Куперс

Бухучет и анализ

Участие прокурора при рассмотрении судами гражданских дел

УДК 347.963

DOI 10.21685/2072-3016-2019-3-5

И. И. Головко

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Аннотация.

Актуальность и цели. Влияние международных правовых актов, правоприменительной практики является значимым аспектом развития национального законодательства в странах Европы. Не исключена из этих процессов и Прокуратура Российской Федерации. В то же время заслуживает внимания опыт правового регулирования деятельности прокуроров в зарубежных государствах, который накоплен в странах Европы. Цель работы — проанализировать современное состояние и возможности применения зарубежного опыта регулирования участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Материалы и методы. Решение исследовательских задач обеспечено сравнительно-правовым анализом и обобщением нормативных правовых актов стран Европы и постановлений Европейского суда по правам человека по делам, посвященных участию прокуроров стран Европы в гражданском судопроизводстве. Это позволило выявить основные тенденции развития правовой основы деятельности органов прокуратуры в Германии, Франции, а также в некоторых бывших социалистических странах на современном этапе.

Результаты. Исследованы особенности правового регулирования участия прокурора в гражданском процессе, в арбитражном (коммерческом) производстве в странах Европы, уделено внимание надзорным полномочиям прокурора и его роли в исполнительном производстве. Результаты сопоставлены с базовыми правовыми законоположениями относительно участия прокурора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации.

Выводы. Изучение правовой основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в некоторых странах Европы позволило выявить подходы законодателя, Европейского суда по правам человека к основаниям участия прокурора в гражданском судопроизводстве, объему его полномочий, что в свою очередь позволит учесть зарубежный опыт в целях совершенствования правой основы и повышения эффективности деятельности прокуроров в Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура, прокурор, участие в гражданском судопроизводстве, арбитражный суд, заключение, публичный интерес.

1.1. Golovko

THE PROSECUTOR’S PARTICIPATION IN THE CONSIDERATION OF CIVIL CASES BY COURTS IN SOME EUROPEAN COUNTRIES

© Головко И. И., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

В 2008 г. участвующие в Конференции генеральных прокуроров стран Европы отметили важность защиты органами прокуратуры прав человека и публичных интересов вне области уголовного преследования. Единого подхода нет, государства сами определяют правовые механизмы, направления деятельности и полномочия прокуратуры . Тенденцией современного строительства государства и установления механизмов деятельности государственных органов является конвергенция, восприятие лучшего опыта зарубежных государств с целью применения в своей стране. Важные проблемы участия прокуроров в рассмотрении дел судами вне уголовного преследования (основания участия, объем и характер полномочий, роль в исполнительном производстве и пр.) остаются дискуссионными. Возникает вопрос: какие особенности правового регулирования участия прокурора в гражданском судопроизводстве в странах Европы могут быть применены в Российской Федерации?

Как указывают авторы научных работ, принадлежность Российской Федерации к романо-германской правовой семье определяет значимость исследования опыта Германии . Деятельность Прокуратуры ФРГ Конституцией 1949 г. не регламентируется, не был принят и соответствующий федеральный закон. Принятый 30 января 1877 г. Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) ФРГ и действующий в настоящее время не наделяет прокуроров правами надзирать за законностью и правопорядком в гражданском судопроизводстве . Деятельность прокуратуры регулируется конституциями земель , Федеральным законом о судоустройстве (§ 141-152

главы 10 «Прокуратура»), законами земель , а также нормативными актами Федерального министра юстиции и министров юстиции земель, распоряжениями Федерального генерального прокурора и генеральных прокуроров земель. Кроме этого, в качестве разъяснений судебной практики применяются постановления Конституционного суда, федеральных судов и судов земель.

Прокуратура входит в состав Министерства юстиции. Общее руководство деятельностью возложено на министра юстиции ФРГ , министров юстиции земель. Прокуроры состоят при судах, прикреплены к соответствующим судам, но независимы от них (§ 150 Закона о судоустройстве). Компетенции прокуроров определяются компетенцией соответствующего суда (п. 1 ч. 4 § 142 Закона о судоустройстве). Имеются специализированные суды в областях общего, трудового, социального, административного, финансового права. Каждое направление отличается своей системой судов и высшим судом (например, земельные и местные суды , Федеральный суд по трудовым спорам ).

Трудовые суды Германии созданы в соответствии с Законом о трудовых судах 1953 г., судопроизводство является разновидностью гражданского процесса, Закон о трудовых судах не устанавливает полномочий прокурора . В случае вступления в процесс полномочия прокурора соответствуют полномочиям стороны . Следовательно, прокурор вправе участвовать в судопроизводстве на общих основаниях.

Процессуальное законодательство не устанавливает полномочия прокурора вступать в дело для дачи заключения.

Специализированный суд в сфере экономики — финансовый, наделен узкой компетенцией, не рассматривает вопросы защиты интересов государства, в разрешении которых мог бы участвовать прокурор .

В составе каждого земельного суда имеются палаты по торговым делам. Согласно Закону о судоустройстве, к торговым относятся дела по спорам, возникающим между участниками сделок, членами торговых товариществ, споры по векселям, по применению закона о чеках, по защите товарных знаков и т.д. Производство по торговым (хозяйственным) спорам регламентирует ГПК Германии, он не наделяет прокурора правом участвовать в рассмотрении судами дел этой категории.

Прокуратура Франции входит в Министерство юстиции , возглавляет ее министр юстиции .

Правовой основой деятельности прокуратуры являются Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. (ст. 64, 65), Ордонанс № 581270 от 22 декабря 1958 г., содержащий органический Закон о статусе магистратуры , ГПК , Декрет от 9 июля 2008 г. № 2008-689 «Об организации Министерства юстиции» . Должностные лица прокуратуры близки к судейскому корпусу (и те и другие именуются магистратами), получают одинаковую подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно .

Полномочия прокуроров по участию в судопроизводстве для защиты прав иных лиц путем участия в рассмотрении судами гражданских дел регламентирует Закон от 8 февраля 1995 г. № 95-125, определяющий организацию гражданского судопроизводства и отраслевые нормативные акты, например Кодекс законов о труде .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура органов прокуратуры соотнесена со структурой судебной системы . Согласно ст. L122-1 Кодекса организации судопроизводства , прокуратура представлена в Кассационном суде, в апелляционных судах и судах первой инстанции. Согласно ст. L122-2, во всех судах первой инстанции осуществляют деятельность прокуроры республики (уровень районных прокуроров). На основании ст. L122-3 в судах апелляционной инстанции и судах присяжных участвует Генеральная прокуратура.

Генеральную прокуратуру Кассационного суда Франции возглавляет Генеральный прокурор, он является высшим должностным лицом прокуратуры (ст. L 432-1 Кодекса организации судопроизводства) . Его задачи: участие в отправлении правосудия, преследование виновных, обеспечение единства судебной практики. Генеральный прокурор вправе выступать на заседаниях, дает письменные и устные заключения по делам по спорам сторон трудовых отношений в кассационной инстанции (ст. 1019 ГПК) . Генеральной прокуратурой Апелляционного суда руководит соответствующий Генеральный прокурор (ст. L 312-7 Кодекса организации судопроизводства) .

Основная задача прокуратуры — защита конституционных прав и свобод каждого, а также интересов общества и государства. Прокуроры выступают в качестве защитников общества, поэтому помощников Генерального прокурора называют «генеральные адвокаты» , их функции соответствуют компетенции суда, при котором они состоят .

Прокурор вправе участвовать в гражданском процессе в качестве основной либо «присоединившейся» стороны (ст. 421 ГПК). Прокурор принимает участие в деле в предусмотренных законом случаях (ст. 422 ГПК). В остальных случаях он участвует в деле в целях охраны публичного порядка (ст. 423 ГПК).

Прокурор является «присоединившейся» стороной, когда вступает в дело для дачи заключения (ст. 424 ГПК) в предусмотренных законом случаях (например, по делам особого производства — ст. 798 ГПК), по своей инициативе или по инициативе суда (ст. 426 ГПК).

Также прокуроры осуществляют надзор за законностью решений суда, которые вправе оспаривать. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением судебных решений, может предписывать, оказывать содействие судебным исполнителям, а в некоторых случаях сама исполняет решения суда.

Во Франции осуществляют деятельность специализированные суды. Для разрешения индивидуальных трудовых споров созданы прюдомальные суды. В 1979 г. с принятием соответствующего закона эти суды стали одной из инстанций для разрешения индивидуальных трудовых споров. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов, являющийся консультативным органом при министре юстиции и министре труда . Прокуроры участвуют в судопроизводстве в защиту трудовых прав граждан в соответствии с общими нормами ГПК, указанными ранее. Прокуроры республики и генеральные прокуроры контролируют деятельность прюдомальных судов .

Гражданские суды первой инстанции разделены на несколько судов по сфере рассматриваемых споров: коммерческие споры, споры по социальным вопросам, земельные споры .

К специальной юрисдикции можно отнести упомянутые ранее суды: советы прюдомов (трудовые споры), морские, торговые, военные и админи-

стративные. К этой же категории относятся торговые (коммерческие) суды. ГПК Франции в ст. 425 предусматривает обязательность направления прокурору дел для оценивания соблюдения законов при их разрешении: о применении процессуальных мер по приостановлению взысканий кредиторов и ликвидации всех видов задолженности, санкций, применяющихся к несостоятельным коммерсантам; дел о процессуальном контроле расчетов юридических лиц с кредиторами; дел о процессуальных мерах по восстановлению платежеспособности и погашению задолженности предприятий; дел о финансовой ответственности руководителей предприятий. Также на основании ст. 426 ГПК прокурор вправе знакомиться с другими делами, по которым считает необходимым вступить в процесс. Однако ст. 853-878 ГПК, регулирующие производство в коммерческом суде, не устанавливают права прокурора на участие в рассмотрении дел.

Рассмотрим правовое регулирование участия прокуроров в гражданском судопроизводстве в странах, в период СССР являвшихся социалистическими. В последнее время эти государства стараются обрести собственный путь развития.

В Болгарии прокурор представляет в суде интересы государства и общества. Прокуратура — автономный орган в структуре судебной власти . В силу ст. 126 Конституции структура прокуратуры соответствует структуре судов. Прокуратура участвует в судопроизводстве по гражданским делам, защищая интересы государства и общества, осуществляя надзор за соблюдением законности . Прокуратура вправе возбудить гражданское дело в защиту интересов государства или интересов незащищенных категорий граждан (несовершеннолетних, инвалидов, малоимущих и др.). Участвующий в деле прокурор высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам, которое, как и в России, не является обязательным для суда . Рассмотрение коммерческих споров осуществляется по правилам ст. 365-370 ГПК; участие прокурора в судопроизводстве по делам этой категории не предусмотрено.

В случае нарушения интересов государства и общества, осуществляя надзор за соблюдением законности, прокурор принимает меры к устранению нарушений. По одному из дел с участием юридического лица и прокуратуры Европейский суд по правам человека критически оценил то обстоятельство, что прокуратура г. Софии принимала спорные решения по своей инициативе; при принятии решений не присутствовало заинтересованное юридическое лицо; прокуратура продемонстрировала широкую свободу усмотрения при принятии решений. В связи с этим у суда возникли сомнения в том, что прокуратура была в достаточной мере беспристрастной в споре с юридическим лицом; то, что сотрудники прокуратуры выступали в защиту общественных интересов, не наделяет их статусом независимых и беспристрастных субъектов. Этот вывод Европейского суда по правам человека интересен и для прокуроров других государств Совета Европы, так как говорит о важнейших принципах их работы.

В Польше деятельность прокуратуры регулируется Законом о государственной прокуратуре от 20 июня 1985 г., а также процессуальным законодательством, Законом о Верховном суде, Законом о Конституционном трибунале, Законом о Национальном совете судебного корпуса, Законом об учрежде-

нии апелляционных судов . Прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор (одновременно — министр юстиции) .

Прокуратура выполняет задачи в области правоохранительной деятельности и поддерживает верховенство закона. Обязанности Генерального прокурора, национальных прокуроров и заместителей Генерального прокурора и подчиненных им прокуроров включают:

1) возбуждение гражданских дел, подача заявлений и участие в судебных разбирательствах по ним в области трудового права и социального обеспечения, если этого требует защита законности, социальных интересов, имущественных прав или прав граждан;

2) принятие мер, предусмотренных законом, направленных на правильное и единообразное применение закона в суде, в административном производстве, в случаях проступков и в других разбирательствах, предусмотренных законом;

3) сотрудничество с государственными органами, государственными организационными подразделениями и общественными организациями в предотвращении преступлений и других нарушений права;

4) осуществление других видов деятельности .

В силу ст. 55 ГПК Польши прокурор, подав иск в защиту прав и свобод иного лица, должен указать его в исковом заявлении. Это не относится к неимущественным вопросам в области семейного права, если иное не предусмотрено специальным положением. В соответствии со ст. 56 ГПК лицо, в защиту прав которого прокурор возбудил иск, суд уведомляет об этом, предоставляя ему копию искового заявления.Это лицо может присоединиться к делу в любом из его условий в качестве истца; в этом случае положения о совместном участии применяются соответственно к участию прокурора. Прокурор не может самостоятельно распоряжаться предметом спора.

В соответствии со ст. 59 ГПК суд уведомляет прокурора о любом деле, в котором его участие считается необходимым. При этом на основании ст. 60 ГПК прокурор может приступить к разбирательству на любом из своих этапов. Прокурор не связан ни с одной из сторон. Он может делать заявления и предложения, которые он считает уместными, и предоставлять факты и доказательства для их подтверждения. С момента, когда прокурор сообщил об участии в разбирательстве, ему должны быть поданы заявления, уведомления о дате и времени судебных заседаний и решениях суда. Прокурор может обжаловать в апелляционном порядке любое судебное решение в сроки, установленные для сторон.

Из состава службы национального прокурора формируются подразделения для обеспечения выступлений в Верховном суде, Высшем арбитражном суде или в Конституционном трибунале .

Представляет интерес Постановление Европейского суда по правам человека от 6 апреля 2006 г. по делу «Станкевич (Stankiewicz) против Польши» (жалоба 46917/99) . Заявители приобрели у Министерства финансов Польши земельный участок после торгов, организованных окружным отделением министерства. В соответствии с Законом о земельном управлении и экспроприации эквивалент стоимости земель, покинутых предками заявителей, на бывших восточных территориях Польши был учтен при определении цены на покупаемый земельный участок. Прокурор, действуя в интересах Министерства финансов, обратился в суд с иском к заявителям в связи с тем,

что, завысив цену земли, которую они оставили, заявители действовали в ущерб интересам страны. В возмещение убытков государства прокурор требовал взыскать около 31 тыс. евро. Европейский суд по правам человека указал, что возможности прокуратуры по сравнению с ответчиками более значимы, она могла воспользоваться судебной экспертизой и значительными финансовыми средствами. Хотя такое положение могло быть уместно в целях защиты правопорядка, оно не должно нарушать баланс сторон. Однако именно такая ситуация, по мнению Европейского суда, имела место. Указанное мнение является дискуссионным, так как статус прокуратуры подразумевает соответствующие особенности полномочий в гражданском судопроизводстве.

В Венгрии до 2016 г. прокуратура была самостоятельным надзорным органом . Теперь прокуратура и Министерство юстиции объединены. Прокуратура осуществляет в суде защиту прав лиц, которые не могут самостоятельно защитить свои интересы. Арбитражных судов в Венгрии нет.

В Чешской Республике прокуратура подчинена Министерству юстиции, осуществляет представительство государства, на основании ст. 1 Конституции инициирует разбирательство в суде, вступает в дело в случаях, установленных законом (в трудовых и семейных спорах) . Право прокурора участвовать в арбитражном процессе не установлено.

Проведенное сравнительное исследование позволяет сделать вывод о включении прокуратуры в структуру министерств юстиции в Германии, Франции, Венгрии, Чехии; в Болгарии прокуратура входит в систему органов судебной власти. В связи с этим отметим, что зарубежный опыт не всегда является бесспорным, история развития прокуратуры Российской Федерации показала целесообразность самостоятельности прокуратуры от иных органов.

В сравнении с прокурорами Российской Федерации близким и даже большим объемом полномочий по защите прав иных лиц в гражданском судопроизводстве обладают прокуроры Франции. Они вправе обратиться в суд с заявлением в интересах иных лиц, вступают в процесс для дачи заключения по делу любой категории, осуществляют надзор в исполнительном производстве, надзирают за прюдомальными судами, участвуют в рассмотрении судами коммерческих споров. Соглашаясь с мнением о необходимости взвешенного подхода к зарубежному опыту , полагаем, что особенности участия в судопроизводстве прокуратуры Франции могут быть учтены для повышения эффективности участия в рассмотрении дел судами российской прокуратуры.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Закон о судоустройстве (GVG). — URL: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_gvg/courts_constitution_act.pdf

10. Закон о трудовых судах. — URL: https://www.gesetze-im-internet.de/arbgg/

11. Актуальные проблемы прокурорского надзора : сборник статей. — Москва : ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 1999. — Вып. 2: Органы прокуратуры Российской Федерации и Федеративной Республики Германия (правовые основы, структура, направления деятельности).

14. Новый Гражданский процессуальный кодекс Франции / пер. с франц. В. Захватае-ва ; отв. ред. А. Довгерт. — Киев : Истина, 2004.

16. Правовые системы стран мира : энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. — Москва : Норма, 2003. — 976 с.

17. Боботов, С. В. Правосудие во Франции : учеб. пособие / С. В. Боботов. -Москва : ЕАВ, 1994. — 198 с.

19. Шульц, П. Функции прокурора республики вне рамок уголовного преследования во Франции / Паскаль Шульц // Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики : сборник материалов III Междунар. семинара с участием экспертов Совета Европы (22-23 сент. 2004 г.) / под ред. А. Я. Сухарева. — Москва : НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2005.

22. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России и в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование) : монография / Э. Н. Примова и др. -Москва : Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2017. — 200 с.

25. Официальный сайт прокуратуры Польши. — URL: https://pk.gov.pl

26. Гражданский процессуальный кодекс Польши. — URL : http://kodeks.ws/ postepow-ania_cywilnego

27. Российский прокурорский надзор : учебник / под ред. проф. А. Я. Сухарева. -Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2001. — 384 с.

30. Сухарев, А. Я. Историческая судьба российской прокуратуры / А. Я. Сухарев -URL: http://law.vl.ru/analit/show_a.php?id=303

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zakon o trudovykh sudakh . Available at: https://www.gesetze-im-internet.de/arbgg/

17. Bobotov S. V. Pravosudie vo Frantsii: ucheb. posobie . Moscow: EAV, 1994, 198 p.

21. Tarasova L. A. Mir nauki i innovatsiy . 2016, vol. 9, no. 1 (3), pp. 4-10.

28. Byulleten’ Evropeyskogo Sudapo pravam cheloveka . 2006, no. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Головко Ирина Ивановна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета Прокуратуры Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург, Литейный проспект, 44)

E-mail: irinaivanovna2009@yandex.ru

Образец цитирования:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх