Куперс

Бухучет и анализ

Правовой режим информационных ресурсов

1. Понятие правового режима информационных ресурсов

Содержание правового режима информационных ресурсов не предусмотрено в действующем Законе об информации, однако данное правовое явление занимает особое место в правовых отношениях. Смысл понятия «правовой режим» заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат.

В зависимости от характера действий и юридических последствий их совершения или несовершения, составляющих содержание правовых режимов, различают следующие виды гражданско-правовых режимов: —

правовой режим собственности; —

режим исключительных прав; —

режим обязательственного права.

В содержание правового режима информационных ресурсов включаются: 1)

порядок документирования информации; 2)

положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

3) принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана — более широкое понятие, чем понятие «защита информации», и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения.

В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты — это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия.

Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 — 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.

5 Семестр, 3 курс, Лекции по Информационному праву

Кривко Павел, 305 ИП СГАП ©2011

Лектор: к.ю.н., доцент Холодная Елена Викторовна

Тема 6: Правовые режимы информационных ресурсов

Вопросы лекции:

  1. Правовые режимы информационных ресурсов: виды правовых режимов;

  2. Понятие и виды информации с ограниченным доступом;

  3. Государственная тайна, как предмет, изъятый из гражданского оборота;

  4. Служебная и профессиональная тайна;

  5. Тайна частной жизни;

  6. Коммерческая и другие виды тайн.

Вопрос 1: Правовые режимы информационных ресурсов: виды правовых режимов

Смысл понятия правовой режим заключается в возможности совершения или не совершения с объектом права определенных действий, влекущих юридический результат.

Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в правовых нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Правовое регулирование связано с объектами деятельности, местом, временем совершения данных действий.

Понятие правовой режим сопоставимо с понятием правовой статус. Правовой статус характеризует субъект, а правовой режим – объект, а именно деятельность субъектов, связывает с ней права и обязанности.

Правовой режим информационных ресурсов – это комплекс правил в сфере информации, информационных технологий, информационной безопасности, закрепленных юридическими нормами и обеспеченных совокупностью правовых средств.

Можно выделить такие виды правовых режимов ресурсов:

  1. Общий режим – основан на принципе свободы доступа к информации, например, в отношении массовой информации;

  2. Специальные режимы информационных ресурсов, которые связаны с ограничением прав граждан в информационной сфере.

Содержание правового режима информационных ресурсов включает в себя:

  1. Порядок документирования информации – в ст. 11 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации;

  2. Положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

  3. Принятие мер по охране информации.

Право собственности на информационные ресурсы возникает в случае их создания за счет средств субъектов или приобретения их на иных законных основаниях.

Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них.

Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, ее представивших.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами собственника, предусмотренного действующим законодательством.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц, в случаях отнесения данной информации к государственной тайне.

Доступ к ресурсам по общим правилам устанавливается собственником, за исключением случаев, установленных ФЗ.

Доступ к информации – возможность получения и использования информации.

ФЗ устанавливаются перечни сведений, которые не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом и наоборот, устанавливают перечни информации с ограниченным доступом.

Правовой режим защиты информации характеризует деятельность субъектов по защите информации от несанкционированного доступа, хищения, искажения и связывает с ней права и обязанности участников этой деятельности.

Режим защиты информации (режим секретности) определяется видом информации.

Правовой режим информационных ресурсов

Информация как предмет отношений различных субъектов является объектом внимания отраслей публичного и частного права. Многие вопросы информации и информационных ресурсов являются объектом норм международного права. Это легко прослеживается па институте права на информацию, который освещается в гл. 7 учебника.

Что касается информационных ресурсов или их отдельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим, и применяется он к самым разным сферам правового регулирования и объектам правовых отношений. Например, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации такие отрасли права, как гражданское, уголовное и др. Административное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это пример режима в области законотворчества. Наиболее распространен этот институт в административном праве. Большое внимание этому институту уделил в своих работах Д. Н. Бахрах. Уже в учебнике по административному праву 1993 г. он определил административно-правовой режим как «определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции…». Здесь по существу речь идет о режиме административно-правового метода регулирования применительно к отрасли права, идеологи которой считают, что административно-правовые отношения строятся на неравенстве прав государственных органов власти и других субъектов, которые обязаны выполнять предписания исполнительных органов власти, действующих от имени государства.

Но когда этот институт применен к конкретным областям отношений, то главным становится императивное установление определенного поведения всех субъектов в этой предметной области. Напомним о режиме границы, о режиме чрезвычайных ситуаций. Применительно к различного рода ресурсам (земля, недра, леса и др. природные ресурсы) могут устанавливаться определенные правовые режимы.

В Словаре административного права, изданном в 1999 г., правовой режим определен как «нормативно установленные правила относительно определенного предмета отношений или ситуаций, которые обязательно должны соблюдаться участниками отношений по поводу этого предмета (ситуации)». В отличие от правового статуса, который определяет правовое положение субъекта отношений, институт правового режима дает характеристику предмета отношений и правил обращения с этим ресурсом определенных субъектов. Этот институт применим и к информационным ресурсам.

В Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» содержалась специальная гл. 2 «Информационные ресурсы», а в ст. 4 «Основы правового режима информационных ресурсов» были установлены две важные правовые нормы, раскрывающие содержание правового режима информационных ресурсов. Одна из них устанавливала включение информационных ресурсов в структуру других ресурсов Российской Федерации. Вторая определяла требования к составу, структуре правового режима этого ресурса. При этом были сформулированы нормы, которые устанавливали четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений и не может получить полноценные гарантии в процессе взаимодействия субъектов по поводу конкретных объектов данного ресурса.

В состав правового режима включались нормы, которые устанавливают: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы их в информационных системах; категорию информации по доступу к ней; порядок правовой защиты информации.

Закон содержал ряд статей, которые в общей форме раскрывали содержание каждого требования правового режима, что не исключало наличия специальных законов или иных нормативных актов, которые бы формулировали требования в соответствии со ст. 4 этого базового закона. На основе этих норм за годы действия первого российского закона об информации многие субъекты сформировали свои ресурсы и продолжают их пополнять и использовать. Несмотря на то что в Законе об информации этих норм нет, остановимся на краткой характеристике каждой позиции правового режима информационных ресурсов. Это важно еще и потому, что за годы применения первого Закона об информации накопилось много вопросов, которые не могут быть разрешены без детального правового регулирования этой проблемы.

Научные исследования по проблемам правового регулирования отношений, связанных с правовым режимом информационных ресурсов, все более привлекают внимание исследователей. Представляют интерес в этой области работы Л. К. Терещенко. Автор формулирует признаки правового режима информации (заметим, что не информационных ресурсов, а информации). Их пять: объект правоотношений, достижение социального эффекта, наличие правил, отражение в режиме «запретов и обязываний, льгот и дозволений». Правовой режим информации ею формулируется как «объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих собой сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантии по его соблюдению». Весьма иитересными представляются тезисы, с одной стороны, о нематериальной природе информации, а с другой – о «материальном объекте» режима. Это дополняется полезными положениями о свойствах информации как объекта правоотношений, в числе которых формулируется тезис об «институциональной несамостоятельности информации». Это позволяет более глубоко заглянуть в проблему природы информации, ее связи с материальным миром, и вместе с тем решать вопросы режима информационного продукта интеллектуального творчества. В данных работах автора обострен и вопрос о функционально-целевом подходе к установлению правового режима информации (правильнее – информационного ресурса) исключительно через категорию «доступ». Как и некоторые другие авторы, Л. К. Терещенко склонна все формы проявления права на информацию по ст. 29 (ч. 4) Конституции РФ объединить понятием доступа. Однако при этом теряется такая форма, как «создание», «производство» информации. Упомянутые работы достаточно четко выявляют комплексное регулирование режима средствами публичного и гражданского права.

Реферат — Правовые режимы информационных ресурсов — файл n1.doc

Реферат — Правовые режимы информационных ресурсов
(97.5 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 98kb. 18.09.2012 17:44
  • Презентация — правовый режимы информационных ресурсов (Реферат)
  • Шпора к зачету — информационные технологии в юридической деятельности (Шпаргалка)
  • Алексашина И.Ю. Мылова И.Б. Методические рекомендации: Использование информационных ресурсов на уроках естествознания (Документ)
  • Реферат — Рациональное использование природных ресурсов (Реферат)
  • Реферат — Исчерпаемость минеральных ресурсов (Реферат)
  • Реферат — Гидросфера (Реферат)
  • Пушкарев В.П., Пушкарев В.В. Защита информационных процессов в компьютерных системах (Документ)
  • Меры по предотвращению загрязнения и потерь почвенных ресурсов (Документ)
  • Нецветаев А.Г. Земельное право. Учебно-методический комплекс (Документ)
  • Сергеев Ю.Д. (ред.) Основы медицинского права России (Документ)
  • Таблица — Административно-правовые режимы (Справочник)
  • Реферат-Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон) (Реферат)

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра Административного и муниципального права
Учебная дисциплина «Информационное право»
Правовые режимы информационных ресурсов
(реферат)
Выполнила:
Студентка 3 курса
.
Саратов
2011

Оглавление 2
2
Введение 3
1. Понятие правового режима информационных ресурсов. 4
2. Понятие и виды охраноспособной информации. 5
3. Режимы защиты информации 7
4. Правовой режим информационных технологий, информационных систем и сетей. 9
5. Применение института правового режима к информационно-коммуникационным технологиям и сетям 11
Бачило И.Л. Информационное право основы практической информатики. М:- 2003. 122-140 14
Заключение 15
Список литературы 16

Введение

Сегодня невозможно представить себе жизнь современного общества без информационных ресурсов.
Возрастание роли информации практически во всех областях жизнедеятельности обусловлено многими факторами и, прежде всего, формированием информационного сектора экономики, равного по значимости, а порой и превосходящего по ресурсному потенциалу такие традиционные ее подразделения, как промышленность, сельское хозяйство и услуги. Мера развитости информационного сектора не только оказывает существенное влияние на систему производственных от­ношений, но и предопределяет реальные границы возможностей для членов общества искать, получать и распространять информацию.
Важную роль в проектировании информационных процессов играет право, с помощью которого не только регулируются сложившиеся отношения, но и происходит расширение сферы информационной деятельности, диктуемое общественными потребностями.
Таким образом, право воздействует непосредственным образом на ход информационных процессов, определяя и поддерживая те направления, которые формируют облик так называемого информационного общества.
Информационное общество развивается стремительными темпами, и это развитие сказывается на характере общественных отношений, складывающихся между членами данного общества, а также между ними и государством. Сущность и характер этих общественных отношений не позволяют осуществить их регулирование нормами только классических отраслей права, поскольку они специфичны в силу особенностей и юридических свойств информации, выступающей в роли основного объекта, по поводу которого и возникают такие отношения. Данное обстоятельство обусловило появление новой комплексной отрасли права — информационного, а равно принципиально новой одноименной юридической дисциплины, которая производна от информационного права как отрасли права и отрасли науки.
Информация также является объектом права. Поэтому ей как и другим объектам прав присущи определенные риски, которые необходимо страховать.

2. Понятие и виды охраноспособной информации.

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками.
1. Доступ ограничен в соответствии с законом.
2. Цель ограничения — защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Признаки охраноспособности информации:
1) охране подлежит только документированная информация;
2) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом;
3) защита информации устанавливается законом.
Виды информации с ограниченным доступом:
1) государственная тайна;
2) конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ:
— коммерческая тайна;
— тайна частной жизни;
— служебная тайна;
— профессиональная тайна.
Следует отметить, что термин «защита информации» законодательно закреплен в ст.16 Закона об информации, анализ законодательства РФ позволяет говорить о том, что данное понятие является широко употребляемым. Толковый словарь «Бизнес и право» правовой системы «Гарант» под данным понятием подразумевает «все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера».
Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин «защита информации».
Под ним подразумевается:
— деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию1;
— комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности третьим сторонам, предусмотренный законодательством РФ2.
Таким образом, защита информации представляет собой принятие правовых,
организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения,
модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее
лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования
определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

3. Режимы защиты информации

Цели защиты информации:
1) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации;
2) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации,
копированию и блокированию информации;
3) реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.
На основании ст. 16 Закона об информации защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Защищаемая информация — информация, являющаяся предметом собственности и
подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.
Защита информации осуществляется от:
— утечки (неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками);
— несанкционированного воздействия (воздействия на защищаемую информацию с
нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации);
— непреднамеренного воздействия (воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации);
— разглашения (несанкционированного доведения защищаемой информации до
потребителей, не имеющих права доступа к этой информации);
— несанкционированного доступа (получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации);
— разведки (получения защищаемой информации технической, агентурной разведкой).
Режим защиты информации устанавливается в отношении трех групп сведений:
1. Сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается
уполномоченным государственным органом на основании Закона РФ о государственной тайне.
2. Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается
собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона об информации.
3. Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным
Федеральным законом N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных».
Контроль за соблюдением требований к защите информации, а также обеспечение органами мер защиты информационной системы, образующие информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, возложены на государственные органы. Собственник информации также имеет право осуществить аналогичный контроль. Законом устанавливаются только перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом. Исключение — перечень сведений, составляющих государственную тайну3.

4. Правовой режим информационных технологий, информационных систем и сетей.

Триединство информации, технологий и систем связи в практической информатике определяет значение института правового режима не только для информационного ресурса. Этот институт действует и в отношениях, связанных с информационными технологиями, образуемых на их основе информационными системами и обеспечивающими взаимодействие систем средств связи.
Есть ли специфика в применении института правового режима к информационным технологиям? Безусловно. Инфраструктура информатизации как процесса удовлетворения информационных потребностей в информации различных пользователей этого ресурса, безусловно, включает информационные технологии, информационные системы и информационные коммуникации — сети. Это не исчерпывающий состав инфраструктуры, ибо сюда включаются и кадры специалистов, и системы управления, и системы производства, и многое другое. Названные предметы отношений, как и информационные ресурсы, включаются в структуру института правового режима.
Дефиниция категории «информационные технологии» в нормативно-правовых актах пока самостоятельно не определена.
Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» технологии отнесены к категории «средства обеспечения автоматизированных информационных систем», а программы для ЭВМ являются средством обеспечения технологий. Более четкая постановка вопроса об информационных технологиях содержится в Законе РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Здесь программа для ЭВМ определена как объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получить определенный результат.
Другой закон РФ, принятый одновременно с Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», и посвященный правовой охране топологий интегральных микросхем, определяет свой предмет как зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности интегральной микросхемы и связей между ними. Закон определяет порядок установления авторства и имущественных прав создателя микросхем.
Таким образом, программа, согласно двум законам 1992 г., имеет организационную форму выражения в виде: 1) изделия на материальном носителе; 2) «подготовительных материалов», которые могут быть представлены письменными документами, фрагментами микросхемы, демонстрационными стендами; 3) как сказал законодатель -в виде аудиовизуального отображения.
Таким образом, описание программы как объекта внимания права говорит о его сложности, о том, что он имеет три разных формы его представления. А это, в свою очередь, заставляет насторожиться, когда весь предмет отношений в информатике, во всей его совокупности, отнесен к объектам авторского права. Вместе с тем обостряется вопрос и о сложности правового режима на этот объект информатики.
Позиции правового режима применительно к программам для ЭВМ по аналогии с правовым режимом информационного ресурса.

1. Фиксация информации в документированной форме в данном случае дополняется воплощением в виде материализованного и выраженного в объективированной форме — «изделие» и в виде экранного «отображения».
2. Вторая позиция правового режима оказывается самой сложной для данного объекта. Формально в позициях правового режима применительно к информационным ресурсам предусмотрено установление собственности на этот ресурс. Но относительно информационных технологий, сердцевиной которых являются программы и их сочетания в программном обеспечении определенных ЭВМ, в соответствии с Законом «Об авторском праве…», к сфере ведения которого причислены программы для ЭВМ-, речь может идти о сфере интеллектуальной собственности в части исключительных прав создателя или правообладателя программы. Но это уже не сфера права собственности вещной по российскому праву.
3. Третья позиция правового режима применительно к информационным технологиям — определение категорий по доступу к данному объекту. Программы и программный продукт может быть секретным и относиться к режиму государственной тайны.
Более мягкая форма ограничений доступа к программам для ЭВМ и программному продукту — коммерческая или служебная тайны. Но возникает конфликтная зона в связи с ограничениями для выхода на рынок программного продукта, который может иметь режим ноу-хау. Необходимы более жесткие условия защиты интереса создателя и интереса государства или иного субъекта, который заинтересован в ограничении распространения этого продукта с учетом среды его применения.
4. Последняя позиция правового режима — выбор формы охраны и защиты объекта, режима, обеспечивающего безопасность для самого продукта, интереса соответствующих субъектов, а также для пользователей — создателей и эксплуатационных структур информационных систем. Правовые механизмы здесь сосредоточены на производствах учета, квалификации и регистрации результатов работы в области создания информационных технологий.
Определяя возможность применения института правового режима к таким объектам, которые называются «информационные технологии», в общей форме имеем в виду, что более детально эти вопросы должны быть привязаны к проблеме информационной деятельности и обеспечению управления процессами информатизации.
Таким образом, правовой режим информационных технологий, являясь комплексным правовым институтом, устанавливает обязательность определения формы представления технологического продукта (в письменной или иной форме), определения формы собственности и исключительных прав его создателя или правообладателя, категории по доступу и способам защиты и предусматривает применение методов и средств гражданского права, включая средства интеллектуальной собственности, а также применение средств и методов регулирования публичного права (конституционного, административного, уголовного и др.).

5. Применение института правового режима к информационно-коммуникационным технологиям и сетям

В сфере практической информатики реализуются не только программные продукты обработки информации, но и технологии передачи информации на расстоянии. Федеральный закон «Об информации…» в составе средств обеспечения автоматизированных информационных систем называет и средства связи (ст. 2). Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» определяет «средства международного информационного обмена» как «информационные системы, сети и сети связи» (ст.2).
Системы связи и образуемые при их обслуживании информационных систем сети имеют важное значение для обозначения пределов информационного пространства в его физическом восприятии. Категория «информационное пространство» не имеет жесткого определения и может рассматриваться не только в границах жизни информационной инфраструктуры, выраженной сетями связи, но и масштабах распространения информационных ресурсов России в мировой культурной, экономической инфосфере в результате включения российских информационно-коммуникационных сетей в глобальные системы мирового масштаба — Интернет, всемирную паутину.
В этой области различают электронное, эфирное, кабельное, цифровое вещание, в основе которых лежат определенные технологии передачи информации, связи между информационными системами и ЭВМ.
Чтобы система работала и не оставалась локальной только для одного пользователя, необходимы ее контакты с другими системами и с пользователями. Здесь возникает проблема определения средств связи в предметном, функциональном, социальном, психологическом аспектах, и каждый из них имеет свою проекцию в правовой системе.
Средства связи в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» в ст. 2 определены как «средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений». Соответственно сети электросвязи определяются как технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную передачу документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радиопроводного вещания. Технические средства и сооружения электросвязи, используемые для предоставления услуг электросвязи, образуют «сетевые ресурсы».
Для понимания предмета информационных систем связи полезно иметь в виду определения технических средств связи, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. В связи с допускаемыми уровнями радиопомех под техническими средствами, которые должны соответствовать государственным стандартам понимаются изделия, оборудование, аппаратура и (или) их составные части, функционирующие на основании законов электротехники, радиотехники и (или) электроники и содержащие электронные компоненты и (или) схемы.
Радиоэлектронные средства означают «технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или их комбинаций и вспомогательного оборудования, предназначенные для передачи и приема радиоволн».
Высокочастотные устройства означают оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии и промышленных, научных, медицинских, бытовых или подобных целей, за исключением применения в области электроники.
Для обеспечения связи пользователей ЭВМ и различных информационных систем используются сети связи общего пользования. Они открыты для всех физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.
В системах общего пользования широко применяются коммуникационные системы проводного, волоконно-оптического, беспроводного характера. Телерадиовещание использует электрические, кабельные каналы связи и спутниковые системы связи. Организационные и управленческие проблемы здесь те же, что и с технологиями информационными. Особенность состоит в установлении порядка выделения частот для вещания определенных программ. Это связано с регулированием правил выделения частот для пользователей. В правовом плане это оформляется как выдача лицензии на право радио- и телевещания. Эти вопросы в большей мере относятся к проблемам организации и деятельности средств массовой информации и телерадиовещания.
Заключение о том, что и применительно к средствам коммуникации, средствам связи и их систем институт правового режима имеет прямое отношение. Здесь есть своя специфика. Но принципиально все позиции правового режима проявляют себя и в этой части инфраструктуры информатизации.
Первая позиция правового режима — требование документирования информации в этом случае трансформируется в соответствии с характером объекта.
При оформлении права на средство связи, используемое в информационной сфере в обязательном порядке требуется зарегистрировать вид средства связи, которое будет использоваться конкретным субъектом. При необходимости для этого следует оформить лицензию на пользование определенным каналом, частотой и т.п. Средство связи должно отвечать установленным требованиям и быть сертифицировано. Все это создает определенный режим данного предмета отношений собственника средств связи, как правило государства и пользователя.
Вторая позиция правового режима — установление права собственности на объект связи, используемый в информационно-коммуникационной системе, также требует правового оформления.
Путем изменения правового режима собственности на радиотелепередающие центры, т.е. на средства коммуникации, изменяется работа системы по существу.
Третья позиция правового режима, связанная с установлением категории используемой информации для обеспечения качества работы систем связи, информационной безопасности имеет самое прямое отношение. Режим информации, режим информационных технологий и информационно-коммуникационных каналов требует синхронизации с учетом интересов государства, личности и общества в целом. Установление определенного режима доступа к информации должно быть поддержано всеми остальными средствами информатизации.
И последняя, четвертая, позиция правового режима самым тесным образом связана со всеми предыдущими и работает в комплексе. Правовые, технические, организационные и иные формы защиты информации и технологий должны быть сбалансированы.
В область обеспечения безопасности средств информатизации, ее инфраструктуры входят и отношения, реализующие ответственность за правонарушения в области связи.
В главе 13 КоАП «Административные правонарушения в области связи и информации» из перечисленных составов правонарушений видно, что все они касаются соблюдения правового режима средств связи и коммуникаций, норм, устанавливаемых от имени государства, касающихся всех субъектов, осуществляющих деятельность в рассматриваемой области.
В Уголовном кодексе РФ нет специальных составов преступлений в области связи. Но в гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», где помещены три статьи: 272. «Неправомерный доступ к информации», 273. «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ», 274. «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети», — во всех случаях имеется в виду в части последствий преступного деяния «нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» (выделено нами — И.Б.). Это дает основание считать, что законодатель наряду с защитой информации и компьютерных систем предусматривает и нанесение вреда коммуникационным системам и их сетям. Вместе с тем не помешало бы преступления в сетях информационных коммуникаций выделить в самостоятельные составы4.

Нормы, определяющие правовой режим информационных ресурсов, устанавливают:
· порядок документирования информации;
· право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах;
· категорию информации по уровню доступа к ней;
· порядок правовой защиты информации.
Таким образом, правовой режим – это установленная последовательность совершения одних действий за другими, без осуществления которых немыслимо само понятие «правового режима» и, соответственно, всего становления процесса информатизации в юриспруденции как некоего социально-экономического и научно-технического процесса в правовом пространстве. Таким образом, правовой режим информационных ресурсов в целом представляет собой сложную процедуру по включению информации в сферу гражданского оборота, что не может не говорить о высокой степени важности данной процедуры и ее детализированной проработке в законодательстве. Именно законодательное определение позволит различным информационным системам, технологиям и субъектам информационного обмена работать в легальном режиме.

Список литературы

ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» 27 июля 2006 года N 149-ФЗ
ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г № 126-ФЗ
ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г № 152-ФЗ.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.).
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.).
Н.Н.Ковалева. Информационное право России. Учебное пособие. 2008.
Бачило И.Л. Информационное право основы практической информатики. М:- 2003.
1 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.).
2 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.).
3 Н.Н.Ковалева. Информационное право России. Учебное пособие. 2008. С.38-43

Тема №5: Правовые режимы информационных ресурсов.

  1. Правовой режим. Понятие и виды охраноспособной информации
  2. Государственная тайна
  3. Служебная и профессиональная тайна
  4. Тайна частной жизни
  5. Коммерческая и банковская тайна

=1=

Правовой режим – это возможность совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат.

Правовой режим информационных ресурсов включает в себя:

  1. порядок документирования информации
  2. положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий
  3. принятие мер по охре информации (способах охраны и порядке его применения)

Порядок защиты информационных ресурсов:

  1. Юрисдикционный порядок защиты – это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право
  2. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия

Признаки информации с ограниченным доступом:

  • Доступ ограничен в соответствии с законом
  • Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Признаки охраноспособности информации:

  • Охране подлежит только документированная информация
  • Информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом
  • Защита информации устанавливается законом

Виды информации с ограниченным доступом:

  • Государственная тайна
  • Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ:

— коммерческая тайна

— тайна частной жизни

— служебная тайна

— профессиональная тайна

Защита информации и охрана информации.

Защита информации:

1. Обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и т.д.

2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа

3. реализацию права на доступ к информации

— охрана – более широкое понятие, чем понятие «защита информации» и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения

Сведения, в отношении которых устанавливаются режимы защиты:

  • Сведения, относящиеся к государственной тайне режим устанавливается уполномоченными государственным органом на основании закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
  • Конфиденциальная информация. Режим защиты информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании закона об информации
  • Персональные данные. Режим защиты информации устанавливается специальным ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных»

Контроль и обеспечение защиты:

  • Государственные органы
  • Собственник информации

=2=

Государственная тайна – запрещенные государственные сведения в области его военной, внешне-политической, экономической, разведывательной, контрразведывательной оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности РФ.

Принцип засекречивания информации:

  1. принцип законности: конкретная информация должна соответствовать перечню сведений, составляющих гос.тайну.
  2. принцип обоснованности – целесообразность отнесенных указанных сведений к гос.тайне устанавливаются путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам государства и общества, и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.
  3. принцип своевременности
    1. засекречивание с момента получения сведений
    2. засекречивание заблаговременно
  4. принцип обязательной защиты: сведения защищаются компетентными на то органами.

Не подлежат засекречиванию:

  • сведения о ЧП, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан
  • сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, с/х и преступности
  • сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых всем субъектам
  • сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
  • сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов
  • сведения о состоянии здоровья высших ДЛ
  • сведения о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и ДЛ

Степени секретности:

Грифы секретности:

  1. Особая важность – присваивается сведениям, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ
  2. Совершенно секретно – присваивается сведениям, разглашение которых может нанести ущерб министерствам и ведомствам
  3. Секретно – присваивается сведениям, разглашение которых может нанести ущерб предприятиям, учреждениям или организациям

Основания рассекречивания:

  • Взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими гос.тайну.
    • Изменение объективных обстоятельств
    • Истечение установленного срока засекречивания (общий срок – 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны).

Допуск и право на доступ:

  • Процедура оформления
    • Обязательство нераскрытия
    • Ограничение прав человека
    • Льготы
    • Ответственность
    • Проверочные мероприятия
    • Решение уполномоченного органа

Доступ – это непосредственное санкционированное ознакомление.

Защита прав государства на гос.тайну осуществляется в административном или судебном порядке в закрытом заседании.

=3=

Служебная и профессиональная тайны.

Служебная тайна – защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или ОМС на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.

Признаки служебной тайны:

  • Сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, на распространение которых установлена законом или диктуется служебной необходимостью.
  • Сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей.

Критерии охраностпособности:

  • Информация, составляющая собственную служебную информацию о деятельности самого органа власти.
  • Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни – «чужая тайна».
  • Сведения, не являющиеся гос.тайной и не попадающие под перечень сведений, доступ к которым не м.б. ограничен.
  • Полученная информация в силу исполнения служебных обязанностей.

Объекты служебной тайны:

  • Военная тайна
  • Тайна следствия
  • Судебная тайна
  • Налоговая тайна

Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой. Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной, коммерческой тайной.

Критерии охраноспособности:

  • Информация стала известной в силу профессиональных обязанностей
  • Держатель не состоит не государственной, муниципальной службе
  • Запрет на распространение установлен законом
  • Не относится к государственной, коммерческой тайне

Объекты профессиональной тайны

  • Врачебная тайна
  • Тайна связи
  • Нотариальная тайна
  • Адвокатская тайна
  • Тайна усыновления
  • Тайна страхования
  • Тайна исповеди

=4=

Тайна частной жизни.

— это составной элемент права на неприкосновенность частной жизни, но тайна частной жизни включает в себя личную, семейную тайну и охрану персональных данных.

Обеспечивается конституционной гарантией.

Информация, затрагивающая неприкосновенность частной и ставшая известной другим лицам на законных основаниях должна охраняться в режиме профессиональной или служебной тайны.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Эти сведения м.б. использованы только с письменного согласия субъекта.

Критерий охраноспособности – распространение сведений может нанести вред чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени или другим нематериальным благам и имущественным интересам.

Объекты персональных данных:

  • Биографические и опознавательные данные
  • Личные характеристики
  • Семейное положение
  • Имущественное, финансовое положение
  • Состояние здоровья

Субъекты:

  • Субъект персональных данных – лицо к которому относятся данные, его наследники
  • Оператор – держатель персональных данных

Ограничение на охрану персональных данных

  • Для субъектов, допущенных к гос.тайне
  • Для субъектов, подозреваемых в совершении или совершивших преступление

Режим конфиденциальности снимается:

  • Обезличивания персональных данных
  • По желанию субъекта персональных данных
  • В отношении общедоступных персональных данных

=5=

Коммерческая и банковская тайна.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

— научно-техническая, технологическая, производственная или иная информация (в т.ч. ноу-хау), которая имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и в отношении которой введен режим коммерческой тайны.

Субъекты коммерческой тайны:

  • Обладатели коммерческой тайны – сама организация и сотрудники, работающие в ней.
  • Правопреемники – лица, которым информация, составляющая коммерческую тайну, стала известна в силу служебного положения, в силу исполнения профессиональных обязанностей, в силу договора, на ином законном основании.

Режим коммерческой тайны:

  1. конфиденциальные отношения по контракту – с момента трудоустройства между сотрудником и ЮЛ, оформляется ТД или приложением к нему.
    1. конфиденциальное отношение по служебным функциям – отношения между сотрудниками одной фирмы, определяется должностными инструкциями.
    2. конфиденциальные отношения по условиям договора – между заказчиком и исполнителем, оформляется в гражданском договоре.

Закон «о коммерческой тайне» устанавливает перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны.

=6=

Банковская тайна – защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Субъекты банковской тайны:

  • владельцы банковской тайны – клиент
  • пользователи банковской тайны – банк

основания раскрытия банковской тайны:

  • ФЗ от 7.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
  • ФЗ от 30.12.2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях»
  • УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх