Куперс

Бухучет и анализ

Единство экономического и правового пространства

Свобода экономической деятельности

Экономическая свобода понятие не однозначное, так как в каждой стране или государстве она означает что-то свое, преимущественно не схожее с другими государствами.

Экономическая свобода напрямую зависит от законодательства страны, причем не только экономического, но и политического и оциального.

В каждом государстве законодательство свое, соответственно, и свобода везде трактуется по своему.

Экономическая свобода формируется государством, преследуя различные цели и решая самые разные задачи.

Все признаки и принципы экономической свободы отвечают общему поведения внутри рыночной системы, которая действует внутри государства. Экономическая свобода в целом характеризует рыночные и экономические отношения, также надо заметить, что они могут меняться в зависимости от изменения экономической системы.

Экономическая свобода граждан в каждой стране должна защищаться, а также должны существовать органы, способные отстаивать интересы людей в вопросах экономики и финансов.

На защиту граждан в вопросах экономической свободы встают множество государственных органов в самых разнообразных областях экономики.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На сегодняшний день собственность является основным локомотивом экономических отношений, а все потому, что в современных рыночных отношениях частная собственность – это свободное экономическое явление, то есть каждый гражданин нашей страны имеет полное право приобретать и распоряжаться своим имуществом, что не ограничивает его свободу.

Замечание 1

Экономическая свобода собственности – это важный шаг экономической политики нашего государства, он смог сформировать новые тенденции в развитии экономических и производственных отношений, дав возможность развиваться рынку и отдельно взятому гражданину.

Также экономическая свобода способствует формированию благоприятной экономической атмосферы на рынке, улучшает экономику страны. Она позволяет гражданам самостоятельно повышать свой комфорт и уровень жизни внутри государства, так как каждый сам может регулировать и пополнять свои финансы.

Основные понятия экономической свободы

Термин «свобода» понятен почти каждому из нас, причем, каждый понимает ее по — своему. Все более сложно обстоит дело с понятие «экономической свободы», так как этот термин носит уже более профессиональный характер и доступен для понимания не каждому гражданину общества.

Определение 1

Экономическая свобода – это форма ведения экономической деятельности, при которой предприниматель или хозяйствующий субъект может самостоятельно (полно или частично) выбирать форму собственности, направления деятельности и т.д.

Экономическая свобода в разных странах, а также в разные времена была различна. Какие — то времена давали большую свободу (например, современная демократия в России или других демократических странах), другие меньшую свободу (например, времена СССР или царские времена).

От экономической свободы зависит в целом развитие экономического сектора в стране. Если предприниматель может самостоятельно, беспрепятственно выбирать форму собственности, сам выбирать форму ведения налогового и бухгалтерского учета, не ограничен в выборе торговых направлений и т.д., то это будет положительным образом влиять на его личную и общую экономическую обстановку на рынке той или иной страны.

Теории экономической свободы

О важности экономической свободы упоминал в своих учениях и трактах Адам Смитт, который говорил, что именно свобода экономической деятельности дает возможность процветания благополучия страны и народа, где важными условиями для этого становятся:

  1. Правильное и логичное законодательство страны;
  2. Грамотная и продуманная налоговая система, которая не обременяет налогами «бедное» население страны;
  3. Правильные основополагающие компоненты свободной хозяйственной деятельности участников экономических отношений.

Эти три основных правила положены в основу грамотного благополучного построения экономики страны, где жители будут иметь возможности на процветание и комфортное существование.

Свобода экономической деятельности: сущность

Под свободой экономической деятельности чаще всего подразумевают свободу предпринимательской деятельности, что в частности означает, что предприниматель вправе сам выбирать:

  • Что ему производить (товар и направление товарной политики и товарного ассортимента);
  • Где и как торговать, то есть стационарное место торговли или передвижное или без офиса (удаленно через интернет);
  • Как вести сберегательные или накопительные вклады, предприниматель выбирает для себя сам форму и способы накопления в бизнесе, через общую систему вкладов или самостоятельную;
  • Как и во что инвестировать капитал и накопленные деньги или активы. В данном случае предприниматель самостоятельно решает и выбирает пути развития бизнеса, куда вкладывать капитал (в развитие бизнеса или в новое направление деятельности и т.д.);
  • Как вести внешнеторговую деятельность. Единственное, в данном случае законодательство имеет четкие ограничения, но право выбора и принятия решения остается за предпринимателем и т.д.

На сегодняшний день развитие предпринимательской деятельности напрямую зависит от господствующих на рынке экономических отношений, чем они эффективнее, тем эффективнее предпринимательство.

Определение 2

Эффективная рыночная экономика – это такой тип рынка, при котором предприниматель имеет полную свободу выбора в производстве товара и его обслуживания, а покупатель, в свою очередь, имеет полное право выбора и покупки этого товара на данном рынке.

В условиях эффективного рынка предпринимательская деятельность начинает активно развиваться и «двигаться вперед», что дает несомненные преимущества не только самому предпринимателю, но и потребителю данных товаров и услуг, а также развитию здоровых конкурентных отношений на рынке.

Таким образом, свобода экономической деятельности – это хороший способ развития рыночной структуры и экономических отношений внутри нее. Данная свобода позволяет наладить предпринимательскую деятельность, оздоровить ее и сделать более эффективной.

ЕДИНСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое «ЕДИНСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

  • ЕДИНОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — очерченное границами государства пространство, характеризующееся единством правового регулирования социально политических, хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. В границах Е.п.п. РФ устанавливаются единые стандарты в… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • ПРЕДМЕТНАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — круг полномочий, определяющих деятельность Правительства РФ в отдельных сферах общественной жизни: в сфере экономики, бюджетно финансовой и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, природопользования,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • хронологическая таблица всемирной и российской истории, XX век 1961-1980 — 1961, 1. 1 31. 3. Проведение в СССР денежной реформы. Изменение масштаба цен (1 новый рубль приравнен к 10 старым). 1961, март. Начало восстания курдов в Ираке. 1961, 15. 3. Исключение Северной Родезии из британского Содружества. 1961, 12. 4.… … Энциклопедический словарь

  • МИ 2808-2003: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Количество электрической энергии. Методика выполнения измерений при распределении небалансов на оптовом рынке электрической энергии — Терминология МИ 2808 2003: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Количество электрической энергии. Методика выполнения измерений при распределении небалансов на оптовом рынке электрической энергии: 4.1.1.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

  • Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

  • Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Либерализм — (Liberalism) Либерализм это политическое и филосовское учение, которое выступает за снижение вмешательства государства в жизнь граждан Основы либерализма, происхождение, формы либерализма, развитие либеральной мысли, современный либерализм,… … Энциклопедия инвестора

  • Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Статья 8 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 8 Конституции РФ гласит:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

См. комментарии к статье 8 Конституции РФ

Комментарий к Ст. 8 КРФ

1. Статья 8 и следующая за ней статья 9 составляют группу статей, специально посвященных экономическим основам конституционного строя России.

Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, согласно п. «ж» ст. 71, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, 74 и комм. к ним), но также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство также рынка труда, ибо труд в значительной мере остается товаром, а его принципиально единое правовое регулирование, условия и т.д., как и правовое единство всего рынка, имеют не только юридическое и экономическое, но также социальное, культурное и политическое значение). Единство рынка труда не упомянуто в ст. 8 (и ст. 34), по-видимому, потому, что о праве каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства как об одном из основных прав и свобод человека и гражданина говорится в ст. 27, а о свободе и условиях труда — в ст. 37 Конституции РФ.

Нарушение по решению властей многих субъектов РФ единства экономического пространства путем создания зональных, региональных или местных более или менее изолированных рынков с запрещением или ограничением перемещения определенных товаров, рабочей силы и т.п. представляет собой по существу форму частичного социально-экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения единства и отчасти целостности государства, как и установленного Конституцией РФ в ст. 19 (ч. 2) равенства прав человека и гражданина независимо от места жительства. Опыт нашей страны в данном отношении богат.

Эти явления имеют еще средневековые исторические корни. По крайней мере с 60-х годов ХХ в. несколько съездов КПСС отмечали вредность создания фактических таможенных границ между республиками, краями и областями в СССР. Курская и некоторые другие области годами запрещали «вывоз» картофеля или других продуктов за свои «пределы». Сбыт любой издательской продукции, прошедшей все виды цензурного или иного контроля, в любой республике, крае или области мог быть произвольно запрещен секретарем соответствующего комитета КПСС. Генсек партии Л.И. Брежнев жаловался на подобные явления. Но изменить все это никто не мог: власть «удельных князей» усиливалась.

Сложнее обстояло дело с единым рынком свободного труда. В 1932 г. советская власть восстановила отмененную еще Временным правительством в 1917 г. систему внутренних паспортов, вновь связав ее с разрешительным (в основном запретительным) режимом прописки в городах и аналогичным — выписки в сельской местности, но без паспортизации сельского населения. Такое закрепление рабочей силы за совхозами и колхозами, создание закрытых территориальных рынков труда сохранилось и после того, как в 70-х годах паспорта были выданы и сельским жителям, ибо требование соблюдения паспортного режима (т.е. обязательность проживания по месту прописки) стало еще более жестким. Даже после того как заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. (Ведомости СССР. 1991. N 46. ст. 1307), а затем Законом РФ от 25 июня 1993 г. прописка была отменена и введен регистрационный учет населения, регистрация (или ее отсутствие) перестала быть законным основанием для проживания, а нередко и работы в определенном месте, фактически сохраняя прежний режим.

С нарушениями единства экономического пространства связаны ограничения как рыночной конкуренции, так и свободы экономической деятельности даже после формальной отмены многих административно-правовых и уголовно-правовых мер, направленных против свободы экономической, в особенности частнопредпринимательской, прежде всего торговой, деятельности. Поэтому важной задачей государственной власти в России после провала августовского путча 1991 г., распада СССР и ликвидации монопольного господства аппарата КПСС стало восстановление единства экономического пространства России.

На создание гарантий такого единства был направлен также Указ Президента РСФСР о едином экономическом пространстве от 12 декабря 1991 г. (Ведомости РСФСР. 1991. N 51. ст. 1830), согласно которому должны признаваться недействительными акты органов «власти и управления» и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке России.

Дальнейшее развитие правового режима единого экономического пространства связано прежде всего с Конституцией 1993 г. В соответствии с рядом постановлений Конституционного Суда РФ, в частности Постановлением от 4 апреля 1996 г. N 9-П (СЗ РФ. 1996. N 16. ст. 1909), все нормативные акты о разрешительном порядке прописки, а также связанные с ними ограничения прав собственников по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им жильем и другим имуществом независимо от регистрации были вновь признаны неконституционными, противоречащими международным актам о правах человека и утратившими юридическую силу.

Однако положение изменилось лишь отчасти. Органы государственной власти ряда субъектов РФ и органы местного самоуправления крупных городов продолжали настаивать на сохранении мер административного (запретительного) и экономического препятствования свободному передвижению граждан и выбору ими места пребывания, жительства и труда. Но граждане должны быть равно свободны на территории всей России, за исключением особых местностей или случаев, которые могут быть установлены только федеральным законом в соответствии с ч. 3 ст. 55 и ч. 2 ст. 74 Конституции.

Конституционные обязанности государства, его органов и их должностных лиц (см. ч. 2 ст. 15 и комм. к ней) охватывают создание и поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, вытекающим не только из ст. 8 Конституции, но также из других ее положений. Установление правовых основ единого рынка в России предусмотрено только в ст. 71 как одна из проблем, относящихся к исключительному ведению РФ. Но все конституционные положения об экономике определяют именно единую рыночную экономику с ее свободой экономической деятельности в рамках всей страны для каждого человека согласно ч. 1 ст. 34, как и для всех других, равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, муниципалитетов, предприятий и др.).

Но эта свобода собственников не является абсолютной. Конституция демократического, правового и социального государства, признавая, соблюдая и защищая эту свободу, не может допустить злоупотребления ею с чьей бы то ни было стороны. Поэтому Конституция РФ устанавливает такие основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами и местными самоуправлениями в экономической области (ч. 3 ст. 11, ст. 12, 71-74, 130-133), а отчасти и компетенцию некоторых органов государственной власти в сфере экономики (например, ст. 75, ч. 3 ст. 104, ст. 105, п. «а-«г», «е» ч. 1 ст. 114, ст. 127, 130, 132 и др.), не только разграничивает властные полномочия этих органов власти и предусматривает разграничение их статусов как собственников, но и определяет ряд ограничений свободы всех субъектов законной экономической деятельности (например, ч. 2 ст. 34 и др.). Конституция гарантирует равным образом защиту всех форм собственности, поддержку добросовестной конкуренции, не допускает монополизацию.

Эти меры вытекают прежде всего из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать (ст. 2, 17, 18). Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе в сфере труда и его оплаты (ст. 7), уплаты налогов (ст. 57) и т.п., ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить таким государственным правилам в этой сфере.

Если Конституция предписывает, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), то очевидно, что экономическая деятельность, настолько свободная, что она разрушала бы эту основу, недопустима, как и свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами со стороны их собственников (при любых формах собственности), если это наносит ущерб окружающей среде или нарушает права и законные интересы других лиц (ст. 9, ч. 2 ст. 36 и др.).

Если, согласно ч. 3 ст. 35 Конституции, возможно даже принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в судебном порядке и при соблюдении определенных условий, то нельзя не признать, что это тоже некоторое ограничение экономической свободы и права собственности.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), отнесение охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «в» и «д» ч. 1 ст. 72), как и право каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ему ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст. 42), препятствуют злоупотреблениям свободой экономической деятельности, хищническому использованию природных ресурсов и т.п. Обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57) может противоречить праву на свободную экономическую деятельность и даже праву собственности: высокие налоги могут сильно ограничивать, а низкие налоги — поощрять свободную экономическую деятельность. Оптимальную меру налогообложения, которое должным образом пополняло бы казну и одновременно регулировало бы различные виды экономической деятельности в соответствии с общественными интересами, пока найти во многих случаях не удалось, хотя реформой налогового законодательства принят ряд мер в этом направлении.

Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права и свободы в сфере экономической деятельности, установленные в ст. 27 (свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использование каждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (права частной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю и другие природные ресурсы, свобода владения, пользования и распоряжения ими), ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др., могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Для иностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанности наравне с гражданами России, федеральным законом или международным договором могут быть установлены дополнительные ограничения (см. комм. к ч. 3 ст. 62).

В ряде случаев Конституция лишь в общей форме говорит о возможности запрещения законом (Федерации или ее субъекта) некоторых видов экономической деятельности. Существуют, например, такие запреты на выращивание растительного сырья для производства наркотиков, на такое производство и на торговлю содержащими наркотики веществами без особого на то разрешения и контроля со стороны государства. Экономическая деятельность граждан и юридических лиц, предприятий и т.д. вообще должна проходить в рамках их специальной правоспособности.

Единство экономического пространства России требует единства законодательства о народном хозяйстве. Это законодательство должно предусматривать признание на всей территории России актов (документов) органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней. Оно должно поддерживать конкуренцию, ограничивая монополизм, контролируя и регулируя его неизбежные тенденции (прежде всего в области естественных монополий), содействуя созданию и развитию новых самостоятельных предприятий, особенно малых и средних, в частности в уже монополизированных секторах рынка. Начало осуществлению этих идей было положено в 90-х годах прошлого века.

Потребность в создании стабильных общеобязательных правил функционирования свободной рыночной экономики, не противоречащих индивидуальным, коллективным и всеобщим правам, свободам и законным интересам, в значительной мере удовлетворена принятием и введением в действие ГК РФ. В нем подробно и в соответствии с Конституцией урегулированы правовое положение физических и разнообразных юридических лиц, право собственности и другие вещные права, общие вопросы обязательственного права и виды обязательств, наследственное право и др. Пока остаются лишь отчасти урегулированными на основе Конституции 1993 г. отношения по использованию и охране природных ресурсов, в частности законодательное определение условий владения, пользования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, ограничивающих право собственности и рыночный оборот этих земель в целях обеспечения их всестороннего и высокоэффективного использования как в индивидуальных интересах собственников, арендаторов, пользователей, так и во всеобщих интересах.

Осуществлению конституционного единства экономического пространства и, более того, государственной целостности России может препятствовать и недостаточно четкое и обоснованное разграничение государственной собственности, предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Это выражается в том, что, с одной стороны, федеральные органы стремятся забрать в свое ведение у субъектов РФ максимум ресурсов, передавая этим регионам свои обязанности без их достаточного обеспечения необходимыми ресурсами; подобным образом субъекты РФ иногда действуют по отношению к органам местного самоуправления. Нередко представители отдельных субъектов РФ утверждают, что наша «метрополия» ведет чуть ли не «колониальную» политику по отношению к тем или иным субъектам РФ. С другой стороны, власти этих субъектов РФ и местных самоуправлений иногда в ответ подвергаются обоснованной «центральной» критике со стороны органов власти РФ за неумение эффективно использовать все возможности для всестороннего социально-экономического развития своих регионов, городов и районов.

Определенные трудности возникают также из-за не всегда правильного распределения бюджетных средств и материальных ресурсов в пользу регионов-«доноров» (городов федерального значения и нескольких субъектов РФ, располагающих богатыми природными ресурсами, принадлежащими всей России) за счет многих иных регионов, постоянно нуждающихся в федеральных дотациях.

Экономическая роль правового, демократического, социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций.

1. Законодательное определение круга субъектов права на отдельные виды хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, иначе говоря — юридических правил, по которым осуществляется экономическая деятельность.

2. Поощрение, защита и охрана социально и экономически справедливых, целесообразных и законных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками, регулирование цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах — и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении сложных трудовых, экологических, здравоохранительных и других социальных проблем.

3. Разграничение двух направлений деятельности органов публичной власти (т.е. государственной власти и местного самоуправления) — осуществления властных полномочий и характерной для предприятий хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением случаев, когда их объединение прямо и обоснованно допускается законом.

Обеспечение единства экономического пространства России приобретает особое значение в связи со стремлением развивать интеграционные процессы в рамках СНГ, ведущие к постепенному объединению экономического пространства России и других суверенных государств, в котором осуществлялось бы свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, рабочей силы, согласование законодательства, регулирующего экономическую деятельность.

2. Часть 2 ст. 8 Конституции провозглашает признание и защиту равным образом различных форм собственности, приводя их не исчерпывающий, а примерный перечень; речь идет о частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; он повторен в ч. 2 ст. 9 применительно к собственности на землю и другие природные ресурсы.

В строго юридическом смысле Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной, о чем прямо сказано в ч. 2 ст. 35) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.

Имеет место и выделение форм собственности не по субъектам, а по объектам этого права. Так, статьи 9 и 36 Конституции говорят о собственности на природные ресурсы, выделяя из нее собственность на землю и иные виды таких ресурсов, а статьи 44 (ч. 1) и 71 (п. «о») — об интеллектуальной собственности. Упомянутые в п. «к» ч. 1 ст. 72 жилищная, земельная, водная, лесная, горная (о недрах) и другие отрасли законодательства органически связаны с соответствующими формами права собственности. По этой линии идет и ГК РФ.

По-видимому, было бы полезно различать и формы собственности, определяемые содержанием соответствующих правовых предписаний: от тех форм, объекты которых имеют режим неограниченного свободного владения, пользования и распоряжения, до форм, абсолютно исключенных из любого гражданского рыночного оборота.

Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место в ст. 8 и 9, а также особое внимание к ней в ст. 34-36. Это тесно связано и с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их признания, соблюдения и защиты — обязанностью государства, и со стремлением сохранить характерную именно для права собственности заинтересованность собственника, весьма эффективную также для всего общества, и с необходимостью, возрождая частную собственность и подчиняя почти любое право собственности также и его социальным задачам, существенно ограничить возможности злоупотребления этим правом вопреки общественным и иным законным интересам. Но некоторые законы (например, Земельный, Лесной и другие кодексы) явно рассчитаны на противоречащее Конституции максимальное сохранение монополии государственной и отчасти муниципальной собственности, а также на ограничение права частной собственности как по размерам, кругу объектов, так и по объему правомочий, но без необходимого отделения ограничений, в соответствии с общественными интересами требующих рационального использования объектов этого права, от иных ограничений, соответствующих эгоистическим и даже хищническим интересам монополий, олигархов, бюрократов и новых латифундистов.

Особенностью ст. 8, ст. 9, 34-36 является отсутствие в них, как и во всей Конституции России 1993 г., каких-либо общих определений понятий собственности (т.е. имущества) и права собственности. Это связано, в частности, с тем, что возникла потребность в новой общей теории социально ориентированного права собственности. Отсюда — теория права собственности как социальной функции и обеспечивающего выполнение этой функции государства как социальной службы (Л. Дюги и многие другие). Дальнейшее развитие повело ко все более частому законодательному закреплению расщепления единого и полного права собственности на отдельные правомочия (право собственности различных субъектов на один и тот же объект), самостоятельно фигурирующие как объект договоров и т.п. в гражданском обороте.

Законы многих демократических правовых государств в ХIХ в., а в ХХ в. и их конституции существенно обновили общую концепцию права собственности. К традиционным, «классическим» полномочиям владения, пользования и распоряжения объектами этого права (с отдельными ограничениями по закону) добавлены многочисленные социальные, экологические экономические, здравоохранительные и тому подобные ограничения и обязанности. Наиболее ранние меры в этом направлении развиваются в Великобритании и других англосаксонских странах, нередко через судебную практику, правовые обычаи, и не только через закон. Затем это развитие распространилось на многие другие страны. Особенно четким и последовательным оно стало в странах, после Второй мировой войны осуществлявших переход от павших тоталитарных режимов к демократическому правовому обществу и государств. В Основном законе ФРГ сказано, что содержание и пределы прав собственности и наследования устанавливаются законами; что право собственности обязывает, а использование его должно одновременно служить общему благу (ч. 1 и 2 ст. 14). Из таких конституционных положений вытекают изменения в содержании права собственности, раскрываемые в современном трудовом, гражданском, земельном, административном и ином законодательстве и обобщаемые новыми конституционными положениями или новым аналогичным толкованием положений более ранних конституций.

В этом отразился переход от классической палеолиберальной теории «священного и неприкосновенного» права собственности как неограниченной власти собственника над его имуществом, свободного владения, пользования и распоряжения им с правом устранения вмешательства со стороны других лиц (даже государства), допускавшей только отдельные исключения в виде ограничения или даже отобрания этого имущества и этих прав государством при непременной полной и предварительной компенсации — к иной, новой, социально ориентированной концепции права собственности. Допускавшихся законом исключений постепенно стало очень много, так как были введены существенные ограничения прав собственности, свободы договоров и т.д. в отралевом законодательстве по отношению к социальным, дефицитным, опасным и другим объектам этого права, в том числе по единым для всех форм собственности законам, регулирующим многие процессы производства, охрану труда, деятельность средств массовой информации и др.

В этом современном развитии права собственности выражается исторический компромисс между эгоистической и эксплуататорской частной собственностью и публично-правовым регулированием под общественным контролем. Такой компромисс рассчитан на сохранение ценных качеств обеих систем и на преодоление их пороков. Собственник остается свободным в пределах установленных правом социальных ограничений и обязанностей, включаемых ныне в определение его прав собственности.

Поэтому ошибочно господствовавшее в советской литературе с 30-х годов ХХ в. и сохраняющееся в современной российской литературе по гражданскому праву мнение, согласно которому в частном праве многих стран все еще господствуют принципы римского права, а гражданские кодексы и другие законы XIX в. принципиальным изменениям и дополнениям до сих пор не подверглись (см., например: Гражданское и торговое право зарубежных стран. Т. 1. М., 2004. С. 329-359).

Отсутствие в Конституции РФ общей характеристики права собственности (единой для всех ее форм) не означает отказа от этой идеи. Ее наличие в Конституции РФ, хотя и в не столь явной форме, проявляется во всех тех ограничениях права собственности и свободы экономической деятельности, о которых говорится в комментарии к ч. 1 рассматриваемой статьи. Общей характеристике права собственности посвящены статьи 209-212 ГК. В них изложена традиционная концепция права собственности, состоящего из трех названных свободно осуществляемых правомочий с весьма многочисленными оговорками («если иное не предусмотрено законом» и т.п.). Эти оговорки охватывают весь объем ограничений и обязанностей, входящих в современную концепцию права собственности. Но, по-видимому, слишком традиционное выражение ее содержания недостаточно ясно выражает присущие ей принципиально новые социально справедливые и экономически эффективные черты, еще далеко не полностью воспринятые общественным сознанием.

Может быть, на нынешнем этапе политических и экономических преобразований такое решение является оптимальным. Включение в Конституцию и законы России формул, обобщающих не только права, но и ограничения этих прав, а также обязанности собственников, осуществляемые под контролем общества и государства, отчасти понято бюрократами как сохранение возможностей для их произвола, крупными собственниками — как их полная власть над наемными работниками, арендаторами, квартирантами и т.д., а частными лицами — как продолжение их бесправия в данной сфере.

Конституционное закрепление признания и защиты равным образом всех форм собственности нашло свое выражение в ГК и в уголовном законодательстве РФ. Единая правовая охрана всех форм собственности (ст. 158-168 УК РФ), а также независимая от форм собственности, единая для всех ее форм трактовка преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 169-204 УК РФ) заменили как усиленную охрану государственной и фактически огосударствленной колхозно-кооперативной, профсоюзной и тому подобной собственности, так и ослабленную защиту личной собственности граждан. Последовательное осуществление социального содержания прав собственности и равноправия всех ее форм остается важной задачей.

Принцип свободного перемещения товаров на территории РФ

Это конституционный принцип экономической основы конституционного строя России, предполагающий снятие всех ограничений на пути перемещения товаров и финансовых средств на всей территории РФ. Гарантиями данного принципа являются: закрепленный в Конституции РФ запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности, единых государственных стандартов правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий, единых стандартов сертификации товаров и услуг. Действие этих гарантий призвано обеспечить свободу торговли и банковской деятельности, создать механизмы, блокирующие местный экономический сепаратизм.

Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п.3 ст.1 ГК устанавливают, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. В соответствии с указанным принципом субъекты Российской Федерации и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве Российской Федерации. На всей территории Российской Федерации должны быть одни и те же правила при осуществлении предпринимательской или иной деятельности, реализуемой в рамках гражданских правоотношений. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Так, не допускается издание актов или совершение действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации, республики, края, области, района, города в другой.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Имеется еще одна, совершенно особая, теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего затяжного кризиса, для нормального развития экономики. От успешного решения этих задач, без преувеличения, зависит будущее страны. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.

Заключение

Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений. Принципы гражданского права пронизывают все гражданское законодательство, отражая его наиболее существенные свойства. Поэтому правильное понимание и применение норм гражданского законодательства возможно только с учетом общих принципов гражданского права.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что идейной основой механизма осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей, содержащей важные социальные, ценностные целевые установки, является группа целеполагающих принципов.

Основополагающим принципом в механизме исполнения обязанностей является принцип гарантированности. В качестве меры, обеспечивающей гарантированность осуществления прав и исполнения обязанностей, необходимо создавать благоприятную правовую среду, т.е. комплексное правовое явление, предполагающее оптимальное состояние системных правовых связей (совокупности условий и правовых средств), наиболее позитивно воздействующих на осуществление субъективных прав и исполнение обязанностей и стимулирующих гражданский оборот.

В результате проведенного исследования следует выделить несколько основных позиций, имеющих непосредственное отношение к вопросу проблематики принципов гражданского права.

Гражданское право РФ, как совокупность норм, имеет свою систему. Современное гражданское право — это отрасль права, которая закрепляет общие принципы, определяющие существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования.

В данной работе в полной мере исследовано содержание принципов гражданского права, являющихся основополагающими, исходными для правового регулирования данной отрасли права, и по которым строится вся система гражданского права.

Как свидетельствует анализ ст.1 ГК РФ, принципами гражданского права являются:

  • — принцип равенства участников регулируемых им отношений;
  • — принцип свободы граждан и юридических лиц в приобретении и осуществлении своих прав;
  • — принцип неприкосновенности собственности;
  • — принцип свободы договора;
  • — принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
  • — принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования;
  • — принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации;
  • — принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В результате изучения нормативно-правовых актов, касающихся гражданского законодательства, было выяснено, что если гражданское право является в целом системой, то ГК РФ есть ядро этой системы, закрепляющее в первой статье основные начала гражданского законодательства.

В то же время своеобразным источником правовой системы России является и Конституция РФ, в которой закреплены основные права, свободы и обязанности человека, основы гражданского общества и государственной власти.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ являются наиглавнейшими и основополагающими нормативно-правовыми актами, содержащими принципы гражданского права, и определяющими область их применения.

Применительно ко всем принципам гражданского права необходимо отметить, что в соответствии с абз.2 п.2 ст.1 ГК РФ (где воспроизводится положение ч.3 ст.55 Конституции РФ) речь идет только об ограничении гражданских прав и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поэтому ссылкой на данное положение нельзя обосновать случаи внесудебного лишения права собственности граждан и юридических лиц. Лишение права собственности никак не охватывается понятием ограничения гражданских прав.

Таким образом, принципы гражданского права — категория историческая. Эволюция основных начал позволяет учесть культурные достижения эпох прошлого, ибо правовые нормы — это всегда результат длительного становления и апробации правовых идей.

Правовые принципы, много лет находившиеся на границе теории и права, становятся правовыми постулатами, воплотившись на определенном этапе бытия в нормативные начала.

Исходя из изложенного, понятие «правовой принцип» может и должно быть сохранено для обозначения и характеристики тех правовых идей, которые не достигли уровня юридической нормы.

Единство экономического пространства Российской Федерации

Под единством экономического пространства Российской Федерации понимается принцип экономической основы конституционного строя, предполагающий, что Российская Федерация представляет собой состоящее из территорий ее субъектов пространство, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на социально-рыночных принципах и применении согласованных (гармонизированных) правовых норм, а также существует единая инфраструктура и проводится единая (национальная) согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Единство экономичского пространства РФ предполагает обеспечение единого правового регулирования хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. В политическом и правовом плане создание в России единого экономического пространства направлено на утверждение государственного суверенитета, а в экономическом преследует такие цели, как обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда, создание условий структурной перестройки и стабильного развития российской экономики в интересах повышения жизненного уровня населения, проведение единой налоговой, денежно-кредитной, торговой, таможенной и тарифной политики, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем, создание общей (национальной) системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Гарантиями единого экономического пространства Российской Федерации согласно Конституции являются, в частности, отнесение к исключительным предметам ведения федерации таких вопросов как установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, согласно п. «ж» ст. 71, стандарты, эталоны, официальный статистический и бухгалтерский учет и др., закрепление прерогативы денежной эмиссии исключительно за Центральным банком России, согласно ч. 1 ст. 75.

В Конституции РФ 1993 года были предусмотрены широкие права субъектов Федерации, что побудило авторов задуматся о правовых и экономических гарантиях государственного единства Российской Федерации. Поэтому был введен термин «единое экономическое пространство». Под данным термином понимался такой принцип федеративного государственного устройства, который при большой самостоятельности членов федерации обеспечивал, во-первых, экономическую координацию в масштабах страны, равенство правовых условий экономической деятельности, свободное перемещение товаров, капиталов и услуг и, во-вторых, единство правопорядка и равенство прав граждан (прежде всего здесь имеются в виду экономические права), независимо от места проживания, на всей территории страны Франскевич О.П. Исторический аспект становления и развития единого экономического пространства в Российской Федерации // История права и государства. — 2012. — № 19. — с. 34.

Согласно ст. 57 Конституции РФ граждане обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Как отмечает М.В. Баглай: «Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов // М.: Экспресс, 2004. — с. 206. Налогообложение является одним из главных способов государственного регулирования экономики. Обеспечение единства Российского государства, в том числе существование единого экономического пространства, невозможно без целенаправленного воздействия государства на общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности через систему налогов и сборов.

Налоговая система Российской Федерации зиждется на нормах Конституции РФ. Налоговое законодательство находится в постоянном взаимодействии с нормами конституционного права, поскольку налоговые установления непосредственно затрагивают закрепленные Конституцией РФ права и свободы граждан. Подтверждением того, что Конституция РФ является одним из важнейших регуляторов налоговой системы, служит тот факт, что за время действия современной Конституции РФ Конституционный суд более семидесяти раз выносил постановления, связанные с установлением, сбором и регулированием налогов в Российской Федерации, при том, что за все время Конституционным Судом РФ было принято более 200 постановлений.

Для такого федеративного государства как Россия вопрос формирования налоговой системы имеет особое значение. Так, согласно ч. 1 ст.12 Налогового кодекса РФ налоговая система делится на федеральный, региональный и местный уровни Налоговый кодекс Российской Федерации // Российская газета. — 1998. — 3 августа — с. 57. Все три уровня имеют определенную автономию по решению собственных вопросов, а для этого нужны соотвествующие финансовые средства. Они и формируются за счет сбора налогов на соответствующих территориях. В частности сконцентрированные средства от налогооблажения федерального бюджета перераспределяются федеральными органами власти между всеми субъектами РФ, для выравнивания их социально-экономического положения. Поэтому налогообложение имеет еще и регулятивную функцию для федеративных отношений. Ведь экономика является одним из факторов единства и целостности федеративного государства, а налоговая система является неотъемлемой частью экономики. Экономика определяет внутреннюю стабильность и взаимодействие регионов. Чем сильнее экономические связи между регионами, тем сильнее политически и культурно они идентичны, а это создает один из основных базисов государственного единства. История знает примеры, когда крупные империи Древнего мира, где территории не были связанны между собой торговлей распадались, и наоборот когда экономическая близость и единство интересов Тринадцати колоний способствовало объединению их Соединенные Штаты Америки.

В ряде статей Конституции РФ закреплен принцип единой финансовой политики государства, включая налоговую, проведение которой обеспечивает, в том числе, единство налоговой системы. Это положение существует в развитие одной из основ конституционного строя Российской Федерации — принципа единства экономического пространства, согласно ч.1 ст.8 Конституции РФ. Из принципа единства финансовой политики следует, что недопустимо как введение региональных налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пре делах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на на логоплательщиков других регионов.

Единство государства немыслимо при явной социально-экономической дифференциации, которая неизбежно порождает сепаратизм. Наглядным примером этого служит проведенный неофициальный референдум в итальянском регионе Венето о независимости в марте 2014 года, в котором более половины участвующих в голосовании дали положительный ответ http://russian.rt.com/article/24353. Основной причиной этого послужила катастрофическая социально-экономическая дифференциация «бедных» южный провинций и «богатых» северных провинций, куда и входит Венето. Налоговые поступления на поддержание государственного единства Италии вот уже много лет идут из региональных бюджетов северных провинций. Однако, в России далеко не самая оптимальная модель бюджетного федерализма уже породила опасность сепаратизма. Проведенный Левада-Центром в мае 2013 года опрос выявил, что 55% россиян поддерживают лозунг «Хватит кормить Кавказ!» и 50% — «Хватит кормить Москву!» http://www.levada.ru/11-06-2013/izvestnost-i-populyarnost-lozungov-oppozitsii. Налицо кризис современной модели российского бюджетного федерализма, необходимо провести кардинальную реформу. На мой взгляд, следовало бы провести реформу по унификации количества перевода денежных средств из регионов в федеральный бюджет. Неограниченные изъятия из бюджетов регионов-доноров приводят к их экономическому истощению и упадку, а бесконтрольное финансирование дотационных регионов не стимулирует развитие. Федеральное правительство должно четко контролировать расходы таких регионов, уделяя первоочередное значение направлениям, которые оживят экономическое положение и создадут прибыльные отрасли экономики.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 года № 5-П по делу «О проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 года № 5-П по делу «О проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» // Российская газета. — 1997. — 31 марта. — с. 66 разъясняется, что принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции Российской Федерации, в соответствии с ее статьей 71 (пункт «а») находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.

Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации, прежде всего в ее статье 114 (пункт «б» части 1), согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Эти положения развивают одну из основ конституционного строя Российской Федерации — принцип единства экономического пространства (статья 8, часть 1), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (статья 74, часть 2).

Из приведенных конституционных норм следует, в частности, что не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации. С этой точки зрения недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы, как относящиеся к федеральным экономическим службам в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «ж»); налоговые органы в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (статья 78, часть 1), а не органами субъектов Российской Федерации.

Принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно — правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Принцип установления налогов только законом закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации с учетом изложенных конституционных положений «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Таким образом, из Конституции Российской Федерации, а именно из закрепленных в ней равенства прав и свобод человека и гражданина, запрета на их ограничение иначе, как федеральным законом, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, признания и защиты государством всех форм собственности, свободы экономической деятельности, обусловливающих соответственно принципы единой финансовой, в том числе налоговой, политики и единства налоговой системы, установления налогов только законом, равного налогового бремени, вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации Тен А.Л. Административно-правовое обеспечение единого экономического пространства // Административное право и процесс. 2012. № 5. — с. 26.

Представляет интерес правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу налогообложения в контексте единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в налоговой сфере, которое, следовательно, в этой части является предметом федерального ведения. Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что следует из статей 71 (пункт «з»), 73 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Что касается установления налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то оно должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами.

Выявление конституционного смысла гарантированного Конституцией Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать налоги возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства. Исходя из необходимости достижения равновесия между указанными конституционными ценностями, налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит и такой общий принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей.

Из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт «и» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Положения абзаца второго пункта 2 статьи 18, пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», будучи истолкованы конституционным образом как не препятствующие субъектам Российской Федерации осуществлять такое регулирование с соблюдением общих принципов налогообложения и сборов, соответствуют Конституции Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 года № 5-П по делу «О проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» // Российская газета. — 1997. — 31 марта. — с. 66

Подведя итог, можно сказать, что единство Российского государства немыслемо без единства его экономического пространства. Основываясь на единстве экономического пространства можно говорить о фактическом единстве государства. Социально-экономические связи, пронизывающие все субъекты Российской Федерации, сплочают государственность, и делают функционирование единого Российского государства «экономически целесообразным», повышая эффективность связей между отдельными регионами.

Совокупность всех трех конституционных механизмов, которые рассматриваются нами как основополагающие, обеспечивают юридическое и фактическое единство Российского государства. Каждый механизм на своем уровне пронизывает все основы государственности в каждом российском регионе и связывает их в единое целое. Любое отклонение или даже отказ от данных конституционных механизмов неизбежно приведет к самым негативным последствиям для существования Российского государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх