Куперс

Бухучет и анализ

Грузоперевозки на ЕНВД

Содержание

ЕНВД: автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов

ЕНВД может применяться при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Основанием для перехода на указанный спецрежим является решение местного органа власти.

Описание услуг

Минфин в письме от 30.12.2008 г. № 03-11-05/318 отметил, что на применение вмененки не повлияет форма расчетов (наличный или безналичный расчет) за услуги по перевозке пассажиров и грузов. Также данные услуги могут оказываться как юридическим лицам (включая государственные и муниципальные учреждения), так и физическим лицам (письмо Минфина от 22.08.2008 г. № 03-11-04/3/394).

Договор перевозки

Сразу скажем, что определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Налоговом кодексе отсутствует. Так что обратимся к разъяснениям чиновников.

Представители Минфина в письме от 31.07.2009 г. № 03-11-09/270 сказали, что в целях применения гл. 26.3 НК РФ следует руководствоваться значением понятия, приведенного в Гражданском кодексе.

Итак, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. При этом заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). В свою очередь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

В вышеозначенном письме чиновники отмечают, что нормами гл. 26.3 НК РФ не установлено каких-либо ограничений в отношении применения ЕНВД в случае привлечения лицом, непосредственно оказывающим услуги по перевозке грузов, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг. В то же время налогоплательщиками ЕНВД могут признаваться только те индивидуальные предприниматели, с которыми заказчик (потребитель услуг) заключает договор на перевозку груза.

Кстати, если в заключаемых договорах, в том числе в договоре комиссии, расходы при продаже товаров включают транспортные затраты, то доставка товаров относится к обязанности продавца по отношению к покупателю и не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности и, соответственно, не подлежит обложению ЕНВД. Указанная позиция отражена в следующих письмах Минфина: от 28.10.2009 г. № 03-11-06/3/254, от 22.01.2009 г. № 03-11-09/13 и от 29.07.2008 г. № 03-11-04/3/358. Аналогичная точка зрения и относительно доставки материалов при строительно-монтажных работах (письмо Минфина от 25.11.2008 г. № 03-11-04/3/532).

Мнение Свернуть Показать

Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса:

При этом следует отметить, что Минфин России (письмо от 31.01.2008 г. № 03-11-04/3/33) фактически подсказал способ налогового планирования для налогоплательщиков, осуществляющих доставку покупателям товаров собственным транспортом. Так, в письме содержится вывод, что доставка товаров, выделенная у поставщика отдельной строкой, является самостоятельной деятельностью, которая подпадает под «вмененку» (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, компания обязана применять данный спецрежим, если ЕНВД по этой деятельности введен в данном субъекте РФ.

В результате предприниматели, которые осуществляют доставку своего товара покупателю, смогут выбирать, облагать часть выручки от реализации по общим правилам или исключить ее из налоговой базы по НДФЛ и НДС и платить ЕНВД. Если выгоднее облагать стоимость доставки товара по общим правилам, выделять эту услугу отдельной строкой не надо – необходимо включить доставку в цену товара. И напротив: если предпринимателю выгоднее платить ЕНВД, то достаточно выделить доставку товаров отдельной строкой в договоре.

Представляется, что никаких существенных проблем и претензий со стороны налоговых органов при таком способе оптимизации возникнуть не должно. Еще лучше порядок осуществления доставки отразить в учетной политике.

К сведению

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий оказание автотранспортных услуг и переведенный на уплату ЕНВД, в отношении дохода, полученного от реализации автотранспорта, используемого ранее в целях осуществления указанного вида деятельности, должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (письма Минфина от 29.10.2008 г. № 03-11-05/263 и от 22.10.2008 г. № 03-11-05/263).

Транспортные средства

Транспортные средства – это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (ст. 346.27 НК РФ).

Чиновники считают, что в данном случае все машины должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (письма Минфина от 20.11.2009 г. № 03-11-06/3/270 и от 27.02.2009 г. № 03-11-09/75). Данное правило действует независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником или арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

При этом если указанные автотранспортные средства относятся к внедорожному автотранспорту, то есть не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и зарегистрированы в органах Гостехнадзора, то деятельность по перевозке грузов с использованием таких средств не подлежит переводу на уплату ЕНВД (письма Минфина от 22.10.2009 г. № 03-11-06/3/249, от 17.09.2009 г. № 03-11-09/319, от 28.10.2008 г. № 03-11-04/3/489 и от 03.06.2008 г. № 03-11-02/63).

Напоминаем, что порядок регистрации автомобильного транспорта прописан в постановлении Правительства от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление). Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами. Причем согласно п. 2 Постановления все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД. Между тем тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрирует Гостехнадзор.

Определяем количество машин

Каким же образом правильно определить количество транспортных средств? Рассмотрим мнение Минфина, отраженное в письмах от 20.04.2010 г. № 03-11-06/3/62 и от 26.01.2010 г. № 03-11-06/3/10. В данном случае следует принимать во внимание все автотранспортные средства (не более 20 единиц), предназначенные для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящиеся у налогоплательщика на балансе, в том числе арендованные по договору лизинга. Обратите внимание: сюда включаются транспортные средства вне зависимости от их эксплуатационного состояния, т.е. и те, которые находятся на ремонте.

Кстати, Минфин неоднократно высказывался, что при определении права на вмененку в общем количестве транспортных средств следует учитывать и те, которые сданы в аренду другим организациям или индивидуальным предпринимателям (письма Минфина от 07.10.2008 г. № 03-11-05/240 и от 12.02.2008 г. № 03-11-04/3/60).

Вместе с тем к указанным транспортным средствам не относятся те, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (письма Минфина от 02.02.2010 г. № 03-11-11/24 и от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/263).

Соответствие кодам ОКУН

По мнению чиновников, к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. № 163 (далее – ОКУН), по соответствующим кодам.

