Куперс

Бухучет и анализ

Квота по инвалидам

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обеспечение конституционного права на труд граждан с инвалидностью — задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения Санкт-Петербурга во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов.

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов – это определение минимального количества рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, а также нормами права Российской Федерации и законом Санкт-Петербурга в сфере занятости, и проводится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга:

Квота — это минимальное число рабочих мест, которые работодатель обязан создать (выделить) для трудоустройства инвалидов, при этом в счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотировать рабочие места обязаны работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге устанавливается в соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».

Для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Внимание!
В феврале 2018 года законом Санкт-Петербурга от 07.02.2018 № 55-12 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге» были внесены существенные изменения по исполнению обязанности квотирования рабочих мест работодателями Санкт-Петербурга.

Выполнение работодателями квоты может осуществляться следующими способами:

1) заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;

2) заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;

Примерное соглашение об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов

3) создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями.

Выполнением квоты в соответствии с частью первой настоящей статьи считается трудоустройство в организации инвалидов на все созданные (выделенные) рабочие места, подтвержденное заключением трудовых договоров.

Подать заявление на включение в Реестр организация, готовая стать принимающей, может через личный кабинет работодателя портала Службы занятости населения Санкт-Петербурга r21.spb.ru. Заявление подается на квартал.

Также на сайте r21.spb.ru можно ознакомиться с Реестром в целях выбора принимающей стороны. В Реестре указываются наименование организаций, готовых выступить принимающей стороной, предполагаемое количество рабочих мест для людей с инвалидностью и контактные данные организации.

Права работодателей

Замещение вакантных рабочих мест, выделенных в счет установленной квоты, возможно, если инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места; работодатель воспользовался государственной услугой в подборе необходимых работников, обратившись для этого в службу занятости населения Санкт-Петербурга и служба занятости направили потенциального кандидата на вакансию.

Подобрать работника-инвалида возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Отказ работодателя в приеме на работу безработного, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде в направлении на работу по квоте, предъявленном безработным.

Работодатель вправе запрашивать и получать от органа службы занятости информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счетустановленной квоты.

Дополнительные возможности создания специальных рабочих мест

В целях содействия работодателям в создании рабочих мест, в том числе с целью выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, службой занятости населения Санкт-Петербурга предусматривается выделение финансовых средств в виде субсидий на возмещение расходов работодателя по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов.

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

Всю необходимую информацию по данному вопросу можно найти по ссылке «Работодателям. Создание и модернизация рабочих мест для инвалидов»

Обязанности работодателей

Работодатели должны создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Данная информация представляется работодателями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга, в Агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» по месту регистрации работодателей ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 27.02.2014 № 40-р «О представлении информации по квоте». Форма размещена на официальном сайте Службы занятости населения Санкт-Петербурга.

Указанная информация может предоставляться работодателями лично, почтой, а также в электронном виде через информационно-интерактивный ресурс www.r21.spb.ru посредством простой электронной подписи. Для этого необходимо получить в службе занятости населения Санкт-Петербурга код доступа в личный кабинет работодателя.

Ответственность за неисполнение норм законодательства

В случае невыполнения установленной обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов работодатель несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

  • неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст.5.42 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ).

Контроль за выполнением квоты

В рамках переданных полномочий (ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет функцию контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

  • Проверки организаций проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании ежегодного плана проверок, согласованного с прокуратурой Санкт-Петербурга.
  • По итогам проверки составляется акт, при выявлении нарушений выносится предписание и составляется протокол об административном правонарушении. Информация о результатах проверок работодателей предоставляется в прокуратуру Санкт-Петербурга.
  • По данным Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга, ежемесячно агентства занятости районов Санкт-Петербурга направляют в районные прокуратуры Санкт-Петербурга, для принятия мер прокурорского реагирования список организаций, не предоставляющих обязательную ежемесячную информацию о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге по состоянию на 18.09.2020

В Санкт-Петербурге 2 698 работодателей, имеющих численность сотрудников более 100 человек, подлежат исполнению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

По информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступившей по состоянию на 24.07.2020, организациями города заквотировано 20 950 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, при этом 15 370 рабочих мест занято инвалидами.

С начала 2020 года на предприятия (организации) Санкт-Петербурга трудоустроено в счет установленной квоты 781 человек.

В соответствии с новыми возможностями исполнения квоты — заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации, заключено 74 соглашения (договоров) на 600 рабочих мест из них в 2020 году 29 соглашений (договоров) на 338 рабочих мест.

Приказ Минтруда России №515 от 04.08.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности»

Предприятия, учреждения и организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций лиц с инвалидностью, физические лица, использующие наемный труд, со среднесписочным количеством штатных работников учетного состава в год от 8 до 25 человек должны обеспечить 1 рабочее место для трудоустройства лиц с инвалидностью. Если этот показатель составляет 25 и более человек, то норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью увеличится до 4% (статья 19 Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» (далее — Закон № 875).

Если среднесписочная численность работников за год работы предприятия составляет семь человек, предприятие не подпадает под указанную норму Закона № 875.

Проводя расчет норматива, количество рабочих мест следует округлять до целого значения. Так, например, для предприятия, среднесписочная численность штатных работников за год в котором 35 человек, этот норматив — одно рабочее место (35*4 = 1,4).

Стоит заметить, что выполнением норматива рабочих мест в указанном количестве считается трудоустройство предприятием лиц с инвалидностью, для которых это место работы является основным. При этом, не имеет значения режим работы такого работника: полное рабочее время или 0,5 ставки (неполное рабочее время).

Рассчитывая норматив, нужно правильно определить среднесписочную численность штатных работников учетного состава за год. Данный показатель исчисляется по пунктам 3.2.5 и 3.2.6 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286 (далее — Инструкция № 286), а также нужен для правильного заполнения отчета по форме №10-ПІ, утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42 «Об утверждении формы отчетности №10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкции относительно заполнения формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов».

Учетное количество штатных работников определяется на определенную дату отчетного периода, например, на первое или последнее число месяца, включая принятых работников и исключая выбывших в этот день. При этом в учетной численности штатных работников за каждый календарный день учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствующие на работе по каким-либо причинам, то есть все работники, состоящие в трудовых отношениях. Перечень категорий работников, которые включаются в учетное количество, содержится в п. 2.4 и п.2.5, тех, которые не включаются — в п. 2.6 Инструкции № 286.

Обращаем внимание на то, что Инструкцией № 286 определены отдельные особенности отнесения к учетной численности штатных работников определенных категорий, а именно:

— работники, принятые или переведенные по инициативе администрации на неполное рабочее время (день или рабочую неделю) в учетном количестве учитываются за каждый календарный день как целые единицы;

— внутренние совместители (работники, которые получают на одном предприятии две, полторы ставки) в учетной численности штатных работников учитываются как одно физическое лицо.

Среднесписочная численность штатных работников рассчитывается на основании ежедневных данных об учетной численности штатных работников, которые должны уточняться в соответствии с приказами о приеме, переведении работника на другую работу и прекращении трудового договора. Именно поэтому, сначала нужно правильно рассчитывать среднесписочную численность штатных работников за каждый день. Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников, на основании которого определяется количество работников, которые явились или не явились на работу. Для расчета этого показателя учитываются все категории работников учетного состава, указанные п. 2.4 и п. 2.5 Инструкции № 286, кроме работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, и по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия.

Количество штатных работников учетного состава за выходной, праздничный и нерабочий день принимается на уровне учетной численности работников за предшествующий рабочий день. В случае двух или более выходных или праздничных и нерабочих дней подряд, количество штатных работников учетного состава за каждый из этих дней принимается на уровне количества работников учетного состава за рабочий день, который им предшествовал. Если на предприятии работает одинаковое количество работников, не трудно рассчитать 4% -й норматив. Однако если количество работающих в течение месяца меняется, нужно правильно рассчитать среднесписочную численность штатных работников.

Если предприятие работало неполный месяц (вновь созданное, ликвидированное или имеет сезонный характер работы), показатель среднесписочной численности штатных работников определяется делением суммы учетного количества штатных работников за все дни работы предприятия в отчетном месяце (включая выходные и праздничные и нерабочие дни за период работы) на число календарных дней в отчетном месяце.

К вновь созданным предприятиям не относятся предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.

Среднесписочная численность штатных работников за год исчисляется суммированием среднесписочной численности штатных работников за все месяцы работы предприятия, прошедшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и делением полученной суммы на 12.

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Об установлении квоты для приема на работу инвалидов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
Об установлении квоты для приема на работу инвалидов

(с изменениями на 2 марта 2017 года)

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 169-ЗСО,
Законом Саратовской области от 04.02.2014 N 16-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.12.2014 N 182-ЗСО,
Законом Саратовской области от 02.03.2017 N 14-ЗСО.

принят Саратовской областной Думой
22 февраля 2005 года

Настоящий Закон в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает квоту для приема на работу проживающих в Саратовской области инвалидов, имеющих рекомендацию к труду, с целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.

Статья 1. Квота для приема на работу инвалидов

Статья 1. Квота для приема на работу инвалидов
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 04.02.2014 N 16-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Квота для приема на работу инвалидов — минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов работодателем, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.

Статья 2. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Статья 2. Установление квоты для приема на работу инвалидов
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 25.12.2014 N 182-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

В Саратовской области работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек (без учета численности лиц, работающих по совместительству), устанавливается квота для приема на работу инвалидов — два процента среднесписочной численности работников.
Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников (без учета численности лиц, работающих по совместительству), исчисляемой в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. В соответствии с федеральным законом при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам условий труда.
При расчете числа квотируемых рабочих мест исходя из процентного соотношения десятичная дробь 0,5 и более округляется в сторону увеличения до целого значения числа, менее 0,5 — в сторону уменьшения до целого значения числа (часть в редакции, введенной Законом Саратовской области от 02.03.2017 N 14-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Освобождение от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законом.

Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
пункты 1 и 2 постановления Саратовской областной Думы от 9 июля 1997 года N 43-806 «О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов»;
Закон Саратовской области от 5 июля 2002 года N 65-ЗСО «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Саратовской области»;
Закон Саратовской области от 23 июля 2004 года N 41-ЗСО «О внесении изменения в статью 6 Закона Саратовской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Саратовской области».

Губернатор Саратовской области
Д.Ф.Аяцков

г.Саратов
28 февраля 2005 г.

N 20-ЗСО

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений

ИПС «Кодекс» — Центр «Уникласс».

Интерактивный портал

управления труда и занятости Департамента социальной защиты,

Личный кабинет Войти через госуслуги

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Под квотой для приема на работу инвалидов понимается минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест,
на которых уже работают инвалиды (далее также – квота).
Квота устанавливается работодателям, осуществляющим деятельность на территории Орловской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В соответствии с законодательством (статья 21 Федерального закона
№ 181-ФЗ, статья 2 Закона Орловской области № 726-ОЗ) квота устанавливается работодателям. Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации «Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры».
Согласно Закону Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ
«О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» квота устанавливается работодателям:

  • численность работников которых составляет не менее чем 35 человек
    и не более чем 100 человек – в размере 3 процентов среднесписочной численности работников;
  • численность работников которых превышает 100 человек – в размере
    4 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников
не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения
до целого значения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно приведенным нормам законодательства:

– вначале по численности (исходной!) устанавливается процент квоты:
если исходная численность от 35 до 100 работников – 3 %;
если исходная численность свыше 100 работников – 4 %.
– затем, при расчете квоты из среднесписочной численности работников вычитается численность работников, условия труда которых отнесены
к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда;
– от полученной численности работников берется установленный процент квоты;
– округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения
до целого значения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»:
1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные
и опасные условия труда.
2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие
к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний
(с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
При определении численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда в отчетном месяце можно использовать:
– данные табеля учета рабочего времени за отчетный месяц и материалы специальной оценки условий труда (Сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда);
– при формировании отчета за январь месяц текущего года – форму Федерального статистического наблюдения № 1-Т (условия труда) «Сведения
о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» за прошедший год (строка 02).
В пределах квоты устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121
«Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» оно определяется в соответствии
с распределением:

Среднесписочная численность работников организации, человек Количество специальных рабочих мест, единиц
от 101 до 500 1
от 501 до 1000 2
от 1001 до 2000 3
более 2000 4

При определении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в среднесписочную численность работников
не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Примеры расчета квоты.
Пример 1.
Численность работников – 46 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 45 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
45 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 1 рабочее место, количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 2.
Численность работников – 67 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 67 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
67 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 2 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 3.
Численность работников – 67 человек, следовательно, размер установленной квоты – 3 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц – 67 человек;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 2 работника;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
65 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 1 рабочее место; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 4.
Численность работников – 121 человек, следовательно, размер установленной квоты – 4 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц 122 человека;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 45 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
77 работников.
Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 3 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 0 рабочих мест.
Пример 5.
Численность работников – 122 человека, следовательно, размер установленной квоты – 4 %.
Среднесписочная численность работников в соответствии с формой № П-4 Федерального статистического наблюдения за предыдущий месяц 122 человека;
численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, – 0 работников;
среднесписочная численность работников организации без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, –
122 работника.

Исходя из последнего показателя установленное количество квотируемых рабочих мест для инвалидов составляет 4 рабочих места; количество специальных рабочих мест – 1 рабочее место.
Согласно статье 24 Федерального закона № 181-ФЗ и части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели в соответствии
с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1. Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
Пример локального нормативного акта, содержащего сведения
о созданных (выделенных) в соответствии с установленной квотой рабочих местах:
На бланке организации
Приказ № ___
г. Орёл «____» __________ 20___ г.
О квотировании рабочих мест для инвалидов
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закону Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области» и постановлению Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121
«Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» приказываю:
1. В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов:
1.1. Выделить 2 рабочих места:
– бухгалтер (специальное рабочее место) – 1 ед.,
– слесарь механосборочных работ – 1 ед.;
1.2. Создать 5 рабочих мест:
– слесарь механосборочных работ – 5 ед.;
1.3. Заключить договор с _____________________ на размещение производственного заказа в счет выполнения 3 единиц квоты.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Согласно определению СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2013 года № 50-АПГ13-5 «… работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов
и её выполнения.
…федеральным законом установлена обязанность работодателя не только
по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и по выполнению квоты, т. е. обеспечению её исполнения».
2. Создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
3. Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию
о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов
в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, а также информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Данная информация представляется в органы службы занятости
в порядке, установленном постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 348 «Об утверждении Порядка представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Свободные рабочие места засчитываются в счет квоты при наличии одновременно следующих условий (часть 7 статьи 3 Закона Орловской области № 726-ОЗ):

  • отсутствия фактов необоснованного (в нарушение законодательства Российской Федерации) отказа в приеме на работу инвалидов на данные рабочие места;
  • если данные рабочие места находятся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей менее 6 месяцев с даты первичного внесения сведений о наличии таких рабочих мест;
  • если условия труда на таких рабочих местах не относятся к вредным
    и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места осуществляется работодателем как по направлению органов службы занятости, так и при непосредственном обращении к нему инвалида, с уведомлением
в пятидневный срок органа службы занятости о приеме на работу инвалида
в счет установленной квоты.
Согласно Закону Орловской области № 726-ОЗ работодатели вправе для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты арендовать соответствующие рабочие места у других работодателей.
Несколько работодателей по договоренности между собой могут создавать за счет своих средств производственные подразделения для трудоустройства инвалидов в счет установленных им квот.
Работодатели могут в счет выполнения установленной квоты размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. В этом случае им засчитывается выполнение установленной квоты на количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в течение календарного года для выполнения переданного заказа.
Работодатель в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях несет ответственность:

  • согласно части 1 статьи 5.42. – за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов
    в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
  • в соответствии со статьей 19.7. – за непредставление или несвоевременное представление предусмотренной законом информации либо представление такой информации в неполном объеме или в искаженном виде.

В соответствии с действующим законодательством государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов исполняется непосредственно государственными гражданскими служащими Управления труда и занятости Орловской области.
Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей,
содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) за приемом
на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Орловской области

№ п/п Реквизиты нормативного правового акта Подконтрольные субъекты, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий
по контролю
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
статьи 20, 21, 22, 24
Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
абзац 3 части 3
статьи 25
Закон Орловской области
от 6 декабря 2007 года
№ 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области»
работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
в полном объеме
Постановление Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года № 121 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
в полном объеме
Постановление Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 года № 348 «Об утверждении Порядка представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов» работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
в полном объеме
Постановление Правительства Орловской области от 30 сентября 2015 года № 444
«Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости на территории Орловской области»
работодатели, которым
в соответствии
с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов
раздел I

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх