Куперс

Бухучет и анализ

Депутатская неприкосновенность

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

Вопрос

1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

2. Уставы S РФ

Депута́т — лицо, выбранное группой граждан в органы законодательной власти S РФ.

Число депутатовзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции).

Срок полномочий депутатов не может превышать пять лет.

Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.


Двадцать два депутата Законодательного Собрания Иркутской области избираются по одномандатным избирательным округам, двадцать три депутата Законодательного Собрания Иркутской области избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Депутатом Законодательного Собрания Иркутской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, Уставом Иркутской области и законом Иркутской области пассивным избирательным правом.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

4. Утрата депутатом гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

5. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Основные направления и формы депутатской деятельности. Теории и практике известны два направления депутатской работы: с избирателями, в представительном органе местного самоуправления.

В рамках работы с избирателями депутат организует прием граждан, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, изучает общественное мнение и информирует избирателей о своей деятельности. Современный язык региональных законов, выражающий взаимоотношения депутата с избирателями, представлен зачастую обтекаемыми формулировками типа «поддерживает связь», «информирует», «способствует».

Формами депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления выступают:

· участие в его заседаниях (Депутат обязан принимать личное участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления, депутатом которого он является. В случае невозможности присутствовать на заседании представительного органа местного самоуправления по уважительной причине депутат обязан заблаговременно проинформировать об этом представительный орган местного самоуправления. По решению представительного органа фамилии депутатов, отсутствовавших на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до сведения избирателей через средства массовой информации. Порядок извещения депутатов о времени и месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления, о выносимых на его рассмотрение вопросах, а также заблаговременного предоставления депутату всех необходимых по данным вопросам материалов определяется положением (уставом) муниципального образования, регламентом представительного органа и иными нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления.)

· участие заседаниях постоянных комиссий (Депутат обязан присутствовать на заседании комиссии, членом которой он является, а в случае невозможности присутствия по уважительной причине должен своевременно проинформировать об этом председателя комиссии и представительный орган местного самоуправления. Депутат по решению представительного органа местного самоуправления может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе без уважительных причин. Депутат принимает участие в работе комиссии, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых на заседании комиссии вопросов и принятии решений.)

· выполнение поручений думы,

· участие в депутатских слушаниях,

· обращение с депутатским запросом,

· обращение с вопросами к должностным лицам местного самоуправления,

· правотворческая инициатива депутата в виде подготовки проектов правовых актов и поправок к ним, предложений о разработке и принятии новых правовых актов.

Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы)

Иммунитет — особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.

Иммунитет является одним из основных элементов статуса депутата Государственной Думы, оказывает важнейшую правовую гарантию его деятельности, «призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости».

Таким образом, иммунитет депутата является «гарантией социально полезной деятельности, способствует осуществлению тех или иных обязанностей».

Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на весь срок его полномочий и заканчивается с завершением срока его пребывания в Государственной Думе. Он не может быть:

  • 1) привлечен, к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  • 2) подвергнут к личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
  • 3) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы «рассматривается в качестве института уголовно-процессуального права (который сводится к особому порядку возбуждения уголовного дела, осуществления процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении тех или иных категорий лиц)».

Возбуждение уголовного дела и начала производства по делу об убийстве и административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы производит Генеральный прокурор РФ. На основе согласия палаты депутатов Государственной Думы: орган дознания или следователь в 3-дневный срок сообщает о правонарушении Генеральному прокурору РФ, который испрашивает в недельный срок согласия палаты депутатов о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированного решения.

Это касается и жилища депутата Государственной Думы, его служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортного средства, которые не могут быть подвергнуты обыску без разрешения соответствующей палаты. В случае если депутат Государственной Думы был задержан на месте преступления, то, согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации такого разрешения не требуется.

Также законом определено, что неприкосновенность депутата охватывает его переписку, используемые им средства связи и принадлежащие ему документы.

О направлении дела в отношении депутата Государственной Думы в суд для судебного слушания также решает палата депутатов. В случае если палата принимает решение об отказе направления дела, то дело прекращается, и депутата объявляют невиновным.

Депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание своего мнения, позиции, выраженных при голосовании или действиях, соответствующих статусу депутатов Государственной Думы, что не распространяется на публичные оскорбления или клевету и иные правонарушения.

Депутаты Государственной Думы могут отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Все, выше перечисленные, привилегии в отношении депутата Государственной Думы действительны только, если правонарушение было связано с его депутатской деятельностью.

Если правонарушение, уголовное или административное, совершено не в связи с осуществлением его депутатской деятельности, то он не освобождается от ответственности за совершенное. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года: нет необходимости запрашивать согласия палаты на привлечение его к ответственности и проведение следственных дел, но по совершению дознания, предварительного следствия или производства по административному нарушению для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты депутатов.

Таким образом, иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц при исполнении ими своих обязанностей. Привлечение депутата Государственной Думы к ответственности возможно только «с согласия верхней палаты парламента, которая, с одной стороны, позволяет устранить необоснованные обвинения в его адрес, а с другой — препятствует возможности уклониться от ответственности данного лица, виновного в совершении правонарушения».

Депутатская неприкосновенность

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Д.н. — это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Депутат ГД не может быть привлечен к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебной порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу, без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей.

По ФЗ РФ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Однако КС в постановлении от 20 февраля 1996 г. записал, что следует считать не соответствующими Конституции РФ положения Закона о Д.н. в отношении поступков, не связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Авакьян С.А.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Случаи лишения неприкосновенности депутатов Госдумы

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 октября 2019 года Государственная дума РФ приняла постановление о согласии на снятие неприкосновенности с депутата Николая Герасименко (фракция «Единая Россия»). За проголосовали 329 парламентариев, трое выступили против и один воздержался. В конце июня 2019 года Герасименко попал в дорожно-транспортное происшествие в Москве, в котором пострадал мотоциклист. В отношении парламентария было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.24 КоАП («Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего средней тяжести»). По словам председателя комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Отари Аршбы, Герасименко, если судом его вина будет доказана, грозит штраф на сумму 10 тыс. рублей или лишение водительских прав. ТАСС подготовил справку о случаях снятия иммунитета с депутатов Госдумы РФ.

Процедура лишения депутатов неприкосновенности

Согласно ст. 98 Конституции РФ, а также ст. 19 федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года, депутаты Госдумы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, задержаны или арестованы, подвергнуты обыску и личному досмотру (кроме случаев задержания на месте преступления). Неприкосновенность распространяется на занимаемые парламентариями жилые и служебные помещения, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы, багаж, на их переписку.

В случае возбуждения в отношении депутатов уголовного дела или дела об административном правонарушении, которое влечет административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом генпрокурору РФ. Генеральный прокурор в недельный срок обязан внести в нижнюю палату парламента представление о снятии с депутата иммунитета. Без согласия Думы дело не может быть передано в суд.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается на заседании Госдумы. В ходе него выступают представитель комиссии по вопросам депутатской этики, генпрокурор РФ и сам депутат, в отношении которого внесено соответствующее постановление. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство парламентариев.

Случаи лишения неприкосновенности депутатов Госдумы

Государственная дума за время своей работы десять раз принимала постановления о снятии с депутатов иммунитета (без учета решения от 24 октября 2019 года). Первая попытка лишения неприкосновенности была предпринята Госдумой I созыва в апреле 1995 года. По представлению генпрокурора РФ парламентарии голосовали за снятие иммунитета с независимого депутата Сергея Мавроди, создателя компании «МММ», обвинявшегося в финансовых махинациях. Однако тогда для принятия постановления не хватило 17 голосов (283 при необходимом минимуме 300).

Надиршах Хачилаев (1998)

18 сентября 1998 года Госдума II созыва лишила депутатской неприкосновенности независимого депутата Надиршаха Хачилаева. Соответствующий запрос направила в Думу Генпрокуратура РФ, обвинив депутата и его брата Магомеда в организации массовых беспорядков и вооруженном захвате Дома правительства в Махачкале в мае 1998 года. В октябре 1999 года Хачилаев был арестован. 13 июня 2000 года Верховный суд Дагестана вынес приговор: в связи с отказом прокурора от главного пункта обвинения (организация массовых беспорядков) Хачилаев был признан виновным только в незаконном хранении оружия. Его приговорили к полутора годам лишения свободы и освободили из-под стражи в связи с амнистией в честь 55-летия Победы. 11 августа 2003 года Хачилаев был застрелен в Махачкале.

Владимир Головлев (2001)

1 ноября 2001 года решением Госдумы III созыва был лишен депутатской неприкосновенности сопредседатель партии «Либеральная Россия», заместитель председателя думского комитета по бюджету Владимир Головлев (фракция «Союз правых сил»). При этом нижняя палата дала согласие генпрокурору на расследование уголовного дела в отношении депутата, возбужденного по ст. 147 УК РСФСР («Мошенничество»), но отказала в разрешении на его арест. Головлев обвинялся в злоупотреблении служебным положением во время работы на посту председателя комитета по управлению госимуществом администрации Челябинской области в 1991-1992 годах и хищении 22 млрд неденоминированных рублей при продаже пакета акций Магнитогорского металлургического комбината. 21 августа 2002 года Головлев был застрелен в Москве, дело в отношении него закрыто.

Ашот Егиазарян (2010)

3 октября 2010 года Госдума V созыва дала согласие генпрокурору РФ на лишение неприкосновенности депутата из фракции ЛДПР Ашота Егиазаряна. В отношении него в 2010 и 2012 годах были возбуждены три уголовных дела по обвинению в мошенничестве в крупном размере (присвоение акций и наличных средств на общую сумму свыше 7 млрд рублей). 31 января 2011 года Басманный суд столицы заочно выдал санкцию на арест Егиазаряна, который находится на территории США и объявлен в федеральный и международный розыск. 9 марта 2011 года Госдума дала согласие на его арест. В сентябре 2013 года Минюст США отказал Генпрократуре РФ в выдаче Егиазаряна. 31 мая 2018 года Замоскворецкий суд Москвы заочно приговорил экс-депутата к семи годам колонии общего режима и штрафу в размере 700 тыс. рублей.

Владимир Бессонов (2012)

6 июля 2012 года Госдума VI созыва дала генпрокурору согласие на лишение неприкосновенности Владимира Бессонова (фракция КПРФ). Он был обвинен в применении насилия по отношению к сотрудникам правоохранительных органов во время несанкционированного митинга в Ростове-на-Дону 2 декабря 2011 года (ч. 2. ст. 318 УК РФ). Владимир Бессонов расценил ситуацию как «политический заказ» и дважды — в 2013 и 2014 годах — пытался обжаловать решение о снятии иммунитета в Верховном суде, однако его обращения были отклонены. 28 января 2015 года Госдума дала согласие на передачу уголовного дела в отношении Бессонова в суд. Сам бывший парламентарий на суде не присутствовал, он находится за пределами РФ. 12 сентября 2018 года Кировский районный суд Ростова-на-Дону заочно приговорил Владимира Бессонова к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Экс-депутат объявлен в федеральный розыск.

Константин Ширшов (2013)

13 февраля 2013 года Госдума VI созыва лишила Константина Ширшова (фракция КПРФ) парламентской неприкосновенности и согласилась на привлечение его к уголовной ответственности, удовлетворив запрос генпрокурора РФ. 19 апреля 2013 года ему было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество. По данным следствия, вместе с соучастниками Ширшов требовал от предпринимателя Александра Чернякова €7,5 млн за содействие в получении депутатского мандата. Сам Ширшов обвинения отверг, однако согласился сложить полномочия депутата. 22 ноября 2013 года Госдума поддержала представление Генпрокуратуры о передаче уголовного дела в суд. 26 мая 2014 года депутат был приговорен Мосгорсудом к пяти годам колонии общего режима со штрафом в размере 700 тыс. рублей. Приговор вступил в силу 15 апреля 2015 года. С этого дня депутатские полномочия Ширшова были прекращены (постановление Госдумы от 22 мая 2015 года). В январе 2017 года экс-депутат был освобожден из мест лишения свободы досрочно.

Олег Михеев (2013)

19 февраля 2013 года Госдума VI созыва дала согласие Генпрокуратуре РФ на лишение неприкосновенности Олега Михеева («Справедливая Россия») для возбуждения уголовного дела. По версии следствия, Михеев был причастен к неправомерному завладению 14 объектами недвижимости Волгоградского моторостроительного завода на сумму свыше 500 млн рублей и покушению на хищение 2,1 млрд рублей. Промсвязьбанка. В январе 2017 года дело в отношении Михеева было направлено в суд. Депутат свою вину не признал. 25 апреля 2017 года Советский районный суд Волгограда вынес постановление о заочном аресте Олега Михеева, он был объявлен в федеральный розыск. 30 августа 2019 года Басманный суд Москвы вынес в отношении Михеева еще одно заочное решение об аресте, экс-депутат был объявлен в международный розыск по линии Интерпола.

Алексей Митрофанов (2014)

10 июня 2014 года Госдума VI созыва лишила неприкосновенности главу комитета по информполитике Алексея Митрофанова («Справедливая Россия») и дала согласие генпрокурору РФ на привлечение депутата в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве в особо крупных размерах в составе организованной группы (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). Соответствующее представление генпрокурора поступило в Госдуму 20 мая 2014 года. Запрос был связан с уголовным делом о вымогательстве $200 тыс. у бывшего соучредителя компании «Арктур-Строй» Вячеслава Жарова. О завершении расследования в отношении Алексея Митрофанова, который покинул пределы РФ, не сообщалось.

Николай Паршин (2014)

4 июля 2014 года был лишен неприкосновенности депутат VI созыва от фракции КПРФ Николай Паршин. Госдума дала согласие генпрокурору РФ на привлечение депутата в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупных размерах. Соответствующее представление генпрокурора поступило в Госдуму 1 июля. Николай Паршин подпал под подозрение в связи с расследованием уголовного дела, возбужденного в апреле 2014 года в отношении чиновников Волгоградской области, обвиняемых в махинациях с землей. Сумма ущерба для областного бюджета составила 25 млн рублей. 26 августа 2015 года Паршин был объявлен в федеральный розыск. 26 апреля 2017 года Волжский городской суд (Волгоградская область) вынес решение о заочном заключении экс-депутата под стражу.

Илья Пономарев (2015)

7 апреля 2015 года Госдума VI созыва лишила неприкосновенности Илью Пономарева (фракция «Справедливая Россия») по запросу Генпрокуратуры. Депутат стал фигурантом уголовного дела о пособничестве в растрате 22 млн рублей из средств фонда «Сколково». В 2013 году Гагаринский суд Москвы постановил взыскать с депутата 2,7 млн рублей по иску главы фонда Виктора Вексельберга, однако Пономарев не исполнил предписание суда. 17 июля 2015 года Басманный суд Москвы вынес решение о заочном аресте депутата, который покинул пределы РФ. 16 октября 2015 года Госдума дала согласие органам следствия на его арест, а 10 июня 2016 года лишила Пономарева мандата за неисполнение им депутатских обязанностей.

Вадим Белоусов (2018)

6 декабря 2018 года Государственная дума VII созыва дала согласие Генпрокуратуре РФ на лишение неприкосновенности депутата фракции «Справедливая Россия» Вадима Белоусова. Вопрос о депутатском иммунитете впервые за 25 лет работы Государственной думы обсуждался в закрытом от прессы режиме. Представление Генпрокуратуры о лишении депутатской неприкосновенности Белоусова и привлечения его к уголовной ответственности поступило в Госдуму 19 июня 2018 года. Депутат подозревается в преступлениях финансового характера. Дело в отношении него связано с расследованием уголовного дела экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича, обвиняемого в коррупции. В период капитального ремонта дорог в регионе в 2011-2014 годах Юревич получил от предпринимателей области за свое покровительство не менее 3,4 млрд рублей. Часть средств, как считает следствие, могла выводиться через подконтрольное в то время Белоусову ЗАО «Южуралавтобан».

А в чем заключается неприкосновенность депутатская? Их совсем трогать нельзя?

Василий Захаров 174 3 года назад Студент юридического факультета НИУ ВШЭ

Неприкосновенность — это особый правовой статус, предоставляющий лицу дополнительные гарантии при привлечении к публично-правовой ответственности (уголовной или административной; впрочем, в других странах, кроме России и бывшего СССР, эти два вида ответственности, как правило, не так строго разделяются).

Лучше запомнить и понять, в чем выражается неприкосновенность, можно с помощью простой формулы: «Неприкосновенность не равно безнаказанность». Лицо несет ответственность по тем же основаниям и за то же деяние, что и любое другое (причина этому — в равенстве всех перед законом и судом); меняется (усложняется) лишь процедура.

Причина существования неприкосновенности — в необходимости обеспечить лиц, осуществляющих публично значимые задачи, дополнительным инструментом, позволяющим обеспечить более эффективное выполнение ими этих функций. Осуществляющие публичное преследование органы могут быть недовольны решением, которое принял депутат, его публичным выступлением, в общем, его депутатской позицией; или судебным решением, которое вынес судья. В таких случаях органы соответствующей власти (к примеру, в случае с депутатом Госдумы сама Госдума, в случае с судьей — квалификационная коллегия судей) проверяют, обусловлено ли обвинение в адрес этого лица реальными данными о том, что этим лицом могло быть совершено преступление/правонарушение; предоставляют ему возможность высказаться, почему в отношении него (нее) осуществляется преследование, если он(а) полагает, что это связано как раз с осуществлением ей публичных функций.

Неприкосновенность судей, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации установлена Конституцией и является примером самой высокой дополнительной гарантии при осуществлении преследования; законом могут быть установлены и меньшие гарантии для отдельных категорий лиц. К примеру, в отношении следователей, прокуроров и адвокатов уголовное дело может быть возбуждено только руководителем следственного органа Следственного комитета по соответствующему субъекту РФ.

А вообще существование институтов дополнительных гарантий при привлечении к ответственности вообще и неприкосновенности в частности свидетельствует о несовершенстве процедуры привлечения к ответственности. В идеале и обычные процедуры преследования должны давать лицу полноценную возможность защититься от несправедливых обвинений. Наличие в законе и Конституции указаний на неприкосновенность отдельных категорий лиц красноречиво показывает, что в России на данном этапе развития правоохранительной и судебной систем это невозможно. В Соединенных Штатах, к примеру, никакой неприкосновенности ни у судей, ни у членов Конгресса нет (у последних есть только право выступать в Конгрессе и голосовать, даже если они находятся под стражей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх