Куперс

Бухучет и анализ

236 НК РФ

СТ 52 НК РФ.

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Комментарий к Ст. 52 Налогового кодекса

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок исчисления конкретного налога является обязательным элементом налога. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговый период, согласно ст. 55 НК РФ, представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов определяются ст. 53 НК РФ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Положения ст. 52 НК РФ не относятся к конкретному налогу и имеют универсальный характер. Одновременно порядок уплаты установлен по каждому конкретному налогу. Самостоятельное исчисление налога является формой реализации самостоятельного и добровольного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей и соответствует ст. 45 НК РФ, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) и самостоятельно заполняет поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежной суммы в уплату налога (п. 7 ст. 45 НК РФ).

2. Правило самостоятельного исчисления суммы налога налогоплательщиком имеет исключение в случае, когда это полномочие осуществляет налоговый орган или налоговый агент (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик может поручить исчисление налога представителю, который будет действовать от его имени.

Исчисление налога налоговым органом может иметь место в том случае, если это установлено НК РФ (например, по транспортному налогу, уплачиваемому физическими лицами, в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ, или по земельному налогу, уплачиваемому физическими лицами, в соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ, при уплате авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, согласно п. 3 ст. 396 НК РФ), а также по итогам проведения налогового контроля, при проведении камеральных или выездных проверок.

В первом случае налоговым органом направляется налогоплательщику налоговое уведомление, а во втором случае, по итогам налогового контроля, может быть направлено налоговое требование. Данное полномочие налоговых органов установлено пунктом 1 ст. 32 НК РФ, согласно которому налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Налоговое уведомление также может направляться по результатам проверки и корреспондирует праву налогоплательщиков получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов (п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ).

Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора и носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Для налоговых агентов обязанность исчисления за налогоплательщика сумм налогов, подлежащих уплате, вытекает из их обязанностей, установленных ст. 24 НК РФ. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

3. Для случая, когда исчисление уплаты налога возложено на налоговый орган (например, по транспортному налогу или по земельному налогу, при уплате их физическими лицами, авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц), пунктом 3 комментируемой статьи регулируются структура и форма налогового уведомления, которое должно содержать сумму налога, подлежащую уплате, объект налога, налоговую базу и срок уплаты.

Форма налогового уведомления утверждается как Минфином России, так и Федеральной налоговой службой, которая наделена НК РФ соответствующими полномочиями как орган, уполномоченный осуществлять контроль и надзор в сфере налогообложения. В частности, форма налогового уведомления утверждена совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/479@. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.07.2004 N САЭ-3-04/440@ была утверждена форма налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи установлен перечень способов направления налогового уведомления налогоплательщика. Данный перечень является закрытым, но предусматривает все возможные способы передачи информации: лично под расписку; заказным письмом по почте; по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме. В случае, если все указанные способы недоступны, налоговое уведомление направляется по адресу регистрации налогоплательщика заказным письмом через организацию почтовой связи и считается врученным по истечении шести дней с даты направления.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи:

— почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

— специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

— федеральная фельдъегерская связь;

— фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Налоговые органы при направлении налогового уведомления пользуются услугами почтовой связи общего пользования, которые действую по единым Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221. Согласно указанным Правилам, заказные письма являются одной из категорий почтовых отправлений, которые характеризуются совокупностью признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) данного отправления.

5. Пунктом 5 комментируемой статьи определены особенности исчисления налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, которое выполняется ответственным участником группы, статус которого определен ст. 25.1 НК РФ.

6. Пункт 6 ст. 52 НК РФ устанавливает общее для всех налогов правило округления до полных рублей при исчислении сумм налогов. В то же время не уточняется, применяется ли данное правило к исчислению сборов, пени и штрафов.

Можно ли п. 3 ст. 236 НК РФ о выплатах и вознаграждениях применять для организаций работающих на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, а также тех, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности?

Согласно п. 3 ст. 236 НК, выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу , если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с разъяснениями МНС России N СА-6-05/415@ от 04.04.2002 г., из вышеизложенного следует, что не подлежат налогообложению выплаты и вознаграждения, поименованные в п. 1 ст. 236 НК для налогоплательщиков-организаций, формирующих налоговую базу по прибыли (в т.ч. и по отдельным видам деятельности организации, в части ее формирования), которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, п. 3 ст. 236 НК не распространяется на налогоплательщиков, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а именно:

— организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности,

— организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности,

— организации, уплачивающие налог на игорный бизнес по деятельности, относящейся к игорному бизнесу.

Аналогичная норма распространяется на индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход и (или) применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики , переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности или применяющие упрощенную систему налогообложения и отчетности, вправе осуществлять иные виды деятельности. При этом они ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.

Следовательно, п. 3 ст. 236 НК применяется к выплатам и иным вознаграждениям в пользу физических лиц, производимым указанными налогоплательщиками в рамках иной деятельности по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторскому договору.

Начальник отдела УМНС России
по Кировской области

М.П. Тимшин

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления МНС России по Кировской области

О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Проект N 451253-5
Вносится депутатом
Государственной Думы
А.В.Беляковым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 1

1. Налогообложение подакцизных товаров (за исключением автомобильного бензина и дизельного топлива) осуществляется по следующим налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках
за единицу измерения)

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

30 руб. 50 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта

33 руб. 60 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта

37 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

0 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

0 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

0 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

0 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта)

210 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

231 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

254 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

158 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

190 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

230 руб. 00 коп.
за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки

3 руб. 50 коп.
за 1 литр

4 руб. 80 коп.
за 1 литр

6 руб. 00 коп.
за 1 литр

с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

14 руб. 00 коп.
за 1 литр

18 руб. 00 коп.
за 1 литр

22 руб. 00 коп.
за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно

0 руб. 00 коп.
за 1 литр

0 руб. 00 коп.
за 1 литр

0 руб. 00 коп.
за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно

9 руб. 00 коп.
за 1 литр

10 руб. 00 коп.
за 1 литр

12 руб. 00 коп.
за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента

14 руб. 00 коп.
за 1 литр

17 руб. 00 коп.
за 1 литр

21 руб. 00 коп.
за 1 литр

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

422 руб. 00 коп.
за 1 кг

1688 руб. 00 коп.
за 1 кг

4220 руб. 00 коп.
за 1 кг

Сигары

25 руб. 00 коп.
за 1 штуку

100 руб. 00 коп.
за 1 штуку

250 руб. 00 коп.
за 1 штуку

Сигариллы, биди, кретек

360 руб. 00 коп.
за 1000 штук

1449 руб. 00 коп.
за 1000 штук

3600 руб. 00 коп.
за 1000 штук

Сигареты с фильтром

205 руб. 00 коп.
за 1000 штук + 6,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. 00 коп.
за 1000 штук

820 руб. 00 коп.
за 1000 штук + 26 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1000 руб. 00 коп.
за 1000 штук

2050 руб. 50 коп.
за 1000 штук + 65 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2500 руб. 00 коп.
за 1000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы

125 руб. 00 коп.
за 1000 штук + 6,5 процента

500 руб. 00 коп.
за 1000 штук + 26 процентов

1250 руб. 50 коп.
за 1000 штук + 65 процентов

расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 155 руб. 00 коп.
за 1000 штук

расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 620 руб. 00 коп.
за 1000 штук

расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1550 руб. 00 коп.
за 1000 штук

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.)

0 руб. 00 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

0 руб. 00 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

0 руб. 00 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

23 руб. 90 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

26 руб. 30 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

28 руб. 90 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

235 руб. 00 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

259 руб. 00 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

285 руб. 00 коп.
за 0,75 кВт (1 л.с.)

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

3246 руб. 10 коп.
за 1 тонну

3570 руб. 70 коп.
за 1 тонну

3927 руб. 80 коп.
за 1 тонну

Прямогонный бензин

4290 руб. 00 коп.
за 1 тонну

4719 руб. 00 коп
за 1 тонну

5190 руб. 90 коп.
за 1 тонну;

налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно осуществляется по следующим налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения)

Автомобильный бензин:

с октановым числом до «80» включительно

2923 руб. 00 коп. за 1 тонну

с иными октановыми числами

3992 руб. 00 коп. за 1 тонну

Дизельное топливо

1188 руб. 00 коп. за 1 тонну;

налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно осуществляется по следующим налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения)

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно

с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно

Автомобильный бензин:

не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5

4624 руб. 60 коп. за 1 тонну

4948 руб. 30 коп. за 1 тонну

класса 3

4302 руб. 20 коп. за 1 тонну

4603 руб. 40 коп. за 1 тонну

класса 4 и класса 5

3773 руб. 00 коп. за 1 тонну

4037 руб. 00 коп. за 1 тонну

Дизельное топливо:

не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5

1573 руб. 00 коп. за 1 тонну

1683 руб. 70 коп. за 1 тонну

класса 3

1304 руб. 40 коп. за 1 тонну

1395 руб. 70 коп. за 1 тонну

класса 4 и класса 5

1067 руб. 20 коп. за 1 тонну

1142 руб. 00 коп. за 1 тонну.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Несмотря на катастрофически высокий уровень курения в России (в 2008 году РФ заняла первое место по числу курящих во всем мире), доход бюджета от акцизных сборов на табачные изделия остается весьма символичным. Даже с учетом повышения с 2011 года — акцизная ставка на пачку сигарет с фильтром составит всего 5 рублей, в то время как в Европейском Союзе при пересчете на рубли минимальный акциз с пачки составляет 50-55 рублей.
Если в Англии государство получает за пачку сигарет в переводе на рубли — больше ста рублей, в Евросоюзе — в среднем не менее 60 рублей с пачки, то в РФ сейчас акцизные сборы колеблются в промежутке от 3 до 6 руб. с пачки.
Столь низкие акцизы не только пагубно сказываются на доходах государства, но и во многом являются одной из причин постоянного увеличения курящих в стране, так как ценовой фактор по-прежнему является определяющим в борьбе с курением.
Например, опыт Польши показал, что после гармонизации уровней акцизов на табак с минимальным уровнем ЕС, спрос на табак упал в 2008 году на 10%, а в первом квартале 2009 года ещё на 15% по сравнению с 2008 годом. При этом Польша, в которой потребляется в 5 раз меньше табачных изделий, чем в России, собирает с курильщиков в бюджет в два раза больше средств.
В то же время в России, по информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет (с 1980 по 2010 годы) количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек, количество потребления сигарет — соответственно с 201 миллиарда штук в 1985 году, 413,8 миллиарда в 2006 году, до 628,2 миллиарда в 2009 году.
По распространенности табакокурения среди молодежи Россия занимает четвертое место в мире после Северных Марианских островов (39,2%), Чили (38,4%) и Украины (33,9%). Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Среди учащихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.
Главным инструментом антитабачной политики по-прежнему остаются налоги. Это признают даже сами табачные компании. И пока акцизы на табак в России остаются одними из самых низких в мире, потребление сигарет в нашей стране будет только расти.
На основании вышеуказанных аргументов предлагается в два этапа повысить акцизы на табачную продукцию в РФ с целью доведения акцизов до общеевропейского уровня. Предлагается увеличить действующую специфическую ставку в 2011 году в 4 раза, а в 2012 в 2.5 раза по отношению к увеличенной ставке в 2011 году при пропорциональном увеличении адвалорной ставки акциза. Подобная индексация позволит к 2012 году достичь минимального, но тем не менее уже соответствующего общеевропейскому, уровня акцизного налогообложения табачных изделий в России — 50 руб. с пачки сигарет с фильтром.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в пункт 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) изменения, предусмотрев в нем ставки акцизов на подакцизные товары на период 2010-2012 годов, за исключением табачной продукции, в размере, установленном указанной статьей в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». При этом предусматривается увеличение размеров специфических ставок акцизов на все виды табачной продукции: на 2011 год в среднем в 4 раза по сравнению с 2010 годом, а на 2012 год — в 2,5 раза по сравнению с уровнем ставок, предусмотренных законопроектом на 2011 год. Одновременно в 2011 году предлагается увеличить адвалорную составляющую комбинированной ставки акциза на сигареты с фильтром до 26 процентов от их расчетной стоимости, а в 2012 году — до 65 процентов от их расчетной стоимости, а также адвалорную составляющую комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы.
В целом предлагаемое повышение ставок акцизов на табачную продукцию соответствует Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р, и направлено на выравнивание ставок акцизов со среднеевропейским уровнем, снижение объемов потребления и соответственно производства указанной продукции.
Согласно Концепции основными ценовыми и налоговыми мерами по сокращению спроса на табак являются в том числе: проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающих повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия; повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции с учетом покупательской способности потребителей.
Планом мероприятий по реализации указанной Концепции намечено поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Достижение указанного показателя (около 60 рублей на пачку сигарет в текущих ценах) возможно при номинальном увеличении акцизной нагрузки на табачные изделия к 2015 году в среднем в 7-8 раз к уровню 2011 года. Для того, чтобы такое поэтапное повышение акциза к 2015 году имело равномерный характер, необходимо увеличить акцизную нагрузку на табачные изделия в 2012 году не менее чем в 2 раза к уровню 2011 года и сохранить аналогичные темпы роста ставки акциза в 2013-2015 годах. При этом, учитывая масштабы повышения акцизной нагрузки, рост акцизов необходимо производить за счет увеличения, прежде всего, специфической составляющей налоговой ставки.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» в 2011 году ставки акцизов на табак, за исключением табака, используемого в качестве сырья, увеличены по сравнению с 2010 годом на 21 процент, на сигары — на 20 процентов, на сигариллы (сигариты), биди, кретек — на 21 процент. Специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты с фильтром возросла на 37 процентов, а адвалорная составляющая — на 0,5 процентного пункта, специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра (папиросы) увеличена в 2 раза, а адвалорная составляющая — на 0,5 процентного пункта.
Вместе с тем в законопроекте не учтено, что указанным Федеральным законом предусмотрены иные налоговые ставки по подакцизным товарам на период 2011-2013 годов и при принятии законопроекта в предлагаемой редакции налоговые ставки по подакцизным товарам (за исключением табачных изделий) будут значительно снижены относительно установленных Федеральным законом.
В то же время согласно пункту 3 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Статья 2 законопроекта не соответствует положениям статьи 5 Кодекса.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
В.Володин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Компания «КонсалтикаПлюс» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » В статье 12 НК в пункте 5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. Это правда? Больше не будем платить налоги?

Вопрос:

Добрый день!

В статье 12 НК в пункте 5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. Это правда? Больше не будем платить налоги?

Ответ:

Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определяются виды налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) в системе налогов и сборов в Российской Федерации, а также регулируются полномочия органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отмене на всей территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Пункт 5 ст. 12 устанавливает положение о том, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены лишь Налоговым кодексом Российской Федерации.

Указанное положение вступило в силу с 1 января 2005 г., это означает, что с 1 января 2005 г. отмена региональных налогов производится в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Местные налоги прекращают действовать на территориях муниципальных образований и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами о налогах представительных органов муниципальных образований и законами о налогах г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Это означает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Кодекса любой из предусмотренных системой налогов и сборов в Российской Федерации федеральный, региональный и (или) местный налог или сбор может быть отменен на всей территории Российской Федерации исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом. В пункте 5 статьи 12 Кодекса не указано, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы в Российской Федерации отменены.

Согласно действующему Кодексу и принятым в соответствии с ним актам законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации применяются федеральные налоги, предусмотренные статьей 13 Кодекса, региональные налоги, предусмотренные статьей 14 Кодекса, местные налоги и торговый сбор, предусмотренные статьей 15 Кодекса, специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 18 Кодекса, и страховые взносы, определенные пунктом 3 статьи 8 Кодекса.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Кодексом и иным актом законодательства о налогах и сборах не предусмотрено освобождение граждан от обязанности по уплате всех налогов.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием начисления пеней, взыскания налога и применения налоговых санкций.

Размещаемые с сентября 2018 г. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикации, в которых указывается об отмене Кодексом всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов, страховых взносов, регулируемых Кодексом, также не соответствуют действительности и не являются официальными разъяснениями уполномоченного органа.

Аннотация. Таким образом, пункт 5 ст. 12 устанавливает положение о возможности отмены федеральных, региональных и местные налогов и сборов лишь Налоговым кодексом Российской Федерации, а не иным нормативным правовым актом, и не констатирует отмену налогов в Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх