Куперс

Бухучет и анализ

Штрафы по 44 ФЗ

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросам применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Кроме того, согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Учитывая изложенное, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по контракту потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вместе с тем, частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Порядок направления такого решения установлен частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в результате одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в Федеральную антимонопольную службу, информацию, предусмотренную частью 3 указанной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что вопрос о включении или не включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принимается контрольным органом в сфере закупок исходя из всех обстоятельств дела.

Кроме того, отмечаем, что положения Закона N 44-ФЗ предусматривают возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в судебном порядке.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Расчёт пеней и штрафов по нарушению госконтрактов осуществляется, согласно законодательству, отдельными методами. Штраф назначается за ненадлежащее исполнение контракта, а пеня — за нарушение сроков исполнения, и установлены они разными документами.

Расчёт штрафов и пеней производится способами, указанными в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом. Утверждены данные правила постановлением Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063.

Пени, налагаемые на заказчика.

При просрочке исполнения контрактов взыскивается пеня, размер которой указан в законе 44-ФЗ. Согласно ч. 5 ст. 34 данного закона, размер пени составляет в этом случае 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченной вовремя суммы за каждый день просрочки (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору). Размер пени не подлежит изменению по согласованию сторон — в этом говорится в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ.

Пени, налагаемые на поставщика.

Не вовремя исполнившие контракт поставщики облагаются пеней, расчитать которую будет немного сложнее — ведь её величина будет зависеть от степени нарушения сроков и объёма неисполненных работ.

Рассчитываются такие пени по формуле, указанной в п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063.

П=(Ц-В)*С — формула расчёта пени.

С=Ссб*ДП — формула расчета ставки.

К=ДП/ДК*100% — коэффициент К.

где Ц — цена контракта.

В — стоимость обязательства фактически выполненного.

С — размер ставки.

Ссб — ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент уплаты пени с учётом коэффициента К.

ДП — количество просроченных дней.

ДК — срок выполнения обязательств.

Причём если К=0-50%, то ставка = 0,01 ставки рефинансирования

если К=50-100%, то ставка = 0,02 ставки рефинансирования

если К >%, то ставка = 0,03 ставки рефинансирования.

Штрафы.

Их условия для заказчиков и поставщиков прописаны в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 и в КоАП РФ.

Штраф за нарушение контракта представляет собой фиксированную сумму, а его размер зависит от цены контракта, о чём сказано в пункте 5 Правил.

Если закупка производится у единственного поставщика, заказчик может не закреплять в контракте суммы неустоек и штрафов (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

если сумма контракта не более 100 тыс. руб. — это касается контрактов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

если закупаются лекарства

(п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Штрафы для поставщиков за нарушение контракта куда серьёзнее пеней за их просрочку. Поэтому в ситуации, если контракт не выполнен в срок — лучше задержать его исполнение, чем сдать в срок ненадлежащее выполненным.

Ответственность заказчика по несвоевременному возврату денежных средств, перечисленных подрядчиком в качестве обеспечения контракта, законом 44-ФЗ не предусмотрена, но в таких ситуациях, согласно ст. 395 ГК РФ, происходит взыскание процентов за неправомочное пользование чужими денежными средствами в размере указанных Банком России и действующих в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (ст. 395 ГК РФ).

Административной ответственности за отсутствие обоснования или неверное обоснование начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ в КоАП не предусмотрено, но при этом такая ответственность предусмотрена за размещение в ЕИС информации с нарушениями требований законодательства, согласно ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ — 15000 руб. для должностных и 50000 руб. для юридических лиц.

Если извещение о закупке размещено раньше 10 дней с даты публикации плана-графика, в КоАП предусмотрены административные штрафы, в зависимости от процедур, последовавших за изменением плана графика (ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Если в составе учредителей участника есть офшорная компания, то такая организация не является офшорной, и отклонять её заявку участник не вправе.

Здравствуйте. Заказчик по 44-ФЗ может взыскать с нас штраф и проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ с суммы штрафа? (не с суммы основного долга, а со штрафа нам!)

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст.34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.
Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
В контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.
При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Согласно ст.395 Гражданского кодекса, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.
Начисление процентов на проценты (сложные проценты) не допускается, если иное не установлено законом. По обязательствам, исполняемым при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, применение сложных процентов не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.
Таким образом, если на сумму долга начислен штраф или неустойка, то проценты по ст.395 Гражданского кодекса не взыскиваются.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

08.08.2019 Изменены правила определения размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ

Опубликовано постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011, которым внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Изменения вступят в силу 14.08.2019.
Первое изменение, как уже видно из обновленного наименования Правил, коснулось порядка определения размера пени в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что с 12.05.2019 размер пени определен ч.7 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Таким образом, Правила будут определять исключительно размеры штрафов.
Также установлен новый размер штрафа для поставщика (подрядчика, исполнителя) из числа СМП и СОНО. Согласно п.4 Правил размер штрафа составит 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Изменен и порядок определения размера штрафа для случаев, когда контракт заключается с победителем, предложившим наиболее высокую цену за его заключение (п.5 Правил). Размер штрафа заказчик будет рассчитывать от НМЦК или от цены контракта в зависимости от их соотношения. Например, если цена контракта превысит НМЦК, размер штрафа должен быть рассчитан от цены контракта.
Кроме того, из правил определения размера штрафа исключено указание на фиксированную сумму, что соответствует действующей редакции ч.5 и 8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, в проектах контрактов, размещаемых заказчиками в ЕИС с 14.08.2019, должны быть предусмотрены новые положения о порядке определения размера штрафа.

Штрафные санкции за нарушение условий гражданско-правовых договоров

Правовое регулирование

Статьей 330 Гражданского кодекса РФ определено понятие «неустойка (штраф, пени)» — это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки его исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков и не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства — несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Вместе с тем ст. 332 ГК РФ установлено понятие «законная неустойка» — кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Статьей 395 ГК РФ установлена ответственность за неисполнение денежного обязательства: за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора (а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения) учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Однако ст. 333 ГК РФ предусматривает возможность уменьшения размера неустойки: если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17).

Бухгалтерский учет

Требования организации к контрагенту за нарушение договорных обязательств в виде штрафов, пени и неустоек, причитающихся к получению, включаются в состав прочих доходов. Согласно п. 10.2 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.
Таким образом, только при наличии документа о признании должником или решения суда производится бухгалтерская запись: Д-т 76 К-т 91.
Рассмотрим «зеркальную» ситуацию: у организации, виновной в нарушении договорных обязательств, штрафы, пени и неустойки признаются прочими расходами. Согласно п. 14.2 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.
Следовательно, в учете организации-виновника при наличии документа о признании должником неустойки или решения суда производится бухгалтерская запись: Д-т 91 К-т 76.

Налоговый учет штрафных санкций в качестве дохода

У организации, выдвинувшей требование к контрагенту за нарушение договорных обязательств, причитающиеся к получению штрафы, пени и неустойки признаются доходом в налоговом учете, причем регламентация данной разновидности внереализационного дохода последовательно присутствует в различных статьях гл. 25 Налогового кодекса РФ, которые необходимо рассматривать в совокупности и неразрывной связи.

Что признается доходом?

Доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате им на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба включаются в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Датой признания таких доходов является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В какой сумме признается доход?

Согласно ст. 317 НК РФ при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, они не включаются в состав внереализацонных доходов для целей налогообложения прибыли. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Налоговые органы, нарушая подчас приведенную выше последовательность, считают: если в договоре предусмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, доход должен признаваться «автоматически» при возникновении факта нарушения контрагентом условий договора (т.е. вне зависимости от признания должником или вступления в законную силу решения суда).
Ранее Высший арбитражный суд РФ в решении от 14.08.2003 N 8551/03 признал указанную позицию незаконной: «Довод… о том, что согласование сторонами в договоре условий о неустойке или о размере возмещаемых убытков (ущербе) само по себе достаточно для признания кредитором причитающихся сумм в качестве внереализационного дохода при отсутствии возражений должника, на законодательстве не основан».
Несмотря на это решение ВАС РФ, налоговые органы путают термины «признание» (п. 3 ст. 250 и подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ) и «отражение» (ст. 317 НК РФ).
В определении ВАС РФ от 27.03.2008 N 2312/08 констатируется, что включение во внереализационные доходы суммы пеней только в связи с наличием этого условия в договоре и при отсутствии возражений должника не соответствует налоговому законодательству. Доход отсутствует, если налогоплательщиком не было реализовано право требования уплаты пеней, а должник не совершал действий, свидетельствующих о признании долга в виде неустойки или убытков и не проявил готовности уплатить их.
Кассационная коллегия отклонила довод налогового органа, что моментом признания должником штрафных санкций является факт подписания им кредитного договора. Таким образом, для признания в качестве дохода штрафных санкций по гражданско-правовым договорам недостаточно лишь факта нарушения контрагентом условий договора; необходим также документально подтвержденный факт признания должником штрафных санкций (либо решение суда, вступившее в законную силу). Текст договора, содержащий условие о размере неустойки и условиях ее возникновения, сам по себе не является фактом признания должником этой неустойки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2007 по делу N А56-273/2007).

В постановлении ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 по делу N А65-23361/2005-СА1-19 констатируется: для признания внереализационными доходами сумм санкций, признанных должником, необходим документ, подтверждающий согласие должника с фактом наличия долга и его размером. Начисление доходов в соответствии с условиями заключенных договоров еще не означает определенность в их получении, поскольку штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств могут быть не признаны должником, а их размер уменьшен арбитражным судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Аналогичные выводы имеются в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2007 по делу N А56-56889/2005, от 13.12.2007 по делу N А35-7333/06-С21 и др.
На данный вопрос неоднократно обращал внимание и Минфин России. Главное финансовое ведомство страны разъясняло: штрафные санкции, не признанные должником, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов (см. письма Минфина России от 15.12.2008 N 03-03-06/2/165, от 07.11.2008 N 03-03- 06/2/152).
Таким образом, из анализа п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 и ст. 317 НК РФ следует, что штрафные санкции в качестве дохода зависят не от условий договора, а от факта их признания должником. А вот уже после этого размер дохода будет зависеть от условий договора.
Однако возникает вопрос: распространяется ли используемое в подп. 3 ст. 250 и подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ понятие «решение суда, вступившее в законную силу» также на решения третейского суда и международного коммерческого арбитража?
Президиум ВАС РФ в постановлении от 03.04.2007 N 14715/06 не согласился с тем, что в указанных нормах речь идет о любых случаях, включая третейские международные коммерческие арбитражи. При этом он указал: понятие «решение суда, вступившее в законную силу» гл. 25 НК РФ должно использоваться исключительно в действующей системе правового регулирования применительно к судебным актам, принимаемым государственными судами, и вернул дело на повторное рассмотрение.

Налоговый учет штрафных санкций в качестве расхода

Согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате им на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
В соответствии с подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления указанного расхода является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Таким образом, для признания как дохода, так и расхода необходимы одни и те же документы:
— если должник признает штраф, пеню или неустойку в добровольном (досудебном) порядке, этот факт должен быть документально подтвержден (письмом, актом сверки, платежным поручением);
— если должник не признает свою ответственность за нарушение договорных обязательств, соответствующее решение суда должно вступить в законную силу.
Однако далеко не всякий штраф может уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Вместе с тем данные штрафные санкции должны быть:
— обоснованны;
— соразмерны;
— предназначены другому налогоплательщику.
Расходы в виде штрафных санкций у налогоплательщика должны обязательно корреспондироваться с аналогичным доходом у другого налогоплательщика — на данное обстоятельство обращено внимание в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 N 9564/08.

Налог на добавленную стоимость

Штрафные санкции, полученные продавцом (подрядчиком, исполнителем)

Из анализа норм ст. 162 НК РФ следует, что штрафные санкции прямо в них не упомянуты. Однако, как считают налоговые органы и Минфин России, штрафные санкции, полученные плательщиком НДС, который является по договору продавцом товаров (подрядчиком работ или исполнителем услуг), связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим они должны включаться в налоговую базу по НДС (см. письма Минфина России от 05.06.2008 N 03-07-11/218, от 06.03.2009 N 03-07-11/54, от 11.03.2009 N 03-07-11/56, от 28.04.2009 N 03-07-11/120).
Однако арбитражные суды не согласны с подобной точкой зрения. Положительная для налогоплательщиков арбитражная практика начала формироваться с постановления ФАС Уральского округа от 13.01.2004 по делу N Ф09-4822/03-АК и логически завершилась правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07: суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 162 НК РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

Штрафные санкции, полученные покупателем (заказчиком)

Если покупатель (заказчик) получил штрафные санкции от поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение последним договорных обязательств, полученные денежные средства никоим образом не связаны у покупателя (заказчика) ни с одним из предусмотренных ст. 146 НК РФ объектом налогообложения, поэтому и не подпадают под действие ст. 162 НК РФ. Это признают и налоговые органы. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 07.02.2008 N 19-11/11309 указано: нормы ст. 162 НК РФ не применяются при получении покупателем товаров (работ, услуг) штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора поставщиком товаров (работ, услуг), в частности за несвоевременную поставку товаров (работ, услуг), некачественно выполненные работы (оказанные услуги), несоответствующий ассортимент поставленных товаров. К данной группе санкций, связанной с приобретением товаров (работ, услуг), относятся и штрафы, выплаченные покупателем поставщику за несвоевременную приемку поступивших от него грузов.

Штрафные санкции признаны и уплачены

Если штрафные санкции признаны или присуждены судом, они являются расходом у одной стороны и доходом — у другой. При этом для организаций, определяющих для целей исчисления налогооблагаемой прибыли доходы и расходы по методу начисления, факт уплаты штрафных санкций значения не имеет.
Однако возникает проблема с НДС. Если налоговые органы настаивают на том, что продавец (подрядчик, исполнитель), получивший штрафные санкции, обязан включить их в налоговую базу по НДС, покупатель (заказчик), уплативший эти штрафные санкции, не имеет права на налоговые вычеты по НДС в отношении этих штрафных санкций.
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 по делу N А13-5448/2007 констатируется: «Кассационная коллегия считает правильным вывод суда о неправомерном предъявлении заявителем к вычету 2340 руб. НДС, начисленного на сумму штрафа, поскольку по смыслу статей 146, 154 и 162 НК РФ штраф за просрочку исполнения обязательств по договору не является объектом обложения НДС».
Единственным выходом из данного положения является следующий. Продавец (подрядчик, исполнитель) не включает полученные от покупателя (заказчика) штрафные санкции в налоговую базу по НДС. Тогда и у покупателя (заказчика) не возникает никаких проблем с налоговыми вычетами по НДС.
Если же продавец (подрядчик, исполнитель) все-таки облагает НДС полученные штрафные санкции, он обрекает покупателя (заказчика) на неизбежный налоговый спор об обоснованности налогового вычета по НДС (см., в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 18.05.2007 по делу N А57-12198/06-28 и определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10997/07).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх