- от автора admin
Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
-
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения данной главы студент должен: знать • существующие модели двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в сфере образования, их признаки, принципы, источники и цели; • механизм взаимодействия России и международного сообщества по повышению гарантий реализации…
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО) -
Основные направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства осуществляется по следующим основным направлениям. 1. Направление запроса о правовой помощи (ст. 453—455 УПК РФ). При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы…
(Уголовный процесс) -
Проблемы определения форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности
В пауке современного международного права складываются доктринальные определения форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности. Авторами высказываются различные мнения по их выделению. Относительно форм международного сотрудничества в указанной сфере позиции…
(Международное сотрудничество в борьбе с преступностью) -
Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется не только в разных формах, но и в разных направлениях. Можно выделить следующие основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования:…
(Экологическое право) -
Международное сотрудничество в области образования
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное…
(Международное право) -
Международное сотрудничество в сфере образования в конце XX — начале XXI века
Цели и задачи международного сотрудничества в сфере образования. Международное сотрудничество — это мощный рычаг развития мировой системы высшего образования, призванный осуществить триединую целы. • достижение уровня высшего образования, соответствующего потребностям современного…
(МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ) -
Цели и задачи международного сотрудничества в сфере образования.
Международное сотрудничество — это мощный рычаг развития мировой системы высшего образования, призванный осуществить триединую целы. • достижение уровня высшего образования, соответствующего потребностям современного международного социума; • выравнивание уровня национальных образовательных…
(МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ) - Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется не только в разных формах, но и в разных направлениях. Можно выделить следующие основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования:…
(ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА) -
Правовая основа и основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью
Сотрудничество осуществляется, прежде всего, международными органами и организациями (межправительственными и неправительственными) на основании международных соглашений. Основой сотрудничества является законодательство (международное и национальное): — многосторонние международные соглашения. В их числе:…
(КРИМИНОЛОГИЯ )
В комментируемой статье законодатель определяет цели международного сотрудничества в сфере образования, его основные направления и формы, в которых такое международное сотрудничество может реализоваться.
Цели международного сотрудничества определены в части 1 комментируемой статьи:
1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;
2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;
3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.
Оценивая международный вектор государственной образовательной политики, следует отметить, что, во-первых, Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области образования, а во-вторых, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой (имеются в виду прежде всего нормы, составляющие понятие международного образовательного права).
В последние годы со всей очевидностью обозначилась тенденция институционализации международного сотрудничества в области образования (участие Российской Федерации в деятельности универсальных и специализированных международных организаций (в первую очередь это касается Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), присоединение России к Болонскому процессу и т. д.).
Российская Федерация последовательно держит курс на участие в интеграционных процессах, которые предусматривают осуществление как совместной образовательной политики, так и совместного нормативно-правового регулирования отношений в области образования.
Темпы интеграционных процессов и их политические последствия дифференцируются в зависимости от типа интеграционного объединения.
Следует указать как минимум, два направления интеграции: 1) Болонский процесс и вхождение в единое европейское пространство высшего образования; 2) ЕАЭС и интеграционные процессы в образовании на постсоветском пространстве.
Проблематика международного сотрудничества в сфере образования присутствует также:
— в «Концепции “Русская школа за рубежом”», утвержденной Президентом РФ;
— в «Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом», утвержденной МИД России 27 марта 2014 г.
В части 2 комментируемой статьи обозначены основные направления международного сотрудничества в сфере образования через установление обязанности Российской Федерации содействовать развитию сотрудничества по этим направлением:
— сотрудничество российских и иностранных образовательных организаций;
— международная академическая мобильность обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования;
— привлечение иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— обеспечение взаимного признания образования и (или) квалификации;
— участие в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования.
Правовую основу международного сотрудничества в сфере образования составляют:
Конституция РФ (ст. 15 и др.);
международные договоры Российской Федерации;
акты законодательства Российской Федерации.
Блок международных договоров представлен, прежде всего, многочисленными двусторонними договорами и соглашениями о сотрудничестве в сфере образования (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма (Москва, 17 декабря 2002 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 10 апреля 2013 г.) и т. д.), а также рядом многосторонних договоров (например: Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (Москва, 17 января 1997 г.), Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем / высшем профессиональном образовании (Минск, 31 мая 2013 г.) и т. д.).
Систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих различные аспекты международного сотрудничества, образуют федеральные законы (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и т. д.) и ряд подзаконные актов (Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. № 272-р «Об уполномоченной организации, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве», Приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 844 «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и т. д.).
Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.). Координацию такого сотрудничества осуществляют Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество.
Международно-правовая регламентация сотрудничества государств в сфере образовании
Сотрудничество государств в сфере образования имеет определенные цели, зафиксированные в международно-правовых документах. В Уставе ООН говорится о цели «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1 Устава ООН). Следовательно, сотрудничество преследует две цели:
1) разрешение соответствующих проблем;
2) развитие уважения к правам человека .
Устав ЮНЕСКО определяет следующие цели сотрудничества (в том числе и в сфере образования):
1) достижение международного мира;
2) достижение всеобщего благосостояния человечества (см. преамбулу) .
Конвенция о профессиональном и техническом образовании 1989 г. указывает на более конкретную цель сотрудничества — развитие образования путем обмена опытом и информацией (см. преамбулу) .
В преамбуле Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. предусмотрены такие цели сотрудничества, как: 1) обеспечение повсеместного соблюдения прав человека; 2) обеспечение равного доступа к образованию .
И.В. Демяненко пишет: «Особенность международного сотрудничества в области образования заключается в том, что цель его не только в получении конкретных выгод каким-либо государством, а содействие решению глобальных проблем, помощь слаборазвитым государствам и выравнивание образовательных условий во всех странах» .
На основе анализа данных положений можно определить следующие цели сотрудничества в сфере образования. 1) Общие цели: а) сохранение мира; б) достижение всеобщего благосостояния; в) обеспечение соблюдения прав человека . 2) Частные цели:
а) развитие образования путем обмена опытом и информацией;
б) разрешение конкретных проблем в сфере образования.
Межгосударственное сотрудничество в сфере образования осуществляется, главным образом, в форме международных правоотношений. Состав правоотношений включат в себя субъектов отношений, содержание (т.е. взаимные права и обязанности сторон), а также объект и предмет правоотношений.
В зависимости от того или иного подхода к проблеме предмета и объекта международного права, разным будет и ответ на вопрос, что является объектом международно-правового регулирования в сфере образования. Взяв за основу положения, отстаиваемые сторонниками первого подхода, ответ на поставленный вопрос будет следующим. Предметом регулирования является межгосударственное сотрудничество по вопросам образования, а его объектом будут действия юридических или физических лиц в соответствии с положениями того или иного международного соглашения. Примером таких действий может служить обучение иностранных студентов в национальных вузах, осуществление совместных проектов, обмен опытом, признание дипломов, полученных в зарубежных государствах.
В соответствии со второй точкой зрения в качестве предмета сотрудничества государств следует рассматривать отношения между физическими и юридическими лицами в области образования.
Государство выполняет взятые на себя международно-правовые обязательства в сфере образования, используя все ветви государственной власти. Так, посредством законодательной власти закрепляются права и обязанности субъектов образовательных отношений. Органы исполнительной власти (органы управления образованием) координируют реализацию обязательств, взятых на себя государством. Органы судебной власти осуществляют защиту нарушенных прав субъектов образовательных отношений, разрешают возникающие споры. Государство не всегда является стороной соответствующего правоотношения (например, отношений между преподавателем и образовательным учреждением), но субъект, права которого нарушены, всегда может обратиться в суд для защиты своего права.
В контексте рассматриваемой темы образование представляет собой конкретную сферу сотрудничества государств, или иными словами, объект сотрудничества. В этой связи важно определить объем понятия «образование» как объекта сотрудничества. Образование традиционно понимается в двух аспектах: 1) как обучение, просвещение; 2) как совокупность знаний, полученных специальным обучением. То есть, в первом случае образование — это процесс образовательной деятельности, во втором — ее результат.
Помимо этого, различают широкое и узкое понимание образования. В этой связи представляет интерес классификация типов целенаправленной образовательной деятельности, предложенная П.А. Кенсовским:
- Официальная учеба — проходит в учреждениях образования и подготовки и подтверждается признаваемыми дипломами и квалификациями.
- Неофициальная учеба — осуществляется параллельно с основной системой образования и подготовки и обычно подтверждается официальными сертификатами. Неофициальная учеба проводится на рабочем месте путем участия в мероприятиях организаций и группировок гражданского общества (таких, как молодежные организации, профсоюзы и политические партии), а может проводиться организациями и службами, созданными для дополнения официальной образовательной системы (такими, как художественные и спортивные классы, частные репетиторы для подготовки к экзаменам).
- Неформальная учеба — естественное сопровождение повседневной жизни. В отличие от официальной и неофициальной учебы, неформальная учеба не всегда является целенаправленной и поэтому не может признаваться как дающая значительный вклад в знания и умения.
- В контексте данной работы в понятие образования входят только те области, на развитие сотрудничества в которых направлена воля государств, изложенная в международно-правовых актах. Так, в Конвенции о техническом и профессиональном образовании 1989 г. используется широкое понимание образования. В частности, помимо образования, полученного в образовательных учреждениях, в это понятие включаются знания, приобретенные в процессе производственного обучения, а также совместных программ. Этот аспект относится к источнику получения знаний. Если брать за основу предметный аспект, то понимание образования в данной Конвенции также является широким, то есть включает, в том числе, приобретение практических навыков, «ноу-хау», формирование отношений и понимание вопросов, относящихся к профессии в различных секторах экономической и социальной жизни (п. «а» ст. 1).
Конвенции по вопросам признания дипломов используют к понятию образования более ограниченный подход, рассматривая только квалификации, приобретенные в результате обучения в средних и высших учебных заведениях.
Двусторонние соглашения по вопросам образования, как правило, не затрагивают вопросы приобретения знаний в результате сотрудничества с миром труда или приобретения знаний вне учебных заведений.
Следовательно, согласно международно-правовым документам воля государств направлена на сотрудничество в сфере образования, как в широком, так и в более узком понимании. Что касается понимания образования как процесса или результата получения знаний, то и в этом случае можно видеть широту воли государств относительно сотрудничества в данной сфере. Так, при международно-правовой регламентации условий обучения речь идет об образовании как процессе. То же самое справедливо, когда в международно-правовых актах говорится о равенстве возможностей в ходе учебного процесса. В случае признания иностранных документов об образовании мы имеем дело с результатом полученных знаний.
Сотрудничество государств в сфере образования осуществляется по ряду направлений. Эти направления можно разделить на ряд групп.
К первой группе следует отнести осуществление международных обменов в сфере образования, прежде всего, обмен лицами. Это может быть обмен специалистами, студентами, преподавателями, научными работниками.
К этому же направлению относится и осуществление информационного обмена по вопросам системы и содержания образования. Эта деятельность может состоять в создании банков данных, проведении сравнительного анализа образовательных стандартов, систем лицензирования, аккредитации, сертификации, уровней образования, органов управления структурами образования, законодательства сторон. Осуществляется также информационный обмен по вопросам методики преподавания, проведения экзаменов, организации образовательного процесса. Иными словами, осуществляется обмен информацией как относящейся к внешней стороне образования (т.е. к построению системы образования), так и внутренней (например, вопросы методики преподавания и построения образовательных программ).
К этому же направлению следует отнести и обмен научными изданиями. Второе направление сотрудничества составляет совместная деятельность. Это может быть осуществление совместных программ и проектов в области образования, проведение совместных научных исследований, совместные публикации, совместные выставки образовательных услуг. Сюда же относится и совместное проведение конференций, семинаров, симпозиумов.
Сотрудничество государств в этих двух направлениях способствует реализации такого важного элемента права человека на образование, как право на качественное образование, поскольку в результате обмена опытом и совместной деятельности улучшается как содержательная сторона образовательного процесса, так и его организация.
Третье направление составляет реализация односторонних обязательств по обучению иностранных студентов или повышению квалификации научно- педагогических кадров зарубежного государства за счет государственного бюджета. Такие обязательства, как правило, государства берут на себя в отношении развивающихся стран. Тем самым, обеспечивается такой элемент права на образование, как право доступа к образованию.
Важным направлением является также взаимное признание документов об образовании. Как правило, в двусторонних соглашениях, в отличие от региональных (многосторонних) соглашений по тому же предмету, устанавливаются конкретные соответствия уровней (ступеней) образования и ученых степеней. Сотрудничество в данном направлении также способствует реализации права доступа к получению образования.
Отдельного упоминания заслуживает такое направление сотрудничества как международная торговля образовательными услугами. В этом случае наиболее отчетливо видна двойственная природа образования, которое является и объектом права человека, и в то же время может выступать в качестве продаваемой услуги. Однако данное направление как обладающее значительной спецификой все же предпочтительнее рассматривать в контексте международной торговли услугами, а не сотрудничества в сфере образования.
Таким образом, все направления сотрудничества объединяют их общие цели: реализация права человека на образование, развитие дружественных отношений и взаимопонимания между народами, а также развитие образования.
Международные отношения в сфере образования можно классифицировать по ряду оснований. Базовым основанием будет служить характер отношений, иными словами, являются эти отношения властными или нет. Если государства или международные организации вступают в отношения между властного характера, мы имеем дело с отношениями, регулируемыми международным публичным правом. В том случае, если в отношениях участвуют частные лица (индивиды, международные неправительственные организации, образовательные учреждения, другие юридические лица, государственные органы, выступающие в роли частного лица), речь будет идти о международных невластных отношениях, регулируемых международным частным правом. В целях настоящего исследования анализу будут подвергнуты вопросы правового регулирования отношений первого вида, отношения же второго вида будут рассмотрены лишь в общем плане. Следует, однако, учитывать, что международные отношения невластного характера могут возникать на основе межгосударственных соглашений либо быть независимыми от них. В первом случае происходит реализация соответствующих международных соглашений, т.е. обеспечивается осуществление межгосударственных обменов. Иными словами, такие международные отношения невластного характера имеют вспомогательный характер. Во втором случае физические и юридические лица различной государственной принадлежности реализуют предоставленное им государством посредством национального законодательства право на осуществление международного сотрудничества в сфере образования.
По форме организации сотрудничества межгосударственные отношения подразделяются на осуществляемые в договорной форме и осуществляемые в институционной форме.
Отношения, реализуемые в договорной форме, в свою очередь подразделяются на двусторонние и многосторонние.
Институционное сотрудничество осуществляется как в рамках международных организаций, так и с использованием международных органов, а также путем проведения международных конференций.
По уровню межгосударственные отношения в сфере образования подразделяются на универсальные, региональные, субрегиональные и ряд направлений межгосударственного сотрудничества в сфере образования имеет культурный аспект. Например, обмен преподавателями и студентами приветствуется как форма диалога культур, взаимного ознакомления с культурой, нравами, обычаями другой страны. Но в общем международном праве нет отрасли международного права культурного сотрудничества, поэтому речь может идти только о включении ряда норм по вопросам образования в международно-правовые акты по вопросам культурного сотрудничества.
Сотрудничество в сфере образования связано также с научно-техническим сотрудничеством. Ряд договоров этой направленности предусматривает сотрудничество в подготовке научных кадров, обмен специалистами, совместные исследования, обмен информацией и опытом. В этой связи можно говорить о присутствии международно-правовых норм по вопросам образования в международно-правовом институте научно-технического сотрудничества.
Кроме этого, отдельные нормы конвенций Международной организации труда затрагивают вопросы, связанные с правами участников образовательного процесса. Следовательно, область межгосударственных отношений в сфере образования является комплексной, в связи с чем ее элементы являются объектом регулирования международно-правовыми нормами, входящими в различные отрасли и институты общего международного права: гуманитарное право, международное экономическое право, право научно-технического сотрудничества, право международного сотрудничества в области культуры. Можно утверждать, что отрасль международного образовательного права находится в стадии становления. Аналогичная мысль высказывается в научной литературе.
Литература
Интересные материалы:
- Тихоокеанский институт дополнительного образования
ЧОУ ДПО Тихоокеанский институт инновационных системЧОУ ДПО "Тихоокеанский институт инновационных систем" оказывает услуги в сфере…
- Формы отчетности банка 2018
Банк России в Письме № 17-Т от 04.02.2014, опубликованном в "Вестнике Банка России" № 13…
- Экспертиза профессиональной пригодности порядок
Утвердить:Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией согласно приложению № 1;форму № 001-ПЗ/у "Медицинское заключение…
- ФСС заявление на возмещение
Перечень документов для выделения (возмещения) средствПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ (ВОЗМЕЩЕНИЯ) СРЕДСТВФилиалы Отделения Фонда выделяют страхователям…
- Конституция характеристика
Общая характеристика Конституции РФ.Конституционное (государственное) право это юридическая наука, которая изучает общественные отношения, лежащие в…