Куперс

Бухучет и анализ

Сайт официального опубликования нормативных актов российской федерации

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Что является нормативным актом? Согласно «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова, нормативный акт это официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативного акта.

Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция РФ. Ст. 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.»

«Прямое действие» Конституции означает, что любое лицо может обратиться в суд за защитой своих прав, основывая свои требования непосредственно на Конституции, независимо от того, имеются или нет другие нормативные акты, регулирующие оспариваемые отношения.

Следующими после Конституции по степени юридической силы являются Федеральные законы, далее — указы и распоряжения Президента, за ними — постановления и распоряжения Правительства, и замыкают иерархию федеральных нормативных актов ведомственные нормативные акты. Аналогичную цепочку составляют нормативные акты субъектов федерации.

Отдельно Конституция РФ закрепляет приоритет международных договоров: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Пункт 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает жесткую связь между официальным опубликованием нормативного акта и его вступлением в силу: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Необходимо обратить внимание, что речь идет именно об официальном опубликовании, т. е. для того, чтобы нормативный акт стал действующим, он должен быть опубликован не в любых, а в определенных, конкретных изданиях.

Официальное опубликование. Для разных видов нормативных актов установлен разный порядок официальной публикации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации1. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научнотехническим центром правовой информации «Система»2.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным источником также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научнотехническим центром правовой информации «Система»

Для двух федеральных органов: Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее — ФКЦБ) и Центрального Банка России (далее — ЦБР), сделано исключение из этого правила. Опубликование в информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» актов ФКЦБ, издаваемых в пределах ее полномочий, является их официальной публикацией Официальным опубликованием нормативных актов ЦБР является их опубликование в «Вестнике Банка России»

Вступление в силу нормативного акта. Дата вступления нормативного акта в силу определяется, как правило, одним из четырех способов:

а) дата конкретно указана в самом нормативном акте;

б) наступает через определенный период после даты официального опубликования;

в) отсчитывается от даты подписания документа;

г) связана с каким-либо событием (например, гл. 17 ГК РФ вступает в силу одновременно с принятием нового Земельного кодекса).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания7. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ N 188 от 6 марта 1997 г.

Для вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) необходимо одно важное специальное условие: они должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не вступают в законную силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров9.

Однако наше государство изменило бы себе, если бы из каждого правила не делались исключения. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009 установлено, что постановления ФКЦБ вступают в силу со дня их официального опубликования и не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Своеобразные требования установлены и для регистрации нормативных актов, издаваемых ЦБР. Нормативные акты ЦБР, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств11. Необходимо отметить, во-первых, что регистрируются только документы, непосредственно (?!) затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, и во-вторых, что если документ непосредственно затрагивает интересы юридических лиц, то он может применяться и без регистрации. Нормативные акты ЦБР вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании ЦБР («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров.

Есть еще два весьма любопытных ведомства, чьи инструктивные документы не проходят регистрацию в Минюсте РФ. Речь идет о Пенсионном фонде России и Фонде обязательного медицинского страхования. Документы, выпускаемые этими органами, регулируют порядок уплаты обязательных взносов в упомянутые фонды. Следует отметить, что и порядок уплаты, и ответственность за неуплату или несвоевременную уплату взносов мало чем отличаются от налоговых платежей, но тем не менее ведомственное регулирование этих платежей закрыто для проверки специалистами Минюста РФ и нигде официально не публикуется. Все дело в том, что согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 подлежат обязательной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Перечень органов исполнительной власти установлен Указом Президента от 14 августа 1996 г. N 1177 (с последующими изменениями) и ввиду того, что и Пенсионный фонд России, и Фонд обязательного медицинского страхования не включены в указанный перечень, они не являются федеральными органами исполнительной власти и их документы Минюст РФ не регистрирует на вполне законных основаниях. Возникает вопрос, на который трудно дать ответ: являются ли документы, изданные этими органами, нормативными актами?

Обратная сила нормативных актов. Под «обратной силой закона» понимают распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Для участников правоотношений такие «сюрпризы» законодательства часто бывают весьма неприятны. В ряде случаев от подобного произвола властей мы защищены. Две важнейшие нормы о запрете обратной силы законов заложены в Конституции РФ. О нормах уголовного права говорится в ст. 54: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», о налоговых — в ст. 57: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.» Ст. 6 нового закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установила, что «нормативные акты Банка России не имеют обратной силы». В отношении административных правонарушений (ст. 9 КоАП РСФСР) и таможенных правонарушений (ст. 234 ТК РФ) также закон не имеет обратной силы. Запрещено вводить новые нормы «задним числом» гражданским (ст. 4), лесным (ст. 4) и водным (ст. 6) кодексами.

Как добиться отмены нормативного акта? (порядок обжалования нормативно-правовых актов).

Вполне вероятно, что будет подписан и вступит в силу нормативный акт, чем-то Вас не устраивающий. Можно ли повлиять на события и отстоять свои интересы? Безусловно, стоит попытаться.

Во-первых, имеет смысл обратиться к органу, издавшему документ, с предложением внести изменения в нормативный акт или отменить его целиком.

Во-вторых, следует помнить, что в соответствии со ст. 23 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4174-1 «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Российской Федерации и других подведомственных ему органов государственного управления.

В-третьих, если Вы считаете, что Ваши права нарушил документ «индивидуального» действия, т.е. затрагивающий интересы не неопределенного круга лиц, а вполне конкретные юридические лица, то Вы можете подать иск в арбитражный суд о признании данного документа недействительным. В соответствии со ст. 22 АПК РФ25 арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Именно на ст. 22 АПК РФ следует ссылаться при обжаловании ошибочных решений госналогинспекций, распоряжений о приватизации и т.п.

В-четвертых, компетенцией по рассмотрению спора о признании недействительным правового акта, носящего нормативный характер, обладает суд общей юрисдикции Свои требования в этом случае истец должен основывать на Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

В-пятых, надо знать, что в соответствии с ранее описанной процедурой суды общей юрисдикции рассматривают все жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Для отмены этих типов нормативных актов следует обращаться в Конституционный Суд РФ.

Вопрос о подсудности Конституционному Суду РФ дел об отмене нормативных актов является непростым. С одной стороны, Конституционный Суд РФ 18 февраля 1997 г. принял постановление N 3-П «По делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»», с другой — в определении от 19 марта 1997 г. N 56-О30 указал, что иные акты, кроме законов (выделено автором), подлежат обжалованию в других судах в соответствии с их компетенцией. Проверка по жалобам граждан нормативных и ненормативных актов федеральных органов государственной власти отнесена к компетенции, соответственно, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Таким образом для рассмотрения иного нормативного акта, чем закон, Конституционным Судом РФ необходимо в иске указывать на наличие спора о разграничении компетенции между органами государственной власти.

Нормативные акты отменить сложно, но можно. Федеральный закон от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» ввел новые налоги задним числом. Постановлением Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П32 данный закон в части сроков введения в действие новых налогов признан неконституционным. Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ, ЦБР от 22 августа 1996 г. NN 76, ВГ-6-09/597, 318, зарегистрированное в Минюсте РФ 27 августа 1996 г. (регистрационный N 1154)33, решением Верховного Суда РФ от 10 декабря 1996 г. по жалобе Жарова В. Г. и других признано незаконным.

Дата вступления в силу нормативного акта может затрагивать имущественные интересы широкого круга лиц.

Федеральным законом от 3 декабря 1994 г. N 54 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»» от налога на прибыль была освобождена курсовая валютная разница. Закон вступил в силу с момента его официального опубликования. Текст закона был опубликован в «Российской газете» (10 декабря 1994 г.) и в Собрании законодательства Российской Федерации (N 32 от 5 декабря 1994. Ст. 3304.). Как правило, «Российская газета» приходит к читателям раньше, чем Собрание законодательства, и многие хозяйственники не обратили внимания на дату опубликования закона в Собрании законодательства и заплатили лишние налоги. Действительно, за период с 5 по 10 декабря 1994 г. официальный курс доллара вырос с 3249 до 3306 руб. за долл., т. е. на 57 руб. Ставка налога на прибыль составляла 35 %, т. е. за каждый доллар на валютном счете предприятия невнимательные хозяйственники заплатили 19,95 руб. лишних налогов.

Применение незарегистрированного в Министерстве юстиции документа может привести к переплате налога. Госналогслужба и Минфин РФ подготовили письмо от 17 марта 1997 г. N СШ-6- 07/209, 1-35/128 «О налогообложении инвестиционных институтов» и направили его на регистрацию в Минюст РФ. Минюст РФ в данной редакции документ регистрировать отказался и направил его с замечаниями на доработку. После внесения необходимых корректив появился новый нормативный акт — письмо с прежней датой, тем же названием, но новым номером (N СШ-4-07/11н, 1-35/128), получившее 2 апреля 1997 г. в Минюсте РФ регистрационный номер 1284 Одна организация (некое ЗАО) воспользовалась первым вариантом письма, не проверив, прошло ли оно регистрацию в Минюсте РФ. К сожалению, из-за неграмотных действий своего юридического отдела ЗАО переплатило налогов в бюджет более, чем на 100 млн руб.

Что необходимо предпринять прежде, чем использовать нормативный акт?

Во-первых, рекомендуем найти текст официальной публикации документа. При решении серьезного вопроса, безусловно, лучше использовать именно такую публикацию.

Во-вторых, следует определить, с какой даты действует данный нормативный акт, выяснить, не вносились ли в него изменения. Если это ведомственный акт, обязательно удостоверьтесь, что он прошел регистрацию в Министерстве юстиции. Документы, незарегистрированные в Министерстве юстиции, могут лишь отражать личную точку зрения того или иного государственного служащего.

В-третьих, многие компьютерные системы могут дать Вам информацию о судебных прецедентах, связанных с применением данного акта, с ними стоит познакомиться.

В результате освоения данной темы студент должен: знать

  • • государственные и коммерческие справочно-правовые системы; уметь
  • • грамотно использовать справочно-правовые системы в профессиональной деятельности;

владеть

  • • навыками анализа и реферирования научной литературы по данной теме;
  • • навыками работы с базами данных.

Базы данных

Множеству людей в связи с их профессиональной деятельностью приходится иметь дело с различной нормативно-правовой информацией. Обеспечение актуальности, полноты и достоверности этой информации является нелегкой задачей. Одни только органы высшей государственной власти России в среднем принимают ежедневно несколько десятков нормативных актов. Если учесть, что для эффективной работы часто требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также различными ведомствами, то сложность проблемы и, вместе с тем, необходимость ее решения становятся очевидными. Важным средством решения поставленной задачи являются справочно-правовые системы (СПС) — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

В соответствии со ст. 1260 Гражданского кодекса РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Рассмотрим кратко историю возникновения баз данных. С момента возникновения вычислительной техники складывались два основных направления ее использования.

Первое направление — это применение вычислительной техники для выполнения численных расчетов, которые слишком долго или вообще невозможно выполнить вручную. Становление этого направления способствовало интенсификации методов численного решения сложных математических задач, развитию класса языков программирования, ориентированных на запись численных алгоритмов, становлению обратной связи с создателями новых архитектур и типов компьютеров.

Второе направление — это использование средств вычислительной техники в автоматических или автоматизированных информационных системах. В широком смысле функции информационной системы состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнении специфических для ее целей преобразований информации и (или) вычислений, а также в предоставлении пользователям удобного и легко осваиваемого интерфейса. Объемы информации, с которыми приходится иметь дело таким системам, обычно велики, а сама информация имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем являются банковские системы, системы резервирования авиационных или железнодорожных билетов, мест в гостиницах и т.д.

На самом деле, второе направление использования вычислительной техники возникло несколько позже первого и развивалось по мере того, как увеличивался объем памяти компьютеров, предназначенный для долговременного хранения информации, и упрощался доступ к хранимой информации. В самом начале использовались два вида устройств долговременной (внешней) памяти: магнитные ленты и барабаны. Емкость магнитных лент была достаточно велика, но по своей физической природе они обеспечивали только последовательный доступ к данным. Магнитные же барабаны (они больше всего похожи на современные магнитные диски с фиксированными головками) давали возможность произвольного доступа к данным, но были ограниченного размера.

Для информационных систем, в которых потребность в текущих данных определяется пользователем, наличия только магнитных лент и барабанов было недостаточно. Представьте себе покупателя билета, который, стоя у кассы, должен дождаться полной перемотки магнитной ленты. Высокая средняя быстрота выполнения операций является естественным требованием к информационным системам.

Именно требования к вычислительной технике со стороны не численных приложений вызвали появление съемных магнитных дисков с подвижными головками, что стало революцией в истории вычислительной техники. Эти устройства внешней памяти обладали существенно большей емкостью, чем магнитные барабаны, обеспечивали удовлетворительную скорость доступа к данным в режиме произвольной выборки, а возможность смены дискового пакета на устройстве позволяла иметь практически неограниченный архив данных.

С появлением магнитных дисков начала отсчет история систем управления данными во внешней памяти. До этого каждая прикладная программа, которой требовалось хранить данные во внешней памяти, сама определяла расположение каждой порции данных на магнитной ленте или барабане и выполняла обмены между оперативной и внешней памятью с помощью программно-аппаратных средств низкого уровня (машинных команд или вызовов соответствующих программ операционной системы). Такой режим работы сильно затрудняет поддержание на одном внешнем носителе нескольких архивов долговременно хранимой информации. Кроме того, каждой прикладной программе приходилось решать проблемы структуризации данных во внешней памяти. В первых информационных системах проблемы структуризации данных также решались индивидуально, производились необходимые надстройки над файловыми системами. Но поскольку информационные системы требуют сложных структур данных, то проблемы, связанные с управлением этими структурами, повторялись практически от одной системы к другой. Стремление выделить и обобщить общую часть информационных систем, ответственную за управление сложноструктурированными данными, явилось первой побудительной причиной создания систем управления базами данных (СУБД).

В компьютерной литературе существует множество определений понятия базы данных и СУБД. Приведем один из вариантов.

Базы данных (БД) — это именованная совокупность данных, отображающая состояние объектов реального мира и их отношения в рассматриваемой предметной области. Характерной чертой баз данных является постоянство: данные постоянно накапливаются и используются; состав и структура данных, необходимых для решения тех или иных прикладных задач, обычно постоянны и стабильны во времени; отдельные или даже все элементы данных могут меняться — но и это есть одно из проявлений постоянства — постоянная актуальность.

Система управления базами данных (СУБД) — это совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.

Развитие теории и практики создания информационных систем, основанных на концепции баз данных, позволяет хранить и обрабатывать информацию обо всех более сложных объектах и их взаимосвязях, обеспечивая информационные потребности самых разных пользователей. Основные требования, предъявляемые к БД и СУБД с точки зрения пользователя, можно сформулировать с помощью следующих положений.

• Многократное и многовариантное использование данных:

пользователи должны иметь возможность использовать данные различным образом.

  • • Простота: пользователи должны иметь возможность легко узнать и понять, какие данные имеются в их распоряжении.
  • • Легкость использования: пользователи должны иметь возможность осуществлять (процедурно) простой доступ к данным, при этом все сложности доступа к данным должны быть скрыты в самой системе управления базами данных.
  • • Гибкость использования: обращение к данным или их поиск должны осуществляться с помощью различных методов.
  • • Быстрая и удобная обработка запросов на данные: язык взаимодействия с системой должен обеспечивать конечным пользователям возможность получения данных без необходимости написания прикладных программ, т.е. должен существовать высокоуровневый, понятный пользователю язык запросов на данные.

Существует несколько различных моделей баз данных, которые отличаются между собой по способу установления связей между данными. На сегодняшний день практически все работающие базы данных соответствуют реляционной модели (от англ, relation — отношение). Реляционная модель появилась вследствие стремления сделать базу данных как можно более гибкой. Она предоставляет простой и эффективный механизм поддержания связей данных.

Все данные в реляционной модели представляются в виде таблиц и только таблиц. Каждая реляционная таблица представляет собой двумерный массив и обладает следующими свойствами:

  • • каждый элемент таблицы — один элемент данных;
  • • все столбцы в таблице однородные, т.е. все элементы в столбце имеют одинаковый тип (числовой, символьный и т.д.);
  • • каждый столбец имеет уникальное имя;
  • • одинаковые строки в таблице отсутствуют;
  • • порядок следования строк и столбцов может быть произвольным (он не имеет значения).

Таблица такого рода называется отношением. Независимо от того, сколько таблиц входит в базу данных, каждая строка любой таблицы содержит данные об одном объекте (человеке, техническом устройстве, документе и т.д.), а столбцы содержат различные характеристики этих объектов (названия, адреса, даты и т.д.).

Строки таблицы принято называть записями, а столбцы — полями записей. Каждая запись в таблицах идентифицирует один объект. В полях записей содержатся реквизиты объектов записей.

Связь между таблицами устанавливается с помощью ключевых полей (ключей). Так называют одно поле (или несколько полей), значение которого (или комбинация значений которых) однозначно определяет каждую запись таблицы, делает эту запись уникальной. Такие поля позволяют не только связать между собой разные таблицы, но и выполнить быстрый поиск данных по содержащимся в них ключевым реквизитам. Ключ, состоящий из нескольких полей, называется составным.

В табл. 22.1 представлен пример записей об объекте «Студент».

Таблица 22.1

Пример записей об объекте «Студент»

Структура

Номер

Фамилия

Имя

Отчество

Дата

Группа

Объект

Студент

Иванов

Иван

Сергеевич

ИБ 11

Петрова

Ольга

Михайловна

ИСТ 12

Яковлев

Борис

Андреевич

ИБ 11

Ключом является поле (точнее, реквизит, содержащийся в этом поле) Номер (№ личного дела), к описательным реквизитам объекта относятся: Фамилия (Фамилия студента), Имя (Имя студента), Отчество (Отчество студента), Дата (Дата рождения), Группа (№ группы). Если отсутствует реквизит Номер, то для однозначного определения характеристик конкретного студента необходимо использование составного ключа из трех полей (реквизитов): Фамилия + Имя + Отчество.

Связи между таблицами бывают трех типов:

  • • «один к одному» (1:1) означает, что каждая запись в одной таблице соответствует только одной записи в другой таблице;
  • • «один ко многим» (1:М) означает, что каждой записи в одной таблице соответствует одна или несколько записей в другой таблице;
  • • «многие ко многим» (М:М) возникает между двумя таблицами в тех случаях, когда каждой записи в одной таблице соответствует 0, 1, 2 и более записей в другой таблице и наоборот.

Если мы составляем список сотрудников организации, то отношение между конкретным сотрудником и его адресом — «один к одному». Название отдела по отношению к списку сотрудников — это уже «один ко многим», так как в одном отделе работает много (больше одного) сотрудников. А если сопоставить список преподавателей какого-либо вуза со списком учебных дисциплин, которые в этом вузе преподаются, придется использовать связь типа «многие ко многим»: одну дисциплину могут читать разные преподаватели и в то же время один преподаватель может читать разные дисциплины.

Как уже отмечалось, СУБД — это программные оболочки, с помощью которых можно создавать базы данных, наполнять их информацией об объектах и работать с ними. Желающим познакомиться с работой СУБД не только в качестве конечного пользователя готовой базы данных, но и в качестве создателя своей собственной базы данных, можно предложить начать с одного из приложений Microsoft Office — СУБД Microsoft Office Access. Эта программа также существует в нескольких версиях, отличающихся годами выпуска и набором возможностей.

Основными элементами для работы в MS Access являются таблицы, запросы, формы и отчеты.

Таблицы создаются и используются для хранения данных. Каждая таблица включает информацию об объекте определенного типа. Таблица содержит поля (столбцы), в которых хранятся различного рода данные, например фамилия или адрес человека, и записи (которые называются также строками). В записи собрана вся информация о некотором объекте (человеке, образце продукции и т.п.).

Запросы позволяют пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Для создания запроса можно использовать готовый бланк (QBE — запрос по образцу) или инструкции SQL — структурированного языка запросов. Можно создать запросы на выборку, запрос с параметром (критерий задает сам пользователь), запросы на обновление, удаление или добавление данных. С помощью запросов можно также создавать новые таблицы, используя данные из одной или нескольких существующих таблиц.

Формы предназначены в основном для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения. Формы используются для того, чтобы реализовать требования пользователя к представлению данных из запросов или таблиц. Формы можно также распечатать.

Отчеты предназначены для создания документов, которые впоследствии могут быть распечатаны или включены в документ другого приложения.

Возможности СУБД Access, конечно, уступают возможностям такого инструмента профессионального разработчика баз данных, как Oracle, но все же их вполне достаточно для создания «офисных» баз данных.

11 мая 2020 г. ушел из жизни выдающийся отечественный цивилист, председатель редакционного совета и соучредитель журнала «Вестник гражданского права» Александр Львович Маковский, не доживший полугода до своего 90-летия. Профессор Маковский – основоположник гражданского права современной России, неизменно возглавлявший и вдохновлявший деятельность рабочей группы по созданию всех четырех частей Гражданского кодекса РФ (1994–2006 гг.), а также разработку Концепции развития гражданского законодательства РФ 2009 г. Его работа по кодификации гражданского законодательства началась с участия в создании Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. и продолжилась при разработке Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Он был активным участником создания ряда иных важнейших отечественных законов в области гражданского права – от союзного и российского Законов о собственности 1990 г. до Кодексов торгового мореплавания 1968 и 1999 гг. Наряду с этим проф. А.Л. Маковский был руководителем рабочей группы по созданию трех частей Модельного Гражданского кодекса для государств – участников СНГ (послужившего основой для принятия концептуально однотипных гражданских кодексов девяти государств – участников СНГ) и других модельных законов для стран СНГ в области гражданского права.

С момента создания в 1999 г. Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства проф. А.Л. Маковский был первым заместителем его председателя. Он являлся одним из соучредителей и научным руководителем Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ и Российской школы частного права и в этом качестве внес огромный, неоценимый вклад как в развитие отечественного законодательства, так и в подготовку и воспитание нового поколения российских цивилистов.

Велики научные заслуги проф. А.Л. Маковского в области гражданского и международного частного права. Среди них следует отметить не только его общепризнанные труды по теории и истории кодификации гражданского законодательства, но и многочисленные работы по международному частному, в том числе морскому, праву, но особо – его решающий вклад в научно-теоретическое обоснование и законодательное воплощение теории интеллектуальных прав. Ему же принадлежит идея создания (возрождения) серьезного научно-теоретического журнала в области гражданского права, которым под его научным кураторством стал «Вестник гражданского права». Он требовательно относился к подготовке каждого номера журнала и внимательно следил за всей его работой.

Вместе с тем Александр Львович Маковский всегда придавал большое значение правоприменительной практике в сфере гражданского права. Он активно участвовал в работе научно-консультативных советов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Cуда РФ при обсуждении на их заседаниях проектов постановлений их Пленумов и разъяснений (обзоров практики) их Президиумов, а также в обсуждениях практики Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) и Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, в которых он являлся неизменным членом Президиума и одним из наиболее опытных арбитров.

Заслуги проф. А.Л. Маковского отмечены орденами Александра Невского, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почета, званием «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», многочисленными общественными российскими и зарубежными профессиональными наградами, включая членство в Женевском институте международного права (Швейцария), и высшими местами в различных рейтингах, определяющих элиту российского юридического сообщества, а главное – искренней и глубокой любовью, уважением и восхищением коллег и учеников, всех, кто имел счастье знать или хотя бы слышать этого замечательного человека.

Законотворческая и научная деятельность проф. А.Л. Маковского, как и сама его личность, знаменуют собой важнейший период в развитии отечественного гражданского права и всего российского правопорядка – период возрождения и становления на современной основе нового частного права России, в создание которого он внес решающий вклад. С его уходом этот этап следует считать завершенным, а организованное и возглавлявшееся Александром Львовичем Маковским дело научного развития российской цивилистики – ожидающим столь же успешного продолжения в трудах его многочисленных учеников и последователей.

Досье на проект

Пояснительная записка

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (в отношении лечебных грязей, минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой, минеральной природной столовой воды), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (в отношении товаров народных художественных промыслов и музыкальных инструментов), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (в отношении продукции сельского хозяйства и пищевой продукции, за исключением минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой, минеральной природной столовой воды, алкогольной и спиртосодержащей продукции), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции) выдают:

заключение о том, что в границах географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, которое может быть приложено к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование;

заключение о том, что в границах географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, которое может быть приложено к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

заключение о том, что обладатель свидетельства производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации особыми свойствами, которое может быть приложено к заявлению о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара;

заключение о том, что изменения в описание особых свойств товара не оказывают существенного влияния на особые свойства товара, указанные в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, которое может быть приложено к заявлению о внесении изменений в описание особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

2. Реализация федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 1 настоящего постановления, полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

а) постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 481 «О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 38, ст. 3806);

б) пункт 1 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 481 и от 2 октября 2004 г. N 514, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. N 845 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6305);

в) пункт 13 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 917 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5946);

г) пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 126 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 11, ст. 1219);

д) постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 371 «О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2232);

е) пункт 48 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002).

ж) абзацы первый и второй пункта 11 Правил государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1416 «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх