Куперс

Бухучет и анализ

Штраф пеня

Содержание

На сегодняшний день ФЛП задолжали налоговой около 6 млрд. грн. В среднем эта цифра увеличивается на 700 млн. ежегодно. Так, в 2017 году общая сумма долга составила 3,6 млрд. грн, в 2018 — 4,1 млрд. За последний год налоговый долг вырос на 1 млрд. грн.

Налоговая может сообщить предпринимателю о задолженности официальным письмом (как правило, по почте). Получить информацию об имеющейся задолженности, штрафах, пене, переплате налогов можно воспользовавшись новой функцией «Состояние расчетов с бюджетом» в сервисе Liga:REPORT.

Какие последствия ждут налогоплательщика, если тот не платит налоги или платит их несвоевременно?

Согласно Налоговому кодексу налогоплательщики, налоговые агенты несут ответственность в случае совершения нарушений в сфере налогообложения. А контроль за соблюдением вопросов налогообложения и другого законодательства возложен на контролирующие органы (п.110.1 НКУ).

За несвоевременную уплату ЕСВ налогоплательщику грозит штраф, пеня и административная ответственность

Если у налогоплательщика имеется задолженность по уплате ЕСВ, Налоговая сообщает ему об этом письмом. Оно является исполнительным документом, и плательщик обязан в течение 10 календарных дней со дня получения требования или уплатить сумму задолженности и штрафов вместе с начисленной пеней, или же обжаловать этот счет в административном или судебном порядке. В противном случае Налоговая передаст требование об уплате задолженности в исполнительную службу.

В случае несвоевременной уплаты или уплаты в неполном объеме ЕСВ, к плательщику применяются финансовые санкции, и наступает административная ответственность. Порядок уплаты ЕСВ регулируется законом № 2464 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Как начисляется пеня: Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные Законом № 2464, является недоимкой. На сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,1% суммы недоплаты за каждый день просрочки (часть десятая ст. 25 Закона № 2464).

Штраф: Согласно п.2 ч. 11 ст. 25 закона № 2464, за неуплату или несвоевременную уплату ЕСВ начисляется штраф — 20% от неуплаченной суммы налога; если ЕСВ не уплачивается одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ, налагается штраф в размере 10% таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм (п. 6 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464).

Административная ответственность: Согласно ст. 165 -1 КУоАП, если неоплаченная сумма ЕСВ не превышает 5100 грн, это влечет за собой наложение штрафа от 680 грн до 1360 грн. Неуплата или несвоевременная уплата ЕСВ в сумме более 5100 грн — влечет за собой штраф от 1360 грн до 2040 грн. За повторное за год совершение таких действий — штраф от 2550 грн до 5100 грн (независимо от суммы неуплаченного ЕСВ).

Посмотрите на свой бизнес глазами налоговиков

За неуплату Единого налога налогоплательщика штрафуют, насчитывают пеню и в отдельных случаях переводят на общую систему налогообложения

Налогоплательщики несут ответственность за правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты сумм единого налога. При несвоевременной уплате ЕН к налогоплательщику применяются финансовые санкции — штраф, пеня.

Штраф: За несвоевременную уплату единого налога ФЛП 1-2 группы уплачивают штраф в размере 50% ставки ЕН (п. 122.1 НКУ), то есть:

— 96,05 грн в 2019 году для плательщиков 1 группы;

— 417,3 грн в 2019 году для плательщиков 2 группы.

При этом сумма штрафа фиксированная и не зависит от суммы недоплаты. Размер штрафа за несвоевременную уплату единого налога для ФЛП 3 группы зависит от срока задержки уплаты единого налога (п. 126.1 НКУ):

— если меньше 30 дней — штраф 10% от суммы долга;

— если больше 30 дней — штраф 20% от суммы долга.

Пеня: Кроме штрафа также может быть начислена пеня. Она начисляется с первого рабочего дня, следующего за последним днем ??предельного срока уплаты ЕН. То есть, если предельным днем ??уплаты была пятница, пеня начисляется с понедельника. Расчет пени производится согласно ст. 129 НКУ. При этом ее размер зависит от того, кто определил налоговое обязательство — сам налогоплательщик или орган ДФС:

— Если сумма налогового обязательства определена налогоплательщиком, то пеня начинает начисляться по истечении 90 календарных дней, следующих после окончания срока уплаты налогового обязательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, включая день погашения из расчета 100% годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день. При самостоятельном выявлении ошибки также надо учитывать срок давности 365 дней. Если ошибка обнаружена позже, то налогоплательщик уже не имеет права на ее самостоятельное исправление. Для отображения такого штрафа используется строка 19 налоговой декларации плательщика ЕН.

— Если сумма налогового обязательства определена органом ДФС, то начисление пени начинается с первого рабочего дня после окончания срока уплаты и заканчивается днем ??уплаты. Пеня начисляется за каждый день просрочки, включая день погашения долга, исходя из 120% учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день.

Кроме штрафа и пени также могут быть и другие последствия, если уплата налога затягивается: при наличии налогового долга, то есть недоплаты налога, штрафа, пени, на каждое 1-е число месяца в течение 2-х последовательных кварталов налогоплательщик обязан перейти на общую систему налогообложения (пп. 298.2.3 НКУ); если нарушения (неуплата) оказывается при проверке органом ДФС, то налогоплательщик сможет вернуться на уплату ЕН только после окончания 4-х последовательных кварталов с момента принятия органом ДФС решение об аннулировании регистрации плательщика ЕН (п. 299.11 НКУ).

Все, что вам необходимо знать о налогах, начисленных государством на ваш бизнес, суммы выплат, возможные долги, штрафы или переплаты теперь доступно в новом сервисе ЛІГА:ЗАКОН Liga:REPORT.

Штрафы и пени по налогам: учет и проводки

Практически любая компания хотя бы раз получала от ФНС требование на уплату штрафа за несвоевременно сданную декларацию или на уплату пеней за просрочку платежа. Как самостоятельно рассчитать сумму пеней и проверить расчеты налоговой службы, какими проводками отразить налоговые санкции, расскажем в данной статье.

Учет штрафов по налогам

Определение налогового штрафа можно найти в ст. 114 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, штраф относится к категории налоговых санкций. Применяется он в случае совершения налогового правонарушения и исчисляется в денежном выражении.

Размер штрафа зависит от вида нарушения (гл. 16 НК РФ). Самые распространенные налоговые санкции, с которыми сталкивается бухгалтер, это штрафы за несвоевременную уплату налогов и сдачу отчетности.

Например, при подаче декларации по НДС позже установленного срока компанию ждет штраф в размере от 5 до 30 % суммы налога, указанного в декларации. При этом минимальный штраф составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). А если бухгалтер забыл перечислить налог, придется заплатить еще и пени за каждый день просрочки.

Все штрафы по налогам выносятся на основании решения ФНС и подлежат уплате виновной организацией, а не должностным лицом. Иногда штрафы по отчетности удерживают из зарплаты исполнителя (например, главбуха) — такие действия должны быть закреплены в локальных нормативных актах (в положении об оплате труда, в порядке о премировании работников и т. п.).

Штрафы отражаются по дебету счета 99 и кредиту счетов 68 или 69. Для подробной аналитики можно открыть дополнительные субсчета к счету 68 в разрезе видов налогов. Например, счет 68 субсчет «Штрафы по НДС». Такая аналитика позволит бухгалтеру отследить, штрафы по каким налогам уже уплачены.

Дебет 99 Кредит 68 — начислен штраф по налогу.

Дебет 68 Кредит 51 — перечислен в ФНС штраф по налогу.

Дебет 99 Кредит 69 — начислен штраф по страховым взносам.

Суммы налоговых санкций не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Как отразить в учете пени по налогу

Пени не относятся к налоговым санкциям, а поэтому их учет мы рассмотрим отдельно.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора. Если срок уплаты налога выпадает на 25 января, то пени нужно начислять с 26 января.

Начислять ли пени за день, в который погашена задолженность, — вопрос спорный. На протяжении многих лет контролирующие органы и суды отстаивают разные точки зрения. Минфин России считает, что пени не нужно начислять за день, в котором произошла уплата недоимки (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Суды также соглашаются с указанным мнением. А вот ФНС нередко настаивает на том, что пени нужно начислить даже за день, когда недоимка была уплачена (Разъяснения ФНС РФ от 28.12.2009). Если сумма пеней за один день не велика, безопаснее поступить согласно позиции налоговой службы. Если речь идет о существенных суммах, нужно быть готовым к тому, что свою позицию придется доказывать в суде.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от долга. Процентная ставка пени равна 1/300 действующей ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, по состоянию на 01.03.2017 она равна 10 % (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).

Пени = Не уплаченная в срок сумма налога x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования.

С 01.10.2017 пени будут считаться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, если просрочка по уплате превысит 30 дней (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

На практике пени учитывают по-разному: одни специалисты относят пени по налогам на счет 91, а другие — на счет 99. Ни один нормативный акт не дает четкого ответа, на каком счете нужно учитывать пени. Решение нужно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике предприятия.

Вариант № 1. Пени учитываются на счете 91

Если прочитать определение пени, то можно сделать вывод: пени не относятся к налоговым санкциям, а значит, не могут быть учтены на счете 99. Характеристика счета 99 представлена в плане счетов и дословно звучит так: «на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций». Про пени тут речи нет.

Так как пени не учитываются при налогообложении (п. 2 ст. 270 НК РФ), для их учета остается лишь счет 91-2. Однако в плане счетов разъясняется, что по счету 91 можно учитывать лишь пени за нарушение договорных условий. Перечень расходов раскрыт в ПБУ 10/99, и среди перечисленных также нет пеней по налогам. Но в ПБУ 10/99 есть статья «прочие расходы», и пени можно отнести к ней. Главное, закрепить отражение пеней на счете 91 в учетной политике организации.

Учитывая пени на счете 91, придется начислять постоянное налоговое обязательство (ПБУ 18/02).

Пример. Компания «Сила» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 1 450 рублей. В организации учет пеней ведут на счете 91.

Бухгалтер сделал проводки:

Дебет 91-2 Кредит 68 1 450 — начислены пени;

Дебет 99 Кредит 68 290 — отражено постоянное налоговое обязательство (1 450 x 20 %).

Вариант № 2. Пени учитываются на счете 99

Учитывать пени на счете 99 гораздо удобнее. Тогда бухгалтеру не придется начислять ПНО.

В инструкции по применению плана счетов для учета пеней напрямую не подходит ни счет 91, ни счет 99. Однако по своему экономическому содержанию понятие пеней очень близко к налоговым санкциям, которые нужно учитывать на счете 99. Операции в бухучете нужно отражать исходя из их экономического содержания, которое находится в приоритете перед правовым статусом операции (п. 6 ПБУ 1/2008).

Пример. Компания «Небо» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 421 рубль. В организации учет пеней ведут на счете 99.

Бухгалтер сделал проводки:

Дебет 99 Кредит 68 421 — начислены пени.

Независимо от выбранного варианта отражения пеней нужно помнить, что пени не уменьшают прибыль в целях налогообложения. В бухгалтерской отчетности пени отражаются в зависимости от выбранного счета учета. В конечном итоге чистая прибыль будет одинаковой при любом варианте учета пеней. Если сумма пеней существенна, желательно раскрыть информацию о ней в пояснительной записке.

Пример расчета пеней. ООО «Весенний ветер» отправило декларацию по НДС за IV квартал 2016 года 30.01.2017 вместо установленного срока 25.01.2017. Налог к уплате согласно декларации равен 360 000 рублей. Компания заплатила причитающийся налог только 30.03.2017. ФНС выставила требование № 4587 от 05.04.2017, согласно которому нужно уплатить штраф в размере 5 % от суммы налога — 18 000 рублей. Бухгалтер рассчитал суммы пеней и отразил все санкции проводками. Учет пеней в компании «Весенний ветер» ведется на счете 99. За день оплаты пени также начисляются.

Дебет 99 Кредит 68 18 000 — отражен штраф согласно требованию № 4587 от 05.04.2017.

Бухгалтер рассчитал пени. НДС можно платить по 1/3 в квартал. Таким образом, 25.01.2017 компания должна была заплатить 120 000 рублей (360 000 : 3). По 120 000 рублей следовало отправить в бюджет 27.02.2017 и 27.03.2017 (из-за выходных дней срок уплаты переносится). Ставка рефинансирования равна 10%.

Пени по первому платежу считаются за 64 дня (с 26.01.2017 по 30.03.2017).

120 000 х 64 дн. х 10 % : 300 = 2 560 рублей.

Пени по второму платежу считаются за 31 день (с 28.02.2017 по 30.03.2017).

Неустойка — это…

Чтобы установить, в чем разница пени и неустойки, прежде всего нужно уяснить содержание понятия неустойки, ее признаки, назначение и особенности правового регулирования.

Определение неустойки приводится в ст. 330 Гражданского кодекса (далее также ГК), из которой следуют ее признаки:

  • представляет собой определенную денежную сумму;
  • устанавливается законодательным актом или по взаимной договоренности сторон;
  • основание требование выплаты — ненадлежащее исполнение второй стороной сделки взятых на себя по договору обязанностей (или неисполнение их вовсе);
  • может быть истребована лишь при виновном неисполнении обязанностей; отсутствие вины является основанием для освобождения от ее уплаты;
  • право требования неустойки не зависит от фактического несения убытков.

Согласно п. 1 ст. 329 ГК неустойка является одним из видов обеспечительных мер при заключении гражданско-правовой сделки, применяемой в качестве гарантии исполнения сторонами обязательств по договору.

Кроме того, в силу ст. 12 ГК неустойка является и одним из способов защиты нарушенных прав лица. Таким образом, это единственная обеспечительная мера, одновременно выступающая способом защиты прав пострадавшего от действий второй стороны сделки.

Отличие пени от неустойки (соотношение)

Законодательно закрепленное определение понятия пени отсутствует, что не означает свободного его толкования. Подробное определение пени дал ныне объединенный с Верховным судом Высший арбитражный суд в постановлении от 20.02.1996 № 8244/95 по делу о взыскании неустойки за оплату поставленного газа после истечения установленных сроков. Интерес в данном судебном акте представляет не столько само дело, сколько приведенное в нем определение пени, которое фактически применяется в практике гражданских правоотношений, теории права и в судебных спорах.

Итак, согласно данному документу пени представляют собой:

  • вид санкций, применяемый при нарушении стороной принятых по гражданско-правовому договору обязательств исполнить те или иные действия;
  • платеж, начисляемый на текущий момент времени, изменяющийся (увеличивающийся) при увеличении срока (чем больше времени прошло со дня оплаты до текущего момента исчисления санкции, тем большим будет их размер);
  • денежную санкцию, рассчитываемую в процентном соотношении к сумме долга, неисполненного обязательства, иного объема, определяемого законом или соглашением (в том числе в виде пункта договора);
  • выплату, размер которой исчисляется в календарных днях (процент начисляется за каждый день, начиная с первого дня после истечения срока, отведенного на выполнение конкретной обязанности).

Всеми этими признаками пеня обладает одновременно, что и составляет ее суть или определение. Более же короткое понятие, позволяющее с легкостью установить, в чем разница пени и неустойки, следует из п. 1 ст. 330 ГК: пеня есть один из видов неустойки в отношении недобросовестной стороны сделки. Следовательно, понятие неустойки более широкое и включает в себя один из видов — пеню, признаки которой закреплены как судебной практикой, так и обычаями делового оборота.

Чем отличается штраф от неустойки и пени?

Отличия штрафа и неустойки (а точнее, их соотношение) также следуют из п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса, где в качестве одного из видов неустойки наряду с пеней предусматривается штраф. Последний представляет собой обеспечительную меру, выплата которой может быть истребована при нарушении обязанностей второй стороной по договору. Следовательно, штраф — более узкое понятие.

В то же время четкого определения штрафа как вида неустойки по гражданско-правовым сделкам в законодательных актах не содержится. Однако признаки штрафа, индивидуализирующие его и позволяющие отличить от пени, выработаны обширной практикой делового оборота.

Главным и наиболее существенным отличием штрафа от пени является тот факт, что он устанавливается, как правило, в твердой денежной сумме, а не в процентном соотношении.

Кроме того, санкции в виде штрафа являются фиксированными, не зависящими от суммы неисполненного обязательства и длительности просрочки его исполнения. В первый день, наступивший вслед за сроком исполнения, сторона имеет право требовать от контрагента, не исполнившего свою обязанность, выплатить ей компенсацию в виде штрафа. Размер его будет одинаков как в первый день просрочки, так и на протяжении всего срока неисполнения договора.

Штраф и пени являются двумя видами неустойки, применяются независимо друг от друга и имеют главное различие в том, что пеня устанавливается в процентном соотношении в зависимости от просрочки, а штраф выплачивается в фиксированной сумме.

Подробнее о неустойке за просрочку исполнения обязательств по договору читайте с этой статье.

В этих публикациях вы узнаете, как рассчитать неустойку по договору поставки и договору подряда.

Как снизить неустойку по договору, мы рассказали .

Пени по гражданскому и налоговому законодательству

Пени зачастую рассматриваются не как вид неустойки по гражданским правоотношениям, а как вид санкции, применяемой в налоговых правоотношениях. В этом ключе вопрос, в чем разница пени и неустойки, имеет существенно иной ответ, нежели в рамках гражданского законодательства. Пени, согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса (далее — НК), представляют собой санкцию в форме денежной суммы, наступающую в связи с несвоевременной уплатой исчисленных, но не уплаченных налогов.

В то же время налоговая пеня обладает рядом признаков, которые есть и у гражданско-правовой пени:

  • исчисляется в процентном соотношении к сумме неуплаченного налога — п. 4 ст. 75 НК;
  • начисляется за каждый календарный день со дня, являющегося крайним для исполнения обязанности — п. 3 ст. 75 НК.

При этом пеня по налоговому законодательству, исходя из специфики правоотношений, всегда устанавливается лишь законом (абз. 2 п. 4 ст. 75 НК) и имеет размер 1/300 учетной ставки Центробанка, тогда как пеня в гражданско-правовых отношениях может устанавливаться не только законом, но и договором; при этом стороны свободны в определении ее размера (за исключением ограниченного количества случаев).

Подсчитать пени налогоплательщику — организации поможет наш калькулятор.

Как следствие, пеня по Налоговому кодексу и неустойка в виде пени по Гражданскому кодексу хотя и имеют ряд общих черт, но в первом случае все нормы носят императивный характер и применяются в отношении недобросовестных налогоплательщиков, а во втором часто устанавливаются и изменяются по соглашению сторон и применяются в гражданско-правовых сделках.

Итоги

Таким образом, вопрос о разнице между пени и неустойкой представляется не вполне корректным, правильнее было бы говорить о соотношении двух этих понятий. Так, гражданское законодательство предусматривает, что пени — это одна из форм неустойки, применяемой к недобросовестно исполнившей свои обязанности стороне. В то же время сравнение пени по налоговому законодательству и неустойки в виде пени по гражданскому показывает существенные различия между этими видами санкций, обусловленные спецификой таких правоотношений.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Все валютные операции можно условно разделить на две группы:

  • запрещенные;
  • разрешенные.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Запрещенные валютные операции

По законодательству запрещено проводить валютные операции с резидентами (ч. 1 ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Это означает, что российская организация не вправе:

  • продавать иностранную валюту резиденту;
  • приобретать иностранную валюту у резидента;
  • использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.

Такой порядок установлен подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения.

Ответственность за совершение незаконных валютных операций

За незаконные валютные операции грозит административная ответственность. Незаконными считаются запрещенные валютные операции. За их совершение Росфиннадзор может оштрафовать организацию, руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составляет от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Это следует из части 1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Ситуация: могут ли организацию оштрафовать налоговая инспекция или таможня за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях?

Нет, не могут.

Привлекать к ответственности за нарушения валютного законодательства могут только органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ). Налоговые инспекции и таможня отнесены к агентам валютного контроля (ч. 3 ст. 22 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Они вправе проводить проверки, запрашивать документы и информацию по валютным операциям, однако штрафовать организации за нарушения валютного законодательства они не могут. Такой вывод следует из перечня прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, утвержденных частями 1 и 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Вместе с тем, налоговые инспекции и таможни вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. Если должностное лицо этих ведомств установит факт того, что организация не выполняет требования валютного законодательства, будет составлен протокол (ч. 1 ст. 28.1, п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Однако рассматривать дела об этих правонарушениях вправе только органы валютного контроля – Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77). Все необходимые документы и информацию агенты валютного контроля передают в Росфиннадзор в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 166, и Положением ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. № 308-П.

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

  • расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
  • организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
  • при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Ответственность на непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений об изменении реквизитов банковских счетов

Если не подать (вовремя не подать) сведения о зарубежных банковских счетах, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Когда уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов подано с нарушением срока или формы, оштрафуют на такие суммы:

  • организацию – на 50 000–100 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 5000–10 000 руб.

Если вовсе не подать уведомление об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, Росфиннадзор может оштрафовать:

  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 40 000–50 000 руб.;
  • организацию – на 800 000–1 000 000 руб.

Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в части 5 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами. В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установлен частью 6.1 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и представлен в таблице.

Российская организация обязана представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении средств по зарубежным счетам. Это нужно делать ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. По каждому счету представьте отчет в двух экземплярах. К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам

Если организация нарушит сроки подачи отчетов о движении средств по зарубежным счетам, ей грозит административная ответственность.

Росфиннадзор оштрафует:

  • организацию – на 40 000–50 000 руб.;
  • руководителя и главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

За повторное нарушение сумма штрафа составит:

  • для организации – от 400 000 до 600 000 руб.;
  • для руководителя и главного бухгалтера – от 30 000 до 40 000 руб.

Это предусмотрено частями 6 и 6.5 статьи 15.25, статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Расчеты наличными

Организация вправе вести расчеты наличными, то есть без использования банковских счетов (оплачивать, получать в оплату рубли и иностранную валюту), в следующих случаях:

  • по операциям с уполномоченными банками;
  • по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-нерезидентом в рублях;
  • когда организация оказывает физическим лицам-нерезидентам на территории России транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги;
  • когда организация обслуживает суда (в т. ч. воздушные) иностранных государств в аэропортах, речных и морских портах;
  • когда организация получает от нерезидентов аэронавигационные, аэропортовые и портовые сборы на территории России;
  • когда организация оплачивает обслуживание ее транспортных средств (воздушных, речных, морских, автомобильных и т. д.), находящихся за пределами России;
  • когда организация оплачивает обязательные сборы, связанные с обеспечением ее деятельности (в т. ч. аэропортовые, аэронавигационные и т. д.);
  • по договорам перевозки с физическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами, находящимися за пределами России, и физическими лицами-нерезидентами;
  • по договорам перевозки грузов с физическими лицами резидентами и нерезидентами (для личных, семейных и других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности);
  • когда организация оплачивает и (или) возмещает расходы, связанные с командированием сотрудников представительств на территорию страны местонахождения представительств и за ее пределы за исключением территории России;
  • в других случаях.

Полный перечень случаев, когда российская организация вправе рассчитываться с резидентами и нерезидентами наличными в рублях или иностранной валюте, установлен частью 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Этот перечень является исчерпывающим.

Ситуация: может ли организация вести расчеты наличными с физическим лицом-нерезидентом? Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Если физическое лицо – нерезидент приобретает товар (услуги) для использования в личных целях, а не предпринимательской деятельности, организация может принять оплату наличными. Это не будет признано нарушением валютного законодательства.

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Из этого правила есть исключения. В частности, организация вправе получать в оплату рубли наличными:

  • по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-нерезидентом;
  • при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных, образовательных и других услуг.

Такие исключения предусмотрены абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

В обоих случаях важно, чтобы физическое лицо-нерезидент приобретало товар или услуги для личных, семейных или других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Розничная торговля предполагает, что товар приобретается именно для таких целей (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Ситуация: могут ли организацию привлечь к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях? Организация ведет расчеты по валютным операциям без использования банковских счетов, хотя должна это делать.

Да, могут.

Часть 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за совершение незаконных валютных операций. При этом под незаконными валютными операциями понимаются запрещенные операции. По общему правилу все расчеты по валютным операциям организация должна вести через счета в уполномоченном банке или в банке, расположенном за рубежом (при условии соблюдения порядка открытия такого счета) (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Если организация ведет расчеты наличными, это является незаконной валютной операцией (т. е. запрещенной). Следовательно, за проведение таких расчетов Росфиннадзор может привлечь организацию к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

  • паспорт сделки (п. 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
  • справку о валютных операциях (п. 2.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
  • справку о подтверждающих документах (п. 9.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если организация нарушит порядок их сдачи в банк, Росфиннадзор ее оштрафует.

Штраф за нарушенные сроки подачи отчетов зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.

Когда же организация сдаст справки с нарушением установленного порядка, Росфиннадзор оштрафует:

  • организацию – на 40 000–50 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

Репатриация валютной выручки

В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
  • поступление от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта) – при уступке денежного требования финансовому агенту. При этом финансовый агент обязан уведомить резидента об исполнении обязательств нерезидентом в течение пяти рабочих дней с даты получения денег, но не позднее последнего срока исполнения обязательств нерезидентом;
  • возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1, частью 5 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
  • исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:

  • если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
  • если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:

  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.

Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки

Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке, Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:

  • 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
  • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Такая же ответственность грозит организации, если она не обеспечит своевременное поступление иностранной валюты или рублей от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) при уступке ему денежного требования.

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Вместо этого штрафа или в дополнение к нему организации и ее руководителю и главбуху грозит санкция в сумме 1/150 ставки рефинансирования от несвоевременно возвращенной валютной выручки, за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования берется та, которая действовала в период просрочки.

Если финансовый агент (фактор) не уведомит своевременно резидента о поступлении валюты на его счет, сумма штрафа составит:

  • для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.

Это следует из частей 4, 5 и 6 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

  • от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

  • сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
  • нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
  • будут использованы подложные документы;
  • операции проводятся через фирмы-однодневки.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Совет: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

  • предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
  • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
  • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх