Куперс

Бухучет и анализ

Суверенные фонды

Активы 82 крупнейших суверенных фондов мира сейчас составляют $8 трлн, указывают в своем исследовании эксперты НИУ ВШЭ со ссылкой на данные Института суверенных фондов (Sovereign Wealth Fund Institute). На первом месте по общему объему «кубышки» — КНР, четыре китайских фонда в совокупности располагают активами на $1,8 трлн. На втором — ОАЭ с пятью суверенными фондами с суммарными активами в $1,211 трлн, на третьем — Норвегия с одним фондом в $1,1 трлн.

Поскольку китайские суверенные накопления «разложены» по четырем фондам, а норвежские сосредоточены в одном, крупнейшим в мире фондом является Государственный пенсионный фонд Норвегии с $1,108 трлн. Россия в списке стран на 11-м месте: с активами Фонда национального благосостояния (по данным Минфина РФ на 1 ноября — $124,5 млрд) и относительно небольшого Российского фонда прямых инвестиций (зарезервированный капитал под управлением — $10 млрд).

С учетом размеров экономики Китай в перечне самых крупных обладателей накоплений находится лишь на 14-м месте — общие активы китайских фондов к размеру ВВП составляют 13,4%. В таком относительном измерении самыми большими сбережениями в суверенных фондах обладают Бруней и Кувейт (в обоих государствах — более 400% ВВП), ОАЭ (порядка 280%) и Норвегия (255%). Россия в этом рейтинге (объем ФНБ составляет 7,3% ВВП) занимает 17-е место, заметно уступая странам СНГ, имеющим суверенные фонды (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан). В ВШЭ отмечают, что российское соотношение активов фондов к ВВП больше характерно для стран, сформировавших суверенные фонды не за счет сырьевого экспорта,— Кореи, Ирландии, Турции.

С учетом международных методик в исследовании все суверенные фонды мира разделены на пять видов. Это стабилизационные фонды (для защиты от волатильности на товарных рынках и внешних шоков — это с оговорками ФНБ и чилийский стабфонд), сберегательные (для последующих поколений, пример — норвежский пенсионный фонд), фонды развития (вложения в крупные проекты, Китайская инвестиционная корпорация), резервные пенсионные фонды (формально ФНБ подходит и здесь) и резервные инвестиционные корпорации (вложения в высокодоходные и сравнительно рискованные активы, пример — сингапурский фонд Government Investment Corporation).

Вадим Вислогузов

Суверенные фонды благосостояния создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены. Нужно ли создавать суверенные фонды и какую роль они играют в период разразившегося финансового кризиса, рассматривает автор в настоящей статье. Существуют различные определения «суверенного фонда благосостояния».

1. Суверенный фонд благосостояния (Sovereign Wealth Fund (SWF)) — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и (или) для государственных нужд в долго- срочной перспективе1.

2. Суверенный фонд благосостояния — государственный инвестиционный фонд, состоящий из акций, облигаций, недвижимости и (или) других финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте. Часть средств может быть инвестирована внутри экономики. Инвестирование средств суверенного фонда благосостояния предполагает более высокий уровень доходности по сравнению с государственными резервами и соответственно более высокий уровень риска. Организационная форма возможна в виде фонда или инвестиционной корпорации2.

📌 Реклама Отключить

Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд, фонд будущих поколений, резервный фонд.

Необходимость создания суверенных фондов благосостояния

Основные функции суверенного фонда благосостояния таковы:

Во-первых, средства фонда могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры.

Во-вторых, в период высоких цен на сырье фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие «голландской болезни экономики»3. Дело в том, что рост экспортной выручки приводит, как правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям избрать определенную стратегию — приспособиться к низкому либо высокому курсу. Кроме того, в условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что характерно для большинства стран — экспортеров ресурсов) увеличение экспортных поступ-лений приводит к росту инфляции.

📌 Реклама Отключить

Помимо экономических задач, суверенный фонд благосостояния выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и к дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объема госбюджета сами по себе.

Тем не менее необходимость создания суверенных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом. В российской практике высказывались предложения направить средства фондов в инфраструктурные проекты. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в суверенном фонде.

📌 Реклама Отключить

Общий анализ принципов управления средствами суверенных фондов благосостояния. Мировой опыт

Несмотря на разнообразие институциональной структуры суверенных фондов благосостояния, можно выделить общие концептуальные принципы управления:

  • транспарентность накопления и использования средств фонда;
  • долгосрочная стратегия формирования и использования ресурсов фонда с учетом критериев роста и допустимого риска;
  • исключение отрицательного влияния инвестиций фонда на экономику;
  • независимость от политической конъюнктуры;
  • защита аккумулируемых средств от инфляции;
  • определение методики анализа эффективности операций фонда;
  • профессиональный инвестиционный менеджмент;
  • управление, предусматривающее контроль;
  • прозрачность, предусматривающая пуб-личное раскрытие информации об операциях и аудиторских отчетов, регулярное распространение информации в СМИ;
  • интеграция с государственным бюджетом, обеспечивающая управление нефтяными поступлениями и наблюдение за ними с учетом целей создания фонда.

Выбор стратегии управления средствами суверенных фондов зависит от приемлемого соотношения риска/доходности (стабильности). Управляющие могут иметь различные цели своей деятельности: в одном случае главное — максимизировать доходность, в другом — приоритетом является гарантия сохранности средств. 📌 Реклама Отключить

Набор финансовых инструментов, предусмотренных для инвестирования средств фондов, может выступать регулятором соотношения риска/доходности. Иллюстрирует данную закономерность приведенная ниже таблица, из которой видно, что Россия придерживалась максимально консервативной стратегии при управлении средствами Стабилизационного фонда. Катарский инвестиционный фонд, напротив, ориентирован на максимизацию доходности, имеет наиболее широкий выбор доступ-ных для инвестирования финансовых инструментов, потенциально способных принести большую доходность, однако при большем уровне риска.

Мировой опыт включает различные модели систем управления средствами суверенных фондов. Приведем несколько примеров государственного и негосударственного управ-ления средствами этих фондов.

Государственное управление средствами суверенных фондов:

📌 Реклама Отключить

  • Норвежским государственным пенсионным фондом владеет Министерство финансов, а управляет Центральный банк страны;
  • Кувейтский резервный фонд будущих поколений управляется инвестиционным агентством, принадлежащим правительству Кувейта. Для осуществления инвестиций агентство проводит отбор и найм управляющих менеджеров;
  • Национальным фондом Республики Казахстан управляет Центральный банк Казахстана;
  • управление инвестиционным портфелем Трастового фонда наследственных сбережений Альберты (Канада) осуществляется департаментом инвестиционного менедж-мента Министерства финансов Альберты.

Негосударственное управление средствами суверенных фондов:

  • в Сингапуре и Китае были созданы специализированные корпорации: соответственно Темасек и Китайская Инвестиционная Корпорация;
  • в ОАЭ существует несколько суверенных фондов, управление которыми осуществляется специальными управляющими (негосударственными);
  • Постоянный нефтяной фонд штата Аляска находится под управлением частной корпорации, которая нанимает менеджеров для осуществления инвестирования средств фонда.

Норвегия 📌 Реклама Отключить

Фонд (Government Pension Fund — Global) создан в 1990 году для вложений сверхдоходов от экспорта нефти в долгосрочные инвестиции (преимущественно от налоговых поступ-лений от нефтедобывающих компаний, но также от продаж лицензий на разработку месторождений, поступлений по государственному прямому финансовому проценту (State’s Direct Financial Interest — по-видимому, специфический налог), дивидендов от частичного государственного участия в капитале компании StatoilHydro — госкомпании, курирующей нефтяной и гидроэнергетический бизнес).

Фондом владеет Министерство финансов, а управляет Центральный банк Норвегии.

На сегодняшний день это крупнейший пенсионный фонд в Европе и второй по величине в мире, первый — Калифорнийский общественный фонд (California Public-Employees Pension Fund (CALPERS)).

📌 Реклама Отключить

По состоянию на 31.01.2008 активы фонда составляли 2002,1 млрд норвежских крон (около 340 млрд долл. США). Это примерно 87% от ВВП Норвегии.

Фонд инвестирует 40% своих активов в акции и 60% в облигации с фиксированным доходом только на международных рынках. Инвестиции лимитированы максимальной долей в 5% акций любой компании.

Венесуэла

В 1998 году в Венесуэле был создан Фонд макроэкономической стабилизации. Первоначально критерии наполнения этого фонда были сформулированы достаточно жестко: если мировая цена на нефть превышает нормативную (14,7 долл. США за баррель), то каждый доллар сверх этого идет в фонд. В дальнейшем правила перечисления средств в фонд менялись, а госбюджет сводился с постоянным дефицитом. К 2003 году удалось накопить 2,59 млрд долл. США, но правительство Уго Чавеса вскоре истратило эти деньги, и сейчас фонд фактически не функционирует.

📌 Реклама Отключить

Кувейт

В Кувейте в 1953 году создан Инвестиционный фонд Кувейта, в котором к середине 2008 года накоплено более 260 млрд долл. США. В Инвестиционный фонд перечисляются 10% госдоходов (независимо от их происхождения и цены на нефть). Характер размещения средств фондов не разглашается, хотя известно, что деньги вкладываются в ценные бумаги развитых стран.

Нигерия

В сентябре 2004 года правительство страны приняло решение создать Стабилизационный фонд и перевести в него 50% нефтяной сверхприбыли за предыдущий год. Однако уже в ноябре того же года из этих средств было изъято 280 млн долл. США, которые были потрачены на компенсацию гражданам их затрат на бензин. Фонд так и не начал функционировать.

Оман

В Омане в 1980 году был создан Государственный резервный фонд, а в 1993 году — еще и Нефтяной фонд. При этом все нефтяные доходы при цене нефти до 15 долл. США за баррель идут в бюджет, следующие 2 долл. США за баррель — в Государственный резерв-ный фонд, следующие 0,5 долл. США за баррель — в Нефтяной фонд, а при цене свыше 17,5 долл. США за баррель нефтяные сверхдоходы снова идут в бюджет. Однако фонды наполнить так и не удалось, так как их средства постоянно шли на покрытие бюджетного дефицита.

📌 Реклама Отключить

Чили

Медный стабилизационный фонд Чили был создан в 1985 году. Ежегодно Министерство финансов Чили устанавливает ориентировочную (базовую) цену на медь. Если реальная экспортная цена превышает базовую, то излишек доходов перечисляется из бюджета в фонд. К началу 2008 года в фонде было аккумулировано около 21 млрд долл. США.

Россия

В России в 2004 году был учрежден Стабилизационный фонд. В него перечислялись государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена на нефть была равна «цене отсечения», а все сверх этого идет в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне 20 долл. США за баррель, затем была повышена до 27 долл. США.

📌 Реклама Отключить

Стабилизационный фонд выполнял следующие функции:

  • являлся встроенным стабилизатором;
  • обеспечивал дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • мог служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

Активами фонда напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание.

С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резерв-ный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1% ВВП, на 2009 год — 5,5%, на 2010 год — 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП.

📌 Реклама Отключить

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

Резервный фонд Российской Федерации был сформирован 1 февраля 2008 года. На 1 октября 2008 года сумма резервного фонда составляла 3 559,19 млрд рублей.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового транс-ферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в этом федеральном законе на очередной финансовый год и плановый период.

📌 Реклама Отключить

Если величина Резервного фонда превысит 10% ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

Фонд национального благосостояния России (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда. На 1 октября 2008 года сумма ФНБ составляла 1 228,88 млрд. рублей.

ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособ-ленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утверж-денный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резерв-ного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Актуальные проблемы

Наиболее острыми на сегодняшний день являются вопросы системы управления средствами суверенных фондов и стратегии управ-ления средствами ФНБ.

Система управления средствами фондов

Средства российских суверенных фондов размещаются на счетах по учету средств фондов в разрешенной иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов), открытых в Центральном банке РФ на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ. За пользование денежными средствами, размещенными на счетах суверенных фондов благосостояния, Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета. Центральный банк РФ выступает основным агентом Минфина России по управлению средствами фондов.

📌 Реклама Отключить

Важно отметить, что действующая система обеспечивает иммунитет средств фондов от взыскания или ареста по судебным требованиям иностранных организаций к Российской Федерации (риск компании Noga).

Информация по использованию средств фондов Центральным банком РФ не находится в открытом доступе, что не дает возможности определить реальную эффективность управления этими средствами.

Постановлениями Правительства Российской Федерации «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» и «О порядке управления средствами Резервного фонда» устанавливается Перечень требований к финансовым активам и Перечень операций с финансовыми активами, в которые могут размещаться средства фондов. Согласно Перечням формируется виртуальная модель портфеля финансовых инструментов, по которому рассчитывается средняя доходность (виртуальная).

📌 Реклама Отключить

За пользование средствами фондов Центральный банк РФ выплачивает проценты, равные величине средней доходности виртуальной модели портфеля.

Требования к финансовым инструментам для размещения средств Стабилизационного фонда разрешали покупку инструментов с рейтингом «ААА», которые имеют меньшую доходность, чем разрешенные для Резервного фонда и Фонда национального благосостояния инструменты с рейтингом «АА». Из этого следует, что средняя доходность действующих фондов должна быть выше аналогичной величины для Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Инвестирование средств фондов должно осуществляться исходя из принципов диверсификации и надежности финансовых инструментов. Целесообразно привлечение к управлению средствами Фонда национального благосостояния специализированных финансовых организаций.

📌 Реклама Отключить

Необходимо также повысить прозрачность механизма управления и предпринять попытку избежать косвенной стратегии управления средствами фондов, которая существует потому, что финансовые активы с высоким уровнем риска (долговые обязательства и акции юридических лиц и паи инвестиционных фондов) не входят в перечень активов, разрешенных для проведения с ними операций Банком России.

Стратегия управления ФНБ

Согласно статье 96.10 Бюджетного кодекса РФ, «Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Вместе с тем «целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе» (ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ).

📌 Реклама Отключить

Представляется, что задачей ФНБ является не покрытие дефицита бюджета ПФР в ближайшие годы (в настоящее время это делается за счет иных текущих доходов федерального бюджета), а достижение значительного размера для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость ПФР в будущем. Идеальным вариантом было бы формирование такого объема средств ФНБ, при котором для покрытия дефицита бюджета ПФР в будущем было достаточно доходов от управ-ления средствами ФНБ.

Объем Фонда национального благосостояния на 1 апреля 2008 года составил 774 млрд рублей. При этом в ближайшие годы для покрытия дефицита бюджета ПФР предусматривается перечисление следующих межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР: в 2008 году — 171,77 млрд руб., в 2009 году — 133,71 млрд руб., в 2010 году — 227,38 млрд руб.4. Иначе говоря, если дефицит ПФР будет в полном объеме покрываться за счет средств ФНБ, последний может быть полностью израсходован за несколько ближайших лет. Это вряд ли целесообразно.

📌 Реклама Отключить

В связи с этим необходимо разработать более четкую и определенную стратегию управления и использования средств ФНБ, позволяющую обеспечить сохранность и увеличение активов ФНБ.

Факторы, обеспечивающие сохранность средств ФНБ:

  • исключение расходования средств ФНБ без острой необходимости, пока не будет достигнут нужный объем ФНБ. Софинансирование дополнительных страховых взносов граждан на накопительную часть трудовой пенсии и покрытие дефицита бюджета ПФР должно осуществляться исключительно за счет доходов от управления средствами ФНБ;
  • обеспечение высокой надежности вложений.

Факторы, обеспечивающие увеличение активов ФНБ:

  • перечисление части нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • максимизация доходов от управления средствами ФНБ (в этом случае стратегия ФНБ не может быть сильно консервативной, так как доходность ФНБ должна быть хотя бы сопоставима с инфляцией на долгосрочном горизонте).

Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть в порядке управления средствами ФНБ возможность инвестирования части средств в надежные финансовые инструменты на российском финансовом рынке, такие как долговые обязательства и акции юридических лиц, а также паи (доли участия) инвестиционных фондов. 📌 Реклама Отключить

Инвестирование средств фонда в указанные инструменты обеспечит приток долго- срочных инвестиционных ресурсов в экономику Российской Федерации (в отличие от банковских депозитов и остатков на банковских счетах в российских банках и кредитных организациях, которые являются источниками кратко- и среднесрочных ресурсов).

Фонды в условиях кризиса

Осенью на российском финансовом рынке сложилась непростая ситуация. Финансовый кризис, зародившийся в американской экономике еще летом 2007 года в ипотечном секторе, к концу лета 2008 года трансформировался в глобальный кризис. Цены на нефть, достигнув к маю 2008 года своего максимума и вплотную приблизившись к отметке 150 долл./барр., к середине октября опустились ниже 70 долл./барр.

К середине октября фондовые рынки обрушились: американские индексы — до уровней 1999 года, российский рынок акций — до уровней 2004 года, потеряв около 70% капитализации. Кризис недоверия спровоцировал дефицит ликвидности, сектор межбанковского кредитования оказался практически парализован, обанкротились крупнейшие компании. По мнению экспертов, к 20 октября 2008 года пик кризиса еще не пройден.

📌 Реклама Отключить

Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации. Одним из направлений поддержки стало снабжение ликвидностью отечественных финансовых институтов.

По словам заместителя министра финансов Д.В. Панкина, у российской экономики достаточно резервов, а власти своевременно реагируют на возникающие трудности. Объем золотовалютных резервов находится сейчас на уровне 580 млрд долл. США. «Этого достаточно, чтобы покрыть все возможные требования иностранных кредиторов, перекредитовывать средства и впрыснуть на внутренний рынок дополнительную ликвидность».

Кроме того, по словам Д.В. Панкина, Минфин России может скорректировать модель Фонда национального благосостояния с учетом финансового кризиса. 16 сентября текущего года Минфин России разослал на согласование в ведомства предложения по инвестированию средств ФНБ, которые уста- навливали ряд ограничений на покупку акций и корпоративных облигаций. Д.В. Панкин отметил, что ограничений по инвестированию на внутреннем рынке нет. Минфин России сможет сам определять, сколько должно быть инвестировано средств на внутреннем, а сколько — на внешнем рынках.

📌 Реклама Отключить

Новые правила инвестирования будут предусматривать расширение перечня инструментов, в которые можно вкладывать средства ФНБ, в том числе в акции и корпоративные облигации5.

Минфин России не предполагает принципиально менять новую стратегию инвестирования в связи с ситуацией на финансовом рынке. Вне зависимости от того, будут ли средства фонда инвестированы на внешнем рынке или на внутреннем, предельные объемы вложений в один вид инструмента пока не меняются.

Предельный объем инвестиций в негосударственные облигации предполагается установить на уровне 40%, в государственные — 100%. Максимальный объем вложений в депозиты в коммерческих банках может быть ограничен 30%.

До сих пор средства ФНБ инвестируются по аналогии с Резервным фондом — только в суверенные долговые обязательства, в долговые бумаги иностранных агентств и иностранных центральных банков, а также в долговые обязательства международных финансовых организаций.

📌 Реклама Отключить

C 14 октября 2008 года начал действовать пакет законов о стабилизации российского финансового рынка, согласно которому средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно на общую сумму не более 450 млрд руб. по ставке 7% годовых.

Перспективы

Суверенные фонды благосостояния могут превратиться к 2015 году в ведущую силу мировой экономики. При этом объемы продукции и услуг, производимых активами, контролируемыми этими фондами, могут превзойти по размерам аналогичные показатели экономики США.

На конец 2007 года совокупные инвестиционные средства мировых суверенных фондов благосостояния достигли 3,5 трлн долл. США. Согласно подсчетам газеты Financial Times, к 2015 году их активы могут составить 15 трлн долл. США. При этом они ведут активную инвестиционную политику. Так, в 2007 году эти фонды инвестировали 80 млрд долл. США в банковский сектор США.

📌 Реклама Отключить

По мнению одного из руководителей Global Insight Яна Рэндолфа, суверенные фонды являются новейшей ведущей силой мирового финансового рынка, которая идет на смену хедж-фондам и частным инвестиционным фондам. Они также сменили центробанки в качестве крупнейшего заемщика.

В результате страны ЕС и США сейчас разрабатывают в экстренном порядке меры по защите стратегических отраслей своих экономик и даже отдельных компаний от «излишнего» присутствия в них мощных иностранных инвесторов в лице госфондов. Один из вариантов, который предлагают США, — это отказ представителей подобных суверенных фондов благосостояния участвовать в принятии «стратегических» решений6.

1 http://www.wikipedia.com/
2 http://www.swfinstitute.org/ — Sovereign Wealth Fund Institute
3 В данном случае можно говорить о так называемом проклятии ресурсов или парадоксе изобилия. Это явление в экономике связано с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, являются, как часто считается, менее эконо’ мически развитыми, нежели страны с небольшими их запасами. Основными возможными причинами этого могут являться:
— снижение конкурентоспособности других секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов;
— высокая волатильность доходов от продажи ресурсов на мировом рынке;
— ошибки в государственном регулировании или развитие коррупции, последовавшие за притоком «легких» денег в экономику.
4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198’ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
5 http://www.newsru.com/
6 http://www.prime’tass.ru/news/show.asp?id=779981&ct=news

Суверенный фонд

Суверенный фонд (англ. Sovereign wealth fund) — государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир. Некоторые из них привлекли к себе внимание неудачными инвестициями в такие финансовые компании с Уолл-Стрит, как Citigroup, Morgan Stanley и Merrill Lynch. Большинство суверенных фондов управляют активами, номинированными в иностранной валюте.

Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.

Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

Были попытки разделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты. Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.

Термин

Термин sovereign wealth fund был впервые использован в 2005 году Andrew Rozanov в статье ‘Who holds the wealth of nations?’ в Central Banking journal. В первоначальной версии термин использовался для описания сдвига от традиционного управления резервами к управлению суверенным благосостоянием, а уж затем стал широко применяться для обозначения покупательной способности мировой бюрократии.

Опасения

Существует несколько причин почему рост суверенных фондов привлекает пристальное внимание.

  • Рост активов суверенных фондов может иметь существенное влияние на некоторые фондовые рынки.
  • Некоторые страны беспокоит, что иностранные инвестиции суверенных фондов поднимают вопросы национальной безопасности, поскольку целью инвестиций может быть получение контроля над стратегически важными отраслями и, соответственно, получения политических выгод, а не финансовых. Эти опасения привели ЕС к рассмотрению вопроса о применении «золотых акций» для блокирования определенных иностранных инвестиций. Однако эта стратегия была отклонена ЕС из-за страха возродить международный протекционизм. В США эти опасения были учтены в Exon–Florio Amendment к Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988, а все вопросы решаются Committee on Foreign Investment in the United States
  • Непрозрачность суверенных фондов также заботит инвесторов и регуляторов. Например, размер и источники формирования фондов, инвестиционные цели, внутренний аудит, раскрытие связанных сторон и владение частных инвестиционных фондов. Многие из этих опасений были рассмотрены в Santiago Principles МВФ, которые установили общие стандарты прозрачности, независимости и управления.
  • Суверенные фонды неоднородны в отличие от центральных банков или государственных пенсионных фондов. Хотя они и имеют ряд общих интересных и уникальных признаков. Это делает их особыми и потенциально ценными инструментами для достижения определенных макроэкономических целей.

Крупнейшие суверенные фонды

См. также: Список стран по международным резервам

Страна Аббревиатура Название фонда Активы $млрд Начало Источник формирования
Объединенные арабские эмираты
Абу-Даби
ADIA Abu Dhabi Investment Authority 627 1976 Нефть
Норвегия GPF Государственный пенсионный фонд — Глобальный 556,8 1990 Нефть
Саудовская Аравия SAMA SAMA Foreign Holdings 439,1 n/a Нефть
Китай SAFE SAFE Investment Company 347,1** 1997 Несырьевой
Китай CIC China Investment Corporation 332,4 2007 Несырьевой
Китай
Гонконг
HKMA Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio 292,3 1993 Несырьевой
Сингапур GIC Government of Singapore Investment Corporation 247,5 1981 Несырьевой
Кувейт KIA Kuwait Investment Authority 202,8 1953 Нефть
Сингапур TH Temasek Holdings 157 1974 Несырьевой
Канада
Квебек
CDPQ Caisse de dépôt et placement du Québec 151,7 1965 Несырьевой
Китай NSSF National Social Security Fund 146,5 2000 Несырьевой
Россия RNWF Фонд национального благосостояния 142,5* 2008 Нефть
Катар QIA Qatar Investment Authority 85 2003 Нефть
Австралия AFF Future Fund 93,1 2004 Несырьевой
Ливия LIA Libyan Investment Authority 70 2006 Нефть
Алжир RRF Revenue Regulation Fund 56,7 2000 Нефть
Объединенные Арабские Эмираты
Абу-Даби
IPIC International Petroleum Investment Company 48,2 1984 Нефть
Соединенные Штаты Америки
Аляска
APF Alaska Permanent Fund 39,7 1976 Нефть
Казахстан KNF Kazakhstan National Fund 38,6 2000 Нефть
Южная Корея KIC Korea Investment Corporation 37 2005 Несырьевой
Малайзия KN Khazanah Nasional 36,8 1993 Несырьевой
Ирландия NPRF National Pensions Reserve Fund 33 2001 Несырьевой
Бруней BIA Brunei Investment Agency 30 1983 Нефть
Франция SIF Strategic Investment Fund 28 2008 Несырьевой
Азербайджан SOFAZ State Oil Fund of the Republic of Azerbaijan 25,8 1999 Нефть
Иран OSF Oil Stabilisation Fund 23 1999 Нефть
Чили SESF Social and Economic Stabilization Fund 21,8 1985 медь
Объединенные Арабские Эмираты
Дубай
ICD Investment Corporation of Dubai 19,6 2006 Нефть
Канада
Альберта
AHF Alberta’s Heritage Fund 14,4 1976 Нефть
Соединенные Штаты Америки
Нью-Мексико
NMSIOT New Mexico State Investment Office Trust 13,8 1958 Несырьевой
Объединенные Арабские Эмираты
Абу-Даби
MDC Mubadala Development Company 13,3 2002 Нефть
Новая Зеландия NZSF New Zealand Superannuation Fund 12,1 2003 Несырьевой
Бахрейн MHC Mumtalakat Holding Company 9,1 2006 Нефть
Бразилия SFB Sovereign Fund of Brazil 8,6 2009 Несырьевой
Оман SGRF State General Reserve Fund 8,2 1980 Нефть и газ
Ботсвана PF Pula Fund 6,9 1996 Алмазы и минералы
Восточный Тимор TLPF Timor-Leste Petroleum Fund 6,3 2005 Нефть и газ
Саудовская Аравия PIF Public Investment Fund 5,3 2008 Нефть
Китай CADF China-Africa Development Fund 5,0 2007 Несырьевой
Соединенные Штаты Америки
Вайоминг
PWMTF Permanent Wyoming Mineral Trust Fund 4,7 1974 Минералы
Тринидад и Тобаго HSF Heritage and Stabilization Fund 2,9 2000 Нефть
Объединенные Арабские Эмираты
Рас-эль-Хайма
RIA RAK Investment Authority 1,2 2005 Нефть
Венесуэла FEM FEM 0,8 1998 Нефть
Вьетнам SCIC State Capital Investment Corporation 0,5 2006 Несырьевой
Нигерия ECA Excess Crude Account 0,5 2004 Нефть
Кирибати RERF Revenue Equalization Reserve Fund 0,4 1956 Фосфаты
Индонезия GIU Government Investment Unit
(Pusat Investasi Pemerintah (PIP))
0,3 2006 Несырьевой
Мавритания NFHR National Fund for Hydrocarbon Reserves 0,3 2006 Нефть и газ
Объединенные Арабские Эмираты
(Федеральный)
EIA Emirates Investment Authority X 2007 Нефть
Оман OIF Oman Investment Fund X 2006 Нефть
Объединенные Арабские Эмираты
Абу-Даби
ADIC Abu Dhabi Investment Council X 2007 Нефть

* Включает нефтяной стабилизационный фонд России
** Наилучшая оценка

Ссылки

  1. http://www.swfinstitute.org/what-is-a-swf/
  2. Who holds the wealth of nations? (PDF). Central Banking Journal (May 2005, Volume 15, Number 4). Архивировано из первоисточника 29 мая 2008. Проверено 2 сентября 2008.
  3. Sovereign Wealth Funds: The New Hedge Fund?. The New York Times (1 августа 2007). Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  4. Sovereign Wealth Funds: Generally Accepted Principles and Practices (Santiago Principles), International Working Group of Sovereign Wealth Funds, October 2008
  5. Sovereign Wealth Funds Institute

См. также

  • Фонд национального благосостояния России

Суверенный фонд — это государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации и имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир.

Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода и не играют существенной роли в фискальном управлении.

Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ или в такие резервные валюты, как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

Так, Саудовская Аравия инвестирует в экономику России $10 млрд через суверенный фонд Королевства Саудовская Аравия Public Investment Fund (PIF). Фонд традиционно финансирует крупные инвестиционные проекты, а общий объем инвестиций фонда не раскрывается, хотя, по некоторым оценкам, он может превышать $380 млрд.

Ниже представлен рейтинг самых крупных суверенных фондов в мире.

1) Глобальный пенсионный фонд Норвегии (Government Pension Fund Global ) — $882 млрд

Объем норвежского суверенного фонда — $882 млрд. Он был создан в 1990 г. как Государственный нефтяной фонд, в 2006 г. переименован в Government Pension Fund Global (GPFG).

В фонде аккумулируются все доходы от нефтегазового сектора, при необходимости из него покрывается дефицит бюджета. Около 60% активов вложено в акции (к концу 2012 г. GPFG владел 1,2% акций всех торгующихся в мире на биржах компаний), остальное — в гособлигации и недвижимость. Фонд является крупнейшим акционером в Европе.

Норвежский суверенный фонд декларирует своей целью сбережение нефтяных доходов страны для будущих поколений. GPFG считается крупнейшим суверенным фондом: его активы оцениваются в 5,4 трлн норвежских крон ($880 млрд).

2) Суверенный фонд Абу-Даби (Abu-Dhabi Investment Authority, ADIA) — $773 млрд

ADIA никогда не публиковал стоимость своих активов, но эксперты оценивают их от $650 млрд до $875 млрд. Он был основан в 1976 г. По оценкам аналитиков из Sovereign Wealth Funds Institute, объем инвестиций составляет $773 млрд.

ADIA управляет огромным капиталом и является крупнейшим международным инвестиционным фондом. Из-за своего размера фонд имеет существенное влияние на международные финансы.

Ежегодно получает 70% средств бюджетного профицита, а также дивиденды от государственной нефтяной монополии ADNOC.

Свыше 75% активов ADIA передано под управление зарубежных инвестфондов, преимущественно американских.

Основный объем средств размещен в акциях компаний развитых рынков и гособлигациях США. Фонд управляет сверхдоходами эмирата от экспорта нефти, которые оцениваются почти в $1 трлн.

3) Суверенный фонд Саудовской Аравии (SAMA Foreign Holdings) — $757,2 млрд

Объем суверенного фонда крупнейшего в мире производителя и экспортера нефти оценивается в $757,2 млрд.

В нынешнем виде существует с 2008 г., когда в него были переданы $300 млрд активов Валютного агентства Саудовской Аравии (исполняет функции центрального банка) и $60 млрд из местных пенсионных фондов.

Основной источник поступлений — доходы от экспорта нефти. Сведения об инвестиционной стратегии и структуре активов фонда не обнародываются.

4) Китайская инвестиционная корпорация (China Investment Corporation) — $746,7 млрд

Фонд создан в 2007 г. для управления частью золотовалютных резервов Китая (≈$200 млрд) с большей доходностью, чем обеспечивает консервативная стратегия инвестирования в американские гособлигации.

Свыше 30% портфеля CIC приходится на акции, прежде всего финансовых и IT-компаний. Около 40% всех активов размещено за рубежом, в значительной степени со ставкой на восстановление экономик США и Европы.

Основные средства компании инвестированы от имени правительства во внутренний рынок, по большей части в крупные корпорации. Значительная часть портфеля долгое время инвестировалась в энергетические компании и проекты ввиду их стратегического значения. Однако после кризиса подобные вложения перестали давать ожидаемые доходности.

В последнее время в спектре вложений фонда наблюдается сдвиг в сторону инвестирования в сельское хозяйство, причем вертикально, по всей отрасли, начиная с посадок и орошения, заканчивая производством конечной продукции и выращиванием скота. Объекты инвестирования находятся по всему миру, без привязки к отдельным странам.

5) Суверенный фонд Кувейта (Kuwait Investment Authority) — $548 млрд

Объем фонда инвестиционного управления Кувейта (Kuwait Investment Authority, KIA) — $548 млрд.

Существует с 1953 г., считается старейшим в мире суверенным фондом.

Включает Резервный фонд, исполняющий функции казначейства и владельца всей госсобственности, и Фонд будущих поколений, ежегодно получающий 10% от всех госдоходов.

Среди крупных активов — доли в Daimler AG, BP и Bank of America Merrill Lynch.

6) Фонд управления по валютным рынкам Китая (SAFE Investment Company) — $547 млрд

По сути, является фондом государственного управления по валютным рынкам КНР. Работает в форме зарегистрированной в Гонконге коммерческой «дочки» Госуправления, в ведении которого находятся китайские золотовалютные резервы (≈$3,5 трлн).

В совет директоров компании входят официальные представители администрации. Фонд активно работает на британском фондовом рынке, в его портфеле находятся пакеты акций Royal Dutch Shell, Rio Tinto, Barclays, BHP Billiton. Прежде всего фонд является резервным валютным фондом Китая.

Основные задачи фонда – генерировать дополнительный доход на средства фонда, расширять диверсификацию вложений, а также уменьшать зависимость китайской экономики от колебания доллара. SAFE может инвестировать в широкий спектр инструментов: акции международных и локальных компаний, облигации и другие долговые инструменты.

7) Суверенный фонд Гонконга (Hong Kong Monetary Authority Exchange Fund) — $400,2 млрд

Объем валютного фонда Управления денежного обращения Гонконга (Hong Kong Monetary Authority Exchange Fund) — $400,2 млрд.

Суверенный фонд Гонконга был создан в 1993 г., состоит из Резервного фонда, предназначенного для поддержки обменного курса гонконгского доллара к доллару США, и инвестфонда будущих поколений.

Активы на 77% размещены в акциях, остальное — в гособлигациях. При этом почти 90% приходится на номинированные в долларах США бумаги.

Основное предназначение фонда – поддержание стабильности финансовой и монетарной систем Гонконга и сохранение статуса международного финансового центра за Гонконгом.

По структуре фонд разбит на 3 портфеля:

— Страховой – является подушкой безопасности для монетарной системы Гонконга. Состоит из высоколиквидных долларовых бумаг.

— Инвестиционный – нацелен на долгосрочные инвестиции. Состоит из акций и облигаций стран ОЭСР.

— Стратегический – инвестиции в акции биржи и клирингового центра Гонконга.

Имеет 2 дочерние компании: RGIC – Real Gate Investment Company – создана для инвестиций в два различных СП в недвижимости за рубежом и EFIC – Eight Finance Investment Company – занимается альтернативными инвестициями.

8) Инвесткорпорация правительства Сингапура (Government of Singapore Investment Corporation, GIC) — $344 млрд

Объем фонда инвестиционной корпорации правительства Сингапура (Government of Singapore Investment Corporation, GIC) достигает $344 млрд.

Сингапурский государственный инвестиционный фонд (GIC) был создан в 1981 г. правительством Сингапура, чтобы управлять зарубежными активами.

GIC вкладывает капитал в широкий диапазон активов — в долговой рынок, акции, недвижимость, проекты инфраструктурного строительства, развитие природных ресурсов.

В портфеле GIC нехарактерно высокая для суверенных фондов доля альтернативных инвестиций (недвижимость, инфраструктурные объекты) — 27% от всех активов (акции занимают 45%, прочее — гособлигации и наличные средства)

9) Суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority) — $256 млрд

Суверенный фонд Катара был создан в 2005 г. для управления доходами от нефтегазовой отрасли правительства Катара.

Стоимость его активов — $256 млрд. Он является акционером автомобильных компаний Volkswagen Group и Fisker Automotive, инвестбанков Barclays и Credit Suisse, киностудии Miramax Films, футбольного и гандбольного клубов Paris Saint-Germain, нефтегазовой компании Royal Dutch Shell и т. д.

Ему принадлежит недвижимость во Франции на $4 млрд.

В октябре 2014 г. Qatar Investment Authority подписал соглашение с CITIC Group Corp. по запуску нового $10 млрд фонда, который будет инвестировать в Китае.

10) Национальный фонд соцстрахования Китая (National Social Security Fund, NSSF) — $236 млрд

Это крупнейший пенсионный фонд Китая. Создан Госсоветом КНР в 2000 г. как «стратегический резервный фонд» для поддержания устойчивости пенсионной системы и решения других социальных проблем, вызванных старением населения.

Получает средства из бюджета, а также 10% от IPO китайских госкомпаний на зарубежных биржах.

Играет роль крупного институционального инвестора на внутреннем рынке. На внутреннем рынке инвестирует в банковские депозиты, облигации казначейства, корпоративные облигации, структурные продукты, инвестиционные фонды, акции, промышленные фонды и трасты.

Спектр зарубежных инвестиций еще шире: помимо тех же инструментов, что и в домашнем портфеле, добавляются все возможные виды облигаций, CDS, свопы, фьючерсы, а также любые инвестиции, одобренные правительством.

53,95% фонда управляются внешними фондами. Помимо крупнейших западных фондов, NSSF инвестировал в 16 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций (Hony Capital, CDH Investments, CITIC Capital, SAIF Partners, CITIC Private Equity, Bohai Capital and New Horizon Capital и др).

Управление средствами суверенных фондов

Структура инвестиционных портфелей суверенных фондов является консервативной, и это оправдано, поскольку наличием этих фондов обеспечивается экономическая безопасность страны. Консерватизм в управлении государственными накоплениями – общемировой принцип правительственной финансовой политики в странах с высокой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры. Поэтому подавляющая часть стран ориентируется на стандарт высокой надежности и ликвидности, каким во всем мире являются иностранные государственные облигации. Преимущественно в них (на 70%) размещаются средства суверенных фондов Саудовской Аравии, Норвегии, Чили, Южной Кореи.

Накопленные в Резервном фонде РФ ресурсы инвестируются в различные активы с целью получения доходов. Управление средствами Резервного фонда осуществляется путем приобретения иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (45% в долларах США, 45% в евро, 10% в фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ. За пользование этими средствами Центральный банк уплачивает проценты. Но с августа 2013 г. Министерство финансов РФ может самостоятельно, а не через Центральный банк РФ, покупать иностранную валюту на внутреннем рынке для пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Для размещения средств Резервного фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в валютах, существует определенный регламент – правила инвестирования Резервного фонда. Они предполагают следующее:

  • • в соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте;
  • • правительство устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда;
  • • в целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов РФ уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством РФ.

Приведем конкретизированный свод правил инвестирования (табл. 7.15).

Таблица 7.15. Правила инвестирования Резервного фонда

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом РФ

Предельные доли, установленные Правительством РФ,%

Нормативные доли, утвержденные Министерством финансов РФ, %

Долговые обязательства иностранных государств

50–100

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0–30

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0–15

Депозиты в иностранных банках

0–30

Разрешенные для инвестирования активы – это прежде всего долговые обязательства иностранных государств, имеющие рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня АА- по классификации рейтинговых агентств Fitch или Standard & Poor’s либо не ниже уровня АаЗ по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service.

Эмитентами таких качественных бумаг являются 13 стран, среди которых большими масштабами и высокой ликвидностью рынков государственных бумаг выделяются Германия, Франция, Англия.

Таким образом, средства Резервного фонда инвестируются исключительно в валютные инструменты. Это общемировое правило. Средства резервных фондов стран – экспортеров природных ресурсов практически не размещаются внутри страны. Это объясняется возможным провоцированием инфляции, возникновением пузырей на рынке финансовых активов. Размещение только за рубежом является жесткой нормой в Норвегии, Саудовской Аравии. Лишь Сингапур, Китай, Кувейт иногда инвестируют суверенные фонды внутри страны в национальной валюте.

Целью управления средствами Фонда национального благосостояния является обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами ФНБ осуществляется Министерством финансов РФ по следующим правилам (табл. 7.16).

Таблица 7.16. Правила инвестирования ФНБ

Финансовые активы, разрешенные Бюджетным кодексом РФ

Предельные доли, установленные Правительством РФ, %

Нормативные доли, утвержденные Министерством финансов РФ, %

в инвалюте

в рублях

Долговые обязательства иностранных государств

0–100

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0–30

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

0–15

Депозиты и остатки на банковских счетах в банках

0–40

Депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк)

0–40

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ

0–100

Долговые обязательства юридических лиц

0–30

Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

0–50

На уровне законопроекта Правительства РФ (август 2013 г.) обсуждается вопрос расширения инвестирования путем покупки австралийских и канадских долларов, швейцарских франков и японских иен. К перечню стран-эмитентов приобретаемых облигаций (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция и Швеция) добавляются Австралия, Швейцария и Япония.

В России управление ФНБ, в отличие от управления Резервным фондов, предполагает вложения не только в валютные, но и в рублевые активы в виде депозитов в банках (в основном, во Внешэкономбанке, где находится примерно четверть всех средств) корпоративных облигаций, акций и паев инвестиционных фондов. Будет поднята максимальная доля средств фонда, которые можно вкладывать в облигации юридических лиц, с 30 до 50%.

В 2014–2016 гг. внутри страны предполагается размещение до 40% (до 450 млрд руб.) средств ФНБ в виде вложений в надежные инфраструктурные и проектные облигации под эффективные самоокупаемые проекты. При этом предлагается снизить требования к кредитным рейтингам эмитентов таких бумаг: с прежних ВВВ- до ВВ+ (по классификации Fitch и Standard&Poor’s) и с ВааЗ до Bal (Moody’s).

Так, до 450 млрд руб. средств фонда будут направлены на реализацию проектов Центральной кольцевой автомобильной дороги и модернизации Транссибирской магистрали. Возможны и вложения в другие проекты – например, строительство общественных больниц, реконструкция объектов ЖКХ, модернизация дорожной сети и пр. Министерством экономического развития предложены типы проектов для ФНБ и Пенсионного фонда: «не приносящий доход», «приносящий доход» и «коммерческий». Для них разработаны количественные критерии оценки – коммерческая эффективность, кредитная устойчивость, социально- экономическая эффективность и бюджетная эффективность. ФНБ может быть не единственным инвестором; он ограничивает себя лишь принципами софинансирования (не более 50%, в некоторых случаях 70% общей стоимости проекта) и участия в проекте в целом, а не в его различных проектных стадиях.

С учетом инвестирования в инфраструктурные проекты к 2016 г. 28,7% средств фонда будет размещено в финансовые активы на территории страны.

Расширение спектра вложений для ФНБ объясняется объективно бо́льшим горизонтом инвестирования, позволяющим осуществлять большую диверсификацию портфеля с целью повысить доходность. Например, доходность 15- и 20-летних рублевых облигаций РЖД как потенциального объекта для инвестирования составляет 8–9%.

Нынешняя доходность инвестирования суверенных фондов, в особенности Фонда национального благосостояния, в России очень низка. За все годы существования фондов наибольший доход фиксировался в 2008 г.: 4% по долларовым активам и 5,57% по активам в евро. Наименьший доход был в 2012 г.: 0,33% по долларовым активам и 1,09% по активам в евро. Между тем доходность инвестирования, к примеру, норвежских суверенных фондов в 2012 г. достигала 9,8% годовых. Излишне консервативная и в целом неэффективная стратегия управления средствами суверенных фондов в России требует изменений. Одновременно следует учитывать волатильность рынков финансовых активов, что не гарантирует стабильности дохода крупнейших мировых суверенных фондов. Например, десять крупнейших суверенных фондов в 2013 г. потеряли часть доходов по вложениям в рынки развивающихся стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх