Куперс

Бухучет и анализ

Конституционная нестабильность

Конституционная нестабильность

  • Конституционная нестабильность

    Сменяющие друг друга у власти каудильо и поддерживающие их политические группировки стремились внедрить своих ставленников в государственный аппарат и усилить идеологическое воздействие на население. В связи с этим, а также в силу своего собственного честолюбия новый президент-каудильо, как правило,…
    (ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В НОВОЕ ВРЕМЯ)

  • Конституционные основы правового государства

    Уже говорилось, что иным названием правового государства является «конституционное государство». Связь государства с конституционным строем — центральный момент правовой государственности. Конституция — основной закон государства — служит выражением «верховенства права» в государстве,…
    (Становление правового государства в Российской Федерации)

  • Основы конституционного права

    Конституционное право как отрасль Предмет, метод и задачи конституционного права Конституционное право России как отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, принципы…
    (Правоведение)

  • Конституционное право как отрасль

    Предмет, метод и задачи конституционного права Конституционное право России как отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, принципы организации и деятельности органов государства,…
    (Правоведение)

  • Предмет, метод и задачи конституционного права

    Конституционное право России как отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, принципы организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправления. Конституционное…
    (Правоведение)

  • Источники конституционного права

    Нормы конституционного права имеют формальное выражение и закрепление в их источниках. Они образуют целостную систему. Один из источников конституционного права России — естественное право. Оно включает в себя общечеловеческие идеалы и представления о свободе и справедливости, составляющие суть права….
    (Правоведение)

  • Субъекты и объекты конституционного права

    Субъектами конституционно-правовых отношений выступают как физические лица, так и организации. Основным субъектом является человек, имеющий статус гражданина и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать…
    (Правоведение)

  • Основы конституционного строя

    Понятие «основы конституционного строя» Это понятие — одно из наиболее важных. Оно определяет основные принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать…
    (Правоведение)

  • Понятие «основы конституционного строя»

    Это понятие — одно из наиболее важных. Оно определяет основные принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать права и свободы личности. В этой связи…
    (Правоведение)

Стабильность конституции

Конституция — акт долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного и бесконфликтного развития общества и обеспечение единства конституционного пространства страны.

Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течении длительного времени. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. «Конституционное право России» /А.С.Прудникова, В.И. Авсеенко // М., -2006. -С.89.

Стабильность конституции должна сочетаться с ее динамизмом, поскольку «заморозить» текст конституции невозможно. Но изменения не должны быть частыми, так как это может привести на нет сам принцип стабильности.

Стабильность зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция России относиться к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, изменения и дополнения.

Применительно к порядку принятия Конституции он заключается, во- первых, в том, что для разработки проекта Конституции создается специальная Конституционная комиссия, от участников которой требуется высокая степень квалификации в самых разных отраслях знаний, прежде всего юриспруденции, практический опыт, юридические и законодательные навыки.

Во- вторых, особый порядок принятия Конституции заключается в возможности вынесения ее проекта на всенародное голосование (референдум) либо в утверждении ее специально создаваемым органом типа Учредительного собрания- Конституционным Собранием.

Принятие конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Первоначальные проекты конституций публикуются на страницах газет с большим тиражом и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок принятия и изменения

Конституция России фактически относиться жестким конституциям.

Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин // М., -2007. -С.40.

В самой Конституции названы федеральные конституционные законы и многие федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

Особый порядок изменения и дополнения Конституции предусмотрен в гл. 9, специально усложненная процедура внесения и принятия предложений о пересмотре или изменении различных частей Конституции требуется соблюдение интересов большинства субъектов федерации, выраженное в обязательности утверждения таких изменений путем принятия соответствующих законов представительными органами государственной власти субъектов РФ. Кудинов О.А. «Конституционное право Российской Федерации» / О.А. Кудинов // М., -2009. -С.109.

Конституция РФ предусматривает четыре способа ее изменения: внесения поправок; включение названия нового субъекта (субъектов) РФ, принятого в состав Федерации на основе добровольного присоединения территории зарубежного государства или в результате образования нового субъекта РФ на ее территории; изменение названия субъекта РФ, уже состоящего в Федерации; общий пересмотр Конституции. Чиркин В.Е. «Конституционное право России» / В.Е.Чиркин // М., -2009. -С.72.

Первый способ. Положения гл. 1, 2, 9, в соответствии со ст. 135 Конституции изменяются в наиболее затрудненном порядке, так как внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Данные нормы глав Конституции составляют «фундамент» всех иных конституционных норм. Любая норма гл. 1, 2, 9, находиться в системной связи с другими конституционными положениями. Поэтому даже незначительное изменение может привести к тому, что придется заново пересматривать содержание конституционного текста в целом.

Второй способ. Поправки к гл. 3- 8, в соответствии со ст. 136 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для Федерального Конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Федерации. При раскрытии содержания данных статей законодатель в ФЗ от 4 марта 1998г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» исходит из толкования Конституционным Судом РФ.

Третий способ. Часть 1 ст. 137 Конституции РФ гласит, что изменения в ст. 65 Конституции, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно правового статуса действующего субъекта Федерации, вносятся на основании федеральных конституционных законов. Особенности принятия таких федеральных конституционных законов установлены ФКЗ от 17 декабря 2001г. «о порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Четвертый способ. Все три изложенных способа изменения конституции относятся к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке на основании указов Президента РФ. Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. «Конституционное право России» / А.Н.Кокотов, М.И. Кукушкин // М., -2007. -С. 84-88.

Наряду с принятием поправок развитие Конституции РФ осуществляется путем принятия федеральных конституционных законов.

Прямое действие

Конституция РФ имеет прямое действие согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».

Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Рассмотрев юридические свойства Конституции РФ можно сделать следующие выводы. Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа.

Конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать.

СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

неизменность основных положений конституции при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. С.к. является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. С.к. определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.) и обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых является аналогичным порядку изменения обычных законов; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких относится и российская Конституция. Со времени ее принятия ни одно из ее конституционных положений не изменялось и не дополнялось.

(В.Ч.)

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Стабильность Конституции РФ

Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью.

Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся:

  • — во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;
  • — во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции;
  • — в-третьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа — Конституционного Собрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референдум;
  • — в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.

В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества, связанное с противостоянием политических сил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общественную поддержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. При этом предусматривалось, что для достижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процедуры; кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх