Куперс

Бухучет и анализ

С 212 ТК РФ

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

На фоне сопутствующих кризису массовых увольнений на первый план выходят такие параметры сотрудника, как его эффективность и окупаемость. Задача постановки персональных KPI сотрудникам теперь беспрекословно имеет приоритет №1 у всех руководителей. С учетом ужесточения условий сотрудников вынуждают если не работать лучше, то точно показывать идеальные результаты, чтобы, как говорится, «комар носу не подточил». Задача показывать отличные результаты в большинстве компаний не обеспечивается ресурсами для их достижения, и теперь рядовому специалисту, в том числе HR-менеджеру, приходится лицом к лицу встречать новые challenge.

Например, на промышленном предприятии, имеющим несколько распределенных по стране заводов, на очередном ежегодном собрании выносится решение о внедрении проекта «Информирование сотрудников». Проект действительно важен: информация должна быть доведена до каждого сотрудника посредством современных средств связи, в сроки, достаточные для обеспечения актуальности данной информации. В тяжелые времена важно управлять той информацией, которую получают самые простые исполнители. Для HR-специалиста годовой бонус привязывается к результатам данного проекта по итогам календарного года.

Отличный HR-специалист знает о том, что информация сама по себе должна соответствовать определенным критериям: достоверность, актуальность, наглядность и т. д. Он понимает, какая информация, какому сотруднику и в какие сроки должна быть предоставлена: информация о имеющихся в компании курсах обучения, фотографии с корпоративных мероприятий, ознакомление с новыми локально-нормативными актами. Но совершенно не понимает, как это можно сделать. Потому что задача ставится именно с такой формулировкой: «Надо реализовать проект «Информирование сотрудников» за этот год». Учитывая вводную информацию о волнах сокращений и общем тренде спада экономики, HR-специалист осознает, что по итогам проекта надо презентовать руководству идеальный результат. Чтобы решить эту задачу, нужно разбить ее на несколько этапов.

Первый этап: анализ эмпирических знаний

Основа анализа – собственный опыт HR-специалиста по решению аналогичных задач или усвоенная от кого-либо информация по практике решения данных задач. В результате могут быть определены несколько вариантов информирования сотрудников:

  • Выпуск корпоративной газеты
  • Массовая рассылка по почте
  • Постановка задач среднему менеджменту по доведению информации до своих подчиненных
  • Создание корпоративного интернет-портала (если это позволяет опыт HR-специалиста)

Этап 1.1. Свободный поиск информации посредством опроса знакомых, поиска в интернете. Сразу оговорюсь, что данный этап не является обязательным к исполнению для всех специалистов. И здесь важно понимать, что даже свободный поиск информации будет ограничен собственным опытом HR-менеджера, ведь невозможно, не зная о существовании чего-либо, задать вопрос об этой сущности.

Второй этап: определение ресурсов для решения поставленной задачи

HR-специалист составляет список ресурсов, которыми он владеет для выполнения задачи. Как правило, он идет по пути наименьшего сопротивления. А именно: исходя из имеющихся ресурсов выбирает способы решения, указанные в списке выше.

Отдельный момент для обсуждения: очень мало действительно высококлассных специалистов, которые, помимо способов решения задачи и ресурсов, составляют список критериев, на основе которых должна производиться приемка полученных результатов. Важно не забывать об этом, потому что говорить о достижении результата, не сделав его предварительный оттиск в самом начале, не приходится.

Третий этап: непосредственная реализация выбранного решения

Реализация, естественно, идет очень долго. Здесь я боюсь употреблять слово «затягивается», так как изначально при планировании проекта в большинстве случаев срок решения задачи либо не определен, либо просто спущен сверху: «Собственник сказал, что надо к концу года». Что получается в итоге?

  • Раз в месяц готовится корпоративная газета, которая определенным тиражом доставляется на каждый завод
  • Поздравления с праздниками и общие новости рассылаются по почте
  • Новые локально-нормативные акты отправляются по почте специалистам среднего менеджмента с приложенным листом ознакомления, который надо заполнить

Является ли данный результат идеальным для его последующей презентации генеральному директору в виде итогового и получения бонуса? Мое личное мнение: попробовать можно, но, ставя себя на место руководителя, я однозначно понимаю, что целевой KPI не достигнут.

Какой результат для проекта «Информирование сотрудников» мне представляется идеальным и позволяет заслуженно получит годовой бонус? Внедрение корпоративного портала в компании, проектирование, внедрение и отладка процессов публикации информации на портале, организация доступа сотрудников к информации на портале.

И сразу же в режиме вопрос-ответ снимаю все возможные контраргументы:

  • Это будет очень дорого! Да, будет дорого, если HR-специалист не нашел информации в интернете о современных ИТ-решениях для бизнеса. Да, если HR просто делегировал эту задачу ИТ-руководителю. Да, если для реализации этого проекта мы подключим всех руководителей и будем спрашивать каждого из них, что бы он хотел получить от портала. И ответ «нет» в случае отсутствия указанных «если».
  • Это будет долго! Да, будет долго, если HR-специалист неправильно спланировал данный проект. Да, если HR-специалист в принципе не умеет работать на собственными задачами без срыва сроков. Да, если до начала внедрения портала не будут подготовлены требования к его функционалу. И ответ «нет» в случае отсутствия указанных «если».
  • У рабочих на заводах нет компьютеров, как они будут попадать на портал? Но у этих же сотрудников нет рабочих столов, чтобы сидеть за ними и читать корпоративную газету. Достаточно установить «информационный киоск» – стенд с самым обычным планшетом, с помощью которого рабочие смогут смотреть новости на портале и задавать вопросы онлайн.

Казалось бы, ответы на данные вопросы – это самое сложное. Именно ответив на них и предоставив аргументированную позицию генеральному директору, HR-специалист сможет реализовать назначенный ему проект «Информирование сотрудников» посредством внедрения портала. На самом деле, реальность такова, что грамотное внедрение портала с прописанными функциональными требованиями, с осознанным и укомплектованным пулом ресурсов для его внедрения все равно закончится неудачей, если не будут спроектированы и внедрены бизнес-процессы по работе с порталом.

Для того, чтобы сотрудники увидели на таком сайте нужную информацию, надо чтобы ответственный специалист в определенное время эту информацию собирал, получал одобрение на ее публикацию и затем размещал в интернете. Казалось бы, все просто. Но на самом деле, не все так очевидно. Раньше такого процесса на предприятии не было, следовательно, о том, что надо размещать информацию на портале потенциальный ответственный за данную задачу не знает ровно до того момента, пока не получил соответствующее распоряжение руководителя. И даже, получив такое указание, он не будет знать, как его выполнять. У кого получать аппрув на публикацию новости? Каким образом публиковать новость на портале? И это не единственные вопросы. Все мельчайшие детали должны были быть проработаны HR-специалистом параллельно с процессом внедрения портала, чтобы на выходе получить не только рецепт, но и инструкцию по его использованию.

А как сможет среднестатистический HR-специалист составить такой рецепт и инструкцию по использованию, если раньше он такого не делал? Главный совет помощь HR-специалисту: необходимо расширять зону общего развития. Для этого лучше всего ходить на открытые мероприятия, семинары: лучше и правильнее всего, если они будут бесплатные (в том числе с учетом текущего кризиса). Тематика принципиально не важна: главное, чтобы это была смежная с профилем вашей компании или вашей специализацией область. Ваш личный выигрыш очевиден:

  • Вы существенно сможете расширить зону общего развития. В следующий раз при постановке задачи вы сможете сформулировать на порядок больше решений, просто потому что обладаете информацией о том, что и как делается в смежных областях.
  • Вы увеличите количество профессиональных знакомств. В долгосрочной перспективе это однозначно сыграет вам на руку. Фактически, это наработка базы ресурсов для решения поставленных вам задач в будущем или, если повезет, для решения текущих задач.
  • Дополнительной «плюшкой» будет смена рабочего ритма. Речь идет не просто об уважительной причине отсутствия на рабочем месте: смена вида деятельности – тоже отдых. Таким образом, посещение семинара/конференции – это приятное времяпрепровождение с осязаемым выхлопом: количество собранных визиток и сытный обед 🙂

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 5 марта 2015 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции.

СТ 212 ТК РФ.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на
работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса РФ

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах исходя из специфики производства.

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» правовой инструмент специальной оценки условий труда призван заменить аттестацию рабочих мест.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки устанавливаются четыре класса условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Вредные условия подразделены еще на четыре подкласса. Предусмотрена возможность снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест, соответствующих отраслевым особенностям.

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда:

при предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

при разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

при обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

при контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;

при организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

при оценке уровня профессиональных рисков;

при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, который обязан ее проводить не реже чем один раз в пять лет совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Проведение специальной оценки условий труда осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и работников.

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. Оценочные материалы передаются в федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, формирование которой поручено Министерству труда и социальной защиты РФ. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение пяти лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. По ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников при заключении трудового договора является обязанностью работодателя (см. ст. 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 5, 8, 372 и др. ТК РФ). Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. В случае изменения условий труда, предусмотренных трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК РФ, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх