Куперс

Бухучет и анализ

Налоговый менеджмент

Содержание

Основные элементы государственного налогового менеджмента

Налоговый менеджмент — емкое понятие, которое может обозначать экономические процессы на самых разных уровнях — от небольшой фирмы до целого государства. Изучим специфику государственного налогового менеджмента и сопоставим его основные признаки с особенностями менеджмента на уровне частных компаний.

Государственный и корпоративный налоговый менеджмент: соотношение понятий

Каковы ключевые элементы налогового менеджмента, осуществляемого государством?

Субъекты государственного налогового менеджмента

Муниципалитеты как субъекты налогового менеджмента

Объекты государственного налогового менеджмента

Функции в контексте механизмов государственного налогового менеджмента

Функции в контексте ролей государственного финансового менеджмента

Методы государственного налогового менеджмента

Цели государственного налогового менеджмента

Задачи государственного налогового менеджмента

Каковы критерии оценки эффективности государственного налогового менеджмента?

Государственный и корпоративный налоговый менеджмент: соотношение понятий

Термин «налоговый менеджмент» применительно к государству обозначает направление политики социально-экономического развития страны, в рамках которого компетентные органы власти решают задачи, связанные с обеспечением эффективной работы национальной налоговой системы. Часто термин «налоговый менеджмент» отождествляется с понятием налоговой политики государства.

Налоговый менеджмент или налоговая политика — деятельность, которая проводится государством со следующими целями:

  • обеспечить наполнение государственного бюджета за счет стабильных и выраженных в достаточном объеме налоговых поступлений;
  • простимулировать предпринимательство и социальную ответственность бизнеса за счет оптимизации налоговой нагрузки на частные предприятия;
  • обеспечить инвестиционную привлекательность национального хозяйства, содействовать развитию межгосударственного делового партнерства, предлагая зарубежным инвесторам конкурентные ставки по налогам, а также подписывая соглашения, позволяющие оптимизировать налоговую нагрузку для иностранных фирм.

В свою очередь, корпоративный налоговый менеджмент — это политика хозяйственного развития отдельно взятого субъекта экономических отношений — ИП, общества, НКО, банка, государственной или муниципальной компании, в рамках которой руководство фирмы решает задачи, связанные с минимизацией либо оптимизацией (с точки зрения тех же социальных задач) налоговой нагрузки на бизнес.

Очевидно, что государственный и корпоративный налоговый менеджмент тесно связаны друг с другом. При этом вовсе не обязательно, что государство в рамках соответствующего тандема будет ведущим игроком: часто те или иные решения органов власти, отвечающих за развитие национальной налоговой системы, продиктованы общественной позицией бизнеса. Она может выражаться в самых разных механизмах — протестных (вывод капиталов в офшоры, забастовки), партнерских (участие бизнеса в правительственных совещаниях, социальных проектах в обмен на налоговые льготы), реализуемых на уровне различных социально-политических коммуникаций (лобби, спонсирование кандидатов на выборах и т.д.).

Рассмотрим, какие ключевые элементы формируют государственный налоговый менеджмент в России.

Каковы ключевые элементы налогового менеджмента, осуществляемого государством?

В рамках налогового менеджмента, как и в случае с большинством других экономических категорий, можно выделить такие ключевые элементы, как:

  • субъекты;
  • объекты;
  • функции;
  • методы;
  • цели;
  • задачи.

Рассмотрим подробнее специфику элементов, из которых состоит государственный налоговый менеджмент.

Субъекты государственного налогового менеджмента

Таковыми, прежде всего, являются органы политического управления, представленные на нескольких уровнях и классифицируемые в рамках категорий, соответствующих концепции разделения властей.

Органы государственного управления, осуществляющие налоговый менеджмент в РФ, представлены структурами, которые функционируют на:

  • федеральном уровне;
  • региональном уровне.

В свою очередь, классифицироваться соответствующие структуры могут на:

  • исполнительные органы;
  • законодательные органы;
  • судебные органы.

Субъекты государственного налогового менеджмента решают задачи по разработке (на уровне законодательных органов), реализации (на уровне исполнительных структур) и контролю над законностью реализации (на уровне судебных органов) нормативно-правовых актов, на основании которых осуществляется управление национальной налоговой системой.

Налоговый менеджмент в России также осуществляют органы судебной системы посредством, как мы отметили выше, оценки законности действий субъектов налогового менеджмента. Данная система организована по принципу вертикальной субординации в аспекте всех существующих административно-политических уровней власти.

Верховный суд — высший ее орган, осуществляющий в пределах своих полномочий налоговый менеджмент на федеральном уровне. Он является вышестоящей инстанцией относительно верховных судов субъектов РФ, которые являются вышестоящими относительно районных, городских судов и мировых судей. Тот или иной налоговый спор или правонарушение рассматриваются судами от нижестоящих инстанций к вышестоящим (в рамках механизмов апелляции и кассации).

Муниципалитеты как субъекты налогового менеджмента

Отдельно стоит сказать о муниципальных органах власти, вовлеченных в налоговый менеджмент. Дело в том, что в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отделено от государственного. Поэтому формально муниципалитеты нельзя считать субъектом государственного налогового менеджмента.

Вместе с тем органам местного самоуправления отведена важная роль в соответствующем направлении государственной политики: муниципалитеты имеют определенные полномочия в части установления ставок по местным налогам, обладают правом распоряжаться денежными средствами, получаемыми за счет местных налогов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных — в соответствии с нормативами, которые зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ. В рамках отмеченных полномочий органы местного самоуправления также могут издавать и реализовывать НПА, направленные на обеспечение функционирования национальной налоговой системы.

Еще один нюанс, характеризующий муниципальную власть, — соответствующие органы участвуют в государственном налоговом менеджменте в соответствии с нормами права, которые не должны противоречить региональным и федеральным. Решения, принимаемые на уровне местного самоуправления и не основанные на локальных НПА, равно как и основанные на НПА, которые противоречат региональным и федеральным законодательным нормам, рассматриваются как незаконные.

Объекты государственного налогового менеджмента

К числу ключевых объектов государственного налогового менеджмента можно отнести:

  • деятельность и статус экономически активных субъектов, формирующих налоговую базу и налоговый потенциал;
  • налоговая система государства (входящие бюджетные потоки);
  • бюджетная система государства (исходящие бюджетные потоки).

Налоговая база — это объект государственного налогового менеджмента, который выражается в фактических величинах капитала либо имущества, располагаемого налогоплательщиками (физлицами, ИП, хозяйственными обществами и иными экономическими субъектами). Предельная расчетная величина налоговой базы в рамках какой-либо административно-политической единицы формирует налоговый потенциал. Задача государства в части взаимодействия с данным объектом налогового менеджмента — обеспечение правовых и инфраструктурных механизмов, позволяющих выявлять текущие показатели объема налоговых баз и эффективно моделировать те, что формируют потенциал.

Что касается входящих бюджетных потоков или, собственно, налоговых платежей, таковые являются объектом государственного налогового менеджмента и непосредственно коррелируют с налоговой базой. Ключевые критерии эффективного управления государством входящими бюджетными потоками — их стабильность и достаточный объем. Для этого органы, отвечающие за налоговый менеджмент, устанавливают посредством правовых механизмов необходимые налоги, ставки по ним, льготы, вычеты и иные параметры, которые определяют фактическую величину входящих бюджетных потоков.

Исходящие бюджетные потоки значимы для государственного налогового менеджмента с той точки зрения, что их величина, предопределяемая социальными задачами, политическими приоритетами, экономическими факторами, а также эффективность использования могут влиять на то, каким образом органы власти будут воздействовать на другие объекты государственного налогового менеджмента. То есть если государство не хочет сокращать финансирование социальных программ, то политика налогового менеджмента в части определения соответствующих баз, потенциалов, налогов и их элементов может быть скорректирована в пользу ужесточения платежной нагрузки на плательщиков. Если государству удается исполнять бюджет эффективно, без существенных переплат (например, в силу изначальной недостаточной проработанности статей расходов), то налоговый менеджмент в части тех или иных сфер налогообложения может характеризоваться мягкостью.

Функции в контексте механизмов государственного налогового менеджмента

Термин «функция» в аспекте государственного налогового менеджмента можно трактовать в нескольких значениях. В экономической науке с его помощью чаще всего обозначают:

  1. механизмы, посредством которых тот или иной социально-экономический институт — в данном случае институт государственного налогового менеджмента — выполняет свои задачи;
  2. совокупность ролей, выполняемых соответствующим социально-экономическим институтом.

Если рассматривать функции государственного налогового менеджмента в контексте первого определения (в этом случае их также можно именовать «функциональными механизмами»), то таковые могут быть представлены в рамках следующего перечня групп:

  • организационные функции (или функциональные механизмы);
  • нормативные функции;
  • фискальные функции;
  • контрольные функции.

К функциям государственного налогового менеджмента в рамках первой категории можно отнести:

  • налоговое планирование;
  • налоговое проектирование;
  • формирование институциональной основы для работы национальной системы налогообложения;
  • совершенствование компетенций государственных служащих, осуществляющих налоговый менеджмент.

Примеры нормативных функций налогового менеджмента государства:

  • регулирование — издание и совершенствование нормативно-правовых и внутриведомственных актов, направленных на обеспечение работы национальной системы налогообложения, разъяснений к ним;
  • содействие реализации соответствующих норм права (например, посредством повышения квалификации госслужащих, отвечающих за разъяснения положений НПА гражданам и организациям).

К фискальным функциям государственного налогового менеджмента можно отнести разработку:

  • норм и стандартов отчетности;
  • требований к инфраструктуре управления налоговыми потоками и налоговой базой.

Контрольными функциями можно назвать:

  • проведение внешнего и внутреннего аудита, проверок, ревизий, анализа направленных на обеспечение соответствия действий различных субъектов экономической деятельности закону;
  • проверку компетенций госслужащих, отвечающих за осуществление налогового менеджмента, чаще всего посредством аттестаций.

Функции в контексте ролей государственного финансового менеджмента

Можно выделить следующие примеры функций государственного налогового менеджмента в контексте ролей, которые выполняет соответствующий социально-экономический институт:

  • формирование сбалансированного бюджета, позволяющего решать важнейшие социальные задачи, такие как обеспечение занятости граждан, развитие национального и региональных рынков, промышленности, инфраструктуры, финансирование органов власти, силовых структур, армии;
  • обеспечение конкурентоспособности национального хозяйства в мировой экономике за счет оптимизации налогообложения, которая может послужить стимулом для развития предпринимательства внутри страны и роста заинтересованности иностранных инвесторов в реализации партнерских проектов;
  • содействие экономическому развитию дотационных регионов за счет грамотного распределения полномочий органов власти, функционирующих на различных уровнях, по установлению и взиманию налогов.

Успешное выполнение субъектами государственного налогового менеджмента своих функций зависит от эффективности применяемых методов. Изучим сущность тех методов, которые можно отнести к числу наиболее актуальных для современной экономики.

Методы государственного налогового менеджмента

К таковым исследователи относят:

  • регулирование;
  • контроль;
  • анализ;
  • планирование;
  • моделирование.

Метод регулирования предполагает осуществление субъектом государственного налогового менеджмента воздействия на факторы, определяющие содержание отдельных признаков объектов налогового менеджмента (то есть деятельности экономических субъектов, входящих и исходящих бюджетных потоков).

Так, если речь идет о первом объекте, то регулирование может быть направлено на введение норм, меняющих способ исчисления налоговой базы. Иногда — значительно. Пример — введение с 2015 года норм, по которым физлица должны платить имущественный налог, исходя из величины кадастровой стоимости недвижимости, в то время как ранее в расчет бралась инвентаризационная стоимость. Пример, при котором налоговый менеджмент может предполагать менее масштабное регулирование налоговой базы, — корректировка показателей для исчисления ЕНВД.

Регулирование входящих бюджетных потоков в рамках государственного налогового менеджмента может осуществляться за счет корректировок налоговых ставок, изменений в правилах использования льгот, вычетов. Исходящие бюджетные потоки могут регулироваться посредством секвестра бюджета, оптимизации политики дотаций и субвенций.

Метод контроля предполагает реализацию субъектами государственного налогового менеджмента мероприятий, направленных на выявление ошибок и незаконных действий, совершаемых субъектами экономической деятельности. Метод анализа предполагает выявление факторов, повлиявших на совершение соответствующих ошибок и незаконных действий.

Метод планирования в государственном налоговом менеджменте имеет большое значение для обеспечения стабильности выполнения субъектами налогового менеджмента своих функций. В отсутствие грамотно составленных планов непросто обеспечить работу налоговой системы в национальных масштабах.

Метод моделирования важен с точки зрения обеспечения готовности субъекта налогового менеджмента к выполнению своих функций в разных условиях. Государство должно обеспечивать функционирование налоговой системы при значительных корректировках величины налоговой базы, наблюдаемых как временно, так и характеризующихся фундаментальностью. Если подобные сценарии будут смоделированы и отработаны, шансы справиться с возникшими сложностями у государства существенно возрастут.

Отметим, что рассмотренные нами методы государственного налогового менеджмента определенным образом соотносятся с функциями налогового менеджмента, которые мы изучили выше. Фактически если функция определяет форму деятельности субъекта налогового менеджмента, то одноименный метод и те, что релевантны ему, определяют ее содержание.

Цели государственного налогового менеджмента

Другие важнейшие группы элементов государственного налогового менеджмента — это цели и задачи, которые стоят перед его субъектами.

Цели государственного налогового менеджмента могут быть определены, исходя из самого широкого спектра оснований. В среде современных российских экономистов распространена концепция, по которой данные цели могут формироваться в корреляции с уровнем субъекта налогового менеджмента. Выше мы определили, что де-юре таковых 2 — федеральный и региональный, но де-факто — 3, так как значимым субъектом обеспечения работы национальной налоговой системы являются также муниципалитеты.

Если говорить о субъектах, которые выполняют свои функции, формирующие налоговый менеджмент, на федеральном уровне, то цели, которые они будут перед собой ставить, могут быть следующими:

  • разработка эффективных норм законодательства о налогах и сборах, разъяснение их положений, разрешение возможных споров относительно трактовки соответствующих норм;
  • выработка общегосударственных принципов налоговой политики;
  • организация эффективного внутриведомственного менеджмента, осуществление внутреннего аудита и контроля.

Субъекты государственного налогового менеджмента, представленные на региональном и муниципальном уровнях, могут ставить перед собой такие цели, как:

  • разработка эффективных норм регионального и муниципального законодательства, их разъяснение, разрешение споров;
  • выработка принципов региональной и муниципальной налоговой политики — в корреляции с общегосударственными;
  • предоставление необходимой отчетности вышестоящим структурам (только региональные органы, муниципальные сохраняют юридическую автономность от государственных органов).

Задачи государственного налогового менеджмента

Те задачи, которые предстоит решать субъектам государственного налогового менеджмента, также могут классифицироваться по разным основаниям. Многие исследователи обращают внимание на концепцию, согласно которой соответствующие задачи можно разделить на 3 основные группы:

  • стратегические;
  • тактические;
  • оперативные.

Примеры стратегических задач, решения которых может потребовать налоговый менеджмент:

  • диверсификация совокупности налоговых баз, влияющих на наполнение бюджета;
  • адаптация международных норм финансовой отчетности к национальному законодательству;
  • внедрение института налогового мониторинга.

К тактическим задачам, характеризующим государственный налоговый менеджмент, можно отнести:

  • разработку и принятие региональных законопроектов, позволяющих диверсифицировать налоговую базу, содействовать популяризации стандартов финансовой отчетности и обеспечить функционирование института налогового мониторинга в регионе;
  • разработку и принятие законопроектов, утверждающих налоговую ставку по региональным налогам;
  • реформирование региональных органов власти, отвечающих за политику налогового менеджмента.

Примеры оперативных задач государственного налогового менеджмента:

  • проведение внутриведомственной проверки деятельности Департамента финансов Москвы;
  • опубликование данных о принятом НПА в сфере налогового законодательства в СМИ, передача сведений в представительства справочно-правовых систем;
  • ответы на вопросы граждан и организаций, касающиеся налогового законодательства.

Итак, мы рассмотрели ключевые элементы, формирующие такую экономическую категорию, как государственный налоговый менеджмент, и выяснили, что он представляет собой важное направление государственной политики, и потому нам будет весьма полезно изучить критерии, на основе которых можно оценить эффективность деятельности субъектов налогового менеджмента.

Каковы критерии оценки эффективности государственного налогового менеджмента?

Российские экономисты выделяют 3 основные группы критериев, посредством которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:

  1. критерии, позволяющие оценить динамику собираемости налогов в корреляции с той или иной налоговой базой;
  2. критерии, позволяющие оценить эффективность решения социальных задач, предопределяемую эффективностью налоговой политики.
  3. критерии, позволяющие оценить конкурентоспособность национальной экономики в тех аспектах, что предопределяются эффективностью налоговой политики.

Что касается первого пункта, существует ряд показателей, позволяющих охарактеризовать то, насколько успешно государство, осуществляя налоговый менеджмент, взимает налоги, которые определены в отношении конкретной налоговой базы. В числе таковых:

  • показатели налогоемкости (как правило, определяются в отношении объемов доходов или имущества налогоплательщиков);
  • коэффициенты собираемости налогов (могут определяться в процентах от расчетных показателей или, например, в корреляции с динамикой ВВП);
  • показатели задолженности субъектов экономической деятельности перед бюджетом.

Если оценивать государственный налоговый менеджмент посредством критериев второго типа, то можно использовать такие показатели, как:

  • количество зарегистрированных ИП, малых и средних предприятий, крупных компаний за отчетный год;
  • уровень зарплаты работников бюджетной сферы;
  • динамика показателей отчетности по численности работников предприятий.

Примеры критериев третьего типа, с помощью которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:

  • объем прямых иностранных инвестиций в страну за отчетный год, их динамика;
  • показатели количества иностранных граждан, работающих в стране;
  • показатели количества иностранных организаций (филиалов либо дочерних обществ), осуществляющих деятельность в государстве.

Исходя из комплексного анализа рассмотренных нами критериев, субъекты государственного налогового менеджмента определяют ключевые приоритеты в достижении поставленных целей, в выборе методов решения возникающих задач, осуществляют оптимизацию своих функциональных механизмов.

Узнать больше о специфике государственного налогового менеджмента в РФ вы можете в статьях:

  • «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы»;
  • «Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

2. Содержание налогового менеджмента

Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой, трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).

Налоговый менеджмент составляет часть финансового менеджмента. Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90 % всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала ХХ века, развивалась в основном как наука о налогах. Поэтому с полным основанием можно считать науку о финансах в качестве теоретического фундамента налогового менеджмента. Налоговый менеджмент выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45 % валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют существенную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов. Т. е. налоги являются важной составляющей денежных потоков предприятия, влияют на мотивы принятия управленческих решений.

Вместе с тем, традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничивают лишь сферой хозяйствующих субъектов – предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс и каждый на своем уровне. Поэтому следует говорить и о налоговом менеджменте применительно к процессу государственного управления финансовым хозяйством и налогами рыночными методами. Следовательно, в понятие «налоговый менеджмент» следует вкладывать налоговую часть финансового менеджмента, как на уровне предприятий, так и на уровне государственного финансового хозяйства. Т. е. в соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

Налоговый менеджмент обычно представляется как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, емкий и многогранный по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации. Многогранность налогового менеджмента определяется рядом причин: сложностью его объекта управления, ориентацией на реализацию многих функций управления, многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налоговым процессом, как на конкретном предприятии, так и в стране в целом. Налоговый менеджмент, с одной стороны, является результатом применения научных знаний, а с другой, сферой практической деятельности. В первом случае речь идет о разработке концептуальных основ налогового менеджмента: его предмета и объекта, совокупности принципов, подходов и инструментария; во втором случае о конкретных формах, методах и приемах принятия решений по управлению налогами, налогообложением и налоговыми потоками на разных уровнях.

Налоговый менеджмент – это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро– и микроуровне.

Учитывая, что налоговый менеджмент синтезирует в себе методологию и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками), он представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление.

Налоговый менеджмент как система управления имеет свой объект управления и субъект управления.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налогового процесса на макро– и микроуровне. Причем, и для функционирования корпоративного, и для государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то, что одни и те же потоки одновременно являются для государства доходом, а для предприятий-налогоплательщиков, расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и каждом уровне в отдельности можно достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей. Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро-и микроуровне. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм (см. Рис. 1). На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам. В отличие от налогового менеджмента на уровне макроэкономики, принятие управленческих решений на уровне предприятия осуществляется лишь по тем элементам налогового процесса, которые менеджмент предприятия самостоятельно организует и использует в управлении.

Рис. 1. Налоговый менеджмент в системе налоговых отношений и организационно-налоговых категорий управления налоговым процессом на макроуровне

Налоговый менеджмент – сложный, трудоемкий и многостадийный процесс, требующий системного подхода, причем при осуществлении налогового менеджмента полностью избежать рисков невозможно. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций, в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий. Эта проблема также будет рассмотрена в соответствующих разделах работы. Налоговый менеджмент – это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

Налоговый менеджмент – это наука, поскольку принятие налогового решения требует знаний как концептуальных основ управления денежными отношениями в обществе в целом и на отдельном предприятии и разработки научно обоснованных методов их реализации, так и общих закономерностей развития всего воспроизводственного процесса. Налоговый менеджмент – это искусство, поскольку большая часть налоговых решений должна быть ориентирована на будущие успехи (высокие результаты) в области оптимизации государственных доходов, прибыли и затрат предприятий, государственных доходов, чистого дохода общества и доходов налогоплательщиков, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию форм, методов и элементов налогового управления, но основанную на высоком профессионализме и знаниях экономических тонкостей. Наконец, налоговый менеджмент – это практическая деятельность субъектов налоговых отношений по управлению налоговыми потоками рыночными формами и методами с целью укрепления финансов и роста доходов субъектов управления.

Налоговый менеджмент как особый тип рыночного управления налоговыми отношениями может применяться только в рамках наличия рыночной среды. Для субъектов налогового менеджмента рыночная среда предполагает:

– формирование целей развития в зависимости от состояния экономики, потребления и рынка;

– ориентацию на спрос потребителей и потребности рынка;

– хозяйственно-финансовую самостоятельность и ответственность за принятие решений;

– эффективность деятельности, связанной с управлением налогами (обеспечение максимального результата при минимальных налоговых расходах).

Таким образом, налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко:

1) как процесс принятия управленческого решения;

2) как систему управления.

Налоговый менеджмент как процесс принятия решения.

Чаще всего, ситуации, возникающие у органов государственной власти и на предприятиях, связанные с движением налоговых потоков и управлением налоговым процессом, требуют принятия соответствующих налоговых решений. Управленческое решение предполагает определение цели, задач и программы действий, или их корректировку. При принятии решений важно учитывать изменение и реакцию внешней среды (для государства – поведение налогоплательщиков и предложение ими объектов налогообложения; для предприятий-налогоплательщиков – изменение налогового законодательства и спроса на налоги). Субъекты налогового менеджмента должны приспосабливаться к внешней для них среде на основе обратной связи.

Менеджерские решения принимаются на основе обработки и анализа информации. Вместе с постановкой цели информационное обеспечение составляет важнейший этап технологии налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения. Технология налогового менеджмента представляет собой последовательную совокупность действий субъекта с целью получения ожидаемого результата. Схематично этот процесс представлен на рис. 2.

Рис. 2. Технология налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения

Налоговый менеджмент как система управления.

Понимание налогового менеджмента как системы управления расширяет его понимание как процесса принятия управленческого решения на основе системного подхода к взаимодействию субъекта и объекта управления.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное собрание Российской Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а также налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации, корпорации) и их специальные подразделения (отделы, группы лиц), обеспечивающие управление налогами (налоговыми потоками, налоговыми доходами и расходами) на макро– и микроуровне, соответственно.

Объектом налогового менеджмента, как уже отмечалось, являются входящие и исходящие налоговые потоки, выступающие в форме налоговых доходов и расходов субъектов управления, а также совокупность условий функционирования налогового процесса на уровне экономики, региона и отдельных предприятий (организаций, корпораций). Объект налогового управления – сложная, динамичная и относительно открытая система. Относительность открытости налогового менеджмента как системы управления обусловлена монополизмом государства в установлении спроса на налоги (системы налогов, элементов налогообложения отдельных налогов, других правил и условий налогообложения и налогового процесса), скрытностью для внешней среды (конфиденциальностью) попыток и действий организаций – налогоплательщиков по минимизации налоговых платежей и оптимизации налоговых потоков и другими причинами. Динамичность названной системы обусловлена динамичностью (в современной России даже чрезмерной, граничащей с неустойчивостью, а значит с повышенным риском) налогового законодательства, налоговой системы, налоговой политики и всего налогового процесса, изменениями экономики, рыночной среды и т. д. Подвижность внутренней и внешней среды и характера взаимоотношений государства и налогоплательщиков, неоднозначность критериев оценки деятельности субъектов управления делают процесс управления сложным и одновременно творческим.

Взаимодействие субъекта и объекта налогового менеджмента осуществляется через постановку стратегических и тактических целей. Это центральное звено системы управления, от которого зависит выбор налоговых форм, методов и инструментов менеджмента. Эффективность налогового менеджмента и определяется, прежде всего, достижением управленческих целей. С учетом вышесказанного можно схематично построить взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления налоговыми потоками (налоговыми доходами и расходами), представленные на рис. 3.

Цели определяются субъектом налогового менеджмента исходя из конкретных условий его функционирования и внешней среды, а также качественного состояния налогового процесса. Основной целью налогового менеджмента является получение налоговой прибыли (не надо путать ее с обычной прибылью), обеспечение финансовой устойчивости и доходности на основе применения эффективных налоговых форм, методов и инструментов управления и эффективного вложения (расходования) налоговых доходов и прибыли.

Рис. 3. Взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления

При этом важнейшее значение имеет стратегическая цель, в которую закладываются общее направление и способы формирования и использования налоговых доходов (прибыли). В рамках стратегии субъекта налогового менеджмента осуществляется подбор адекватных тактических цели и задач, налоговых методов, инструментов и приемов воздействия на экономику, финансы, налоговые потоки соответствующего уровня. Постановка новой цели означает разработку новой стратегии и тактики, а корректировка первой – корректировку вторых.

Цель должна быть выражена определенными показателями (сумма налоговых доходов и расходов, налоговой прибыли, абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический роста, уровень налогового бремени и т. п.). Это относится и к стратегическим, и к тактическим целям и к задачам, в реализацию которых подбираются стратегические и тактические налоговые формы, методы, инструменты и приемы налогового менеджмента (диагностика налоговой деятельности, использование элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективности налоговых доходов и расходов и др.). Важнейшим способом управления является налоговое бюджетирование, которое предполагает балансирование налоговых доходов и налоговых расходов. В этой связи, отличительной чертой налогового менеджмента является многовариантность, комбинация стандартных подходов с индивидуальными решениями, учитывающими конкретную ситуацию.

Рассматривая сущность налогового менеджмента, нельзя не сказать о его функциях. Поскольку налоговый менеджмент является системой управления, постольку следует выделять функции субъекта и функции объекта этой системы. Функциями субъекта налогового менеджмента являются традиционные функции управления вообще с учетом налоговой специфики: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функциями объекта налогового менеджмента выступают функции налогов: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная. Функции объекта предполагают потенциальную возможность реализации объективной сущности налогов, а функции субъекта налогового менеджмента связаны с деятельностью по реализации функций объекта на практике.

Задачи налогового менеджмента являются следующие:

– обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления;

– эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли;

– оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков;

– обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков;

– минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли;

– достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления;

– внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования;

– повышение эффективности мер налогового регулирования и налогового контроля;

– другие задачи.

Результатом решения этих задач является обеспечение налогового равновесия и сбалансированности налоговых потоков, т. е. надлежащее выполнение налоговым менеджментом всех своих функций.

Как любая организационная структура налоговый менеджмент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить следующие:

– взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов;

– комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;

– динамизм налогового управления;

– многовариантность подходов и управленческих решений;

– учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента на макро– и микроуровне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Это комплексная всесторонняя подготовка специалиста в сфере налогообложения и финансов Топ уровня. Чем обусловлен такой уровень данной программы? Прежде всего глубиной изучения каждой дисциплины. Учебный план предусматривает широкий охват самых актуальных тем налогового и финансового менеджмента на сегодняшний момент. Можно совершенно точно сказать, что подобной подготовки специалиста в области налогообложения и финансов не ведется ни в одном ВУЗе России. Какие дисциплины изучаются на этой программе бизнес-образования? Это дисциплины как общефинансового профиля, так и узко специализированные, практикоориентированные:
— Финансовые рынки и институты. Будут изучаться:современные особенности функционирования российского финансового рынка, основные финансовые операции рынка, в том числе фондового,специфика налогообложения финансовых операций, контроль со стороны налоговых органов, налоговые последствия финансовых операций, основные налоговые и финансовые риски, институты, обеспечивающие функционирование финансового рынка и операций проводимых на нем, законодательное сопровождение финансовых операций и последние изменения в нем, налоговое сопровождение финансовых операций.
— Национальная и международная система учета и отчетности. Будут изучаться: бухгалтерский учет, налоговый учет, Международные стандарты финансовой отчетности. В зависимости от вашей базовой подготовки в области бухгалтерского учета, группа слушателей разбивается на опытных пользователей и начинающих. Курсы ведут разные преподаватели, с учетом индивидуальной подготовки каждого слушателя. Для опытных бухгалтеров предусмотрена актуализация и систематизация знаний в сфере РСБУ (ПБУ) и МСФО, изучение особенностей последних изменений, на дату обучения, консультации с представителями налоговых органов, решение практических задач и кейсов, сходства и различия, подход налоговых органов и иных контролирующих финансовых органов на особенности тех или иных операций. Для начинающих, даются основы бухгалтерского учета и МСФО, умение ориентироваться в бухгалтерской отчетности, основные бухгалтерские операции и проводки. Однако это позволит слушателям в дальнейшем, при необходимости более полно и углубленно изучить бухгалтерский учет и отчетность.
— Финансовый анализ и моделирование. Будут изучаться: современные методы и виды финансового анализа, инвестиционный, технический, анализ финансовой отчетности, специальный анализ, анализ по направлениям, пользователям и детализации.Будут изучены новые принципы финансового анализа, финансовый анализ с точки зрения диагностики налоговой нагрузки предприятия, изучаются лучшие международные практики финансового анализа для холдинговых структур и компаний со смешанной структурой капитала, которые имеют зарубежные подразделения и активы. При этом будет уделено особое внимание аспектам, привлекающим внимание налоговых органов. Будут изучены принципы построения финансовых моделей, методы и инструменты формирования финансовых моделей на основе современных программных продуктов. Будут изучены международные стандарты финансового моделирования.
— Корпоративные финансы. Будут изучаться особенности корпоративных финансов с учетом современной бизнес среды в России и промышленно-развитых стран: принципы и функции корпоративных финансов, построение финансовой работы в организации, система формирования и использования собственного и заемного капитала, дивидендная политика организации, финансовая дисциплина и финансовый контроль, налоговый аудит и контроллинг в корпорациях, финансовые риски в корпорации, отношения между инвесторами, собственниками и акционерами, распределение финансовых ресурсов в корпорации, взаимоотношение с финансовыми институтами, система финансовой устойчивости и самостоятельности в организации, взаимодействие с государственными финансовыми органами, в том числе с ФНС России, оптимизация корпоративной структуры, с точки зрения повышения финансовой эффективности и налогообложения.
Налогообложение организаций и физических лиц. Будут изучены все виды налогов Российской Федерации, с учетом всех последних изменений на дату обучения. Каждый налог глубоко и подробно разбирается. Особенности их исчисления и уплаты для физических и юридических лиц, льготы для различных категорий лиц и предпринимателей, особенности налогообложения отдельных территорий и экономических зон. Особое внимание уделяется наиболее сложным и спорным налогам – НДС, Налогу на прибыль и тд. Изучаются принципы работы АСК НДС 2, возникновение налоговых рисков и претензий со стороны налоговых органов, вопросы возмещения НДС. По желанию слушателей возможно изучение специфики налога (НДС, на прибыль, страховые взносы) в зависимости от вида деятельности, отрасли или сектора экономики. На данной дисциплине преподают как практики консалтинговых компаний, так и представители налоговых органов которые дают исчерпывающие разъяснения с целью предупреждения неправильного исчисления и уплаты налога.
Так же на данной программе Налоговый и финансовый менеджмент изучаются такие дисциплины как:
— Бюджетирование и долгосрочное финансирование
— Налогообложение финансовых инструментов
— Налоговое планирование и оптимизация/Управление налоговыми платежами компании и их оптимизация
— Налоговый менеджмент в транснациональных компаниях
— Управление налоговыми и финансовыми рисками
— Аудит финансовой деятельности
— Инвестиционная и финансовая политика фирмы
— Слияния, поглощения и совместные предприятия
— Таможенно -тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
— Таможенные платежи и таможенная стоимость в таможенных процедурах
— Международное налоговое планирование
— Международный финансовый менеджмент
Данная программа бизнес-образования, позволяет как изменить свою профессиональную деятельность, так и существенно расширить и углубить свои знания и компетенции в сфере налогообложения, финансов, налогового консультирования.
В программе предусмотрены мастер-классы ведущих специалистов крупнейших консалтинговых компаний, проведение встреч и семинаров с руководящими сотрудниками налоговых органов, вплоть до заместителей Руководителя ФНС России, а также семинары с руководителями и заместителями руководителей ИФНС.
По окончании обучения слушателям выдается Диплом Президентской академии (РАНХиГС) на право ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере налогового и финансового менеджмента анализа и аудита.
Программа аккредитована Ассоциацией налоговых консультантов и, по ее завершении, слушатель получает Аттестат налогового консультанта*.
*Подробнее о программе смотрите

1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Налоговый менеджмент (7 стр.)

Рис. 4. Схема управления входящими и исходящими налоговыми потоками (налоговыми доходами и расходами) на макро– и микроуровне путем бюджетирования

Промежуточным положительным результатом налогового менеджмента является получение дополнительных налоговых доходов и налоговой прибыли. Однако для достижения конечной цели управления важен не единовременный факт получения налоговой прибыли, а ее долговременный, устойчивый рост на основе эффективного использования (вложения) налоговых доходов (прибыли), обеспечивающего в перспективе дополнительный рост налоговых доходов.

Субъекты управления могут получить сиюминутную выгоду в виде экономии на налогах (предприятиями) или дополнительных налоговых поступлений (органами государственной власти), но использовать ее в целях, не связанных с выполнением функциональных обязанностей, или неэффективно, нерационально. В таком случае не будет достигнута конечная, основная цель налогового менеджмента – обеспечение финансовой устойчивости субъектов управления и экономики, устойчивого экономического роста, роста объема и качества общественных благ. Таким образом, полученная субъектом управления налоговая прибыль должна быть не «проедена», а эффективно вложена, использована на цели развития или стимулирования. Поэтому в налоговом менеджменте не менее важны управленческие решения в области налоговых расходов, включая расходы, связанные с использованием (вложением) налоговой прибыли. Только на основе комплексной взаимообусловленности и организационного взаимодействия управленческих решений по налоговым доходам и налоговым расходам будет иметь место реальный общий эффект налогового менеджмента.

Налоговый менеджмент строится на оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков. Правда, способы их оптимизации различные у государства и предприятий. В краткосрочном плане оптимизация налоговых платежей хозяйствующими субъектами, как правило сопровождается потерями для бюджета, и наоборот, оптимизация налоговых доходов государством влечет за собой рост налоговых расходов предприятий. Однако, в стратегическом плане от оптимизации налоговых потоков (входящих и исходящих) субъектами управления выигрывают все – общество, экономика в целом, государство и предприятия, учитывая общую конечную целевую направленность налогового менеджмента в целом. Налогоплательщики находятся в постоянном поиске путей оптимизации налогов, а налоговые органы пытаются противодействовать уклонению и обходу налогов предприятиями. На единстве и борьбе противоположных интересов строится налоговый менеджмент, что является нормальным рыночным состоянием экономики и финансов.

Обобщая все вышесказанное, можно свести в единое целое организационно-методологические основы налогового менеджмента, включающие в себя цель, задачи, методы, принципы и риски, что наглядно представлено на рис. 5.

Налоговый менеджмент в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на стратегический и тактический налоговый менеджмент (что характерно в равной степени и для корпоративного, и для государственного налогового менеджмента).

Стратегический налоговый менеджмент определяет долговременный курс (направления деятельности) субъекта налогового менеджмента и в большей мере основывается на перспективном налоговом планировании, прогнозировании и регулировании как стратегических элементах системы управления в целом.

Тактический налоговый менеджмент предусматривает решение задач конкретного периода развития путем текущего налогового планирования и бюджетирования, контроля и мониторинга, внесения оперативных изменений в налоговый процесс.

Рис. 5. Организационно-методологические основы налогового менеджмента

4. Элементы налогового менеджмента как системы управления

Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:

– организация управления налоговым процессом;

– налоговое планирование;

– налоговое регулирование;

– налоговый контроль.

Общепризнанно считается, что планирование, регулирование и контроль – это элементы налогового механизма. Вместе с тем, здесь нет противоречия, поскольку управление налоговым процессом осуществляется через налоговый механизм. В этой связи и налоговый механизм, и налоговый менеджмент имеют три общих элемента (планирование, регулирование и контроль). Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в себя методы и приемы управления. К названным трем элементам налогового механизма необходимо добавить и организацию управления налоговым процессом как элемента налогового менеджмента.

Структура функциональных элементов налогового менеджмента (они являются универсальными в государственном и в корпоративном налоговом менеджменте), характеризующих сам процесс управления налоговыми потоками, представлена на рис. 6.

Рис. 6. Элементы налогового менеджмента

4.1. Организация управления налоговым процессом

Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса. Налоговый менеджмент уже есть организованная определенным образом система, включающая в себя все организационно-финансовые категории управления налоговым процессом (налоговое право, налоговую политику, процедуры налогообложения, налоговую систему и налоговый механизм).

Организация государственного и корпоративного налогового менеджмента имеют свои особенности.

К организации государственного налогового менеджмента в широком смысле относится координация всего налогового процесса и его элементов, а в узком понимании – организация только исполнения налогового бюджета в масштабах страны и регионов. В настоящее время в России организационно система управления налогообложением в основном уже сложилась. Она представляет собой многоуровневую и много аспектную систему с нечеткими отношениями соподчинения между исполнительными и законодательными органами разных уровней государственного устройства.

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность координационных действий и решений органов управления предприятием в области налогового планирования, налоговой оптимизации, налогового саморегулирования и самоконтроля; в узком смысле – это организация создания условий для оптимизации налоговых потоков в рамках корпоративного налогового бюджетирования.

Эффективность управления во многом зависит от того, насколько правомерно распределены полномочия и ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налоговыми потоками. На сегодняшний день организационное реформирование системы налогообложения в России – современная насущная задача, решение которой представляется одной из важных в проблематике налогового менеджмента на государственном и корпоративном уровнях. При этом в основе реформирования лежат стратегические задачи налоговой политики России.

4.2. Налоговое планирование

Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата. Конкретные способы формирует управляющая система, опираясь на свои представления о том, как будет функционировать управляемый объект в планируемом периоде (здесь важны прогнозные данные). Именно поэтому при управлении любыми социально-экономическими процессами планирование всегда сопровождается прогнозированием, основой которого является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных результатов развития ситуаций.

Поскольку основой налогового менеджмента выступает финансовая наука, то налоговое планирование и прогнозирование в определенной степени является и частью финансового планирования (прогнозирования). Задачи налогового планирования и прогнозирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, относительно какого объекта управления они ставятся: применительно к налоговым потокам страны (ее территорий) или налоговым потокам отдельного предприятия.

Налоговое планирование – это основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх