Куперс

Бухучет и анализ

Профстандарты педагога

С 1 января 2017 г. введен в действие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)».
Применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда

Пакет материалов «Психологическая служба образования в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Сегодня деятельность по психологическому сопровождению становится важным ресурсом развития образования. Эту деятельность в нашей области на разных уровнях, в разных образовательных организациях осуществляют более 700 специалистов. Педагог-психолог является одним из специалистов большой педагогической команды, деятельность которой направлена на образование, воспитание и всестороннее развитие детей с учетом их возраста, психофизиологических особенностей, интересов, способностей, особенностей их поведения. Понять проблему ребенка, определить, при каких условиях его образовательный маршрут станет наиболее эффективным, и организовать полноценное взаимодействие специалистов – это многофункциональные задачи, которые требуют непосредственного участия педагога-психолога и высокого уровня его профессионализма.

Принятые государственные решения в области образования определяют перспективы и задачи развития психологической службы в системе образования Российской Федерации. К числу таких решений относится внедрение и экспертно-методическое сопровождение применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – ПС ПП).

Стандарт задает ключевые ориентиры деятельности по психологическому сопровождению образования. Стандарт определяет основные требования к содержанию профессиональной деятельности педагога-психолога, квалификационным требованиям, расставляет акценты при проведении оценки квалификации, в том числе аттестации, при разработке должностных инструкций и прочих документов, связанных с деятельностью психологической службы.

С введением стандарта происходят изменения в системе подготовки и переподготовки педагогов-психологов, повышения квалификации, модернизации аттестационных процедур.

На территории разработан Пакет материалов по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Пакет включает общие сведения о профессиональных стандартах, нормативные документы, презентации, информационные ресурсы, варианты кадровых документов, результаты деятельности пилотной площадки Ярославской области по апробации и внедрению ПС ПП.

Предлагаемый Пакет предназначен для руководителей образовательных организаций, для педагогов-психологов, методистов, специалистов, обеспечивающих сопровождение деятельности по психологическому обеспечению образования.

Предполагается пополнение пакета новыми материалами.

Нормативные правовые акты, регулирующие разработку и применение профессиональных стандартов Информация Всероссийского исследовательского института труда Минтруда России об основных вопросах разработки и применения профессиональных стандартов

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психологической службе в системе образования

Нормативные правовые акты, регламентирующие внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Информационное сопровождение внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Материалы по реализации деятельности пилотной региональной площадки по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории Ярославской области

Подготовка педагогов-психологов в системе высшего образования в рамках профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Рабочие документы педагога-психолога

1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

  • педагога (учителя, воспитателя), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – Профстандарт педагога);
  • педагога-психолога, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее – Профстандарт педагога-психолога);
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Профстандарт педагога дополнительного образования).

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.

Какие профстандарты применяются

На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:

  • Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
  • Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года.

Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.

Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:

  • для Профстандарта педагога – на 1 января 2019 года;
  • для Профстандарта педагога дополнительного образования – на 1 января 2018 года.

В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.

Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

Что хотят поменять в Профстандарте педагога?

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.

Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.

В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:

  • учитель;
  • старший учитель;
  • ведущий учитель.

На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».

Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».

Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):

  • в части требований к квалификации;
  • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх