, она не обязана пересчитывать и доплачивать взносы за период за апрель — июль. В тот период вы еще были в реестре. Значит, правомерно применяли ставку 15 процентов. ФНС с этим согласна (письмо от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@). В случае разногласий напомните об этих разъяснениях инспекторам на местах.

Для малых и средних компаний из наиболее пострадавших отраслей Правительство продлило сроки уплаты налога на прибыль за 2019 год, а также большинства налогов за I и II кварталы текущего года. Первые платежи с учетом отсрочки должны были прийтись на сентябрь. Но затем по этим суммам предоставили рассрочку на 12 месяцев.

Теперь отсроченные налоги нужно перечислять ежемесячно по 1/12 от начисленной суммы. Срок — не позднее последнего числа каждого месяца (подп. «а» п. 1 и п. 1.1 постановления Правительства от 02.04.2020 № 409). Благодаря этой норме первый платеж сдвинулся еще на месяц — на 2 ноября, так как 31 октября — суббота.

Если 10 августа компания «вылетела» из реестра МСП, она не теряет права на автоматическую отсрочку и рассрочку по налогам за 2019 год, I и II кварталы 2020 года. Дело в том, что по условиям их предоставления нужно быть в реестре МСП на 1 марта 2020 года. Дальнейшие обновления реестра уже не имеют значения. В ФНС с этим согласны (см. комментарий).

Рассрочка по уплате взносов за март — июль

Наряду с автоматической отсрочкой по налогам, малым и средним компаниям из наиболее пострадавших отраслей срок уплаты страховых взносов за март — июль 2020 года продлили на четыре — шесть месяцев. По истечении этого периода они вправе платить по 1/12 суммы в месяц (подп. «б» и «в» п. 1, п. 1.1 постановления Правительства от 02.04.2020 № 409).

Исключение компании из реестра МСП никак не скажется на этих платежах. Раз вы были в реестре на 1 марта 2020 года, то вправе продолжать пользоваться и отсрочкой, и рассрочкой по взносам. Такого же мнения придерживаются налоговики (см. комментарий).

Новые льготы для малых предприятий в 2020 году. С 2020 года в России начнёт полноценно функционировать Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он предназначен для сбора годовой бухгалтерской отчётности предприятий и ИП, обязанных в силу закона вести бухучет и формировать соответствующую бухгалтерскую отчётность.

Курировать новый информационный ресурс будет ФНС.

При этом все организации обязаны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только в электронном виде, начиная с отчетности за 2019 год.

Сроки сдачи главной бухгалтерской отчётности в налоговую остались прежними (и электронно, и на бумаге): это нужно делать не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода (календарного года). Обычно последний день приходится на 1 апреля следующего за отчётным года.

Для субъектов малого предпринимательства (среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн рублей), предусмотрена отсрочка до 2021 года. В течение 2020 года этой категории организаций можно будет сдавать бухгалтерскую отчетность как в электронном виде, так и на бумаге.

Проверки малых предприятий

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год. В течение 2 лет «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

ЕСЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТ В РЕЕСТРЕ

В случае если в Реестре не окажется организации, хотя она отвечает критериям и своевременно сдавала отчетность в налоговый орган, удобнее отправить запрос прямо из электронного реестра МСП. На главной странице сервиса rmsp.nalog.ru найдите раздел «Информация по работе с реестром» → «Вас нет в реестре или данные некорректны?». В открывшемся окне выберите вкладку «Создать новое заявление». Вбейте ИНН или ОГРН компании и проверочные цифры с картинки (см. скриншот). Ответьте на вопросы, укажите применяемую систему налогообложения, сумму доходов, среднесписочную численность работников и другие сведения.

Сервис запросит адрес электронной почты. Это обязательный реквизит. Причем адрес нужно подтвердить. На почту придет письмо с подробными инструкциями. Только после его подтверждения сервис сформирует заявление и отправит в инспекцию. Налоговики обещают ответить в течение 15 рабочих дней. Узнать о ходе рассмотрения запроса вы можете в самом электронном реестре МСП. Там же, где оформляли заявление, откройте вкладку «Проверить статус заявления». Укажите его номер, ИНН или ОГРН компании.

Другой способ, чтобы обжаловать незаконное исключение из реестра МСП, — обратиться через форум ФНС forum.nalog.ru. Там есть тема «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Чтобы оставить жалобу или задать вопрос, придется зарегистрироваться. Налоговики оперативно реагируют на обращения — обычно в тот же день. Но если раньше они разбирались в ситуации и давали четкие ответы, например, почему компанию исключили из реестра МСП, то теперь чаще всего рекомендуют обращаться в свою инспекцию. Поэтому используйте форум лишь как дополнительный вариант.

Если вы потеряли статус малого предприятия

№ п/п Что сделать Почему потребовалось
1 Восстановите бухгалтерский учет Компания, которая не относится к малым предприятиям, не может вести упрощенный бухгалтерский учет. Значит, надо применять все ПБУ и вести полный бухучет. По итогам 2018 года придется сдавать бухгалтерскую отчетность по общим правилам, а не упрощенным формам
2 Установите лимит наличных в кассе Хранить любую сумму в кассе может только малое предприятие. После утраты статуса малого предприятия надо сдавать выручку в банк. Издайте приказ об установлении лимита остатка наличных в кассе. Сумму выше лимита вы можете держать в дни выдачи зарплаты
3 Внесите изменения в срочные трудовые договоры Заключать договоры на срок с любыми работниками могут только «малыши» с численностью не более 35 человек (в розничной торговле и бытовом обслуживании лимит — 20 человек). Переоформите договоры на бессрочные. Исключение — сотрудники приняты на временные работы или для замены временно отсутствующих
4 Уточните отчеты в Росстат Из-за потери льготного статуса изменится список форм в «статистику». Уточнить свой перечень можно на websbor.gks.ru
5 Утвердите локальные акты, если потеряли статус «микро» Микропредприятия вправе не утверждать локальные акты. Иные компании должны как минимум иметь правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, командировках, охране труда и т. п.
6 Бухгалтерская отчетность С отчетности за 2019 год, организации не относящиеся к МСП, обязаны подавать баланс с приложениями только в электронном виде. Получите электронную подпись и подключитесь к оператору электронного документооборота для передачи отчетности в ИФНС в электронном виде.

Полезные ресурсы для малого бизнеса:

Для компаний, которые в соответствии с законодательством вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (методические основы упрощенного бухучета)

Малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ

1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов.

2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок.

3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства.

4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.

5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.

6. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».

7. ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» (п. 2 ПБУ 23/2011)

Отказ от ПБУ нужно закрепить в учетной политике.

ПБУ, обязательные к применению малыми предприятиями, но содержащие определенные послабления при ведении учета:

1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В соответствии с п. 15.1 малые предприятия имеют право перспективно отражать в отчетности последствия изменения учетной политики, а п. 6.1 дает право предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

2. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В соответствии с п. 25 малым предприятиям можно не формировать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (введено Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. № 64н). То есть остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и иных аналогичных ценностей можно отражать в отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.

3. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Пункт 19 позволяет малым предприятиям не переоценивать финансовые вложения.

4. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Пункт 7 разрешает малым предприятиям расходы по всем кредитам и займам учитывать как прочие расходы.

5. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Пункт 9 разрешает малым предприятиям возникшие в результате исправления существенных ошибок прошлых лет прибыли и убытки, учитывать перспективно и отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Малым предприятиям дано право применять кассовый метод учета доходов и расходов. Правило о кассовом методе закреплено в ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п. 12) и в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п. 18).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх