Куперс

Бухучет и анализ

2 форма секретности

Как известно, служба в армии накладывает на человека ряд существенных ограничений. По сути, военнослужащие существуют в системе, где все подчиняется приказам по вертикали власти. Таким образом может быть наложено любое ограничение, которое придется выполнять. Особенно, если служба связана с исполнением определенных обязанностей. Например, с доступом к секретным данным. В этом случае, приходится ограничивать себя во многом, например, в настоящее время невозможен выезд за границу при секретности.

Кому может быть временно ограничен выезд за пределы России?

Несмотря на то, что все граждане свободны в своих перемещениях, это не относится к военнослужащим. Им могут запретить выезд за границу, при определенных обстоятельствах. К примеру, с 2014 года сотрудникам силовых ведомств, к которым относится и вооруженные силы, вообще запрещено выезжать за рубеж. Однако некоторым военнослужащим этого делать и так было нельзя. Во всяком случае, без разрешения командования.

Итак, в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993г. № 5485-I «О государственной тайне» и ведомственными приказами Министерства обороны, те военнослужащие, которые имеют доступ к секретным сведениям имеют ограничение по выезду из России. Однако такие ограничения являются неодинаковыми для всех. Ведь существует три степени секретности, для сведений, которые являются государственной тайной:

— «особая важность»;

— «совершенно секретно»;

— «секретно».

В соответствии с законом о государственной тайне выезд за границу запрещен только лицам, допущенным к сведениям особой важности. Однако ведомственные приказы создают определенные ограничения и для тех лиц, которые допущены к просто секретным сведениям. Хотя по закону само по себе это и не создает препятствий для выезда за границу. При этом у человека должен быть заключен контракт на прохождение военной службы и подписан допуск к секретным сведениям.

Каким образом ограничивается выезд за границу при секретности?

1. Для ограничения или полного запрета выезда за границу по секретности у лица должен быть, прежде всего, именно допуск к государственной тайне. Кроме того, этот допуск должен быть не просто формальным, а лицо должно дать подписку о неразглашении, и должны быть реальные доказательства осведомленности военнослужащего, допущенного к государственной тайне. При этом:

2. Заключение контракта на прохождение военной службы практически всегда предполагает временное ограничение права на выезд за границы Российской Федерации. За нарушение этого правила военнослужащий может быть уволен за нарушение условий контракта. Однако, существующая судебная практика эту норму таким образом, что сам по себе контракт не означает, что на военнослужащего не могут быть возложен и другие ограничения по секретности, предусмотренные российским законодательством.

3. Ограничение на выезд за границу по секретности действует только до окончания срока такого ограничения. Это значит, что в контракте или допуске должен быть указан срок ограничений после окончания работы с секретными сведениями. По общему правилу, такой срок может составлять пять лет с момента последнего ознакомления военнослужащего с документами, которые содержат совершенно секретные сведения или сведения особой важности. Для просто секретных сведений могут быть установлены меньшие сроки, или вообще не предусмотрено ограничение по окончанию работы с секретными сведениями.

Однако, в отношении отдельных военнослужащих такой срок ограничения на выезд после окончания допуска к секретности может быть продлен на более длительное время. Такое решение принимает командование по решению Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Максимальное ограничение при это не может быть более десяти лет в общей сложности. Если гражданин не согласен с таким ограничением он может обжаловать это решение. Для этого нужно написать заявление и направить его в саму Комиссию. Кроме того, всегда остается право на обращение в суд, при этом перед подачей искового заявления и открытия судебного процесса обращаться в Комиссию нет необходимости.

Общие правила выезда за границу для военнослужащих

Подписывая контракт на прохождение воинской службы необходимо помнить, что он в любом случае накладывает ограничения. Даже если у военнослужащего нет допуска к секретным сведениям, он все равно должен ставить в известность командование о месте проведения отпуска. При допуске к обычным секретным сведениям необходимо подавать рапорт с запросом разрешения на выезд даже в страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан или Республика Белоруссия. Только после одобрения командования и других служб, при необходимости, можно совершать такую поездку. При этом разрешение на выезд должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства. Выезд в страны дальнего зарубежья военнослужащие осуществляют только по заграничным паспортам, как и остальные граждане РФ.

Особенности допуска специальных субъектов к сведениям, составляющим государственную тайну

МОРОЗОВ Юрий Васильевич, старший офицер подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району, подполковник юстиции, кандидат юридических наук

683032, Россия, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т Карла Маркса, 1/1

E-mail: morozov-j-v@mail.ru

Статья посвящена проблемам, связанным с допуском специальных субъектов — лиц, не являющихся гражданами России, лиц, имеющих двойное гражданство, эмигрантов, реэмигрантов, в том числе граждан России, имеющих вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства, к сведениям, составляющим государственную тайну.

Целью исследования является анализ современного состояния законодательства о государственной тайне, регулирующего порядок допуска специальных субъектов к секретной информации. Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации законодательства о государственной тайне.

В ходе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы познания, составившие методологическую основу научных выводов.

Автором анализируется законодательство о государственной тайне, приводятся примеры несоответствия, имеющиеся в нормативных правовых актах и судебной практике. Раскрываются особенности допуска специальных субъектов к сведениям, составляющим государственную тайну. Проведен анализ в отношении каждой категории лиц, которые в какой-либо степени связаны или были связаны с иностранным государством. С учетом позиции Конституционного Суда России относительно вопроса о безопасности государства обосновывается необходимость на законодательном уровне ограничить специальных субъектов в допуске к секретным сведениям, тем самым в данной сфере правоотношений приравняв указанных лиц к иностранным гражданам. Закрепление такого положения на законодательном уровне позволит избежать рисков возможной «утечки» секретной информации.

Ключевые слова: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, полипатриды, эмигранты, реэмигранты, государственная тайна.

Features of Authorization for Special Entities to State Secret Information

1/1, Karl Marx ave., Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683032

E-mail: morozov-j-v@mail.ru

Keywords: foreign citizens, stateless persons, dual nationals, polypetide, emigrants, re-emigrants, state secret.

DOI: 10.12737^^2018_7_11

На фоне агрессивной политики стран — членов НАТО и активизации подрывной деятельности спецслужб против Российской Федерации наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство страны1. Кроме того, расширение внешнеэкономических связей России способствовало появлению на ее рынке услуг, предоставляемых иностранными компаниями. Активизация данных процессов как следствие расширения круга правовых отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — апатриды)2 породила проблемы, связанные в первую очередь с защитой информации, в частности, содержащей государственную тайну.

Ярким подтверждением такой ситуации являются возникающие на повестке дня острые и актуальные вопросы обеспечения защиты государственной тайны, требующие от спецслужб своевременного их решения, в частности принятия адекватных мер по усилению контроля за соблюдением режима секретности. При этом отсутствие должного внимания может стать причиной формирования нелегальной системы сбора, обработки и хранения

1 См. п. 11 Военной доктрины Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).

2 Категории «иностранный гражданин»,

«иностранец» и «лицо, не являющееся гражданином России» используются нами и по отношению к лицам без гражданства, за исключением специально оговариваемых случаев, когда федеральным законом либо международным правовым актом для лиц без гражданства установлены особые правила.

иностранцами различного рода информации для дальнейшей ее передачи иностранным спецслужбам, что создаст реальную угрозу обороне страны и безопасности государства.

Отмеченные факты указывают на актуальность темы и необходимость ее исследования. Между тем закрытость отдельных аспектов, ограниченное количество работ по данной тематике и малая база судебной практики, находящаяся в открытом доступе, порождают определенные трудности в формировании правовых основ и правоприменительной деятельности. Тем не менее, несмотря на имеющиеся ограничения, научная деятельность в данном направлении ведется, в открытом фонде имеется ряд диссертационных исследований, монографий и научных публикаций.

Так, исследуя вопросы государственной тайны, М. Ю. Мартышин отмечает, что институт государственной тайны включает три составляющие: «сведения, относимые законодателем к государственной тайне; механизм защиты сведений, составляющих государственную тайну; санкции, применяемые за нарушение режима государственной тайны»3.

М. В. Демьянец, В. М. Елин и А. К. Жарова указывают, что «режим государственной тайны определяет и устанавливает: информацию, которая относится к государственной тайне, и информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне; порядок отнесе-

3 Мартышин М. Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.

ния информации к государственной тайне (порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну); порядок рассекречивания государственной тайны; особый порядок допуска (или доступа) к государственной тайне; порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну; порядок обеспечения защиты государственной тайны; ответственность за нарушения режима государственной тайны»4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы государственной тайны нашли отражение и в решениях Конституционного Суда РФ, который, давая правовую оценку режиму государственной тайны, указал, что он «состоит в ограничении доступа к защищаемым государством сведениям в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»5.

Из контекста видно, что режим государственной тайны представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию, включающую различные составляющие, в рамках которых компетентными органами осуществляется комплекс мероприятий по решению вопросов, в частности, связанных с соблюдением режима секретности и допуском лиц к сведениям, составляющим государственную тайну.

Структура данного правового режима, как и любого другого, содержит в себе такие элементы, как целевое предназначение, объект(ин-формация, охраняемая законом), субъект, правовые средства и др.

Говоря о субъекте, который для нас в настоящее время представляет наибольший интерес, отме-

4 Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М., 2014.

5 Определение КС РФ от 8 декабря 2011 г. № 1676-О-О.

тим, что участниками правоотношений, возникающих в рамках правового режима, являются физические и юридические лица. Между тем, учитывая достаточно широкий их круг, предлагаем остановиться на физических лицах — специальных субъектах, а именно иностранцах, гражданах РФ, имеющих гражданство иностранного государства, эмигрантах, реэмигрантах, в том числе гражданах РФ, имеющих вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Так, порядок допуска физических лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, зависит прежде всего от их правового статуса (иностранный гражданин, апатрид, бипатрид, эмигрант и реэмигрант и т. д.). При этом на каждую группу субъектов в зависимости от правового статуса распространяются только те правовые акты, которые регулируют правоотношения конкретно с их участием.

Конституция России, регулируя порядок допуска к информации, в ч. 4 ст. 29 определила, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Регламентируя соответствующий порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, федеральный законодатель в пределах своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ сформировал правовую платформу в данной сфере посредством принятия таких правовых актов, как Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-[ «О государственной тайне» (далее — Закон № 5485-И), Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и др.

Исследование правовой составляющей порядка допуска специ-

альных субъектов к секретным сведениям следует начать с Закона № 5485-Х, который, будучи базовым в сфере защиты государственной тайны, закрепил правовую основу категорий, формирующих понятийный аппарат в рассматриваемой нами сфере правоотношений. Так, формулируя дефиницию понятия «государственная тайна», федеральный законодатель определил,что государственная тайна — это «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона № 5485-1). Закон также установил, что допуском к государственной тайне является процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, рассматриваемый нами Закон разделил имеющуюся «закрытую» информацию в зависимости от секретности на три степени, которым соответствуют определенные формы допуска к государственной тайне, а именно: «особая важность» соответствует первой форме допуска, «совершенно секретно» — второй форме и «секретно» — третьей форме.

Законодатель, регламентируя порядок допуска иностранцев, бипа-тридов, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, в ст. 21 Закона № 5485-1 определил, что допуск таких лиц осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» (далее — постановление № 1003).

Устанавливая предел доступности иностранцев, бипатридов, эмигрантов и реэмигрантов к сведе-

ниям, имеющим гриф секретности, постановление определило, что такие лица допускаются только к информации, носящей гриф «секретно». При этом апатриды к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям, как правило, не допускаются.

Из содержания указанного видно, что формулировка «как правило», относящаяся к апатридам, не носит категоричный характер. Отсюда следует, что в исключительных случаях допуск таких лиц к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям возможен.

Устанавливая соответствующий порядок допуска к государственной тайне лиц из числа граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, постановление № 1003 определило, что лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, в порядке, установленном для должностных лиц и граждан РФ. В связи с этим к содержанию указанного постановления возникает вполне логичный вопрос: граждане, получившие двойное гражданство в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну? В данном постановлении идет ссылка на Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР», имеющий в настоящее время всего четыре статьи, который на сегодняшний день не актуален и применяется со значительными ограничениями.

Из данного постановления также следует, что на лиц, имеющих двойное гражданство, распространяется постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63, регулирующее порядок допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне. Несмотря на то что во многих федеральных законах в

отношении граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, встречаются ограничения, связанные с назначением их на некоторые государственные должности, постановление № 1003 в части допуска бипатридов к государственной тайне, во-первых, не только приравнивает последних к гражданам РФ, не имеющим гражданства иностранного государства и постоянно проживающим на территории РФ, но и не запрещает допуск указанных лиц к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности.

Кроме того, отметим, что отсутствие в вышеуказанном правовом акте строгих рамок, определяющих порядок допуска к секретным сведениям лиц из числа граждан РФ, при наличии обстоятельств, указывающих на их связь с иностранным государством, является одним из факторов, создающих угрозу государственной тайне.

Рассматривая данную категорию лиц, не следует ставить знак равенства между понятиями «двойное гражданство» и «второе гражданство», так как они отличаются правомерностью получения. Кратко обоснуем эту позицию. Так, ч. 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что гражданин России может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

Из данного положения следует, что термин «двойное гражданство» имеет правовую основу, механизм реализации которой закреплен Конституцией, законодательством и международными договорами России. Что же касается понятия «второе гражданство», то к данной категории следует отнести лиц, получивших гражданство иностранного государства, с которым отсутствует международный договор РФ.

При этом не стоит забывать, что у таких граждан РФ, получивших второе гражданство вне рамок правового поля России, а также у лиц,

имеющих двойное гражданство, возможно наличие более двух гражданств иностранных государств (полипатриды), полученных незаконно, которые достаточно свободно легализуются путем своевременного уведомления компетентных органов об их получении.

Безусловно, такие граждане рассматриваются Конституцией РФ как граждане РФ, которая гарантирует им свое покровительство. Между тем, приравнивая данных лиц в части допуска к секретным сведениям к гражданам РФ, не являющимся таковыми, не следует забывать, что указанные лица также являются и гражданами иностранного государства, которое может осуществлять их дипломатическую защиту6. Более того, остается догадываться, какие интересы преследовали и чем руководствовались такие лица, получая двойное или второе гражданство, а также граждане РФ, получая вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства. При этом никто не гарантирует, что указанные лица не стали объектами (агентами) иностранных спецслужб.

Подводя краткий итог изложенному, с учетом неточностей, имеющихся в нормативных правовых актах, видится необходимым в Законе № 5485-[ и постановлении № 1003 вместо термина «лица, имеющие двойное гражданство» использовать понятие «граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства», а также включить категорию лиц из числа граждан РФ, имеющих вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства. При этом в отношении указанных категорий лиц предусмотреть ограничения в допуске к секретной информации и

6 См. ч. 2 ст. 6 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/62/67 от 6 декабря 2007 г.

запрет к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям.

Надеемся, что нормативные правовые акты в области защиты государственной тайны будут «идти в ногу со временем», не создавая на правовом уровне противоречий, тем самым не становясь предметом судебных споров.

Регулируя порядок допуска эмигрантов и реэмигрантов к секретным сведениям, постановление № 1003 устанавливает, что допуск к государственной тайне «определяется в соответствии с настоящим Положением исходя из гражданства указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне» (п. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед тем как проанализировать порядок допуска эмигрантов и реэмигрантов к сведениям, составляющим государственную тайну, следует уточнить понятийный аппарат, изложенный в правовых актах и научной литературе, поскольку имеющаяся терминология помимо миграционного законодательства применима также к законодательству о государственной тайне.

Так, в постановлении Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998—2000 годы» к эмигрантам относятся: граждане РФ, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание; лица из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывших на территорию РФ и получивших временное убежище, выезжающие с территории РФ на место жительства в другие государства; граждане бывшего СССР, проживающие на территории РФ, но не являющиеся гражданами РФ, выезжающие с ее территории.

Что касается реэмигрантов, то с учетом сформулированного М. Ю. Тихомировым7 определения

7 См.: Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 759.

понятия «реэмиграция» реэмигрантом следует считать эмигранта, возвратившегося в страну своего гражданства (подданства), постоянного проживания или происхождения из эмиграции.

Анализируя процедуру допуска эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, с учетом формулировки, указанной в постановлении № 1003, а именно: допуск таких лиц осуществляется «исходя из гражданства указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне», и если предположить, что такие лица являются гражданами РФ, то можно утверждать, что данная лояльность не только порождает вопросы, касающиеся допуска указанных лиц к государственной тайне, но и, конечно же, противоречит интересам безопасности государства. По нашему мнению, такие лица, имеющие гражданство РФ, должны быть также ограничены в доступе к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям. При этом такое ограничение необходимо закрепить на законодательном уровне.

В качестве положительного примера следует привести постановление Совмина СССР от 11 июня 1948 г. № 2017-790сс «О порядке расселения в СССР реэмигрантов и членов их семей». Государство в послевоенные годы с учетом внешнеполитической ситуации в стране и за рубежом, принимая данный правовой акт в отношении реэмигрантов, руководствовалось в первую очередь интересами национальной безопасности, а не гуманными соображениями, как это, к сожалению, просматривается в действующих нормативных правовых актах. Более того, не следует забывать, что прибывшие в страну эмигранты и реэмигранты также могут оказаться объектами спецслужб иностранных государств, основной целью которых является сбор информации и подрывная деятельность на территории РФ.

Итак, учитывая правовой статус специальных субъектов, а также позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, указавших, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»8, видится необходимым в вопросах допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, приравнять таких лиц к иностранным гражданам.

Не нарушая последовательность проводимого нами исследования, отметим, что федеральный законодатель также регламентирует порядок допуска к секретным сведениям иностранных граждан из числа адвокатов. Так, ст. 211 Закона № 5485-Х, регулируя порядок допуска к государственной тайне адвокатов, определяет, что «адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона».

Как видим, данный Закон с учетом правового статуса адвокатов предусматривает их допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Что касается Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ), то он, регламентируя деятельность адвокатов, предоста-

8 См. определение ВС РФ от 14 сентября 2016 г. № 301-КГ16-5720 по делу № А82-3568/2015, постановление КС РФ от 4 октября 2016 г. № 18-П.

вил возможность адвокатам иностранного государства оказывать юридическую помощь на территории РФ только по вопросам данного иностранного государства. При этом адвокатам из числа иностранных граждан запрещено оказывать юридическую помощь на территории страны по вопросам, связанным с государственной тайной РФ.

Из содержания указанного Закона видно, что в нем предпринята попытка урегулировать вопросы допуска к государственной тайне адвокатов в зависимости от их правового статуса. В то же время Закон № 5485-1, являющийся базовым в данной сфере правоотношений, регулируя такой порядок, предоставляет возможность допуска адвокатов в процессе своей деятельности к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от их правового статуса.

Отметим, что при этом ни Закон № 5485-1, ни Федеральный закон № 63-ФЗ не регламентируют порядок допуска адвокатов по оказанию юридической помощи на территории страны по вопросам, связанным с государственной тайной РФ, из числа граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Из этого следует, что адвокаты из числа таких лиц могут оказывать услуги, связанные с государственной тайной.

Более того, если руководствоваться доводами Конституционного Суда РФ относительно ст. 21 и 211 Закона № 5485-1, то данные нормы «не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к госу-

дарственной тайне»9. При этом Суд в своем определении не разделяет адвокатов в зависимости от их правового статуса.

Из буквального толкования указанного следует, что допуск адвокатов к деятельности, связанной с оказанием юридической помощи на территории РФ по вопросам государственной тайны РФ, без проведения проверочных мероприятий осуществляется в том числе включая:

граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства;

эмигрантов и реэмигрантов из числа граждан РФ;

граждан РФ, имеющих вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Безусловно, можно долго дискутировать относительно позиции Конституционного Суда РФ, спорных моментов, имеющихся в правовых актах, однако в озвученном определении какие-либо ссылки на нормативные правовые акты, ограничивающие допуск адвокатов из числа вышеуказанных категорий к секретным сведениям, отсутствуют.

Анализ законодательства о государственной тайне показал, что за период существования Закона № 5485-1 в него было внесено всего 14 изменений и дополнений. Отметим, что такое состояние с учетом имеющихся недостатков указывает не только на несовершенство правового акта, но и на отсутствие к нему должного внимания со стороны органов законодательной и исполнительной власти.

Следует согласиться с мнением Конституционного Суда РФ10 в том, что Закон № 5485-1 устанавливает порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, основания для отказа к такому до-

9 См. определение КС РФ от 10 ноября 2002 г. № 314-О.

10 См. определение КС РФ от 25 февраля 2016 г. № 245-О.

пуску, а также условия его прекращения. Кроме того, допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен при выявлении в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Однако не следует забывать о человеческом факторе и нюансах, которые могут повлиять на результаты проверки. Достаточно вспомнить о «предателях Родины», например, о Б. А. Березовском, который в 1996 г., на момент назначения его на должность заместителя секретаря Совета безопасности РФ, будучи гражданином РФ, имел гражданство Израиля,полученное им в 1993 г., и других лицах, прошедших проверку, но впоследствии покинувших Россию.

Можно привести массу негативных примеров, но не стоит забывать, что с учетом активизации иностранных спецслужб в информационном пространстве одной из основных задач государства остается обеспечение национальной безопасности, в частности предотвращение утечки информации, составляющей государственную тайну. Именно поэтому ограничение доступа специальных субъектов к секретной информации, закрепленной на законодательном уровне, позволит минимизировать вероятность утечки информации, имеющей различную степень секретности, и будет способствовать обеспечению национальной безопасности РФ.

Таким образом, совершенствование системы допуска специальных субъектов к государственной тайне должно осуществляться посредством:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правовых средств, создающих условия для воспрепятствования незаконного доступа к сведениям, содержащим государственную тайну;

организационных, оперативных и иных мер, направленных на противодействие незаконному доступу

«нежелательных лиц» к секретной информации.

При этом совершенствование системы допуска лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, должно осуществляться по таким направлениям, как:

приведение нормативных правовых актов, регулирующих порядок допуска специальных субъектов к государственной тайне с учетом требований, предъявляемых современной ситуацией в стране и за рубежом;

оперативное реагирование компетентных органов на негативные проявления иностранных государств с целью «ограждения» граждан таких государств и иных специаль-

ных субъектов от получения информации, составляющей государственную тайну.

Нормативные правовые акты в сфере защиты государственной тайны должны формироваться с учетом:

анализа имеющихся нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения с участием специальных субъектов в области охраны государственной тайны;

анализа угроз национальной безопасности;

состояния международных договоров РФ по вопросам допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обмена секретной информацией и других факторов.

Библиографический список

Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М., 2014.

Мартышин М. Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2005.

В данный момент любой человек имеющий 2 форму допуска к государственной тайне и ознакомленный с совершенно секретными сведениями не имеет возможности выехать из страны в течение 5 лет после последнего ознакомления с документами.
Вторая форма допуска очень распространена. Её оформляют в армии, в большом количестве НИИ, конструкторских бюро, на производстве для оборонного комплекса. Естественно у большинства людей со второй формой есть и реальное ознакомление с сов. секретными документами и на них действует ограничение выезда.
Такое ограничение отпугивает сотрудников от всех гражданских и военных специальностей, таким образом снижая количество кадров в областях, где и без того не хватает специалистов из-за низких зарплат. Молодые специалисты предпочитают работать не по специальности, но не связываться с невыездом.
Возможно в советское время данная форма ограничения распространения закрытых данных и имела смысл. Въезд и выезд из страны жёстко контролировался, был минимален, и передать данные можно было только лично. Ситуация давно изменилась. Есть Интернет, миллионы людей свободно въезжают и выезжают из Российской Федерации. Передать информацию стало легко в любой форме. Но этот изживший себя закон всё равно действует, отпугивая кадры от тех областей, где они реально нужны и уже сейчас.
Данные ограничения также противоречат Конституции Российской Федерации:
Статья 27 п.2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 17 п.2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В дополнение к этому ограничения на выезд противоречат и нашим международным соглашениям, Россия, вступая в Совет Европы (28.02.1996) приняла на себя обязательства «немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки людей, владеющих государственными секретами, оставив лишь те ограничения, которые являются общепринятыми в государствах членах Совета Европы» (Заключение №193 Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы п.10-XV, принято 25.01.1996).
В данный момент ограничения на выезд по причинам секретности известной информации отсутствуют не только в странах-участниках Совета Европы, но и в странах СНГ.
Исходя из вышеизложенного я предлагаю отменить ограничение выезда для лиц, ознакомленных только с документами под грифом «Совершенно секретно». Граждане, ознакомленные с этими документами, не должны быть ущемлены в правах, тем более, если это ущемление уже давно не несет практической пользы и наносит вред целым отраслям производства, науки и обороны. При невозможности полной отмены невыезда, предлагаю рассмотреть хотя бы снижение срока невыезда после последнего ознакомления до одного года.

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт ИП Завгородний А.А., (далее – Сайт ИП Завгородний А.А.) расположенный на доменном имени https://licenziya-fsb.com/ (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта https://licenziya-fsb.com/ (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

Определение терминов
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом ИП Завгородний А.А., действующие от имени ИП Завгородний А.А., которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт ИП Завгородний А.А.» — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): https://licenziya-fsb.com/, а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту ИП Завгородний А.А., а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1.1.5. «Пользователь сайта ИП Завгородний А.А.» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту ИП Завгородний А.А., посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта ИП Завгородний А.А..
1.1.7. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на сайт ИП Завгородний А.А.
Общие положения 2.1. Использование сайта ИП Завгородний А.А. Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта ИП Завгородний А.А..
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту ИП Завгородний А.А. Сайт ИП Завгородний А.А. не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте ИП Завгородний А.А.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.
Предмет политики конфиденциальности 3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте ИП Завгородний А.А., при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте ИП Завгородний А.А. и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. Имя Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.3. Сайт ИП Завгородний А.А. защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
IP адрес
информация из cookies
информация о браузере
время доступа
реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта , требующим авторизации.
3.3.2. Сайт ИП Завгородний А.А. осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.
Цели сбора персональной информации пользователя 4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте ИП Завгородний А.А для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта ИП Завгородний А.А., оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта ИП Завгородний А.А., если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта ИП Завгородний А.А..
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.
Способы и сроки обработки персональной информации 5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте ИП Завгородний А.А., включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.
Права и обязанности сторон 6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта ИП Завгородний А.А., и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
Ответственность сторон 7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта ИП Завгородний А.А., несет лицо, предоставившее такую информацию.
7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта ИП Завгородний А.А., может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте ИП Завгородний А.А..
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте ИП Завгородний А.А) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ИП Завгородний А.А..
7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте ИП Завгородний А.А или передаваемых через него.
7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте ИП Завгородний А.А., включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.
Разрешение споров 8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.
Дополнительные условия 9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте ИП Завгородний А.А., если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу:
9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу https://licenziya-fsb.com/
Обновлено: 24 января 2020 года
Главный офис в г. Москва, ИП Завгородний А.А., Бутырский вал, дом 5, офис 511 Представительство в г. Санкт-Петербург, ИП Завгородний А.А., Бассейная, дом 21а, офис 711

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх