Куперс

Бухучет и анализ

Помещение несовершеннолетнего в цвснп

Основными задачами деятельности Центра являются:

1.Обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

2.Проведение индивидуально-профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений, общественно-опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.

3.Доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.

В настоящее время в ЦВСНП содержатся несовершеннолетние, совершившие общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, административные правонарушения, направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, самовольно ушедшие из этих учреждений.

Основанием помещения является приговор суда или постановление судьи. В соответствии с действующим законодательством, в крайнем случае, на срок не более 48 часов несовершеннолетние могут быть помещены на основании постановления начальника территориального органа внутренних дел. Основными причинами совершения подростками правонарушений являются:

— отсутствие должного контроля со стороны законных представителей за времяпровождением своих детей;

— алкоголизация, как законных представителей, так и самих подростков;

— низкий познавательный уровень у подростков, желание иметь все и сразу;

— отсутствие в семье взаимопонимания и уважения друг к другу.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД помещаются категории несовершеннолетних, перечисленные пп. 1- 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1.Направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2. Временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 26 настоящего Федерального закона;

3.Самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4. Совершившие общественно-опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального Закона;

5.Совершившие правонарушения, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могу быть переданы родителям или законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

6.Совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В Центре созданы все необходимые условия, обеспечивающие прием, содержание, воспитание, обучение и отдых несовершеннолетних. В целях скорейшей адаптации подростков оборудован кабинет психологической разгрузки. Психологом осуществляется тестирование каждого поступившего в Центр ребенка. С учетом проведенного исследования составляются рекомендации для сотрудников в целях наиболее эффективной воспитательной работы с данным контингентом. Кроме того, проводятся индивидуальные беседы и психокоррекционные занятия в форме тренингов. По итогам обследования составляются психологические характеристики, разрабатываются индивидуальные рекомендации для организации воспитательной работы с подростком, используемые как во времянахождения несовершеннолетних в Центре, так и по окончании срока их пребывания в данном учреждении.

Успешно зарекомендовала себя на практике такая форма воспитательного воздействия, как пропаганда правовых знаний. На занятиях изучаются основные положения и статьи уголовного, административного, семейного, трудового, гражданского законодательств, методы защиты от преступных посягательств, ведутся диспуты об ответственности за совершенные преступления и правонарушения.

В тренажерном зале и на спортивной площадке ЦВСНП проводятся занятия по физической культуре, организовываются эстафеты, футбольные матчи. Дети принимают участие в играх, развивающих координацию движения, скорость мышления, направленных на сплоченность коллектива, умение работать в команде.

В целях коррекции противоправного поведения несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП и их адаптации в обществе, установлено сотрудничество с Русской православной церковью. Священнослужитель церкви с. Бронницы Новгородского района отец Алексей проводит беседы с воспитанниками. Проводимая работа развивает духовность детей, формирует у них позитивные нравственные ориентиры.

Еженедельно фельдшером Центра с подростками проводятся занятия по борьбе с инфекционными заболеваниями, по проблемам морально-этического поведения, опасностью заражения и венерическими заболеваниями, профилактике венерических заболеваний, здоровому образу жизни.

В ЦВСНП преимущественно помещаются подростки, имеющие низкий образовательный уровень, уклоняющиеся от занятий в общеобразовательных учебных заведениях, а потому особо нуждающихся во включении их в процесс обучения. С началом учебного года в соответствии с Законом РФ «Об образовании» учебную деятельность в Центре осуществляют квалифицированные педагоги школы № 16 п. Деревяницы.

Начальник ЦВСНП ОВД УМВД России по Новгородской области подполковник полиции Шаповалова Ирина Александровна.

Заместитель начальника — майор полиции Волкова Ольга Николаевна.

Адрес: Великий Новгород, микрорайон Деревяницы, ул. Береговая, д. 54.

Контактный телефон: 8-(8162)-677-038 (факс).

Историческая справка:

Первые упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних относятся к указам 1669 года, в которых было сказано: «аще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти». Во времена Петра Великого за воровство, совершенное ребенком, отвечали родители. В 18 веке детей до 17 лет за преступления секли плетьми и отдавали в монастырь на трудовое перевоспитание. Начиная с 19 века, наказаниям подвергались только с 11 летнего возраста, а для тех, кто постарше, действовали исправительные колонии и приюты.

В конце 19 века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних, однако профилактикой детской преступности активно стали заниматься лишь после революционных событий.

31 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет, положивший начало проведению в жизнь социального воспитания. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства».

Возникновение приемников-распределителей для несовершеннолетних относится ко второй половине 19 века, ознаменованной проведением судебной реформы. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится в этот период одним из основных направлений деятельности общества и государства. В это время усиленно развиваются правовые основы превентивной, т.е. предупредительной, политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям. Активная деятельность последних во многом обусловила решение таких важных вопросов, как создание специальных учреждений для детей – правонарушителей и детей – арестантов.

Первые такие заведения появились в 80-е годы 19 века в городах: Санкт-Петербурге, Саратове, Москве, Казани, Киеве. Большинство из вышеуказанных заведений были смешанными и потому в них содержались дети разных категорий: бродяги, нищие, сироты, правонарушители. Тем не менее, уже в это время создавались специальные заведения, предназначенные для приема определенных категорий детей.

Исторический анализ становления приемников – распределителей свидетельствует, что изменения в социально-экономическом развитии России коснулись и изменений в статусе и принципах приемников – распределителей, в частности ведомственной принадлежности данных субъектов профилактики. Вначале они подчинялись Наркомам общественного призрения, затем входили в систему НКВД и Министерства внутренних дел.

Сведения о создании на территории Новгородской области первых приемников – распределителей для несовершеннолетних датированы 1942 годом. Первоначально их было несколько: Боровичский, Валдайский, Маловишерский, Новгородский, Хвойнинский.

В 1943 году детские приемники-распределители из Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний передаются в ведение НКВД по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В инструкции было сказано «применять оружие при задержании детей категорически запрещено, перевозить беспризорников следует только в пассажирских поездах, а не в «вагонзаках». Одеты дети должны быть по сезону.

В Великом Новгороде приемник – распределитель начал работать с 02.01.1990. До этого времени приемник-распределитель располагался в г. Валдае в двухэтажном деревянном здании, рассчитанном на 50 мест, куда сразу могло поступить до 150 детей и подростков, нуждающихся в помощи государства. На протяжении 16 лет (с 1975 по 1991 год) возглавляла приемник – распределитель Иванова Тамара Николаевна. Наполняемость приемника доходила до 200 несовершеннолетних в год.

Дети по разным причинам оказывались в приемниках – распределителях: в 30-е годы – это дети, чьи родители были репрессированы, в годы Великой Отечественной войны те, кого она лишила родителей и крова над головой, 50 – 70 годы, те кого манили путешествия.

В 1981 году детский преемник – распределитель был передан в ведение Министерства внутренних дел, а в 1996 году по Указу Президента России приемник – распределитель переименован в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

До 1999 года в приемники – распределители доставлялись дети и подростки в возрасте от трех до восемнадцати лет: подкинутые, заблудившиеся, оставшиеся без попечения родителей, совершившие ООД до достижения возраста уголовной ответственности на основании постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Реконструкция Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей начата в 2007 году, с 26.08.2008 деятельность Центра приостановлена, прием несовершеннолетних правонарушителей временно прекращен.

Во время проведения реконструкции возведена двух этажная пристройка, где располагаются: тренажерный зал, библиотека, кабинет рабочего, склад МТЦ и две комнаты для лиц, доставивших несовершеннолетних. Также произведена замена системы внутреннего отопления, энергоснабжения, канализации, часть трубопровода отопления, установлены стеклопакеты, проведен косметический ремонт внутри помещений основного здания. Общая сумма бюджетных ассигнований из федерального бюджета по целевой программе «Дети России» составила 26,823 млн. рублей.

Возобновил деятельность Центр по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей 14.02.2011.

23.06.2020 18:00:00

В последние годы особое значение приобретает борьба с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 120-ФЗ) предусматривает в отношении несовершеннолетних, совершивших запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, применение таких мер профилактического воздействия, направленных на предотвращение совершения ими повторных деяний, как направление на основании постановления суда в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее – СУВУЗТ) или в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее – ЦВСНП).

Несмотря на то что данные вопросы связаны с совершением лицом общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает процедуры их разрешения. Ряд норм, касающихся рассмотрения указанной категории дел, содержит непосредственно Закон № 120-ФЗ.

Рассмотрение дела о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ осуществляется в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Необходимо учесть, что первичным основанием для помещения несовершеннолетнего лица в СУВУЗТ или в ЦВСНП является факт совершения этим лицом общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом, до достижения им возраста привлечения к уголовной ответственности.

В то же время согласно действующему уголовному закону даже при наличии вышеуказанных оснований в СУВУЗТ не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 518 утвержден Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в СУВУЗТ. В данный Перечень входит достаточно много заболеваний, к примеру: туберкулез, активная форма сифилиса, умственная отсталость, расстройства психологического развития и т.д.

Помещение в СУВУЗТ применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода и не нуждающегося в применении наказания.

Поскольку направление несовершеннолетнего в специальное учреждение – более строгое воздействие, оно может назначаться либо после применения предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ принудительных мер воспитательного воздействия, применение которых не дало необходимого результата, либо сразу, если суд придет к выводу о необходимости направления подростка в специальное учреждение. К выводу о такой необходимости может привести неоднократное совершение лицом преступных деяний до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, неэффективный контроль родителей, бродяжничество, употребление спиртных напитков и т.д.

В ч. 2 ст. 92 УК РФ определено, что несовершеннолетний может быть направлен в СУВУЗТ до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Законодатель предусмотрел и возможность досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в СУВУЗТ. Такое возможно, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры. Суд может принять такое решение на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения. Причем впервые обратиться в суд с таким ходатайством возможно только по истечении шести месяцев нахождения в такого рода учреждении.

Также предусмотрено и продление срока пребывания несовершеннолетнего в СУВУЗТ, которое в соответствии с ч. 4 ст. 92 УК РФ допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Правовые основы деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел закреплены в Законе № 120-ФЗ.

В нем содержится исчерпывающий перечень случаев, когда возможно помещение несовершеннолетних в ЦВСНП. Документом, на основании которого несовершеннолетние помещаются в такие центры, является постановление начальника органа внутренних дел в случае помещения на срок до 48 часов или постановление суда в случае помещения на срок до 30 суток.

Общее условие – несовершеннолетний совершил общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние. Наряду с этим условием должны присутствовать факультативные.

Согласно п. 6 ст. 22 Закона № 120-ФЗ несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП не более 30 суток, в исключительных случаях срок может быть продлен не более чем на 15 суток. Предварительный 48-часовой срок содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП до вынесения судьей соответствующего постановления включается в этот 30-дневный срок, что должно быть отражено в постановлении судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Отдел по делам несовершеннолетних и молодежи

Возврат к списку

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также приказом МВД России от 01.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей».

Согласно п. 10 Инструкции по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденной приказом МВД России от 01.09.2012 № 839, к основным задачам ЦВСНП относятся:

— обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

— проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.

— доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ЦВСНП органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях:

— необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

— необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

— отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

— злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям.

Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основаниями помещения несовершеннолетних в ЦВСНП являются приговор суда или постановление судьи.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» до направления материалов в суд органы внутренних дел могут поместить несовершеннолетних в ЦВСНП, но на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя указанного органа.

Справка

о результатах рассмотрения в 2016 году материалов о направлении несовершеннолетних в ЦВСНП

Изучение судебной практики рассмотрения в 2016 году районными судами Курганской области материалов о направлении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа показало, что за данный период времени рассмотрено 77 материалов в рамках Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). Из них 54 материала по ходатайству о направлении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и 23 материала по ходатайству о направлении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. От общего количества рассмотренных материалов 42 ходатайства удовлетворено, 4 – удовлетворено частично, 1 материал возвращен, по 1 производство прекращено, 2 материала оставлены без рассмотрения, в удовлетворении остальных отказано (27).

Наибольшее количество материалов рассмотрено следующими судами: Курганский городской суд — 31, Щучанский районный суд — 9, Кетовский районный суд — 8.

Основными причинами помещения несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в 2016 году являлось совершение общественно-опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния.

В Курганский областной суд в 2016 г. обжаловано 13 постановлений, (5 материалов о помещении в ЦВСНП и 8 материалов о помещении в СУВУЗТ), из них:

— по 9 материалам постановления оставлены без изменения,

— по 2 материалам постановления изменены,

— по 2 материалам постановления отменены, дела направлены на новое рассмотрение.

Причинами для изменения или отмены судебных актов послужили нарушения, как процессуального, так и материального права.

На основании п. 6 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, несовершеннолетние могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.

При этом срок, необходимый для проведения профилактической работы с несовершеннолетними, помещенными в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, определяется педагогами и психологами центра, исходя из конкретных обстоятельств совершаемых правонарушений, особенностей личности.

Данные полномочия в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ предоставлены работникам центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В связи с чем, суд не вправе указывать в постановлении о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел конкретный срок его содержания.

Так Курганский городской суд, удовлетворяя ходатайство начальника ОП № 1 УМВД России по г. Кургану о помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей несовершеннолетнего, указал в решении о помещении несовершеннолетнего на срок до 7 суток.

Не согласившись с данным решением, прокурор г. Кургана обратился в Курганский областной суд с представлением об отмене данного решения.

Председатель Курганского областного суда изменил решение, исключив из резолютивной части указание о сроке.

Основанием для изменения решения Курганского городского суда о помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей несовершеннолетнего послужило аналогичное нарушение.

Указание на конкретный срок делает невозможным исполнение требований п. 6 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ о нахождении несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в течение времени, минимально необходимого для их устройства, и лишает администрацию учреждения возможности сократить срок проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним с последующей передачей его законным представителям до истечения 30-дневного срока.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ материалы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, перед их направлением в суд представляются для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, и его родителям или иным законным представителям, которые имеют право пользоваться юридической помощью адвоката, иметь представителя, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения. Об ознакомлении с указанными материалами и о получении ответов на свои ходатайства, жалобы и заявления заинтересованные лица делают в представленном материале соответствующую запись.

В нарушение указанных положений Курганский городской суд рассмотрел материал о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, не проверив наличие сведений об ознакомлении несовершеннолетнего и его родителей с материалом перед направлением его в суд.

При рассмотрении жалобы законного представителя в Курганском областном суде на постановление Курганского городского суда, было установлено, что соответствующие сведения об ознакомлении несовершеннолетнего и его родителей с материалами и о разъяснении им прав по материалу отсутствуют, указанное право несовершеннолетнего и его родителей судом при производстве по делу также не реализовано.

Исполняющим обязанности председателя Курганского областного суда решение Курганского городского суда отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение.

Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ материалы для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направляются начальником органа внутренних дел или прокурором в суд по месту их жительства.

Кроме того, в соответствии с п. 92 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845, материалы для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа сотрудники ПДН направляют за подписью начальника территориального органа МВД России в суд по месту жительства несовершеннолетнего.

Указанные нормы были нарушены при направлении материала о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего.

Так в Лебяжьевский районный суд за подписью врио начальника ОП «Лебяжьевское» МО МВД России «Макушинский» УМВД России по Курганской области был направлен материал о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего.

Вместе с тем сведений о наличии у данного должностного лица соответствующих полномочий, материалы дела не содержали.

Доводы, изложенные в ходе рассмотрения ходатайства адвокатом, о нарушении порядка направления материала в суд, судом проверены не были, выводы, по которым указанные доводы подлежат отклонению, в постановлении не приведены.

Исполняющим обязанности председателя Курганского областного суда постановление Лебяжьевского районного суда отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение.

Согласно п. 2 ст. 31.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел рассматриваются единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел.

Однако имеются случаи нарушения сроков рассмотрения материалов данной категории.

Так Каргапольским районным судом при рассмотрении административного иска врио начальника МО МВД о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, поступившего в суд 8 августа 2016 г., нарушен срок рассмотрения материала в течение суток, постановление по данному материалу вынесено судом 17 августа 2016 г.

Аналогичное нарушение допущено Шадринским районным судом при рассмотрении административного иска начальника ОМВД в отношении несовершеннолетнего, материал поступил в суд 9 июня 2016 г., постановление об удовлетворении заявленных требований вынесено судом 20 июня 2016 г.

Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в постановлении судьи о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, излагается одно из следующих принятых решений:

1) направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение;

2) направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение;

3) прекращении производства по материалам.

Изучение судебной практики показывает, что судьями районных судов принимаются решения об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, что в настоящее время с учетом того, что дела данной категории рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (о чем подробнее будет указано ниже), не является нарушением положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Так Курганским городским судом при рассмотрении ходатайства ОП № 2 УМВД России по г. Кургану о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, с учетом того, что несовершеннолетний длительный период находился в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и мог осознать свое поведение, а также того, что заключение медицинской комиссии составлено без учета нахождения несовершеннолетнего в данном учреждении, принято решение об оставлении ходатайства без удовлетворения.

Щучанским районным судом вынесено постановление об отказе в удовлетворении требований начальника МО МВД России «Щучанский» о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, исходя из того, что несовершеннолетнего нельзя отнести к категории лиц, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, ввиду отсутствия данных о систематическом совершении им общественно-опасных деяний, предусмотренных УК РФ либо совершении административных правонарушений, а также к выводу о возможности применения иных мер воспитательного воздействия.

Изучение судебной практики показало, что в большинстве случаев, судьи районных судов рассматривают материалы указанной категории с соблюдением положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Что же касается вида судопроизводства, по правилам которого подлежат рассмотрению дела данной категории, то следует учитывать следующее.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, закрепляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, относит к ведению суда рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (глава III.1), определяет порядок и сроки их рассмотрения (ст. 31.2), а также порядок обжалования, опротестования и исполнения соответствующего постановления судьи (ст. 31.3).

Следовательно, разрешение вопроса о временной изоляции лица в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел осуществляется в порядке гражданского судопроизводства, что также отражено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2009 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2009 г., вопрос 6.

Вместе с тем подраздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» ГПК РФ признан утратившим силу с 15 сентября 2015 г. на основании Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

В силу ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В части 3 этой же статьи указано, что суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Учитывая изложенное, дела о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа представляется правильным рассматривать в порядке, предусмотренном КАС РФ, с вынесением по делу решения, с учетом специальных сроков рассмотрения дел данной категории, указанием срока для обжалования принятых по ним судебных актов, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Данная позиция выражена судебной коллегией по административным делам Курганского областного суда в определении от 24 апреля 2017 г. по административному делу по административному исковому заявлению начальника ОМВД России по Катайскому району о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Вопросы оплаты труда адвоката были предметом неоднократной проверки судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда.

Так апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 3 октября 2016 г. изменено определение судьи Курганского городского суда от 30 апреля 2016 г., которым произведена оплата труда адвоката в размере 1 100 рублей за участие по делу в выходной день при решении судом вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

При этом судебная коллегия исходила из следующего.

В соответствии со статьей 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителя.

Согласно статье 114 КАС РФ в случае участия адвоката по назначению расходы на оплату услуг адвоката за оказание юридической помощи возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1240 утверждено Положение о порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 23 (1) Положения размер вознаграждения адвоката, участвующего в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке, предусмотренном статьей 50 ГПК РФ, или в административном судопроизводстве в порядке, предусмотренном статьей 54 КАС РФ, за один рабочий день участия составляет не менее 550 рублей и не более 1200 рублей, а в ночное время – не менее 825 рублей и не более 1800 рублей. Оплата вознаграждения адвоката, участвующего в гражданском или административном судопроизводстве по назначению суда, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Порядок расчета размера вознаграждения адвоката, участвующего в гражданском или административном судопроизводстве по назначению суда, в зависимости от сложности дела, а также перечень документов, необходимых для подтверждения действий адвоката по осуществлению полномочий, предусмотренных ГПК РФ и КАС РФ, утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 174 и Министерства финансов Российской Федерации № 122н от 5 сентября 2012 г. утвержден Порядок расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела (далее – Порядок).

В силу положений части 2 статьи 2 и части 6 статьи 15 КАС РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Поскольку нормы, регулирующие порядок и размер оплаты вознаграждения адвоката, назначенного в качестве представителя административного ответчика по административному делу в порядке части 4 статьи 54 КАС РФ, отсутствуют, применению подлежат нормы, регулирующие оплату вознаграждения адвоката, назначаемого по уголовным делам.

В соответствии с указанным выше Порядком с учетом степени сложности уголовного дела органы дознания, органы предварительного следствия или суда устанавливают размер вознаграждения адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, руководствуясь следующими критериями, существующими на момент вынесения соответствующего постановления (определения): 765 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время – 1530 рублей по уголовным делам, рассматриваемым в закрытых или выездных судебных заседаниях; в отношении несовершеннолетних, в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

В случае участия адвоката в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с тяжелыми климатическими условиями, в которых законодательством Российской Федерации установлены процентные надбавки и (или) районные коэффициенты к заработной плате, вознаграждение адвоката осуществляется с учетом указанных надбавок и коэффициентов.

Таким образом, применяя аналогию закона, труд адвоката за 1 день по делам данной категории подлежит оплате в размере 879 рублей 75 копеек (765 рублей х 15% – районный коэффициент к заработной плате х 1 день), а в выходной или праздничный день 1 759 рублей 50 копеек (1530 х 15% районный коэффициент к заработной плате х 1 день).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх