Куперс

Бухучет и анализ

Формы сотрудничества в сфере образования

Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

  • ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    В результате изучения данной главы студент должен: знать • существующие модели двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в сфере образования, их признаки, принципы, источники и цели; • механизм взаимодействия России и международного сообщества по повышению гарантий реализации…
    (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО)

  • Основные направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

    Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства осуществляется по следующим основным направлениям. 1. Направление запроса о правовой помощи (ст. 453—455 УПК РФ). При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы…
    (Уголовный процесс)

  • Проблемы определения форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности

    В пауке современного международного права складываются доктринальные определения форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности. Авторами высказываются различные мнения по их выделению. Относительно форм международного сотрудничества в указанной сфере позиции…
    (Международное сотрудничество в борьбе с преступностью)

  • Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

    Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется не только в разных формах, но и в разных направлениях. Можно выделить следующие основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования:…
    (Экологическое право)

  • Международное сотрудничество в области образования

    Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное…
    (Международное право)

  • Международное сотрудничество в сфере образования в конце XX — начале XXI века

    Цели и задачи международного сотрудничества в сфере образования. Международное сотрудничество — это мощный рычаг развития мировой системы высшего образования, призванный осуществить триединую целы. • достижение уровня высшего образования, соответствующего потребностям современного…
    (МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ )

  • Цели и задачи международного сотрудничества в сфере образования.

    Международное сотрудничество — это мощный рычаг развития мировой системы высшего образования, призванный осуществить триединую целы. • достижение уровня высшего образования, соответствующего потребностям современного международного социума; • выравнивание уровня национальных образовательных…
    (МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ )

  • Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется не только в разных формах, но и в разных направлениях. Можно выделить следующие основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования:…
    (ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА)
  • Правовая основа и основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью

    Сотрудничество осуществляется, прежде всего, международными органами и организациями (межправительственными и неправительственными) на основании международных соглашений. Основой сотрудничества является законодательство (международное и национальное): — многосторонние международные соглашения. В их числе:…
    (КРИМИНОЛОГИЯ )

В комментируемой статье законодатель определяет цели международного сотрудничества в сфере образования, его основные направления и формы, в которых такое международное сотрудничество может реализоваться.

Цели международного сотрудничества определены в части 1 комментируемой статьи:

1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;

2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;

3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.

Оценивая международный вектор государственной образовательной политики, следует отметить, что, во-первых, Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области образования, а во-вторых, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой (имеются в виду прежде всего нормы, составляющие понятие международного образовательного права).

В последние годы со всей очевидностью обозначилась тенденция институционализации международного сотрудничества в области образования (участие Российской Федерации в деятельности универсальных и специализированных международных организаций (в первую очередь это касается Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), присоединение России к Болонскому процессу и т. д.).

Российская Федерация последовательно держит курс на участие в интеграционных процессах, которые предусматривают осуществление как совместной образовательной политики, так и совместного нормативно-правового регулирования отношений в области образования.

Темпы интеграционных процессов и их политические последствия дифференцируются в зависимости от типа интеграционного объединения.

Следует указать как минимум, два направления интеграции: 1) Болонский процесс и вхождение в единое европейское пространство высшего образования; 2) ЕАЭС и интеграционные процессы в образовании на постсоветском пространстве.

Проблематика международного сотрудничества в сфере образования присутствует также:

— в «Концепции “Русская школа за рубежом”», утвержденной Президентом РФ;

— в «Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом», утвержденной МИД России 27 марта 2014 г.

В части 2 комментируемой статьи обозначены основные направления международного сотрудничества в сфере образования через установление обязанности Российской Федерации содействовать развитию сотрудничества по этим направлением:

— сотрудничество российских и иностранных образовательных организаций;

— международная академическая мобильность обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования;

— привлечение иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

— обеспечение взаимного признания образования и (или) квалификации;

— участие в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования.

Правовую основу международного сотрудничества в сфере образования составляют:

Конституция РФ (ст. 15 и др.);

международные договоры Российской Федерации;

акты законодательства Российской Федерации.

Блок международных договоров представлен, прежде всего, многочисленными двусторонними договорами и соглашениями о сотрудничестве в сфере образования (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма (Москва, 17 декабря 2002 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 10 апреля 2013 г.) и т. д.), а также рядом многосторонних договоров (например: Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (Москва, 17 января 1997 г.), Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем / высшем профессиональном образовании (Минск, 31 мая 2013 г.) и т. д.).

Систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих различные аспекты международного сотрудничества, образуют федеральные законы (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и т. д.) и ряд подзаконные актов (Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. № 272-р «Об уполномоченной организации, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве», Приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 844 «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.). Координацию такого сотрудничества осуществляют Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество.

Международно-правовая регламентация сотрудничества государств в сфере образовании

Сотрудничество государств в сфере образования имеет определенные цели, зафиксированные в международно-правовых документах. В Уставе ООН говорится о цели «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1 Устава ООН). Следовательно, сотрудничество преследует две цели:

1) разрешение соответствующих проблем;

2) развитие уважения к правам человека .

Устав ЮНЕСКО определяет следующие цели сотрудничества (в том числе и в сфере образования):

1) достижение международного мира;

2) достижение всеобщего благосостояния человечества (см. преамбулу) .

Конвенция о профессиональном и техническом образовании 1989 г. указывает на более конкретную цель сотрудничества — развитие образования путем обмена опытом и информацией (см. преамбулу) .

В преамбуле Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. предусмотрены такие цели сотрудничества, как: 1) обеспечение повсеместного соблюдения прав человека; 2) обеспечение равного доступа к образованию .

И.В. Демяненко пишет: «Особенность международного сотрудничества в области образования заключается в том, что цель его не только в получении конкретных выгод каким-либо государством, а содействие решению глобальных проблем, помощь слаборазвитым государствам и выравнивание образова­тельных условий во всех странах» .

На основе анализа данных положений можно определить следующие цели сотрудничества в сфере образования. 1) Общие цели: а) сохранение мира; б) достижение всеобщего благосостояния; в) обеспече­ние соблюдения прав человека . 2) Частные цели:

а) развитие образования путем обмена опытом и информацией;

б) разрешение конкретных проблем в сфере образования.

Межгосударственное сотрудничество в сфере образования осуществляется, главным образом, в форме международных правоотношений. Состав правоотношений включат в себя субъектов отношений, содер­жание (т.е. взаимные права и обязанности сторон), а также объект и предмет правоотношений.

В зависимости от того или иного подхода к проблеме предмета и объекта международного права, разным будет и ответ на вопрос, что является объектом международно-правового регулирования в сфере образования. Взяв за основу положения, отстаиваемые сторонниками первого подхода, ответ на постав­ленный вопрос будет следующим. Предметом регулирования является межгосударственное сотрудниче­ство по вопросам образования, а его объектом будут действия юридических или физических лиц в соответствии с положениями того или иного международного соглашения. Примером таких действий может служить обучение иностранных студентов в национальных вузах, осуществление совместных проектов, обмен опытом, признание дипломов, полученных в зарубежных государствах.

В соответствии со второй точкой зрения в качестве предмета сотрудничества государств следует рассматривать отношения между физическими и юридическими лицами в области образования.

Государство выполняет взятые на себя международно-правовые обязательства в сфере образования, используя все ветви государственной власти. Так, посредством законодательной власти закрепляются права и обязанности субъектов образовательных отношений. Органы исполнительной власти (органы управления образованием) координируют реализацию обязательств, взятых на себя государством. Органы судебной власти осуществляют защиту нарушенных прав субъектов образовательных отноше­ний, разрешают возникающие споры. Государство не всегда является стороной соответствующего право­отношения (например, отношений между преподавателем и образовательным учреждением), но субъект, права которого нарушены, всегда может обратиться в суд для защиты своего права.

В контексте рассматриваемой темы образование представляет собой конкретную сферу сотрудниче­ства государств, или иными словами, объект сотрудничества. В этой связи важно определить объем понятия «образование» как объекта сотрудничества. Образование традиционно понимается в двух аспек­тах: 1) как обучение, просвещение; 2) как совокупность знаний, полученных специальным обучением. То есть, в первом случае образование — это процесс образовательной деятельности, во втором — ее результат.

Помимо этого, различают широкое и узкое понимание образования. В этой связи представляет интерес классификация типов целенаправленной образовательной деятельности, предложенная П.А. Кенсовским:

  1. Официальная учеба — проходит в учреждениях образования и подготовки и подтверждается признаваемыми дипломами и квалификациями.
  2. Неофициальная учеба — осуществляется параллельно с основной системой образования и подготов­ки и обычно подтверждается официальными сертификатами. Неофициальная учеба проводится на рабочем месте путем участия в мероприятиях организаций и группировок гражданского общества (таких, как молодежные организации, профсоюзы и политические партии), а может проводиться организациями и службами, созданными для дополнения официальной образовательной системы (такими, как художе­ственные и спортивные классы, частные репетиторы для подготовки к экзаменам).
  3. Неформальная учеба — естественное сопровождение повседневной жизни. В отличие от официаль­ной и неофициальной учебы, неформальная учеба не всегда является целенаправленной и поэтому не может признаваться как дающая значительный вклад в знания и умения.
  4. В контексте данной работы в понятие образования входят только те области, на развитие сотрудни­чества в которых направлена воля государств, изложенная в международно-правовых актах. Так, в Конвенции о техническом и профессиональном образовании 1989 г. используется широкое понимание образования. В частности, помимо образования, полученного в образовательных учреждениях, в это понятие включаются знания, приобретенные в процессе производственного обучения, а также совмест­ных программ. Этот аспект относится к источнику получения знаний. Если брать за основу предметный аспект, то понимание образования в данной Конвенции также является широким, то есть включает, в том числе, приобретение практических навыков, «ноу-хау», формирование отношений и понимание вопросов, относящихся к профессии в различных секторах экономической и социальной жизни (п. «а» ст. 1).

Конвенции по вопросам признания дипломов используют к понятию образования более ограниченный подход, рассматривая только квалификации, приобретенные в результате обучения в средних и высших учебных заведениях.

Двусторонние соглашения по вопросам образования, как правило, не затрагивают вопросы приобрете­ния знаний в результате сотрудничества с миром труда или приобретения знаний вне учебных заведений.

Следовательно, согласно международно-правовым документам воля государств направлена на сотруд­ничество в сфере образования, как в широком, так и в более узком понимании. Что касается понимания образования как процесса или результата получения знаний, то и в этом случае можно видеть широту воли государств относительно сотрудничества в данной сфере. Так, при международно-правовой регла­ментации условий обучения речь идет об образовании как процессе. То же самое справедливо, когда в международно-правовых актах говорится о равенстве возможностей в ходе учебного процесса. В случае признания иностранных документов об образовании мы имеем дело с результатом полученных знаний.

Сотрудничество государств в сфере образования осуществляется по ряду направлений. Эти направле­ния можно разделить на ряд групп.

К первой группе следует отнести осуществление международных обменов в сфере образования, прежде всего, обмен лицами. Это может быть обмен специалистами, студентами, преподавателями, научными работниками.

К этому же направлению относится и осуществление информационного обмена по вопросам системы и содержания образования. Эта деятельность может состоять в создании банков данных, проведении сравнительного анализа образовательных стандартов, систем лицензирования, аккредитации, сертифика­ции, уровней образования, органов управления структурами образования, законодательства сторон. Осуществляется также информационный обмен по вопросам методики преподавания, проведения экзаме­нов, организации образовательного процесса. Иными словами, осуществляется обмен информацией как относящейся к внешней стороне образования (т.е. к построению системы образования), так и внутренней (например, вопросы методики преподавания и построения образовательных программ).

К этому же направлению следует отнести и обмен научными изданиями. Второе направление сотруд­ничества составляет совместная деятельность. Это может быть осуществление совместных программ и проектов в области образования, проведение совместных научных исследований, совместные публика­ции, совместные выставки образовательных услуг. Сюда же относится и совместное проведение конфе­ренций, семинаров, симпозиумов.

Сотрудничество государств в этих двух направлениях способствует реализации такого важного элемента права человека на образование, как право на качественное образование, поскольку в результате обмена опытом и совместной деятельности улучшается как содержательная сторона образовательного процесса, так и его организация.

Третье направление составляет реализация односторонних обязательств по обучению иностранных студентов или повышению квалификации научно- педагогических кадров зарубежного государства за счет государственного бюджета. Такие обязательства, как правило, государства берут на себя в отноше­нии развивающихся стран. Тем самым, обеспечивается такой элемент права на образование, как право доступа к образованию.

Важным направлением является также взаимное признание документов об образовании. Как правило, в двусторонних соглашениях, в отличие от региональных (многосторонних) соглашений по тому же предмету, устанавливаются конкретные соответствия уровней (ступеней) образования и ученых степеней. Сотрудничество в данном направлении также способствует реализации права доступа к получению об­разования.

Отдельного упоминания заслуживает такое направление сотрудничества как международная торговля образовательными услугами. В этом случае наиболее отчетливо видна двойственная природа образова­ния, которое является и объектом права человека, и в то же время может выступать в качестве продавае­мой услуги. Однако данное направление как обладающее значительной спецификой все же предпочти­тельнее рассматривать в контексте международной торговли услугами, а не сотрудничества в сфере образования.

Таким образом, все направления сотрудничества объединяют их общие цели: реализация права человека на образование, развитие дружественных отношений и взаимопонимания между народами, а также развитие образования.

Международные отношения в сфере образования можно классифицировать по ряду оснований. Базовым основанием будет служить характер отношений, иными словами, являются эти отношения властными или нет. Если государства или международные организации вступают в отношения между властного характера, мы имеем дело с отношениями, регулируемыми международным публичным правом. В том случае, если в отношениях участвуют частные лица (индивиды, международные неправи­тельственные организации, образовательные учреждения, другие юридические лица, государственные органы, выступающие в роли частного лица), речь будет идти о международных невластных отношениях, регулируемых международным частным правом. В целях настоящего исследования анализу будут подвергнуты вопросы правового регулирования отношений первого вида, отношения же второго вида будут рассмотрены лишь в общем плане. Следует, однако, учитывать, что международные отношения невластного характера могут возникать на основе межгосударственных соглашений либо быть независи­мыми от них. В первом случае происходит реализация соответствующих международных соглашений, т.е. обеспечивается осуществление межгосударственных обменов. Иными словами, такие международные отношения невластного характера имеют вспомогательный характер. Во втором случае физические и юридические лица различной государственной принадлежности реализуют предоставленное им государством посредством национального законодательства право на осуществление международного сотрудничества в сфере образования.

По форме организации сотрудничества межгосударственные отношения подразделяются на осуществ­ляемые в договорной форме и осуществляемые в институционной форме.

Отношения, реализуемые в договорной форме, в свою очередь подразделяются на двусторонние и многосторонние.

Институционное сотрудничество осуществляется как в рамках международных организаций, так и с использованием международных органов, а также путем проведения международных конференций.

По уровню межгосударственные отношения в сфере образования подразделяются на универсальные, региональные, субрегиональные и ряд направлений межгосударственного сотрудничества в сфере образования имеет культурный аспект. Например, обмен преподавателями и студентами приветствуется как форма диалога культур, взаимного ознакомления с культурой, нравами, обычаями другой страны. Но в общем международном праве нет отрасли международного права культурного сотрудничества, поэтому речь может идти только о включении ряда норм по вопросам образования в международно-правовые акты по вопросам культурного сотрудничества.

Сотрудничество в сфере образования связано также с научно-техническим сотрудничеством. Ряд договоров этой направленности предусматривает сотрудничество в подготовке научных кадров, обмен специалистами, совместные исследования, обмен информацией и опытом. В этой связи можно говорить о присутствии международно-правовых норм по вопросам образования в международно-правовом инсти­туте научно-технического сотрудничества.

Кроме этого, отдельные нормы конвенций Международной организации труда затрагивают вопросы, связанные с правами участников образовательного процесса. Следовательно, область межгосударствен­ных отношений в сфере образования является комплексной, в связи с чем ее элементы являются объектом регулирования международно-правовыми нормами, входящими в различные отрасли и институты общего международного права: гуманитарное право, международное экономическое право, право научно-техни­ческого сотрудничества, право международного сотрудничества в области культуры. Можно утверждать, что отрасль международного образовательного права находится в стадии становления. Аналогичная мысль высказывается в научной литературе.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх