- от автора admin
Содержание
Урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по созданию закона. В РФ З. п. регулируется Конституцией РФ, регламентами и иными актами палат ФС РФ, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, принятыми в пределах их компетенции. Конституция РФ определила три главных участника З. п. Ими являются Президент РФ, СФ и ГД. Все они участвуют в З. п. лишь в той мере, в какой это предписано Конституцией РФ (ч. 1, 3 и 4 ст. 105, ст. 106, ч. 2 ст. 107, ст. 108).
З. п. состоит из пяти основных стадий.
Первая стадия З. п. – внесение законопроекта в ГД. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в ГД субъектами права законодательной инициативы: Президентом РФ, СФ, членами СФ, депутатами ГД, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Вторая стадия З. п. – рассмотрение законопроекта ГД. Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект. Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые ГД федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ.
На третьей стадии З. п. одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон рассматривает СФ. После одобрения СФ федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ. Федеральные законы одобряются СФ. Если СФ в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок не рассмотрел принятый ГД федеральный закон на заседании палаты, он в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ считается одобренным СФ и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение из общего правила составляют федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению СФ в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Их рассмотрение в СФ с учетом п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в СФ. Палата имеет право отклонить федеральный конституционный закон, федеральный закон.
Четвертая стадия З. п. – подписание Президентом РФ принятых федерального конституционного закона и федерального закона – осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апр. 1996 «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации». Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его. Президент РФ имеет право отклонить федеральный закон. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ одобренный ГД и СФ федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ. Отклонить федеральный конституционный закон Президент РФ не может.
Официальное опубликование и вступление в силу федерального конституционного закона, федерального закона, подписанных Президентом РФ, является пятой стадией З. п. После подписания Президентом РФ законы должны быть обнародованы в порядке, установленном Федеральным законом от 14 июня 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Подписанный Президентом РФ закон может быть опубликован также в др. печатных изданиях, обнародован по телевидению, радио, передан по каналам связи. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен др. порядок вступления их в силу.
Дополнительные стадии З. п. связаны с рассмотрением отклоненных СФ федерального конституционного закона, федерального закона и отклоненного федерального закона Президентом РФ. В случае отклонения СФ федерального закона ГД может принять одно из следующих решений: снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его СФ; создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой ГД редакции. Согласительная комиссия может создаваться как по инициативе СФ, поддержанной ГД, так и по инициативе ГД, поддержанной СФ. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из представителей СФ и ГД и рассматривает лишь те положения федерального конституционного закона, федерального закона, по которым возникли разногласия между СФ и ГД. Одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон в редакции согласительной комиссии в течение 5 дней направляются на рассмотрение СФ. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного СФ, ГД не приняла его в редакции согласительной комиссии или выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Решение о принятии федерального закона в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если решение о принятии федерального закона, отклоненного СФ, в ранее принятой ГД редакции не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Особенностью рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом РФ, является возможность создания ГД по предложению Президента РФ либо по согласованию с ним специальной комиссии для преодоления возникших разногласий с предложением СФ направить своих представителей для работы в такой комиссии. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмотрение ГД федеральный закон в согласованной редакции. Если при повторном рассмотрении ГД федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в СФ определен как вновь принятого. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Таким образом, число стадий З. п. может изменяться (варьироваться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат ФС РФ и Президента РФ.
Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.
I. Основные положения о рассмотрении Судом по интеллектуальным правам дел по защите интеллектуальных прав
I. Основные положения о рассмотрении Судом по интеллектуальным правам дел по защите интеллектуальных прав
С 1 февраля 2013 года в России образован специализированный суд — Суд по интеллектуальным правам, входящий в систему арбитражных судов и рассматривающий в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав. Однако в связи с тем, что к указанной дате не менее половины судей от установленной численности судей Суда не было назначено, фактическим моментом начала его деятельности — осуществления судопроизводства, следует считать 3 июля 2013 года (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.07.2013 N 51 «О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам»).
Необходимые для функционирования нового суда изменения в российское законодательство были внесены Федеральным конституционным законом от 06.12.2011 N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам», Федеральным законом от 08.12.2011 N 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».