  • 021520, 021521, 021522, 021523 – перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021525, 021526, 021527 – перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении;
  • 021530, 021532, 021533 – специальные (доставка работников, школьные, вахтовые и т.п.) перевозки пассажиров: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021535, 021537, 021538 – туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021540, 021542, 021543 – разовые перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021545, 021547, 021548 – перевозка пассажиров легковыми таксомоторами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021550, 021552, 021553 – перевозка пассажиров легковыми автомобилями, кроме таксомоторных: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении.

В свою очередь услуги грузового автомобильного транспорта должны соответствовать следующим кодам ОКУН:

  • 22501, 022502, 022503 – перевозка автомобильным транспортом: в прямом международном сообщении, в междугородном сообщении, в местном сообщении;
  • 22504, 022505 – перевозка автомобильным транспортом: в специализированном подвижном составе, в универсальном подвижном составе;
  • 022506, 022507, 022508 – перевозка автомобильным транспортом: мелких и малотоннажных отправок, тяжеловесных и негабаритных отправок, сборных отправок;
  • 022509, 022510, 022511, 022512, 022513, 022514, 022515, 022516 – перевозка автомобильным транспортом: порожних контейнеров, домашних вещей, твердого топлива, сельскохозяйственной продукции, грузов в контейнерах на станции и со станций (портов, аэропортов), груза на станции и со станций (портов, аэропортов), багажа и грузобагажа на станции и со станций (портов, аэропортов), баллонов со сжиженным газом.

Передача в аренду автотранспортного средства с экипажем

По вопросу применения вмененки при передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем существует две противоположные точки зрения.

Поборники первой позиции считают, что индивидуальные предприниматели, владельцы автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, предоставляющие их по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по управлению, могут быть переведены на уплату ЕНВД. В письме Минфина от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 прозвучало, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. № 17 аренда грузовиков с водителем или оператором относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автомобильным транспортом (код 6023). В свою очередь деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022). В разъяснениях финансистов от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154 аргументом в пользу вмененки послужил тот факт, что в данном случае услуги по перевозке пассажиров или грузов оказываются непосредственно арендодателем.

А теперь рассмотрим противоположную позицию, отраженную в следующих письмах Минфина: от 30.06.2009 г. № 03-11-09/229, от 09.02.2009 г. № 03-11-09/37 и от 30.10.2008 г. № 03-11-05/265. Итак, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем не может рассматриваться в качестве деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, не подлежит переводу на ЕНВД. Логика контролирующих органов такова: согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Пункт 1 ст. 786 ГК РФ гласит, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Исходя из ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик должен доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом в соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Обратите внимание: если по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то в целях применения гл. 26.3 НК РФ такую деятельность следует рассматривать как оказание услуг по передаче во временное владение или пользование транспортного средства, но не в качестве услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Вывоз отходов

Теперь рассмотрим следующий вопрос: переводятся ли на ЕНВД автотранспортные услуги по вывозу отходов в места их утилизации?

Итак, деятельность, связанная с обращением отходов, регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Исходя из этого чиновники сделали вывод о том, что вывоз отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к услугам по перевозке грузов. Причем данное правило действует вне зависимости от категории используемого при перевозках транспортного средства. Поэтому речи о вмененке здесь не идет. Примером указанной позиции служат следующие письма Минфина: от 16.06.2009 г. № 03-11-06/3/166, от 11.02.2009 г. № 03-11-11/19 и от 10.02.2009 г. № 03-11-09/43.

Перевозка бетона автобетоносмесителями

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку грузов (бетона) автобетоносмесителями, зарегистрированными в подразделениях ГИБДД, могут быть признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход. Данный вывод сделан на основании того, что указанное транспортное средство прошло регистрацию в ГИБДД. Указанная точка зрения прозвучала в письмах Минфина от 18.02.2009 г. № 03-11-09/55 и от 22.01.2009 г. № 03-11-09/12.

Кстати, ранее чиновники считали, что оказание автотранспортных услуг по перевозке товарного бетона (бетонной смеси) автобетоносмесителями не имеет никакого отношения к вмененке. Обоснованием служил тот факт, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта от 26.12.1994 г. № 359, автобетоносмеситель указан в подразделе 14 «Машины и оборудование» и отнесен к классу «Машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров», но не к транспортным средствам. Примером данной позиции служат следующие письма Минфина: от 11.03.2008 г. № 03-11-04/3/111 и от 31.01.2008 г. № 03-11-04/3/35. Правда, позднее финансисты в письме от 03.06.2008 г. № 03-11-02/63 отметили, что указанный Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Так что обращать внимание надо на то, в каком органе был зарегистрирован автомобиль (ГИБДД или Гостехнадзоре).

Перевозка воды автоцистернами

Как мы отмечали, по мнению чиновников, под вмененку попадают только те машины, которые зарегистрированы в ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Вместе с тем в соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. При оказании транспортных услуг в соответствии с заключенным договором перевозки налогоплательщики могут быть переведены на уплату ЕНВД.

Поэтому предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках договора перевозки автоцистерной технической воды, может подлежать налогообложению единым налогом на вмененный доход. Отметим, что аналогичного мнения придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 27.02.2009 г. № 03-11-09/75).

Получение субсидий

Теперь рассмотрим ситуацию, когда предприниматель оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и при этом получает средства (субсидии) из бюджета в связи с предоставлением льготного проезда. Попытаемся понять, являются ли денежные средства в виде субсидий, выделяемые на возмещение затрат в связи с оказанием услуг частью выручки, полученной в результате деятельности, облагаемой ЕНВД? Тем более что Минфин в письме от 30.06.2010 г. № 03-11-06/3/96 ответил на аналогичный вопрос, заданный организацией.

Итак, согласно мнению чиновников, указанные субсидии направляются на компенсацию части произведенных затрат либо недополученных доходов. Таким образом, у организаций, получивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода. Так что данные денежные средства являются внереализационным доходом и, соответственно, не относятся к виду деятельности, переведенному на ЕНВД. Поэтому субсидии, полученные организацией из бюджета для компенсации затрат на проезд льготной категории населения при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, подлежат обложению в рамках иных режимов налогообложения.

Отметим, что ранее в письме Минфина от 31.07.2008 г. № 03-11-04/3/565 прозвучало, что ограничений для применения системы налогообложения в виде ЕНВД в части источников оплаты услуг по перевозке пассажиров и грузов Налоговым кодексом не предусмотрено.

Место постановки на учет

Согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту своего жительства.

Так что если местом жительства предпринимателя является муниципальное образование, где в отношении автотранспортных услуг не применяется вмененка, то указанное лицо ни в коем случае не будет подлежать постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. При этом не будет важен тот факт, что на территориях, где предприниматель непосредственно оказывает автотранспортные услуги, введен единый налог на вмененный доход.

Минфин в письме от 19.03.2010 г. № 03-11-06/3/41 отметил, что при этом не имеет никакого значения, где находятся пункты отправления и назначения перевозимых грузов. Поэтому индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке грузов иностранной организации между пунктами отправления и назначения, находящимися за пределами Российской Федерации, могут быть также признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.

К сведению Свернуть Показать

Минфин в письме от 08.07.2009 г. № 03-05-04-01/52 отметил, что индивидуальные предприниматели, находящиеся на учете в налоговых органах в качестве плательщиков ЕНВД по автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении находящихся в их собственности гаражей, предназначенных для стоянки и технического обслуживания транспортных средств, используемых для осуществления вышеуказанной деятельности.

Физический показатель и базовая доходность

Услуги по перевозке грузов

При расчете оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов используется физический показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов». Базовая доходность – 6 000 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Учтите, что отсутствие у индивидуального предпринимателя письменно оформленных заказов на перевозку грузов в течение налогового периода не является при исчислении ЕНВД основанием для уменьшения величины физического показателя базовой доходности (письмо Минфина от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/263). Да и в принципе корректировка значений коэффициента К2 при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в зависимости от фактического использования автомобилей в течение налогового периода (количество дней работы отдельных видов автотранспорта) Налоговым кодексом не предусмотрена (письмо Минфина от 24.06.2009 г. № 03-11-06/3/169). Правда, власть на местах при установлении коэффициента К2 по оказанию автотранспортных услуг может учесть вид маршрутов (междугородные, пригородные, городские и т.п.) и иные особенности, оказывающие влияние на доходность данного вида деятельности (письмо Минфина от 18.02.2009 г. № 03-11-06/3/34).

Услуги по перевозке пассажиров

При расчете оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель «количество посадочных мест». Базовая доходность – 1 500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Отметим, что в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест определяют как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства. Если же в техническом паспорте отсутствует такая информация, то количество мест устанавливается органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления индивидуального предпринимателя – собственника автомобиля (ст. 346.27 НК РФ).

Минфин в письмах от 16.06.2009 г. № 03-11-11/112 и от 16.03.2009 г. № 03-11-06/3/61 сказал, что в случае отсутствия в техническом паспорте сведений о посадочных местах для определения их количества налогоплательщики могут также обращаться в органы ГИБДД. Дело в том, что согласно п. 14.3.2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, утвержденного приказом МВД от 07.12.2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору», на органы ГИБДД возложена обязанность по установлению количества пассажирских сидений в автотранспортном средстве при проведении его осмотра.

К сведению Свернуть Показать

Когда в соответствии с решениями субъектов Российской Федерации по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и ЕНВД, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом согласно подп. 38 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ применение патентной упрощенки разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, автотранспортные услуги. Минфин в письме от 14.01.2010 г. № 03-11-03/1/01 отметил, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода от предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг не может быть установлен отдельно по услугам по перевозке грузов и по услугам по перевозке пассажиров.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет автотранспортные услуги, подпадающие под действие патента, на территории нескольких субъектов, то придется получить патент в каждом из этих субъектов (письмо Минфина от 13.10.2009 г. № 03-11-09/348).

ИП для Грузоперевозки в 2020г. ЕНВД или Патент? Выбираем, считаем, делаем.

* Статья отредактирована 17.12.2019 в связи с изменениями на 2020 год.

Выбор между работой ИП по ЕНДВ или патенту актуален не только в аспекте материальной выгоды. Вполне возможно, что ЕНДВ осталось «недолго жить», хотя планы о полной замене ЕНДВ патентом вынашиваются Правительством РФ уже не первый год.

Плюсы патентной системы

ИП, осуществляющим деятельность в сфере грузоперевозок, право на получение патента предоставляется в обязательном порядке при условии соблюдения индивидуальным предпринимателем следующих ограничений:

  1. Использование не более пятнадцати наемных рабочих вне зависимости от количества приобретенных патентов;
  2. Осуществление деятельности ИП исключительно на территории того муниципального, городского и т.д. образования, в котором патент был выдан;
  3. Доход ИП по патенту не сможет превышать 60 млн. рублей в год. В противном случае права на патентную систему он лишается, а патент отзывается без возврата его стоимости;
  4. Не применяется патентная система по видам деятельности, осуществляемой на условиях договора о совместной деятельности.

Способом налогообложения по патентной системе будет сама стоимость патента. Помимо этого, ИП освобождается:

  • От налога на имущество физических лиц, используемое в процессе работы (в рассматриваемом случае ИП для грузоперевозок будет освобожден от налога на ТС);
  • От НДС;
  • От НДФЛ.

Справедливости ради стоит заметить, что примерно тот же список преимуществ имеется у ИП и при ЕНВД. Невыгодность ЕНВД для более крупных предприятий обусловлена разве что необходимостью вести раздельный учет операций

Налоговая нагрузка по патентной системе

В первую очередь патент – это документ, дающий ИП право на осуществление определенного вида деятельности. Стоимость патента устанавливается на уровне субъекта Федерации и заменяет собой всю процедуру налогообложения ИП. Расчет стоимости патента исходит из налоговой ставки в 6 процентов.

За субъектами Федерации оставлено право установления нулевой ставки («налоговых каникул») для ИП, зарегистрированных впервые.

Максимальный срок действия патента составляет 12 месяцев, то есть расчет объема налога осуществляется с учетом этого срока.

Стоимость патента, таким образом, устанавливается, исходя из налоговой базы, поделенной на 12 месяцев для установления ежемесячного размера. Подобное разделение объясняется возможностью приобретения патента не на год, а на меньшее количество месяцев.

Пример подсчета стоимости патента будет следующим:

Установленная на региональном уровне доходность ИП на транспорте тоннажем менее 3,5 составляет 600 тысяч рублей на одну машину за год. За образец возьмем ИП с тремя машинами в парке. Патент приобретен на 6 месяцев.

  1. 600 000 (базовый доход с одной машины) × 3 (количество машин в парке) = 1 800 000 (базовый доход с трех машин в парке).
  2. 1 800 000 / 12 месяцев = 150 000 (базовый доход с 3 машин за месяц).
  3. 150 000 × 6 месяцев = 900 000.
  4. 900 000 × 6% (налоговая ставка) = 54 000 рублей стоимость патента на 6 месяцев.

То есть налог ИП за полгода будет равен 54 000 рублей.

Можно попросить рассчитать стоимость конкретно вашего патента на сервисе «Моё дело»

или рассчитать самим воспользовавшись специальным калькулятором от Налоговой.

Важно! Патент не ограничивает сферу своего применения в зависимости от количества транспорта у ИП. Что же касается ЕНВД, то ареалом его применения будут только ИП с количеством единиц транспорта не более 20.

Выгоды ЕНВД

Сравнивая прикладную пользу от выбора патента или ЕНВД, следует отметить и выгодность «вмененки» в части отсутствия ограничительных установлений по порогу дохода и отсутствия у ИП по ЕНВД необходимости вести учеты доходов-расходов.

Так, в соответствии со ст. 346.29 НК РФ, исчисление суммы налога по ЕНВД осуществляется в зависимости от доходности определенной физической величины, приносящей предпринимателю доход в процессе ее эксплуатации. В качестве физической величины для ИП, занимающегося грузоперевозками, выступает транспортная единица, то есть работающий у него грузовик.

Налоговый кодекс РФ устанавливает базовую доходность каждого автомобиля 6000 рублей. То есть величина вмененного налога для каждого предпринимателя будет индивидуальной в зависимости от количества автоединиц, используемых им в деятельности.

Осуществим сравнительные расчеты, исходя из условий налогообложения в Санкт-Петербурге.

Стоимость патента на осуществление деятельности по грузоперевозкам в Санкт-Петербурге определяется Законом, принятым Санкт-Петербургской Думой 30.10.2013 года, в силу которого предполагаемый годовой доход одного грузового автомобиля с учетом коэффициента (1,425) составляет 800 000 рублей.

Таким образом, стоимость патента на грузоперевозки в Санкт-Петербурге можно рассчитать, основываясь на следующем примере:

  • 800 000 рублей прогнозируемого дохода × 6 процентов ставки налога по ПСН = 48 000 рублей стоимость годового патента на грузоперевозки для ИП в Санкт-Петербурге на 1 машину.

Важно! В случае если годовой доход ИП превысит 60 млн. рублей, патент будет отменен без возврата средств, а ИП переведен на другую систему налогообложения. При этом доходы будут перерасчитаны по ОСНО с начислением НДФЛ и НДС.

Для сравнения проведем анализ расчета налогообложения по ЕНВД на тех же условиях, то есть при наличии 1 автомобиля. Расчет проведем, основываясь на обязательности ежеквартального начисления.

Базовая доходность для ИП по грузоперевозкам составляет 6000 рублей на одну машину ежемесячно.

Производим расчет:

  • 6000 (базовая доходность) × 1,915 (коэффициент-корректор на 2020 год) × 1 (вариативный коэффициент) × 3 (1 автомобиль в парке на 3 месяца) = 34470 рублей прогнозируемого дохода за 3 месяца.
  • 34470 × 15% (налоговая ставка) = 5170 рубля подлежат уплате в качестве налога за квартал с одной машины.

Если умножить полученный результат на количество кварталов, то налоговая выгода ЕНВД будет очевидной.

Что предпочтительней для ИП по грузоперевозкам

Исходя из расчетов, приведенных выше, выгодность ЕНВД для грузоперевозчиков не может быть оспорена. Плюсы ЕНВД при этом будут заключаться в следующем:

  1. Дифференциация деятельности. Не будет облагаться налогом деятельность ИП, хотя и связанная с грузоперевозкой, но при этом не приносящая дохода, например, в случаях, когда доставка товара включена в стоимость товара, и перевозку ИП осуществляет по договору.
  2. Отсутствие привязки налогов к доходу.
  3. Дифференциация вмененного налога в зависимости от вида перевозок.
  4. Возможность уменьшения налоговой базы на сумму, равную сумме внесенных обязательных страховых платежей.
  5. Возможность уменьшения налога при отсутствии наемных работников за счет выплаты обязательных социальных и страховых взносов на самого себя.
  6. Отсутствие привязки деятельности к территории, на которой действует патент.

Если говорить об освобождении от налогов на сумму страховых выплат, то сумма освобождения может быть весьма существенной. Так, на 2020 год сумма фиксированных страховых выплат ИП «отвязались» от размера МРОТ и получили следующие значения:

  • Пенсионные выплаты определены в размере 32 448 рублей при доходе ИП до 300 тысяч рублей. При превышении порога в 300 000 рублей выплаты рассчитываются как 32 448, к которым прибавляется 1 процент от дохода свыше порога. При этом общая сумма взноса не может быть свыше расчетной, умноженной на 8.
  • Взносы по ОМС установлены в размере 8426 рублей.

Код ОКВЭД для грузоперевозок ИП

Отрасль деятельности ИП, относящаяся к грузоперевозкам, нотифицируется в разделе «Н» документа ОК 029–2014 «Транспортировка и хранение». При этом к сфере деятельности ИП могут быть отнесены только виды наземных перевозок автотранспортом. Поскольку коды, приведенные в документе, включают в себя и нотификации, относящиеся к виду деятельности, то выбрать нужный ОКВЭД не составит труда.

Так, ОКВЭД, распространяющиеся на ИП, осуществляющие грузоперевозки, находятся под номерными знаками:

  • 49.41 – в отношении грузоперевозок по автотрассам, включая деятельность, связанную с предоставлением автомобилей в аренду;
  • 49.42 – в отношении грузоперевозок, осуществляемых по заказу частных лиц.

Сложности могут возникнуть везде

При выборе патента как способа работы ИП на грузоперевозках следует помнить, что существуют два варианта приобретения патента:

  • Оплатить стоимость патента разом за выбранный период.
  • Получить рассрочку в оплате патента.

Именно по второму пункту ИП может подстерегать неприятность, и связана она с нарушением срока оплаты. Задержка оплаты приведет к потере патента. Уже выплаченные деньги при этом не возвращаются.

Сложность с ЕНВД заключается в необходимости проведения расчетов. Впрочем, эту сложность очень легко избежать, обратившись к услугам сервиса «Мое дело», предназначенного именно для тех, кто хочет избежать неоправданных расходов на штатную единицу бухгалтера, особенно когда доходы ИП невелики.

Услуги сервиса » Мое дело» включают в себя:

  1. Напоминания предпринимателю о датах отчета;
  2. Загрузку банковских выписок;
  3. Расчеты налогов и заработной платы;
  4. Подготовку отчетов и отчетной документации.

От ИП потребуется лишь поставить перед сервисом задачи и предоставить необходимые для бухгалтерской деятельности копии документов.

ЕНВД для грузоперевозок

В данной статье мы рассмотрим ЕНВД для грузоперевозок. Разберем пример расчета для транспортных услуг и узнаем о таблице ставок.

В Российской Федерации такая деятельность, как грузоперевозки, попадает по такую систему налогообложения, как единый доход на вменённый доход (ЕНВД). В данной статье будут рассмотрены все самые актуальные вопросы, касающиеся особенностей налогообложения грузоперевозчиков в РФ.

ВНИМАНИЕ! Начиная с отчетности за IV квартал 2018 года, будет применяться новая форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход, утвержденная Приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@. Сформировать декларацию ЕНВД без ошибок можно через этот сервис, в котором есть бесплатный пробный период.

ЕНВД для грузоперевозок в Российской Федерации

Применять единый налог на вменённый доход могут индивидуальные предприниматели или организации, осуществляющие автоперевозки и имеющие в своём ведении (собственность или аренда) не более 20 транспортных средств, используемых по целевому назначению (п.2 ст.346.26 НК РФ). Необходимо чётко понимать, что данный вид налогообложения может распространяться лишь на предоставление услуги по транспортировке груза на возмездной основе.

Для того, чтобы перейти на ЕНВД, индивидуальным предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту жительства, а организациям – по месту нахождения организации. На основании Письма ФНС России от 10.06.16 № СД-4-3/10366@ позволяет предпринимателям оценить возможность своего перехода на ведение деятельности, позволяющей применять ЕНВД. В письме дано разъяснение налоговыми органами о том, кто может воспользоваться данной системой налогообложения. Если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится не более 20 транспортных средств, то в данном случае вполне уместно применение системы налогообложения ЕНВД. Читайте также статью: → “Особенности уплаты ЕНВД: крайние сроки и штрафные санкции”

В соответствие со ст.346.27 НК под транспортными средствами подразумеваются:

  • автобусы;
  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили.

К транспортным средствам не относятся: (нажмите для раскрытия)

  • прицепы;
  • полуприцепы;
  • прицепы-роспуски.

В случае, если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится более 20 транспортных средств, то в данном случае ЕНВД применять нельзя. Об этом даёт разъяснение Минфин России в своём Письме от 06.07.2015 г. № 03-11-11/38756.

В случае, если транспортные средства находятся в ремонте, в запасе и т.д., т.е. не участвуют в принесении дохода – такие транспортные средства не участвуют в расчёте ЕНВД (п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых Приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н).

Когда нельзя применять ЕНВД при грузоперевозках?

Есть случаи, когда ЕНВД применять нельзя даже при условии использовании автомобильного транспорта:

Деятельность
Перевозка груза из офиса в офис автомобилем, принадлежащим организации, и водителем, являющимся штатным сотрудником предприятия В данном случае не предоставляется услуга грузоперевозки в чистом виде, поэтому деятельность не попадает под ЕНВД
Доставка товара покупателям по договору купли-продажи Договор купли-продажи не является договором транспортных услуг, поэтому, если данные услуги отдельно не оплачиваются – ЕНВД применять нельзя.

Таким образом, правом работать на ЕНВД могут воспользоваться лишь предприниматели, получающие за перевозку товара денежное вознаграждение с сопровождением соответствующими документами.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Расчет налога ЕНВД для грузоперевозок

Для проведения расчёта ЕНВД для грузоперевозок необходимо определить:

  • Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика
  • Налоговую базу – величина вменённого налога.
  • Физический показатель – количество автотранспортных средств, используемых для перевозки груза.
  • Базовая доходность – 6000 рублей.

Для начала необходимо определить налоговую базу за отчётный период:

Налоговая база по ЕНВД за отчётный период = Базовая доходность за месяц (6000,00) * ( Физический показатель за 1 месяц квартала + Физический показатель за 2 месяц квартала + Физический показатель за 3 месяц квартала )

Если муниципальными образованиями не применяется пониженная ставка ЕНВД, то используется налоговая ставка ЕНВД 15%.

После расчёта налоговой базы ЕНВД можно получить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по следующей формуле:

ЕНВД = Налоговая база по ЕНВД за квартал * 15% – Страховые взносы

Индивидуальные предприниматели или организации вправе уменьшать налоговые выплаты на сумму страховых взносов (ст.346.32 НК РФ):

Налогоплательщики
Индивидуальные предприниматели · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления может оказаться больше 50% уплаченного налога.

· При уплате страховых взносов на себя (нет сотрудников по найму) – уменьшить сумму ЕНВД на выплаты ОПС и ОМС без 50% порога.

Юридические лица · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления не может оказаться больше 50% уплаченного налога.

Уплату налога необходимо производить до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом (ст.346.30 НК РФ): (нажмите для раскрытия)

Налоговый период Срок уплаты ЕНВД
1 квартал до 25 апреля
2 квартал до 25 июля
3 квартал до 25 октября
4 квартал до 25 января

Пример расчета ЕНВД для транспортных услуг

Индивидуальный предприниматель Грузовозов Г.Г. предоставляет услуги по грузоперевозкам. Автопарк Грузовозова Г.Г. состоит из 6 грузовых автомобилей и 3 легковых. Наёмных работников нет. Читайте также статью: → “Нужен ли кассовый аппарат для ЕНВД”

Дано:

Физический показатель: 6 + 3 = 9 автомобилей

Базовая доходность: 6000 рублей

Налоговая ставка ЕНВД: 15%

Налоговая база ЕНВД за 1 кв.2017 г. = 6000 * (9 + 9 + 9) = 162000 рублей

Сумма ЕНВД = 162000 * 15% = 24300 рублей.

Сумму ЕНВД индивидуальный предприниматель Грузовозов Г.Г. вправе уменьшить на сумму выплат ОПС, ОМС.

Произвести уплату налога за 1 квартал 2017 года в бюджет необходимо до 25 апреля 2017 г.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены штрафные санкции:

Нарушение Взыскание
Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (если деяние не носит умышленного характера) Штраф: 20% от неуплаченной суммы
Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (деяние носит умышленный характер) Штраф: 40% от неуплаченной суммы
Деятельность без постановки на учёт в качестве налогоплательщика 10% от дохода (не менее 40 тыс. рублей)
Подача заявления о постановке на учёт подано не вовремя 10 тыс.рублей

Использование онлайн-касс

Онлайн-кассы, несомненно, займут достойное место в ведении бизнеса. Данное нововведение позволит налоговым органам в режиме online получать актуальную информацию о совершённой торговой операции. Для онлайн-кассы требуется несколько иное оснащение:

  • нет необходимости в ЭКЛЗ;
  • нет нужды в фискальной памяти;
  • обязателен фискальный накопитель.

Фискальный накопитель представляет из себя сменный блок, который служит хранилищем, защитой, передатчиком информации в налоговые органы. После того, как фискальный накопитель будет заполнен – его придётся заменить. Каждый экземпляр в обязательном порядке необходимо регистрировать в ИФНС электронно. Читайте также статью: → “Переход с ЕНВД на УСН в 2020: особенности процедуры и необходимая документация”

Разработчики онлайн-касс заявляют о несомненных преимуществах их использования:

  • налоговые органы в режиме онлайн видят деятельность организации или индивидуального предпринимателя и, если актуальная информация подаётся достоверно – вероятность проведения проверок сведена к минимуму;
  • онлайн-кассы по совокупным затратам на приобретение и обслуживание имеют преимущество перед ККТ, использующейся в настоящее время.

Когда отменят спецрежим?

Для предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в соответствие с ЕНВД, спец.режим будет отменён 30 июня 2017 года. Именно с 01 июля 2020 года они будут обязаны начать использовать онлайн-кассы.

До 01 июля 2020 года налогоплательщики ЕНВД имеют право по своей инициативе начать работу с онлайн-кассами – никаких санкций налоговыми органами в отношении данной инициативы применяться не будет.

Срок Пояснение
До 01 июля 2020 г. Добровольное использование онлайн-кассы
С 01 июля 2020 г. Обязательное использование онлайн-кассы

Прежде, чем начать использовать онлайн-кассу, предпринимателям необходимо провести подготовительные работы:

  • приобрести непосредственно кассовое оборудование;
  • организовать подключение кассы к сети «Интернет»;
  • определить с оператором фискальных данных и оформить с ним договорные отношения (в кассе указывается указать IP оператора);
  • осуществить регистрацию онлайн-кассы в ИФНС и получить карточку регистрации.

После проведённой подготовительной работы онлайн-касса будет готова к использованию.

За несоблюдение законодательства и отсутствие онлайн-кассы предусмотрены значительные штрафы (для юридических лиц не менее 30000 рублей, для физических лиц не менее 10000 рублей).

Распространённые ошибки ведения ЕНВД

В таблице рассмотрены распространённые ошибки ведения ЕНВД:

Типичные ошибки Пояснение
Неверно определён срок начала хозяйственной деятельности Заявление в налоговую инспекцию необходимо подавать в течение 5 дней с момента начала деятельности, попадающей под ЕНВД. В случае подачи заявления в более ранний срок – предпринимателям придётся производить уплату налога за тот период, когда фактически деятельность не велась. Дату первого хозяйственного факта можно считать началом деятельности и лишь от него вести 5-дневный отчёт, когда необходимо подать заявление в налоговые органы.
Грузоперевозчики учитывают в качестве физического показателя весь автотранспорт В качестве физического показателя необходимо учитывать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении дохода. Те транспортные средства, которые на момент расчёта налога находились на ремонте, на консервации и т.д. в качестве физического показателя не учитываются. Следствием этой ошибки является неверный расчёт налоговой базы.
Неверный расчёт для уменьшения суммы ЕНВД Индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно, имеют право уменьшить ЕНВД на фиксированные взносы, оплаченные за себя. Но если индивидуальный предприниматель нанимает работников, то это право утрачивается, но при этом размер налога возможно уменьшить за счёт страховых выплат на сотрудников даже если эти выплаты превысили 50% суммы налога.

Юридические лица так же могут уменьшить размер ЕНВД за счёт страховых выплат на сотрудников, но не более, чем на 50%.

Отсутствие деятельности при применении ЕНВД ЕНВД – это налог, который не зависит от полученного дохода, поэтому даже при фактическом отсутствии деятельности компании или предпринимателя налог все равно придётся платить. Этим и объясняется отсутствие смысла переходить на ЕНВД заранее. Если деятельность, попадающая под ЕНВД по какой-либо причине будет приостановлена, то лучше сняться с учёта в налоговой инспекции. В этом случае налог будет начислен на то количество дней квартала, когда деятельность велась.

Вопросы и ответы

Вопрос №1. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и веду деятельность, связанную с грузоперевозками. В ближайшее время планирую прекратить данный вид деятельности. Какие шаги мне необходимо предпринять?

Ответ: Вам необходимо написать заявление в налоговый орган, сообщив о своём намерении. Заявление необходимо предоставить не позднее пяти дней с момента прекращения деятельности. Дата, указанная Вами в документе, будет считаться датой снятия с налогового учёта.

Вопрос №2. Наша организация планирует открыть деятельность, позволяющую использовать ЕНВД в качестве системы налогообложения. Должны ли мы вести бухгалтерский учёт в данном случае?

Ответ: Ведение деятельности, попадающей под ЕНВД, не освобождает Вашу организацию от ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности.

Вопрос №3. Наше предприятие планирует завершить деятельность, позволяющую применять ЕНВД, и перейти на УСН. Возможно ли этот переход осуществить в середине года или ждать его окончания?

Ответ: В случае, если Ваша организация прекратила деятельность, попадающую под ЕНВД, Вы вправе перейти на УСН с того месяца, когда были приостановлены обязательства по уплате ЕНВД.

ЕНВД: грузоперевозки и транспортные услуги 2019

Обновление: 24 июля 2019 г.

Организации и предприниматели, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров, могут добровольно перейти на уплату ЕНВД при удовлетворении критериям применения данного спецрежима (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

ЕНВД и транспортные услуги 2019

Для того чтобы организации (ИП), занимающиеся автотранспортными перевозками пассажиров или грузов, смогли встать на учет в качестве плательщика вмененного налога, одновременно должны выполняться следующие условия:

  • ЕНВД по виду деятельности «оказание транспортных услуг» введен местными властями в регионе, в котором ведет эту деятельность организация (ИП) (п. 1 ст. 346.26 НК РФ);
  • организация (ИП) для оказания услуг по перевозке грузов или пассажиров использует не более 20 транспортных средств (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
  • организация (ИП) ведет свою деятельность не по договорам простого товарищества или доверительного управления имуществом (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ);
  • организация (ИП) не является крупнейшим налогоплательщиком (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ);
  • средняя численность сотрудников организации (ИП) не превышает 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);
  • доля участия других организаций в уставном капитале организации не превышает 25-ти процентов (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Для регистрации в качестве плательщика ЕНВД организации (ИП) необходимо подать заявление о постановке на учет в ИФНС в 5-тидневный срок со дня начала применения данного спецрежима (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

ЕНВД и грузоперевозки 2019: расчет

Расчет ЕНВД за квартал производится по следующей формуле (п. 1, п. 2, п. 4 ст. 346.29 НК РФ, п. 1 ст. 346.31 НК РФ):

Сумма ЕНВД = Базовая доходность за месяц * (Величина физического показателя за первый месяц квартала + Величина физического показателя за второй месяц квартала + Величина физического показателя за третий месяц квартала) * К1 * К2* Ставка налога

Базовая доходность за месяц для перевозок грузов составляет 6 000 рублей. Физический показатель будет равен количеству транспортных средств, перевозящих грузы (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Прочитать про коэффициенты К1 и К2 можно в отдельной консультации.

Прочитать про ставку ЕНВД, а также налоговые вычеты, уменьшающие единый налог, можно в отдельной консультации.

ЕНВД и перевозка пассажиров 2019: расчет

Исчисление вмененного налога за квартал при оказании транспортных услуг по перевозке пассажиров производится по той же формуле что и расчет ЕНВД при грузоперевозках. Базовая доходность за месяц для услуг по перевозке пассажиров составляет 1500 рублей. Физический показатель будет равен количеству посадочных мест (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Если организация (ИП) ведет одновременно нескольких видов деятельности, подпадающих под ЕНВД (например, одновременно оказываются услуги по перевозке грузов и перевозке людей), то расчет вмененного налога будет производиться по каждому виду деятельности. Для определения общей суммы ЕНВД за квартал получившиеся результаты складываются (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель, который ведет собственный небольшой бизнес, в большинстве случаев имеет довольно широкие возможности для экономии на налогах. Помимо общей системы налогообложения и распространенной и любимой многими упрощенки, налоговый кодекс предлагает коммерсантам на выбор еще два спецрежима: патент или ЕНВД. Что выгоднее с точки зрения размера налоговых отчислений? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Плюсы и минусы патента

Перейти на патентную систему налогообложения может любой индивидуальный предприниматель, если он и его бизнес соответствуют определенным требованиям. Прежде всего, это касается планируемого вида деятельности – он должен быть установлен местным законом, как возможный к переходу на ПСН, в том регионе, в котором коммерсант собирается его осуществлять. Все те направления, которые могут быть переведены на ПСН, обозначены в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса. В то же время субъекты РФ, принимающие закон о введении на своей территории патентной системы, вправе этот список расширять за счет дополнительных бытовых услуг, перечисленных в Общероссийском классификаторе услуг населению. Средняя численность наемных работников у ИП, претендующего на патент, не может превышать 15 человек, а сумма годового дохода от реализации не должна быть выше 60 млн рублей (с учетом ежегодной корректировки за счет коэффициента-дефлятора). Причем если первый показатель рассчитывается лишь по тем направлениям деятельности, которые переводятся на патент, то ограничение по размеру доходов определяется по всем осуществляемым ИП видам деятельности, в том числе не переведенным на ПСН.

Интересно, что приобрести патент на тот или иной вид деятельности можно в любой момент, то есть ограничения по переходу на ПСН с общей или упрошенной системы налогообложения с начала очередного календарного года нет. Исключение в данном случае только одно: ждать конца года нужно, если текущее направление деятельности осуществляется в рамках ЕНВД. Но эта особенность относится не к самому патенту, а к порядку работы на вмененном налоге: отказаться от ЕНВД досрочно нельзя.

Предприниматель, осуществляющий деятельность в рамках патента, не подает какую-либо отчетность. Впрочем, если, допустим, он применяет УСН или ЕНВД по другим видам деятельности, то отчитываться по ним он обязан. Но это опять же не относится к самому патенту. Фактически ПСН не предполагает отчетности. Есть лишь одно требование: ИП на патенте обязан вести книгу учета доходов, для того, чтобы отслеживать их установленный лимит. Но в ИФНС данный документ не подается.

Размер налога на ПСН определяется исходя из ставки 6% и возможного к получению годового дохода по конкретному направлению деятельности. Конкретные суммы такого дохода определяются в законе субъекта РФ, на основании которого в регионе введено применение патента.

Основной же минус патентной системы заключается в том, что стоимость патента, то есть патентный налог, нельзя уменьшить за счет фиксированных взносов ИП или страховых взносов, уплачиваемых за сотрудников. Такая возможность с теми или иными допущениями есть во всех прочих налоговых режимах.

Плюсы и минусы ЕНВД

В частности за счет страховых отчислений можно уменьшить налог на ЕНВД. ИП без сотрудников может уменьшить рассчитанный вмененный налог на уплаченные за себя фиксированные взносы, причем сделать это можно до нуля. То есть, если годовая сумма налога оказывается меньше установленного на тот же год размера взносов ИП (напомним, в 2016 году это 23 153,33 руб.), то остается лишь разделить пенсионный платеж на 4 части и аккуратно перечислять их до конца каждого из кварталов. Тогда ЕНВД не придется платить вовсе.

ИП с сотрудниками могут уменьшить рассчитанный ЕНВД только за счет страховых взносов, уплаченных за работников, а также выплаченных им больничных пособий. Фиксированные взносы самого ИП при этом не учитываются, а налог можно уменьшить не более, чем до половины его расчетной суммы. Но даже такое уменьшение может оказаться вполне значимым.

В отличие от ПСН, ЕНВД предполагает подачу ежеквартальной отчетности.

Переход на ЕНВД по уже осуществляемому виду деятельности можно совершить лишь с начала года, и с начала же очередного года можно отказаться от вмененки, если, конечно, переведенное на нее направление фактически не закрывается раньше. Разумеется, переход на ЕНВД так же требует от ИП соблюдения определенных условий, но они в основном касаются конкретных осуществляемых предпринимателем видов бизнеса. Например, вести торговлю или открывать точку общепита можно в зале обслуживания не более 150 кв. м, а оказывать услуги по перевозке допустимо лишь при использовании не более, чем 20 машин. В отношении самого ИП действует еще одно ограничение – численность его работников не может превышать 100 человек.

А вот принцип определения вмененного налога в чем-то схож с расчетом платежа на ПСН. Он так же не зависит от реальных доходов, а составляет 15% от дохода вмененного, который в свою очередь рассчитывается на основании коэффициентов федерального и местного уровня, а так же зависит от некоторых условий по конкретному виду деятельности, переведенному на ЕНВД.

Налоговая математика

Стоит еще добавить, что вмененный спецрежим не так распространен, как патент. Далеко не во всех регионах принят закон о ЕНВД, либо же он применяется с довольно ограниченным списком видов деятельности, переводимых на вмененку. Тем не менее, если какое-то направление бизнеса может быть переведено в конкретном субъекте РФ как на ЕНВД, так и на ПСН, предприниматель неизбежно оказывается перед проблемой выбора: патент или ЕНВД, что выгоднее?

Говорить об однозначной выгодности того или иного спецрежима, как следует из всего выше сказанного, нельзя. По каждому конкретному случаю нужно рассчитывать конечные суммы налога. Но, поскольку в обоих случаях бюджетный платеж определяется исходя их фиксированных показателей, сделать расчет можно заранее, тем самым определить, в рамках которой из систем удастся больше сэкономить на налогах.

Рассмотрим это на примере.

Пример 1:

ИП Петров И.В., зарегистрированный в Клинском районе Московской области, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на собственном автомобиле. Согласно техпаспорту автомобиль имеет 5 посадочных мест.

Согласно Закону МО «О патентной системе налогообложения» от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ доход по деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, если он осуществляется ИП без привлечения работников, составляет 215 254 руб. в год. Сумма налога в этом случае составит 12 915 руб.

Расчет вмененного дохода по той же деятельности за 1 месяц работы производится исходя из фиксированных показателей, путем перемножения следующих значений:

  1. базовая доходность — для пассажирских перевозок равна 1500 руб.на одно посадочное место в месяц.
  2. количество посадочных мест.
  3. коэффициент К1, на 2016 год он составляет 1,798,
  4. коэффициент К2. Значения этого коэффициента установлено Решением Совета депутатов Клинского района Московской области от 25 октября 2007 г. № 3/45 и равно 1.

Итого квартальный налог составит:

1500 х 3 х 5 х 1,798 х 1 х 15% = 6068,25 руб.

За год расчетная сумма налога на ЕНВД составит 24 273 руб., однако ее можно уменьшить за счет уплаченного фиксированного взноса. Если ИП будет перечислять сумму взноса в ПФР ежеквартальными частями по 5788,33 (23 153,33 : 4), то в ИФНС ему останется заплатить лишь 1120 руб. или 280 руб. ежеквартально. Таким образом, в данном случае применение ЕНВД более оправдано при условии своевременных расчетов с ПФР.

Пример 2:

В том же Клинском районе Московской области (непосредственно в г. Клин) ИП Сидоров осуществляет торговую деятельность в павильоне с площадью торгового зала 40 кв. м с привлечением двух наемных сотрудников.

Сумма годового патентного дохода на основании того же Закона Московской «О патентной системе налогообложения» для розничной торговли с торговым залом менее 50 кв. м составляет 469 685 руб. при наличии у предпринимателя от 1 до 3 работников (не считая самого ИП).

Таким образом, размер годового налога составит

469 685 х 6% = 28 181 рубль

ЕНВД с учетом площади торгового зала будет рассчитываться на основании следующих показателей:

  1. базовая доходность – для торговой деятельности она равна 1800 руб. на 1 квадратный метр площади торгового зала.
  2. Площадь торгового зала.
  3. коэффициент К1 (1,798),
  4. коэффициент К2, равный 0,8 на основании Решения Совета депутатов Клинского района Московской области от 25 октября 2007 г. № 3/45.

Итого квартальный ЕНВД составит:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх