Куперс

Бухучет и анализ

Банковские тайны

Содержание

Что относится к банковской тайне —как отвечает на подобный вопрос закон о банках и иные федеральные законы, узнайте из нашего материала.

Банковская тайна — это информация об операциях, счетах и вкладах

Банковской тайне (БТ) посвящены:

  • ст. 26 закона о банковской деятельности от 02.12.1990 № 395-1;
  • ст. 857 ГК РФ;
  • федеральные законы, в которых отражена специфика законного представления относящихся к БТ сведений.

Все служащие кредитных организаций обязаны держать в тайне (ст. 26 закона 395-1):

  • информацию об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов;
  • иные сведения, установленные этой кредитной компанией (если это не противоречит федеральному закону).

Законом 395-1 определен открытый список попадающей в разряд БТ информации, а в ст. 857 ГК РФ перечень подобного рода сведений ограничивается тремя группами, включающими:

  • расшифровку операций по счету;
  • данные о банковском счете и вкладе;
  • сведения о клиенте.

О характере и особенностях составляющих БТ сведений расскажем в следующем разделе.

Когда и на основании чего информация переходит в разряд конфиденциальной, см. в материалах:

  • «Определение и виды служебной тайны в законе»;

  • «Федеральный закон о коммерческой тайне».

Какие сведения включает в себя банковская тайна?

Среди особенностей относимой к БТ информации можно назвать следующие:

  • сведения должны быть получены банком в процессе осуществления им банковского обслуживания своих клиентов;
  • обязанность по сохранности и неразглашении БТ возлагается на банк как одно из установленных законом условий договора банковского счета (п.1 ст.432 ГК РФ);
  • объем подпадающих под режим БТ сведений определяется не только федеральными законами и ГК РФ, но и самим банком.

В разряд БТ могут попасть такие данные:

  • о счете или вкладе (реквизиты, тип, сумма на счете и др.);
  • о клиенте (банковские реквизиты юрлица, паспортные данные физлиц);
  • об условиях кредитных договоров (условия получения и погашения кредита, проценты и иные нюансы);
  • о собственности и уровне доходов клиентов;
  • иные сведения (гражданство и дата рождения физлица, его IP-адрес и др.).

О документе, содержащем сведения о доходе физлиц, расскажет материал «Справка о заработной плате — образец и бланк в 2017 году».

Иные сведения о клиенте: что к ним относится и нуждаются ли они в охране

Банки вправе запрашивать у своих клиентов информацию по внутреннему банковскому перечню. В их состав могут попасть:

  • сведения о присутствии или отсутствии юрлица по месту регистрации;
  • данные о лицах, действующих от имени юрлица без доверенности;
  • номера контактных телефонов, электронных адресов, адреса сайта;
  • цель установления деловых отношений с банком (осуществление операций в рублях или валюте, размещение денег в депозиты, кредитование, операции с ценными бумагами и др.);
  • цель финансово-хозяйственной деятельности клиента;
  • финансовое положение клиента;
  • деловая репутация клиента;
  • состав высшего органа управления;
  • информация о коллегиальном органе управления клиента;
  • сведения о величине уставного капитала (в том числе оплаченного);
  • данные о бенефициарных владельцах;
  • сведения о наличии лицензий.

Часть данных о клиенте изначально находится в открытом доступе. Например, размер уставного капитала или список лиц, действующих от имени юрлица без доверенности — эта информация размещена на сайте ФНС (сведения из ЕГРЮЛ). Такая информация не может составлять БТ.

Тайна банковского счета и банковского вклада в России

Банковский вклад — это переданная банку денежная сумма с целью получения владельцем дополнительного дохода. Банковский вклад является для россиян доступным инвестиционным инструментом.

Узнайте подробности о видах инвестиций, их характеристике и нюансах учета в материалах:

  • «Инвестиции в нефинансовые активы — это…»;
  • «Инвестиции в основной капитал — счет бухгалтерского учета».

С помощью такого вклада можно решить сразу несколько задач:

  • приумножить сбережения;
  • защитить их от инфляции;
  • обеспечить сохранность денежных средств от посягательств на них третьих лиц;
  • избежать ненужных трат и сэкономить часть средств (благодаря их временной недоступности по условиям вклада).

Размещая свои деньги в банке, клиент рассчитывает на сохранение без утечек данных о вкладе. Их разглашение фактически означает для кредитного учреждения потерю клиента, а возможно и иные негативные последствия (лишение лицензии, вероятность уголовного наказания).

Доступ к информации о вкладе может происходить только:

  • по требованию вкладчика;
  • в силу закона.

Такие условия определены в Гражданском кодексе — подробнее в следующем разделе.

Кому доступны составляющие банковскую тайну сведения и нюансы ее представления?

Посвященная БТ ст. 857 ГК РФ определяет, что:

  • тайна банковского счета и банковского вклада, а также неразглашение информации об операциях по счету и сведений о клиенте гарантируется банком;
  • составляющие банковскую тайну сведения могут быть сообщены:
    • самим владельцам счета (клиентам);
    • бюро кредитных историй;
    • по запросам государственных органов (в случаях, установленных в ст. 26 закона о банках).

В размещенной ниже таблице перечислены:

  • основные получатели секретных банковских сведений;
  • особенности получения ими данной информации;
  • ссылки на соответствующие кодексы и законы.

Государственный орган — получатель сведений

Нормативный акт — основание

Условия предоставления информации

Росфинмониторинг

Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем от 07.08.2001 № 115-ФЗ

  • Самостоятельно кредитным учреждением: если совершаемая клиентом операция вызывает подозрение у банка или относится к подлежащим обязательному контролю операциям (ст. 6–7 закона 115-ФЗ).
  • По запросу Росфинмониторинга (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона 115-ФЗ)

Налоговые органы

Налоговый кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

Банки обязаны:

  • уведомлять налоговиков об открытии и закрытии счетов фирм и ИП (п. 1 ст. 86 НК РФ);
  • сообщить об остатке денежных средств по счетам, операции по которым приостановлены (п. 5 ст. 76 ГК РФ);
  • предоставить информацию об операциях по счетам по запросам налоговых органов (п. 2 ст. 86 НК РФ)

ОВД

Закон о банках 395-1 (абз. 3 ст. 26)

ОВД запрашивает у банков справки по операциям и счетам юрлиц и ИП в процессе выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений

Судебные приставы

Закон о судебных приставах от 21.07.1997 № 118-ФЗ (п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 14)

С письменного разрешения старшего пристава банк обязан представить справки и объяснения в объеме, необходимом для выполнения своих функций

Таможенные органы

Таможенный кодекс ТС (ст. 136)

С целью проведения таможенного контроля запрашиваются справки об операциях отдельных лиц

Органы предварительного следствия

Закон 395-1 (абз. 2 ст. 26)

УПК РФ

  • Банковская тайна раскрывается с согласия руководителя следственного органа только по находящимся в производстве делам.
  • Оригиналы банковских документов изымаются по решению суда (п. 3 ст. 183, подп. 7 п. 2 ст. 29 УПК РФ)

Счетная палата

Закон «О счетной палате РФ» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ст. 13)

Счетная палата при проведении проверок запрашивает у банков документальное подтверждение операций и состояние счетов проверяемых объектов

Является ли разглашение банковской тайны уголовно наказуемым деянием?

Разглашение сведений, составляющих БТ, — это ситуация, способная для кредитной организации повлечь негативные последствия в виде:

  • финансовых потерь;
  • высокой вероятности наступления предусмотренной законом ответственности;
  • репутационных рисков.

Среди основных причин нарушения БТ можно назвать:

  • злонамеренные действия ответственных лиц (продажу информации третьим лицам сотрудниками банков и т. д.);
  • умышленный взлом электронных банковских баз данных;
  • недостатки в работе банковских систем безопасности информации;
  • иные способы (инсайд, интернет-парсинг и др.).

Вне зависимости от причины утечки секретной банковской информации может наступить ответственность:

  • гражданско-правовая (п. 3 ст. 857 ГК РФ);
  • административная (п. 2 ст. 15.26, ст. 13.14 КоАП РФ);
  • уголовная (ч. 2, 3, 4 ст. 83 УК РФ).

Таким образом, при разглашении составляющих банковскую тайну сведений помимо ухудшения репутации банка его сотрудники могут попасть в том числе и под уголовную ответственность.

Как обеспечить сохранность банковской информации?

Перечисленных в предыдущем разделе наказаний можно избежать с помощью проводимых банком спецмероприятий — они должны быть направлены на обеспечение безопасности всех видов ресурсов банка:

  • информационных;
  • финансовых;
  • материальных;
  • кадровых.

Среди них можно назвать следующие:

  • охранные (охрана помещений, спецхранилищ и др.);
  • контрольные (входной контроль за доступом в помещения банка, кадровый отбор профессионально подготовленных и надежных банковских сотрудников);
  • защитные (создание безупречной системы информационной защиты);
  • иные спецмероприятия.

О мероприятиях специального назначения расскажут материалы нашего сайта:

  • «Как составить план мероприятий по охране труда (образец)?»;
  • «План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю».

Защита банковской информации достигается путем:

  • построения эффективной архитектуры банковских сетей (формирования изолированных операционных сетей и сетей с доступом в интернет);
  • применения специализированного программного обеспечения и технических средств защиты (антивирусных программ, эшелонированной мультивендорной защиты интернет-шлюзов и почтовых систем);
  • организации надежной связи с подразделениями (посредством выделенных каналов связи и шифрования данных);
  • применения мощных средств аутентификации и контроля (например, с помощью 2-факторной аутентификации);
  • использования иных способов защиты.

Важнейшими элементами безопасности банковской информации является также:

  • выстраивание алгоритмов контроля и событий в системе работы с информацией и ее защиты;
  • организация своевременного обнаружения нарушений и выявления возможных каналов утечки информации.

Защита банковской информации требует многоуровневого комплексного подхода и существенных материальных вложений.

Итоги

Сохранность банковской информации гарантируется законом. Среди основных сведений, не допустимых к разглашению, можно назвать информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов, а также иных предоставленных банку их личных данных.

Разглашение или утечка банковских сведений наносит удар по репутации банка, а допустившие утечку сотрудники могут быть наказаны по УК РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Закон о банковской тайне — в российском законодательстве нет правового акта с таким названием. Из нашей статьи вы узнаете о действующих нормативных документах отечественного законодательства, связанных с вопросами банковской тайны.

Банковская тайна в статье 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Расшифровке этого понятия посвящена ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, согласно которой банковской тайной признается регламентируемое законом неразглашение служащими кредитной организации информации:

  • об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов;
  • иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией (если это не противоречит федеральному закону).

О размещенном на сайте ЦБ РФ новом информационном ресурсе узнайте из сообщения «Проверить надежность банков станет проще».

Ст. 26 закона № 395-1 раскрывает:

  • список лиц, которым может предоставляться содержащая банковскую тайну информация;
  • указание на НПА, в рамках которых она может истребоваться;
  • запрет на раскрытие информации, составляющей банковскую тайну, и последствия такого разглашения.

Кому доступна составляющая банковскую тайну информация, показано на следующей схеме:

Сведения выдаются банкирами по специальным запросам, которые оформляются в особом порядке, описанном в ст. 26 закона № 395-1. Запросить сведения вправе только сами вкладчики (владельцы счетов), а также определенный круг должностных лиц в рамках выполнения ими своих обязанностей.

Помимо ст. 26, о которой рассказано в данном разделе, в российском законодательстве есть еще одна целиком посвященная банковской тайне статья — подробнее о ней поговорим в следующем разделе.

Статья 857 ГК РФ о банковской тайне

Банковская тайна в ГК РФ упомянута в ст. 857, в п. 1 которой сказано, что банк гарантирует тайну:

  • банковского счета и вклада;
  • операций по счету;
  • сведений о клиенте.

П. 2 ст. 857 ГК РФ в сжатой форме отражает положения ст. 26 закона о банковской деятельности и устанавливает, что составляющие банковскую тайну сведения могут быть предоставлены:

  • самим клиентам или их представителям;
  • в бюро кредитных историй;
  • госорганам (в исключительных случаях в порядке, установленном федеральными законами).

Завершает ст. 857 ГК РФ абзац, закрепляющий право клиента (при разглашении банком составляющих банковскую тайну сведений) требовать от банкиров возмещения причиненных убытков.

Как и для чего банки идентифицируют своих потенциальных клиентов, узнайте из материала «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

Последствия разглашения банковской информации в 2016-2017 годах

Отечественное законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за разглашение составляющих банковскую тайну сведений и некорректное обращение с информацией о клиентах банков.

По ст. 183 УК РФ виновного в разглашении банковской тайны могут оштрафовать на сумму до 1,5 млн руб. или лишить свободы на срок до 7 лет — наказание определяется с учетом тяжести последствий от незаконного получения и разглашения банковской тайны. Указанная статья предусматривает ответственность:

  • за собирание составляющей банковскую тайну информации;
  • распространение и использование вышеуказанных сведений.

Отдельно выделены ситуации, когда эти же деяния совершены из корыстного интереса, с причинением серьезного ущерба или повлекли тяжкие последствия.

Если по вине банка произойдет утечка сведений, составляющих банковскую тайну, пострадавшие в таком случае владельцы счетов и вкладчики вправе потребовать от банка возмещения причиненного ущерба (компенсацию имущественного и морального вреда) — это право предоставляет им ст. 857 ГК РФ, о которой шла речь в предыдущем разделе.

Административная ответственность при утечке сведений, составляющих банковскую тайну, может наступить по ст. 13.14 и 13.11 КоАП:

  • по ст. 13.14 — за разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (кроме случаев, по которым наступает уголовная ответственность), в виде штрафа от 500 до 5 000 руб., наложить который могут на физлицо, получившее доступ к банковской информации в связи с выполнением служебных обязанностей (к таким лицам относятся служащие банков, Бюро кредитных историй, правоохранительных, налоговых, таможенных и иных органов);
  • по ст. 13.11 — за нарушение законодательно определенного порядка сбора, хранения и распространения информации о клиентах банка под штраф от 500 до 10 000 руб. могут попасть любые пользователи банковской тайны, допустившие такое нарушение.

Понятие банковской тайны в российском законодательстве расшифровано в ГК РФ и законе «О банковской деятельности». Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть доступны только самим вкладчикам и раскрываются иным лицам в исключительных случаях по специальным запросам.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что называют «банковской тайной»?

Банковская тайна – это фактически особенная информация, которую узнает кредитная организация, осуществляющая банковскую деятельность. Также ее могут узнать некоторые другие лица, — от кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней.

Банковская тайна регулируется правовыми нормами, которые устанавливают следующее:

  1. Правовое положение субъектов правоотношений – по вопросам использования, предоставления и охраны информации, которой владеет банковское учреждение.
  2. Содержание информации, которая находится в статусе такого режима.
  3. Условия и порядок, согласно которым будет предоставлена и использована информация, которой обладает кредитное учреждение.
  4. Порядок правовой информационной защиты. Сюда входит и ответственность, если такая информация будет разглашена.

В России информация, являющаяся банковской тайной, строго очерчена на законодательном уровне. Но благодаря формулировкам законов есть возможности для их различного толкования.

Согласно законодательству, тайна гарантируется в следующих случаях

  • банковский счет,
  • банковский вклад
  • операции по счету и сведений о клиенте,
  • какие-либо операции,
  • счета о вкладах собственных клиентов,
  • иные сведения, устанавливаемые кредитным учреждением – если федеральным законом не предусмотрено иное.

Каким образом соотносятся банковская и коммерческая тайны?

По мнению некоторых исследователей, банковской тайной является особая разновидность коммерческой тайны. Такая позиция оспорима, поскольку между банковской тайной и коммерческой есть существенные различия.

    1. Банковская тайна – законная и не зависит от волеизъявления субъектов правоотношений по поводу ее охраны. Коммерческая тайна же если наоборот – одностороннее объявление. Банковская тайна, согласно закону, обладает собственным содержанием, субъектами, порядком предоставления.
    2. Важнейший признак банковской тайны – факт предоставления конфиденциальной информации клиентом банку с целью обеспечить надлежащее оказание банком определенных услуг по договору с клиентом. Таким образом, передаваемые сведения обладают вспомогательным характером по отношению к заключенному между кредитной организацией и клиентом договору. Согласно данному договору, банк должен хранить банковскую тайну – это также входит в его обязательства.
    3. Обязанность охранять банковскую тайну довольно относительна: одно обязанное лицо (кредитное учреждение) противостоит одному управомоченному лицу (клиенту). Наоборот, если тайна коммерческая – то охранные отношения являются абсолютными: одному управомоченному лицу (он считается обладателем информации) противостоят неопределенные лица, обязанные охранять данную информацию.
  1. Обязательный признак коммерческой тайны – то, что ее обладатель должен принять меры и защищать ее конфиденциальность. Другими словами, носитель коммерческой тайны всегда занимается ее охраной, исходя из собственных личных интересов. Для банковской же тайны имеет значение следующий факт – они обязаны охранять конфиденциальность сведений только за собственниками и пользователями информации в интересах обладателя (а не за самим обладателем информации).
  2. Коммерческая тайна может быть предметом сделки (к примеру, такая информация может быть передана иному лицу за определенную денежную сумму). Банковскую же тайну нельзя передавать по сделкам с третьими лицами.

Соотношение банковской тайны и служебной тайны

В действующем законодательстве также отсутствует легальное определение понятия «служебная тайна».

ГК РФ говорит о том, что информация является служебной тайной в том случае, если информация эта действительно или потенциально обладает коммерческой ценностью – то есть она неизвестна третьим лицам, ее нельзя найти в свободном доступе на законных основаниях, а также, если обладатель информации осуществляет защиту ее конфиденциальности. Сведения, которые не являются служебной тайной, определяет закон и иные правовые акты.

Таким образом, законом определяются следующие признаки служебной тайны:

  1. Наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности.
  2. Обладатель информации занимается ее охраной.

Как уже было сказано при сравнении банковской и коммерческой тайны, данные характеристики не обязательны для банковской тайны.

Информация, являющаяся охраняемой законом тайной третьих лиц (коммерческой, личной, семейной, банковской) иногда является и служебной тайной, — если ее получил представитель государственного или муниципального органа, исполняя свои служебные обязанности.

О гарантах и хранителях банковской тайны

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

  1. Банковская тайна гарантируется кредитными организациями, Банком России и организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентством по страхованию вкладов).
  2. Все работники банковского учреждения обязательно должны хранить тайну.
  3. У банка России, АСВ нет права на разглашение сведений, полученных ими в результате выполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций.
  4. У аудиторских организаций нет права на раскрытие третьим лицам сведений, полученных в ходе исполняемых ими проверочных работ.
  5. У уполномоченного органа, занимающегося мерами по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нет права на раскрытие третьим лицам информации, полученной от банковских учреждений (согласно законодательству).
  6. В случае, если Банк России, АСВ, иные различные организации, разглашают банковскую тайну – они несут ответственность и возмещают нанесенный ущерб.

Соблюдать особенный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны также обязательно должны следующие лица:

  • таможенные органы;
  • налоговые органы;
  • органы и агенты валютного контроля;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам – уполномоченный государственный орган, занимающийся контролем и надзором за деятельностью бюро кредитных историй.
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Иные субъекты, такие как, прокурорские работники, инспекторы Счетной палаты обязаны соблюдать режим конфиденциальности сведений согласно общему принципу – «хранить охраняемую законодательством тайну».

Вопрос раскрытия информации, являющейся банковской тайной

Кредитная организация обязана осуществлять предоставление сведений, являющихся банковской тайной исключительно в законодательно закрепленных случаях.

Исключениями из банковской тайны могут выступать конкретно установленные законодательством основания.

В статье 857-й ГК РФ закреплено то, что сведения, являющиеся банковской тайной, могут предоставляться только самим клиентам или их представителям. Государственные органы и их должностные лица могут получить подобные сведения исключительно в случаях и в порядке, установленном законодательством.

Самый подробный перечень подобных случаев содержит Закон о банках. При этом иными федеральными законами устанавливается детализация полномочий и процедура получения определенных необходимых сведений. Ситуации предоставления сведений, которые являются банковской тайной, обычно классифицируются по различным основаниям.

Первый классификационный критерий – согласен или же нет, клиент банковского учреждения раскрыть эту информацию.

Второй случай, когда может быть предоставлена банковская тайна – зависит от порядка и формы их предоставления.

Например, на раскрытие информации может влиять следующее:

  1. Специальные запросы. Их осуществляют государственные органы, высылая справки или отдельные документы.
  2. Отчетная или иная обобщенная документация кредитного учреждения (аудиторы, Банк России).
  3. Порядок уведомления – здесь не нужен предварительный запрос государственных органов о том, что есть определенные, предусмотренные законом обстоятельства в отношении определенного банковского клиента.
  4. Комитет по финансовому мониторингу – в силу законодательного предписания, если выявлены установленные признаки.

Третье основание классификации – это статус лица, которого касаются предоставляемые банком факты. Так, Банковский закон предусматривает разные критерии, по которым могут быть предоставлены сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Теперь перейдем к полномочиям, которыми обладают различные пользователи информации, являющейся банковской тайной, а также к основаниям, по которым им предоставляются сведения.

Раскрытие банковской тайны налоговыми органами

Само собой, наиболее важным значением институт банковской тайны обладает, когда дело касается взаимоотношений налоговых органов и кредитных организаций. Налоговые органы стараются узнать как можно больше информации за как можно более короткий временной период от банковских учреждений. В свою очередь, банковские учреждения должны в первую очередь заниматься защитой клиентских интересов, поскольку именно клиенты – источник их благополучия. Таким образом, очевиден конфликт интересов.

Согласно банковскому закону, налоговые органы могут заниматься получением справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно Налоговому Кодексу РФ, у налоговых органов довольно широкие полномочия в отношении получения от банковских учреждений информации по клиентам последних:

  1. Банки осуществляют открытие счетов учреждениям, ИП только в том случае, если предъявлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  2. Банки должны сообщать, когда открывается или закрывается счет учреждения, индивидуального предпринимателя, налоговому органу по места их учета. Срок – пять дней с того момента, как был открыт или закрыт такой счет.
  3. Банки должны заниматься выдачей налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делается это согласно законодательству Российской Федерации, в пятидневный срок, после того, как появился мотивированный запрос налогового органа.
  4. У налоговых органов есть право требования от банков документов. Документы эти должны подтверждать, что платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов о списании со счетов клиентов налоговых сумм, пеней и штрафов, исполнены.
  5. Если налоговые органы считают, что банк обладает всеми необходимыми для них документами, то у них есть право истребования этих документов у банка. Действует это только в том случае, если есть основания для проведения в отношении него проверки.

Выбор между справкой и документом

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию. Сюда же относится и информация, являющаяся банковской тайной. Суд считает, что в данном случае хранить тайну вклада физического лица должен институт налоговой тайны.

Раскрытие банковской тайны правоохранительным органам

Банковским законом установлено, что предоставление справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правоохранительным органам, должно осуществляться в том случае, если выполнены два условия:

  1. Информация прямо относится к делу, которое находится в компетенции этого органа.
  2. Есть согласие прокурора.

Если это налоговые преступления – по закону банковская тайна может быть раскрыта даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам внутренних дел выдает кредитная организация, — если они выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления.

Если это досудебное производство, банковскую тайну можно получить, проводя следственные действия (в порядке, который установлен УПК РФ). Извлекать документы с информацией о вкладах и счетах клиентов в банковских учреждениях можно только по судебному решению. Конституционным судом распространены эти требования УПК РФ и касательно обыска – если при его проведении изымаются банковские документы, так как «требование о производстве выемки … только по итогам судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации». Поэтому судебное решение необходимо в любом случае – и совершенно неважно, обыск это – или выемка.

В законодательстве РФ отсутствуют специальные указание на то, когда судами должна быть дана санкция на доступ к банковской информации, а в каких – должно быть отказано. Считается, что данный вопрос должен решаться в зависимости от степени обоснованности подозрений следователя и решать должен суд.

Раскрытие банковской тайны судебным приставам-исполнителям

Согласно банковскому закону, судебные приставы не имеют права на доступ к банковской тайне. В федеральном законе «О судебных приставах» отсутствуют специальные положения о порядке доступа к банковской информации. У них есть лишь общее право «получить, совершая исполнительные действия, нужную информацию, объяснения и справки». В итоге, Конституционным судом РФ было признано, что судебные приставы-исполнители имеют право на запрос и получение в банковских учреждениях необходимых сведений о вкладах физических лиц. Мысля логически, все эти правила относятся равноценно и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом постановление выделяет три квалифицирующих признака этого права:

  1. Реализация права в связи с тем, что исполняется постановление суда.
  2. Реализация права в пределах, которые определены судебным постановлением.
  3. Предоставление сведений осуществляется лишь в том размере, который необходим, чтобы исполнить исполнительный документ.

Права других пользователей информации, составляющей банковскую тайну

Получить информацию, относящуюся к банковской тайне, в виде справки, также могут:

  1. Суда
  2. Арбитражные суда (судьи)
  3. Счетная палата Российской Федерации
  4. Таможенные органы
  5. Агентство по страхованию вкладов
  6. Если банковский клиент умирает – нотариус, физическое лицо, указанное в завещательном письме клиента, а также иностранные консульские учреждения.

Ознакомиться с банковскими документами, являющимися банковской тайной, имеет право Банк России.

Российская Федерация обладает перечнем лиц, которым банковское учреждение должно предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне (перечень определяет федеральный закон). Такими законами являются не только Банковский закон, но и законы, занимающиеся контролем деятельности конкретных государственных органов и организаций. Это действует в том случае, если Банковский закон вообще не предоставил этому государственному органу или должностному лицу право доступа к банковской тайне (это касается судебных приставов).

Вопрос предоставления информации с клиентского согласия

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

Другие исключения из банковской тайны

Сведения, являющиеся банковской тайной, могут стать известными третьим лицам также, если произошла уступка этим лицам банковских требований к клиенту. Арбитражной практикой допускается уступка банковского требования о взыскании с пользователя-должника кредитной суммы и начисленных процентов даже в том случае, если новый кредитор – не кредитная организация.

Так, в одном случае арбитражным судом первой инстанции был сделан вывод, что новый кредитор (не кредитная организация), встав на место предыдущего кредитора по кредитному договору (банка) приобретает все права и обязанности кредитора, в том числе и право на получение сведений, являющихся банковской тайной заемщика. Так как новый кредитор не был обязан охранять банковскую тайну, произошло ограничение гарантированных законом прав банковского клиента. В результате договор цессии был назван ничтожным.

Далее, судом кассационной инстанции было дано опровержение данного вывода и указано, что на тот момент, когда новый кредитор вступал в отношения с ответчиком, он обладал только одним правом – мог требовать задолженность. Все другие виды прав на тот момент «были неактуальны для кредитора». Кассационной инстанцией также было указано, что необходимо соблюдать правило об особенном субъектном составе кредитного договора, так как новый кредитор появляется в кредитном договоре после того, как первоначальный кредитор исполнил действия, подлежащие лицензированию. Опровергли и выводы должника о том, что личность кредитора обладает существенным значением в этом обязательстве. В конечном итоге, решение арбитражного суда первой инстанции просто отменили.

В другой ситуации банком была совершена уступка требования из кредитного договора иному банковскому учреждению, который, в свой черед, еще раз его переуступил иному лицу. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций был сделан вывод, что личность кредитора не обладает существенным значением в этом обязательстве.

Таким образом, судами допускается уступка требований по кредитным договорам. Факт нарушения банковской тайны не является основанием для того, чтобы сделка по передаче данного права была признана недействительной.

Ответственность за разглашенную банковскую тайну

Банковским законом предусмотрена ответственность, которую несут владельцы и пользователи банковской тайны за ее разглашение. Например, ответственность может быть наложена на Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, кредитную, аудиторскую и иную организацию, уполномоченные органы, осуществляющие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностных лиц и их работников.

Ответственность иных пользователей банковской тайны предусматривает закон об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты, для таможенных органов и так далее.

В случае разглашения банковской тайны российское законодательство предусматривает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Уголовная ответственность за разглашение банковской тайны

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за незаконное получение и разглашении информации, являющейся коммерческой, налоговой или банковской тайной. Эта статья располагается в главе УК РФ – «Преступления в сфере экономической деятельности», чем и определяется видовой объект преступления. Объектом этого преступления могут быть как отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так и отношения по осуществлению «иной экономической» деятельности.

Согласно статье 183-й УК РФ есть четыре состава преступления, первые два из которых являются формальными (существует лишь факт нарушения, вредоносных последствий может и не быть). В третьем и четвертом прибавляется и материальный фактор (обязательные элементы – всегда вредоносные последствия).

Так, первой частью предусмотрена ответственность за сбор информации, являющейся банковской тайной. Частью второй – за распространение или использование подобных сведений, частью третьей – за совершение тех же деяний вследствие корыстных побуждений или с причинением крупного ущерба, а частью четвертой – если возникли тяжкие последствия.

Объективная сторона правонарушения определяется незаконностью совершения указанных действий. Часть первая говорит о таких способах собирания сведений: похищении документов, подкупе, угрозах, ином незаконном способе. Последний, в данном конкретном случае означает завладение информацией с помощью конкретной техники негласного получения информации, незаконное проникновение в компьютерную сеть.

Субъект преступления по УК РФ может быть любым деликтоспособным лицом, а по второй части, возможно, привлечение к ответственности лишь специальных субъектов – лиц, которым доверили банковскую тайну или сообщили по службе – например, сюда относят служащих кредитных организаций.

За преступления по ст. 183-й Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрен штраф до 80000 рублей, в том числе возможно лишение права на работу на определенных должностях, либо могут лишить свободы. Срок лишения свободы по формальным составам соответственно не превышает два или года. Если состав материальный – соответственно пять и десять лет.

Привлечение к административной ответственности за разглашение банковской тайны

Если разглашена информация, являющаяся банковской тайной, то это административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если брать в расчет данную статью, ответственность наступает за разглашенную информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом (исключение составляют случаи, если разглашение такой информации приводит к уголовной ответственности).

Субъект такого правонарушения всегда является лишь физическим лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Указанное правонарушение физическим лицом приводит к наказанию – и это административный штраф (размер которого — до 1000 рублей).

Если установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах – банковских клиентах нарушается – это влечет для физического или юридического лица ответственность по ст. 13.11 КоАП Российской Федерации.

Эта статья охраняет персональные данные о гражданах. Как гласит статья 2-я Закона об информации, персональными данными называют информацию о факте, событии и обстоятельстве жизни клиента, благодаря которым возможна идентификация его личности. Эти данные могут также быть данными о клиенте банковского учреждения и являться банковской тайной. Поэтому, если будет нарушена банковская тайна, касающаяся персональных данных – возможно привлечение к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ в форме административного штрафа. При этом субъекты этого правонарушения могут быть не обязательно кредитными организациями и их служащими, а любыми пользователями банковской тайны.

В иных случаях, нарушенная обязанность пользователя информации по хранению банковской тайны – это основание лишить виновное лицо специальной правоспособности. Так, если не исполнена обязанность БКИ по защите информации – уполномоченный государственный орган может в судебном порядке требовать исключить БКИ из государственного реестра БКИ.

Фактически, единственный вид используемой на практике ответственности в области банковской тайны – это ответственность кредитных учреждений за непредставленную или несвоевременно представленную информацию налоговым структурам. Стоит отметить, что такие случаи совсем не являются редкими, а в арбитражной практике нет определенного единообразия.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что если банковское учреждение разгласит информацию, являющуюся банковской тайной, у клиента, права которого нарушили, есть право требования от банковского учреждения возмещения причиненных убытков.

Банковским законом установлено, что ответственность за разглашение банковской тайны также налагается и на рабочий персонал кредитных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных фактов, клиент с нарушенными правами имеет право на обращение с исковым заявлением о возмещении убытков. Заявление может быть как к банковскому учреждению, так и к его конкретному работнику. В одном случае данное положение гарантирует, что причиненные убытки будут взысканы с виновного лица, в другом – это еще одно подтверждение того, что институт банковской тайны носит публично-частный характер.

Меры гражданско-правовой ответственности могут быть возмещением убытков и возмещением морального вреда. Как гласит общее правило, вред, который причинен личности или имуществу клиента, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в итоге разглашения банковской тайны гражданин получил моральный вред (это касается физических или нравственных страданий), судом может быть возложена на виновное лицо обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В данный временной период нет опубликованной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за разглашение сведений, относящихся к банковской тайне.

В случае, если лицо, которому банковская организация на законных основаниях передает информацию, являющуюся банковской тайной, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяют общие положения п. 10 статьи 26-й Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба.

Нужна консультация юриста? Пишите или звоните!

19
апреля
2019

Петров_ЮРвКО_Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну_04.2019

Файл добавлен 22.04.2019
Презентация .pdf (141 Кб)

Банковская тайна как один из видов охраняемой законом информации регулируется положениями сразу нескольких нормативно-правовых актов: ГК РФ и Закона № 395-1. Такое перекрестное регулирование связано с тем, что банковская тайна затрагивает чувствительную информацию для любого субъекта предпринимательской деятельности и большинства граждан.

Значение сведений, составляющих банковскую тайну, сложно переоценить. Такие сведения могут иметь ключевое значение при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами, для уполномоченных органов при осуществлении ими своих полномочий и для иных правоотношений. Ограниченный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, и их значимость ожидаемо привели к конфликтам между хозяйствующими субъектами, кредитными организациями и публичными органами, которые стремились такие сведения получить.

Местом разрешения возникающих конфликтов, очевидно, стали суды различных инстанций, которые столкнулись с необходимостью толковать положения Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О банках и банковской деятельности» применительно к конкретным правоотношениям и запросам органов исполнительной власти и третьих лиц. Основной проблемой стало соотношение таких запросов уполномоченных органов, для которых сведения, составляющие банковскую тайну, могут иметь особое доказательственное значение, и положений законодательства, которые ограничивают предоставление указанных сведений.

Приоритеты судов

Впервые общий принцип определения приоритета в этом соотношении определил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2003 года № 8-П. В частности, Суд указал, что возможное различное толкование полномочий должностных лиц ФССП России и положений законодательства, регулирующих режим банковской тайны, должно осуществляться в пользу права должностных лиц на получение сведений, составляющих банковскую тайну. Однако, как дополнительно акцентировал внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении № 8-П, с законодателя даже при наличии (и тем более при наличии) таких разночтений не снимается обязанность «согласовать законодательство Российской Федерации, которым регламентируется режим банковской тайны и устанавливаются обусловленные им взаимные права и обязанности банка, иной кредитной организации и государственных органов и их должностных лиц, с гражданским законодательством, процессуальным законодательством и законодательством об исполнительном производстве, что предполагает принятие соответствующих нормативных решений в целях преодоления коллизии правовых норм и затрагиваемых ими публичных и частных интересов».

Представляется, что Конституционный Суд, вынося свое Постановление, не только разграничил допустимую степень вмешательства публично-правовых полномочий в сферу интересов физических лиц и организаций, но и установил влияние таких полномочий государственных органов на состязательность судопроизводства и равноправие сторон в нем (часть 3 статьи 123 Конституции РФ).

Руководствуясь предложенным принципом, законодатель действительно установил индивидуальные требования к уполномоченным органам при запросе сведений, составляющих банковскую тайну.

Позиция в отношении запросов ФАС России

В частности, в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что особый статус банков не освобождает их от выполнения обязанностей, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 НК РФ. Указанное разъяснение продолжает логику, которая в отношении налоговых органов была установлена еще в пункте 3 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 № 453-О.

В настоящее время судебная практика по такой категории споров безусловно складывается в пользу налоговых органов: например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 по делу № А55-31544/2017, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2018 по делу № А40-186267/2017 и пр.

Значительно более сложная судьба ждала толкование судами запросов органов Федеральной антимонопольной службы России. Долгое время суды не могли выработать единый подход к таким запросам, а потому и судебная практика формировалась совсем неоднородная.

Позиция о правомерности предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по запросам ФАС России родилась из следующего. Рассматривая кассационную жалобу по спору о предоставлении по запросу ФАС России сведений, составляющих государственную тайну, судья Верховного Суда РФ в Постановлении от 16.02.2015 по делу № А40-14916/2014 указала, что антимонопольный орган на основании части 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции и пункта 1.5 Административного регламента обладает правом запроса сведений с соблюдением, в том числе, режима банковской тайны. Следовательно, запрос антимонопольного органа правомерен в силу того, что впоследствии режим тайны будет соблюден уже самим органом.

Следует отметить, что сам антимонопольный орган неоднократно к моменту принятия указанного Постановления ссылался на необходимость получения сведений, составляющих банковскую тайну. Так, в письме от 10.12.2014 № АК/50597/14 ФАС России указывает, что документы и информация, которые содержат сведения, отнесенные к банковской тайне, могут быть на законных основаниях запрошены у кредитных учреждений. Письмо № АК/50597/14 служило иногда отправной точкой и для судов, которые принимали логику антимонопольного органа.

Впрочем, позиция Верховного Суда РФ впоследствии изменилась. В Определении от 01.02.2019 по делу № А40-199212/2017, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, коллегия судей Верховного Суда РФ указала, что антимонопольный орган не поименован среди лиц, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие банковскую тайну. Данный судебный акт на настоящий момент, как представляется, сформировал окончательную позицию высшей судебной инстанции. Эта позиция соотносится и логически продолжает Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 года № 8-П: законодатель должен прямо указать на возможность уполномоченного органа получать сведения, составляющие банковскую тайну. В противном случае отказ кредитной организации в предоставлении таких сведений будет правомерным.

Антимонопольный орган проявил определенную последовательность в данном вопросе, и такие полномочия должны быть ему предоставлены согласно законопроекту, находящемуся на рассмотрении законодательной власти.

Впрочем, не только государственные органы являются субъектами споров о защите сведений, составляющих банковскую тайну.

Передача сведений третьим лицам при уступке прав

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда в Определении от 06.11.2018 № 14-КГ18-47 отклонила довод о нарушении принципа защиты банковской тайны при уступке прав из договора банковского счета. При этом, как отметила высшая судебная инстанция, уступка прав требования из договора банковского счета, которая неизбежно влечет за собой раскрытие сведений, составляющих банковскую тайну, может производиться и в пользу лица, не владеющего лицензией на осуществление банковской деятельности. Таким образом, «личность» банка была признана недостаточным основанием per se для признания такой уступки порочной с точки зрения соблюдения принципа банковской тайны. Немаловажным являлось в данном деле согласие физического лица на цессию банком своих прав по договору третьим лицам.

Вместе с тем, следует отметить, что по общему правилу клиенты банков как раз могут и должны ссылаться на положения о защите банковской тайны, чтобы в отсутствие своего согласия предотвратить передачу таких данных третьим лицам. Положения статьи 857 ГК РФ охотно принимается судом при рассмотрении таких споров и требований клиента кредитной организации о предоставлении информации относительно обработки и передачи персональных данных такого клиента (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.10.2017 № 33-КГ17-21). Как представляется, суды в данном случае следуют простому принципу: если нет прямого согласия клиента – банк не вправе передавать такие сведения любым третьим лицам.

Из всего изложенного следует, что в правовом поле России в отношении банковской тайны в настоящее время действует простое, но весьма определенное правило: если нет прямого указания на возможность предоставления сведений – такие сведения не могут быть предоставлены лицу или уполномоченному органу. Аналогично работает механизм предоставления сведений лицам, которые не обладают публично-правовыми полномочиями, но в интересах которых такие сведения получить. Вероятнее всего после принятия законопроекта, который предоставит соответствующие полномочия ФАС России, острота проблемы для уполномоченных органов сойдет на нет – появится понятный принцип ее решения, но такая проблема останется для хозяйствующих субъектов.

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх