Куперс

Бухучет и анализ

Отмена декларации по УСН 2019

Содержание

Для целей бухучета (неважно, какой объект налогообложения) вести учет ОС необходимо

06.11.2019Российский налоговый портал

Сразу отметим, что при применении упрощенной системы «Доходы» компании и ИП расходы для расчета налога не учитывают. Как правильно вести учет основных средств компании, которая работает на «упрощенке»?

Необходимо знать, что есть бухгалтерский учет, а есть налоговый учет. Для целей налогового учета важно знать, какой объект налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы», от этого зависит порядок расчета налога.

Если речь идет об объекте налогообложения «Доходы», тогда расходы на приобретение основных средств не включаются в расчет единого налога по УСН.

Как правильно вести учет основных средств для «упрощенца» в 2020 году? Обращаем ваше внимание на то, что изменений в учете по ОС в текущем 2019 году не произошло. Порядок учета будет в следующем году прежний.

Для целей бухгалтерского учета – учет основных средств необходимо вести при любом объекте налогообложения. Дело в том, что остаточная стоимость основных средств – это важный критерий, который позволяет переходить на УСН, применять специальный налоговый режим или сменить его.

Кроме этого, есть «порог» остаточной стоимости основных средств, при превышении которого нельзя применять УСН. Как указано в подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Вывод – для того, чтобы рассчитать саму сумму налога, расходы на основные средства мы берем в случае применения объекта налогообложения «Доходы минус расходы». Если у компании второй объект налогообложения – «Доходы, тогда не надо учитывать никакие расходы.

А для целей бухучета (неважно, какой объект налогообложения) вести учет ОС необходимо.

Как вести учет основных средств для налогового учета при «Доходы минус расходы»?

Обратимся в статье 346.16, где рассказано, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. Но важно помнить, что основные средства не только должны быть введены в эксплуатацию, но и еще оплачены.

Если компания купила основные средства до перехода на УСН, то стоимость основных средств списывается следующим образом:

1) Со сроком полезного использования до 3 лет включительно полностью уменьшает налоговую базу по единому налогу по УСН в течение первого календарного года работы на УСН.

2) Со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно:

  • 50% от стоимости в течение первого года применения УСН (календарного),
  • 30% стоимости в течение второго года применения УСН,
  • 20% стоимости в течение третьего года применения УСН.

3) Со сроком полезного использования свыше 15 лет – стоимость основных средств списывается в течение первых 10 лет применения УСН равными долями.

Как списать стоимость основного средства, если компания платит за него частями?

Приведем простой пример – компания купили основное средство по цене 700 000 рублей и у нее свой график платежей за него перед поставщиком:

  • до 15 апреля 2020 года – 300 000 рублей,
  • до 20 июня 2020 года – 300 000 рублей,
  • до 10 октября 2020 – 100 000 рублей.

Первые 300 000 рублей (которые будут переведены на счет поставщика во втором квартале 2018 года) необходимо равномерно распределить на три квартала:

  • 100 000 – II квартал 2020 года,
  • 100 000 – III квартал 2020 года,
  • 100 000 – IV квартал 2020 года.

Вторые 300 000 рублей будут распределяться тоже на три квартала:

  • 100 000 – II квартал 2020 года,
  • 100 000 – III квартал 2020 года,
  • 100 000 – IV квартал 2020 года.

Третьи 100 000 рублей будут списаны целой суммой в IV квартале 2020 года.

И в итоге мы получаем, что:

  1. за первый квартал 2020 года = 0-00,
  2. за второй квартал 2020 года = 200 000,
  3. за третий квартал 2020 года = 200 000,
  4. за четвертый квартал 2020 года = 300 000.

Как определить стоимость основного средства, чтобы поставить его на учет?

Чтобы правильно рассчитать стоимость ОС, надо знать, когда основное средство было приобретено и введено в эксплуатацию.

1. После перехода на УСН

Основные средства, которые компания купила в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются к учету по первоначальной стоимости, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

2. Переход на УСН с общепринятой системы налогообложения

Основные средства принимаются по остаточной стоимости, которая рассчитывается по следующей формуле: цена приобретения минус сумма амортизации за все время работы на общепринятой системе налогообложения.

3. Переход на УСН с ЕСХН

Основные средства принимаются по остаточной стоимости, которая рассчитывается по следующей формуле: остаточная стоимость основных средств на дату перехода на ЕСХН минус сумма расходов, которые учтены при работе на ЕСХН.

4. Переход на УСН с ЕНВД

Основные средства принимаются по остаточной стоимости в виде разницы между стоимостью покупки ОС и суммой амортизации, которая рассчитывается по правилам бухгалтерского учета за все время применения «вмененного дохода».

Подписка Разместить:

Алексей Валентинович СОРОКИН, начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ

Изменение налогового законодательства — перманентный процесс. Как правило, законодательные поправки касаются как федеральных, так и региональных и местных налогов, а следовательно, оказывают значительное влияние на доходную базу субъектов РФ и муниципалитетов.

Переходный период заканчивается

Основными собственными доходными источниками региональных и местных бюджетов являются имущественные налоги. Происходящая в настоящее время реформа имущественного налогообложения предусматривает переход с исчисления платежей от балансовой стоимости имущества организаций и инвентаризационной стоимости имущества физлиц на исчисление от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, законодательством предусмотрен переходный период, в течение которого субъекты РФ должны утвердить законы об изменении порядка определения налогооблагаемой базы. В настоящее время эта работа проведена в 74 субъектах РФ, а 11 регионов в качестве налогооблагаемой базы еще используют балансовую стоимость и инвентаризационную стоимость объектов недвижимости.

В 2018 году переходный период в отношении налога на имущество физических лиц заканчивается. Поэтому уже в текущем году все оставшиеся регионы должны принять законы об установлении единой даты применения кадастровой стоимости на территории субъекта РФ, на основании которых органы местного самоуправления обязаны утвердить соответствующие нормативные правовые акты. В противном случае с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц не будет считаться установленным, поскольку инвентаризационная стоимость с указанной даты в соответствии с налоговым законодательством не применяется.

Проблемы перехода к налогообложению по кадастровой стоимости

Основную проблему перехода к применению кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения обозначил Президент РФ в Послании Федеральному собранию РФ в 2018 году, отметив, что в ряде случаев кадастровая оценка не соответствует реальной рыночной стоимости. Правительству РФ было поручено разработать и внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие:

совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости;

уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц.

Во исполнение данного поручения Президента РФ 3 августа 2018 года был принят Федеральный закон № 334‑ФЗ, определяющий, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков налога на имущество физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим годом (по расчетам за 2017 год).

Аналогичная проблема была обозначена и в Послании Президента РФ Федеральному собранию в текущем году. Она касается уже физических лиц — плательщиков земельного налога. Поручение президента реализовано Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63‑ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс и введена норма, предусматривающая, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога — физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим налоговым периодом (по расчетам за 2018 год).

Федеральные законы «О государственной кадастровой оценке» и «О государственной регистрации недвижимости» предписывают субъектам РФ до 2020 года перейти на новый порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. При этом оценку должно осуществлять созданное регионом государственное бюджетное учреждение. Предполагается, что это позволит повысить достоверность оценки объектов недвижимости и тем самым уменьшить число обращений собственников в суд для оспаривания установленной кадастровой стоимости. Сегодня количество таких исков достаточно велико, а суды, как правило, встают на сторону истцов, что влечет за собой негативные последствия для бюджетов.

Необходимо отметить, что по результатам новой кадастровой оценки будет рассматриваться вопрос о возможности налогообложения по кадастровой стоимости не только объектов, значащихся в сформированных субъектами РФ перечнях, а всех объектов недвижимости организаций. На сегодняшний день сроки перехода на применение кадастровой стоимости в отношении всех объектов имущества организаций не определены, так как последствия такого решения еще должны быть детально проанализированы.

Не менее важной задачей для увеличения доходной базы региональных и местных бюджетов является расширение налоговой базы по имущественным налогам за счет вовлечения вновь вводимых, а также ранее не учтенных объектов недвижимого имущества в налоговый оборот путем постановки их на кадастровый учет и регистрации соответствующих прав. Для ее решения Правительство РФ поручило Минэкономразвития РФ подготовить проекты правовых актов:

по совершенствованию процедуры внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в объеме, необходимом для признания их объектами налогообложения по соответствующим налогам, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия без дополнительного взаимодействия с правообладателями;

по наделению органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для целей внесения данных сведений в ЕГРН.

Критерии недвижимого имущества разработаны

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс, в части исключения движимого имущества из состава объектов имущественного налогообложения. Цель нововведения — стимулирование организаций к обновлению активной части своих фондов, что в конечном итоге направлено на повышение темпов роста экономики. Безусловно, отмена налога на движимое имущество организаций не может не повлиять на доходную часть бюджета субъектов РФ. По оценке Минфина России, в 2019 году регионы недополучат 183 миллиарда рублей, по оценке Совета Федерации, выпадающие доходы субъектов РФ составят 360 миллиардов рублей. Точная цифра станет известна только после того, как будет проанализирована налоговая отчетность за 2019 год.

Серьезная проблема, которую сегодня поднимают регионы, связана с квалификацией объектов. Понятие недвижимого имущества и его состав Налоговым кодексом не определяются, а Гражданский кодекс не содержит четких критериев разграничения движимого и недвижимого имущества, что создает правовую неопределенность в вопросах отнесения отдельных объектов к тому или иному виду. Например, спорным остается вопрос о буровых скважинах, доменных печах, сталеплавильных станках, трубопроводах и т. д. В целях законодательного урегулирования данного вопроса и определения более четких признаков объекта недвижимости Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства РФ разработало проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс, прежде всего в части установления критериев определения движимого и недвижимого имущества. В настоящее время законопроект дорабатывается в Аппарате Правительства РФ и вскоре будет внесен в Государственную думу.

Льготы для предпенсионеров и многодетных семей

Изменения 2019 года коснулись также и местных налогов — земельного налога и налога на имущество физических лиц. Коррективы были приняты в целях реализации поручений Президента РФ и носят социальную направленность. Напомню, что в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2018 года № 378‑ФЗ с 1 января 2019 года появилась новая льготная категория граждан — предпенсионеры. То есть теперь Налоговый кодекс предоставляет льготы физическим лицам, отвечающим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 года, аналогичные льготам, которые есть у пенсионеров. По земельному налогу предпенсионеры имеют право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости шести соток, а по налогу на имущество физических лиц им предоставляется льгота на один объект соответствующего вида: дом, квартиру или гараж.

Упомянутый выше Закон № 63‑ФЗ предусматривает предоставление физлицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, налогового вычета по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. Кроме того, эти семьи получают дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере пяти квадратных метров в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и семи квадратных метров в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Механизм «двух ключей»

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагают расширение практики применения механизма «двух ключей». Механизм «двух ключей» — это передача с федерального на региональный и местный уровни полномочий по установлению налоговых льгот по региональным и местным налогам. В прошлом году в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие передачу субъектам РФ полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективного имущества, движимого имущества и имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря.

Также в 2018 году Минфин России подготовил законопроект, который предусматривал передачу регионам полномочий по установлению льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу в отношении резидентов особых экономических зон, управляющих компаний особых экономических зон и участников свободных экономических зон. Однако работа над указанным законопроектом приостановлена в связи с тем, что Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона, устанавливающий единый механизм развития территорий. Этот механизм включает в себя также и меры налогового стимулирования. По решению Правительства РФ вопрос о целесообразности доработки первого законопроекта будет рассмотрен по итогам анализа законопроекта Минэкономразвития России о едином механизме развития территорий.

Справка

В 2014 году налог на имущество организаций исчислялся от кадастровой стоимости объектов торгового и административно-делового назначения в четырех субъектах РФ, в 2015 году — в 28 субъектах, в 2017 году — в 56 субъектах, в 2018 году — в 70 субъектах, в 2019 году — в 74 субъектах РФ.

В 2015 году налог на имущество физических лиц исчислялся от кадастровой стоимости объектов недвижимости в 28 субъектах РФ, в 2017 году — в 61 субъекте РФ, в 2018 году — в 70 субъектах, в 2019 году — в 74 субъектах РФ.

Туристический сбор

В настоящее время в Российской Федерации проходит эксперимент по введению так называемого курортного сбора. Сейчас в нем участвуют четыре региона РФ, но ряд субъектов уже предложили расширить этот инструмент и сделать его не курортным, а туристическим. Инициатива поддержана Президентом РФ. Минфин России соответствующий законопроект подготовил. Предполагается, что в конце мая — начале июня этот документ будет внесен в Правительство РФ.

Госдума приняла в первом чтении законопроект Минфина с предложением отменить налоговую декларацию по УСН для некоторых предпринимателей с 1 июля 2020 года. Изменения по упрощенке — сокращение отчетности, переход на онлайн-режим, новые ставки и лимиты — разберем в статье. Здесь же расскажем, что изменилось для предпринимателей на УСН в результате пандемии коронавируса.

Обратите внимание: закон разрешает юрлицам и ИП совмещать несколько систем налогообложения. Это позволяет уменьшить сумму налогов, но в чеке обязательно нужно указывать, какую систему вы используете. Раньше для этого требовалось регистрировать два кассовых аппарата. Но с облачным сервисом МойСклад можно совмещать системы налогообложения с одной кассой! Например, если вы параллельно ведете две деятельности: продаете наряду с обычными акцизные товары, или у вас и розница, и интернет-магазин. В рамках одной продажи товары группируются по СНО, и на них формируются отдельные чеки. На каждом указывается используемая система налогообложения, как этого требует 54-ФЗ.

Предприниматели, которые теряют право на ЕНВД и патент и вынуждены перейти на УСН, разрешили учитывать расходы на товары, которые были куплены до перехода на упрощенку. Например, это касается тех, кто применяет вмененку и ПСН и торгует обувью: после начала обязательной маркировки такие предприниматели смогут применять только упрощенку. После перехода товар будет списываться в расходы по мере продажи. Эти поправки, установленные 1 апреля законом ФЗ-102, вступили в силу задним числом: с 1 января 2020 года.

Часть издержек, которые ударили по бизнесу в результате пандемии коронавируса, президент включил в перечень расходов, которые уменьшают доходы при УСН. Закон об этом (121-ФЗ) был принят 22 апреля, но изменения действуют задним числом: с 1 января 2020. В список расходов, которые можно вычесть из доходов при расчете налога по УСН, входят:

  • дезинфекция помещений,
  • покупка приборов и лабораторного оборудования,
  • покупка специальной одежды и других средств защиты, которые позволяют выполнить санитарно-эпидемиологические правила во время пандемии.

В некоторых регионах с марта ставки УСН снижаются в результате пандемии коронавируса. Власти стараются поддержать предпринимателей, хотя срок снижения часто ограничен, и воспользоваться им тоже могут не все. Так, в Татарстане, Удмуртии, Приморье, в Пермском крае, Белгородской области и некоторых других регионах ставки по УСН снижены до минимально возможных по закону: 1% для режима «доходы» и 5% для режима «доходы минус расходы». Правда, не для всех предпринимателей, а только для тех, кто занят в отдельных сферах (этот список устанавливают региональные власти: уточните его в своем городе). А в Тюменской области ставки по УСН «доходы минус расходы» снизили вообще для всех предпринимателей — не только для тех, кто работает в пострадавших отраслях, — но только до конца 2023 года.

УСН-онлайн: отмена декларации и электронные уведомления

Отмену налоговых деклараций по УСН обсуждали и готовили несколько лет. С 1 июля 2020 их могут не подавать предприниматели, которые применяют онлайн-кассы и упрощенную систему налогообложения в виде доходов. Вместо декларации нужно будет отправить в налоговую электронное уведомление: заполнить форму в личном кабинете на сайте ФНС.

Какую сумму нужно уплатить — налоговики рассчитают на основании фискальных данных, которые поступят в ведомство через онлайн-кассу и ОФД. Квитанция на уплату появится в личном кабинете налогоплательщика. Таким же образом можно будет подать электронную заявку о переходе на исчисление авансовых платежей.

Обратите внимание: эти изменения вступят в силу только с 1 июля 2020. До этого момента налоговую декларацию по УСН все же необходимо предоставить. В связи с эпидемией коронавируса правительство перенесло сроки сдачи декларации по УСН: компании должны сдать ее до 30 июня, а ИП — до 30 июля.

Используйте форму, утвержденную Приказом ФНС РФ от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@. Скачать бланк декларации по УСН можно бесплатно.

×

Получите бланк бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать декларацию по УСН и другие нужные документы,
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

Другая новинка для налогоплательщиков на упрощенке — режим УСН-онлайн. На него смогут по специальному заявлению перейти все, кто использует онлайн-кассы. Сейчас режим находится на этапе внедрения. Его особенности — не нужно подавать ежегодную налоговую декларацию и не нужно заполнять книгу учета доходов и расходов. Таким образом, для малого бизнеса станет намного проще вести отчетность.

Новые лимиты по УСН на 2020 год. Повышение ставок и переходный режим

Принятые Госдумой законопроекты не ограничиваются декларацией. Они расширяют условия применения УСН: предприниматели, которые потеряли право на УСН из-за превышения лимитов, смогут использовать переходный налоговый режим.

Базовые лимиты УСН

Годовой доход: не больше 150 млн рублей

Сотрудники: не больше 100 человек

Теперь допустимо превышение дохода — не больше чем на 50 млн рублей, и превышение численности сотрудников — не больше чем на 30 человек. Нарушить лимиты можно только один раз.

Если предприниматель в отчетный период не вписался в эти лимиты в указанных пределах, он может использовать переходный режим, в котором ставки повышены.

Ставки переходного налогового режима

Ставка УСН «доходы» — 8% (вместо базовой ставки 6%)

Ставка УСН «доходы минус расходы» — 20% (вместо базовой ставки 15%)

Эти ставки применяются в течение года, следующего за кварталом, в котором было превышение лимитов.

Таким образом, теперь право на УСН, хотя и с повышенными ставками, сохраняется при однократном нарушении вплоть до дохода в 200 млн рублей и численности сотрудников в 130 человек, но до конца года предприниматель должен вернуться в рамки ограничений. В этом случае налогоплательщик будет облагаться по налоговой ставке в размере 8% для объекта налогообложения в виде доходов и в размере 20% для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Если вы совмещаете патент и УСН, лимит доходов в 2020 году рассчитывается по обоим режимам.

Если вы вышли за пределы лимитов, подайте в налоговую сообщение об утрате права на применение УСН не позже 15-го числа месяца следующего квартала. Используйте форму N 26.2-2, утвержденную приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829. Только после уведомления налоговой организация считается перешедшей на общую систему налогообложения.

×

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать другие нужные документы,
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

Условия перехода на УСН в 2020 году

Лимит перехода на УСН в 2020 году — 112,5 млн рублей. Предприниматель вправе перейти на упрощенку, если доходы по итогам девяти месяцев прошлого года не превысили эту сумму. Но при этом необходимо на конец 2019 года соблюдать условие по базовым лимитам остаточной стоимости основных средств и численности персонала: не больше 150 млн рублей и 100 человек.

Чтобы перейти на упрощенку, подайте в налоговую заявление о переходе на УСН по установленной форме N 26.2-1. Для работающих организаций и зарегистрированных предпринимателей срок подачи — не позже 31 декабря года, который предшествует переходу. Если вы только создаете организацию или регистрируетесь как ИП — уведомление нужно подать не позже 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговой, которая указана в свидетельстве.

Что представляет собой код ОКВЭД? Как код ОКВЭД влияет на порядок исчисления налогов и страховых взносов? Почему в период экономического кризиса важно иметь «нужный» ОКВЭД?

Впервые с кодом ОКВЭД сталкиваются компании и ИП при государственной регистрации. В этом случае применяется классификатор ОК 029-2001 (действие редакции ОК 029-2001 продлили до 01.01.2017 г. приказом Росстандарта РФ от 10.11.2015 г. №1745-ст, Письма ФНС РФ от 18.08.2014 г. №СА-4-14/16465, от 07.08.2014 г. №НД-3-14/2624). И некоторые бизнесмены легкомысленно относятся к заявленным кодам ОКВЭД, а ведь от выбранного кода ОКВЭД зависят не только налоговые послабления, но и возможность получения кредитных каникул и прочих преференций, что особенно актуально в период пандемии коронавируса.

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ОКВЭД и списание налогов и взносов

Для ряда бизнесменов (субъекты малого и среднего бизнеса), а также социально ориентированных НКО, Правительством РФ было принято решение о списании налогов и страховых взносов за 2 квартал 2020 г. (ст.2 Федерального закона от 08.06.2020 г. №172-ФЗ). Так, от уплаты налогов за 2 квартал 2020 г. (за исключением НДС, исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и налога на прибыль) освобождены компании и ИП из Перечня пострадавших отраслей.

Страхователи, которые ведут деятельность в пострадавших отраслях, также не платят страховые взносы (применяют нулевой тариф) в отношении выплат физическим лицам за апрель — июнь 2020 г.

Перечни пострадавших отраслей привязан к кодам ОКВЭД. И при обнулении налогов и взносов налоговики ориентируется на ОКВЭД.

УВЕЛИЧЕНЫ ЛИМИТЫ ПО УСН

ОКВЭД и отсрочка по уплате налогов

«Правильный» ОКВЭД поможет бизнесменам получить отсрочку по уплате налогов (авансовых платежей по ним) и страховых взносов. Речь идет о бизнесменах, основной вид деятельности которых по состоянию на 01.03.2020 г. есть в Перечне пострадавших отраслей (за исключением НДС, исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и налога на прибыль). Отсрочка не распространяется на акцизы и НДПИ. А для получения отсрочки по НДС и страховым взносам необходимо ориентироваться на специальный Перечень (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 г. №570). Отсрочку по уплате налогов и взносов малому и среднему бизнесу можно получить на срок от 3 месяцев до года (в зависимости от выполнения определенных условий). А сама отсрочка предоставляется в отношении налогов и страховых взносов со сроком уплаты, приходящиеся на периоды 2020 года.


Для московского бизнеса предусмотрено продление срока уплаты некоторых налогов и сборов. До 31 декабря 2020 г. продлен срок уплаты торгового сбора за первый квартал 2020 года. На этот же срок продлили уплату авансовых платежей за 1 квартал 2020 года по налогу на имущество и земельному налогу для организаций, работающих в сфере торговли, общественного питания, туризма, культуры, спорта, досуга гостиничного бизнеса и оказания бытовых услуг населению.

ОКВЭД и льгота по НДС

Налоговые органы зачастую отказывают налогоплательщику в применении льгот по НДС, предусмотренных ст.149 НК РФ, по причине того, что соответствующий код ОКВЭД по данному виду деятельности не присвоен (в ЕГРЮЛ отсутствует).

Однако судебная практика свидетельствует о том, что гл.21 НК РФ не связывает право компании на применение льготы по НДС от указания в ЕГРЮЛ соответствующего кода ОКВЭД и указание в декларации иного кода ОКВЭД не влияет на обоснованность применения налоговой ставки по НДС. Для определения основания применения налоговой ставки служит соответствующая строка в налоговой декларации, где отражаются хозяйственные операции, совершенные налогоплательщиком. Так, компанией неверно был указан код ОКВЭД – 60.30.1 и применена нулевая ставка по НДС. Но фактически у налогоплательщика отсутствовали основания для ее применения (пп.2 п.1 ст.164 НК РФ) и, несмотря на правильный ОКВЭД, нулевая ставка не была подтверждена (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.09.2015 г. №А32-31341/2014, Определением ВС РФ от 13.01.2016 г. №308-КГ15-17314 отказано в передаче дела в судебную коллегию ВС).

КОНСУЛЬТАЦИЯ БУХГАЛТЕРА

ОКВЭД и налог на прибыль

Несовпадение кода ОКВЭД и реально осуществляемой деятельности контрагента может поставить под сомнение расходы самого налогоплательщика по причине их необоснованности. Налоговые органы зачастую считают, что несоответствие фактически осуществляемой деятельности заявленным кодам ОКВЭД, свидетельствует о «проблемности» контрагента. В этом случае налогоплательщика (наряду с другими признаками неблагонадежности контрагента) могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2014 г. №А27-4324/2013).

Банки уделяют повышенное внимание таким операциям клиента, по которым приходные операции по счету не соответствуют заявленным кодам видов деятельности по ОКВЭД. И наряду с совокупностью других признаков банк может отключить клиента от системы дистанционного банковского обслуживания (Постановление АС Поволжского округа от 09.06.2016 г. №А57-9774/2015).

ОКВЭД и спецрежимы

От выбранного кода ОКВЭД зависит, может ли компания применять ЕНВД. Однако, если деятельность плательщика, осуществляемая на самом деле, не соответствует виду «вмененного» ОКВЭД, то компании откажут в праве на применение ЕНВД. Так, в одном из судебных споров, был отклонен довод компании о том, что им осуществлялась деятельность автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД – 60.24), которая подпадает под ЕНВД, поскольку фактически налогоплательщик осуществлял деятельность, не связанную с перевозкой грузов.

В п.3 ст.346.12 НК РФ приведен запрет на применение «упрощенки» компаниями, осуществляющими определенные виды деятельности.

Данный запрет, в частности, касается операций, которые соответствуют таким кодам ОКВЭД (ОК 029-2014) как:

  • 64.92 — осуществление ломбардной деятельности;

  • 92.11 — деятельность казино;

  • 92.12 — деятельность залов игровых автоматов;

  • 12.00 — производство табачных изделий;

  • 29.10 — производство автотранспортных средств.

В период продолжающегося спада экономики, региональные власти стараются не допустить банкротства предпринимателей. Так, на областном уровне снижаются налоговые ставки по УСН. Почти в 50 регионах действуют пониженные ставки по УСН: 1% – «доходы», 5% – «доходы минус расходы». Например, для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности в соответствии с разделом J «Деятельность в области информации и связи» с объектом налогообложения «Доходы» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) в Воронежской области действует ставка 1% (Закон Воронежской области от 05.04.2011 г. №26-ОЗ (в ред. от 02.03.2020 г.)). Законом Пермского края от 01.04.2015 г. №466-ПК (в ред. от 30.03.2020 г.) установлена ставка единого налога в 1 процент для самых популярных видов деятельности (действует до 01.01.2021 г.).

В Тюменской области ставка единого налога — 1 процент действует до 31.12.2023 г. в отношении предпринимательской деятельности в сфере информационных технологий (разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги). А для предпринимателей с упрощенкой «доходы минус расходы» установлена единая ставка 5% до 31.12.2023 г.

Такие налоговые преференции предоставляются бизнесменам с определенными кодами ОКВЭД.

ЗАРПЛАТНЫЕ КРЕДИТЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

ОКВЭД и кредитные каникулы

Еще одно «коронавирусное» послабление касается заемщиков малого и среднего бизнеса. Президент РФ подписал закон (Федеральный закон от 03.04.2020 г. №106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)») о так называемых кредитных каникулах. Однако такие кредитные каникулы действуют не для всех бизнесменов. Послабления ждут заемщиков, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса.

Перечень таких отраслей определен Правительством РФ от 03.04.2020 г. №434.

Заемщики, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, заключившие до 3 апреля 2020 г. с кредитором (кредитной организацией или некредитной финансовой организацией) кредитный договор (договор займа), в том числе по ипотеке, вправе не позднее 30 сентября 2020 года обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий.

Принадлежность бизнесменов к пострадавшим отраслям определяется кодами ОКВЭД.

ОКВЭД и отсрочка по арендным платежам

Для многих компаний из пострадавших от коронавируса отраслей предоставлены отсрочки по арендным платежам. Например, в Новгородской области Указом губернатора от 26.03.2020 г. действует отсрочка (на период до 3 месяцев с последующей оплатой в течение 6 месяцев) по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для бизнесменов на 99 % снижен размер арендной платы по заключенным договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Арендаторы, арендующие земельные участки и нежилые объекты у Москвы и приостановившие свою деятельность в рамках режима повышенной готовности, были освобождены от арендной платы. Это касается ИП и компании, работающие в сферах культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской и образовательной деятельности, досуга, туризма, предоставления гостиничных услуг, услуг общественного питания, торговли и бытовых услуг.

Для того, чтобы получить преференции по уплате арендных платежей, деятельность бизнесмена должна соответствовать определенному коду ОКВЭД.

СУБСИДИЯ НА ВЫПЛАТУ ЗАРПЛАТЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

ОКВЭД и субсидия на МРОТ сотрудникам

Зарплату сотрудникам можно будет частично выплатить за счет государства в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) на каждого работника. То есть 12 130 рублей будут выплачиваться ежемесячно на каждого работающего сотрудника. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 г. №576 утверждены правила получения субсидии в размере 1 МРОТ.

Для того, чтобы безвозмездно получить малому и среднему бизнесу от государства зарплату сотрудников в пределах МРОТ, необходимо отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к пострадавшим отраслям российской экономики. Для того чтобы бизнесмену понять, относится ли его деятельность к пострадавшей, нужно ориентироваться на коды ОКВЭД, приведенные в Постановлениях Правительства РФ. Предприниматели могут также воспользоваться специальным сервисом, размещенным на сайте ФНС РФ.

Как мы уже отмечали, получить субсидию на выплату минимальной заработной платы сотрудникам могут те предприниматели, которые имеют «нужный» код ОКВЭД в перечне пострадавших отраслей.

На практике далеко не все бизнесмены из пострадавших отраслей имеют «нужный» код ОКВЭД. Ведь при открытии бизнеса, многие предприниматели не обращали внимание на коды ОКВЭД, полагая, что это имеет значение лишь для Росстата РФ. И, как показала практика, налоговики формально подходят к данному вопросу, ориентируясь на заявленный код ОКВЭД бизнесменов.

Нельзя не отметить, что по своей сути, ОКВЭД носит добровольный характер, не является нормативным правовым актом и не содержит правил, обязательных для многократного применения неопределенным кругом лиц, не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей, а служит источником информации (Апелляционное определение коллегии ВС РФ от 31.10.2017 г. №АПЛ17-344).

Подводя итог, отметим, что ОКВЭД может быть использован для целей налогообложения исключительно в случаях, когда это прямо предусмотрено специальными нормами законодательства о налогах и сборах.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 13 июня 2019 г.

Президент России В.В.Путин подписал Закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ об отмене трех налоговых деклараций. Какие именно отчеты не нужно будет представлять в ИФНС, расскажем в данной консультации.

Отмена декларации по транспортному и земельному налогу

Чиновники отменили налоговые декларации по транспортному налогу, а также по земельному налогу. Данные поправки были внесены в Налоговый Кодекс Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ. Начиная с 1 января 2021 года, организациям больше не нужно будет сдавать в ИФНС налоговые декларации по транспортному и земельному налогу (п. 17, п. 26 ст. 1 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Инспекторы сами будут направлять компаниям, владеющим транспортными средствами и земельными участками, сообщения об исчисленных суммах налогов. Сообщения о величине транспортного и земельного налога будут направляться организациям в электронной форме через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика. Также сообщение о сумме налога может быть направлено заказным письмом по почте или передано уполномоченному представителю компании лично под расписку (п. 16, п. 25 ст. 1 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Отмена формы 4-НДФЛ

Также законодатели отменили налоговую декларацию о предполагаемом доходе к получению ИП. Начиная с 1 января 2020 года сдавать декларацию по форме 4-НДФЛ предпринимателям больше не нужно (п. 7 ст. 1 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Предприниматели будут самостоятельно исчислять сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, величины фактически полученных доходов, налоговых вычетов, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев (п. 7 ст. 1 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Уплачивать авансовые платежи ИП будут должны не позднее 25-го числа месяца, следующего соответственно за кварталом, полугодием и девятью месяцами (п. 7 ст. 1 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Отмена декларации по УСН 2019

Одним из изменений, которые также запланировали законодатели с 2019 года, являлась отмена налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Отмена декларации по УСН должна была коснуться упрощенцев с объектом налогообложения «доходы».

На сайте Минфина уже опубликован проект об отмене декларации по УСН для плательщиков налога с объектом налогообложения «доходы», которые применяют онлайн-кассы (подп. 3.1 п. 3 Проекта Минфина России основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по состоянию на 11.07.2018). Но пока это только проект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх