Куперс

Бухучет и анализ

Инжиниринговые центры минобрнауки

Сегодня в Российском химико-технологическом университете прошло торжественное открытие Менделеевского инжинирингового центра. На церемонии присутствовали Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, представители ведомств, образования и бизнеса. После открытия центра участники провели совещание, где подвели итоги развития инжиниринговых центров и обсудили перспективы взаимодействия двух ведомств в рамках реализации совместных проектов.

Создание инжиниринговых центров на базе вузов реализуется в рамках двух государственных программ: Минобрнауки России – «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», Минпромторг России – «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». На данный момент 49 из 72 (68%) поддержанных в рамках программы из федерального бюджета инжиниринговых центров были признаны успешными. В их числе Менделеевский инжиниринговый центр.

«В рамках совместной программы Минобрнауки и Минпромторга создано 72 инжиниринговых центра на базе университетов в 39 субъектах, то есть в практически в половине регионов страны. Показательно, что за 6 лет вложенные 6 млрд рублей бюджетных средств вернулись практически с троекратным увеличением выручки и заказами реального сектора экономики. Для нас принципиально важно, чтобы выпускники университета, заканчивая обучение, имели не только базовые знания, но и умели решать практические задачи. Индустриальные компании – наши стратегические партнеры в усовершенствовании образовательных программ и проведении совместных исследований. Инфраструктуру инжиниринговых центров мы рассматриваем как практическое воплощение такого совместного труда. Надеюсь, что мы с Минпромторгом России найдем возможности для продления нашей совместной программы. Хочу поздравить коллектив Российского химико-технологического университета с открытием инжинирингового центра. Это еще одно важное событие по популяризации химии, развитию химической науки и технологий в нашей стране в рамках объявленного ООН Международного года Периодической таблицы. Уверен, что практические результаты работы центра не заставят себя долго ждать», — отметил Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

«Центр призван обеспечить создание новых материалов и технологий, комплексное проектирование и сопровождение производств малотоннажной химии, решение задач импортозамещения в гражданских секторах и в части продукции двойного назначения. Мы надеемся, что он станет полноценным связующим звеном науки и производства для всего химического комплекса. Более того, учитывая мультиотраслевое значение химии в развитии потребляющих отраслей, создание Центра будет способствовать инновационному развитию нефтепереработки, фармацевтики, агрохимии, композитных материалов и широкого ряда других связанных индустрий», – заявил Денис Мантуров.

В Инжиниринговом центре РХТУ проходит разработка бизнес-проектов полного производственного цикла в области химической технологии, в том числе и технологии получения отечественных фармсубстанций и стандартов спецхимии. «Сейчас главная задача университета – кооперация с бизнес-сообществом. РХТУ отвечает за подготовку кадров для химической индустрии. Это значит, что наши студенты должны знать и понимать будущие потребности отрасли. Менделеевский инжиниринговый центр – это инструмент, который сближает нашу науку и предприятия химической промышленности», – сказал ректор РХТУ Александр Мажуга. Основные направления деятельности инжинирингового центра сосредоточены на тонком органическом синтезе, агрохимии, фармацевтике, радиохимии, полимерной и нефтехимии. Сейчас в центре разрабатывают технологии производства препаратов для лечения предынфарктных состояний, средства защиты растений, пищевые добавки, реактивы для нефтегазовой промышленности, водоподготовки и другие.

В ходе осмотра Инжинирингового центра Министры ознакомились с проектами Международного учебно-научного центра трансфера фармацевтических и биотехнологий, кафедры химической технологии стекла и ситаллов и инженерного химико-технологического факультета. Было представлено новое поколение нанопористых органических и гибридных аэрогелей для промышленного применения. Например, для создания высокоэффективного кровоостанавливающего средства на основе аэрогеля, матрасов из аэрогеля для ожоговых больных, теплоизоляционные материалы. Разработки центра в области получения изоляционных материалов на основе неорганических аэрогелей поддержаны Минпромторгом России в рамках реализации проекта с ООО «Ниагара» по организации опытно-промышленного производства.

Кафедра стекла представила сверхстабильную оптическую память на основе оксидных стекол (проект был выполнен в рамках мегагранта Минобрнауки России), микросферы на основе стекла для локальной лучевой терапии рака, а также защитные стекла для экранов смартфонов на основе сапфиринового ситалла.

Инженерный химико-технологический факультет продемонстрировал образцы твердых ракетных топлив для межконтинентальных и конвенционных ракет, малоразмерных космических аппаратов, пожаротушащие составы и огнепроводные шнуры для пиротехники и автономных систем тушения. Подобный состав использовался во время эстафеты олимпийского огня для зимних Олимпийских игр в Сочи-2014 при передаче горящего факела на дне Байкала.

Министры отметили важность проектов университета для отечественной химической промышленности и создания импортоопережающих технологий.

Сейчас в распоряжении центра находится более 80 единиц научного оборудования для элементного и молекулярного анализа, электронной микроскопии, определения физико-химических показателей твердых веществ и жидкостей. В центре работают 40 исследователей, в проекты активно вовлечены студенты университета. «Мы занимаемся разработкой новых продуктов или их аналогов от идеи до трансфера на производство, используя колоссальный опыт ученых РХТУ в области химической технологии. Компании обращаются к нам с определенной задачей, мы, в свою очередь, готовим для них подробный аналитический отчет, проводим обзор научно-технической информации, рассчитываем сырьевую себестоимость продукта, затем формируем план работ, смету и начинаем производство», – рассказывает руководитель Менделеевского инжинирингового центра Ратмир Дашкин. Сейчас центр ведет несколько проектов: совместно с ПАО «СИБУР Холдинг» разрабатывается отечественная технология получения метилендифиниладиизоцианата, с группой компаний «Р-Фарм» – опытная партия оригинального противоопухолевого препарата для клинических исследований. Среди партнеров: «ХимРар», «Август», «Технология лекарств», REATORG и другие.

После открытия Менделеевского инжинирингового центра Михаил Котюков и Денис Мантуров провели совещание с представителями ведомств, образования и бизнеса. Участие приняли ректор РХТУ Александр Мажуга, член правления ПАО «СИБУР Холдинг», управляющий директор Алексей Козлов, президент группы компаний «Фармасинтез» Викрам Пуния, генеральный директор АО «Спецхимия» Юрий Зозуля, генеральный директор Фонда «Долина Менделеева» Евгений Тоневицкий, финансовый директор АО Фирма «Август» Борис Тарасов, генеральный директор федерального бюджетного учреждения «Российское технологическое агентство» Владимир Пастухов, первый проректор Уральского федерального университета имени Ельцина Сергей Кортов, проректор по экономике и инновациям Московского государственного технического университета имени Баумана Евгений Старожук и другие.

Участники обсудили перспективы взаимодействия Минобрнауки России и Минпромторга России в рамках осуществления совместных межотраслевых проектов, подвели итоги реализации совместной программы поддержки проектов создания инжиниринговых центров, а также определили векторы их развития. На совещании были представлены итоги реализации работ ряда инжиниринговых центров, в том числе Уральского федерального университета, Московского государственного технического университета имени Баумана.

На встрече было принято решение о продолжении программы на предоставление грантов в форме субсидий для реализации проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе вузов и научных организаций. Программа будет учитывать уже имеющийся опыт создания инжиниринговых центров и способствовать расширению их сети с ярко выраженными отраслевыми направлениями. Также было решено организовать презентацию наиболее перспективных и ярких разработок инжиниринговых центров, и совместно сформировать деловую программу национальной выставки «ВУЗПРОМЭКСПО-2019» (11-12 декабря, ЦВК «Экспоцентр», г. Москва), ежегодно проводимой Минобрнауки России в партнерстве с Минпромторгом России.

Одна из приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, – создание конкурентоспособных российских технологий и опережающая подготовка кадров для промышленности. Справиться с этой задачей призван, в том числе, и инновационный научно-технологический центр «Долина Менделеева», идею которого также обсудили на совещании. Одно из направлений деятельности центра – создание условий и механизмов для формирования и развития национальной химии новой поколения. Цель «Долины Менделеева» – развитие собственного высокотехнологичного производства и возвращение российской химической продукции в глобальные производственные цепочки. Подразумевается, что резиденты инновационного центра будут успешно конкурировать в исследованиях и разработках на мировых рынках. Сейчас проект находится в высокой степени готовности и проходит межведомственное согласование. Готовность к сотрудничеству с «Долиной Менделеева» выразили присутствующие на совещании представители бизнес-сообщества и стратегические партнеры центра.

Вход

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в новой редакции, в состав которой входит, в том числе, подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» (далее – Подпрограмма).

Подпрограмма включает в себя реализацию шести основных мероприятий, направленных на развитие индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна, развитие малого и среднего предпринимательства в индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, в том числе основное мероприятие «Стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти».

Указанное мероприятие осуществляется Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России на основе отбора стратегических программ развития инжиниринговых центров, создаваемых на базе образовательных организаций высшего образования, согласованных с производственным партнером (компанией – заказчиком инжиниринговых услуг).

Минобрнауки России проводит открытые публичные конкурсы на предоставление государственной поддержки пилотных проектов развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования (далее – пилотные проекты). Конкурсный отбор пилотных проектов проводится в целях формирования на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, центров, оказывающих инжиниринговые услуги предприятиям и организациям, осуществляющим продвижение инновационных научно-исследовательских разработок.

Государственная поддержка оказывается в виде предоставления субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в целях реализации программы развития инжинирингового центра, созданного на базе образовательной организации высшего образования.

В 2013 г. Минобрнауки России был объявлен конкурсный отбор пилотных проектов. В период проведения конкурсного отбора поступило 96 программ развития инжиниринговых центров от 91 образовательной организации высшего образования. По результатам оценки поступивших заявок победителями конкурсного отбора реализации пилотных проектов стали 11 образовательных организаций высшего образования с программами создания и развития 12 инжиниринговых центров по следующим приоритетным направлениям: композитные материалы, лазерные и аддитивные технологии, компьютерный инжиниринг. Общий объем государственной поддержки в 2013 г. составил 500 млн руб.

По результатам оценки хода реализации стратегических программ развития пилотных проектов, достижения количественных и качественных показателей реализации пилотных проектов, обоснования произведенных затрат было принято решение о прекращении поддержки реализации инжинирингового центра «Литейные технологии и материалы» на базе ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Учитывая изложенное, в 2014 г. продолжилась реализация 11 пилотных проектов на базе 11 образовательных организаций высшего образования. Общий объем государственной поддержки в 2014 г. составил 530 млн руб.

В августе-сентябре 2014 г. проведена вторая очередь открытого публичного конкурса на предоставление государственной поддержки пилотных проектов.

На конкурс поступило 66 заявок от образовательных организаций высшего образования, 54 из которых по результатам рассмотрения на соответствие требованиям конкурсной документации были допущены для проведения экспертной оценки.

По результатам проведенной оценки победителями указанного конкурса были признаны 9 образовательных организаций высшего образования с программами создания и развития инжиниринговых центров по следующим приоритетным направлениям: биотехнологии, легкая и текстильная промышленность, электроника. Общий объем государственной поддержки в 2014 г. составил 210 млн руб.

ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИ ВУЗАХ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В целях модернизации экономики и внедрения инноваций в реальный сектор экономики в российских вузах создаются инжиниринговые центры. Для вуза создание профильного инжинирингового центра это возможность получить дополнительное финансирование в виде увеличения субсидии на выполнение государственного задания, а также в виде средств от заказчиков услуг инжинирингового центра. Субсидии от Минобрнауки России на создание инжиниринговых центров распределяются на конкурсной основе, конкурс проводится ежегодно.

Федеральная программа

Инжиниринговые центры создаются как один из способов предложить высокотехнологичные, инновационные решения для производственного сектора.
Распоряжением Правительства РФ от 23.07.2013 № 1300-р утвержден план мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Одной из мер для реализации этой задачи было выбрано создание инжиниринговых центров (ИЦ) на базе научных исследовательских центров, научных исследовательских университетов и других учреждений образования и науки. Запуск пилотных проектов инжиниринговых центров осуществлялся в рамках подпрограммы 19 «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328. Для развития инжиниринга в России был выбран путь ежегодного открытия новых центров, предоставляющих инжиниринговые услуги.
Реализация данной задачи предполагает также целевую подготовку созданных ИЦ кадров, а также продвижение инновационных научно-исследовательских разработок. В целях вовлечения оборудования образовательных организаций высшего образования и научных учреждений предполагалось также сформировать реестр оборудования, используемого в инжиниринговой деятельности (провести его инвентаризацию) и разработать типовой регламент доступа к данному оборудованию.
Задачу по созданию инжиниринговых центров осуществляет Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России на основе отбора стратегических программ развития инжиниринговых центров (создаваемых на базе вузов), согласованных с производственным партнером (компанией – заказчиком инжиниринговых услуг).
Ежегодно Минобрнауки России проводит открытые публичные конкурсы на предоставление государственной поддержки пилотных проектов развития инжиниринговых центров на базе вузов.
Государственная поддержка проектам оказывается в виде предоставления субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения госзадания в целях реализации программы развития ИЦ, созданного на базе вуза.

Инжиниринговые центры при вузах

В целях модернизации экономики и внедрения инноваций в реальный сектор экономики в российских вузах создаются инжиниринговые центры. Для вуза создание профильного инжинирингового центра — это возможность получить дополнительное финансирование в виде увеличения субсидии на выполнение государственного задания, а также в виде средств от заказчиков услуг инжинирингового центра. Субсидии от Минобрнауки России на создание инжиниринговых центров распределяются на конкурсной основе, конкурс проводится ежегодно.

Конкурс на получение поддержки

Ежегодно Минобрнауки утверждает положение о проведении открытого публичного конкурса на предоставление государственной поддержки проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее — Положение).

Основная суть реализации проектов заключается в создании инжиниринговых центров, способствующих эффективному осуществлению вузами образовательной и научной деятельности на основе принципов интеграции науки и образования, генерации знаний, проведения широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, формирования высокоэффективной системы подготовки квалифицированных кадров в области инжиниринга и промышленного дизайна.

Согласно отраслевым планам импортозамещения сформирован перечень приоритетных направлений деятельности создаваемых в рамках проектов инжиниринговых центров, который включает в 2016 году следующие отрасли:

  • медицинскую промышленность, в том числе технические средства реабилитации;
  • роботостроение;
  • станкостроение/аддитивное машиностроение;
  • тяжелое машиностроение;
  • фармацевтическую промышленность;
  • энергетическое машиностроение;
  • машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • сельскохозяйственное машиностроение;
  • технологии для развития Арктики;
  • технологии энергоэффективности;
  • развитие наилучших доступных технологий;
  • химическую промышленность;
  • металлургию;
  • ИТ-технологии.

Проект, участвующий в конкурсном отборе, должен содержать стратегическую программу развития инжинирингового центра на базе образовательной организации высшего образования на период 2017 — 2021 годов (далее — Стратегическая программа).

Конкурсный отбор проводится Межведомственной комиссией по реализации пилотных проектов.

Государственная поддержка отобранных проектов осуществляется путем предоставления из федерального бюджета субсидий вузам, отобранным по результатам конкурсного отбора, для возмещения затрат, связанных с их реализацией.

Субсидия предоставляется на 2 года (2017 — 2018 годы), отчетный период по проекту составляет 5 лет. Объем запрашиваемой субсидии должен быть рассчитан на срок от 1 до 2 лет начиная с 2017 года и не должен превышать:

  • в 2017 году — 40 млн руб.;
  • в 2018 году — 60 млн руб.

При этом Положение содержит оговорку о том, что объем субсидии для победителя конкурса в 2018 году составит 60 млн руб. в случае доведения соответствующего объема лимитов бюджетных обязательств Минобрнауки России на данные цели. В случае сокращения лимитов бюджетных обязательств Минобрнауки России оставляет за собой право сократить объемы субсидии, предоставляемой в рамках конкурса.

Предоставление субсидии осуществляет Минобрнауки России путем увеличения государственного задания вузу, выигравшему конкурс, в части организации проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки (в целях реализации проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров).

При сокращении объемов субсидии, предоставляемой Минобрнауки России на реализацию проектов, менее чем на 20% от запланированных значений изменение количественных значений целевых показателей проекта не допускается.

В Положении 2016 года особо оговорено, что основаниями для корректировки количественных значений целевых показателей проектов не являются изменения экономической ситуации в стране, курсов национальных валют, конъюнктуры рынка, ограничения по поставке зарубежного оборудования и прочие негативные явления в мировой экономике, то есть вузы должны предусмотреть и учесть все подобные риски до подачи заявки.

Вузы, не выполняющие показатели реализации проекта по итогам отчетного периода, лишаются финансирования из средств федерального бюджета последующего года, предоставляемого для реализации проекта. Принятие решения по финансированию на следующий год осуществляется по результатам выполнения проекта в предыдущем году.

В целях мониторинга реализации проекта вуз — победитель конкурсного отбора обязан обеспечить представление сведений о ходе выполнения работ в рамках проекта представителям Минобрнауки России и/или уполномоченным им третьим лицам.

Требования к реализации проекта

Проект должен предусматривать создание в 2017 году на базе и при участии вуза юридического лица, оказывающего услуги в области инжиниринга и промышленного дизайна.

При реализации проекта должны быть обеспечены следующие показатели объемов инжиниринговых услуг, оказанных созданным инжиниринговым центром организациям реального сектора экономики, без учета государственных контрактов, заказов со стороны вузов, субсидий, грантов:

  • 2018 год — не менее 100% от объема выделенной субсидии в 2017 году;
  • 2019 год — не менее 100% от общего объема выделенной субсидии в 2017 — 2018 годах.

Средства субсидии можно расходовать в строго регламентированных направлениях (таблица N 1 на с. 26).

Таблица N 1

Допустимые направления расходования средств субсидии в рамках реализации проекта

Наименование категории инвестиционных затрат

2017 год

2018 год

Закупка оборудования

Не менее 50% от объемов запрашиваемой субсидии

Не менее 60% от объемов запрашиваемой субсидии

Закупка программного обеспечения

Приобретение нематериальных активов

Оплата труда работников, занятых в реализации проекта (вне их основных обязательств, в том числе оплата труда сторонних специалистов), с отчислениями на социальные нужды

Не более 35% от объемов запрашиваемой субсидии

Не более 25% от объемов запрашиваемой субсидии

Расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров

Не более 15% от объемов запрашиваемой субсидии

Не более 15% от объемов запрашиваемой субсидии

Маркетинговые расходы, в том числе на участие в выставках

Командировочные расходы

Консультационные услуги

Прочие накладные расходы

Все другие виды (направления) расходов на реализацию проекта (при их наличии) должны финансироваться из иных источников (собственных или привлеченных средств).

Вузы, отобранные в результате конкурса, обязаны ежегодно в течение всего отчетного периода по проекту (5 лет) не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Минобрнауки России отчет о реализации проекта. Порядок представления, форму и состав отчетных материалов устанавливает Минобрнауки России.

В конкурсном отборе могут принимать участие вузы, подведомственные Минобрнауки России и ориентированные на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также на подготовку кадров по специализациям, предполагающим предоставление услуг в области инжиниринга и промышленного дизайна. К конкурсному отбору не допускаются образовательные организации высшего образования, являющиеся победителями уже прошедших в 2013 — 2016 годах отборов проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров, то есть конкурс призван стимулировать создание новых центров, а не поддержку уже существующих.

Субсидия и ее учет

Субсидия на выполнение государственного задания выделяется учреждению на основании Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее — Положение N 640).

Согласно п. 11 Положения N 640 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание имущества, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения. Очевидно, что установленный Положением о конкурсе подход, при котором определяются допустимые направления расходования средств субсидии в рамках реализации проекта (таблица 1), для каждого из которых установлен предельный уровень, не соответствует порядку расчета нормативных затрат, приведенных в Положении N 640.

Тем не менее субсидия выделяется именно в такой форме. Отметим, что согласно п. 7 Положения N 640 учреждение вправе распределять показатели объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании, между созданными им обособленными подразделениями. С точки зрения управления затратами инжинирингового центра может быть целесообразно определить инжиниринговому центру как обособленному подразделению свой объем государственных работ (услуг) и соответствующее ему финансирование.

О выделении субсидии на финансирование деятельности инжинирингового центра вуз узнает только после объявления результатов конкурса, после чего данный объем финансирования потребуется внести в план финансово-хозяйственной деятельности в части доходов и расходов.

Кроме того, в план ФХД необходимо будет внести предполагаемые доходы и расходы в части приносящей доход деятельности инжинирингового центра.

Бухгалтерский учет субсидий на государственное задание ведется в соответствии:

  • с Инструкцией по бухгалтерскому учету автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее — Инструкция N 183н);
  • Инструкцией по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).

Обратите внимание! Недавним Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Минфина России в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» внесены изменения в Инструкции N 174н и 183н в части учета субсидий на государственное задание.

Утверждение плана ФХД в части государственного задания отражается в учете так:

Дебет счета 4 50710 130 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 4 50410 130 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года по доходам от оказания платных работ, услуг».

На основании соглашения, подписанного с учредителем, учреждением отражаются доходы от субсидии:

Дебет счета 4 20530 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 4 40140 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

  • начислены доходы будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного задания.

При наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения делаются записи:

Дебет счета 4 40140 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Кредит счета 4 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг»

  • признаны доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

Дебет счета 4 20111 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 4 20530 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

  • поступили денежные средства от учредителя на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Одновременно:

Дебет счета 4 50810 130 «Получено финансового обеспечения в текущем финансовом году по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 4 50710 130 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год по доходам от оказания платных работ, услуг».

Утверждение плана ФХД в части расходов отражается так:

Дебет счета 4 50410 200 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения по расходам на текущий финансовый год»

Кредит счета 4 50610 000 «Право на принятие обязательств на текущий финансовый год»

  • отражены планируемые расходы учреждения.

Далее учреждением в бухгалтерском учете отражается принятие обязательств (денежных обязательств) по расходам в обычном порядке.

С 2016 года средства в объеме остатков субсидий, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат возврату в федеральный бюджет.

Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков предоставленных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания, представленного учредителю, отражается так:

Дебет счета 4 40110 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит счета 4 30305 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Создание юридического лица, оказывающего инжиниринговые услуги

Положением предусматривается обязательное создание вузом юридического лица, оказывающего инжиниринговые услуги.

Согласно ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В качестве РИД могут выступать программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат вузам-учредителям (в том числе совместно с другими лицами).

Такие общества или партнерства называют малыми инновационными предприятиями (МИП). В уставный (складочный) капитал МИП вуз должен внести право использования РИД. Также в уставный (складочный) капитал МИП могут вноситься денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении вуза. При этом внесение в уставный капитал МИП имущества, предоставленного вузу учредителем, должно быть согласовано с ним.

Для внесения РИД в уставный (складочный) капитал создаваемого МИП он должен быть зарегистрирован в установленном порядке и учтен в бухгалтерском учете учреждения на счете 10200 «Нематериальные активы».

Если РИД передается в уставный капитал МИП по неисключительной (простой) лицензии, то при таком вложении отчуждения актива не происходит, так как передается неисключительное право пользования, а исключительное право остается у вуза, что отражается так:

Дебет счета 0 102×0 000 «Нематериальные активы»

Кредит счета 0 102×0 000 «Нематериальные активы»

  • отражена передача нематериального актива в уставный капитал МИП.

Одновременно: увеличение забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Если в уставный капитал МИП передается исключительное право, то в учете учреждения отражается выбытие нематериального актива (п. 17 Инструкции N 174н, п. 17 Инструкции N 183н). В учете это отражается записями:

Дебет счета 0 104×9 420 «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов»

Кредит счета 0 102×0 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»;

Дебет счета 0 21531 000 «Вложения в акции»

или Дебет счета 0 21534 000 «Вложения в иные формы участия в капитале»

Кредит счета 0 102×0 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов».

Если же в уставный капитал МИП кроме НМА вкладываются денежные средства или иное имущество, это отражается в учете следующим образом:

Дебет счета 0 21531 000 «Вложения в акции» (если созданное МИП — акционерное общество)

или Дебет счета 0 21534 000 «Вложения в иные формы участия в капитале» (если МИП — ООО)

Кредит счета 0 20111 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

или Кредит счета 0 20121 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений).

Одновременно: увеличение забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств учреждения»

  • отражено вложение денежных средств в уставный капитал МИП.

После того как первоначальная стоимость долей и акций сформирована, производится их принятие к учету по балансовой стоимости на счете 20400 «Финансовые вложения».

Принятие к учету финансовых активов по сформированной стоимости, согласно п. 120 Инструкции N 174н, п. 123 Инструкции N 183н, отражается так:

Дебет счета 2 20431 000 «Акции»

Кредит счета 2 21531 000 «Вложения в акции»

или

Дебет счета 2 20434 000 «Иные формы участия в капитале»

Кредит счета 2 21534 000 «Вложения в иные формы участия в капитале».

И.В. Артемова

Главный бухгалтер,

консультант

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх