- от автора admin
Содержание
- Зачем нужна аттестация рабочих мест?
- Аттестация рабочих мест — общие положения и определения.
- Для чего нужна аттестация рабочих мест
- Цели аттестации рабочих мест
- Кто подвергается оценке условий труда
- Порядок проведения аттестации рабочих мест
- Сроки аттестации
- Новшества в 2017 году
- Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем | |||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | ||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Показать изменения
Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057
Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда
(с изменениями по состоянию на 28.08.2020 г.)
В соответствии с подпунктом 29) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Признать утратившим силу приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 185 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11084, опубликованный в информационно-правовой системе «Әділет» от 12 июня 2015 года).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.
5. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр |
Т. Дуйсенова |
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Показать изменения
Правила изложены в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 07.11.17 г. № 374 (см. стар. ред.)
Утверждены
приказом Министра здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
от 28 декабря 2015 года № 1057
Правила
обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 29) статьи 16 и пунктом 3 статьи 183 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее — Трудовой кодекс) и определяют порядок проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда.
Зачем нужна аттестация рабочих мест?
Одним из важнейших направлений работы органов и учреждений образования, профкомов и горкомов профсоюза работников народного образования и науки по обеспечению здоровых и безопасных условий труда являются заключения и реализация коллективных договоров и соглашений по охране труда.
Однако при заключении коллективных договоров в образовательных учреждениях, разработке соглашений по охране труда одной из проблем, затрудняющих подготовку мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья, является отсутствие объективной оценки состояния условий и охраны труда. Эти мероприятия можно выявить только на основе аттестации рабочих и учебных мест, обязательность проведения которой закреплена законодательством КР.
Аттестация рабочих и учебных мест для работодателей или их представителей, должностных лиц организаций является обязательным условием ее проведения независимо от их организационно- правовых форм собственности. Она представляет собой систему анализа и оценки рабочих и учебных мест на соответствие требованиям охраны труда. По результатам аттестации выявляются рабочие места, требующие подготовки мероприятий, реализация которых исключает воздействие опасных и вредных факторов; проводятся необходимые оздоровительные мероприятия, сертификация производственных объектов; подтверждается или отменяется право на предоставление компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда.
Возникает проблема — как повернуть проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда на защиту интересов работников образовательных учреждений и обучающихся, чтобы они знали, какие неблагоприятные или опасные и вредное факторы действуют на их здоровье, к каким последствиям могут привести, как уменьшить или исключить их вредное воздействие, а где это сделать не представляется возможным на данный момент, гарантировать им право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья.
Учитывая, что мероприятия эти довольно затраные, на первом этапе необходимо проводить аттестацию рабочих и учебных мест в кабинетах, лабораториях и других подразделениях образовательных учреждений, относящихся к повышенной опасности.
Профкомы образовательных учреждений, технические и правовые инспекторы труда Профсоюза работников образования и науки, сами работники могут использовать материалы аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда в народных судах для защиты прав на здоровые и безопасные условия труда или получения компенсаций за воздействие вредных/факторов на здоровье работника или обучающегося.
Конечная цель проведения аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда — сделать образовательное учреждения безопасными и безвредным для здоровья работающих и обучающихся.
Необходимость подготовки методических рекомендаций по аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда в образовательных учреждениях Минобразования КР продиктована оказанием помощи органам и учреждениями образования, профсоюзным комитетам, специалистам и активу по охране труда по существенному повышению уровня организации и проведения этой работы в интересах работников образования и обучающихся.
Аттестация рабочих мест — общие положения и определения.
Аттестация рабочих мест по условиям труда — система анализа и оценки этих мест на соответствие требованиям по охране труда.
Срок проведения аттестации устанавливается самим образовательным учреждением, исходя из изменений, условий и характера труда, техники, технологии обучения, но не реже одного раза в пять лет.
Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в образовательном учреждении рабочие места.
Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Основные цели аттестации рабочих мест по условиям труда:
- Сертификация работ по охране труда на производственных объектах;
- Установление надбавок или скидок в соответствии с Законом Кыргызской Республики об охране труда от 1-августа 2003 года ,№167 Постановление Правительства КР об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве от 27 февраля 2008 года №64
- Основание льгот и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
- Применение административно — экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда;
- Планирование и проведение мероприятий по охране труда и т.д. Основными задачами аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
- оценка фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих и определение их соответствия нормативным требованиям;
- планирование и проведение мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными актами;
- обоснование предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
- рассмотрение вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации участка, оборудования и т.п., представляющих непосредственную угрозу для жизни и или здоровья работников;
- применение административно — экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с допущенными нарушениями законодательных и иных нормативно- правовых актов по охране труда; подготовка к сертификации работ по охране труда в организации.
На каждом рабочем месте действует совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Данная совокупность определяет условия труда на каждом рабочем месте. Условия труда подразделяются на четыре класса.
Оптимальное условия труда (1-й класс )- такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест,и возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу смены. Допустимые уровни условно относятся к безопасным.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятные воздействия на организм работающего и\или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:
1-я степень 3-го класса (3.1) — условия труда характеризуются такимотклонением уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивающие риск повреждения здоровья;
2-я степень 3-го класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких ( без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (15 лет и более).
Производственно обусловленная заболеваемость — заболеваемость стандартизированная по возрасту общими (не профессиональными) заболеваниями различной этиологии, преимущественно полиэтиологичными, имеющими тенденцию к повышению по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условиях труда, превышающая таковую в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами.
3-я степень 3-го класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся таковыми уровнями вредных факторов, воздействие которых проводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести ( с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической ( производственно обусловленной) патологии.
4-я степень 3-го класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний ( с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные ( экстремальные) условия труда ( 4-й класс ) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействия которых в течении рабочей смены (или ее части) создают угрозу для жизни, высокий уровень острых профессиональных поражений.
Аттестация рабочего места по условиям труда и отнесение их к тому или иному классу осуществляется на основе трех оценок:
- степени вредности и опасности (гигиенический критерий);
- степени травмобезопасности;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Оценка степени вредности и опасности осуществляется на основании сравнения фактических ( полученных инструментальными измерениями, эргономическими исследованиями) значений опасных и вредных производственных факторов с их допустимыми величинами, установленными соответствующими нормативными документами. Эти нормативные документы прописывают и сам процесс осуществления оценки. По этому критерию рабочее место может быть отнесено к любому классу из четырех возможных.
Оценка степени травмобезопасности позволяет отнести рабочее место в один из первых трех классов. При этом объектами оценки являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется путем сопоставления выданных средств с «Типовыми отраслевыми нормами» бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств должна подтверждаться сертификатами соответствия. По данному критерию рабочее место может быть отнесено к одному из трех возможных классов.
Основным документом на рабочее место является карта аттестации данного рабочего места. Это своеобразный паспорт, в котором размещена следующая информация:
- общие сведения о рабочем месте;
- итоговые данные по оценке степени вредности и опасности с указанием класса условий труда по гигиеническому критерию (из протоколов инструментальных измерений и эргономических исследований);
- итоговые данные по оценке степени травмобезопасности (из протокола травмобезопасности) с указанием класса условий труда;
- итоговые данные по оценке обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты (из протокола обеспеченности СИЗ) с указанием класса условий труда;
- сведения о необходимых компенсациях, обусловленных нормативными документами и условиями труда;
- рекомендации по улучшению условий труда и необходимости дополнительных исследований;
- итоговое решение об аттестации данного рабочего места.
Итоговое решение может быть принято в одном из трех возможных вариантов на основе полученных оценок по трем вышеназванным критериям. Рабочее место признается аттестованным, если на нем:
- опасные и вредные производственные факторы либо отсутствуют, либо их значения соответствуют оптимальным или допустимым величинами (классы условий труда 1 или 2);
- требования по травмобезопасности выполнены (классы условий труда 1 или 2);
- работники обеспечены средствами индивидуальной защиты (классы условий труда 1 или 2).
Рабочее место признается условно аттестованным, если на нем:
- опасные и вредные производственные факторы превышают допустимые величины (
- требования по травмобезопасности (класс условий труда — 3 ) и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты ( класс условий труда — 3) не соответствует нормам.
Рабочее место признается не аттестованным, если на нем опасные и вредные производственные факторы значительно превышают допустимые величины ( класс условий труда — 4). Такое рабочее место подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
Окончательную оценку по аттестации конкретного рабочего места выносит аттестационная комиссия образовательного учреждения. Она же составляет и оформляет сводные документы по всему учреждению. В состав документов входят:
- Сводные ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении. (Заполняются на основании карт аттестации)
- Сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении. (Заполняется на основании вышеуказанных ведомостей)
- План мероприятий по улучшению условий труда в учреждении.
Составляется аттестационной комиссией на основании карт аттестации с учетом предложений подразделений и отдельных работников. В последствии план включается в коллективный договор.
Протокол аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждении.
К протоколу прилагаются карты аттестации по всем рабочим местам и все вышеуказанные сводные документы.
Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.
Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены учебного и лабораторного оборудования, изменения технологии процесса обучения, конструкции средств коллективной защиты и д.р., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда КР, при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
Персональную ответственность за проведение аттестации по условиям труда в соответствии с законом КР об охране труда от 1 — августа 2003 года №167 и «Трудовым кодексом КР», раздел IV, глава 17 несет руководитель образовательного учреждения.
г. Бишкек, Дом Правительства от 25 марта 2002 года №161
Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.
Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.
При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско — правового характера.
Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки
рабочих мест по условиям труда.
В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации — работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.
Для чего нужна аттестация рабочих мест
Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.
Такое разделение имеет большое значение.
Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.
Цели аттестации рабочих мест
Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.
Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:
-
оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;
-
выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;
-
определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;
-
определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.
Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.
Кто подвергается оценке условий труда
Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.
К ним можно отнести:
-
юридические лица независимо от вида собственности;
-
коммерческие фирмы;
-
бюджетные учреждения;
-
индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.
Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.
Порядок проведения аттестации рабочих мест
Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:
1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.
2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.
Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:
1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.
2. Основной этап, который заключается в самой проверке.
3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.
4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Подготовка
Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.
Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.
В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).
В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:
-
инженер по ОТ;
-
сотрудник кадровой службы;
-
механик;
-
электрик или энергетик;
-
бухгалтер по начислению зарплаты;
-
медицинский работник;
-
член профсоюзной организации;
-
технолог.
Основной этап
Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:
-
соответствие гигиеническим нормам;
-
опасность получения травмы на рабочем месте;
-
наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;
-
комплексная оценка всех условий.
Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.
Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.
Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.
Протокол включает в себя следующие данные:
-
Дата осуществления измерений.
-
Указание подразделения, подвергающегося оценке.
-
Название приборов измерений.
-
Наименование фактора, подвергающегося измерению.
-
Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.
-
Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.
-
Автограф ответственного лица за измерение.
-
Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.
Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.
При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.
При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.
Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.
Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.
Аттестационная карта
Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.
С помощью аттестационной карты
— выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;
— определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.
Заключительный этап
Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:
-
Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
-
Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).
-
План работ по устранению выявленных нарушений.
Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.
Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.
Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.
Сроки аттестации
По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.
Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.
-
Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.
-
Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.
-
По требованию инспекции по труду.
-
По просьбе работников и представителей профсоюза организации.
В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.
Новшества в 2017 году
С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.
Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.
Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки
Приведем штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки.
Вид нарушения |
Размер штрафа |
Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации |
От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев |
Несоблюдение порядка проведения процедуры |
На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей |
Неудовлетворительное содержание рабочего места |
На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров |
Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда |
Остановка деятельности до 3 лет |
Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей.
Основные факторы и методы оценки условий труда на рабочем месте.
Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов (элементов) производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. Для удобства изучения условий труда совокупность факторов (элементов) подразделяется на следующие группы:
· санитарно-гигиенические, определяющие внешнюю производственную среду /микроклимат, состояние воздуха ,шум, вибрации, ультразвук, освещение, различные виды излучений, контакт с водой, маслом, токсическими и веществами и т.п., а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве;
· психофизиологические, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда /физическая и нервная, психическая нагрузка, монотонность, темп и ритм труда/;
· эстетические, воздействующие на формирование эмоции работника /оформление оборудования, оснастки, производственной одежды, применение функциональной музыки и пр/;
· социально—психологические, характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе и создающие соответствующий психологический настрой работника с работодателем;
· режим труда и отдыха, обеспечивающий высокую работоспособность за счет уменьшения утомления.
Задачей научной организации труда в области условии труда является приведение всех производственных факторов в оптимальное состояние в целях повышения работоспособности и сохранения жизнедеятельности работников.
Важной предпосылкой организации работы по созданию благоприятных условий труда является объективная оценка их фактического уровня. Поскольку производственные условия труда рассматриваются с точки зрения их влияния на организм работающего человека, постольку оценка их фактического состояния должна основываться на учете последствий этого влияния. При этом очень важно наряду с анализом и оценкой отдельных элементов (факторов), влияющих на формирование условий труда, учесть все многообразие воздействия производственной среды с помощью единого интегрального показателя.
Количественная и качественная оценка совокупного воздействия всех факторов производственной среды на работоспособность, здоровье и жизнедеятельность человека находит выражение в показателе тяжести труда.
Под влиянием конкретных условий труда формируются три качественно определенных основных функциональных состояния организма: нормальное, пограничное (между нормой и патологией) и патологическое. Каждое из них имеет свои отличительные признаки. Степень воздействия условий труда характеризуют категории тяжести труда. В соответствии с разработанной НИИ труда «Медико-физиологической классификацией работ по тяжести» (М., НИИ труда, 1974) все работы можно разделить на шесть категорий.
К первой категории тяжестиотносятся работы, выполняемые в комфортных условиях внешней производственной среды при благоприятных величинах физической, умственной п нервно-эмоциональной нагрузок. У практически здоровых людей такие условия повышают тренированность организма и его работоспособность. Утомление в конце смены (недели) незначительное. В течение всего трудового периода жизни у человека сохраняется здоровье и высокая работоспособность. В этих условиях реакции организма представляют собой оптимальный вариант нормального функционального состояния.
Ко второй категориитяжести относятся работы, выполняемые в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действующими санитарными правилами, нормами и эргономическими рекомендациями. У практически здоровых людей, не имеющих медицинских противопоказаний к таким работам, к концу смены (недели) не возникает значительного утомления. Напряжение, степень мобилизации функций жизнеобеспечения, опорно-двигательного аппарата, высшей нервной деятельности и других подсистем организма соответствуют величине и содержанию специфической профессиональной нагрузки (физической, умственной, нервно-эмоциональной). Работоспособность существенно не нарушается, отклонений в состоянии здоровья, связанных с профессиональной деятельностью, не наблюдается в течение всего трудового периода жизни.
Таким образом, отличительным признаком первых двух категорий тяжести труда является оптимальное взаимодействие составляющих большой функциональной системы «человек — производственная среда», способствующее физическому и духовному развитию человека и эффективности его трудовой деятельности.
К третьей категориитяжести относятся работы, при выполнении которых вследствие не вполне благоприятных условий труда (в том числе повышенная мышечная, психическая или нервно-эмоциональная нагрузка) у практически здоровых людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма: ухудшаются некоторые показатели физиологических функций в межоперационных интервалах, и особенно к концу работы, по сравнению с до рабочим исходным уровнем; ухудшаются функциональные показатели в момент трудового усилия (в процессе выполнения производственных операций), и прежде всего функции центральной нервной системы; удлиняется восстановительный период; несколько ухудшаются производственные технико-экономические показатели.
Подобные отрицательные сдвиги сравнительно быстро могут быть устранены при улучшении режимов труда и отдыха, что свидетельствует о близости данного пограничного состояния к нормальному. Таким образом, при третьей категории тяжести результат труда достигается без существенных отрицательных отклонений во взаимодействии «человек — производственная среда».
К четвертой категории тяжестиотносятся работы, при которых неблагоприятные условия труда приводят к реакциям, характерным для более глубокого пограничного (предпатологического) состояния у практически здоровых людей. Большинство физиологических показателей при этом ухудшается как в межоперационных интервалах (и особенно в конце рабочих периодов), так и в момент трудового усилия. Изменяются соотношения периодов в динамике работоспособности и производительности труда. Снижаются и другие производственные показатели. Повышается уровень заболеваемости, появляются типичные производственно -обусловленные «пред заболевания», а при наличии повышенного воздействия опасных и вредных производственных факторов могут возникнуть и профессиональные заболевания, увеличивается количество и тяжесть производственных травм.
Все это свидетельствует о недостаточности первоначально сформированной функциональной системы «человек — производственная среда», так как состав ее не обеспечивает эффективного и экономного достижения результата. Поддержание работоспособности осуществляется за счет перенапряжения механизмов, компенсирующих нарушения функций организма.
К пятой категории тяжестиотносятся работы, при выполнении которых в результате весьма неблагоприятных (экстремальных) условий труда в конце рабочего периода (смены, недели) формируются реакции, характерные для патологического функционального состояния организма у практически здоровых людей. Наблюдается относительная, а иногда и абсолютная функциональная недостаточность жизне- обеспечивающих вегетативных подсистем; сильные, иногда искаженные реакции со стороны центральной нервной системы (ее высших отделов), особенно при повышенном нервно-эмоциональном и интеллектуальном напряжении и др. У большинства работающих патологические реакции исчезают после достаточного и полноценного отдыха. Однако у некоторых работников по разным причинам, в том числе и в связи с индивидуальными особенностями организма, с течением времени преходящие патологические реакции могут стабилизироваться и перейти в более или менее развитое заболевание. Поэтому для пятой категории тяжести характерен высокий уровень производственно — обусловленной и профессиональной заболеваемости. Значительно ухудшаются технико-экономические показатели, изменены и нередко хаотичны кривые работоспособности и производительности труда.
В некоторых случаях при особо неблагоприятных условиях труда явления, типичные для пятой категории тяжести, развиваются при выполнении работ вскоре после начала смены или в первые дни рабочей недоли. Такие работы относятся к шестой категории тяжести. К этой же категории относятся работы, при выполнении которых в результате чрезвычайных, часто внезапных перегрузок, как правило, при стрессовых психических (нервно-эмоциональных) ситуациях, возникают острые патологические реакции, нередко сопровождающиеся тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов. Иногда психический или эмоциональный стресс усугубляется прочими, также неблагоприятными условиями труда. Это снижает общую сопротивляемость организма к вредным и опасным производственным факторам.
В разработанной НИИ труда методике количественной оценки тяжести труда показатели функционального состояния организма (следствие воздействия производственной среды) и факторы условий труда (причины) представлены в отвлеченных числах — баллах, которые соответствуют степени воздействия условий труда (т. е. названным категориям тяжести труда).
В соответствии с классификацией тяжести работ и методикой ее количественной оценки благоприятными условиями считаются такие, при которых категория тяжести работы не превышает вторую, а число баллов — соответственно 33. При третьей категории тяжести (число баллов не более 45) условия труда рассматриваются как не вполне благоприятные, требующие соответствующего улучшения. При четвертой, пятой и шестой категориях тяжести работы условия труда рассматриваются как неблагоприятные, в связи с чем необходимы разработка и внедрение комплекса мероприятий по коренному их улучшению.
На основе регрессионно — корреляционного анализа данных, характеризующих условия труда и их воздействие на организм человека, установлена тесная зависимость между условиями труда и формированием определенной категории тяжести работы и разработаны соответствующие уравнения и графики. Использование этих уравнений позволяет расчетным способом, без проведения трудоемких и сложных медико-физиологических исследований дать оценку тяжести работы непосредственно на производстве.
Для оценки тяжести труда объединение АвтоВАЗ и НИИ труда разработали специальную Карту условий труда на рабочем месте. Подобная карта составляется на все типичные, сходные по условиям труда рабочие места, с ее помощью оценивается тяжесть работы, выполняемой на рабочем месте, участке, в цехе. Карта служит объективной основой для разработки организационно-технических, санитарно — гигиенических, экономических и других мероприятий по улучшению условий труда.
Наибольший эффект (как социальный, так и экономический) мероприятия по улучшению условий труда дают тогда, когда они разрабатываются и внедряются на стадии проектирования новых и реконструкции действующих предприятий, технологических процессов и производственного оборудования. Именно на этой стадии создаются широкие возможности для наиболее эффективного, с наименьшими затратами внедрения новейших достижений в области физиологии, психологии, гигиены труда и эргономики.
Рациональный режим труда и отдыха.
Важное место в системе мероприятий по НОТ отводится внедрению рациональных режимов труда и отдыха, обеспечивающих высокую эффективность труда и сохранение здоровья персоналу предприятия. При разработке режимов труда и отдыха необходимо руководствоваться следующим:
· рациональное чередование работы и отдыха как одно из средств предупреждения утомления должно проводиться при выполнении всех работ (функций);
· при совершенствовании режимов работы и отдыха необходимо учитывать воздействие условий труда на организм человека, его работоспособность;
· соблюдать единые принципы и методологию определения количества и продолжительности перерывов на отдых при семи и восьмичасовой смене;
· учитывать, что регламентированный отдых эффективнее, чем беспорядочные перерывы в работе, устанавливаемые по усмотрению работающих. Случайные простои из-за недостатков в организации труда и производства не могут считаться полноценным отдыхом, так как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции;
· содержание отдыха и его продолжительность должны быть подчинены одной цели — максимальному снижению утомления и обеспечению высокой и устойчивой работоспособности на протяжении рабочего дня (смены).
Внутрисменные режимы труда и отдыха включают перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых.
Обеденный перерыв необходим не только для принятия пищи, но и для снятия или ослабления утомления, накопившегося в течение первой половины рабочего дня. Эффективность этого перерыва зависит от правильного установления времени его начала, продолжительности и организации. Перерыв на обед целесообразно устанавливать в середине рабочего дня или с отклонением в пределах плюс-минус одного часа. Продолжительность перерыва должна составлять от 20 мин до 1 ч, что определяется временем, необходимым для приема пищи и для восстановления работоспособности.
Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения утомления, развивающегося в течение работы, и для личных надобностей. Время перерывов в отличие от обеденного перерыва является частью рабочего времени и учитывается при нормировании труда. Таким образом, кратковременные перерывы на отдых регламентируются. Их продолжительность зависит как от степени утомительности работы, интенсивности труда, так и от условий ее выполнения. Так, для работников, занятых в относительно благоприятных условиях труда, оптимальная продолжительность одного перерыва составляет 5—10 мин.
В соответствии с рекомендациями НИИ труда время регламентированных перерывов определяется на основе интегрального показателя утомления, получаемого в процессе психофизиологических исследований, или на основе количественной оценки тяжести работ по условиям их выполнения. Для расчетов используются две эмпирические формулы:
Тр = 1,41х-7,85;
Тр==-0,58у,
где Тр — общее время на регламентированные перерывы;
х — показатель условий труда; определяется в баллах на основе комплексной оценки тяжести работы по условиям труда;
у — показатель утомления, определяется в относительных единицах на основе интегральной оценки работоспособности по данным физиологических исследований.
В каждом конкретном случае соответствующий типовой режим может быть найден либо по показателю утомления, определяемому на основе данных физиологических исследований, либо по показателю количественной оценки условий труда, полученному расчетным способом на основе оценки отдельных факторов условий труда.
Для отдыха рабочих и служащих во время регламентированных перерывов оборудуются комнаты отдыха.
При устройстве помещения для отдыха необходимо обратить внимание на окраску его стен, так как в зависимости от цвета усиливается субъективное ощущение тепла и холода. Например, для помещений обогрева рекомендуется применять теплые цвета (бежевый, оранжевый, желтый), а для помещений радиационного охлаждения—холодные (голубой, синий, фиолетовый). Если работа связана с нервным напряжением и напряжением зрения, помещение для отдыха рекомендуется окрашивать в зеленый цвет, так как он успокаивает нервную систему и уменьшает внутриглазное давление.
При организации отдыха на предприятии важное значение имеет его содержание и активизация.
Пассивный отдых целесообразен только при тяжелых физических работах, а также при работах с постоянным хождением.
Активизация отдыха обеспечивается сменой форм деятельности и внедрением производственной гимнастики. При смене форм деятельности учитывается содержание и организация трудового процесса. В качестве активного отдыха на работах с вынужденным темпом и ритмом (поточно-конвейерный тип организации производственного процесса) применяется перемена рабочих мест и соответственно выполняемых операций. Например, целесообразно периодическое выполнение операций по принципу «поток на себя», при котором работник выполняет подряд определенное количество однородных операций, а затем такое же количество последующих операций при изготовлении одного и того же изделия. Если нет жесткой регламентации темпа, ритма и последовательности выполнения операций, смена формы деятельности обеспечивается распределением работ различной сложности и содержания по часам смены.
При смене форм деятельности необходимо учитывать следующее:
· операции, подбираемые для чередования, не должны загружать одни и те же органы и системы организма. Целесообразно чередовать физическую работу с умственной, нагрузку на орган зрения с работой, где участвуют другие анализаторы (слуховой, осязательной и др.), работу по управлению механизмами – с ручным трудом;
· при смене форм деятельности необходимо учитывать возраст работников, так как у молодых людей этот метод дает больший эффект, чем у пожилых людей;
· систематическое чередование видов труда можно вводить лишь тогда, когда работники полностью овладевают каждой из выполняемых операций;
· совмещаемая работа должна быть умеренной, менее тяжелой, чем основная;
· при совмещении работ наилучший результат достигается в том случае, если более интенсивная работа заменяется менее интенсивной, более трудная и сложная — простой, более монотонная — менее монотонной;
· чередуемые работы должны отличаться по характеру рабочей позы, по нагрузке на разные звенья двигательного аппарата, обеспечивать переключение деятельности с одних мышечных групп на другие. Статическое напряжение мышц в известных пределах является стимулятором динамической работы. Это необходимо учитывать при совмещении работ;
· для устранения монотонности работы рекомендуется смена предметов труда, различающихся по цвету и форме. Например, в первые часы работы целесообразно обрабатывать предметы темных тонов, а в конце рабочей смены — светлых. Чередование обрабатываемых предметов труда следует приурочивать к моментам появления утомления;
· в зависимости от скорости перестройки рабочего динамического стереотипа (это зависит от сложности работ) чередование выполняемых работ во времени может осуществляться в течение рабочей смены, недели или более длительных отрезков времени;
· на участках с неблагоприятными условиями труда совмещение операций применяется с целью сокращения времени воздействия неблагоприятных факторов на организм человека.
Производственная гимнастика как вид активного отдыха должна использоваться для предупреждения переутомления и повышения работоспособности трудящихся. Производственная гимнастика имеет три основные формы: вводная гимнастика, физкультурная пауза и физкультурная минутка.
Вводная гимнастика проводится в начале рабочего дня в течение 5—7 мин.
Цель вводной гимнастики — ускорить физиологические процессы и тем самым обеспечить большую готовность организма человека к работе в результате увеличения подвижности нервных процессов возбуждения и торможения, более быстрого возобновления рабочего динамического стереотипа, ускорения процесса врабатывания. Поэтому вводная гимнастика должна включать упражнения, активизирующие деятельность организма, способствующие сосредоточению внимания, имитирующие рабочие движения. Темп выполняемых упражнений должен несколько превышать обычный темп работы. Комплекс вводной гимнастики, как правило, состоит из 6—8 упражнений.
Физкультурная пауза рекомендуется проводить один — три раза в смену продолжительностью 5—10 мин с целью поддержания высокой работоспособности в течение рабочего дня. Физкультурные паузы следует проводить в период начинающегося утомления. Ориентиром времени их проведения должны служить признаки спада работоспособности. Содержание физкультурных пауз определяется с учетом характерных особенностей трудовой деятельности.
Физкультурные минутки проводятся для снижения локального утомления. Они особенно необходимы для людей умственного труда, так как их работа малоподвижна и связана с напряжением внимания и зрения. Проводятся физкультурные минутки индивидуально или коллективно. В течение 2—3 мин выполняются два-три упражнения: сначала потягивание, следующие два упражнения подбираются в зависимости от того, в какой части тела чувствуется усталость. Обычно это упражнения для мышц шеи, спины, рук, ног. Полезно включать в физкультурную минутку упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, а также дыхательные упражнения.
В комплексе мероприятий по НОТ, направленных на ограничение утомления, сохранение и укрепление здоровья работающих, важное место занимают психогенные методы (в том числе аутогенная тренировка, обучение приемам «психосаморегу-ляции»), а также создание так называемых «комнат психологической разгрузки».
Среди средств, способствующих повышению работоспособности, заметное место занимает производственная (функциональная) музыка. Наиболее эффективно применение производственной музыки при выполнении однообразных, большей частью простых, монотонных работ с небольшой, но однообразной мышечной загрузкой при дефиците информации. Это в первую очередь поточно-.конвейерные работы.
В НИИ труда были разработаны методические рекомендации по применению функциональной музыки на промышленных предприятиях, которые использовались в целях предупреждения развития переутомления работников как физического, так и умственного труда.
В соответствии с рекомендациями наиболее целесообразно применение функциональной музыки в массовом и крупносерийном производстве с конвейерно-поточной организацией труда на несложных работах, характеризующихся ритмичностью, монотонностью, небольшой и равномерной физической нагрузкой в течение смены, однообразием движений и позы, ограниченной и однообразной нагрузкой на сенсорные органы человека.
Противопоказано применение музыки в рабочее время на работах:
· экспериментально-опытного и контрольного характера, а также по наладке и ремонту оборудования;
· требующих высокой концентрации внимания, умственной сосредоточенности и ответственности;
· характеризующихся следующим комплексом отрицательных условий: неблагоприятный микроклимат, повышенный шум, значительная физическая нагрузка, многообразие движений и поз, повышенное нервно-психическое напряжение.
Эффективность внедряемых режимов труда и отдыха зависит от того, насколько правильно учитываются закономерности суточной динамики протекания биологических процессов в организме человека. Установлено, что сила и направленность его реакций изменяются в зависимости от времени суток. Утром и днем важнейшие психофизиологические функции человека отличаются наибольшей, а в ночное время — наименьшей активностью.
Учитывая неблагоприятное воздействие ночных смен на здоровье работников и их производственные показатели, необходимо изыскивать возможности сокращения работ в ночное время, в частности путем применения рациональных графиков сменности, максимально сокращающих ночную работу.
Работоспособность человека в течение недели также подвержена циклическим изменениям. В первые два дня она нарастает, что соответствует периоду врабатывания. В недельной динамике фаза высокой работоспособности приходится на второй — четвертый дни недели, поэтому необходимо максимальное использование этих дней в интересах производства.
Зачем нам аттестация рабочих мест и куда смотреть, чтобы все сделать согласно требованиям законодательства?
На данный момент существуют два основных документа, в которые необходимо заглянуть перед проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки условий труда: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» с последующими изменениями и дополнениями (определяет порядок проведения аттестации рабочих мест) и Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.08.2008 № 35 с изменениями (для оценки условий труда при аттестации).
Главная цель аттестации рабочих мест – улучшение условий труда работающих. Проводится комплексная оценка условий труда на конкретном рабочем месте, а результаты такой оценки помогают максимально справедливо и грамотно разработать и реализовать план мероприятий по улучшению условий труда. Именно аттестация рабочих мест по условиям труда определяет право работника на пенсию по возрасту, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, доплаты за работы с вредными или опасными условиями труда.
С чего начать?
Начинаем с того, что издаем приказ о проведении аттестации рабочих мест. Затем утверждаем состав аттестационной комиссии. Возможен такой вариант, что аттестационные комиссии понадобятся и в структурных подразделениях. Приказом назначаем председателя аттестационной комиссии, а также того, кто будет нести ответственность за ведение и хранение документации по аттестации. Определяем полномочия аттестационной комиссии, устанавливаем сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Читать далее — Какие места нужно аттестовывать?
Интересные материалы:
- 3 класс условий труда
Добавить в "Нужное" Обновление: 18 декабря 2019 г.Работникам, занятым на работах с вредными и/или опасными…
- Оценка условий труда ОКПД
Иван Иванов ОКПД 2 и ОКВЭД 2 — это ключевые классификаторы профессиональной деятельности в России,…
- Инструкция по охране труда 2707
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 12 декабря 2017 г. N 2585р Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru Новости и…
- План обучения работников по охране труда
Что представляет собой типовая программа обучения по охране труда?Под типовой программой обучения по охране труда…
- Работа в зимних условиях охрана труда
2.8. Требования охраны труда при производстверабот в зимний период 2.8.1. Работы по очистке стрелочных переводов…