Как указано в статье 26.1 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статье 43.2 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Компетенция Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, а также в качестве суда кассационной инстанции поименована, соответственно, в части 4 статьи 34, части 3 статьи 274 АПК РФ. Аналогичные положения содержат части 1 и 3 статьи 43.4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Кроме того, Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (часть 4 статьи 43.4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
Следует отметить, что при определении полномочий нового суда законодатель отходит от традиционного для арбитражного процесса критерия субъектного состава, отводя ему второстепенную роль и определяя компетенцию Суда по предметному критерию.
Так, в части 2 статьи 43.4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» непосредственно указано, что дела, отнесенные к подведомственности Суда по интеллектуальным правам, рассматриваются им независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
Помимо названной особенности характерными чертами деятельности Суда и одновременно новшествами являются:
— отсутствие возможности апелляционного обжалования решения, принятого Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;
— коллегиальное рассмотрение дел, в том числе в первой инстанции (части 2 и 3 статьи 43.3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);
— право направлять запросы (часть 1.1 статьи 16 АПК РФ) как исключительная прерогатива специализированного суда;
— привлечение в качестве специалистов Судом советников аппарата этого Суда (часть 1 статьи 87.1 АПК РФ).
Ниже приводится обзор выводов Суда, изложенных в решениях конкретных дел, по результатам рассмотрения Судом наиболее интересных и показательных дел по защите интеллектуальных прав:
— в качестве суда первой инстанции;
— в качестве суда кассационной инстанции.
II. Выводы Суда по интеллектуальным правам по делам о защите интеллектуальных прав
Рассмотрение Судом дел в качестве суда первой инстанции
1.1. Роспатентом должны были быть приведены доказательства, свидетельствующие о принципиальной невозможности использования полезной модели по указанному назначению в промышленности
Решение Суда по интеллектуальным правам от 28.01.2015 по делу N СИП-788/2014
Исковые требования:
ООО «ПТО Тех-КРЕП» обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением к Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенту) о признании недействительным решения ответчика об удовлетворении возражения третьего лица (ООО «НовПласт+») против выдачи спорного патента, мотивированного несоответствием запатентованной полезной модели условиям патентоспособности «промышленная применимость» и «новизна», и признании спорного патента несоответствующим условию патентоспособности «промышленная применимость» и недействительным полностью.
Решение суда:
Исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Позиция суда:
Отметив, что для отрицания промышленной применимости в силу статьи 5 Патентного закона 23.09.92 N 3517-1 (который действовал на момент подачи заявки и принятия решения о предоставлении правовой охраны изобретению) Роспатентом должны быть приведены доказательства, свидетельствующие о принципиальной невозможности использования полезной модели по указанному назначению в промышленности, в том числе в области строительства, однако таких доказательств в материалы дела не представлено, в то время как возражения третьего лица носят декларативный и ничем не подтвержденный характер, а также установив, что нарушение Роспатентом процедуры рассмотрения возражений против выдачи патента носит существенный характер, не позволивший ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть указанные возражения, что также является самостоятельным основанием для признания принятого ненормативного правового акта недействительным (пункт 52 совместного Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»), Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу о том, что аннулирование действия спорного патента было осуществлено вопреки положениям федерального законодательства, заявленные против предоставления правовой охраны возражения подлежали отказу в удовлетворении, оспариваемое решение вынесено Роспатентом с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ООО «ПТО Тех-КРЕП», в связи, с чем заявленные по делу требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а правовая охрана спорного изобретения, в свою очередь, восстановлению.
1.2. Отказ в регистрации товарного знака мотивирован фонетическим, семантическим и графическим сходством противопоставляемых обозначений и однородностью товаров
Решение Суда по интеллектуальным правам от 27.01.2015 по делу N СИП-939/2014
Исковые требования:
ООО «ХК «Бизнесинвестгрупп» обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) об отказе в удовлетворении возражения на решение Роспатента об отказе в регистрации товарного знака, мотивированного тем, что Роспатент, применив методику сравнения обозначений, пришел к выводу о фонетическом, семантическом и графическом сходстве противопоставляемых обозначений и однородности товаров, в отношении которых заявлено на регистрацию обозначение и зарегистрирован противопоставленный товарный знак.
Решение суда:
В удовлетворении исковых требований отказано.
Позиция суда:
Признав законным и обоснованным довод Роспатента о фонетическом, семантическом тождестве и графическом сходстве до степени смешения словесного обозначения «РЕАЛЬНАЯ», заявленного на регистрацию в качестве товарного знака, и противопоставляемого товарного знака «РЕАЛЬНАЯ», а также его вывод о том, что спорные товары имеют одно назначение, относятся к одной родовой группе товаров — «спиртосодержащая пищевая продукция», совпадают условия сбыта и круг потребителей, что может привести к смешению в гражданском обороте товаров, маркированных этими знаками, в связи с чем регистрация словесного обозначения в качестве товарного знака противоречит подпункту 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ, а также приняв во внимание положения статьи 2 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», учитывая правовую позицию, выработанную Президиумом ВАС РФ в Постановлениях от 24.12.2002 N 10268/02, от 18.07.2006 N 2979/06 и от 01.03.2011 N 14503/10 по вопросу об однородности товаров, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу о том, что сопоставляемые товары соотносятся между собой как род — вид, поскольку сусло, являясь полуфабрикатом производства алкогольной продукции, непосредственно входит в состав и служит ингредиентом для изготовления алкогольной продукции, в том числе водки, следовательно, оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.
1.3. Совокупность устройств, предназначенных для совместного использования в составе заявленного решения, может быть зарегистрирована в качестве полезной модели
Решение Суда по интеллектуальным правам от 20.01.2015 по делу N СИП-926/2014
Исковые требования:
ЗАО «ЭЛВИС-НеоТек» обратилось в Суд по интеллектуальным правам с требованием о признании недействительным решения Палаты по патентным спорам Роспатента об отказе в удовлетворении возражения и оставлении решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в выдаче патента на полезную модель «Система автоматического определения нарушений правил парковки» в силе. В свою очередь, оспариваемым решением в выдаче патента на названную полезную модель было отказано ввиду того, что заявленный объект представляет собой распределенную информационную систему, части которой не находятся в конструктивном единстве, поскольку вышеуказанные средства, а именно видеокамера, электронно-вычислительное устройство разнесены в пространстве и не находятся в едином корпусе. В связи с этим заявленное решение не является устройством и не может быть защищено патентом на полезную модель.
Решение суда:
В удовлетворении искового требования отказано.
Позиция суда:
Установив из описания заявленного объекта, что спорное техническое решение состоит из нескольких устройств, каждое из которых имеет свое собственное назначение, средства, входящие в состав заявленного решения, являются самостоятельными устройствами, а их объединение осуществлено лишь на функциональном уровне, представляющем собой возможность передачи данных по беспроводному или проводному каналам между видеокамерой и электронно-вычислительным устройством, что не свидетельствует о факте объединения этих устройств в единую конструкцию или изделие, при этом возможность использования данных устройств в системе автоматического определения нарушений правил парковки, как следует из формулы и описания заявки, обусловлена не конструкторской доработкой этих устройств, а использованием программного обеспечения (управляющей программы) в памяти электронно-вычислительного устройства, следовательно, средства, используемые в заявленном техническом решении, разнесены в пространстве и не находятся в конструктивном единстве, их совместное использование не приводит к созданию нового устройства с новой функцией, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу о том, что заявленное техническое решение в том виде, как оно представлено в предложенной формуле полезной модели, не характеризует одно устройство, а включает совокупность устройств, предназначенных для совместного использования в составе заявленного решения, в связи с чем оно может быть зарегистрировано в качестве полезной модели в силу пункта 1 статьи 1351 ГК РФ.
1.4. Обозначение, зарегистрированное в качестве спорного товарного знака, не сходно до степени смешения с противопоставленным ему товарным знаком
Решение Суда по интеллектуальным правам от 23.12.2014 по делу N СИП-678/2014
Исковые требования:
ЗАО «ТПК Техноэкспорт» обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) по результатам рассмотрения возражений против предоставления правовой охраны товарному знаку со словесным элементом «Хомоксил», мотивированным его сходством до степени смешения с принадлежащим ЗАО «ТПК Техноэкспорт» и ранее зарегистрированным в отношении части однородных товаров на его имя товарным знаком со словесным обозначением «ХОМ».
Решение суда:
В удовлетворении искового требования отказано.
Позиция суда:
Установив, что оспариваемый и противопоставленный товарные знаки отличаются графически, поскольку имеют различную длину, обусловленную разным количеством букв, входящих в данные товарные знаки, один из них выполнен заглавными буквами, другой — как заглавными, так и строчными; сравниваемые товарные знаки не имеют смыслового значения и являются фантазийными; оспариваемый товарный знак («Хомоксил») не совпадает с противопоставленным товарным знаком («ХОМ») по количеству слогов, в сравниваемых обозначениях не совпадает ни один из слогов, при этом ударение в сравниваемых товарных знаках падает на разные слоги, кроме того, противопоставленные товарные знаки имеют различный состав гласных и согласных, Суд по интеллектуальным правам, согласившись с Роспатентом, пришел к выводу о том, что обозначение, зарегистрированное в качестве спорного товарного знака, не сходно до степени смешения с противопоставленным ему товарным знаком, в связи с чем регистрация названного товарного знака в отношении однородных товаров не противоречит пункту 6 статьи 1483 ГК РФ.
1.5. Несоответствие спорной полезной модели условию патентоспособности «новизна»
Решение Суда по интеллектуальным правам от 26.11.2014 по делу N СИП-595/2014
Исковые требования:
ООО «Тепловое оборудование» обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением об оспаривании решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) о признании недействительным патента Российской Федерации на полезную модель «Электроводонагреватель» в связи с тем, что техническому решению по противопоставляемому патенту присущи все приведенные в независимом пункте формулы спорной полезной модели существенные признаки, включая характеристику назначения, в связи с чем она не соответствует условию патентоспособности «новизна».
Решение суда:
В удовлетворении искового требования отказано.
Позиция суда:
Отметив, что спорная полезная модель ООО «Тепловое оборудование», в том виде как она охарактеризована в независимом пункте формулы, отличается от технического решения по противопоставленному патенту по несущественным признакам, в описании к спорному патенту не раскрыты причинно-следственные связи между отличительными признаками и заявленными техническими результатами, Суд, согласившись с выводами Роспатента, признал, что техническому решению по противопоставляемому патенту присущи все приведенные в независимом пункте формулы полезной модели существенные признаки, включая характеристику назначения; данные обстоятельства с учетом положений пункта 1 статьи 5 Патентного закона Российской Федерации от 23.09.92 N 3517-1 и подпункта 3 пункта 2.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель, утвержденных приказом Роспатента от 06.06.2003 N 83, являются достаточным основанием для вывода о несоответствии спорной полезной модели условию патентоспособности «новизна», положенного в основу решения Роспатента о признании указанного патента истца недействительным.
1.6. Признание товарного знака со словесным обозначением общеизвестным на территории Российской Федерации
Решение Суда по интеллектуальным правам от 30.10.2014 по делу N СИП-552/2014
Исковые требования:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — внесение в законодательный орган проекта законодательного акта управомоченным на то лицом (лицами) или органом (органами).
Законодательная инициатива — начальная стадия законодательного процесса; может быть парламентская, правительственная, президентская, специализированная, народная. Перечень управомоченных лиц и органов нередко содержится в конституциях (например, в части 1 статьи 104 Конституции РФ). Внесённые ими проекты законодательный орган обязан рассмотреть, но не обязан принять и, даже приняв к рассмотрению, может внести в них существенные изменения. В некоторых странах (например, в Швейцарии) допускается Законодательная инициатива как в виде разработанного проекта, так и в виде общего предложения. Обычно требуется, чтобы вносимые проекты сопровождались мотивировкой, финансовыми расчётами и другими документами.
Парламентская Законодательная инициатива означает, что проекты законов вносятся субъектами, находящимися в составе законодательного органа (депутатами). В Федеральном собрании РФ правом законодательной инициативы. обладает каждый депутат Государственной думы и каждый член Совета Федерации. В Германии же допускается только групповая законодательная инициатива депутатов бундестага: законопроекты могут вносить лишь партийные фракции или группы депутатов, насчитывающие не менее 5% от состава палаты, то есть не менее тридцати депутатов. В ряде стран членам верхних палат парламентов индивидуальное или групповое право законодательной инициативы не предоставляется; оно принадлежит верхней палате в целом (Белоруссия, Польша и другие).
В Австрии правом законодательной инициативы пользуются как Федеральный совет (верхняя палата) в целом, так и 1/3 его членов. Для социалистических стран было характерно наделение правом законодательной инициативы также внутрипарламентских органов – комиссий. Ныне это встречается редко. Так, согласно статьям 12 и 13 Закона КНР о правотворчестве, законодательная инициатива принадлежит президиуму Всекитайского собрания народных представителей (он существует лишь во время ежегодной кратковременной сессии), а также, помимо прочих субъектов, Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей (это избранный Всекитайским собранием из его состава орган, издающий законы по многим вопросам и замещающий Всекитайское собрание в период между сессиями), специальным комитетам и делегациям (территориальным и армейскому объединениям депутатов). Парламентские комиссии имеют право законодательной инициативы также в Бразилии.
законодательная инициатива исполнительной власти (правительственная и президентская) преобладает, так как правительство чаще сталкивается с проблемами, нуждающимися в законодательном разрешении, и имеет больше специалистов, способных готовить качественные законопроекты. В тех странах, где правительство — коллегиальный орган исполнительной власти, конституции обычно наделяют его правом законодательной инициативы. Так, во Франции и странах, воспринявших её конституционную модель, проекты законов, внесённые депутатами парламента, именуются законопредложениями, а внесённые правительством – законопроектами. В США президент не имеет права законодательной инициативы (кроме бюджетной инициативы), а в Бразилии, наоборот, президент обладает не только правом законодательной инициативы по любому вопросу, но по вопросам организации публичной администрации, вооруженных сил, прокуратуры и некоторым другим его право законодательно инициативы — исключительное. Правительствам нередко принадлежит исключительное право законодательной инициативы по вопросам бюджета, ратификации и денонсации международных договоров. В России заключение правительства обязательно требуется для внесения законопроектов, предусматривающих расходы из федерального бюджета. В Германии правительственные законопроекты до внесения в бундестаг рассматриваются бундесратом, а законопроекты бундесрата – Федеральным правительством.
Специализированная законодательная инициатива осуществляется органами, предусмотренными в конституциях и законах. Так, в России правом законодательной инициативы обладают законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также (по вопросам их ведения) Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. В Италии правом законодательной инициативы пользуются также областные советы, а по экономическим и социальным вопросам – Национальный совет экономики и труда. В Бразилии к числу субъектов права законодательной инициативы отнесены также Генеральный прокурор республики и Федеральный верховный суд.
Народная законодательная инициатива — результат волеизъявления значительных групп избирателей, предлагающих коллективное законодательное решение. В Бразилии это не менее 1% избирателей, проживающих не меньше, чем в пяти штатах, в каждом из которых должно быть собрано не менее 0,3% подписей избирателей. В Италии законопроект может быть внесён не менее чем 50 тысячами избирателей, в Испании – не менее чем 500 тысячами, причём народная законодательная инициатива не допускается по вопросам, регулируемым органическими законами (связанным с основными правами и свободами, введением уставов автономных сообществ, установлением основ избирательной системы и другие), по вопросам налогообложения, международных отношений и помилования. В Австрии народная законодательная инициатива может исходить от 100 тысяч избирателей или от 1/6 избирателей трёх земель, в Венесуэле – не менее чем от 0,1% зарегистрированных избирателей.
В некоторых странах определён особый круг субъектов права законодательной инициативы по вопросам изменения конституции, принятия или отмены конституционных, органических или дополняющих (конституцию) законов. Согласно статье 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре её положений могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы. В Бразилии статья 60 Конституции предоставляет право законодательной инициативы по изменению Конституции не менее чем 1/3 членов Палаты депутатов или Федерального сената, Президенту республики, более чем половине законодательных собраний федеральных единиц, которые должны принять соответствующее решение относительным большинством своих членов.
Интересные материалы:
- Отчет26 РФ
Госслужащие Ставропольского края избавляются от бумажной волокиты Свой Спецкор 20 марта 2019, 18:31 Поделиться: Системой…
- Гарантии президента РФ
Тема 20. Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФО.А. ЛупандинаКонституционное (государственное) право Российской ФедерацииУчебное пособие.…
- Права и обязанности судьи КС РФ
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) "О Конституционном суде РФ" довольно долго просуществовал в первозданном виде —…
- 637 указ президента
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Получить полный доступ к документу Вход для пользователей Стань…
- Личный закон физического лица в РФ
Личный закон физического лица – коллизионный принцип, применяемый для выбора права при регулировании правового положения…