Куперс

Бухучет и анализ

Должна ли УК предоставлять акты выполненных работ

Может ли собственник требовать у управляющей компании акты выполненных работ?

СтатьиОтчет управляющей организации перед клиентами

Завершился календарный год, а это значит, что наступило время подготовки отчетности не только для контролирующих органов, но и для собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, в отличие от бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, форма и порядок заполнения которых регламентируются нормативными документами, отчет управляющей организации формируется ею самостоятельно. Это требует свободного владения внутренней информацией компании, творческих навыков и аналитических способностей. В статье приведены некоторые предложения по составлению такого отчета.

Форма и порядок — предмет согласования

Согласно п. 11 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Это единственная норма закона, в которой упоминается об отчете управляющей компании перед клиентами. Ни форма, ни содержание, ни порядок представления отчета, ни последствия поступления от собственников квартир возражений по нему не оговорены в нормативных документах.

Для управляющей организации, которая выбрана по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления, требования несколько конкретизированы: за 15 дней до окончания срока действия договора она должна предоставить собственникам помещений возможность ознакомиться с ежегодным письменным отчетом об исполнении договора управления, включающим информацию о выполненных работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества, а также сведения о нарушениях, выявленных уполномоченными контрольными органами (пп. 14 п. 14 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).

В связи со всем сказанным нужно весьма критически относиться к выпускаемым органами местного самоуправления документам, которыми утверждаются примерные формы отчета. Местные власти не могут требовать составления отчета от управляющих организаций, кроме той ситуации, когда находящиеся в управлении помещения принадлежат к муниципальному жилфонду. Главная цель подобных документов — повысить правосознание собственников помещений (чтобы граждане знали, чего требовать от управляющей компании).

Обратите внимание! Орган местного самоуправления не вправе навязывать управляющей организации форму отчета перед собственниками помещений.

Итак, форма, сроки и порядок представления отчета могут быть согласованы только в договоре управления. Как правило, управляющая организация разрабатывает свою форму (удобную для составителей), указывает ее в качестве приложения к договору, а также определяет сроки, периодичность и порядок доведения отчета до собственников. Однако встречаются и иные ситуации -когда в договоре управления нет ни слова про отчетность исполнителя. В этом случае собственники на основании закона вправе требовать отчет в течение первого квартала календарного года, но для формального выполнения данного требования управляющей организации будет достаточно изготовить банальную «отписку». Ответственности за непредставление отчета клиентам управляющая организация не несет. В самом худшем для нее случае собственники просто могут изменить способ управления (выбрать другую управляющую организацию), расторгнув тем самым договор с предыдущей компанией*(1).

Если же форма, сроки и порядок представления отчета установлены в договоре, там же может найтись место и для определения ответственности за их нарушение уже в виде финансовых санкций.

Зачем нужен отчет собственнику помещения?

Очевидно, что главная заинтересованная сторона — собственники помещений. Отчет необходим им как источник информации о выполненных (оказанных) управляющей организацией работах (услугах). Поскольку объектом управления является многоквартирный дом и жильцам не нужна информация по другим домам, отчет должен содержать сведения только по одному дому.

Как известно, при заключении договора управления стороны обязаны определить перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также коммунальных услуг, которые должны быть предоставлены управляющей организацией собственникам помещений в течение срока действия договора. В дальнейшем управляющая организация лишь выставляет собственникам счет (платежный документ) согласно договору. В свою очередь, приемки выполненных работ (оказанных услуг) в традиционном ее понимании (с подписанием акта между заказчиком и исполнителем) не происходит. Правила содержания общего имущества (п. 40) дают собственникам помещений право в соответствии с условиями договора:

  • получать информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ (не позднее 5 рабочих дней с даты обращения);
  • проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
  • требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

О порядке реализации указанных прав в нормативном документе не говорится. В частности, в каком виде должен быть составлен запрос и предоставлена информация о перечнях, объемах, качестве и периодичности услуг и работ? В платежном документе может найти отражение только информация о сумме перерасчета платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья в случае нарушения качества или периодичности оказания этих услуг (пп.»д» п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг). Также исполнитель коммунальных услуг обязан составлять акт об их непредоставлении. Вместе с тем о фактическом объеме, видах и стоимости оказанных услуг в отношении общего имущества многоквартирного дома в целом информация каждому отдельному собственнику недоступна. Иначе говоря, у каждого отдельного собственника не складывается «картинка» в целом по дому, а показатели из платежного документа, касающиеся только его доли в общем имуществе, по сути неинформативны.

Таким образом, интерес собственников помещений понятен — они хотят знать соотношение уплаченных ими (предъявленных к уплате) сумм с объемом и видами запланированных (фактически выполненных) работ и услуг. Поэтому с точки зрения собственника отчет управляющей организации должен быть максимально детализирован, наполнен исчерпывающей информацией о состоянии общего имущества, выполненных работах, их стоимости, причем эта информация должна быть предоставлена в понятном, удобном виде (таблицы, графики, диаграммы). Добиться этого собственники могут, только если настоят на утверждении конкретной формы отчета как приложения к договору управления. Однако в настоящее время по многим причинам (в первую очередь низкий уровень правосознания и активности граждан, а также неразвитая конкуренция на рынке управления многоквартирными домами) при согласовании условий договора управления перевес сил на стороне управляющей организации. Собственники же, как правило, соглашаются на все предложенные условия, зачастую даже не ознакомившись с проектом договора до его непосредственного принятия. Поэтому тот вариант развития событий, когда собственник получит идеальный для него отчет управляющей организации, практически нереален. Компания представит такой отчет, который ей удобно составлять. Поэтому остается выяснить: какую выгоду может извлечь сама управляющая организация из представления потребителям отчета? Или отчет является только обузой для компании, отвлекающей трудовые и материальные затраты (в связи с чем его составляют неинформативным, недетализированным, лаконичным)?

Зачем нужен отчет управляющей организации?

По нашему глубокому убеждению, отчет управляющей организации перед собственниками помещений при грамотном подходе к его составлению и, конечно, при условии долгосрочной стратегии присутствия на рынке может стать эффективным инструментом воздействия на собственников помещений.

Главная функция отчета с точки зрения управляющей организации — информирование собственников помещений. Специфика деятельности по управлению многоквартирным домом состоит в том, что собственники помещений не всегда могут увидеть и, что называется, пощупать результат услуг и работ. Например, если гражданин нанимает бригаду для ремонта квартиры, он сам следит за ходом работ, проверяет качество используемых материалов, видит результат, принимает его, заставляет исполнителей устранять недостатки и т.п., то есть держит руку на пульсе, потому что знает, за что и кому он платит деньги.

С содержанием общего имущества до сих пор ситуация совершенно иная. Из сознания обывателя никак не уйдет мысль, что «где-то есть какая-то управляющая организация, она выполняет какие-то работы, я ей плачу какие-то деньги». В большинстве случаев ни о результате работ, ни об их фактической стоимости (по наименованиям) собственник помещения не имеет понятия. Жильцы видят результат лишь некоторых услуг и работ — чистую придомовую территорию и помещения общего пользования, своевременный вывоз мусора. О состоянии внутридомового инженерного оборудования они могут и не подозревать до момента возникновения аварийной ситуации. Именно поэтому те управляющие организации, которые в условиях ограниченного финансирования предпочитают проводить работы по предотвращению аварийных ситуаций на коммунальных сетях, жертвуя при этом, например, уборкой подъездов, никогда не дождутся благодарности от жильцов. И наоборот, достаточно сделать косметический ремонт в подъезде, чтобы завоевать доверие граждан. Убедить жильцов в необходимости проводить капитальный ремонт общего имущества также вряд ли удастся, если до аварий дело не доходило ранее. Но, как известно, дешевле аварию предотвратить, чем устранять сначала ее последствия и только затем причины. Поэтому управляющей организации, которая серьезно относится к своему бизнесу и клиентам, нужно менять сознание собственников помещений. Жильцы должны знать, в каком состоянии находится общее имущество в целом и его отдельные элементы (и не только те, что на виду). Они должны иметь информацию о том, какие меры предпринимает управляющая компания для улучшения состояния общего имущества. Это позволит им трезво взглянуть на ситуацию и принимать взвешенные решения на общих собраниях (например, поддержать непопулярное предложение компании об увеличении платы за содержание и ремонт общего имущества).

С учетом вышеизложенного можно назвать несколько составляющих отчета управляющей организации перед собственниками помещений.

Состояние общего имущества

Составление данного раздела отчета не должно стать чем-то новым для управляющей организации, поскольку проведение осмотров общего имущества и оформление их результатов актами входят в круг обязанностей по содержанию общего имущества, возлагаемых на управляющую организацию законом (пп. 2 п. 11, 13, 14 Правил содержания и ремонта общего имущества, п. 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Кроме того, в Письме от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 Минрегион рекомендовал при смене управляющих организаций составлять двусторонний акт состояния общего имущества, который может использоваться для оценки результативности работы предыдущей компании, а также для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества компанией-преемником.

Форма такого акта законом не установлена, однако традиционно организации пользуются формой, приведенной в приложении 1 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Вместе с тем, полагаем, данная форма является излишне подробной для собственников помещений. Управляющая организация вправе составить собственную форму раздела отчета о состоянии общего имущества, в которой акцентировано внимание только на необходимых моментах, в частности на процентах износа отдельных внутридомовых инженерных систем для предоставления коммунальных услуг и других конструктивных элементов общего имущества, на сведениях о последнем капитальном ремонте, проведенном в доме. Эти данные помогут объяснить собственникам имеющийся уровень аварийности, обосновать необходимость проведения ремонта и повышения размера платы.

Перечень услуг и работ

Этот раздел отчета должен повторять перечень услуг и работ, утвержденный на общем собрании (п. 17 Правил содержания и ремонта общего имущества) и представленный в приложении к договору управления (пп. 2 п. 3 ст. 162 ЖК РФ). Полагаем, что степень детализации управляющая организация должна выбрать самостоятельно. Вероятно, наиболее целесообразно найти золотую середину между двумя крайними точками: «содержание и ремонт общего имущества» из платежного документа и очень подробный перечень, который приведен в приложениях 2 и 3 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Важно, чтобы представленный перечень с наименованием и объемами тех или иных услуг и работ был конкретным (например, включать в отчет такое обобщенное наименование услуг, как содержание помещений общего пользования, нецелесообразно, ведь его нельзя измерить в натуральных величинах; нужно писать «уборка подъездов» с конкретным количеством уборок в определенный период времени). По нашему мнению, в отчет необходимо включать именно натуральные показатели объема выполненных работ и оказанных услуг. Только в таком случае собственники помещений могут понять, какие работы и в каком объеме были действительно выполнены. Указание суммарной стоимости услуг и работ неинформативно.

Раздел отчета, представленный в таком виде, фактически заменяет собой акт об оказании услуг и выполнении работ. Напомним, что оплате подлежат лишь фактически оказанные услуги и выполненные работы. По общему правилу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок. Эта же норма применяется и к правоотношениям по договору возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ). Управляющая организация выставляет собственникам помещений платежные документы исходя из того, что весь объем работ, запланированный договором управления, в конкретном месяце был выполнен. Законом предусмотрен механизм снижения платы в случае нарушения качества и несоблюдения объема работ и услуг. Услуги и работы считаются выполненными в том объеме, в котором начислена плата, если не поступило своевременных заявлений потребителей о нарушении качества.

Особо заметим, что в рамках договора управления компания не только оказывает услуги (не имеющие овеществленного результата, потребляемые в момент оказания), но и выполняет работы (которые имеют материальный результат). Закон требует документального оформления передачи заказчику результата работы — путем подписания акта (ст. 720, 753 ГК РФ). Со дня подписания акта отсчитывается срок, в течение которого заказчик вправе предъявлять претензии к качеству работ (ст. 724ГК РФ). Особенно это актуально для выполнения работ по ремонту общего имущества. В связи с этим управляющая организация заинтересована в том, чтобы иметь подписи представителей собственников помещений на соответствующем акте. Если представители собственников помещений участвовали в приемке работ, это целесообразно отразить в отчете, например, путем составления справочной таблицы (с графами «Вид и объем работ», «Дата приемки», «ФИО представителя собственников»).

К вопросу о стоимостных показателях в отчете

Безусловно, одними показателями технического состояния общего имущества и сведениями об объемах оказанных услуг и выполненных работ в натуральных единицах измерения в отчете управляющей организации не обойтись. Между собственниками помещений и исполнителем проводятся финансовые расчеты, поэтому определенная информация о денежных потоках должна найти отражение в отчете. Но вот вопрос: какая именно?

Стоимость услуг или смета доходов и расходов?

Очень часто в рекомендуемых органами самоуправления формах отчетов, а также в самостоятельно разработанных управляющими компаниями формах можно встретить такие показатели, как затраты на выполнение тех или иных работ. Полагаем, что эти данные не просто не нужны собственникам помещений (и не несут для них смысловой нагрузки), предоставление такой информации не укладывается в сущность отношений по договору управления.

Согласитесь, заказчику по договору подряда (оказания услуг) сведения о расшифровке затрат подрядчика (исполнителя) совершенно не нужны. Впрочем, и подрядчик вряд ли будет раскрывать показатели своей хозяйственной деятельности перед заказчиком: зачем заказчику знать, какую прибыль он приносит подрядчику. Но даже если подрядчик работает себе в убыток, информация о сумме убытка никак не повлияет на отношения с заказчиком (подрядчик не может требовать повышения цены только потому, что несет убытки по договору). Все финансовые расчеты между сторонами основаны на условиях договора, определенных на стадии его заключения. Если подрядчику было ясно, что согласованные цена и объем работ повлекут убытки, он вправе был отказаться от заключения договора. Если же это стало очевидно уже в процессе исполнения договора, то это также не является основанием для одностороннего изменения условий договора, а квалифицируется как предпринимательский риск подрядчика.

Мнение эксперта. В отчете управляющей организации нет места смете доходов и расходов по многоквартирному дому. В нем должна быть отражена стоимость работ и услуг.

Все сказанное полностью применимо и к отношениям между собственниками помещений и управляющей организацией. В отчете следует указать стоимость фактически выполненных работ и оказанных услуг, соответствующую их объему в натуральных показателях и ставке платы согласно договору управления. Суммарную стоимость фактически выполненных работ и оказанных услуг нужно сравнить с суммарным размером начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме за отчетный период.

Смету доходов и расходов по конкретному многоквартирному дому следует оставить для внутреннего пользования управляющей организацией в качестве инструмента управленческого учета. Кроме того, раскрытие информации о фактических затратах управляющей организации может сыграть не на руку ей самой (например, ее могут использовать конкуренты). Эти сведения опубликовываются в составе бухгалтерской отчетности только в целом по виду деятельности, но не по конкретному объекту управления. Конечно, если управляющая организация полагает, что достигнет каких-либо целей путем предоставления сведений о фактическом размере затрат на обслуживание конкретного дома, ей ничто не мешает включать их в отчет. Однако, по нашему мнению, это нецелесообразно.

Расчеты с собственниками помещений

Наряду со стоимостью услуг и работ по договору управления в отчете следует обратить особое внимание на платежную дисциплину собственников помещений. Основой для формирования этого раздела отчета может стать представленная бухгалтером оборотная ведомость по счету учета расчетов с собственниками помещений (62, 76) в разрезе многоквартирных домов. Так, отдельно нужно указать долг на начало отчетного периода, предъявленные к оплате суммы, поступившие от собственников помещений платежи, задолженность на конец отчетного периода. Полагаем, что эти показатели необходимо раскрывать отдельно по каждому виду коммунальных услуг и по содержанию и ремонту общего имущества. Если производится накопление средств на капитальный ремонт, состояние расчетов по этому основанию также показывается обособленно. Кроме того, управляющей организации, являющейся получателем бюджетных средств на компенсацию расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам или с предоставлением услуг льготным категориям граждан, также целесообразно отдельно указать расчеты с бюджетом, касающиеся конкретного многоквартирного дома.

На заметку. Информация в отчете о задолженности жильцов может улучшить их платежную дисциплину.

Отражение в отчете управляющей организации задолженности собственников помещений может стать дополнительным стимулом погасить ее и объяснит, почему, например, управляющая организация фактически оказала услуг меньше, чем было предусмотрено договором управления*(2).

Дополнительно в отчет допускается включать информацию о суммах, перечисленных управляющей компанией в адрес ресурсоснабжающих организаций. Если эти суммы равны поступлениям от собственников помещений в оплату коммунальных услуг, управляющая организация покажет, что угроза отключения подачи коммунальных ресурсов в связи с долгами вызвана только неплатежами жильцов.

Нужно ли утверждать отчет?

Некоторые эксперты полагают, что отчет управляющей организации должен быть утвержден на общем собрании собственников помещений. Если считать отчет своеобразным актом о выполнении работ и оказании услуг, с этим следует согласиться. Однако закон не указывает на такую необходимость: в частности, п. 6 ст. 162 ЖК РФ предусматривает автоматическую пролонгацию договора управления вне зависимости от результатов работы за прошлый период. Заметим, что согласно пп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов ТСЖ утверждает отчет товарищества о финансовой деятельности (можно провести аналогию с отчетом управляющей организации), однако термин «утверждение» фактически применяется в значении «ознакомление»*(3). Таким образом, утверждение отчета необходимо, только если это специально предусмотрено договором управления. Кроме того, в договор может быть включено такое условие: отчет считается утвержденным, если в течение 30 дней после его представления в управляющую организацию не поступили возражения, сформулированные на общем собрании собственников помещений. Порядок и результаты рассмотрения возражений собственников по отчету целесообразно прописать в договоре управления. В целом же возражения по отчету следует рассматривать в качестве претензии потребителей (ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей») с соответствующими последствиями. Логично предположить, что, если уж собственники, что называется, собрались с силами, чтобы провести собрание и согласовать между собой возражения по отчету, значит, они твердо намерены отстаивать свои права.

* * *

Итак, при разработке формы отчета управляющей организации следует в первую очередь поставить себя на место собственников помещений и задаться вопросом: какую информацию они хотели бы получить? Скорее всего, ответить на этот вопрос будет не очень сложно — любой заказчик хочет знать, какие работы были выполнены, сколько они стоят и как изменилось состояние обслуживаемого имущества. Учитывая это, а также исходя из собственных целей (повысить платежную дисциплину клиентов, обосновать необходимость расширения перечня работ и услуг, повышения размера платы), управляющая организация должна найти оптимальную форму предоставления информации жильцам.

Что такое акт выполненных работ управляющей компании, характеристика на жильца? Какие еще документы встречаются в работе УК?

Какие акты составляет УК?

Работники УК оформляют огромное количество разной документации. Рассмотрим, какие виды актов подписываются в ходе обслуживания многоквартирных домов:

  1. Деятельность УК начинается с того, что с ней заключает договор управления застройщик или объединение собственников квартир.По акту приема-передачи МКД в управляющую компанию ей доверяются технические коммуникации и помещения общего пользования для надлежащего обслуживания специалистами.
  2. В соответствии с изменениями в законодательстве, УК оформляют акты выполненных работ.Эти документы подтверждают фактический объём произведённого ремонта, обслуживания, замены различных деталей и так далее.
  3. Если произошла какая-то авария, имуществу причинён ущерб, то данный факт также следует фиксировать актом. Примером такого документ может служить акт залития квартиры.
  4. При передаче многоквартирных домов управляющей компании проводится обследование всех технических помещений, чтобы в дальнейшем не возникло споров относительно их состояния. По результату осмотра составляется акт, где описывается степень износа коммуникаций и имеющиеся неисправности.

Акт приёма-передачи

Данный документ фиксирует переход в пользование и состояние имущества от одного лица другому. Например, при подписании договора на управление домом представители застройщика передают всю техническую и бухгалтерскую документацию представителям УК, чтобы последняя могла осуществлять обслуживание.

В рассматриваемом документе должно быть отражено:

  1. Информация о представителях заказчика (жильцов дома) и подрядчика (УК): должности, ФИО.
  2. Данные о предмете акта. Это может быть помещение, передаваемое для обслуживания (подземная автостоянка), или придомовая территория, где теперь будет осуществляться уборка силами УК. Следует максимально точно описать все характеристики имущества. Отмечайте, если передаются какие-либо дополнительные предметы, например, ключи от помещений.
  3. Информация о договоре с УК, на основании которого составлен данный акт.
  4. Перечень работ, для проведения которых передаётся имущество (уборка, текущий или капитальный ремонт и так далее).
  5. Дополнительные замечания сторон. Возможно, принимающая имущество сторона желает отметить техническое состояние получаемого объекта.
  6. Подписи сторон с указанием фамилий и инициалов.

Справка! Такой акт подписывается непосредственно перед передачей имущества в управление УК.

Единой формы для актов приема-передачи многоквартирного дома управляющей компании на законодательном уровне не установлено. Рекомендуется вводить типовые бланки путём их разработки в качестве приложений к договору с УК.

Акт приёмки выполненных работ

Подписанный акт подтверждает тот факт, что организация надлежащим образом исполнила свои обязанности и может требовать соответствующую оплату.

Актуальным является вопрос о том, должна ли на самом деле управляющая компания предоставлять акты выполненных работ? До февраля 2016 года УК не были обязаны заполнять подобные документы. Мотивировалось это тем, что в таком случае при производстве работ постоянно должен присутствовать представитель собственника. Например, при влажной уборке подъезда.

С другой стороны, если оформление акта о проведённых работах не требуется, то и контроль за качеством отсутствует. А оплата выставляется в соответствии с представлениями должностных лиц УК о понесённых затратах.

С принятием Приказа Минстроя РФ от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приёмки оказанных услуг и выполненных работ», который вступил в силу 16.02.2016 ситуация изменилась. Теперь УК обязаны заполнять первичные документы.

Составить такой акт не представляет сложности, потому как законодательно закреплена его типовая форма. Подписывает его представитель жильцов дома и полномочное лицо УК.

В документе следует указать:

  1. Номер и дату составления.
  2. ФИО лиц, которые составили акт, а также правоустанавливающие документы, на основании которых они действуют.Для представителя УК это может быть доверенность, а для уполномоченного лица от жильцов дома – решение общего собрания.
  3. Адрес и номер многоквартирного дома, где производились работы.
  4. Реквизиты договора с УК.
  5. Перечень видов работ с указанием количества, стоимости и единиц измерения.
  6. Подписи сторон.

Законодательно не установлен срок, в который должен быть подписан акт выполненных работ. Оформлять акты следует сразу после окончания выполнения работ или ежемесячно.

Если делать это раз в год, как происходит во многих УК, то будет очень сложно проверить, реально ли записанное количество заменённого оборудования, отремонтированных площадей дома и так далее.

Акт приема-передачи документов

Акт приема-передачи документов управляющей компании составляется в следующих случаях:

  • при смене одной УК на другую
  • при выборе УК для нового дома.

Акт должен включать в себя точную дату, место и список документации с точным указанием ее количества, передаваемой в ведение УК. Если в управляющую организацию будут переданы оригиналы документов, это обязательно должно быть указано в акте. То же касается и копий.

Требования, предъявляемые к передаче, определены в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 г.

По акту приема-передачи в УК передаются:

  • технические документы
  • иные бумаги, требующиеся для адекватного обслуживания МКД.

Документ составляется в двух экземплярах. Один хранится в организации, другой — у председателя Совета МКД.

Скачать бланк акта приема-передачи документов

Нужно ли составлять акт передачи квартиры?

Составление акта передачи с управляющей компанией не требуется. Акт передачи квартиры является официальным подтверждением передачи жилплощади и прав на ее пользование новому владельцу и служит дополнением к договору купли-продажи.

Документ составляется в трех экземплярах, два из которых остаются у участников сделки, а третий поступает в регистрационную службу.

Согласно статье 452 Гражданского кодекса РФ изменение в договоре должно быть оформлено в письменной форме стороной, инициирующей это изменение. То есть собственник квартиры при ее продаже должен в письменной форме уведомить УК о смене владельца, с приложением подтверждающей документации.

Зачем нужен и как составить акт невыполненных работ?

Для каждой из услуг, предоставляемых управляющей компанией по обслуживанию многоквартирного дома, существует определенный срок.

За его несоблюдение или за невыполнение обязательств организация несет ответственность перед жильцами. Для того чтобы на законных основаниях привлечь ее к ответственности, первым делом необходимо составить акт невыполненных работ.

Перед оформлением документа стоит зафиксировать нарушение в аварийной службе или посредством привлечения незаинтересованных лиц. Последние должны поставить свои подписи на акте невыполненных работ УК.

Документ не имеет строго определенной формы, но при составлении обязательно нужно указать:

  1. В шапке акта наименование организации, куда он подается и ФИО руководителя. Личные данные заявителя, контактный телефон.
  2. Основная часть должна содержать подробные указания на виды невыполненных услуг с датой, временем и прочей информацией.
  3. В конце акта ставится дата и подпись.

Нелишним будет инициировать собрание собственников МКД, на котором каждый житель сможет поставить свою подпись на составленном заранее акте.

Скачать образец акта о непредоставлении услуг (невыполнении работ) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома

Прежде чем оформлять документ, указывающий на неисполнение обязанностей УК, следует внимательно ознакомиться с перечнем услуг, описанным в договоре между собственниками МКД и обслуживающей организацией.

Характеристика на жильца и порядок ее заверения

Характеристика на собственника МКД от управляющей компании – документ, описывающий характер и поведение человека по месту его постоянного жительства. Проще говоря, в этой бумаге будет описано, конфликтует ли человек с соседями, жалуются ли они на него, платит ли за коммунальные услуги и какое участие принимает в жизни дома.

Характеристика такого рода представляется обычно государственным структурам. В самом документе чаще указывают название учреждения, куда она должна быть направлена, но можно просто вписать «по месту требования».

Она может пригодиться при оформлении опекунства, при ведении уголовного или административного дела, при поступлении в специализированное учебное заведение и других процедурах, требующих описание человека с бытовой точки зрения.

Управляющая компания, в чьем ведении находится дом, где проживает гражданин, имеет полное право заверить документ. Помимо подписи руководителя УК или иного сотрудника, способного подтвердить факт проживания лица по указанному адресу, не лишним будет поставить и печать организации.

Так как у сотрудников организации есть списки всех председателей Советов МКД и других собственников, то они также могут поставить свои подписи под характеристикой соседа.

Несмотря на то, что документ не является официальным, в определенных ситуациях он может повлиять на принятие решения государственными органами.

Заполняется документ в свободной форме, в нем отображаются такие данные:

  1. ФИО гражданина и адрес его проживания.
  2. Название УК, выдавшей характеристику, и ФИО должностного лица, подписавшего её (с указанием должности).
  3. Описание поведения человека в быту.

Скачать образец характеристики жильца от управляющей компании

Если в многоквартирном доме есть ТСЖ, то лучше всего будет заверить характеристику от управляющей компании на жильца у председателя этого органа.

Сроки составления

Любая деятельность управляющей компании по обслуживанию многоквартирного дома должна регистрироваться актами в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ.

Сроки и периодичность предоставления актов может быть закреплена в договоре между собственниками МКД и управляющей организацией. Иными документами, в том числе и законодательными эта обязательство никак не регулируется.

Однако любая компания обязана отчитываться перед председателем МКД за проделанную работу предыдущего года в течение первого квартала года, следующего за отчетным.

Таким образом, организация обязана предоставлять отчет минимум один раз в год, если иное не оговорено в договоре. При аварийных ситуациях УК обязана составить документ не позднее, чем через 12 часов после обращения пострадавшего.

Как можно заметить, нет ничего сложного в оформлении перечисленных в данной статье документов. Важно помнить, что любое положение в акте должно быть понятно каждой из сторон, участвовавших в его подписании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что из себя представляет акт выполненных работ в строительстве

Строительство – большая и сложная область деятельности, подразумевающая выполнение множества монтажных, погрузочных, земляных и других строительных работ.

Кратко об актах в строительстве

Строительство – большая и сложная область деятельности, подразумевающая выполнение множества монтажных, погрузочных, земляных и других строительных работ. Однако существует иная сторона этих работ – это их документальное оформление. Кратко о составлении актов в сфере строительства поговорим сегодня в данной статье.

Актирование выполненных работ

Действующее законодательство устанавливает требования к оформлению документации в данной сфере деятельности. Разрешение на выполнение строительства, проекты, договора на выполнение монтажа, поставку техники и материалов – все это является неотъемлемой частью процесса строительства.

Очень важным этапом при завершении строительства является акт выполненных работ. Это документ, в котором закреплена воля сторон процесса строительства. Актами приема выполненных работ оформляются хозяйственные операции в осуществлении нового строительства, капитальном ремонте, реконструкции и улучшении разных построек. Они позволяют осуществить бухгалтерский учет получения выручки, оплаты различных строительно-монтажных работ, а также их списания.

Согласно его условиям исполнитель передает объект, выполненный согласно с условиями заключенного договора, а заказчик принимает этот объект и оплачивает его стоимость. Этот акт завершает определенный этап или же всю процедуру выполнения строительства и подтверждает выполнение всех условий договора. Помните о самом главном — обязательно подписывайте форму акта выполненных работ, только убедившись, что всё действительно сделано качественно. Если же это условие будет нарушено, доказать свою правоту в суде вы практически не сможете, так как ваша воля была отображена в данном акте.

Иными словами, этот документ подтверждает качество построенного объекта или выполненного комплекса строительных работ, соблюдения оговоренных сроков, осуществления оплаты и так далее. Форма этого акта закреплена в отдельных законодательных актах, однако, при его заключении необходимо продумать все до мелочей.

Порядок подписания таких актов заранее предусмотрено в договоре согласно воле сторон. Это может осуществляться после завершения определенного этапа работ, а может после сдачи всего построенного объекта. Отсутствие такого акта нельзя допустить, так как он подтверждает законность проведенных работ и обоснованность расходов предприятия для проверяющих органов.

Также, это является значительным нарушением условий договора, а значит и интересов исполнителя, так как без него он не сможет получить оплату. Однако если уже такой случай произошел, исполнителю следует обратиться с претензией к заказчику, а затем и в суд для разрешения такого рода спора.

От электронного актирования – к прозрачной приемке товара

Все это время в недрах Казначейства велась напряженная работа по созданию дополнительного функционала Единой информационной системы. В декабре он был презентован специалистам и стал доступен для доброжелателей.

А в 2020 году он станет обязательным абсолютно для всех: до мая будет принята норма об обязательном электронном актировании, а уже с 1 июля она станет непреложной для всех субъектов контрактной системы. Это существенно изменит ситуацию в госзакупках в лучшую сторону, впервые в своей рыночной истории контрактная система станет подотчетной, полностью прозрачной. Для контроля государства станет доступна ее главная часть – исполнение контракта, собственно, то, ради чего и задумана вся система.

Оцифровка исполнительной части контракта неизбежно влечет за собой урегулирование других смежных вопросов, в которых пока в буквальном смысле слова наблюдается нормативный «темный лес». Одним из таких сложных вопросов является приемка товара и ее отражение в бухгалтерии. Любой закупаемый товар заказчик обязан поставить на учет. У любого товара есть инвентаризационная стоимость, есть базовая (начальная) стоимость. Данные их учета отражаются в деятельности любого поставщика и заказчика. При этом принципиально важно обеспечение абсолютной идентичности сведений о товарах, которые действительно поставлены, и о товарах, которые являются частью исполнения контракта в ЕИС.

На текущий момент в реестре контрактов может быть одна информация по принятому товару, а информация в бухгалтерском учете может быть иной, т.е она не может быть состыкована ни с точки зрения классификатора (номенклатуры), ни с точки зрения стоимости.

Внедрение электронных актов избавит контрактную систему от такого рода нестыковок и нарушений, связанных с ними. Как пояснили в Федеральном казначействе, для этого будет изменена последовательность действий, отображаемых в ЕИС: от закупки – к постановке на учет. Зачастую встречается обратная последовательность: вначале что-то ставят на учет, а потом постфактум вносят в реестр сомнительные данные по исполнению. С внедрением электронного актирования основанием для постановки на учет товаров, работ и услуг будут только те документы (электронный акт), которые рождены в ЕИС. Именно это обеспечит «провязку» с информацией о реальной стоимости товара, достоверность и последовательность исполнения контракта.

Как уверяют в Казначействе, функционал электронного актирования уже полностью готов к использованию даже в масштабе всей страны. В принципе, системой электронного актирования с 1 января уже может на всех законных основаниях воспользоваться любой желающий заказчик и поставщик. Единственное препятствие состоит лишь в том, что требуется обоюдное согласие. Обе стороны должны выразить согласие на подписание актов в электронном виде. Поскольку еще нет законодательного регулирования этого процесса: перейти к электронному актированию в одностороннем порядке нельзя. Этот функционал «взаимного согласия» очень просто реализован через личный кабинет.

В данный момент Казначейством сделан фокус на реализации Универсального передаточного документа – это собирательный образ всех возможных видов актов приемки товара, которые соответствуют приказу ФНС (счет-фактура также является частью Универсального передаточного документа). В госзаказе масса специфики, связанной с теми товарами, работами, услугами, которые зачастую в обычном гражданском обороте не фигурируют, зато фигурируют в таких областях, как строительство крупных объектов, дороги, мосты, инфраструктура, заказчиком которых является только государство. Это и крупные IT-проекты, государственные информационные системы. По всей этой номенклатуре есть большой объем тонкостей, связанных с актированием.

Например, когда сдается в эксплуатацию объект строительства, это огромный объем финансовой и строительной документации. Когда в эксплуатацию сдается очередной ГИС – это также немалые объемы различных документов, предусмотренных не только 44-ФЗ, но еще и отраслевыми статьями законодательства, отраслевыми нормативными актами. Казначейству в модуле исполнения контрактов придется покрывать эти отраслевые системы. Это отдельная трудоемкая работа, которую в ведомстве намерены выполнять постепенно. Также в числе первостепенных задач – актирование при закупках лекарственных препаратов, где тоже есть своя специфика регулирования. Существует приказ Минздрава, который вводит набор дополнительных реквизитов к стандартному передаточному документу, потребуется время, чтобы автоматизировать учет этих сведений.

Со временем Казначейство предложит функционал исполнения контрактов субъектам, работающим в рамках 223-ФЗ, как сервис. Однако предъявлять этот функционал как обязательство в рамках 223-ФЗ в Казначействе пока считают преждевременным.

На несколько вопросов по поводу внедрения нового функционала специально для «Цифровых Закупок» ответила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.

– Анна Теймуразовна, станет ли введение нового функционала электронного актирования драйвером или стимулом для появления инструмента независимой экспертизы в контрактной системе? Кто должен руководить этим процессом? Или наоборот – им не нужно руководить, дожидаясь естественной реакции со стороны самих поставщиков и заказчиков?

– Экспертиза – это непаханое поле в законодательстве о закупках. Экспертиза в конечном итоге – это неотъемлемая часть исполнения контракта. Работая по всем направлениям одновременно, мы, наверное, закроем эту серую зону исполнения контрактов, которая, к сожалению, недостаточно урегулирована. Это два параллельных процесса. Но они в конечном итоге взаимосвязаны. Процесс перевода актов в структурированный электронный вид – это первый шаг к тому, чтобы, в принципе, иметь полноценную, качественную, сравнимую информацию, которую возможно анализировать. Есть известный тезис: «Дайте мне ось, и я переверну мир», применительно к системе закупок можно развернуть этот тезис следующим образом: «Дайте мне качественную и релевантную информацию, я пойму, что делать. Как только у нас в распоряжении будут исчерпывающие данные обо всем, что было пройдено на этапе торгов, планирования и заключения контракта, мы можем структурировать эту информацию, выстроить связи между блоками данных: от бюджетного планирования до заключения контракта. Нам нужно «провязать» этот пласт данных в сторону исполнения. Со всей полнотой полученных и структурированных данных можно будет работать по разным направлениям, в том числе и по направлению экспертизы. Ведь в конечном итоге экспертиза дается именно на то, что было закуплено, а не на то, на что заключен контракт. А это, как мы знаем, может различаться по целому ряду причин, как объективных, так и субъективных.

– Экспертиза на данный момент – вопрос добровольного порядка. А чтобы сделать ее неотъемлемой частью контрактной системы, от какого ведомства такая инициатива должна исходить? От самого поставщика или от кого-то из контролеров? Ведь можно бесконечно долго ждать, пока инструмент независимой экспертизы появится сам собой…

– В принципе, сегодня каждый заказчик проводит свою экспертизу. Вопрос независимой экспертизы требует определения, насколько она независима. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Экспертиза ведь должна кем-то оплачиваться, и если она оплачивается заказчиком – значит, она не такая уж «независимая». Если оплачивается поставщиком – тоже. Здесь еще надо очень серьезно думать на предмет нормативно-правового регулирования: как должен быть устроен этот механизм? На мой взгляд, для начала было бы правильным взять 2–3 магистральные чувствительные отрасли для тестирования пилотного механизма: детское питание, лекарственное обеспечение в регионах, особенно на первичном звене. Кроме того, для экспертизы огромное значение имеет отраслевой аспект. Компетентных экспертов еще надо найти, аттестовать, нужно быть уверенным, что они не просто никем не ангажированы. Инструмент экспертизы – очень важный и нужный, но его внедрение требует серьезного осмысления, четкой концепции и осторожного, вдумчивого, пилотного апробирования на отраслях, где это больше всего востребовано.

– Предвосхищая решение Казначейства по внедрению функционала электронного актирования, некоторые электронные площадки начали работать на этом поле и внедрять свои модули электронного актирования. Есть регионы РФ, которые тестируют эти модули. Не оказались ли эти сервисы электронных площадок избыточными после того, как аналогичный сервис появился на базе ЕИС? Не произошло ли по факту дублирование функционалов?

– Понятно, почему коллеги в регионах стремились получить такой сервис и почему площадки решили его создать. Последние заинтересованы в том, чтобы привлечь максимальное количество клиентов. Но в данном случае хотела бы подчеркнуть, что Казначейство делает не просто сервис. Мы являемся одним из сорегуляторов контрактной системы, и нам этот функционал, помимо его сервисной части, нужен для того, чтобы связать в общую картину бухгалтерский учет, информацию о поставщике, о процедурах… Такой функционал рано или поздно естественным образом должен был появиться именно на базе ЕИС, ведь именно на площадке ЕИС происходит регистрация поставщика. Акт приемки рождается в бухгалтерии поставщика: подписав его, поставщик передает документ заказчику. Было бы странно аккумулировать акты приемки из внешних систем размещения заказа (это бы противоречило духу и нормам 44-ФЗ). Однако уверена, что функционал актирования, которые сделали площадки, все равно будет востребован как дополнительный сервис, обеспечивающий удобство заказчикам. ЕИС активно взаимодействует с региональными внешними системами размещения заказа (так называемыми ВСРЗ). ВСРЗ ведь существуют не для того, чтобы продублировать наш функционал, а для того, чтобы его дополнить. Когда заказчик готовит первичные документы, для него могут быть предусмотрены свои внутренние процедуры, обусловленные местным регламентом. Мы в эти местные особенности не вмешиваемся, это не регулируется 44-м законом. А это значит, что у себя регион может автоматизировать любые бизнес-процессы. Главное – передать в ЕИС некий готовый документ (извещение). Казначейство проверит его на соответствие обширному комплексу федеральных требований. У регионов и площадок могут быть свои дополнительные автоматизированные сервисы, Казначейство готово получать из этих внешних систем ту часть информации, которую готовит заказчик. Предполагается интеграция этих сервисов в ЕИС. Таким образом, их функционал не отомрет и не окажется бесполезным. Он лишь будет гармонизирован. При этом все юридически значимые действия будут аккумулированы в одной системе.

Читать первоисточник: Цифровые закупки (10.01.2020)

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 октября 2015 г. N 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме»

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Утверждено
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 26 октября 2015 г. N 761/пр

Форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме АКТ N _______ приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме г. ________________ «___» ____________ _____ г. Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: _____________________________________________________________, (указывается адрес нахождения многоквартирного дома) именуемые в дальнейшем «Заказчик», в лице ______________________________, (указывается ФИО уполномоченного собственника помещения в многоквартирном доме либо председателя Совета многоквартирного дома *(1)) являющегося собственником квартиры N ______________, находящейся в данном многоквартирном доме, действующего на основании _______________________________________________________, с одной стороны, (указывается решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо доверенность, дата, номер) и ______________________________________________________________________, (указывается лицо, оказывающее работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) именуем__________ в дальнейшем «Исполнитель», в лице ________________________________________________________________________, (указывается ФИО уполномоченного лица, должность) действующ______ на основании ___________________________________________, (указывается правоустанавливающий документ) с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», составили настоящий Акт о нижеследующем: 1. Исполнителем предъявлены к приемке следующие оказанные на основании договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора подряда по выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме (указать нужное) N _____ от «____» ____________ ____ г. (далее — «Договор») услуги и (или) выполненные работы по содержанию и текущему ремонт общего имущества в многоквартирном доме N ______________, расположенном по адресу: ________________________________________________________________________:

Наименование вида
работы
(услуги)*(2)
Периодичность/
количественный
показатель
выполненной
работы
(оказанной
услуги)
Единица
измерения
работы
(услуги)
Стоимость*(3)/
сметная
стоимость*(4)
выполненной
работы
(оказанной
услуги) за
единицу
Цена
выполненной
работы
(оказанной
услуги),
в рублях

2. Всего за период с «___» _________ ___ г. по «___» ________ ___ г. выполнено работ (оказано услуг) на общую сумму __________________________ (________________________________________________) рублей. (прописью) 3. Работы (услуги) выполнены (оказаны) полностью, в установленные сроки, с надлежащим качеством. 4. Претензий по выполнению условий Договора Стороны друг к другу не имеют. Настоящий Акт составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон Подписи Сторон: Исполнитель — ____________________________________ __________________ (должность, ФИО) (подпись) Заказчик — ____________________________________ __________________ (должность, ФИО) (подпись)

_____________________________

Примечания:

*(1) В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2011, N23, ст. 3263; 2014, N 30, ст. 4264, 2015, N 27, ст. 3967) председатель совета многоквартирного дома подписывает в том числе акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

*(2) Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.

*(3) Стоимость за единицу выполненной работы (оказанной услуги) по договору управления многоквартирным домом или договору оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

*(4) Сметная стоимость за единицу выполненной работы по договору подряда по выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх